дети это парменид кто такой чем знаменит
Дети, это Парменид! (осторожно маты)
Ответ Hempua в «Порфирий Иванов и его секта»
Правда, не совсем понятно было, как быть с физиологическими потребностями дефекации и мочеиспускания, нам так и не объяснили.
Видимо, слишком малы были для таких знаний. Во втором или третьем классе то.
Тебе стоит прочесть это ещё раз
Как молоды мы были, как.
По программе «Земский учитель» к нам приехала новенькая. Математика. Лет 30, незамужняя (хм. ). На планерке ее представили, но больше с ней особо не общался, стараюсь кроме рабочих вопросов с коллегами не пересекаться. Недалеко от школы она снимала квартиру. На том моя осведомленность заканчивается, ибо как женщина мне не интересна, как коллега пока тоже. Поживем увидим.
Как-то, после уроков, подходит ко мне завуч, мол Александр Иванович, так и так, Вы ведь сейчас домой?
— Таки да, в самое яблочко!
— Не могли бы Вы занести Татьяне Николаевне вот эти документы, пожалуйста.
В принципе, паркуа бы и не па, мне не сложно, главное, чтобы она дома была, а не пришлось ждать ее полчаса, пока она «я тут отлучилась, на пять минут».
Дверь мне открыла пожилая женщина, вполне опрятного вида.
— Мне бы Татьяну Николаевну, я из школы.
Времена меняются, герои нет.
Где деньги, Зин? Сомнительные зарплаты таганрогских педагогов и мифические премии
Сомнительные зарплаты таганрогских педагогов и мифические премии.
В «квитках» начисленные выплаты существенно отличаются и с чем это связано никто не может дать категоричные объяснения, вызывающие доверие.
Наглядно видно, что выплаты работнику МБДОУ д/с за декабрь 2020 года существенно ниже предыдущих лет при полной качественной отработке нормы дней и выполнении задач.
Смешно выглядят руководители детских садов которые компетентно и авторитетно оправдывают начисление мизерных премий и выплат за интенсивность работы и результаты тем, что в городской казне нет денег и полученные деньги это все что получилось добиться в управлении образования города Таганрога. И кстати, в определенном детском саду положенные выплаты за конец 2020 года педагогам обещали выплатить в феврале 2021 года.
Видится, что находящиеся в ведении муниципалитета детские сады и школы не так уж и автономны, наверное. На лицо имеет место бесконтрольный базарный вариант распределения средств в учреждения и начисление денег работникам.
Важно. Немного позже предоставлю на обозрение зарплатные листки за 2013 год о начислениях денег педагогу-воспитателю 1-й категории, где суммы немножечко ниже от сумм представленных в этих зарплатных листиках. Именно в 2013 году в Ростовской области из федеральных ведомств проводились контрольно-ревизионные мероприятия, эту проверку ещё называли президентской. Именно в тот период сообщество педагогов заметило существенную разницу в деньгах.
Парменид
Биография
Парменид — древнегреческий философ, который сумел выразить собственные взгляды на бытие, мироустройство и смысл существования человека в поэтической форме. Идеи и теории Парменида легли в основу философии как науки, а труды этого человека до сих пор вызывают интерес и жаркие споры между теми, кто интересуется философскими вопросами.
Детство и юность
О биографии Парменида сохранилось мало информации. Известно, что философ родом из так называемой Великой Греции (сейчас это юг Италии). По утверждению другого философа, Платона, Парменид родился в 475 году до нашей эры в городе Элее. По другой информации, мыслитель родился примерно в 540 году до нашей эры. Также найдены сведения, что Парменид происходил из знатной и обеспеченной семьи и даже участвовал в управлении городом.
Портрет Парменида
Учителями будущего мыслителя стали Ксенофан и Аминий. Парменид жадно впитывал идеи наставников, однако пропускал их через призму собственного мнения, истолковывая по-своему. Когда Аминий умер, Парменид, как преданный ученик, воздвиг философу усыпальницу собственными силами.
Философия
Учение Парменида изложено в поэме под названием «О природе». Этот великий труд лег в основу элейской школы философии. К сожалению, поэма сохранилась не в полном объеме. Примечательно, что Парменид изложил собственную точку зрения поэтически: произведение написано гекзаметром.
Первая часть, дошедшая до современного читателя, это вступление, которое представляет собой аллегорию. Действие начинается с того, что прекрасные девы предлагают Пармениду совершить путешествие на колеснице. Колесница эта начинает возноситься вверх, символизируя вознесение человеческой души на небо. Вскоре путь Парменида наверх заканчивается, и философ оказывается перед вратами в божественные чертоги.
Бюст Парменида
На пороге мыслителя ожидает богиня, которая приглашает Парменида проследовать внутрь. Бессмертная дева собирается открыть философу высшую истину о предназначении смертных людей. Здесь вступление, а точнее сохранившаяся часть, обрывается.
В следующем отрывке изложены рассуждения Парменида о бытии. Философ представлял бытие в форме шара. Здесь мнения толкователей расходятся: по одной версии, Парменид имел в виду не физическую составляющую бытия, а духовное содержание. По другой же — шар в произведении философа отражает форму вселенной, как ее представлял автор. Стоит также подчеркнуть, что в представлении греков того времени шар являлся символом идеала и гармонии.
Сюжет поэмы продолжается рассказом богини. Прекрасная дева поведала мыслителю, что бытие вечно, никогда не рождалось и, соответственно, не прекратится. Бытие также отличается четырьмя характеристиками: совершенством, телесностью, неподвижностью и самодостаточностью. Любые изменения, происходящие внутри бытия (то есть, в жизни простого человека), не касаются сути бытия. Иными словами, никакие события, которые кажутся важными смертным, на бытие не влияют.
Фактически подобными мыслеизречениями Парменид ведет своеобразный диалог с философом Гераклитом, который, напротив, придерживался мнения, что бытие конечно и любые события влияют на его сущность, изменяя обстоятельства.
Труд Парменида «О природе»
Не близка Пармениду и идея появления бытия из пустоты. Философ называл подобные мысли абсурдом. Кроме того, мыслитель опровергал точку зрения тех, кто полагает, что существование мира является небытием. В этом случае, считал Парменид, жизнь человека, развитие и попытки понять мир бессмысленны. Стоит отдать должное философу — в отличие от многих современников, Парменид каждую идею подкреплял фактами и доказательствами.
Изложение философа во многом опирается на противопоставления. Главным образом, Парменид подчеркивает, что мнения простых людей противоположны высшей истине, которая недоступна смертным. Бытие в поэме противопоставляется понятию необходимости. Необходимость — то, что не позволяет бытию перестать существовать и обратиться небытием.
В современной философии Парменид считается основоположником материализма. Однако способ, который мыслитель выбрал для изложения собственных теорий, кажется странным: до Парменида ни один философ не писал стихами. Кроме того, никто также не использовал мистические аллегории и образы богов.
Учение Парменида развил ученик философа Зенон Элейский. Этот мыслитель привел 36 так называемых апорий (противоречий), которые доказывают идеи Парменида о бытии. Расхожим стало противоречие об Ахилле и черепахе, которое гласит: Ахилл, отправившийся в некий пункт позже черепахи, не сможет ее обогнать, так как черепаха в каждый момент времени будет отдаляться от Ахилла, преодолевая некоторое расстояние.
Зенон Элейский
С учением Парменида о бытии часто сравнивают подобные идеи другого философа — Демокрита, который, в отличие от Парменида, рассматривал бытие как взаимосвязь множества разделенных атомов.
Личная жизнь
О личной жизни философа не сохранилось никаких сведений. Неизвестно, была ли у Парменида семья или же мыслитель посвятил жизнь философским раздумьям и собственному поэтическому трактату.
Смерть
Также нет достоверной информации и о смерти великого мыслителя. По одной версии, при жизни философ, а также элеаты (последователи учения Парменида) подвергались гонениям и преследованиям за высказанные идеи, а самого мыслителя казнили, в назидание остальным. По другой же — учение Парменида было доступно только узкому кругу единомышленников философа, который благополучно дожил до глубокой старости.
Античные философы на картине Рафаэля «Афинская школа»
Как бы то ни было, можно с уверенностью утверждать, что идеи Парменида оказали влияние на развитие философии того времени, а также до сих пор обсуждаются и оспариваются людьми, не равнодушными к проблемам бытия.
Также очевидно, что учение Парменида, цитаты из которого до сих пор вызывают интерес, стали фундаментом для трудов европейских философов более позднего времени. Кто знает, возможно, без трактата «О природе» развитие европейской культуры проходило бы кардинально в другом русле.
Парменид: биография, мысли и вклады
Содержание:
Элея Парменид (514 г. до н.э.) был досократическим философом, который основал элейскую школу и считался отцом метафизики. Его учения и вклады были восстановлены из фрагментов его основной работы. О природе. Кроме того, это повлияло на мышление Платона и Аристотеля.
Парменид думал, что движение, изменение и разнообразие существующих вещей были лишь чем-то очевидным и что существует только вечная реальность («Существо»). Речь идет о принципе «все едино».
биография
Нет никаких полностью достоверных записей, подтверждающих день рождения Парменида, хотя считается, что этот греческий философ родился около 515 года до нашей эры. Есть и другие интерпретации, указывающие на то, что Парменид родился ближе к 540 году до Рождества Христова.
Эти данные напрямую связаны с датой основания Элеи, поскольку даты, связанные с этими древними персонажами, в свою очередь, были связаны с датами создания городов. Что касается конкретно Элеи, считается, что этот город был основан между 540 и 530 годами до нашей эры.
В любом случае можно сказать, что Парменид родился в Элее, месте, расположенном на побережье Кампании, к югу от нынешней Италии.
Известно, что его семья была богатой и что он жил в привилегированном положении; некоторые записи указывают на то, что его отца звали Пирес. Члены его семьи занимали дворянские должности, поэтому с самого раннего возраста он был связан с различными аспектами политической сферы, составлявшей его контекст.
Парменид был учеником Ксенофана, философа, который считается в истории первым мыслителем, который рассмотрел неизвестное о Боге и его значение; Вот почему он считается первым богословом в истории.
Политическая жизнь
Как ученик Ксенофана, Парменид находился в непосредственном контакте с управлением политической ситуацией в городе Элея, даже принимая активное участие в различных изменениях и предложениях.
Парменид приезжал с конкретными предложениями в области законодательства в свою родную Элею, даже некоторые источники указывают, что именно он писал законы этого города. Это имеет смысл, потому что Парменид происходил из могущественной и влиятельной семьи, поэтому он смог получить доступ к этим властным позициям.
Очень скоро жители этого города приветствовали предложения Парменида, так как считали, что именно он создал атмосферу изобилия, процветания и гармонии, существовавшую в Элее в то время.
Его видение в этом смысле оказало такое положительное влияние на граждан, что даже появился термин, связанный с образом жизни Парменида: «Парменидская жизнь». Эта концепция стала идеалом, которого хотели достичь жители Элеи.
Влияния
Несмотря на отсутствие точной информации об этом персонаже, есть записи, указывающие на то, что Парменид, возможно, был учеником Анаксимандра Милетского, греческого географа и философа, который оставался заместителем Фалеса и следовал его учениям.
Точно так же возможно, что Парменид следовал учению Аминиаса, пифагорейца. Есть даже информация, свидетельствующая о том, что Парменид построил жертвенник Аминию после своей смерти.
У этого греческого философа тоже были ученики; К ним относятся Эмпедокл Агридженто, который был врачом и философом, а также Зенон, который был лишь немного моложе Парменида и также родился в Элее.
Вместе с Зеноном Парменид отправился в Афины, когда ему было 65 лет, и есть определенные записи, указывающие на то, что, находясь там, Сократ слышал его речь.
По словам греческого историка Плутарха, политик Перикл также постоянно посещал его уроки и очень интересовался его учением. Считается, что Парменид умер в 440 году до нашей эры.
Мысль (философия)
Философия Парменида имеет вполне рациональный подход, что сделало его одним из первых философов, подошедших к мышлению, основанному на разуме.
Один из основных столпов мысли Парменида состоит в том, что реальное существо может быть воспринято только через разум, а не через чувства. Другими словами, к истинному знанию можно получить эффективный и правдивый доступ только через рациональность, а не через ощущения.
Благодаря этой концепции считается, что Парменид был философом, породившим идеализм, предложенный Платоном. Согласно Пармениду, бытие постоянно и уникально. Этот философ указывает, что внутреннее противоречие препятствует мысли, направленной на поиск бытия.
Способы достижения знаний
Мысль Парменида подчеркивает, что есть два пути достижения знания; путь истины, называемый Алетия; и способ мнения, называемый докса.
Способ мнения берет начало в небытии; то есть в нереальных, ложных элементах, которых не существует. Согласно Пармениду, идти по пути мнения означает принимать небытие, то, что он считает неуместным.
Вместо этого путь истины постоянно стремится обратиться к бытию, дать ему имя и придать ему необходимое значение. В связи с этим Парменид указывает, что это единственный способ приблизиться к настоящему знанию. Итак, философ утверждает, что мысль и реальность должны сосуществовать в гармонии, без каких-либо противоречий и возражений.
Разум как основа восприятия
По мнению Парменида, следует рассматривать только восприятие, основанное на разуме, то есть те, которые позволяют подходить к знанию более плодотворно.
Парменид указал, что когда восприятие реагирует на чувства, можно будет достичь только дестабилизирующих элементов, потому что они лишь отражают контекст, который находится в постоянной трансформации.
Итак, реальность, показанная в результате восприятия посредством органов чувств, на самом деле не существует, это иллюзия. Это всего лишь видимость реальности, но не о реальности как таковой.
Быть чем-то вечным
Парменид также устанавливает, что понятие бытия обязательно связано с представлением о вечности. Аргумент, объясняющий это, состоит в том, что если существо трансформируется во что-то еще, тогда его больше нет, оно перестает быть, поэтому оно становится небытием, а это невозможно.
Затем, согласно Пармениду, бытие никоим образом не изменяется и не трансформируется, а просто есть, всегда одно и то же во всей своей протяженности и строении.
Что касается рождения бытия, Парменид размышляет над этим, устанавливая, что бытие не могло быть создано, потому что это подразумевает, что было время, когда его не существовало, а если чего-то не существует, то это не так.
Напротив, Парменид дает бытию вечный, нетленный, устойчивый характер, который не может родиться или умереть, потому что это означало бы, что этого не должно быть.
Неделимость
Точно так же, согласно Пармениду, бытие неделимо. Для этого философа разделение подразумевает существование пустоты; то есть небытия. По этой причине невозможно быть делимым, но его следует рассматривать как единое целое.
Чтобы объяснить эту концепцию, Парменид определяет бытие как сферу, в которой все пространства составлены из одного и того же предмета, имеют одинаковый размер и одинаковые составные элементы. Таким образом, его можно рассматривать как нечто неразделимое и равное себе во всех сферах.
Концепция Arche
Для Парменида арха была не внешним элементом, а самой способностью быть, существовать, что было общей характеристикой всех существ. Этот подход был новаторским, поскольку другие интерпретации арха были подвержены влиянию внешних элементов, исходящих от природы.
Вместо этого Парменид предложил определить происхождение вещей, одинаковое для всех существ, с гораздо более рационального видения, оставив в стороне традиционное натуралистическое видение того времени.
Итак, Парменид указал, что все существующее есть; с другой стороны, то, что не существует (например, темнота или тишина), не существует. Согласно Пармениду, то, что существует, вечно и неисчерпаемо, и это не может происходить из небытия, в основном потому, что оно не существует.
Факт «бытия» подразумевает, что все единицы бытия равны; Парменид утверждал, что только небытие может отличаться друг от друга, потому что это то, что создает разрывы и прерывания внутри себя. Бытие не может создать эти разрывы, потому что тогда оно станет небытием.
Более того, Парменид установил, что существо, по сути, не может двигаться или изменяться, потому что это было бы небытием. По этой причине этот философ считает бытие неизменным.
Пьесы
О природе
Единственным известным произведением Парменида была его философская поэма под названием «О природе». В этом стихотворении Парменид затрагивает различные темы, такие как бытие, истина, происхождение богов и сама природа.
Самым большим нововведением поэмы стала методология ее аргументации, которую Парменид тщательно разработал. В своем аргументе Парменид провел обсуждение принципов, которые устанавливают конкретные аксиомы и преследуют их последствия.
Взносы
Развитие элейской школы
Среди его вкладов было развитие элейской школы. Там Парменид был вовлечен в философскую деятельность, пытаясь найти причины, объясняющие способ каталогизации этого существа на основе идей этой школы.
В то время как одни авторы утверждают, что Парменид был основателем элейской школы, другие утверждают, что истинным основателем был Ксенофан. Тем не менее, существует консенсус, что Парменид является наиболее представительным философом этой школы.
Философские дискуссии
Среди вкладов Парменида можно отнести его критику Гераклита, который выразил принципы трансформации и проиллюстрировал, что не существует неподвижного существа, которое оставалось бы таким же.
Согласно Пармениду, Гераклит сделал все невозможным, когда говорил о том, что все течет и ничего не остается. Эта дискуссия между досократиками была одним из столпов развития философии, и многие авторы все еще работают над этими идеями.
Материализм
Парменид в своем творчестве развивает идеи, близкие к материализму и способствовавшие развитию этого направления мысли.
Соображения Парменида о движении и постоянстве бытия классифицируются некоторыми как идеи материализма. Это основано на том факте, что эти идеи отрицают иллюзорный мир изменений и движения и сосредотачиваются на материальном, существующем и неподвижном.
Влияние на философию отрицания
Некоторые философы основывают свою работу на том, что они считают отрицанием Парменида чувственного мира. Это соображение привело к развитию идеалистической философии, несмотря на то, что это отрицание не выражено буквально в творчестве Парменида.
Различные интерпретации того, как он написал свое стихотворение »О природеОни уверяют, что Парменид не только отрицал существование пустоты как физической пустоты, но и отрицал существование чувственного мира как такового.
Ссылки
Кама мута: что это такое и в чем проявляется эта эмоция
ПАРМЕНИД из Элеи (др.-греч. Παρμενίδης)
Древнегреческий философ, основатель Элейской школы.
Парменид считался учеником Ксенофана, по более достоверной версии – пифагорейца Аминия, учитель Зенона Элейского. Традиция приписывала ему создание законов для родного города.
Пармениду принадлежала философская поэма, написанная гекзаметром, позже названная «О природе» (сохранилось 160 стихов). Поэма делится на две части – «Путь истины» (Ἀλήθεια) и «Путь мнения» (Δόξα). Во вступлении автор рассказывает, как колесница несла его от невежества чувственного опыта к знанию истины. Его встретила богиня Правды (Дике) и открыла ему путь истины. Парменид постулирует, что существует только сущее, а не-сущее не существует. Мыслить можно только то, что есть; отсюда выводится тождество бытия и мышления. Разворачивая свою онтологию, Парменид выводит характеристики «истинно сущего»: оно не возникло, не уничтожимо, целокупно единственно, неподвижно и бесконечно во времени. Оно неделимо и однородно, так как признание этих свойств потребовало бы признания существования пустоты, оно вечно пребывает в одном месте и не испытывает ни в чем нужды, ибо кроме него ничего нет. После окончания рассуждения о «Пути истины», Парменид переходит к «Пути мнения», где излагает космологическую теорию в стиле предшествующих натурфилософов.
Парменид оказал серьезнейшее воздействие на последующую античную философскую традицию; поставленные им проблемы пытались решить Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит и другие философы. Платон пытался создать непротиворечивую теорию, в которой сочетались бы бытие и становление, и назвал один из своих основных диалогов «Парменид» (описываемая там встреча Сократа и Парменида была невозможна исторически). В настоящее время историки философии считают Парменида одной из ключевых фигур раннегреческой мысли.
Издания фрагментов:
Études sur Parménide / Ed. P. Aubenque. P., 1987. Vol. 1–2;
The fragments of Parmenides: a critical text with introduction and translation, the ancient testimonia and a commentary by A. H. Coxon. Las Vegas, 2009.
Фрагменты ранних греческих философов / Изд. подгот. А. В. Лебедев. М., 1989.
Иллюстрация:
Голова гермы с надписью «Парменид, сын Пира», найденной в Велиях в 1966 г.
Парменид: Полнота Бытия и Медитации
450, по Платону) родился на юге Италии, в греческой колонии Элея. От него идет философская школа элеатов, по имени города. Среди его учеников наиболее известен Зенон, автор знаменитых парадоксов; сам же Парменид был учеником пифагорейцев. От него дошли фрагменты его поэмы; его мышление передают диалоги Платона «Парменид», «Софист» и «Теэтет». Прежде всего этот философ памятен двумя тезисами.
1.«Бытие есть а небытия нет.»
2.«Бытие и мышление есть одно.»
Первое утверждение представляется вопиюще банальным, второе—столь же вопиюще ложным. То обстоятельство, что оба они бережно передавались философской мыслью двадцати пяти веков, предлагает, однако же, искать в них важный смысл. Попробуем его отыскать, показав какое отношение эти тезисы имеют к метафизическому минимуму, имплицируемому рациональным мышлением через его веру в разум. Этот минимум мы назвали в предыдущих беседах «рационалистическим треугольником»: умопостигаемая природа, постигающий ее человек, и Бог, то первоначало, которое это постижение природы активной критической мыслью и обеспечило как возможность и ценность, то есть Бог как Сверхразум и Небесный Отец. Итак, попробуем понять с этой позиции Парменида, каким образом в его мышлении возникал, если возникал вообще, этот треугольный метафизический минимум.
Парменид пытался понять мир в его основе, это мыслитель не деталей, а предельно фундаментального. Конкретные регулярности природы, ее законы, состоит ли она из воды, атомов, или еще чего, его не интересовали. Его интересовало то, что поверх законов и деталей природоустройства, каковы бы те ни были. Главнейший его вопрос: каков первоисток мира, его архе? Да и было ли какое-то архе вообще? Не мог ли мир, будь он из воды, воздуха, атомов или иного материала, с теми или иными свойствами, не мог ли он, в конечном счете, возникнуть из ничего? До него так вопрос не ставил никто.
Первое утверждение Парменида, «Бытие есть, а небытия нет» и отрицает такую возможность, в этом его смысл. «Небытие» по Пармениду есть фантом, ему ничего не отвечает, его нет, а потому из него ничего не могло и возникнуть. На каком основании делается это заключение? На основании самоочевидности разума: бытие не может возникнуть из ничего, всё мыслимое уже есть хотя бы как мысль. Думать иначе безумно. Подчеркнем еще раз, что Парменида интересуют не конкретные регулярности, взаимосвязи мира, он не физик, не естествоиспытатель, а метафизик или онтолог: его интересует мир в целом, его начало, первоисток, корень его бытия и его изменений. Он мысленно фиксирует этот загадочный, но с необходимостью требуемый исток, архе: «Бытие» или «Единое». «Бытие», on, как основа бытийствования всего сущего, благодаря которой вещи а также и мысли есть, хотя бы какое-то время пребывают, а не пропадают, не падают прямо сейчас в ничто. Могут подумать, что Парменид просто не знал физических законов сохранения, которые ему бы и объяснили, почему вещи удерживаются в бытии: именно в силу законов сохранения ничего в никуда и не пропадает. Но нет, не в том дело: никакие особенные законы не отвечают на вопрос Парменида, ибо сами находятся под этим вопросом: какая сила обеспечила в том числе и наличие законов? Почему они держат мир? Почему, вдруг даже и объявившись, они не проваливаются тут же вместе со всем миром в небытие? Что удерживает всю эту конструкцию от провала в бездну ничто? Таков парменидовский уровень вопроса.
Итак, Бытие, как скрытая от чувств основа, первопричина мира, не может ни появиться из ничего, ни пропасть в небытии—такова логическая очевидность Парменида. Но ведь это означает, что ни добавиться, ни убавиться к этому фундаментальному Бытию тоже ничего не может: такая добавка или появлялась бы из ничего, либо пропадала бы в небытии. Иными словами, фундаментальное Бытие вне времени, оно атемпорально. Такова логика Парменида, таковы импликации его тезиса «Бытие есть, а небытия нет». И вот теперь этот тезис, поначалу показавшийся нам банальным, неожиданно превратился в противоположность: отрицая фундаментальность времени, он рискует теперь показаться абсурдным.
В защиту отрицания времени на фундаментальном уровне можно, однако же, привести тот факт, что доквантовая физика именно такова: на фундаментальном уровне время никуда не течет; вселенная, рассмотренная глазами физического разума, а не обманчивых чувств, представляет собой именно атемпоральный 4-мерный блок, блок-вселенную, block-universe. Это было провозглашено по сути Лапласом, как бы в шутку, и с полной серьезностью и основательностью отстаивалось Эйнштейном, говорившем о различении прошлого, настоящего и будущего как об «иллюзии, хотя и весьма навязчивой». С квантовой физикой Эйнштейн титанически боролся до конца дней именно по этой причине: она разрушала сложившийся парменидовский атемпорализм физики; по сути дела, в этом и была революционность квантовой механики.
Итак, разум, глазами Парменида, многих теологов, а также Спинозы и Эйнштейна, видит, что времени на фундаментальном уровне нет. А на уровне сенсуальном оно, разумеется, есть, оно течет, или всё в нем течет, по Гераклиту. Налицо конфликт первичных очевидностей чувств и первичных же очевидностей разума, как и у Гераклита. Но Парменид идет дальше. Веря разуму, а не чувствам, он заключает, что чувства нас вводят в заблуждения, дают нам иллюзорное представление о мире. Сказав «иллюзорное», Парменид не выбрасывает проблему происхождения этого порождающего иллюзии мира, но ставит ее по новому: сила вызываемых им иллюзий также должна быть понята на путях разума. Парменид настаивает на разделении феноменов, от. греч phainein (являть), явлений, воспринимаемых чувствами, и ноуменов, от греч. noein, умозрительных или медитативных сущностей. Хотя термин «ноумен» был введен только Кантом, но логика и важность оппозиции феномены-ноумены идут от Пифагора, Гераклита и Парменида. Именно глагол noein использовал Парменид, утверждая что «мыслить и быть — одно и то же». Глагол «мыслить», как и английский его аналог «think», здесь не слишком удачны: ведь они предполагают процесс поиска и отыскания решения. Эти глаголы принципиально темпоральны, относясь к творчеству. А у Парменида Бытие, которое тождественно Мышлению — подчеркнуто атемпорально, никакого творчества там быть не может. Парменидовский noein подразумевает не поиск решения, но созерцание истины, умозрение, медитацию. Поэтому адекватнее было бы перевести «Бытие и медитация есть одно». Медитация—латинское слово, означающее «рассмотрение», почему-то перешедшее в епархию буддистов; мы воспользуемся им в его исходном смысле умозрения сущности.
Но на каком же основании Парменид делает это утверждение о единстве Бытия и Медитации или Умозрения? Напрямую ответа на этот вопрос в дошедших до нас фрагментах нет, но мы можем попытаться достроить парменидову мысль, опираясь на то, что известно, и что уже поняли. Итак, чувственно воспринимаемый мир есть вторичный, не фундаментальный, слой бытия. Впечатление о его самостоятельности есть заблуждение чувств. Подлинно есть лишь то, что открывается разуму, освободившемуся от иллюзий. Но что остается при отрешении от чувственно воспринимаемого? Остается только умозрительное. Стало быть, фундаментальное Бытие умозрительно. С другой же стороны, и само умозрение может быть укоренено только в архе, в фундаментальном, терминальном, или трансцендентном, Бытии. Все эти эпитеты отражают лишь одно—первичность парменидова Бытия в отношении к видимому миру и человеку. Умозрение приводит к Бытию, в котором оно и пребывает изначально. Бытие и умозрение есть одно, ибо за пределами чувственного ничего, кроме умозрительного и не остается.
Таким образом, мы видим установление Парменидом первопричины мира как чистой мысли, чистого умозрения, к которому не примешано никаких аффектов, ничего без-мысленного, или без-умного. Вспомним, что первичная вершина рационалистического треугольника, имплицируемого рациональным познанием, именно такова: первоисток и организатор мира, Бог, как совершенный Ум. Следующая, пассивная и вторичная, вершина этого треугольника— умопостигаемая природа. Что говорит об этом Парменид, в силу чего и каким образом природа, источник иллюзий, может быть все же умопостигаемой? Он видит и ставит эту проблему, но ее решения в дошедших до нас фрагментах нет. Постановка вопроса, однако же, есть, и выражена она драматично и парадоксально.
И наконец, последняя вершина рационалистического треугольника, тоже вторичная, но активная, есть познающий человек. Каким образом человек получает эту высшую способность, видеть мир в его сущности, а не только воспринимать через иллюзорные чувства? Ответ Парменида—это высокий дар богов. В его частично дошедшей до нас поэме, о Бытии ему возвещает богиня истины Дике, она же богиня справедливости. В ее лице Парменид говорит о божестве совсем иного рода, чем неподвижное самосозерцающее Бытие: Дике есть живой дух, призывающий человека, вступающий с ним в диалог, ободряющий его и спасающий от всевластия могучих иллюзий. Парменидова область божественного, таким образом, есть двуединство атемпорального самосозерцающего Бытия, предвечного Бога в Себе, и живых богов, видящих человека, заинтересованных в его движении к истине, ободряющих и спасающих его на этом пути. Это введенное Парменидом важнейшее различение внутри божественного на атемпоральное и живое с тех пор и до сего дня находится в ядре теологии, составляя ее центральный узел, ее острейшую центральную проблему.