дерсу узала кто это такой
Гибель Дерсу Узала
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дерсу Узала (1849—1908) — охотник, нанаец (гольд), всю жизнь проживший в тайге. После смерти жены и детей от оспы он жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из корья или бересты. Выступает главным действующим лицом в романах В. К. Арсеньева «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю».
Молодой учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев и «лесной человек» Дерсу прошли (1902—1907) вместе многие километры уссурийской тайги и стали большими и добрыми друзьями. После экспедиции 1907 года Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске. Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырёх стенах.
Весной 1908 года он распростился со своим добрым другом и пошёл пешком в Приморский край, на свою родину, к истокам реки Уссури.
Его нашли убитым близ станции Корфовская, совсем недалеко от Хабаровска. Сумерки застали его в пути. Дерсу развел костёр у самой дороги, чтобы скоротать холодную весеннюю ночь. Это был его последний костёр. Грабители не нашли у Дерсу ценных вещей.
По заявлению Арсеньева, Дерсу был убит 13 марта 1908 года каторжником Козловым в районе перевала Хехцир, вблизи каменного карьера.
Сейчас в поселке Корфовский, недалеко от места гибели Дерсу, в память о нём поставлена огромная гранитная глыба, и школьники посадили вокруг неё сосны.
Но история Дерсу не окончилась, он остался в памяти многих людей и отразился во многих произведениях его друга В.К.Арсеньева, а также про него сняли два фильма, один из которых режиссёра Акиры Куросавы получил многочисленные награды
Интернет-версия газеты «Владивлсток» ; 1871 ;; 16.12.2005
«В 1906 году ранней зимой Арсеньев привёз к нам в Хабаровск Дерсу Узала, правильнее ДЭРЧУ ОДЖАЛ».
Тайна гибели Дерсу Узала
admin, 17.08.2012
. поскольку звали его… ДЕРЧУ ОЧЖАЛ! Ведь именно так звучало имя реального гольда-проводника, который послужил прототипом для героя арсеньевских книг. А Дерсу Узала со всей его биографией — во многом лишь плод авторского воображения (в произведении Арсеньева даже год первого знакомства с ним иной, чем был в жизни, поскольку книги эти не документальное, а художественное повествование).
Немного о себе. Я член Учёного совета Общества изучения Амурского края — Русского географического общества. Вопросами истории Дальнего Востока и Краеведения занимаюсь много лет.
Иван ЕГОРЧЕВ
Из журнала «ЧиП».
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
Берём удвоенный код ПОЛНОГО ИМЕНИ:
5 11 28 52 72 87 111 119 120 132 137 143 160 184 204 219 243 251 252 264
Д Е Р Ч У О Ч Ж А Л + Д Е Р Ч У О Ч Ж А Л
264 259 253 236 212 192 177 153 145 144 132 127 121 104 80 60 45 21 13 12
15 39 47 48 60 65 71 88 112 132 147 171 179 180 192 197 203 220 244 264
О Ч Ж А Л Д Е Р Ч У + О Ч Ж А Л Д Е Р Ч У
264 249 225 217 216 204 199 193 176 152 132 117 93 85 84 72 67 61 44 20
ДЕРЧУ ОЧЖАЛ = 132 = ПОВРЕЖДЁН МОЗГ.
264 = 180-(повреж)ДЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА + 84-ВНЕЗАПНОЕ.
Проверим дешифровку таблицей:
5** 11** 25 35 41 45* 60** 72* 87** 90 104*119*123 138 151 166 175 179*180**
(повреж) Д Е Н И Е Г О Л О В Н О Г О М О З Г А +
264**259**253*239 229 223 219**204*192**177*174 160*145*141 126 113 98 89 85**
183 197*203**212*213 229 243*258 264*
В Н Е З А П Н О Е
84* 81 67** 61* 52* 51 35 21* 6
В таблице мы видим совпадение 6 столбцов: 5**\\264** 11**\\259** 87**\\192** 180**\\85** 219**\\60** 203**\\67**
Убит 13 МАРТА 1908.
Если взять код ДАТЫ ГИБЕЛИ без числа дня, то: 03 + 19 + 08 = 30 = ГИБН( ет ).
ДЕРЧУ ОЧЖАЛ = 132 = 43-УДАР + 89-УБИТЫЙ = 30-ГИБН( ет ) + 102-СМЕРТЬ.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 176-ПЯТЬДЕСЯТ + 84-ВОСЕМЬ = 260.
260 = 56-УМЕР + 204-КРОВОИЗЛИЯНИЕ В МОЗ( г ).
264 = 220-\ 56-УМЕР + 164-КРОВОИЗЛИЯНИЕ \ + 44- В МОЗГ.
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
72 = В ГОЛОВУ
___________________________________________________
212 = ПЯТЬДЕСЯТ ВОС( емь ) = УБИТЫЙ УДАРОМ В ГОЛОВ( у )
Дерсу Узала
История персонажа
Дерсу Узала — персонаж повестей «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», созданных русским исследователем Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым. Автор вывел в произведениях образ, близкий к первобытной культуре, близкий к дикой природе Дальнего Востока и хорошо понимающий ее. Сюжет о дружбе исследователя с уссурийским проводником получил популярность не только в России, но и далеко за пределами страны.
История создания персонажа
В 1906 году русский исследователь, этнограф Владимир Арсеньев вместе с группой единомышленников отправился изучать природу и жизнь Уссурийского края. Группа путешественников не ожидала встретить на пути местного отшельника. Пообщавшись с Владимиром Клавдиевичем, Дерсу принял решение сопровождать исследователей и помогать им ориентироваться в лесу.
Проводник присоединился к группе Арсеньева и во время второй экспедиции, организованной в 1907 году. События этих походов, крепкая дружба с представителем малых народов вдохновила писателя на создание повестей. Некоторые детали в произведениях расходились с историческими реалиями. Так, например, прототипа героя повестей звали Дэрчу Оджал.
О дружбе русского этнографа и таежного охотника свидетельствуют фотографии, иллюстрации, дневники и записки очевидцев событий. Не совпадают сведения о первой встрече мужчин. Арсеньев в сочинениях меняет время и место знакомства с проводником. Подобная нестыковка позволила сделать вывод, что исследователь слегка приукрасил собственные рассказы о личности охотника. Но в остальном столь необычная дружба не вызывает сомнений.
Цитаты главного героя раскрывают мудрость человека, любящего природу. История таежного жителя увлекательна и ярка, полна захватывающих приключений. Жанр произведения нельзя назвать конкретно — в текстах органично сплетаются элементы приключений, этнографических заметок, автобиографических сочинений.
Биография и образ Дерсу Узала
Из жизни Узала известна примерная дата его рождения — 1849 год. Исследователи назвали родиной охотника Уссурийский край, но конкретное место рождения проводника не найдено. За годы, проведенные в лесу, Дерсу научился свободно ориентироваться на разных местностях, знать повадки лесных животных, выживать в тайге. Более подробная биография Дерсу известна с момента знакомства охотника с Арсеньевым.
О национальности Узала до сих пор ведутся споры. По словам самого проводника, он принадлежал к «гольдам», больше известным как «нанайцы», — малочисленному народу, проживающему на берегах рек Амур и Уссури. Исследователь Всеволод Сысоев, сделав подробный анализ текста, утверждает, что Дерсу относится к удэгейцам. Такая теория возникла из-за небольших ремарок, сделанных Арсеньевым по поводу описания внешности и поведения проводника.
Мужчина рано женился и обзавелся детьми. Но эпидемия черной оспы, охватившая селение, оставила охотника вдовцом. Маленькие дети, которые так радовали Узала, тоже вскоре скончались от тяжелых последствий заболевания. Оставшись один, герой повестей Арсеньева покинул селение и много лет скитался по тайге.
Летом мужчина ночевал под открытым небом, а зимой сооружал специальные зимовья. Дерсу с большим почтением относился к лесу. Охотник не использовал ловушки и убивал только то количество зверей, которое было необходимо для пропитания. Чтобы обеспечить себя деньгами, мужчина продавал китайцам шкуры животных, обитающих в тайге.
Новое в блогах
Тайна гибели Дерсу Узала
Тайна гибели Дерсу Узала
http://kino-kartiny.ru/?p=8999
С юных лет сохранился во мне и, думается, во многих из нас обаятельный образ следопыта, таежного охотника Дерсу Узала. Именно с ним в начале века свела судьба в Уссурийской тайге русского путешественника и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева, который проникновенно рассказал о своем друге и спутнике в опасных путешествиях Дерсу Узала на страницах книг «В Уссурийской тайге» и «Дерсу Узала».
Охотник-гольд (так называли в те времена нанайцев) предстал перед глазами читателей душевно чистым и бескорыстным человеком, буквально слившимся с родной ему таежной природой. Неподдельный интерес и любовь к другу Арсеньева отразились в художественном фильме знаменитого японского режиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала» с замечательными актерами в главных ролях — Ю. Соломиным и С. Чокморовым.
Но в жизни и в финале повести Арсеньева обстоятельства сложились трагично. Вскоре после окончания экспедиции 1907 г. и расставания с Дерсу Арсеньев получил с таежной станции Корфовской тревожную телеграмму от своего приятеля И. А. Дзюля: «Человек, посланный вами в тайгу, найден убитым».
Срочно выехав в Корфовскую, расположенную с южной стороны хребта Хехцир, Владимир Клавдиевич с Дзюлем застали полицейского пристава за описанием места происшествия. Напомню, что всерьез, со времени службы в годы войны в Хабаровске, интересуюсь я пытливым исследователем Дальнего Востока Арсеньевым и его спутником Дерсу Узала. Несколько лет тому назад побывал я в Хабаровске, Уссурийске, Владивостоке, собирая материалы о неутомимом путешественнике Владимире Клавдиевиче и его проводнике Дерсу Узала.
До конца жизни Арсеньева мучила щемящая сердце загадка: «У кого поднялась рука на этого тщедушного сухонького старца с юными серыми глазами? Ведь у таежника-гольда, кроме старенькой, повидавшей виды берданки и курительной трубки с самодельным кисетом, ничего не было!»
Схожее чувство невосполнимой потери, недоумение и неприятие официальной версии, что, мол, «Дерсу Узала убили китайские лесные разбойники — хунхузы», одолевало и меня. Посещая музеи, архивы, библиотеки, я интересовался сведениями о трагической гибели таежного охотника. В музее В. К. Арсеньева в Хабаровске экскурсоводы обратили мое внимание на факт, рассказанный самим Арсеньевым о том, что Дерсу Узала в свое время подарил ему таежную плантацию женьшеня! Ее основал в верховьях реки Илистой в конце 1890-х сам охотник, посадив 22 корня. Таким образом, ко времени экспедиции Арсеньева (1904— 1910 гг.) плантация уже насчитывала более 100 растений! Это сокровище так и не найдено до сих пор. По словам младшего брата Арсеньева Александра, Дерсу дарил Владимиру Клавдиевичу и другие плантации женьшеня, местонахождение которых Арсеньев в шифрованном виде занес в свою «зеленую записную книжку». Спасая от лихолетья гражданской войны, писатель прятал свои записи и документы в библиотечных фондах Хабаровска, Уссурийска и Владивостока. Спустя годы в развалах старых фондов Владимир Клавдиевич не все нашел и вернул к жизни. Пропала и зеленая записная книжка…
Перелистывая старые охотничьи журналы, читал интересные заметки следопытов’, рассказы-были, «советы бывалых», случаи на охоте, различные истории, бывальщины. Особенно заинтересовало меня воспоминание таежника Луки Саенко, который в начале века не раз общался с Дерсу Узала, хорошо знал и уважал этого честного опытного таежника. Однажды в далекой лесной глухомани он набрел на полуразрушенный барак в устье реки Крыловки, брошенный промысловиками, в котором обнаружил полуодичавшего беглого каторжанина. Тот проникся доверием к охотнику и раскрыл перед ним свою душу.
Этот непутевый мужик угодил на каторгу за убийство, совершенное по пьяному делу. За плохое поведение на каторге его Паковали в кандалы. И тут один старик-каторжанин предложил ему бежать. Да как побежишь с кандалами? Старик и насоветовал: «Ежели долго и густо смазывать руки мылом, меньшают, сохнут вроде, потому как мыло вытягивает из них соки, и тогда их можно ослобонить». Вот и «сушил» мужик свои намыленные руки в рукавицах целый месяц. В апреле 1907 г. решили бежать. Руки действительно «усохли», но ужасно болели. С трудом все-таки удалось вырвать их из кандалов.
Бежали. На плоту пересекли пролив и двинулись по Приморью, выдавая себя за беглых «политических». Когда в районе села Троицкого их стали нагонять казаки, старик остался задержать их, а его попутчик устремился в тайгу. Осень бродяга провел среди гольдов, помогая им заготавливать на зиму рыбу, а позже сошелся с одним промысловиком и зазимовал с ним на речке Одыре на склонах Хехцирского хребта. Раз в месяц хозяин ходил на станцию Корфовская сдавать пушнину и покупать продукты. Но однажды, в марте 1908 г., из такого похода он не вернулся.
Когда кончилась еда, беглец решил сам идти в Корфовскую. К вечеру дошел до станции и увидел среди стволов деревьев огонек. Кто-то отошел от костра и крикнул: «Какой люди идет?» Каторжник притворился жителем ближней деревни и сумел усыпить бдительность охотника. Дерсу (а это был он) накормил бродягу, но, присмотревшись, как он долго и много ест, произнес: «Твоя плохой люди. Твоя нет деревня». Потом, разглядев руки каторжанина, сказал: «Твоя рука кандала носил».
Утром каторжник стал, в свою очередь, допытывать старика, что он за человек. «Охотник Дерсу Узала. Мой дом — сопка, тайга». Когда собрались уходить, бродяга невесть что подумал, разум его помутился. Увидел он, что Дерсу, согнувшись, разбрасывает угли потухшего костра, да и хватил бедного охотника огарышем по голове…
Лука Саенко не хотел верить, что охотник, убитый этим подлецом,—Дерсу Узала. Но увидел старую берданку Дерсу с прикладом, починенным с помощью прибитой деревянными гвоздями дощечки.
Каторжник посмотрел на Саенко долгим вопрошающим немигающим взглядом, потом ленивым движением загнивших тонких костистых рук взял берданку и молча вышел из сарая. Какую-то минуту спустя, забеспокоившись, Лука шагнул следом. Никого… Бродяга словно растворился. Крикнул. В ответ — тишина…
Неожиданно из-за сопки донесся глухой и отрывистый, словно у хлопушки, звук выстрела, какой бывает у старой, износившейся за свой долгий век берданки…
Статья Н. Зайцева «Тайна гибели Дерсу Узала» из журнала «ЧиП».
Конечно, радует, что столичные авторы не забывают нашего известного писателя и путешественника, по мере сил и возможности исследуя его творчество. Но с «тайной гибели» Дерсу Н. Зайцев вольно или невольно ввёл в заблуждение и редакцию, и читателей журнала.
Хотел бы обратить внимание вот на какие детали. Первое: сцена знакомства каторжника и Дерсу. Последний всегда называл себя гольдом, а уж никак не «охотником», поскольку охотник — это род занятий, профессия. А для «лесных людей», как их звали, передвижение по тайге с попутной охотой было просто образом жизни (с тем же успехом Дерсу являлся и рыбаком, и корневщиком).
Немного о себе. Я член Учёного совета Общества изучения Амурского края — Русского географического общества. Вопросами истории Дальнего Востока и Краеведения занимаюсь много’-лет.
Иван ЕГОРЧЕВ
(Из журнала «ЧиП»).
Сложно представить, чтобы человек мог выжить в суровой тайге, где обитают хищные звери. Но охотник Дерсу Узала чувствовал природу и даже мог уговорить тигра не нападать на людей. История удивительного жителя заставляет задуматься о границах человеческих способностей.
Таня БУРДУН
Журналист с 2016 года. Работала в информационных изданиях «Внешнеэкономические связи», журнал «Что происходит», «Новости регионов России», «Юг-новая общественная газета».
Таня БУРДУН
Многие думают, что Дерсу Узала, герой повестей русского этнографа, путешественника и писателя В.К. Арсеньева – это вымышленный персонаж. Но такой человек существовал на самом деле, даже помогал членам экспедиции выжить в сложных погодных условиях и уберечься от хищника. История таежного охотника вдохновила кинематографов снимать о нем фильмы.
О биографии Дерсу Узалы известно мало, но очевидцы запомнили, как ему удалось уговорить тигра не нападать на людей.
В статье:
Биография Дерсу Узалы
Дерсу Узала, В. К. Арсеньев и другие члены экспедиции в походе по бассейну реки Такема
Что касается национальности, то сам Дерсу относил себя к гольдам (нанайцам). Но некоторые этнографы предположили, что мужчина принадлежал к удэгейцам, поскольку встретился Арсеньеву в местах обитания приморских удэ, носил характерную одежду и знал удэгейский язык. Кроме того, черная оспа редко уносила жизни нанайцев – она в большей части свирепствовала среди удэгейцев. Однако известный автор книг и охотовед С. П. Кучеренко побеседовал со своим знакомым, проживавшим в поселке Красный Яр, расположенном на реке Бикин, и узнал, что Дерсу был нанайцем.
Умер Дерсу Узала 13 марта 1908 года в результате разбойного нападения.
Чем прославился
В лесу Дерсу чувствовал себя свободно и не понимал, как городские жители не замечают многих вещей, происходивших в природе. Подружившись с Арсеньевым и его командой, выполняя роль проводника, он не раз отводил от людей опасность. Охотник никогда не убивал зря животных и птиц. Он относился к ним с уважением и называл «людьми». Отправившись в 1902 году вместе с Владимиром Клавдиевичем на разведку в район озера Ханка, Дерсу Узала неожиданно скомандовал готовить укрытие. Через некоторое время разыгралась серьезная метель и если бы не природное чутье мужчины, то никому бы не удалось выжить.
Заметив однажды возле реки Ли-Фудзин следы тигра, таежный охотник принял решение попросить зверя не нападать на людей. Он, громко выкрикивая слова, сообщал хищнику, что не намерен причинять ему зла. Позже Арсеньев и его спутники рассказывали, как тигр не стал нападать на них даже после того, как оказался очень близко.
Последние дни удивительного человека
Когда Дерсу Узала состарился, его зрение уже не было таким острым, как ранее. В связи с этим мужчина больше не мог охотиться и самостоятельно добывать себе пищу. Арсеньев по старой дружбе предложил нанайцу пожить в его доме, расположенном в Хабаровске. Но спустя некоторое время Дерсу решил вернуться в тайгу, поскольку он не мог понять поведения городских жителей. Ему было непривычно, что нужно покупать дрова, воду и еду.
По пути к родным местам, он развел костер недалеко от дороги, чтобы переночевать, и был убит беглым каторжанином Козловым. Это произошло у перевала Хехцир, под Хабаровском. Убийца не нашел у своей жертвы денег, поэтому присвоил себе единственную ценность – винтовку, которую охотнику подарил отец.
Памятник Дерсу Узала, расположенный в городе Арсеньев
Стоит отметить, в честь Дерсу Узалы названы астероид, поселок в Приморском крае и фонд развития экотуризма. В 1970 годы на сопке Увальная (над городом Арсеньев) был установлен памятник Владимиру Клавдиевичу и его венному другу, Дерсу Узале. Также в честь охотника открыли памятник в 2019 году в поселке Красный Яр. История таежного охотника вдохновила режиссеров снимать фильмы о нем.
История знаменитого таёжного охотника Дерсу Узала
Дерсу Узала всю свою жизнь провёл в Уссурийской тайге. Он жил под открытым небом, добывал себе пропитание сам — охотой и лишь частично вступая в контакт с цивилизацией. Летом его жильём была тайга, зимой — он устраивался в небольшие охотничьи зимовья. Дерсу вёл размеренную и спокойную жизнь в гармонии с природой, оберегая её и защищая от разных злодеев.
Китайские браконьеры охотились, как за женьшенем, так за Амурским тигром, ставили различные ловушки, самоловы на дичь. Но Дерсу не поддерживал такое отношение к природе — он брал от неё лишь столько, сколько надо, чтобы прокормиться и поддерживать своё существование, так же, как это делают дикие звери, живя на воле. Они не убивают свою добычу ради денег или ради какой-то материальной выгоды, они убивают её, а правильнее сказать добывают — лишь для поддержания своей жизни и не более.
Дерсу Узала был по происхождению нанаец или гольд, как он любил себя называть. У Дерсу была когда-то семья — жена и дети. Но однажды их всех не стало — они заболели оспой. Дерсу остался один. Тоска от потери мучила его, бесстрашного таёжного скитальца, но он не в силах был ничего поделать.
Как то раз Дерсу наткнулся на группу людей, отдыхавших на биваке, после трудного дня скитания по тайге. Вернее сказать, как настоящий таёжный житель, он заметил их присутствие уже давно, но решился пойти на контакт лишь после того, как не нашёл в них ничего опасного для себя.
Это был — великий русский учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев в сопровождении солдат.
Дерсу их сильно напугал, ну представьте сами — по среди ночи вдруг вы слышите какие-то шорохи и кто-то крадётся. Солдаты сразу похватались за винтовки, но вдруг увидели уставшего гольда, кричавшего со своим нанайским акцентом: «Не стреляйте!». Владимир Арсеньев принял Дерсу к себе, накормил его и предложил ему, знающему таёжному жителю сопровождать их и ориентировать на местности, на что Дерсу с удовольствием согласился!
Так началась великая дружба двух замечательных людей — Дерсу и Арсеньева, которого он звал «Капитан». Они прошли по Уссурийской тайге многие километры, прошли через лето, зимы, различные преграды и испытания, было дело чуть не погибли, но всё же остались в живых, благодаря проницательности и умению нашего таежного обитателя.
Старость настигла смелого таёжного охотника. Дерсу понял об этом, когда обратил внимание на ухудшение зрения. Он стал плохо видеть и перестал метко попадать в цели, которые бил в былые годы «на ура». Дерсу упал духом и разочаровался в себе. Вы только представьте, что человек, основное занятие которого охота, становится полуслепым. Это настоящая трагедия, но ничего не поделаешь, годы своё берут.
В 1907 году Дерсу Узала бросил свою таёжную жизнь и поехал вместе со своим другом Арсеньевым к нему в Хабаровск, в цивилизацию. Но что такое жизнь в цивилизации для таёжного жителя? Это тоже самое, что цивилизованного человека, который ни разу не был в глухом лесу — отправить жить в тайгу. Всё для него было чуждо. Деревья рубить нельзя, за воду надо платить, спать надо в кровати — ни какой свободы. Он чувствовал себя в четырёх стенах, как зверь в клетке.
И вот весной 1908 года он не выдержал, простился со своим «капитаном», с его женой и сыном, которого он называл «маленький капитан», и отправился к себе домой в уссурийскую тайгу, к истокам реки Уссури. Арсеньев подарил ему своё ружьё, в надежде, что с ним он вряд ли промахнётся. Но, к глубочайшему сожалению он не дошёл до своего дома — он был убит недалеко от железнодорожной станции в посёлки Корфовский, предположительно из-за ружья, ведь это было хорошее ружьё. Там его и похоронили, а в наши дни приблизительно на этом месте поставили большую гранитную глыбу в память о нём.
Памятник Дерсу Узала установленный недалеко от места его гибели. Станция Корфовская
Но история знаменитого таёжного охотника не закончилась, он остался в памяти многих людей и ожил в произведениях его друга В.К.Арсеньева, о нем сняли два фильма, один из которых (режиссёра Акиры Куросавы) получил многочисленные награды.
Роман Арсеньева «Дерсу Узала», 1923 г.
Максим Мунзук в роли Дерсу Узала в фильме Акиры Куросавы 1975 года.