Да что ты затеяла то греховодница можно ли это

Катерина. Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную.

Кабанов. Какую клятву?

Катерина. Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя.

К а б а н о в. Да на что ж это?

Катерина. Успокой ты мою душу, сделай такую милость для меня!

Кабанов. Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.

Катерина (Падая на колени). Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я.

Кабанов (поднимая ее). Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!

Голос Кабановой: «Пора, Тихон!» Входят Кабанова, Варвара и Глаша.

Те же, Кабанова, Варвара и Глаша.»

Кабанова. Ну, Тихон, пора. Поезжай с богом! (Садится.) Садитесь все!

Все садятся. Молчание.

Ну, прощай! (Встает, и все встают.)

Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька! Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.

Кабанов. Прощай, Катя!

Катерина кидается ему на шею.

Кабанова. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж – глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!

Катерина кланяется в ноги.

Кабанов. Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой.) Прощай, Глаша! (Целуется с Глашей.) Прощайте, маменька! (Кланяется.)

Кабанова. Прощай! Дальние проводы – лишние слезы.

Кабанов уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.

Кабанова (одна). Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.

Входят Катерина и Варвара.

Кабанова, Катерина и Варвара.

Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только. Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне.

Варвара. Я со двора пойду.

Кабанова (ласково). А мне что! Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!

Уходят Кабанова и Варвара.

Катерина (одна, задумчиво). Ну, теперь тишина у вас в доме воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы доти чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. (Молчание.) Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка. (Задумывается.) А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор’, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня богу помолят. Вот и засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет;

а тут Тиша приедет.

Катерина и Варвара.

Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка,

‘ Гостиный двор– специально выстроенное помещение, расположенное рядами, где гости (как в старину называли приезжих – первоначально иностранных – купцов) вели торговлю.

ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо!

Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.

Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!

Варвара. Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора. (Уходит.)

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь. Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала. Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь. Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее.

Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.

Кабанова и Феклуша (сидят на скамейке).

Ф е к л у ш а. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом’, матушка:

шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.

Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.

Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает; ему мерещится, что его манит некто, а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то, ведь она вроде туману бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за ворота-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия2 стали запрягать:

все, видишь, для ради скорости.

Кабанова. Слышала я, милая.

Феклуша. А я, матушка, так своими глазами видела; wi-нечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он

‘ С о д о м – по библейскому мифу, город, уничтоженный богом за грехи его жителей; в переносном смысле содом – беспутство, беспорядок, суматоха.

‘Огненный змий– крылатое мифическое чудовище, изрыгавшее во время полета пламя. Феклуша огненным змием называет поезд железной дороги.

лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.

Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.

Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен ‘. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы2 сыплет, а народ днем в суете-‘то своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.

Источник

Характеристика Варвары из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героини для сочинения в таблице

Да что ты затеяла то греховодница можно ли это. Смотреть фото Да что ты затеяла то греховодница можно ли это. Смотреть картинку Да что ты затеяла то греховодница можно ли это. Картинка про Да что ты затеяла то греховодница можно ли это. Фото Да что ты затеяла то греховодница можно ли это

Одним из женских персонажей пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Варвара Кабанова — младшая сестра Тихона и дочь Кабанихи. Несмотря на свою второстепенность, героиня отличается ярким, самобытным характером, который привлекает к ней внимание. Характеристика Варвары наглядно демонстрирует возможность противостояния «тёмному царству». Нравственно искалеченная, но не сломленная, Варвара отчаянно борется за личную свободу и в итоге находит в себе силы, чтобы навсегда покинуть ненавистный отчий дом.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Варвара Кабанова.

Возраст — не указан, юная девушка до 20 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — мать Марфа Игнатьевна Кабанова, старший брат Тихон.

Социальное положение — купеческая дочь.

Происхождение — родом из богатой купеческой семьи.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — посредственное, малограмотная девушка.

Внешность — юная привлекательная девушка.

Характер — смелая, решительная, хитрая, изворотливая, практичная, свободолюбивая, жизнерадостная, с чувством собственного достоинства.

Положительные черты — добрая, жалостливая, верная подруга, рассудительная, практичная.

Отрицательные черты — хитрая, аморальная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Варвары с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Варвара — дочь богатой купчихи марфы Кабановой, сестра Тихона.

«Варвара, сестра Тихона»

Источник: Действующие лица

Внешность

Варвара — юная красивая девушка.

«Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров. Красота-то ваша вас радует?»

Источник: Барыня Варваре и Катерине, Действие первое, явление 8

Черты характера и поступки

Варваре свойственна жалость. Она — живой человек, способный и любить, и проявлять чувство милосердия по отношению к другому.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то».

Источник: Действие первое, явление 7

Изначально Варвара была честной, нравственной девушкой, однако жизнь в доме с деспотичной, грубой матерью вынуждает её постоянно врать и изворачиваться.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…»

Источник: Действие первое, явление 2

Варваре свойственен здоровый эгоизм. Она искренне не понимает, зачем себя добровольно мучить, если эта жертва никому не принесет пользы.

«А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Источник: Действие первое, явление 7

Всю жизнь живя среди обмана и лицемерия, Варвара считает, что можно позволить себе делать, что хочешь, главное — соблюсти внешние приличия.

«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Источник: Действие первое, явление 2

Варвара — девушка на выданье, но она считает себя «испорченной», так как тайком от матери встречается с Кудряшом.

«Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя».

Источник: Действие первое, явление 7

«Да что ты затеяла-то, греховодница!»

Источник: Действие второе, явление 9

«У меня свои грехи есть».

Источник: Действие первое, явление 7

«Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».

Источник: Действие третье, явление 3

Варвара тайком встречается с Кудряшом по ночам, украв у матери ключ от калитки.

«Я теперь гулять пойду… В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила».

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара по-женски понимает Катерину и не упрекает её в том, что та полюбила другого. Она всячески пытается помочь Катерине, морально поддерживает её.

«Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет».

Источник: Действие первое, явление 7

«На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке».

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара — человек дела, она не любит много разговаривать.

«Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора…»

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара не привыкла осуждать других людей, поскольку сама понимает, что далеко не идеальна.

«Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть».

Источник: Действие первое, явление 7

Варвара, не выдержав тяжёлой атмосферы в доме, сбегает от деспотичной матери вместе со своим возлюбленным Кудряшом.

«Кабанов …Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.

Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

Источник: Действие пятое, явление 1

Характеристика Варвары другими героями

Катерина

Варвара становится для Катерины единственным человеком, который искренне её жалеет. Катерина считает её милой девушкой.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то.

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти».

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина, узнав о связи Варвары с Кудряшом, считает девушку греховодницей.

«Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!»

Источник: Действие второе, явление 9

Подробная характеристика Катерины.

Кабанов

Тихон, как никто другой знает, как сильно способна Кабаниха замучить собственных детей бесконечными упреками и нравоучениями. Он не осуждает Варвару, которая, не выдержав материнской деспотии, сбежала из дома со своим возлюбленным Кудряшом.

«Кабанов …Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.

Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

Источник: Действие пятое, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Варвары вместе!

Биография

Варвара Кабанова — молодая красивая девушка, купеческая дочь. После смерти отца она вместе со старшим братом Тихоном воспитывалась властной, тираничной матерью Марфой Кабановой.

Втайне от матери Варвара встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком купца Дикого. Похитив у матери ключ от калитки, она каждую ночь проводит со своим возлюбленным. Подобные ночные свидания могут серьёзно испортить репутацию любой незамужней девушки, однако Варвара привыкла делать то, что хочет.

Варвара искренне жалеет Катерину и поддерживает её в стремлении встретиться с Борисом. Она содействует их роману, так как понимает, что её брат Тихон недостоин Катерины.

В итоге Варвара, устав от бесконечных скандалов с матерью, сбегает из отчего дома вместе со своим возлюбленным Кудряшом.

Образ Варвары

Варвара — смелая, решительная, жизнелюбивая девушка со стойким характером. Воспитываясь в равных условиях со своим братом Тихоном, она не поддаётся влиянию матери. Не в силах противостоять ей открыто, она учится обманывать и изворачиваться, чтобы таким образом подстроиться под правила, установленные Кабанихой.

Жизнь с грубой, невежественной, деспотичной матерью нравственно уродует Варвару. У неё стирается представление о морали, однако она по-прежнему остается доброй, милосердной, способной искренне пожалеть другого человека.

Варвара — не из тех, кто будет страдать и убиваться. Она любит и ценит жизнь, готова до последнего бороться за своё право быть свободной и счастливой. Варвара умеет наслаждаться каждым моментом жизни и не собирается приносить себя в жертву чьим-то прихотям.

Будучи рассудительной, трезвомыслящей девушкой, Варвара на всё имеет собственную точку зрения и способна отстаивать её. Она никогда не будет пресмыкаться перед мужчиной, перед старшими. Свободная от предрассудков, Варвара готова строить жизнь по собственному усмотрению и именно поэтому сбегает из родительского дома.

Вывод

Варвара Кабанова — одна из ярких второстепенных героинь драмы А. Н. Островского «Гроза». Смелая, решительная, жизнелюбивая, она является символом нового поколения, способного противостоять патриархальным устоям «тёмного царства». Ее отношение к собственной жизни как к единственной ценности вызывает уважение.

Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать слабые стороны «тёмного царства» и возможность противостояния ему, несмотря ни на что. Цитатная характеристика Варвары позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Источник

Образ и характеристика Варвары в пьесе «Гроза» (Варвара Кабанова)

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Варвары в пьесе «Гроза»: описание характера и истории героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Варвары в пьесе «Гроза»

Варвару не мучает совесть за то, что она, незамужняя девушка, ходит по ночам на тайные свидания. И хотя это может повредить ее репутации, Варвара делает то, что хочет.

Хитрая Варвара также помогает Катерине устроить свидание с ее возлюбленным Борисом.

В конце концов, устав от скандалов с матерью, Варвара убегает из дома со своим любимым Кудряшом.

Образ и характеристика Варвары в пьесе «Гроза»

«. Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла. «

«. Варвара (про себя). Нашла место наставления читать. «

«. Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне. «

«. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это. «

«. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть. «

«. Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.)..»

«. У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. «

«. А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. «

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то!

«. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

«. Что она это делает-то? Что она только придумывает?

«. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло. «

Критика об образе Варвары в пьесе «Гроза»

Источник

А. Н. Островский «Гроза» (отрывок)

ВАРВАРА (Глаше). Тащи узел-то в кибитку, лошади приехали. (Катерине.) Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще.

КАТЕРИНА. И никогда не уходится.

КАТЕРИНА. Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!

ВАРВАРА. Ну, а парни поглядывали на тебя?

КАТЕРИНА. Как не поглядывать!

ВАРВАРА. Что же ты? Неужто не любила никого?

КАТЕРИНА. Нет, смеялась только.

ВАРВАРА. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.

КАТЕРИНА. Нет, как не любить! Мне жалко его очень!

ВАРВАРА. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь другого человека.

КАТЕРИНА (с испугом). По чем же ты заметила?

ВАРВАРА. Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что ли! Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься.

Катерина потупляет глаза.

КАТЕРИНА. (потупившись). Ну, кого же?

ВАРВАРА. Да ведь ты сама знаешь, что называть-то?

КАТЕРИНА. Нет, назови. По имени назови!

ВАРВАРА. Бориса Григорьича.

КАТЕРИНА. Ну да, его, Варенька, его! Только ты, Варенька, ради Бога.

ВАРВАРА. Ну, вот еще! Ты сама-то, смотри, не проговорись как-нибудь.

КАТЕРИНА. Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу.

ВАРВАРА. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

КАТЕРИНА. (после непродолжительного молчания, потупившись). Ну так что ж?

ВАРВАРА. Кланяться тебе приказал. Жаль, говорит, что видеться негде.

КАТЕРИНА. (потупившись еще более). Где же видеться! Да и зачем.

ВАРВАРА. Скучный такой.

КАТЕРИНА. Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю! Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь.

ВАРВАРА. Да и не думай, кто же тебя заставляет?

КАТЕРИНА. Не жалеешь ты меня ничего! Говоришь: не думай, а сама напоминаешь. Разве я хочу об нем думать? Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла.

ВАРВАРА. Ты какая-то мудреная, Бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

КАТЕРИНА. Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.

ВАРВАРА. А не стерпится, что ж ты сделаешь?

КАТЕРИНА. Что я сделаю?

ВАРВАРА. Да, что ты сделаешь?

КАТЕРИНА. Что мне только захочется, то и сделаю.

ВАРВАРА. Сделай, попробуй, так тебя здесь заедят.

КАТЕРИНА. Что мне! Я уйду, да и была такова.

ВАРВАРА. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена.

КАТЕРИНА. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!

Катерина и Варвара.

ВАРВАРА. (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

КАТЕРИНА. (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо!

ВАРВАРА. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.

КАТЕРИНА. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!

ВАРВАРА. Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора. (Уходит.)

КАТЕРИНА. (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот гибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь. Сокрушила она меня.

ВАРВАРА. (сходит по тропинке и, закрыв лицо платком, подходит к Борису). Ты, парень, подожди. Дождешься чего-нибудь. (Кудряшу.) Пойдем на Волгу.

КУДРЯШ. Ты что ж так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!

ВАРВАРА обнимает его одной рукой и уходит.

БОРИС. Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песни, свиданья! Ходят обнявшись. Это так ново для меня, так хорошо, так весело! Вот и я жду чего-то! А чего жду – и не знаю, и вообразить не могу; только бьется сердце да дрожит каждая жилка. Не могу даже и придумать теперь, что сказать-то ей, дух захватывает, подгибаются колени! Вот какое у меня сердце глупое, раскипится вдруг, ничем не унять. Вот идет.

Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю.

Это вы, Катерина Петровна?

Уж как мне благодарить вас, я и не знаю.

Кабы вы знали, Катерина Петровна, как я люблю вас! (Хочет взять ее за руку.)

КАТЕРИНА. (с испугом, не поднимая глаз). Не трогай, не трогай меня! Ах, ах!

БОРИС. Не сердитесь!

КАТЕРИНА. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.

БОРИС. Не гоните меня!

КАТЕРИНА. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!

БОРИС. Вы сами велели мне прийти.

КАТЕРИНА. Да пойми ты меня, враг ты мой: ведь до гробовой доски!

БОРИС. Лучше б мне не видеть вас!

КАТЕРИНА. (с волнением). Ведь что я себе готовлю? Где мне место-то, знаешь ли?

БОРИС. Успокойтесь! (Берет ее за руку.) Сядьте!

КАТЕРИНА. Зачем ты моей погибели хочешь?

БОРИС. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!

КАТЕРИНА. Нет, нет! Ты меня загубил!

БОРИС. Разве я злодей какой?

КАТЕРИНА. (качая головой). Загубил, загубил, загубил!

БОРИС. Сохрани меня Бог! Пусть лучше я сам погибну!

КАТЕРИНА. Ну, как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.

БОРИС. Ваша воля была на то.

КАТЕРИНА. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)

Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! (Кидается к нему на шею.)

БОРИС. (обнимает Катерину). Жизнь моя!

КАТЕРИНА. Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!

БОРИС. Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?

КАТЕРИНА. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.

БОРИС. Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня.

КАТЕРИНА. Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я.

БОРИС. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!

КАТЕРИНА. Э! Что меня жалеть, никто не виноват, – сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься.

БОРИС. Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!

КАТЕРИНА. И то! Надуматься-то да наплакаться-то еще успею на досуге.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Островский Петр Николаевич (1839–1906)

Островский Петр Николаевич (1839–1906) Брат Александра Николаевича Островского, военный инженер, литературный критик. В 1887 году был у Чехова, говорил с ним о литературе; в личном письме дал подробнейший отзыв о «Степи». М. П. Чехов вспоминал: «Я понес рукопись к Петру

ГЛАВА XVII. ОСТРОВСКИЙ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

ГЛАВА XVII. ОСТРОВСКИЙ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ Его болезнь и смертьОдобрение государем записки Островского о народном театре естественно завершилось практическим назначением. Во второй половине 1885 года вопрос был решен окончательно, а еще раньше Александр III, в первый раз

Современный театр и Островский

Современный театр и Островский 27 февраля 2006 года.На веб-страницах, посвященных театру, слова «современная пьеса», кроме «Театра современной пьесы» или «Школы современной пьесы», звучат столь часто, звучат, как заклинание, чуть ли не как возглас: «Сезам, отворись!».

Николай Островский

Николай Островский Впервые я узнала о нем так. Открыла газету «Правда» и увидела статью и заголовок крупным шрифтом: «Мужество». Это была статья Михаила Кольцова, впервые рассказавшего людям о существовании на земле Николая Островского. Статья была очень страшной, без

Николай Островский

Николай Островский В конце романа «Как закалялась сталь» есть место, которое трудно читать без слез:«В такие минуты вспоминался загородный парк, и у меня еще и еще раз вставал вопрос:– Все ли сделал ты, чтобы вырваться из железного кольца, чтобы вернуться в строй, сделать

Николай ОСТРОВСКИЙ

Николай ОСТРОВСКИЙ Дорогу называют символом вечного движения. Сколько помнил себя Николай Островский, в его жизни не было остановок, он всегда находился в пути. Кроме вынужденных, в киевском госпитале, после тяжелого ранения 19 августа 1920 года, во время кавалерийской

Роман Катерины. Любовь Никулина-Косицкая и Александр Островский

Роман Катерины. Любовь Никулина-Косицкая и Александр Островский В своей «Записке об авторских правах» Александр Николаевич Островский писал, что «без пьесы, как бы ни были талантливы актеры, играть им нечего», однако при этом он признавал, что и драматургу без актера

3. Островский У Шолохова, в станице Вешенской

3. Островский У Шолохова, в станице Вешенской В станицах и хуторах Северного Дона казаки-колхозники любовно говорят о своем земляке Михаиле Шолохове. Казаки особенно горды тем, что вышедший из их среды писатель живет вблизи них, не расстается с родными местами и активно

Глава 22 Островский

Глава 22 Островский А.Н. Островский. Вечер у А.С. Суворина с И.Ф. Горбуновым. Воспоминания Островского о московском купечестве 40-х годов. С.Н. Тер-пигорев. Встреча Н.П. Вагнера с Ф.М. Достоевским. Знакомство с Влад. Соловьевым. Признания Я.П. Полонского и А.Н. Майкова о процессе их

Александр Островский. У истоков перестройки: за строкой воспоминаний М. Н. Полторанина

Александр Островский. У истоков перестройки: за строкой воспоминаний М. Н. Полторанина Книга Михаила Никифоровича Полторанина «Власть в тротиловом эквиваленте» сразу же привлекла к себе внимание читателей. Не только потому, что автор когда-то входил в ближайшее

А. Н. Островский Конспект главы для учебника по русской литературе

А. Н. Островский Конспект главы для учебника по русской литературе Устарел ли Островский? Русский Мольер и Шекспир. Его морализм. Его быт. Мудрость пословицы. Пятьдесят пьес – репертуар русского театра.Наследник Гоголя (записка). Нет – свое. Ошеломляющий дебют «Банкрота».

Николай Островский и его бессмертная книга «Как закалялась сталь» в священной битве с фашизмом

Николай Островский и его бессмертная книга «Как закалялась сталь» в священной битве с фашизмом Кто сказал, что он ушел от нас, Что не в силах был сойти с постели? А не с нами ль он идет сейчас В пламени боёв к победной цели? Это он пример нам подаёт, Как бороться за страну

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский Во взаимоотношениях талантливого драматурга и прославленного артиста много прекрасных страниц, но есть и заметные противоречия, какие-то спорные моменты, о чем свидетельствуют их современники. Несомненна близость их художественных и

29 сентября. Родился Николай Островский (1904) Пятая жизнь Павки Корчагина

29 сентября. Родился Николай Островский (1904) Пятая жизнь Павки Корчагина Столетие Николая Островского пока мало кем замечается: не самая актуальная фигура для нашего времени, что поделать. То есть актуальная, конечно, до предела, но вот признаваться себе в такой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *