Что будет вместо бигза на экспобеле
Bigzz и «Копилка» все. На месте первого гипермаркета Bigzz в «Экспобеле» откроется Green
Последние 4 магазина торговой сети Bigzz распродают остатки продукции и готовятся к закрытию. На некоторых уже сняли логотипы и вывески. То же самое происходит с магазинами сети дискаунтеров «Копилка». На месте этих магазинов откроются объекты других ритейлеров.
О закрытии сети эксперты рынка говорили достаточно давно. Подтверждением этого факта стало закрытие в октябре прошлого года пяти магазинов сети по ул. Белинского, Жудро, Жукова, Налибокской и по пр. Машерова. Последний супермаркет работал в режиме 24/7. На их месте открылись супермаркеты «Соседей».
В итоге под вывеской Bigzz осталось осталось 4 торговых объекта: гипермаркет в ТРЦ «Экспобел» и супермаркеты по пр. Дзержинского, ул. Кальварийской, а также в ТРЦ Palazzo.
Владельцем сети является компания «Баниар», которая развивала также сеть дискаунтеров «Копилка».
Во многих СМИ появилась информация о продаже компанией «Баниар» своего розничного бизнеса, однако эксперты считают, что это не соответствует действительности. Все магазины Bigzz,/«Копилка» работали на правах аренды, поэтому единственный оставшийся актив — это торговая марка. Вряд ли кто-то из существующих операторов решиться выкупить этот актив и вдохнуть новую жизнь в эту торговую марку.
Претендентами на освободившиеся места называют торговые сети «Соседи», «Евроопт» и Green. Известно, что часть площадей уже отошло «Соседям», однако в компании говорят, что не претендуют на все четыре объекта.
В Expobel появился новый супермаркет. Но скоро он закроется, и вот почему
Bigzz работал долгих 16 лет, а недавно закрылся. Но пустовать прилавкам исчезнувшего супермаркета, судя по всему, суждено недолго: уже сегодня на его месте в ТЦ Expobel открылся новый магазин. Его решили сделать безымянным, потому что проработает он совсем недолго. Рассказываем, в чем дело.
Новый супермаркет открылся сегодня в 15:00. Ленточек, шариков и веселой музыки не было — все тихо и максимально скромно.
Все дело в том, что компания «Белвиллесден», которая стала одним из кандидатов на покупку «останков» Bigzz, решила открыть временную точку, а чуть позже переместиться в новую часть торгового центра и уже тогда красиво распахнуть двери нового «Гиппо».
— Мы сделали все возможное, чтобы в самые кратчайшие сроки открыть продуктовый магазин на месте бывшего Bigzz. Мы понимаем, как важно иметь продовольственный магазин в торговом центре, и мы обеспечим хороший ассортимент и сервис.
Но магазин сейчас без имени и без вывески. Потому что совсем скоро, в июне, мы откроем в этом же здании в новой части центра наш новый большой гипермаркет «Гиппо», где в полной мере применим всю нашу экспертизу.
Мы уже начали ремонтные работы. Широкий ассортимент овощей и фруктов, большой фуд-корт, расширенная линейка здорового питания, много свежей выпечки, мяса и рыбы ожидает наших гостей. Мы приложим все усилия, чтобы по-хорошему удивить наших покупателей и сделать «Гиппо» в Expobel любимым местом покупок, — прокомментировали Onliner в компании.
В «Экспобеле» появился новый супермаркет. Но скоро он закроется, и вот почему
Bigzz работал долгих 16 лет, а недавно закрылся. Но пустовать прилавкам исчезнувшего супермаркета, судя по всему, суждено недолго: уже сегодня на его месте в ТЦ «Экспобел» открылся новый магазин. Его решили сделать безымянным, потому что проработает он совсем недолго. Рассказываем, в чем дело.
Новый супермаркет открылся сегодня в 15:00. Ленточек, шариков и веселой музыки не было — все тихо и максимально скромно.
Все дело в том, что компания «Белвиллесден», которая стала одним из кандидатов на покупку «останков» Bigzz, решила открыть временную точку, а чуть позже переместиться в новую часть торгового центра и уже тогда красиво распахнуть двери нового «Гиппо».
— Мы сделали все возможное, чтобы в самые кратчайшие сроки открыть продуктовый магазин на месте бывшего Bigzz. Мы понимаем, как важно иметь продовольственный магазин в торговом центре, и мы обеспечим хороший ассортимент и сервис.
Но магазин сейчас без имени и без вывески. Потому что совсем скоро, в июне, мы откроем в этом же здании в новой части центра наш новый большой гипермаркет «Гиппо», где в полной мере применим всю нашу экспертизу.
Мы уже начали ремонтные работы. Широкий ассортимент овощей и фруктов, большой фуд-корт, расширенная линейка здорового питания, много свежей выпечки, мяса и рыбы ожидает наших гостей. Мы приложим все усилия, чтобы по-хорошему удивить наших покупателей и сделать «Гиппо» в «Экспобеле» любимым местом покупок, — прокомментировали Onliner в компании.
Было много хорошего. Как открывался первый белорусский гипермаркет и в чем Bigzz победил
В конце мая 2005 года красные ленты перерезали под вывеской «Гиппо» — именно он по всем расчетам должен был стать первым гипермаркетом в Беларуси. Но пока сроки его открытия все переносились, кое-кто сработал лучше и вырвал победу. Спустя много лет именно «Гиппо» оказался одним из кандидатов на покупку «останков» своего победителя.
Первое полугодие 2005-го вообще выдалось урожайным. Сначала, прямо в январе, открылся «На недельку» — помните, был такой непродолжительный проект, который больше всего запомнился тем, что называл себя дискаунтером?
Bigzz открылся 10 марта 2005 года — сначала технически, а потом, через неделю, еще раз, уже торжественно. Со стороны это выглядело как нерешительность: «А у нас правда получилось? Давайте еще раз все проверим».
Для первого раза вышло совсем не больно и даже не стыдно. Молодой Bigzz был хорош: в ассортименте, в кулинарии (плюс являлся поставщиком удивительных новостей: представляете, магазин купил аппарат и будет сам делать пельмени!), в атмосфере торгового зала.
При этом рядом с высокой по тем временам клиентоориентированностью существовали такие нелепости, как платная парковка или запайка личных вещей покупателей в пакеты. Магазин нащупывал не только зоны радости своих посетителей, но и предел их терпения — в те годы так можно было. А потом там появилась первая в Беларуси система лояльности.
Bigzz совершенствовался, потом зарабатывал, потом что-то делил среди учредителей, менялись их составы. И неприлично долго собирался открываться второй магазин. Сначала годами ходили слухи про областной центр («до 2008 года гипермаркеты Bigzz должны появиться в каждом областном центре и еще два в Минске»), но все время находилось куда интереснее вложить деньги. А потом, спустя почти 9 (!) лет, открыли супермаркет — буквально в километре от самих себя. Открытия последних лет радовать перестали. Bigzz превратился в обычный торговый зал, просто супермаркет, каких сотни и без каких можно легко обойтись.
Вначале было «много хорошего», потом «меньше хорошего», потом «совсем плохо». И, наконец, ликвидация. Кстати, и название, и слоган 16 лет назад придумало агентство Александра Василевича. С августа прошлого года он сидит за решеткой. Закат получился во всех смыслах полным.
Белорусская торговля пережила, перемолола и перекупила не одну сеть. Почти все — весьма серые с точки зрения эмоциональной привязанности. Кроме некоторых универсамов типа «Юбилейного-92», которые, хоть и не выжили, но свои лучшие годы провели впереди толпы, задавая тон. Bigzz не запомнят как сеть — это именно один магазин.
Жаль, что компания уходит молча. Что касается первых учредителей, то сошлись на том, что всем больно смотреть на происходящее. Поэтому тоже «нет».
Нам удалось найти одну историю от свидетеля и участника истории 2005 года. Это Анжелика Толстых, первый руководитель департамента маркетинга проекта. Сейчас Анжелика живет и работает в США. После гипермаркета у нее было еще несколько проектов в Беларуси, но Bigzz — один из любимых и безоблачных.
Популярная жалоба в Bigzz первых лет: «Где продавцы?!»
— Когда я пару недель назад прочитала о проблемах Bigzz, то очень расстроилась. Мы реально любили то, что делали. У меня нет ни одной отрицательной эмоции. Такую командную работу и взаимопомощь я встречала очень редко.
— Рассказывайте. 2004 год, Bigzz и «Гиппо» соревнуются в скорости: кто откроется первым. Как это шло у вас?
— Меня пригласили в конце 2004 года, когда учредители приняли решение: делаем большой «гипер». Параллельно искали специалистов и руководителей по всем направлениям. У меня к тому моменту уже был опыт руководства маркетингом в нескольких проектах. И так по всем функциям — набирали классных людей, не стремясь быстро заткнуть дыры лишь бы кем.
Вообще, запуск Bigzz — классика, как в учебниках о том, что делать при создании бренда и как открывать компанию. Все было четко структурированно, у нас были прописаны все сценарии.
— Сейчас — понятно. Кто прописывал эти шаги в 2004 году, когда современная торговля и торговые сети только зарождались, а единственным сетевиком был уже не существующий в этом виде «Рублевский»?
— Мы живем в открытом пространстве. Собрали команду людей, которые знали, что такое маркетинг, реклама, ретейл, клиентоориентированность.
Вот последнее было проблемой, но решаемой. Где взять продавцов для новых стандартов? Почти все — с опытом работы на рынке или в небольших магазинах, где общение с клиентами проходило на таком же рыночном уровне. Открыли тренинги, всех учили. И научились. Потом наши продавцы переходили работать в другие сети, когда открывались новые и новые магазины уже ближе к их дому.
Опыта в большом формате не было ни у кого, да. Менеджеры ездили за границу — смотреть, как работают гипермаркеты там. Руководство организовало достаточное количество командировок в Польшу, Литву, Францию. Мы приезжали, и с нами встречались ключевые сотрудники местных «гиперов», делясь опытом и показывая, как у них.
Лично я перечитала огромное количество литературы о «гиперах», делилась этой информацией. Загвоздки случались. Но мы решали их супербыстро.
— Откуда появилось название?
— Когда я первый раз зашла в торговый зал, там были просто бетон и колонны. Здание принадлежало рынку «Экспобел». Вроде они хотели что-то делать там для своего бизнеса, но потом решили сдать в аренду. А учредители как раз искали здание. Напоминаю, по всем классическим законам, которые мы учили, гипермаркет должен находиться за пределами города.
Объявили конкурс на название среди сотрудников и начали работать с рекламным агентством. «Гепта Групп» предложили несколько вариантов, среди которых было большинство русскоязычных: «Гигант»… не помню уже. В итоге выбрали Bigzz. Он понравился и по названию, и по логотипу с этим человечком с объятиями.
Со слоганом вышло сложнее. Открываться без него скучновато, и запуск рекламной кампании стал бы куцым. Сначала мы отказались от «Много хорошего». Типа, вернемся чуть позже. Но потом Александр Василевич убедил нас. И со временем мы убедились, что слоган хороший.
Параллельно велась работа с мерчандайзингом, планограммами (что где должно стоять). Откуда взять этот опыт? Мы можем скопировать модель какого-нибудь самого успешного гипермаркета из любого европейского города. Но это точно не сработает: менталитет разный, опыт потребления разный.
Сказать, что с первого раза мы накосячили, нельзя, точно нет. Мы сделали хорошую планограмму, но потом постепенно ее меняли. Особенность Bigzz была в постоянном контакте с покупателями. Мы спрашивали их. Основной задачей было отсмотреть, насколько комфортно в магазине, и менять то, что неудобно. Первые полгода-год те или иные разделы периодически мигрировали по торговому залу, пока не нашелся оптимальный вариант.
— А что не нравилось покупателям?
— Ох, платная парковка. Это была территория «Экспобела», и там действовали их правила. Мы не раз встречались с ними на всех уровнях. Объясняли, что платная парковка у «гипера» — это нонсенс. Такого нет ни в одной стране мира. Нельзя брать с людей деньги за то, что они приехали к вам эти деньги тратить. Но нас никак не слушали. Лед тронулся через года полтора-два. Да и то это было связано с тем, что у «Экспобела» появились планы по какому-то расширению. В итоге удалось договориться.
— На форуме Onliner обсуждали, что парковка стоила «2 литра Coca-Cola» — то есть около доллара.
— Я не помню уже. Но это отсекало людей — экономных и принципиальных.
— Еще была какая-то непопулярная мера по запаиванию сумок в полиэтиленовые мешки. Если человек хотел зайти в торговый зал, то его сумку клали в пакет и запаивали. Целостность проверяли на выходе из зала.
— После открытия прошло полгода-год. Мы начали видеть какие-то странные потери. Похоже, все воры города пришли к нам. Нужно было усилить систему видеонаблюдения. Пока устанавливали новые камеры, пришлось пойти на временную меру с пакетами. А что делать? Когда появилась новая система видео, все это убрали.
— Помните первую реакцию людей на гипермаркет?
— На открытие пришло много людей, были очереди. И так продолжалось в первые недели. Потом мы запустили рекламную кампанию — пошла вторая волна. Начали приезжать люди из регионов. Как и у любого ретейла, у нас была хорошая проходимость по выходным. И неплохой понедельник: на рынках выходной день, предприниматели приезжали к нам за мелким оптом, потому что у нас были очень хорошие цены на многие позиции.
А в остальные будние дни просели. Поэтому в том же 2005 году мы разработали программу лояльности. Это была уникальная штука — первая программа в Беларуси. Составили ее сами, перелопатив все сайты ретейлеров мира.
Она включала несколько видов мотивации: дисконт, накопительная, партнерская. Очень хорошо на старте сработала накопительная система баллов. Баллы меняли на какие-то подарки. Люди в очередях стояли. Мы организовали для этого отдельный инфоцентр!
Со старта программа получилась успешной, потом мы ее меняли, шлифовали — это нормально. Скидки в будние дни, скидки для пенсионеров в дневное время… Это сейчас звучит как само собой разумеющееся, но тогда ничего такого не было.
Мы создали отдел инноваций и развития. Он занимался обработкой и анализом поведения потребителей. У нас был ящик, куда покупатели могли бросать свои предложения. И люди были активны. Это была новая форма торговли, и покупатели верили в возможность что-то изменить по своему требованию. И мы меняли себя в ответ на эти пожелания.
У нас было крутейшее в Беларуси собственное производство. Только салатов было штук тридцать. И все — с постоянным ABC-анализом и ротацией. Мы так гордились своей едой, что почти сразу открыли кафе рядом со входом, а потом еще одно, на втором этаже. Покупателей становилось все больше и больше.
— Был ли какой-то ролевой идеал, на который Bigzz должен был стать похожим?
— Мы не равнялись на кого-то одного, мы равнялись на многих. Но цель была такая: а давайте станем лучшей торговой площадкой для покупателей. Что-то брали от Auchan, что-то от Lidl и так далее. Читала целую книжку об американском «гипере» Costco, куда сейчас регулярно езжу сама.
— Если тот Bigzz перенести в США, как бы он смотрелся?
— Более дружелюбно и человечно. У нас гипермаркет, супермаркет — более живая субстанция с реакцией на покупателя. И со стороны людей тоже есть запрос на внимание. Знаете, какая была популярная жалоба в Bigzz первых лет? «Где продавцы?!» Это наш менталитет: нам нужно внимание. А американские компании суперэффективны, структурированны, четко все знают, на огромном пространстве можно не встретить человека в спецодежде.
— Через несколько месяцев открылся «Гиппо». Совсем скоро в Беларуси начнется парад открытий гипермаркетов. Как вы конкурировали?
— «Гиппо» вообще должен был открыться раньше нас. Но мы как-то лучше все запланировали и, конечно, хотели их опередить. Я не могу сказать, что открытие «Гиппо» сильно повлияло на наши продажи. Нет. Человек едет туда, куда ближе. У «Гиппо» была своя аудитория, у нас — своя. Мы были, на мой взгляд, удачнее расположены. Вот только парковка…
— По ценам рубились?
— Мы отслеживали их, они — нас. Это нормально. Дальше начиналась работа коммерческого отдела.
— Bigzz никогда не ассоциировался с магазином низких цен. Вы говорили о том, что к вам приезжали на закупки предприниматели с рынка. Звучит удивительно.
— Ну мы же работали с большими объемами… Мы и не планировали позиционироваться как дешевые. Нашей целью было хорошее качество по оптимальным ценам. Там порядка 40 тыс. позиций — невозможно на все давать низкие цены.
Плюс у нас появился собственный импорт.
— Bigzz на годы замерз на стадии одного магазина. Когда работали вы, компания обсуждали необходимость расширения?
— Через пару лет после открытия. Что было дальше, я уже не знаю.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Денис Блищ. Частное мнение
Парадокс ситуации с банкротством продовольственной сети Bigzz в том, что это были хорошие с покупательской точки зрения магазины. Плохих на столичном рынке почти не осталось, поэтому процесс консолидации перешел на качественно новый уровень, отражая в целом ситуацию в отрасли. Казалось бы, как может вообще не сработать бизнес по торговле товарами повседневного спроса, вся логика которого укладывается в схему “купи подешевле и продай подороже”? И тем более, если чисто внешне у этого бизнеса, что называется, получалось хорошо? История исчезновения одной из знаковых торговых марок белорусского ритейла станет уроком.
Bigzz, кстати, первыми открыли в нашей стране гипермаркет (в составе ТРЦ “Экспобел” весной 2005-го года), но затем компания развивалась очень медленно. Попытка совершить квантовый скачок была предпринята в период 2017-2019-го годов, тогда сеть приросла сразу несколькими точками, включая относительно крупную в ТРЦ Palazzo. Ну а за последние месяцы случались новости только о череде закрытий и как финальный аккорд сообщения о полной ликвидации бренда и переход в “Соседи”.
Слухи же вовсе ходили давно: ритейл в Минске дорос до той стадии, когда конкурентная борьба неизбежно выявит слабого и позволит сильным продолжать консолидацию. Концепция “купи дешевле и продай дороже” вышла на уровень, требующий глубоких знаний в организации процессов и управления персоналом. Мало просто сделать хороший магазин: он должен притягивать конкретный трафик и генерировать конкретный средний чек. Рентабельность торговых сетей и без того низкая, так что свалиться в убытки раз плюнуть, тем более конкуренты не дремлют и заливают полки акционными товарами, выбивают у поставщиков сладкие цены, отсрочки платежей и постоянно оптимизируют расходную часть. Сложно.
Торговых площадей в Минске стало так много, что почти каждый из нас стоит перед выбором, куда пойти за продуктами (или вовсе заказать доставку). Даже формат магазина у дома зачастую представлен уже не одной точкой, а двумя-тремя, иногда вовсе в соседних помещениях. Разумеется, огромное значение имеют цены: если не видно разницы, зачем платить больше?
Но Bigzz (почти) не конкурировал в формате “у дома”. Компания работала в формате супермаркета, посещение которого это больше выбор, чем необходимость. Проверить утверждение легко на собственном примере: в вашем спальном районе наверняка поблизости есть несколько магазинов, но предпочитаете вы какой-то один, может быть не самый ближайший к подъезду.
А если в округе все магазины “хорошие”? И ценовую конкуренцию держат ровно? Я, например, сколько ни заходил в Bigzz, мне в нем почти все нравилось. Что же могло пойти не так?
У меня, конечно, есть профессиональная деформация, но я считаю, что если общий уровень на рынке одинаков, то конкуренция переходит на следующий этап – ценностный. Потребитель осознанно или неосознанно останавливает свой выбор на том продукте или сервисе, который транслирует близкие ему ценности. На сайте Bigzz за позиционирование можно посчитать плохо написанный текстик в разделе “О компании”: “Мы превосходим ожидания наших посетителей, расширяя горизонты их представлений о товарах, привнося частички со всего мира на полки наших магазинов. У нас вы найдете эксклюзивные продукты и все необходимые товары повседневного спроса. В наших магазинах представлены товары только хорошего качества. Мы стремимся к высокому уровню гостеприимства и заботы о наших покупателях. Если для Вас важны новизна, надежность, комфорт, качественный сервис и Вы цените свое время, ждем в наших магазинах в любое время суток”.
Это прекрасная стратегия для магазина из девяностых и пусть даже нулевых годов, но плохо работает в насыщенном поле. Даже “Хит” может написать вот это вот все про товары хорошего качества со всего мира. Про новизну, комфорт, надежность и качественный сервис тоже вполне – разве что про круглосуточный режим работы нет (у Bigzz была пара точек с режимом 24/7).
Поглотившая Bigzz сеть “Соседи”, к слову, спозиционирована заметно грамотнее. Их базовая ценность проявляется уже даже в бренде: сеть как бы демонстрирует свою готовность помочь и присутствие всегда где-то рядом. Зайти по дороге в “Соседи” за продуктами так же просто и надежно, как забежать к соседу за стаканом муки. Помимо этого, их магазины благодаря ассортименту, включая продукты собственного производства и выпечку, предлагают гибридный формат – что-то переходное между точкой у дома и супермаркетом побольше. У меня в Веснянке “Соседи” это вполне себе замена всем конкурентам с торговыми площадями побольше.
Кажется, как просто звучит, но попробуй покрутить настройки, и магия будет разрушена.
К слову, Bigzz не единственная сеть, у которой были явные проблемы с позиционированием. Проверить это легко, просто попробовав выстроить ассоциативный ряд с другими торговыми марками на рынке.
Вот “Санта” (тоже хорошие магазины, к слову) – это про что? У меня ассоциация одна – бизнесмен Мошенский. Такая себе ценность. Или “Алми”. Классная сеть, вопросов нет, но в голове про “Алми” вообще пустота кроме твердой убежденности, что логотип им рисовал человек без какого-либо дизайнерского таланта. “Гиппо”? Прекрасные продмаги, у них еще гиппопотам вписан в бренд.
▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал «Минск и минчанин». ◀︎