Что будет вместо техцентра варшавский
Лучшее за 2020 год: во что превратился крупнейший автомагазин СССР?
Техцентр «Варшавский» балансирует на грани восстановления и сноса. Пока не поздно, Motor1 побывал внутри легендарного «утюга».
Заброшенный техцентр «Варшавский»
С некоторых ракурсов здание техцентра выглядит вполне «живым». Бесконечный стилобат не страдает от отсутствия арендаторов – причём, дело не ограничивается автомобильными конторами (их здесь десятки!). На Варшавском шоссе 170Г можно пообедать, заказать офисную мебель или входную дверь, купить камуфляжный костюм и даже напечатать рекламные брошюры. Другой вопрос – захочется ли?
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Пожалуй, «небрежно» – не самое подходящее слово, но это первое, что приходит на ум. Покосившиеся заборы, поредевшие облицовочные панели, непонятные сараи-бытовки и разномастные хаотичные вывески… В случае острого приступа ностальгии по лужковской Москве, вы точно знаете, куда бежать в первую очередь.
Заброшенный техцентр «Варшавский»
А теперь ненадолго перенесёмся в середину 1970-х. Только посмотрите, какой образцовый порядок! Особенно внимательные разглядят на фотографии ГАЗ-21 и ГАЗ-22. Зажиточные ребята заехали к неофициалам.
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Чтобы подняться на стилобат и припарковаться непосредственно у основания «треугольника», нужно было заплатить десять копеек. По меркам сегодняшних реалий (средняя зарплата в 1975 году – 130 рублей, в прошлом – 46 500 рублей) это примерно 35 рублей. Однако денег за въезд, разумеется, никто не просит.
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Попасть на верхний этаж «треугольника» можно (внезапно!) на лифте (в левом верхнем углу фото). Именно здесь располагался основной шоу-рум «Жигулей», и здесь же в начале нулевых проложили картинговую трассу с мостом и тоннелем. С балкончиков напротив открывался прекрасный вид на 450-метровое кольцо с прорезиненным покрытием и отличным «держаком».
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Воспоминания картингиста Сергея Радивилина, работавшего в картинг-центре на Варшавке: «Пик развития картодрома пришелся на 2002-2006 годы. Ежегодные 12-часовые марафоны собирали под этой крышей звёзд автоспорта, кино и телевидения. А для пилотов-любителей проводился чемпионат «Формула-Русь Варшавка». Главный приз – полностью оплаченный сезон в одноименной серии»
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Сегодня о существовании картодрома напоминают разве что знак «Главная дорога» в районе бывшего выезда из закрытого парка, да простенькие гоночные комбинезоны, оставленные в раздевалках (дверь под лестницей). В остальном шестой этаж «треугольника» представляет собой печальное зрелище. Даже бетонный бортик пандуса зачем-то сломали. Нужно внимательно смотреть под ноги.
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Впрочем, повстречать парочку чудом уцелевших артефактов всё-таки удалось. Один из таких – на фото. Несмотря на множество предусмотренных ячеек, выбор цвета новых «Жигулей» в СССР был достаточно условной опцией. Завод мог неделями отгружать «Варшавскому» автомобили одного оттенка. Покупали в буквальном смысле, что давали. Да и палитра была довольно скромной.
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Захотелось увидеть предыдущее фото поближе? Прекрасно понимаем – сами залипли! Кстати, ловите любопытнейший факт: вазовскую «классику» никогда (вообще!) не красили в черный. «Представительский» цвет берегли для продукции ГАЗ («Волги» и «Чайки») и лимузинов ЗиЛ. Субординация в действии.
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Самый роскошный (по советским меркам, разумеется) кабинет шоу-рума обильно отделан деревом, и да – он тоже треугольный. Даром, что находится в центре здания. В одном из ящиков обнаружилась инструкция на телефон Nokia 1280 родом из 2009-го и записка, адресованная Азамату. В противоположном углу комнаты – иссохший скелет голубя или вороны. Его лучше оставим за кадром.
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Пандус, ведущий под купол «Варшавского», действительно тянет на звание архитектурного шедевра. И да – несмотря на бесконечные разговоры о грядущем сносе техцентра, надежда на сохранение кластера окончательно не умерла. Говорят, буквально на днях здание обзавелось новыми владельцами и готовится превратиться в нечто вроде второго АТЦ «Москва». Но это не точно.
За фото благодарим @lanasator
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Стоящая особняком станция нейтрализации также относится к комплексу техцентра и принадлежит карандашу архитектора Павлова, а мозаичное панно, покрывающее фасад, создано известной советской художницей Габриэлью Белоярцевой-Вайсберг. Впрочем, местные живописцы не стесняются добавлять новые штрихи. Гоба – нехороший.
Заброшенный техцентр «Варшавский»
Закончить экскурсию хочется вот этой открыткой: грустная «четверка» погибает на задворках «Варшавского» в компании выставленных на мороз станков литовского станкостроительного завода «Жальгирис».
Новейшие слайд-шоу
Это монументальное здание на пересечении МКАД и Варшавского шоссе знает каждый столичный автомобилист. Без исключений. Гигантский «треугольник», водруженный архитектором Леонидом Павловым на уходящий за горизонт стилобат, столь мощно диссонирует со своим окружением и представлениями о советской архитектуре, что невозможно оторвать глаз. И пока одни продолжают называть кластер шедевральным, а другие – уродливым, факт остаётся фактом: именно здесь в конце 1960-х годов было посеяно зерно автомобилизации населения. Техцентр «Варшавский» (он же СТОА «Жигули») на протяжении десятилетий оставался крупнейшим автомобильным центром Союза. В этих стенах записывались в многомесячные очереди на новые «Жигули», втридорога покупали дефицитные запчасти и. носили на лицах глупые улыбки от уха до уха.
Автор «Варшавского» – знаменитый советский архитектор Леонид Павлов, спроектировавший станции Серпуховская и Добрынинская Московского метрополитена, здание главного вычислительного центра Госплана на Садовом кольце и корпус Центрального экономико-математического института РАН на Нахимовском проспекте.
Несмотря на изменившуюся парадигму, «Варшавский» оставался центром притяжения петролхэдов: здесь проводились бесчисленные турниры по прокатному картингу, участвовать в которых не брезговали лучшие «кольцевики» десятилетия (Даниил Мове, Михаил Алёшин, Виталий Петров, покойный Максим Травин и многие другие). Но под занавес нулевых над комплексом, превратившимся к тому времени в знатную помойку с кучей сомнительных авторемонтных организаций, начали сгущаться тучи. Весной 2012 года владелец техцентра – группа «БИН» – презентовала масштабный проект реконструкции. «Шедевр» (насчет уместности кавычек решите для себя сами) советского модернизма предлагалось стереть с лица земли, а на освободившихся 22-х гектарах возвести торгово-развлекательный центр с парочкой апарт-отелей. Планы девелопера быстро получили одобрение мэрии.
Причины, по которым парк «Галактика» по сей день существует лишь на бумаге и рендерах, остались за кулисами большого бизнеса. И хотя ценители архитектурных изысков Леонида Павлова смогли выдохнуть с облегчением (как минимум – на время), текущее состояние «Варшавского» довольно печально. Откровенно подуставший и утративший актуальность картинг-центр освободил верхний этаж «утюга» прошлым летом; помещения в основании стилобата сдаются в аренду фирмам, бесконечно далеким от автомобильной тематики, а в воздухе витает уныние и безнадёга. Побродив с камерой по полузаброшенному комплексу автомобильной Мекки СССР и покопавшись в архивах, мы готовы пригласить вас на небольшую фотопрогулку. Даже если ваш папа не забирал отсюда новенькие «Жигули», а вы не прописывали здесь траектории на карте, будет занятно и немножко грустно. Поехали? Листайте галерею наверху!
Заброшка. СТО Техцентр «Варшавский». 04.01.2020
4 января нового 2020 года посетил теперь уже заброшенный Техцентр «Варшавский». Его еще лет 15 назад собирались сносить, были разные проекты, но он держался. До недавнего времени там работал картинг «Серебрянный дождь», но сейчас там царит запустение… А я еще ребенком ездил туда с отцом, когда техцентр функционировал по своему назначению. Поэтому решил посетить, пока не поздно…
Удалось побывать и на крыше и в подвалах, пройтись по спиральному пандусу для автомобилей, в центре здания. Место атмосферное, большое открытое пространство внутри, достаточно протяженные подвалы. Освещение только было скудноватое, пандус вообще не освещался, поэтому фото и видео получились темноватыми.
Благодарю за просмотр!
Всем удачи, отличного настроения и добра!
Метки: заброшка, техцентр, варшавский, городские исследования, urbex, qvestor, квестор
Комментарии 35
Место знаковое и ностальгическое. Ездил туда за запчастями для жигулей давным давно, когда с ними были проблемы. Но сейчас — другое время и другие техцентры. Как техцентр — слишком устарел. Как памятник — слишком велик. Как объект реконструкции — слишком дорог. В итоге — никому не нужен. А вот земля будет только дорожать.
fishki.net/auto/2497563-s…upali-mashiny-v-sssr.html
ну наконец, чуть более художественное исполнение того же самого:)
вот это же не тот длиннющий тоннель за МКАД? Этот коридор в подвале длиной всего метров 200, по концам глухие стены. А где упоминавшийся в материале заборчик и вход в тоннель за ним, я так и не нашел за час исследований. Кто-нибудь может локализовать поточнее? Территоррия большая, заборчиков полно.
табло доступных жигулей
внесу и я свои пять копеек от 11.01.2020. вот черт, тут только по одной фотографии можно вставлять… так или иначе, панно на ресепшн картинга
Эх, жаль…
Был я там 10 лет назад, когда что то еще работало.
Сколько не особо умных людей в комментах.
Хоть один человек до того как оно «забросилось» там был?
В этих огромных помещениях последние лет 20 был достаточно широко знаменитый в узких кругах картинг «Серебряный Дождь» и парковка машин. И они уже тогда, 20 лет назад, уже находились в АВАРИЙНОМ состоянии. Еще в те времена когда я там посещал картинг — был ужас от разваливающихся помещений, ужасных дующих окон, холода зимой и заброшенности 90% здания. И оно было заброшено потому что там просто аварийное состояние было постройки. Уже тогда. За последние года несколько раз там был — ничего не изменилось. Собственники помещений и арендаторы (включая тот самый картинг, только он последние 20 лет и занимал это здание, по сути) немного пытались привести их в порядок, насколько им позволяли силы, но они понимали — это просто вложения в воздух. Не всем клиентам объяснишь что им надо подниматься вверх на тот же картинг по круговому подъему кучу этажей, потому что лифт времен 60х годов опять неисправен (и чинить его не берутся, потому что это уже опасно), а новый лифт ставить в такое здание — как залить 98 бензин в камаз перед тем как сбросить его с горы в ущелье. То что видно на фотках в записи- это не заброшка. Оно ИМЕННО ТАК и выглядело последние 20 лет. С неработающим светом, разваливающимися стенками, ужасными окнами и практически минусовой температурой зимой.
Так что закрытие этого здания было просто вопросом времени. И хватит ныть что «кококо мы все просрали, такое было здание, столько у него было возможностей для использования»… Для того чтобы привести его в нормальное состояние его требуется снести и построить новое — все просто. Это находится уже очень давно в реально аварийном состоянии. В нем страшно и опасно находиться было уже давно, я не шучу про 20 лет. Уже тогда оно вызывало полнейшее чувство запустения и разрушения. И оно нафиг никому не нужно, долгосрочных арендаторов кроме картинга сверху и автосервисов внизу там никогда никаких не было.
Хотя Картинг молодцы. Держались очень долго на этом месте. Даже улучшать пытались что то. Хотя с персоналом у них беда была последние пару лет…
Как уже писал выше, я был там 10 лет назад несколько раз по рабочим делам.
Не на столько все там хреново было, И даже если не ошибаюсь, то ездил в лифте.
Я тоже ездил в лифте) Практически так же хреново было, изменилось только в деталях.
Сколько не особо умных людей в комментах.
Хоть один человек до того как оно «забросилось» там был?
В этих огромных помещениях последние лет 20 был достаточно широко знаменитый в узких кругах картинг «Серебряный Дождь» и парковка машин. И они уже тогда, 20 лет назад, уже находились в АВАРИЙНОМ состоянии. Еще в те времена когда я там посещал картинг — был ужас от разваливающихся помещений, ужасных дующих окон, холода зимой и заброшенности 90% здания. И оно было заброшено потому что там просто аварийное состояние было постройки. Уже тогда. За последние года несколько раз там был — ничего не изменилось. Собственники помещений и арендаторы (включая тот самый картинг, только он последние 20 лет и занимал это здание, по сути) немного пытались привести их в порядок, насколько им позволяли силы, но они понимали — это просто вложения в воздух. Не всем клиентам объяснишь что им надо подниматься вверх на тот же картинг по круговому подъему кучу этажей, потому что лифт времен 60х годов опять неисправен (и чинить его не берутся, потому что это уже опасно), а новый лифт ставить в такое здание — как залить 98 бензин в камаз перед тем как сбросить его с горы в ущелье. То что видно на фотках в записи- это не заброшка. Оно ИМЕННО ТАК и выглядело последние 20 лет. С неработающим светом, разваливающимися стенками, ужасными окнами и практически минусовой температурой зимой.
Так что закрытие этого здания было просто вопросом времени. И хватит ныть что «кококо мы все просрали, такое было здание, столько у него было возможностей для использования»… Для того чтобы привести его в нормальное состояние его требуется снести и построить новое — все просто. Это находится уже очень давно в реально аварийном состоянии. В нем страшно и опасно находиться было уже давно, я не шучу про 20 лет. Уже тогда оно вызывало полнейшее чувство запустения и разрушения. И оно нафиг никому не нужно, долгосрочных арендаторов кроме картинга сверху и автосервисов внизу там никогда никаких не было.
Хотя Картинг молодцы. Держались очень долго на этом месте. Даже улучшать пытались что то. Хотя с персоналом у них беда была последние пару лет…
И что дальше? Да, надо снести… Но снесут его явно не ради постройки дома пионеров.
А где ты видел пионеров? Кому нужен дом для них? Кто туда пойдет? Если ты вложишь туда деньги — построят то, что ты скажешь. Вперед.
Если с 91-го шло как и должно было развиваться, то было б все хорошо у нас и богато. Но когда правители стали вилять то к красным то к белым, а ленивый народ не мог задницу оторвать… Вот тогда мы пришли к тому, что сейчас имеем. Так, что нечего пенять, в 90-х был шанс сделать страну и жизнь лучше, но просрали…
Сами виноваты.
причём тут «ленивый народ». у каждой заброшки есть хозяин, и держит чтоб выгодно избавиться …сам не гам и другим не дам))
О, классический пример когда вырывают из контекста. Не надо так делать, так делают не совсем порядочгые люди.
В моем посту ни слова о заброшке, только о причине почему такое стало возможным.
В 91-м мы захотели капитализма… Пожалуйста, вот он в чистом виде: власти будут сносить все и строить мега-прибыльные человейники. Было бы выгодно строить библиотеки — строили бы микрорайоны из одних библиотек. Что выгодно, то и строят. Остальное сносят.
Как покупали машины в СССР? СТО Техцентр «Варшавский», 70-е 80-е годы.
Автотехцентр на Варшавском шоссе (в народе «утюг», «треугольник» или «авианосец») является одним из самых выдающихся построек советской архитектуры периода 70–х. Его можно поставить в один ряд с такими знаковыми зданиями, как Дворец Пионеров на Ленинских горах, здание ТАСС, библиотека РАН, или здание СЭВ на Калининском. Здание эффектно и лаконично. Его основная часть распластана по земле и освещена через множество маленьких куполов, напоминая древние постройки Самарканда. Протяженный стилобат увенчан смелым треугольником демонстрационного зала автомобилей и магазина запчастей, куда ведет автомобильная рампа, а бестелесные прозрачные стены легко несут ощутимо весомую шапку крыши. Даже сейчас, изуродованное рекламными щитами, стеклопакетами и окруженное стихийным рынком, оно не теряет спокойного достоинства. Ремонтные цеха скрыты в уровне стилобата. Здание расположено на пересечении Варшавского шоссе и МКАДа. Необычно динамичная композиция видна издалека, она, словно провожает при въезде из Москвы.
Автор здания — архитектор Леонид Павлов (1909 – 1990 г.г.), автор около 1000 крупных проектов и построек, таких, как Дворец Советов в Сталинграде, аэропорт в Риге, академический театра в Петрозаводске, станции московского метрополитена: «Добрынинская», «Серпуховская», «Нагатинская», музей в Ленинских горках и т.д.
Удивительно, но перед строительством этого объекта архитектору организовали беспрецедентную для тех времен поездку по Европе для знакомства с самым современным опытом возведении подобных зданий. Техцентр построен по индивидуальному проекту, с основательной инженерией, и это одно из качественных во всех отношениях сооружений позднесоветской эпохи
В журнале «За рулём» июль 1975-го на стр. 9 была напечатана вот такая замечательная реклама советского автопрома, отражающая весь модельный ряд «Жигулей» на 1975 год. Фоном послужил Техцентр «Варшавский», согласно советской пропаганде — самый большой СТОА в Европе.
Фотография постановочная для журнала, «наглядно свидетельствующая» о высоком уровне сервиса в СССР, и о том, как счастливо живут наши граждане, благодаря неусыпной заботе Партии и Правительства. На фоновом транспаранте виднеется обрезанная краями кадра надпись «Да здравствует коммунистическая партия СССР»
Не знаю, случайно, или нет, но на этом фото отражаются типичные герои своего времени, покупатели Жигулей.
Рассмотрим их подробно, слева направо.
Голубая ВАЗ-21011 военнослужащему ВВС — автомобиль цвета неба!
Счастливый обладатель универсала 2102 — явно или артист или музыкант, в общем, творческая единица. Плохо читаемые номера скорее всего ЮБУ (1974) — серия, номерные знаки с которой в конце 1970-х были принудительно заменены как неблагозвучные новыми номерами других серий.
А у девушки красненькая «Копеечка»! Девушкам красные машинки часто идут, и она единственная, у которой есть талон техосмотра на лобовом стекле. У неё также и самая новая на момент съёмки серия номеров — ММИ — 1975 год.
«Агенту Смиту», в чёрных очках и галстуке, потерявшемуся во времени, (или Джеймсу Бонду) досталась вполне серьёзная «троечка» болотного цвета. Может это и понтовый фарцовщик, толкающий джинсы за 100 рублей. На трёшку набрал и шифруется под тёмными очками.
Рассмотрим другие фото: вид на СТО со стороны МКАДа.
Воспоминания Ильи Малина:
У многих старших товарищей такие воспоминания: камера хранения — это между 15 и 16 воротами, тяжелая железная дверь, где за 20 коп. в сутки оставляли в ячейках инвентарь (запаски, инструмент, акб и проч.) на время ремонта личного а/м. В ремцехе в период 1978 — 84 гг. работали Иван Васильевич, в прошлом личный охранник Сталина и сменщица — красивая девушка Людмила. Легенды ходили про то, как в обед приходили в накрытую «поляной», из магазина в «Анино» у Марии Степановны, ячейку №79 все от начальника смены до слесарей — ведь в цехах был контроль, перегородок не было, а в раздевалках палиться никто ни хотел, но как обычно, все знали и помалкивали. Бывали тут и особенно яркие личности (иных уж нет, а те далече) фамилии есть, но не этично их публиковать. Из известных людей часто наблюдались: Евгений Леонов, Михаил Глузский, Борис Хмельницкий, Анатолий Ромашин — это кого довелось лично лицезреть не единожды. Про те времена о техобслуживании много написано…
Не попала в кадр дверь камеры хранения и 15-е ворота мойки. Справа с самого начала фото первое окно, над крышами машин — окно камеры хранения. Далее был огражденный низким бордюром и железным трубным заборчиком полуподвал с окнами, заделанный ныне ровным тротуаром, а там, где скопление людей, 16-е ворота: оформление автомобилей и два таксофона рядом.
Редкое цветное фото с явным несоответствием сюжета: «Москвичи» здесь не обслуживались, но судя по внушительному чемодану в руках водитель к «неофициальному дилеру» заехал неспроста.
Одно их самых ранних фото, «копейка» в чистом виде, сейчас уже классика. Счастливое лицо автовладельца заметно даже по контуру в стекле.
Воспоминания Михаила Трофимова:
Тогда я еще учился в институте и случайно оказался на Варшавке и случайно записался на «шестёрку», думал очередной лохотрон! Модель именно 21063, но попался экспортный вариант! До 26.12.87 все модели на Варшавке привозили несколько месяцев только серо-зеленого цвета. А нам повезло, и в субботу, 26-го привезли новый цвет: серо-голубой. Когда выезжали за ворота, «южные» граждане буквально встали «цепью» и сходу предложили сразу 3 цены! Мы с родителями эту машину купили и зарегистрировали 26 декабря 1987 г. прямо там, на Варшавке. Тогда еще года три гонял на ней без прав.
Эти машины не для продажи, они служат для оформления зала. Возможно и некондиция с бракованным двигателем и коробкой, как экспонат на выставке.
Воспоминания Алексея Малина:
Дефицитом было все. Купить автомобиль можно было только по очереди. Отец ходил отмечался год, примерно, чтобы отдать открытку на приобретение. Потом, сколько уже не помню, ждали когда подойдет очередь на приобретение. Машину, 21011, купили в 1976-м, осенью, в октябре, кажется. Цвет заказать было невозможно. Покупать ездил отец с мамой, расскажу с его слов. Там еще нужно было отстоять живую очередь, когда она подошла осталась только одна «Охра», остальные — «Васильки». Т.е. нам досталась — Охра. На нее, вроде как, покушался мужик, стоявший дальше. Он, по словам отца, шушукался с продавцом, которые потом стал отцу впаривать, что машина бракованная, у нее что-то не загоралось. Отец тоже не дурак, уперся, что берет такую как есть. Потом оказалось, что продавец предохранитель вытащил. Предохранитель, ясно, не вернули. Его отсутствие потом дома обнаружили, в магазине некогда было искать.
Все, кто покупал в те годы, брали то, что привозили. Машины имели всего несколько цветов. Приходила открытка, в ней была указана дата, когда прибыть. А там, что было, то и брали. Как цвет можно было заказать, у кого? Цвета, вообще, определялись тем, какая краска была на заводе, Три месяца красили в один цвет, следующие три в другой (это я там, примерно ситуацию описываю). Машины на улицах имели всего несколько окрасок в те годы. Я не знаю, как поступали те, кто очередь пропустил, таковых я не встречал. Бросали все и бежали брать.
Такого понятия — выбрать цвет тогда не существовало. Я подозреваю, что если иметь в родственниках тогда какого-нибудь вазовского начальника (тогда это была шишка министерского масштаба), то возможно было что-то поколдовать с цветом, могли покрасить индивидуально, но для всех цветов было несколько или только один, который завезли. Когда появлялся новый цвет, помниться, не заметить его было невозможно. Какой-то период машины шли красные, в другой период — зеленые, потом — голубые. Можно предположить, что завод закупил танкер какой-то краски и красит ею, все, что у него есть. Краска закончилась, купили новую, другого цвета, перенастроили покрасочную, и опять до полной выработки, и т.д.
Воспоминания от Rifat01:
Мой дед покупал 2101 в ноябре 1970 г, из первых партий, интересно, что партия машин на район, белого цвета была уже расписана по покупателям.
Потом в 1982 г, отец с братом, моим дядей, забирали с базы 21051, полученную по сельской очереди (на селе была своя, а дядка работал тогда главным аграномом). Дядька оплатил машину в сберкассе, предьявив на базе квитанцию об оплате, и им выдали машину. Получали так: на территории стояли одни оранжевые пятерки, за забор не пускали никого, машины для осмотра выгоняли за ворота базы. И человек, выдававший машины, со словами:“сейчас я вам выгоню отличную машину”, с визгом резины выгнал за ворота базы автомобиль. Осмотрели ее, машина новая, фары светят, тормоза работают, царапин нет, вроде и все. И забрали машину, она оказалась удачной, 15 лет проездили и продали после кузовного ремонта.
А в том новом центре на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, в январе 1989 г., другой мой дядя получал светло-зеленую 2109. До этого владел 2106 (с мотором 1600). Записался на нее на работе: т.к. все «Жигули» были расписаны и также расписан был жутко тогда модный Москвич 2141, осталась эта девятка, на нее и записался. Но машина оказалась неудачной, с каким-то дефектом: дергалась, плохо разгонялась и была продана в 1993 г и дядя опять пересел на шестерку, на этот раз на 21063.
А машины тогда действительно было сложно купить, того количества, что выпускали заводы, не хватало на такую большую страну. Поэтому приходилось распределять, отсюда и дефицит. По идее, надо было еще хотя бы 2-3 завода к существующим строить, мощностью 700 тысяч машин в год.
И записаться на машину можно было далеко не на каждом предприятии, например, в строительном тресте, где работал отец, очереди попросту не было. Да и машина казалась чем-то недосягаемым, важнее было жилье (что актуально и сейчас), вот и приходилось из-за него в тресте работать. Да и владение машиной сопровождалось трудностями: вечный дефицит запчастей, особенно на Жигули, трудность покупки гаража, и прочее.
В богатых, добывающих отраслях, ситуация другая была, там и заработки больше были и квартиру заиметь можно было и запись на машины была и очередь относительно не долгая. Когда отец перешел на рудоуправление, там все это присутствовало, но мы не успели этим воспользоваться, Союз развалился.
Легче всего было командировочным: по возвращении из командировки, они могли купить машину за чеки в Березке, без очереди, иногда и выбор цвета был. Правда какое-то время среди них была кпкая-то небольшая очередь на машины, но к 80 годам там спокойно покупали. Тетка с мужем в 1981 г. там Волгу покупали, причем на выбор, по их словам, стояло 4 машины. Выбрал машину им знакомый, по работе двигателя: завели каждую и на машине светло-коричневого цвета (половой краски), он работал устойчивее. Машина оказалось удачной, не подвела, потом была хорошо продана и взамен в 1989 г. была куплена новая 24-10, на нее тоже в очереди стояли.
Воспоминания от short-circuit:
Отец встал в очередь на ВАЗ в 1977 году. Отец был руководителем средней организации, состоял в партии,
заветную открытку получил только в 1987 году, уже будучи сильно больным человеком.
Тут же к нему стали подходить коллеги со всяческими предложениями. Одно из них наша семья приняла: за открытку ( т. е. не за машину, а за право её выкупить!), коллега отца, строитель, построил нам кирпичную дачу в 1,5 этажа с жилой площадью около 48 кв.м.
Его «Копеечку», 17-летнюю к тому времени, гнилую и убитую в хлам, он продал за 10 тыс. р., что составляло около полутора цен новенькой нашей 21061-й модели. Вот такое было «весёлое» время
Воспоминания Кирилла Яковенко:
А как обслуживались тогда…это нечто: нужно было приехать часов в 6 утра, встать в живую очередь, протащиться через автоматическую мойку и только затем на уже чистой машине попасть в Техцентр. После всего этого наблюдать лицо мастера, на котором было откровенно написано все, что он о вас думает и насколько это ему надо. Очень часто мастер мог «отойти» во время работы и вернуться часа через два, плюс почти полное отсутствие запчастей, а вернее их присутствие из-под полы с тройным, а то и большим накрутом… Ну и жили они тогда тоже не «как все», хотя ездили (во вне рабочее время) на копейках или одиннадцатых с шестерочными движками, разодетые в модные джинсовые костюмы, из кармана которых часто торчал флажок пачки Мальборо))).
Комментарий Руслана Фотона:
На снимке — автомобиль ВАЗ-21011, т.к нижние подфарники у него жёлтого цвета и прямые, сзади также у автомобиля прямые фонари с дополнительным фонарём «заднего хода». Точно такие же подфарники имел автомобиль ВАЗ-21013. Оригинальная «Копейка» ВАЗ-2101 имеет несколько иной дизайн фонарей: передние подфарники у него изогнутые и всегда белого цвета, а вот сзади у оригинальной «Копейки» изогнутые фонари с двумя какими-то красными штучками по бокам. Единственный минус у оригинальной «Копейки» — отсутствие фонаря «заднего хода» — его нужно дополнительно покупать и подкручивать снизу (рядом с выхлопной трубой). Для чего у оригинальной «Копейки» служат две красные штучки по бокам (под изогнутыми фарами).
Комментарий Андрея Спектра:
Эта машина новая. Под зеркалом это не подкладка, а бумажный скотч, две полоски, которым заклеивались с завода все отверстия на крыльях под бамперы, эмблемы, и зеркало в том числе. Зеркало шло в комплектации автомобиля и лежало, как правило, в бардачке. Устанавливал его сам владелец. Вероятней всего, чтобы не испортить краску, скотч оставили а зеркало прикрутили поверх, чтобы доехать до дома, потом обязательно сняли бы — открутить два самореза из пластмассовых дюбелей не сложно. Слишком бережно в те годы относились к авто. Кстати в отношении радиоприёмника — эта машина без радио. На левом крыле нет антенны. И, соответственно, отверстия под неё. Соответственно машина стоила приблизительно на 100 руб. дешевле. 21011 в 1976 году стоила: 5030 рублей — без приемника, 5130 рублей с приемником.
Эта заправка очень долго там просуществовала, правда уже не в рабочем состоянии, с торчащими ржавыми колонками старого образца и не менее ржавым навесом. Судя по весёлому цвету заправочных колонок, современный водитель может подумать про бензин с лимонным вкусом «цитрон», а любитель советских классических фильмов поймёт намёк про работу Василия Алибабаевича, который разбавляет бензин кое-чем другим, но тоже жёлтым.
Редкий пример удобства советского сервиса: рядом с Техцентром находилось отделение ГАИ, где счастливые покупатели могли, как говориться, прямо на месте, получить номера на свежекупленную машину.
На эту тему тоже есть много воспоминаний:
— А к примеру, как на фото. Инспектор говорит: «Вот ваш номер, товарищ — МНЭ 76-66. Счастливого пути!» У автовладельца начинается нервная дрожь: «А нельзя ли мне другой номер, чтоб без «666».» — «Нельзя, номера идут по-порядку!». Тогда автовладельцу, ничего не остаётся, как дрожащей рукой, достать из кармана «трёшку»… И, откуда не возьмись, в руках инспектора появляется неконфликтный номер 75-66! Все счастливы, мило улыбаясь, жмут друг другу руки.
— Я в этом месте (не на СТО, конечно, а рядом с ней) на права в 1975-м сдавал. Теорию сдал с первого раза, а «практику» только со второго — учился вождению летом, а сдавал зимой, ну и по привычке притормаживать стал не на скорости, а на нейтралке. Машину занесло и заехал я на ней в сугроб… Во второй раз был уже более внимателен:) В этом же ГАИ, но позже, со мной произошел один забавный случай. Надо было поменять старые «бумажные» права на те, которые уже в «пластике», а у меня каких-то справок не хватало (то ли об окончании курсов, то ли еще каких-то, сейчас уже точно не помню, но чего-то не было). Ну думал сейчас начнут меня «мурыжить» по полной программе! Нет — обошлось. Заплатил денюжку и мне все там же в этом ГАИ сделали и фотку и все прочее… Был приятно удивлен такому сервису. Пожалуй это был единственный случай, когда встреча с ГАИшником вызвала у меня только положительные эмоции.
— Тоже был подобный случай на Нагатинской в ГАИ ЮАО. Менял права.Не было личной карточки водителя (НИКОГДА её не было). Подал молоденькому лейтенанту в окошко свидетельство об окончании водительских курсов при военной кафедре МИИТа в 1964 г. Он повертел его, почитал, посмотрел на меня удивлённо и говорит:» Ну ничего себе! Это в ТЕ ВРЕМЕНА такое существовало?» Я подтвердил, что ему не мерещится. Подписал он бумаги …а дальше последние Ваши три предложения.
— А я там же сдавал на мотоциклетные права. Всю эту фигурную хрень я проехал без ошибок один раз в жизни — на экзамене в ГАИ.
— Я при этом ГАИ сдавал на три категории В, С, Е в период с 82 г. по 90 г. и сразу скажу: раньше было проще чем сейчас. Вождение только на улице сдавали. Площадки с эстакадой, полосой разгона и габаритным заездом не было. Сел пристегнулся…включил поворотник, снял с ручника, тронулся не заглох… переключился на пару передач …включил поворотник остановился, поставил на ручник и ты сдал))) а с прицепом надо было подать задом так чтобы прицеп никуда не ушёл строго по прямой метров 150 и то-же сдал.
— У меня дед в начале 1970-х на самосвале с прицепом без «Е» начинал работать, только «С» открыта была. Водителей с «Е» не хватало, а таких самосвалов, как сейчас (по 30 тонн везут) не было. К обычному ЗИЛку или МАЗу цепляли прицеп и возили грунт, песок. Недели две отработал, потом приехал в ГАИ, привёз справку с автопредприятия, что работает на машине с прицепом, ему обменяли старые права на новые с открытой категорией «Е».
В 2013 году над зданием Техцентра стали сгущаться тучи. В прессе появилась следующая информация:
… В Москве решили построить самый большой детский парк в Европе. Его откроют на месте техцентра «Варшавский». Об этом на встрече с муниципальными депутатами Южного округа Москвы заявил Мэр С. Собянин. — мы выдали соответствующее решение о возможности строительства культурно-досугового центра. Сейчас инвесторов ничего не сдерживает, – заявил Мэр.
Его зам по строительству Марат Хуснуллин уточнил, что на месте техцентра «Варшавский» появится тематический детский парк Universal Pictures – самый большой в Европе.
— Там планируется строительство порядка 60 тысяч квадратных метров спортивного и общественного назначения. Это будет один из самых достойных объектов в городе. В 2013 году они заканчивают концепцию, уже начали стадию проекта. В 2014 году планируют приступить к стройке, – пояснил заммэра.
Откроется парк, как ожидается, в 2015 году. В парк будут приезжать дети не только из Москвы, но и со всей России – ведь ничего похожего в стране пока нет.
Но с 2013-го года воды утекло много, бабахнул кризис, а воз и ныне там. Было бы вполне логичным и даже красивым решением устроить здесь салон продажи автомобилей: огромное и лаконичное здание, предназначавшееся для техобслуживания «народного автомобиля» советских людей «Жигули», обладает эффектным внутренним пространством, художественно и конструктивно отвечающим такой задаче. Оно бы почти не изменило изначальной функции. Стоит заметить, что, при последовательном подходе к делу, как сейчас говорят, грамотном пиаре, и само здание могло бы послужить дополнительной рекламой предприятия. Можно было бы прекрасно сыграть на ностальгических чувствах потенциальных покупателей. От любого алюминиевого ящика, которых теперь много по Москве, здание Павлова отличается как те «Жигули» от «Бентли» ручной сборки. В нём действительно экскурсии можно водить.
В 2016 году тема опят всплыла в лентах новостей.
… В следующем году недалеко от станции метро «Аннино» может начаться строительство тематического парка развлечений с небоскребом высотой до 250 метров. Публичные слушания состоялись в конце прошлого года, а недавно столичные власти утвердили проект планировки территории. Общая площадь комплекса составит примерно 1,2 млн кв. метров. Инвестиции в проект могут достигнуть 2,8 млрд долларов. Там расположатся гостиницы на 1,2 тыс. мест, деловой центр, торговые площади и сфера социальных услуг. Объем подземной парковки составит порядка 12 тыс. машино-мест. В комплексе появятся зимний сад, зона рекреации, аквапарк и фитнес-центр, выставочные и конференц-залы, музыкальный театр, кинотеатр и даже библиотека.»
Но городские власти всё же нашли в здании комплекса что-то, достойное сохранения: «Неожиданным украшением многофункционального комплекса станет восстановленный объект культурного наследия XX века – панно «Жигули». Проектом планировки предусматривается снос существующих строений общественно-производственного назначения общей площадью 122,5 тыс. кв. метров. В том числе и демонтаж объекта историко-градостроительной среды – станции техобслуживания «Жигули». Инвестор в обязательном порядке должен будет восстановить роспись с рельефом на стенах кафе станции технического обслуживания автомобилей «Жигули» (художники И.И. Лаврова, И.В. Пчельников, 1975 г.).
Так что посмотрим, что же будет с этим произведением советского архитектурного искусства в дальнейшем, а пока что Техцентр, хоть и не в полном объёме, но всё-таки выполняет заложенные в него при проектировании функции.
Время покажет…