Чжуд ши это что

Чжуд ши это что

ББК 53.59 457

Ч 57 Чжуд-ши. Основы тибетской медицины. — СПб.: «Невский проспект», 1999. — 156 с. (Классика естественной медицины.)

В чем секрет долголетия тибетцев? Может быть, в том, что они жили и живут, не теряя связи с Природой?

Знаменитый трактат «Чжуд-ши» — это не просто «справочник лечащего врача», хотя и является со второй половины XII века основным пособием тибетских врачевателей. Он полезен не только тем, кто лечит, но и тем, кто лечится, и особенно тем, кто собирается оставаться здоровым всю жизнь.

Сезонное питание, выбор своих, индивидуальных методик оздоровления в зависимости от конституции, возраста, образа жизни и причин, вызывающих болезни.

Сохранить здоровье — это настоящее искусство, которому учит трактат «Чжуд-ши».

«Невский проспект», 1999

От редакции

Знания, которыми обладали народы Древней Индии, Китая, Монголии, Тибета, сосредоточились в одной яркой точке, которая в течение тысячелетий освещала путь всей тибетской врачебной науке. Этой точкой был и остается древнетибетский медицинский трактат «Чжуд-ши» — свод тайных устных наставлений, передававшихся от учителя к ученику.

Если мы позволим себе сравнить наш организм с компьютером, то по изначальному замыслу «Чжуд-ши» был создан как руководство для опытных «программистов», для врачей, профессионально изучающих человеческое тело и то, как природные процессы — жара, холод, влага — действуют на него, выводя из равновесия и вызывая болезни.

Сейчас перед вами книга, в которую из всего огромного, многопланового трактата вошли только те главы, которые могут пригодиться нам с вами, обычным «пользователям», которые стремятся получше узнать свой «компьютер» и научиться эксплуатировать его по возможности грамотно.

Из огромного количества тем, которые вмещает в себя вышеупомянутый трактат, нами были выбраны только те, которые касаются поддержания здоровья, предотвращения болезней и достижения долголетия, то есть все то, что должен знать о себе каждый уважающий свое здоровье человек, чтобы не пришлось ему «чинить» свой «компьютер» от серьезных повреждений.

Вы узнаете о том, как «подстроить» свой образ жизни под сезоны года, об особенностях такого «сезонного» образа жизни. Поймете, что все люди делятся на определенные типы — конституции «ветра», «слизи», «желчи» или их сочетания, которые отражаются во внешности и поведении, и сможете определить свой тип. Обратите особое внимание на описание этих типов, чтобы, опираясь на них, использовать знания и рекомендации древних медиков. Ведь для каждого типа конституции «Чжуд-ши» предлагает свой, индивидуальный режим питания и рекомендует продукты, режим сна, режим половой жизни, способы лечения, образ жизни.

Из раздела, предназначенного для «программистов», то есть профессиональных врачей, мы решили оставить все, что касается причин возникновения болезней, некоторые приемы диагностики и лечебные рекомендации.

Знакомство с трактатом «Чжуд-ши» станет откровением для многих интересующихся проблемами оздоровления людей. Но некоторые рекомендации из тех, что вы найдете здесь, уже знакомы нашим читателям по книгам известных авторов. Например, Г. П. Малахов в своей системе использовал тибетский солнечно-лунный календарь как основу, на которой строится биоритмология оздоровления организма.

Теперь у вас есть возможность не только ознакомиться с первоисточником, но и применить эти древние знания на практике. Надеемся, что этот уникальный трактат поможет вам лучше понять собственный организм, уберечься от болезней и достигнуть долголетия.

Тибет. Может быть, это самая загадочная страна в мире. Много веков Тибет хранил свои тайны, настороженно противясь проявлениям «детского» любопытства Европы. Но XX век не признает тайн, и постепенно перед удивленным взором европейцев раскрылся удивительный мир буддийского государства с его философией, наукой, искусством. Стали известны уникальные системы восточной медицины, где человек представлялся не как механическое существо, у которого изредка выходят из строя некоторые детали, требующие починки, а как малая частица огромной вселенной — микрокосм, в котором отражены, как в капле воды, — океан, все принципы и законы мироздания. Здоровье человека — не просто удобное для жизни состояние, но проявление высшей гармонии и совершенства этого мира. Не случайно все восточные медицинские системы так тесно связаны с философией и религией.

Тибетская медицина занимает в ряду восточных медицинских систем особое место. Так сложилась история этого государства, что здесь соприкоснулись две древнейшие культуры — Индии и Китая. Тибетские врачи не только восприняли эти две медицинские традиции, но смогли интегрировать их в единую медицинскую систему, развив и обогатив ее собственным практическим опытом, соотнеся ее с географическими и климатическими особенностями своей страны. Тибетская медицина — это своеобразная, не сводимая ни к одному из своих источников система, которой доверяют миллионы людей. Тысячелетиями ее услугами пользовались не только тибетцы, но и жители Индии, северо-западной части Китая, Монголии, юго-восточной части Туркестана, бурятских и калмыцких степей.

Источник

Огромное влияние на становление тибетской медицины оказали китайская и индийская (Аюрведа) практики. В начале 5 века политические и культурные связи между соседями были довольно тесными. Именно в этот период времени в Тибете распространяется буддистское учение.

Чжуд ши это что. Смотреть фото Чжуд ши это что. Смотреть картинку Чжуд ши это что. Картинка про Чжуд ши это что. Фото Чжуд ши это что

Основы тибетской медицины изложены в фундаментальном трактате «Чжуд-ши» («Четыре тантры»). Книга впоследствии получила широкое признание как специалистов, так и обывателей. Многотомная библиотека создана благодаря Чжуд-ши. Истоки различных школ тибетской медицины начинаются с нее.

История «Четырёх тантр»

Авторство памятника средневековой тибетской культуры до сих пор вызывает споры. По одной из версий трактат составил целитель Чандрананда, по другой – будда Шакьямуни. Некоторые учёные приписывают авторство коллективу выдающихся врачей того временного периода (5 век н.э.).

Источником тибетского Чжуд-ши считается аюрведический трактат «Аштанга-хридая-самхита», созданный кашмирским врачом Вагбхата. Другим источником называют монгольский текст «Сома-раджи». В дальнейшем Чжуд-ши неоднократно дополнялся трудами великих ученых, составивших в 17 веке «Лхантхаб» (терапевтическое руководство), «Вайдурья-онбо» (комментарии к тибетскому трактату).

В Российской империи книга появилась благодаря врачу П. А. Бадмаеву. Пётр Александрович перевёл и адаптировал «Тантру основ» и «Тантру объяснений» (две первые части древнего текста) для русского читателя. Труд «О системе врачебной науки Тибета» опубликован в конце 19 века.

Канон тибетской медицины состоит из нескольких частей:

Основные положения

«Четыре тантры» в полной мере передают сущность тибетской медицины. Запад начинает диагностические мероприятия с разбора и детализации симптомов. Цель восточного специалиста – выявить истинные причины недуга. В этом и заключается ключевое отличие двух систем.

Традиционная медицина редко находит время на детальное общение с пациентом. Аллопаты не расспрашивают о предпосылках заболевания, об обстоятельствах его возникновения, об эмоциональном состоянии самого больного. В ходе определения ведущей симптоматики врач назначает соответствующее лечение. При высокой температуре пациенту рекомендуют жаропонижающее средство, при высоком давлении – гипотензивные препараты, кожные проявления устраняются стероидными гормонами. Подобный подход часто приводит к хронизации болезни. Речь не идёт о реанимационных мероприятиях, когда требуются неотложные меры (операция, высокие дозы антибиотиков, специальная аппаратура). В статье говорится о вялотекущих заболеваниях с периодами их обострения.

Проблема усугубляется отсутствием комплексного подхода. Каждый западный врач мыслит в рамках исключительно своей специальности, направляя больного к другому врачу при появлении новых жалоб. Тибетская методика диагностики рассматривает организм как цельную структуру. Тело человека неделимо с его эмоциями, мыслями, привычками, что обязательно учитывается целителями Востока.

Учение о доша

Трактат тибетских врачевателей основан на теории о трёх конституциях. У каждого человека природные начала (доша) должны пребывать в гармонии. Дисгармония (возмущение) одной из доша приводит к болезням.

На одной из страниц «Вайдурья-онбо» (Голубой берилл) изображено дерево с разноцветными листьями. Синий цвет символизирует природную сущность Ветер, желтый цвет – Желчь, белый цвет – Слизь.

Зона конституции Ветер (лунг) – сердце, легкие, нервная регуляция. Возмущение происходит вследствие глубоких душевных привязанностей, повышенной тревожности, склонности к депрессиям.

Доша Желчь (три) анатомически имеет отношение к пищеварительному тракту (печень, желчный пузырь, поджелудочная железа). Дисбаланс Желчи происходит на фоне перегрева (в одежде, в еде), злости, агрессии. Обилие Желчи провоцирует развитие болезней «жары»: заболеваний ЖКТ, проблем с позвоночником.

Возмущение конституции Слизь (бадкан) по тибетскому учению происходит от неведения, незнания. Анатомически Слизь связана с мочевыделительной системой, кишечником и другими слизеобразующими органами. Доша бадкан неразрывно связана с болезнями «холода» – расстройством эндокринной и лимфатической систем.

Об организме человека

Восточная медицина и философия рассматривает человеческий организм как совокупность энергий и систем. Поддержание жизнедеятельности зависит от ряда факторов: от собственных процессов теплообмена, жизненного пространства. Важным считается взаимодействие солнечной и земной энергий с элементами почвы, воды и воздуха.

Учение гласит, что зародыш – уже «живая единица», состоящая из энергий матери, отца, а также соединения почвы, воды, воздуха и света. Далее следует процесс брожения, стимулирующий рост органов и тканей. Мышечная и костная системы формируются благодаря земле (почвенным минералам).

Согласно исследованиям восточных целителей, беременность длится около 270 дней (38 недель). Западные врачи считают этот срок длиннее на 10-15 дней (40 недель).

О фундаментальных знаниях

Анатомия и физиология – остов медицинской науки. Классический трактат тибетских врачевателей также посвятил им немало глав. Представление Востока в корне отличается от западного восприятия.

Мозг в традиционной медицине – орган нервной регуляции, для оценки которого важны вес, объёмы, качество извилин. Врачи Тибета уделяют минимум внимания перечисленным факторам. По мнению целителей, жизнеспособность мозга зависит от количества жидкости. Чем меньше воды, тем энергичней и деятельней человек. Чем более упругим и плотным будет мозг, тем лучше для организма. Внимание уделяют и анатомической состоятельности затылочных, височных, теменных, лобных мышц, связанных со швами черепа.

Человеческое естество напрямую связано с силами природы и Вселенной. Гармоничный энергообмен осуществляется следующими чувствами: восприятием, уподоблением, всасыванием, усвоением, удалением и очищением) отделением. Равновесие 6 чувств и постоянства теплоты организма надежно обеспечивают человека здоровьем и долголетием.

О болезнях

Поддержание жизненного тепла достигается рациональным отношением ко всему окружающему: рациональный образ жизни (мыслей), питания. Авторы Чжуд-ши подробно останавливаются на трактовке этой догмы.

Правильный образ жизни начинается с благодарности Богу, доброжелательного отношения к людям. Милосердие, сострадание, терпение, любовь, – все те добродетели, к которым человек должен стремиться. Для внутренней гармонии тибетские монахи годами вырабатывают состояние «внутренней улыбки», повышающей иммунные механизмы.

Дисбаланс в энергетические потоки вносят тревожность, страх, зависть, уныние. Яркие негативные эмоциональные вспышки (гнев, раздражительность) провоцируют развитие болезней «жары». Уныние, плаксивость, депрессивные настроения приводят к болезням «холода».

Согласно тибетскому трактату, оптимальное поведение :

Важно! Тибетский канон гласит: во всем необходима умеренность. Обилие неуемных положительных эмоций также может привести к истощению организма. Только умеренность поможет достичь душевного и физического баланса.

Правильное питание

Чжуд ши это что. Смотреть фото Чжуд ши это что. Смотреть картинку Чжуд ши это что. Картинка про Чжуд ши это что. Фото Чжуд ши это что

Представления о рациональном питании у Востока и Запада расходятся. Специалисты Европы и Америки рекомендуют отказаться от соли больным с сердечно-сосудистой патологией – ишемической болезнью сердца, гипертонией. Для тибетских врачей соль – элемент, содержащий теплую энергию Ян. Отсутствие соли в рационе ведёт к постепенному «охлаждению» организма. К болезням «холода» относятся злокачественные новообразования, сахарный диабет, диффузный кардиосклероз.

Избыток горячей, острой, жареной пищи провоцирует возмущение конституции Желчь. Истощает печень (главный орган доша) кислая пища. Слизь, наоборот, требует введение соленых и кислых продуктов в рацион. При возбуждении доша Слизь рекомендуют исключить потребление сладкого, горького, мучного. Для профилактики болезней «холода» пациентам рекомендуют «согревающие» чеснок и перец. Человеку с конституцией Ветер противопоказаны голодание, обилие горького вкуса.

Достаточно внимания трактат уделяет и важности воды. Авторы называют наиболее полезными вариантами жидкости дождевую, снежную и колодезную воду.

Тибетская фармакология

Одной из ведущих тибетских техник лечения считается фитотерапия. Все лекарственные вещества разделены на 8 подгрупп:

Грамотное сочетание элементов поможет организму внутренне очиститься, восстановить энергетические потоки.

Клиника традиционной тибетской медицины «Наран»

Профессионалы медицинского центра «Наран» в своей практике неотступно следуют древнему учению «Четырёх тантр».

В диагностических целях проводится пульсометрия. Возмущенная доша определяется с помощью анализа пульсовых характеристик. Для диагностики болезней наряду с пульсометрией используют опрос и осмотр пациента. Древняя методика поможет выявить причину заболевания, составить план лечебных процедур.

В качестве терапевтических методов «Наран» предлагает:

Эти и другие методики, представленные в «Наран», в комплексе дают стойкий положительный эффект, заметный уже после нескольких сеансов.

Тибетская медицина на протяжении нескольких тысячелетий создавалась во благо человеку. Целебные процедуры направлены на укрепление здоровья и продления молодости.

За многовековой период существования медицинского трактата «Чжуд-ши» специалисты приумножили свой опыт. Накопленные знания в сочетании с современными технологиями помогут в лечении даже самых запущенных и сложных заболеваний.

Источник

Что мы лечим

Чжуд ши это что. Смотреть фото Чжуд ши это что. Смотреть картинку Чжуд ши это что. Картинка про Чжуд ши это что. Фото Чжуд ши это что

Мы занимаемся лечением и профилактикой широкого спектра хронических болезней, приобретенных в результате неправильного питания, образа жизни, стресса, депрессии.

Все болезни развиваются из причин при наличии условий. Делай так, чтобы не было условий для болезней. Если на тройку — образ жизни, питание и лекарства опираться как положено, то можно жить спокойно без недугов.

Традиционная тибетская медицина существует уже 15 веков, развивалась и совершенствовалась, во многом, под влиянием буддизма. Поэтому в ней большое значение уделяется не только общему оздоровлению организма, но и гармоничному развитию души и тела.

Тибетская медицина не отрицает традиционные методы лечения, а все доктора центра Чжуд-Ши имеют классическое медицинское образование.

К тибетской медицине впервые обращаются за диагностикой, оздоровлением организма и профилактикой. С помощью ее методов можно уменьшить проявления хронических болезней, улучшить качество жизни, нормализовать вес, наладить работу внутренних органов, уменьшить воздействие стресса на организм.
Среди заболеваний, которые лечат в Чжуд-Ши, – бессонница, аллергии, невралгия, пониженный иммунитет, варикоз, вестибулярный синдром, различные нарушения пищеварения, аденоиды у детей и многое другое.

Пациент может выбрать одну из комплексных оздоровительных программ, направленных на улучшение обменных процессов в организме, очищение сосудов, питание и улучшение подвижности суставов, лечение остеохондроза и других заболеваний позвоночника. Клиника работает и с пожилыми людьми и с маленькими детьми.

Каждый пациент клиники Чжуд-Ши сначала проходит сеанс пульсовой диагностики. Этот метод позволяет выявить даже заболевания, которые пока не проявляют себя симптомами. Для уточнения и подтверждения диагноза используются лабораторные и ультразвуковые исследования, которые проводятся тут же в центре. Для коррекции состояния и лечения используются разные методы: рефлексотерапия (или иглоукалывание), гирудотерапия, различные массажи, прогревания и прижигания, мануальная терапия и остеопатия, оздоровительная гимнастика и фитотерапия (лечение травами).

Растительные сборы имеют природное происхождение. Их изготовление — сложное и ответственное дело: огромное значение имеет технология обработки, пропорции и сочетания элементов, поэтому все они производятся под непосредственным контролем Балбар ламы. И очень важно соблюдать рекомендации врачей по их приему и образу жизни.

Берегите свое здоровье.

Мы лечим

Источник

Библиотека

Основы тибетской медицины

О чём раccказывает «ЧЖУД-ШИ»?Тело и его жизненные процессы.

Полный свод знаний по тибетской медицине содержится в четырехтомном трактате, записанном Ютог-ба Йондан-гонпо*. Трактат имеет название «Сердце (экстракт) амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений».

Амрита — нектар, эликсир; мифический напи­ток бессмертия, добытый богами и асурами при пахтании молочного океана; в переносном значении синоним слова «медицина». Восемь членов медици­ны — болезни тела, детские болезни, женские бо­лезни, болезни от демонов, раны, отравления, ста­рость, половое бессилие.

Этимология слова «тантра» имеет различные толкования. В Вайдурья-онбо сделана попытка объяснить значение слова с медицинской точки зре­ния. Оно разделено на два корня: «тану» — тело и «трая» — защита. Применительно к текстам это сло­во указывает на сокровенный характер их содержа­ния, необходимость знакомства с устной традицией комментирования, которая передается непосредст­венно от учителя к ученику.

Повествование здесь ведется от лица Будды Шакьямуни, вернее, его «медицинской ипостаси» Бхайшаджья-гуру (Верховного врача). Бхайшаджья-гуру восседает на престоле в середине дворца, распо­ложенного в городе Лта-на-сдуг (Прекрасный на вид). Дворец украшен лекарственными драгоценны­ми камнями разных видов, усмиряющими 404 болез­ни. Слушателями, окружающими Учителя четырьмя кругами со всех сторон, являются различные боги, риши и последователи буддизма.

Однако сам Будда не принимает участия в про­цессе изложения, перед каждой тантрой он погружа­ется в состояние самадхи (полного сосредоточения) и выходит из него после завершения тантры. Как только Будда входит в самадхи, из его тела вырыва­ется луч сотен и тысяч разных цветов, распространя­ется по десяти сторонам света и очищает все живые существа от скверны, грехов и болезней. Затем Будда эманирует из себя риши, представляющих его лич­ность в разных аспектах. Постоянным действующим лицом является риши Маносиджи — персонифика­ция языка Будды, который и задает Верховному ме­дику вопросы. Отвечают на эти вопросы остальные четверо риши, которые появляются из разных частей тела Будды и рассказывают по одной тантре. Поэто­му трактат состоит из четырех томов и кратко назы­вается «Чжуд-ши», что означает «Четыре тантры».

О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, О БОЛЕЗНЯХ, ИХ ПРИЧИНАХ И ЛЕЧЕНИИ

Хорошо известно, как изменяется со­стояние внутренней среды организма у людей различных конституциональных типов в зависимости от возраста.

Итак, на воздействия одинаковых факторов среды люди различных конституциональных типов реаги­руют по-разному.

Это утверждение и легло в основу тибетских рекомендаций по поддержанию здоровья, профилактике заболеваний и их лечению.

Поэтому в тибетской медицине наряду с лекарственными и фи­зическими способами профилактики и лечения бо­лезней обязательно используются лечебное питание и лечебный образ жизни, который варьируется в за­висимости от конституции человека, его возраста и характера заболевания.

Согласно представлениям тибетской медицины, в организме человека развиваются горячие и холод­ные болезни.

Основу горячих болезней составляют чрезвычайно развитые «горячие процессы». Совре­менные ученые, исследователи древнетибетских ме­дицинских трактатов считают, что в «Чжуд-ши», так же как в большинстве восточ­ных медицинских систем, первостепенное внима­ние уделяется вопросам профилактики заболеваний, а также проблемам сохранения и поддержания здо­ровья.

Тибетские врачи дают человеку множество сове­тов и рекомендаций, которые помогут сохранить здо­ровье и предупредить развитие болезней.

Все эти профилактические методы и наставления, касающиеся правильного образа жизни, основаны на принципах индивидуального подхода к человеку.

Как утверждают тибетские лекари, любые изме­нения физического и психологического состояния человека происходят под влиянием различных фак­торов окружающей среды.

Во-первых, это объектив­ные факторы, которые человек изменить не спосо­бен, климатические условия региона проживания, смена времен года;

во-вторых, это субъективные фак­торы, определяемые самим человеком, образ жиз­ни, характер питания, условия быта, вид трудовой деятельности, особенности сексуальных отношений. В связи с этим предлагается неблагоприятные для ор­ганизма действия объективных факторов корректи­ровать с помощью факторов субъективных.

Но для того чтобы человек смог создать для себя наиболее благоприятные условия жизни и эффектив­но использовать их для поддержания здоровья, он должен располагать информацией о том, как дейст­вуют объективные и субъективные факторы на лю­дей разных конституциональных типов и как они взаимодействуют на уровне человеческого организ­ма.

Эти знания и предлагает нам тибетская медицин­ская система.

Внутренняя среда организма — микрокосм — у разных людей имеет свои отличительные особенно­сти.

В зависимости от особенностей внутренней сре­ды организма тибетская медицина выделяет группы людей с более или менее схожим характером внут­ренней среды — конституциональные типы — люди конституции ветра, желчи и слизи.

Существуют три чистых типа и четыре смешанных. Определенные свойства внутренней среды человека, его конституцио­нальные особенности «преломляют» влияние факторов окружающей среды.

Таким образом, одни и те же условия оказывают на разных людей различное влияние. И последствия этих воздействий тоже будут неодинаковы.

Одни и те же факторы, воздей­ствующие на людей разных конституциональных типов, в одном случае способны вызвать заболева­ние, а в другом — излечить его.

Еще тибетским медикам было выражение «горячие процессы» соответствует гиперфункционирова­нию органа, ткани, функциональной системы.

К группе горячих болезней относятся также воспалительные процессы, как выражения гиперфункцио­нирования систем защиты организма.

В основе холод­ных болезней лежат гипофункциональные состояния различной степени, а также чрезмерно выраженные процессы питания, роста, клеточного деления.

Дело в том, что, по современным медицинским представлениям, жизнедеятельность человеческого организма связана с двумя противоположными по своей сути процессами: эрготропными и трофотропными.

Эрготропные процессы характеризуются рас­ходом накопленной организмом энергии, а трофотропные — ее накоплением.

Трофотропные процессы связаны с питанием клеток, их делением (размноже­нием).

Три системы регуляции организма — ветра, жел­чи и слизи — участвуют в развитии горячих и холод­ных состояний в разной мере.

Система ветра в боль­шей степени обеспечивает развитие эрготропных (горячих) процессов.

Система желчи в равной мере обеспечивает развитие горячих и холодных процес­сов.

Система слизи в большей мере причастна к развитию холодных процессов.

Нарушения деятельности систем ветра, желчи, слизи приводят к изменениям регулируемых ими процессов, как эрготропных, так и трофотропных, а следовательно, к развитию заболеваний. Таким об­разом, представления о трех регулирующих системах организма, а также о холодных и горячих состояниях являются основой классификации болезней.

Необычными для европейских медиков являются методы диагностики заболеваний, которыми пользу­ются тибетские врачи.

Наряду с подробным опросом и осмотром пациента тибетский врач занимается и изучением его урины, а также, тщательно исследуя пульс больного, определяет, какие из внутренних ор­ганов поражены болезнью.

Часто применяется еще один нетрадиционный метод диагностики — пальпа­ция больных органов. Но ощупывает врач не сами внутренние органы, а те точки на позвоночнике, ко­торые с ними связаны.

Тибетская медицинская система располагает ог­ромным арсеналом лекарственных средств природ­ного происхождения. Кроме трав, для лечения ис­пользуются корни, плоды, цветы различных расте­ний. «На земле не растет ничего, что нельзя было бы использовать в качестве лекарства», — сказано в «Чжуд-ши». Лекарственные сборы, включающие порой несколько десятков компонентов, готовятся очень тщательно. Помимо лекарственных средств растительного и животного происхождения, тибет­ская медицина использует различные соли, минера­лы, драгоценные камни и металлы. Пользуются тибетские врачи и физическими способами лече­ния заболеваний. Среди них есть такие методы, как иглоукалывание, прижигание, ванны, компрессы и массаж с применением масел.

Человек, по представлениям тибетцев, является частью Великой Вселенной — макрокосма, и живет он, подчиняясь закономерностям, действующим в ней. Поэтому медицинская система была тесно связана с астрономическими знаниями, а методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний опирались на представления о солнечно-лунных циклах.

У народов Восточной и Юго-Восточной Азии ши­рокое распространение получил солнечно-лунный календарь, в котором с учетом движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна были выделены 12- и 60-летние циклы.

Первая половина астрономического года до рав­ноденствия в тибетской медицине называется «север­ный путь солнца», вторая — «южный путь солнца». 12-летний цикл рассчитан на основании полного оборота Юпитера вокруг Солнца. Время оборота де­лится на 12 равных частей. Каждой части даны на­звания животных — мышь, корова, тигр, заяц, дра­кон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, сви­нья; а также стихий — огонь, земля, железо, вода, дерево; окраски и рода.

60-летний цикл по-тибетски и по-монгольски называется «рабчжун». В каждом «рабчжуне», напри­мер, год мыши встречается пять раз, но при этом они будут разными, ибо каждый из пяти годов мы­ши носит свою символику пяти материальных сти­хий и цветовых различий. В 60-летнем цикле вся комбинаторика встречается только 1 раз. Так, на­пример, 1972-й — год мыши черной воды, 1984-й — год мыши синего дерева, 1996-й год — год мыши красного огня.

По тибетским медико-астрологическим представ­лениям считается, что «дни рождения» наступают у человека через 12 лет. Так, например, у родившегося в 1975 году (год зайца синего дерева) дни рождения будут в 1987 и 1999 годах и т. д. И эти годы для него предполагаются условно отрицательными, особенно для женщин на 49-м, мужчин на 61-м году жизни, когда «внутренняя энергия» организма ослабевает и наступают «смещения» регулирующих физиологиче­ских систем — ветра («рлунг»), желчи («мкхрис») и слизи («бадкан»).

В действительности, и это находит подтвержде­ние в современных медицинских представлениях, в женском и мужском организме примерно в эти пе­риоды жизни наступает глубокая перестройка и сдви­ги в физиологически закрепленных гормональных и эндокринных механизмах регуляции, энергетических процессах, которые являются неблагоприятным фо­ном при соответствующих отрицательных воздейст­виях социальных или сезонно-климатических фак­торов.

В отношении оценки здоровья человека 12-лет­ние циклы имели большое значение. Сочетание го­да, стихии, окраски были важны для определения физических, эмоциональных и интеллектуальных циклов, установления совместимости супружеской жизни, а также цикличности изменений окружаю­щей среды.

В отличие от привычных нам представлений о сезонах, тибетская медицина различает пять сезо­нов года. Формируются они следующим образом. 360 дней года разделяются на 4 основных сезона:

весну, лето, осень и зиму, каждый из которых насчи­тывает по 90 дней в среднем. В каждом из сезонов различают основной сезон, имеющий продолжитель­ность 72 дня, и сезон промежуточный, насчитываю­щий 18 дней (межсезонье). В сумме четыре межсезо-

нья по 18 дней составляют пятый сезон года продол­жительностью в 72 дня.

В разные периоды года человеческий организм функционирует по-разному. И все это должен учи­тывать тибетский врач. А само строение организма он должен знать в совершенстве, потому что «то, ра­ди чего занимаются лечением, — это тело» человека.

ТЕЛО И ЕГО ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В «Чжуд-ши» тело человека сравнивается с архитектурными элементами дворца. Яркие сравнения позволяли лучше запомнить и точнее применять ме­дицинские знания. Каждая строка этой главы может быть также темой для медитативного размышления тибетского врача.

Две бедренные кости — как фундамент стены.

как столбик из золотых монет.

Аорта — как колонна, перед которой приносят жертвы.

Грудина — как прямоугольная балка.

24 ребра — как стропила гладкие.

Хрящи на концах ребер — как упоры стропил.

Сосуды, жилы, сухожилия — доски потолочные.

Мясо и кожа — штукатурка и покраска.

Пара ключиц подобны карнизу.

Лопатки напоминают углы строения.

Голова — как башня на верхнем этаже.

Отверстия органов — как раскрытые окна.

Череп похож на купольную крышу.

Теменное отверстие подобно дымоходу.

Ухо — как голова Гаруды*.

Нос напоминает шпиль наверху здания,

Волосы — как черепица мужская и женская.

Руки висят, как шелковые украшения —балданы.

* Гаруда — сказочная птица, царь птиц. Изображением ее головы украшались концы стропил на углах крыши.

Грудь и живот — как верхние и нижние дворы.

Диафрагма похожа на шелковый занавес.

Сердце — царь, сидящий на троне.

Пять матерей легкого — внутренние советники.

Пять сыновей легкого* — царские дети.

Печень и селезенка — царицы старшая и младшая.

Почки — советники внешние, богатыри, опора.

Сам-сеу — хранилище для драгоценностей.

Желудок — посуда для варки еды.

Кишка тонкая и толстая — служанки цариц.

Желчный пузырь — мешочек с приправами.

Мочевой пузырь — сосуд с запасом воды.

Ноги — как тораны** или арки.

Уязвимые центры — полномочные послы царя.

При знакомстве с жизнедеятельностью организ­ма нужно хорошо знать: 1) организм, в котором со­вершаются жизненные процессы, и 2) сущность жиз­ненных процессов.

СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

В тибетской медицине описаны семь различных форм черепов: 1) свод черепа продолговато-оваль­ный, 2) с особенной выпуклостью у макушки, 3) фор­мы яйца, 4) четырехугольной формы, 5) шарообраз­ный, 6) сплюснутый с боков и 7) сплюснутый сзади и спереди.

Мозг человека, в зависимости от формы черепа, имеет разную плотность. Так, например, продолго­вато-овальный череп содержит мозг, имеющий та­кую же плотность, как мышцы, то есть мозг содер­жит столько же жидкости, сколько мышцы. В черепе с выпуклостью у макушки помещается мозг, содержащий столько же жидкости, сколько находится в масле. Мозг в черепе с формой яйца по количеству в нем жидкости напоминает соты, с четырехугольной формой — творог, с шарообразной — простоквашу, в черепе, сплюснутом с боков, мозг похож на молоко. Череп, сплюснутый сзади и спереди, имеет массу жидкости. Оболочка мозга сероватого цвета (напоминает цвет печени), испещрена кровеносными сосудами.

Люди со здоровым черепом и мозгом, выдержи­вая значительные удары, не падают в обморок, не теряют сознания, не испытывают головокружения,

приступов тошноты и рвоты.

Самыми опасными травмами считаются повреж­дения мышц макушки, затылочных и теменных мышц. Повреждения же остальных мышц черепа опасными не считаются.

В результате проведенных исследований тибет­ские медики пришли к выводу, что жизненная дея­тельность мозга зависит исключительно от коли­чества в нем жидкости. Ни вес, ни величина, ни извилины мозга не имеют особенного значения. Чем плотнее вещество мозга и чем меньше в нем жидко­сти, тем энергичнее проявляется его плодотворная деятельность.

Кровеносные сосуды, разделяющиеся на белые (артерии) и черные (вены), бывают мозговые, кост­ные и мышечные.

Сосуды головы главным образом связаны с дву­мя сонными артериями и венами шеи и с двумя по­звоночными артериями, которые сплетаются между собою подобно тому, как сплетаются прожилки на листьях.

Нервы, выходящие из нижнего отдела мозга, свя­зывают с мозгом внутренние органы, конечности, а также нервы шести чувств.

Нервы чувствующие отличаются от нервов дви­гающих. За деятельность нервной системы организ­ма отвечает регулирующая система ветра. Все нервы, и чувствующие и двигающие, функционируют нормально при нормальном состоянии этой системы регуляции.

Отдельно от области головы, туловища и от ко­нечностей рассматривается в тибетской медицине шейная область. Она считается самой важной частью организма.

Повреждения костной системы шеи, ее сосудов, нервов, фасций, мускулов и сухожилий одинаково влекут за собой серьезные последствия.

Повреждения костной системы шеи так же опас­ны, как повреждение черепных костей. Поврежде­ния сосудов и нервов шеи так же опасны, как повреждение внутренних органов.

Повреждения мышц, фасций и сухожилий так же опасны, как поврежде­ния конечностей. Поэтому при изучении человече­ского тела на область шеи следует обратить особое внимание.

При рассмотрении шейных позвонков нужно об­ратить внимание на первый и второй шейные по­звонки — атлант и эпистрофей, на тело, на отростки и на суставные поверхности позвонков.

При повреждении спинного мозга происходит сведение шеи, появляется тяжесть в голове, сухость языка, задержание урины, потемнение в глазах, колотье в грудной области, ослабление и исхудание ко­нечностей. Больные с подобными травмами в тече­ние семи—девяти дней умирают.

Тибетские медики различают в теле человека на­ружные и внутренние проводники. К ним относятся:

артерии и вены наружные и внутренние, нервы и дыхательное горло.

При ушибе сонных артерий человек падает без памяти и у него замечается продолжительное сон­ное состояние, поэтому эти артерии называются сонными.

Следует заметить, что при повреждении шейных позвонков следует лечить их, как кости черепа, а со­суды и нервы — как органы грудной и брюшной по­лости; мышцы, фасции и сухожилия — как конеч­ности.

При изучении туловища нужно обратить внима­ние на костный скелет, на расположение костей и хрящей, на состояние кожи, подкожного жира, фасций и мышц, на органы плотные и органы, имею­щие полость. Вообще следует изучить топографическую анатомию как целого туловища, так и частей его, обращая особенное внимание на линии, соеди­няющие определенные пункты, на сосуды, на нервы и на различные отверстия.

Каждый врач должен знать:

1) меры тканей, частей и органов;

2) положение сосудов и нервов;

3) места, повреждение которых наиболее опасно;

4) отверстия и пути.

Газы в теле имеются в таком количестве, в каком могут поместиться в малом тазу; желчь наполняет весь желчный пузырь, слизистые и серозные оболоч­ки приблизительно равны объему трех пригоршней человека; крови и содержимого кишок в теле — по семи пригоршней; урины и лимфы — по четыре при­горшни; жира и костного мозга — по две; регул и спермы — по одной пригоршне; мозга •— одна при­горшня; мяса — пятьдесят горстей.

Кроме того, в организме имеются двадцать три разновидности костей и хрящей *; двадцать восемь позвонков; двадцать четыре ребра; тридцать два зу­ба; триста шестьдесят отдельных костей, косточек и хрящей **; двенадцать больших суставов; двести де­сять малых суставных поверхностей; шестнадцать больших фасций; девятьсот сухожилий и связок; два-

·Череп, затылок, переносица, нижняя челюсть, зубы — пять видов костей головы;

· позвонки, их отростки, копчик, тазовая кость, лопатки, ключица, грудина, ребра, реберные хрящи — девять видов костей туловища;

·плечевая кость, кости предплечья, кости запястья — три вида костей рук;

·бедренная кость, кости голени, пяточная кость, кости стопы — пять видов костей ног;

·ногтевые фаланги — всего получается двадцать три вида костей.

Сосуды и нервы в организме таковы:

1) эмбрио­нальные сосуды и нервы,

2) развивающиеся нервы и нервные сплетения,

3) кровеносные сосуды,

4) жиз­ненные сосуды и нервы.

Три эмбриональных сосуда связаны с пуповиной, нервные сплетения соединяются с развивающимся головным мозгом.

Сосудов четыре: созидания, существования,

соединения и жизни. Созидающий от пупка разделяется на три, один сосуд бежит вверх и формирует голову. Невежество опирается на голову и находится там. От невежества рождается слизь и располагается в верхней части тела.

Один сосуд проникает в середину и формирует аорту. Гнев опирается на аорту и кровь, от гнева рождается желчь и пребывает в средней части тела. Один сосуд проникает вниз и формирует тайные органы.

Страсть пребывает в тайных местах мужчин и женщин.

Жизненная деятельность мозга и роль, которую он играет в организме, находятся в прямой зависимости от жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.

Эти процессы первоначально, в эмбриональном периоде, возникают в области головы, способствуя постепенному образо­ванию головного мозга, а затем, по мере развития зародыша, в грудной области, сопровождая возникновение лимфатических сосудов.

Степень развития умственных способностей зависит от состояния жиз­ненных процессов системы желчи с самого начала жизни эмбриона.

Кровеносная система возникает в середине заро­дыша одновременно с образованием аорты.

В эмбриональном периоде жизненные процессы желчи совершаются прежде всего в области печени и желчного пузыря, но по мере развития зародыша эти процессы проявляются во всем организме. Наша раз­дражительность напрямую зависит от состояния жел­чи в кровеносной системе.

Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха (деятель­ность системы ветра) в эмбриональном периоде воз­никает и совершается в поясничной области зароды­ша и особенно ясно обнаруживается в толстом ки­шечнике.

Симпатическая нервная система *, развивающая­ся в поясничном отделе зародыша под влиянием сис­темы ветра, и возникновение чувства страсти нахо­дятся в зависимости от жизненной роли системы вет­ра в этой области.

В организме есть четыре больших развивающихся нервных сплетения:

1) пять чувствующих нервов, возникающих в головном мозге и сопровождающих­ся пятьюстами нервов и нервных сплетений,

2) нерв­ные центры, порождающие различные желания, раз­виваются в зависимости от деятельности сердца и сопровождаются пятьюстами нервов и нервных спле­тений,

3) нервы, способствующие общему питанию, возникают в области пупка и сопровождаются пятью­стами нервов и нервных сплетений,

4) нервы, спо­собствующие воспроизведению потомства, возникают в половой сфере и сопровождаются пятьюстами нервов и нервных сплетений. Таким образом, весь

организм скреплен нервами.

1)Симпатическая нервная система — часть вегетатив­ной нервной системы; участвует в регуляции деятельности организма; по ее волокнам из центральной нервной систе­мы проводятся импульсы, вызывающие сужение сосудов, усиление и учащение сердцебиения, отделение пота и т. д.

Кровеносные сосуды разделяются на белые и чер­ные, то есть на артерии и вены.

Аорта и сопровож­дающая ее вена считаются матерью кровеносных со­судов, они разветвляются в голове и в четырех ко­нечностях.

От аорты и вены расходятся двадцать четыре крупных артерии и вены, участвующие в пи­тании мышц и кровеносной системы.

По плотным и полым органам проходят восемь крупных артерий и вен.

По четырем конечностям идут шестнадцать ви­димых артерий и вен.

Повреждения ста двенадцати артерий и вен опасны, соединяющихся с ними мелких артерий и вен сто восемьдесят девять; разветвляющихся от них во всем организме артерий и вен сто двадцать, а от них отходят триста шестьдесят мелких артерий и вен, от которых, в свою очередь, расходятся семьсот еще более мельчайших артерий и вен, а от последних — бесчисленное множество мел­ких сосудов, связывающих весь организм.

От головного мозга — великого моря узлов нер­вов, — похожего на главный корень растений, идут вниз девять двигательных нервов, способствующих водообмену.

Эти девять нервов связаны с плотными и полыми органами.

Кроме них, имеется тринадцать нервов, идущих по четырем конечностям и по голове и шесть видимых нервов, от которых разветвляется шестнадцать тонких нервов, участвующих в водообмене.

Жизнь человека мгновенно прекращается в трех случаях: при смертельном повреждении головного мозга, при остановке дыхания, при остановке кро­вообращения, так как от всего этого зависит непо­средственно жизнь, процветание и деятельность ор­ганизма.

У человека имеются три жизненных сосуда:

один проходит через голову и все тело,

один сопутствует дыханию,

один скитается, подобно душе.

Сосуды — это внешние и внутренние каналы, по которым двигаются кровь и ветер, они объединяют и взращивают тело, они являются вместилищем жизни и поэтому называются сосудами.

В человеческом теле есть области, повреждение ко­торых опасно для жизни. Это опасные места:

5) в сухожилиях и связках,

б) в плотных и полых органах,

7) в сосудах и нервах.

Значительно поврежденные мышцы сильно опу­хают; при повреждениях опасных мест костей чело­век чувствует сильную боль; при повреждениях опасных мест фасций, связок и сухожилий образуются сведения; при повреждениях опасных мест сосудов и нервов, жировой ткани, плотных и полых органов человек погибает. Опасными все эти места называются потому, что при повреждениях их больные уми­рают, или очень страдают, или трудно и долго излечиваются. Опасных мест для мышц сорок пять; для жировой ткани — восемь; для костей — тридцать два;

для сухожилий и связок — четырнадцать; для плот­ных и полых органов — тринадцать; для сосудов и нервов — сто шестьдесят; в области головы — шесть­десят два; в области шеи — тридцать два; в области туловища — девяносто пять; в областях четырех ко­нечностей — сто двенадцать. Вообще в организме опасных мест при повреждениях — триста два, из которых девяносто шесть — очень опасны. При по­вреждениях этих мест люди погибают и даже лучшие врачи не способны помочь им. Мест, повреждения которых не слишком опасны, сорок девять — знаю­щие врачи в этих случаях могут помочь. Остальные из повреждений хотя считаются опасньми, но по­следствия их не слишком тяжелы, и каждый врач способен их излечить.

Отверстия и пути бывают внутренние и наруж­ные. К внутренним путям относятся дыхательные пу­ти; пути, по которым получают питание семь тка­ней; пути, по которым идут три выделения; пути водообмена и первые пути пищеварения.

Всего внутренних путей — тринадцать.

Наружных отверстий и каналов в области головы — семь, в нижней части тела — два; у женщин, кроме того, еще три отверстия — вход матки и два протока молочных желез.

По форме каналы и отверстия бывают округлыми, толстыми, тонкими, длинными, короткими

подобно жилкам на обороте листьев. Каналы — это двери, через которые поступает

Неподходящее питание и образ жизни повреждают просветы каналов и вызывают болезнь, они расширяются, сужаются, меняют направление. Здоровые и чистые каналы — это покой.

Благодаря этим путям организм получает питательные вещества. При несоответствующем образе жизни, пище и питье пути и отверстия повреждаются и возникают расстройства. Сильное или, наоборот, замедленное движение по путям также порождает расстройства в организме. Если нет причин, рас­страивающих пути и отверстия, организм благоден­ствует.

ТКАНИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ СИЛЫ ТЕЛА

Хилус * (тканевой сок), кровяная ткань, мышеч­ная ткань, жировая ткань, костная ткань и хрящи, костный мозг и нервная ткань; сперма и менструаль­ная кровь — все это ткани (силы тела), составляю­щие организм человека. К отделениям относятся экскременты, урина и пот.

Хилус доставляет питательный материал всем тканям организма. Кровяная ткань доставляет необ­ходимую для организма влагу и участвует в процессе

* Хилус — млечный сок, содержимое лимфатических сосудов кишечника, характеризующееся большим количе­ством жира.

дыхания, являясь посредником восприятия, уподоб­ления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме. Мышечная ткань, пополняя организм, где нужно, позволяет осуществ­лять физическую деятельность. Жир дает цвет тка­ням, придает красоту и удобную форму органам и тканям, служит запасным питательным материалом. Костная ткань служит остовом, опорой организма и защитой важных тканей и органов. Нервная ткань и ткань костного мозга служат источником сознатель­ной жизни. Сперма и менструальная кровь необхо­димы для воспроизведения себе подобных. Экскре­менты, урина и пот такие же важные жизненные еди­ницы, как и все перечисленные выше, так как от нормального или ненормального их состояния зави­сят здоровье или расстройство питания в организме. Под влиянием жизненного процесса потоотделения кожа приобретает нежность и укрепляются волосы.

Сок прозрачный питает и взращивает вредимые *.

Кровь увлажняет и поддерживает дыхание.

Жир умащивает. Кость дает опору.

Костный мозг перерабатывает питательный сок.

Кал и моча выводят то, что разложилось.

Пот кожу смягчает и укрепляет волосы.

ЗАЧАТИЕ И СОЗРЕВАНИЕ ПЛОДА

Тибетские врачи считали эмбриологию — науку о зачатии и развитии плода — одним из важнейших разделов медицины. Они экспериментально изучали ее больше чем за тысячу лет до того, как эта наука стала предметом исследования представителей евро­пейской медицины. Однако наряду с научными дан­ными о зачатии и развитии эмбриона, а также прак­тическими рекомендациями по режиму, который должна соблюдать беременная женщина, в трактате

2)Вредимые — ткани (силы) организма и отделения тела.

«Чжуд-ши» описаны методы магического воздейст­вия на плод, чтобы повлиять на пол будущего ребенка.

В буддийской традиции считается, что существу­ют шесть видов рождений — рождение божеством, асуром, человеком, животным, голодным духом-пре-той и рождение в аду. С точки зрения религиозного спасения наилучшим считается рождение человеком, так как только человек может сознательно отказаться от мирской жизни со всеми ее соблазнами, принять обеты, вступить в монашескую общину, заняться совершенствованием духовной природы, что в конеч­ном итоге приводит к освобождению от всех видов пороков и грехов, присущих душе и телу.

Тибетские врачи считали, что со стороны матери зачатие обеспечивается менструальной кровью, со стороны отца — спермой, но этого еще недостаточно, чтобы зачатие свершилось. Необходимо также, что­бы в зародыш вселилась душа умершего человека — виджняна, которая еще не получила нового переро­ждения и до этого находилась в промежуточном со­стоянии, называемом бар-до. Душа умершего полу­чает новое рождение в одном из шести видов существ буддийского мира в зависимости от своей кармы.

Карма — закон связи последующего с предыду­щим, или причины и следствия. Если человек еще не достиг полного духовного совершенства, у него сохраняется привязанность к жизни — клеша, которая также влечет его душу к новому воплощению.. И только когда человек постигает истину об отсутствии индивидуального «Я», клеша исчезает, и тогда нет больше необходимости новых воплощений.

Сначала расскажу о зачатии. Здесь три (вопроса):

причины зачатия, условия развития (плода) и признаки беременности.

Первый (вопрос). Нормальные сперма и кровь родителей и виджняна под воздействием кармы и клеша соединяют свои первоэлементы и становятся причиной появления в матке (зародыша): это можно сравнить с тем, как при трении палочек появляется огонь. Если карма не принудит, виджняна не войдет (в матку).

Все сотворенное на земле состоит из пяти начал — первоэлементов. Это Пространство, Воздух, Земля, Вода и Огонь. Эти же пять начал составляют сперму отца, кровь матери и собственную виджняну чело­века, хотя первоэлементы виджняны так тонки, что не могут восприниматься обычными органами чувств. Они постигаются только при йогическом созерцании.

Без Земли не будет творения, без Воды — соединения, без Огня — созревания, без Воздуха — развития, без Пространства не откроются двери развития.

Если сперма бела, сладковата, тяжела, обильна, а месячные как киноварь или кроличья кровь и хорошо отстирываются — значит, они нормальные и произойдет зачатие.

Однако иногда зачатие становится невозможным из-за дефектов спермы отца или менструальной кро­ви матери, вызванных избытком в них ветра, слизи, желчи или крови. Для диагностики причин беспло­дия и его лечения в «Чжуд-ши» приводятся описа­ния спермы и крови с дефектами.

У женщин от двенадцати до пятидесяти лет ежемесячно из прозрачного сока в матку по двум большим сосудам просачивается темная, без запаха кровь и оттуда три дня вытекает, гонимая ветром. Признаки месячных: слабость, болезненный вид, боли в грудях, пояснице, шее, дрожание век. Месячные — знак влечения к мужчинам.

В течение двенадцати дней вход матки бывает открытым. Но в первые три дня и после одиннадцатого зачатия не бывает.Первые три дня с начала менструации в расчетах для определения пола ребенка не принимаются во внимание, поэтому счет начинают с четвертого дня, который здесь условно берется как первый.

(При зачатии) в первый, третий, пятый, седьмой день рождается мальчик, во второй, четвертый, шестой и восьмой — девочка. Как после заката солнца закрывается лотос, так после двенадцатого дня (закрывается матка), сперма туда не проникает.

Признаки зачатия: задержка семени в матке, удовлетворение страсти, утомленность и тяжесть в теле.

От Земли — мясо, кости, нос и обоняние,

от Воды — кровь, язык, ощущение вкуса и влаги,

от Огня — тепло, цвет, глаза и зрение,

от Воздуха — дыхание, кожа и осязание,

от Пространства — отверстия, уши и голос,

от прежних привычек* — способность к деяниям.

Итак, зачатие свершилось. Расскажу о развитии (плода). Основа развития — это пуповина, поэтому все, что мать ест, через прозрачный сок попадает в матку и питает (плод) подобно тому, как вода через канавы поступает на поля. Так (плод) в течение 38 недель, или девяти месяцев, растет, изменяясь под действием ветра.

В течение первой недели первого месяца сперма и кровь смешаны, как молоко и закваска.

На второй неделе появляется сгусток, а на третьей, как будто творог, оседает.

Кто хочет сына, в это время может прибегнуть к средствам, ибо пол ребенка еще не определился. Если средства сильны, то с кармой можно поладить.

Надо в день созвездия Ргйал ** изображение мальчика выковать из разных металлов в пламени каменного угля, раскалить до изменения цвета и бросить в коровье молоко.

* Речь идет о навыках и привычках, приобретенных в предыдущих рождениях.

** Ргйал — созвездие Рака.

Когда остынет, (муж) должен влить горсть молока в рот жене.

Надо дать еще (женщине) сок Солнца и Луны*, привязать, подвесить то, что дает желаемое следствие.

В качестве магических средств, способствующих рождению мальчика, рекомендуется носить на поясе шнур, сплетенный невинным юношей из шерсти, взятой с правых лопаток нечетного числа баранов. На шнур необходимо подвешивать изображение маль­чика, о котором говорилось выше, завернув в кусок бараньей шкуры.

Есть и более простые способы повлиять на пол будущего ребенка: для этого матери советовали но­сить при себе портреты красивых детей — мальчиков или девочек в зависимости от того, кого она хочет — сына или дочь. Нужно также стараться постоянно ду­мать о них и вообще быть по возможности постоян­но окруженной детьми соответствующего пола.

Соития, переутомления, ночные бдения, дневной сон, потуги (при запоре), горячая, острая, тяжелая пища, запоры, голод, жажда, купание, • кровопускание запретны в течение восьми месяцев. Почему? Матка повредится, (плод) погибнет или высохнет (матка).

На четвертой неделе (плод) принимает форму овала. С этого времени он растет уже как мальчик или девочка.

Появляются признаки беременности: тяжесть, скованность, отсутствие аппетита, зевота, потягивания, набухание грудей, пристрастие к кислому и прихоти всякие, которым нужно потворствовать, иначе ребенок погибнет или родится невзрачным. Поэтому, даже если женщина хочет что-то вредное,

дайте немного, но смешав с полезным.

3) Сок Солнца и Луны — иносказание, подразумевающее менструальную кровь и сперму. Заменителями их служили красные и белые минералы.

Месяц второй, пятая неделя — первой появляется пуповина.

На шестой неделе, опираясь на нее, формируется аорта, на седьмой — формируются органы зрения — глаза, на восьмой — вокруг глаз обозначается голова, на девятой — намечаются верхняя и нижняя части тела. Месяц третий, неделя десятая — начинают расти плечи и бедра, на одиннадцатой — принимают очертания девять органов чувств, на двенадцатой — закладываются формы пяти плотных (органов), на тринадцатой — формы шести полых (органов). Месяц четвертый, неделя четырнадцатая — вырастают предплечья и голени, на пятнадцатой — руки и ноги растут дальше, на шестнадцатой — появляются все двадцать пальцев, на семнадцатой — наружные и внутренние взаимосвязанные сосуды. Месяц пятый, неделя восемнадцатая — появляются мясо и жир, на девятнадцатой — сухожилия и жилы, на двадцатой — кости и в них костный мозг, на двадцать первой — (плод) покрывается кожей. Месяц шестой, неделя двадцать вторая — открываются отверстия девяти органов чувств. С двадцать третьей недели растут волосы, пушок на теле, ногти. На двадцать четвертой — созревают плотные и полые (органы). С этого времени (плод) начинает различать покой и страдание.

На седьмом месяце, с двадцать седьмой по тридцатую неделю завершается (формирование), все становится ясным.

Месяц восьмой — начиная от тридцать первой недели по тридцать пятую все быстро растет. Мать и ребенок по очереди меняются в цвете.

Цвет — метафизическая субстанция, наличие ко­торой выражается в общем и в бодром, цветущем ви­де, яркости окраски кожи, глаз и т. д. В Вайдурья-онбо эта фраза «Чжуд-ши» комментируется так: «В этот период в зависимости от питательности пищи мать и ребенок поочередно меняют цвет. Иногда у

матери цвет лучше, иногда у ребенка. Если прежде­временные роды наступят тогда, когда у ребенка цвет в хорошем состоянии, он останется жить, в против­ном случае умрет».

Месяц девятый — с тридцать шестой недели появляется чувство неудовольствия и печали, в тридцать седьмую — чувство необходимости поворота, и в тридцать восьмую (плод) поворачивается вниз головой и выходит из матки.«Плод начинает в этот период чувствовать неудовольствие своим местом, оно ему кажется нечистым, вонючим, тесным, как тюрьмам, — пишется в Вайдурья-онбо.

Если подпирает в правом боку и матка справа выше, тело кажется легким, снится мужчина, молоко сначала в правой груди появляется значит, будет мальчик. Если хочется близости с мужчиной, тянет к веселью, нарядам и все не так, как описано выше, — родится девочка.

Если матка посередине ниже, чем с обеих сторон, будет двойня.

Признаки наступающих родов: усталость в теле, матка опускается, тяжесть внизу тела, боль в пояснице, боль в тайном месте, в животе, (женщина) беспокойна, влагалище открывается, частые непроизвольные болезненные мочеиспускания. Рожать должна в окружении ранее рожавших, ухаживать (за роженицей) как за умирающей.

За роженицей следует ухаживать, как за выздо­равливающей после тяжкой болезни, а потому нуж­но придерживаться упитывающего метода лечения.

Учение о трех началах было заимствовано из тра­диционной индийской медицины, и поэтому можно полагать, что физиологическими эквивалентами вет-pa, желчи и слизи являются доши «Вата», «Питта» и «Капха», от проявления которых зависят функции че­ловеческого организма. В тибетской медицине три физиологических начала ветер, желчь и слизь ото­ждествляются с принципами «движения», «огня» и «размягчения».

Ветер (воздух) символизирует движение, энергию, дыхание и способствует жизненной активности организма, «заведует» в нем физиологическими и биоэнергетическими системами, управляющими крово­обращением, пищеварением, выделением и обменом

веществ. Он также способствует деятельности шести чувств и проявлению воли.

Желчь регулирует проявление голода, жажды и аппетита, обусловливает «естественное» тепло и поддерживает равномерную температуру тела, способствует пищеварению и усвоению пищи, сохранению окраски, свойственной всему организму, проявлению храбрости и способностей.

Слизь отвечает за вкусовые ощущения и обеспечивает взаимосвязь различных составных частей те­ла, поддерживает сон, способствует проявлению ло­гических суждений и сохраняет гибкость, мягкость и эластичность в организме.

В тибетской медицине учение о трех физиологических началах непосредственно связано с теорией пяти первоэлементов, на которых базируются основ­ные теоретические и практические положения медицинской науки средневекового Тибета. Теория пяти первоэлементов находит свое практическое приме­нение в диагностике, в принципах приготовления лекарственных препаратов, в рекомендациях для лечения различных заболеваний и для правильного образа жизни. Первоэлементы (Воздух, Огонь, Зем­ля, Вода, Пространство) служат основой всего суще­го, и их своеобразные комбинации являются состав­ными частями организма и всей Вселенной. Каждый из первоэлементов наделен вполне конкретными ха­рактеристиками: твердость (Земля), влажность или «связуемость» (Вода), теплота (Огонь), подвижность (Воздух) и протяженность (Пространство).

Ветер — активное и подвижное начало, он — источник всякого изменения и движения в мире. Ветры распространяются повсюду, они присущи холоду и жару и имеют природу Воздуха.

Желчь имеет свойства Огня. Она — тепловой и энергетический потенциал всяких явлений. Ей присущ жар.

Слизь обладает свойствами Земли и Воды. Она тяжела и прохладна.

«Чжуд-ши» называет признаки (свойства*) каждого из трех начал:

Признаки ветра: жесткий, легкий, холодный, тонкий, твердый и подвижный. Признаки желчи: маслянистая, острая, горячая, легкая, обладает запахом, слабит и влажная. Признаки слизи: маслянистая, прохладная, тяжелая, притупляет, мягкая, прочная и клейкая.

С теорией пяти первоэлементов непосредственно связано формирование тканей тела и органов чувств. Земля способствует формированию мышечной ткани, костей и чувства обоняния; Вода образует кровь, жидкость тела и формирует чувство вкуса; Огонь ве­дает температурой тела, его внешним видом и чувством зрения; Воздух ответствен за дыхание и чувст­во осязания, а Пространство — за полости тела и чувство слуха.

Согласно тибетской медицине, три основы жиз­недеятельности организма человека обладают не только физиологическими, но и биоэнергетически­ми и психологическими характеристиками, совмещая в себе материальные и духовные начала. Эти начала находятся в организме человека в состоянии динамического равновесия, активно взаимодействуя друг с другом и в то же время, определенным образом реа­гируя на изменения во внешней среде. Динамический баланс трех начал обеспечивает нормальное функционирование организма. Нарушение же этого баланса, когда одно из начал излишне активно или, наоборот, пассивно, становится источником или причиной заболевания.

Ключевыми положениями тибетской медицин­ской системы являются два момента: первый — три системы регуляции состояния организма и второй — понятия тепла и холода, горячих и холодных болезней.

По представлениям тибетской медицины, состоя­ние организма человека регулируют три системы:

первая называется «рлунг», что в переводе означает ветер, вторая — «мкхрис» (желчь), и третья — «бад-кан» (слизь).

Фактор регуляции, используемый в первой сис­теме, подобен ветру, он распространяется, перемещается, как ветер.

Вторая система регуляции — желчь — очевидно, пользуется способом регуляции, который подобен способу распространения желчи, то есть вырабатывается в клетках тканей, как желчь в клетках печени, распространяется по сосудам, как желчь, и попадает в различные органы и ткани, где и действует как фак­тор регуляции.

Третья система — слизь — возможно, имеет фак­тор регуляции, подобный слизи, который образуется в тканях и реализует свое влияние в месте образования, то есть эта система является местнотканевым способом регуляции.

Внутри каждой из этих трех систем различают по пять разновидностей, подсистем, которые имеют свои специфические функции в организме и имеют соответствующие этому названия.

Пять подсистем ветра

Разновидности системы ветра имеют следующие названия и участвуют в регуляции перечисленных ниже процессов:

1) Держатель дыхания — поддерживающий жизнь, регулирует функционирование сердечно-сосудистой

2) Бегущий вверх — участвует в развитии всех про­цессов, происходящих в верхней части тела, в области головы;

3) Проникающий — регулирует разнообразные про­цессы в тканях и органах всего тела;

4) Ровный огонь — участвует в регуляции пищева­рения и усвоения пищи;

5) Очищающий вниз — определяет выделение не­чистот из организма, функционирование половой сферы.

В частности, ветер Держатель дыхания находится вверху. Двигаясь по горлу и груди, он проглатывает пищу, всасывает воздух, выводит слюни, мокроту, производит чихание, дает ясность разуму и органам чувств, удерживает душу. Бегущий вверх ветер размещается в груди. Двигаясь по носу, языку и горлу, он извлекает звуки речи. Он дает силу, цвет, бодрость, ясность памяти. Ветер Проникающий находится в сердце, он проникает во все части тела. От него зависят поднятие, опускание, хождение, разжатие, сжатие, открывание, закрывание. Ветер Ровный огоньОчищающий вниз ветер находится в прямой кишке. Двигаясь по толстой кишке, мочевому пузырю, тайным местам, он изгоняет или задерживает сперму, кровь, мочу и содержимое матки.. находится в желудке. Двигаясь по внутренностям, он переваривает пищу, отделяет прозрачный (сок) от осадка, способствует созреванию вредимых.

Пять подсистем желчи

Пять подсистем системы желчи тоже имеют свои названия и выполняют определенные регуляторные

1) Переваривающая — участвует в пищеварении;

2) Цвет меняющая — участвует в усвоении посту­пающего в организм, в кроветворении, определяет окраску кожных покровов и других тканей;

3) Претворяющая — регулирует функции сердеч­но-сосудистой системы, определяет ясность мысли, гордость, решительность, различные желания;

4) Дающая зрение — дает возможность видеть;

5) Ясный цвет кожи — определяет чистоту кож­ных покровов.

Переваривающая желчь находится в желудке между переваренной и непереваренной пищей. Она переваривает пищу, отделяет сок от осадка, дает тепло и силу остальным четырем видам желчи. Желчь, находится в печени. Она полностью изменяет цвет прозрачного сока в красный. Цвет изменяющая,

Желчь Претворяющая находится в сердце. Она дает душе чуткость, гордость, разум и страстность. Желчь, находится в глазах И способствует восприятию форм. Желчь Ясный цвет находится в коже, делает ярким ее цвет. Дающая зрение,

Пять подсистем слизи

Название и функции подсистем слизи также бы­ли определены в тибетской медицине:

1) Опора — поддерживает, дает жизнь;

2) Разлагающая — участвует в пищеварении;

3) Вкусовая — определяет формирование вкусо­вых ощущений;

4) Насыщающая — регулирует функционирование всех органов чувств, участвует во всех процессах, про­исходящих в мозге;

5) Соединяющая — «соединяет конечности», опре­деляет чувствительность и движения в них.

Слизь Опора находится в груди. Она дает опору остальным (видам слизи),

похожа по действию на воду. Слизь Разлагающая находится в (той части желудка), где пища не переварена. Она размельчает и разлагает съеденную пищу и питье.

Слизь Вкусовая находится в языке и дает ощущение вкуса. Насыщающая слизь находится в голове,

питает органы чувств.

Слизь Соединяющая находится во всех суставах, она соединяет конечности, сгибает и разгибает их.

РАСПОЛОЖЕНИЕ СИСТЕМ ВЕТРА, ЖЕЛЧИ И СЛИЗИ

Каждая из трех систем регуляции имеет свое ме­стоположение.

Так, центральный орган системы ветра у эмбрио­на закладывается в пояснично-крестцовой области, в тазу. У взрослого человека центральный орган этой системы регуляции также находится в поясничной

Центральный орган второй регулирующей систе­мы организма — желчи — находится в печени эм­бриона, а затем, после рождения, система желчи, имея центральное местоположение в печени, распро­страняется по организму и присутствует практиче­ски во всех тканях взрослого человека.

Центральный орган третьей системы регуляции — слизи закладывается у эмбриона в мозге и затем на протяжении жизни это структурное образование в мозге продолжает оставаться центральным органом этой системы. Однако система слизи также представ­лена во всех тканях организма.

В «Чжуд-ши» о местонахождении трех систем сказано так:

Слизь опирается на головной мозг, находится наверху, желчь опирается на диафрагму, находится в середине, ветер опирается на крестец, поясницу, находится внизу.

2)Ветер и желчь, факторы регуляции этих систем, распространяются в организме повсеместно, прони­кают всюду, они циркулируют по сосудам четырех видов — белым (нервным стволам), желтым (лимфа­тическим), красным и черным (кровеносным). Тре­тья регулирующая система, как уже было отмечено, использует фактор регуляции, который действует местно в тех тканях, где он образуется. Поэтому систе­ма слизи не имеет своей специфической сосудистой сети.

В отличие от тибетской, европейская медицина, как известно, различает только две системы регуля­ции состояния организма — нервную и гуморально-эндокринную.

КОНСТИТУЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ОПИСАНИЕ ТИПОВ ВЕТРА, ЖЕЛЧИ И СЛИЗИ

Согласно «Чжуд-ши», существуют три чистых конституциональных типа тела. Называются они со­ответственно ведущей системе регуляции: конститу­ция ветра, конституция желчи и конституция слизи. Кроме того, различают четвертый смешанный тип конституции, к нему относят людей, в организме ко­торых все системы регуляции представлены более или менее равновесно, без значительного преоблада­ния какого-либо из них, и еще три типа людей, кон­ституции которых сочетают качества основных ти­пов по два.

Те люди, в организме которых доминирующей яв­ляется система ветра, обладают следующими особенностями:

Люди, рожденные ветром, сутулы, сухощавы, бледны, многословны, плохо переносят холод, при движении их слышится треск (суставов).

Они бедны, недолговечны, телом небольшие, любят песни, смех, борьбу, стрельбу, предпочитают сладкое, кислое, жгучее, по повадкам похожи на грифов, ястребов и лис.

Преобладание в организме второй системы регу­ляции — желчи — сопровождается другими внешни­ми проявлениями:

Люди (с конституцией) желчи подвержены жажде и голоду, волосы и тело у них желтоватого цвета, ум острый, тщеславны.

Они потеют и пахнут.

Богатство и тело у них посредственны.

Склонны к сладкому, горькому, терпкому, прохладному.

По повадкам похожи на тигров, обезьян и якшасов.

Человек, в организме которого доминирует сис­тема слизи, имеет следующие особенности:

У людей (с конституцией) слизи прохладное тело, суставы и кости не выделяются, они мясисты и белы. формы округлы. Голод, жажду, страдания переносят легко. Тела у них крупные, живут долго, богато, сон у них крепкий. Они широки душой, от природы имеют хороший нрав: похожи по повадкам на львов и буйволов.

Люди конституции ветра являются кратко живущим типом людей, поскольку преобладание в орга­низме физиологических процессов эрготропной на­правленности, то есть расхода энергии, очевидно, со­провождается быстрым истощением, изнашиванием и гибелью отдельных тканей и организма в целом. Люди конституции слизи, напротив, отличаются не только жизнестойкостью, большой выносливостью, но и продолжительным сроком жизни. Это объясня­ется тем, что трофотропные процессы накопления энергии, преобладающие в их организме, обеспечи­вают высокий уровень восстановительных процессов. Это тип людей-долгожителей. Люди конституции желчи имеют обычно среднюю продолжительность жизни.

Кроме того, надо различать еще сочетания из трех или двух типов конституций.

3)По тибетским представлениям, доминирующая система регуляции определяет не только общую на­правленность процессов в организме человека, но и характер реагирования на внешние и внутренние раз­дражители: форма реагирования будет такой, какая свойственна преобладающей системе регуляции. Лю­ди конституции ветра будут отвечать на действие раз­дражающего фактора в большей мере повышением общей функциональной активности, при этом онимогут становиться более активными в поведении, много двигаются, теряют сон, утрачивают аппетит и т. д. Люди конституции слизи будут отвечать на дей­ствие того же раздражителя противоположным об­разом: снижением различных специализированных функций, характерных для органов и тканей, и акти­визацией трофотропных процессов, у них может по­вышаться аппетит, появляться сонливость, заторможенность, снижаться двигательная активность, рабо­тоспособность и т. д.Следовательно, доминирующая система регуля­ции первой отреагирует на внешние и внутренние влияния, и реакция ее будет более выраженной и за­метной по сравнению со степенью реагирования двух других систем

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *