девочка объясняет что такое пейзаж
«Что такое пейзаж»
Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»
Цель: Познакомить детей с пейзажем, как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей: пейзаж, пейзажист.
Материал: Дидактические игры «Собери картину», «Составь пейзаж», репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща», магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.
Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник?
А вы хотите стать художниками?
Дети берут бэйджики и надевают.
Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты). Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.
Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.
Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.
Игра «Составь пейзаж» (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж)
Дети выполняют задание за столами.
Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились. Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж? Почему вы решили составить летний пейзаж?
Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.
Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают). Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх). Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.
Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.
И вот дождался русский лес своего художника.
— Что изображено на картине
— Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?
— Хотели бы вы оказаться в этом лесу?
— Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?
— Почему роща названа «корабельной»?
В том случае, если дети будут затрудняться с ответом,педагог им поясняет:
— очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.
Х. – До свидания, ребята!
Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.
Волшебные колокольчики, поделка из соленого теста Новогодний подарок «Волшебные » колокольчики. Цель:Развивать эстетические чувства фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный.
Краткая история развития пейзажа. Городской пейзаж
Пейзаж
Пейзаж — это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой это природа, первозданная или преображенная человеком. Наше представление о пейзаже сформировывалось, за счет развития всевозможных художественных приемов и техник, на протяжении длительного времени. В данном жанре особое место придается перспективе и ее построению, так же уделяется достаточно много внимания передачи света и атмосферы.
В пейзаже изображают реальные или придуманные виды окружения или места, зданий и сооружений, городские виды или сельские, лесные или морские. Бывает, что пейзаж становится не основным жанром изображения, а только его фоном в произведениях любого жанра, будь то живопись, графика или декоративно-прикладное искусство. Когда человек изображает свое окружение, он априори выражает свое отношение к нему, и мы можем проанализировать как люди того или иного времени относились к пейзажу, в котором они жили, работали или где отдыхали. За счет этого пейзаж получает идейное и эмоциональное содержание.
Пейзаж с натуры отражает действительность через конкретные, наглядные передачи зримых форм окружения, передает облик предметов и явлений мира вокруг нас, все многообразие воспринимаемых зрением красот природы или рукотворных архитектурных сооружений.
История пейзажа
Древнеримский пейзаж является более самостоятельным, в нем уже присутствует перспектива, а окружающий мир воспринимается как простая и повседневная среда обитания людей и богов.
В искусстве средневековой Европы пейзаж выступает как средство указания на место действия того или иного события. Пейзажные изображения того времени показывают нам как человек того времени представлял мир и Вселенную.
Индокитай, Индонезия и Индия придавали своим пейзажам большую эмоциональную силу в изображениях тропических лесов в рельефах и миниатюрах.
Живопись средневекового Китая начинает показывать нам пейзаж как самостоятельный, не зависящий от человека, жанр. В то время непрерывно обновляющаяся природа считалась самым наглядным кодексом мирового закона дао. Этот посыл мы видим в каждом изображении пейзажа Китая того времени. Так же эти произведения искусства можно считать иллюстрациями, ведь стихи играли важную роль в восприятии пейзажа Китая, говоря нам о возвышенности духовных качеств. Пейзажи данной страны и эпохи кажутся беспредельными, за счет введения в композицию большого количества горных панорам, водных поверхностей и туманной дымки. Так же все изображения, подчиняясь общему декоративному решению, не разграничиваются на пространственные планы, а плавно перетекают один в другой за счет своей воздушности и колорита.
В искусстве западной ЕвропыXII — XV вв.пейзажный фон становится неотъемлемой частью произведений. Незамысловатые и условные фоны перерастают в полноценные пейзажи на заднем плане, иногда их изображают как карту мира. В эпоху Возрождения живописцы начинают более детально исследовать натуру посредствам создания набросков и кратковременных этюдов. Так же мастера кватроченто разрабатывали принципы перспективного построения пространства пейзажа. В это же время, преимущественно в графике, появляются предпосылки для обоснования пейзажа как самостоятельного жанра, где природа это единственный из присутствующих персонажей, или же является более главенствующим изображением, чем, даже передний план. Итальянские мастера стремились показать единение начал природных и начал людских, за счет вписывания человека (или Святого) в гармоничную и созвучную с природой окружающую среду. А там, где фоном выступает городской пейзаж, нам показывают идеализированную архитектурную среду.
Немецкие мастера данной эпохи, в отличие от своих итальянских соседей, любили изображать дикую природу, показывая ее более бурной и живой, чем она была на самом деле.
Нидерландский пейзаж того времени отличаются грандиозностью и широтой панорамных композиций, пейзажные моменты соединяются и приводят к очень ярким результатам. Характерно еще то, что художники стремились проникнуть и передать суть народной жизни, тесно связанной с окружающим их миром. Чуть позже это стремление, которое прочно переплетается с чертами ренессансного пейзажа и духовными потрясениями общества, показывает эмоциональное, а так же субъективное отношение мастеров к миру.
Не смотря на то, что человек издавна рисует окружающую его природу, пейзаж, как самостоятельный, является молодым жанром. Так как все это время художники изображали ландшафтные образы только как окружение главных героев своих картин, рельефов или мозаик, или как декорации к иконам. С изучением и развитием знаний о перспективе, рельефности и светотени, изображение природы постепенно становилось равноправным участником композиции, а затем и вовсе стало ее главным персонажем.
Очень долгое время пейзажи были довольно обобщенными, фантазийными. Большим шагом явилось осознание мастеров пейзажа, как изображение им какого-либо места или локации.
Как самостоятельный жанр пейзаж, во всемирном культурном процессе, был услышан, для начала, как европейское искусство, хоть уже и существовали восточная и древнекитайские традиции изображения пейзажа. Несомненно именно восточная культура повлияла на европейский пейзажный рисунок.
Изобретение и начало производства красок в тюбиках в XIX вв. привело к расцвету пленэрной живописи, а следовательно и пейзажа. Теперь художники могли работать в большей удаленности от своих мастерских, чем ранее, больше писать на природе, детальнее изучить солнечное освещение и его влияние на цвет. Это помогло мастерам более точно выразить свое впечатление от окружающей среды и ландшафтов, приблизило их к зрителям и увеличило количество изображаемых природных мотивов.
В начале XVII в. художники определили пейзажные принципы и законы. В классицизме закрепляются различия между наброском, этюдом и длительным завершенным пейзажем. Благодаря этому пейзажные картины начинают носить возвышенный и эстетический характер. Пейзажи барокко представляют собой необузданную и мощную стихию, что явилось достаточно свежим взглядом на природу, и что отразилось, непосредственно в работах художников того жанра и времени. Детально изучали и разрабатывали принципы трехплановой композиции и световоздушной перспективы голландские мастера. В своих картинах они передают нам изменчивость и непостоянность природы, ее естественность, показывают нам нерушимую ее связь с жизнью человека. Голландские художники изобрели много новых видов пейзажа, в том числе городской и морской пейзажи.
Когда в XVII в. камеры-обскуры были уже довольно распространенной вещью, появляется тенденция к видовому топографическому пейзажу. При помощи данного изобретения художники могли с небывалой точностью перенести самые мельчайшие детали пейзажа на свои холсты. Буквально в следующем веке такие пейзажи открыли абсолютной новый этап в искусстве изображения пейзажа итальянский художник Франческо Гварди. Его работы наполнены большим количеством воздуха и света, заметны изменения световоздушного пространства. Пейзажи этого времени значительно повлияли на становления пейзажа как самостоятельно жанра в России и странах Европы, где до этого момента он не являлся таковым. Так же появляются предпосылки к романтизму в графических работах Дж. П. Пиранези, который наделял особой грандиозностью свои изображения памятников античной культуры и всевозможные руины и развалины. В эпоху рококо пейзажи приобрели бо́льшую декоративность и изысканность.
В первой половине XIX в. преобладающим стилем пейзажа является романтизм. Обуславливается это тем, что художники стремились к естественной среде природы, как бы сближаясь с ней и соприкасаясь, тем самым пытаясь, в своих произведениях, загладить несовершенства человеческой натуры, моральные и социальные. Пытаясь проникнуть в суть первозданной чистой природы, мастера стремились передать ее неповторимость и чуткость, и показать уникальность местного природного окружения человека того времени. Дж. Констебл ознаменовал своим творчеством переход к более реалистичным пейзажам. В своих работах он старался сохранить ту свежесть натурного пейзажа, которая характерна для пленэрной живописи. Его возвышенное восприятие мира и обобщенность, интерес к натурной живописи очень похожи на манеру художников, стоявших у истоков европейских школ реалистичного пейзажа.
Во второй половине того же века мастера-реалисты начинают изживать манеры пейзажа романтического и все больше стремятся к реалистичности и объективности передачи ландшафтов. Художники отказываются от панорамной передачи видов и создают более простые и естественные композиции, чем в романтизме. Более детально разрабатываются отношения светотени, что позволило более точно передать материальность природы. В пейзажах начинают появляться сцены сельской повседневной жизни.
В русском пейзаже художники так же стремились уйти от театральности и искусственности, возвращаясь к родной и чистой природе. В мотивах русского ландшафта характерны монументальность и широкий размах. Но некоторым мастерам русского пейзажа присущи изображения изменчивых настроений природы и драматичность. А. И. Куинджи отличается своими пост–романтическими тенденциями, которые выражаются в декоративности работ и очень сильными световыми эффектами.
Считается, что французские живописцы, представители барбизонской школы, были предшественниками импрессионистов. У них пейзаж являлся доминирующим жанром, так как данные художники считали, что писать на пленэре необходимо для создания пейзажного образа. Так же неотъемлемой частью пейзажа в стиле импрессионизм является мягкая, пастельная палитра с множеством оттенков красок, которая помогает произвести впечатление как бы вибрирующей воздушной и световой среды, которая зрительно обволакивает картину и показывает нам неразделимость человеческого начала и природного. Пытаясь изобразить многогранность и изменчивость окружающего мира, художники-импрессионисты не редко писали серии картин, которые объединял общий мотив. В ту пору городской пейзаж стал так же популярен как и природный, за счет картин, на которых изображали динамику современной городской жизни. Тогда же начали складываться отдельные направления в пейзажном искусстве, которые либо поддерживали стилистику импрессионизма, либо наоборот, уходили от нее.
Такие стили как символизм и модерн привнесли в изображения пейзажа новые и свежие идеи, а именно идею о родстве людей и матери-земли. В следствии чего в тот период были популярны картины, которые условно можно обозначить как пейзаж-мечта. В таких произведениях можно заметить подражание ритмам природы за счет компоновки изображаемого как орнамент.
В XX в. художники, работавшие в стиле кубизм ищут какие-либо устойчивые и неизменяющиеся черты природы, как бы отбрасывая всю переменчивость со своих холстов. Иные же напротив, при помощи напряженных цветовых решений и их сплетений показывают национальное своеобразие местных ландшафтов и динамику природы. А сюрреалисты, испытывая на себе влияние фотографии как искусства, обращают свое внимание на причуды природы и рисуя свое впечатление от них. Переход к абстракции произошел благодаря тяготению мастеров к деформациям и изменениям форм природных мотивов.
В том же веке в Америке и Европе стал довольно популярен городской индустриальный пейзаж, вдохновленный идеей враждебной человеку анти-природой. Пейзажи данной тематики облачаются в агрессивные в работах экспрессионистов и футуристов, как следствие необратимой и неизбежной индустриализации.
В XX в. влияние модернистов и импрессионистов соединяется с традициями русского реалистичного пейзажа. Появляются камерные пейзажи и пейзажи-настроения, отличающиеся непосредственностью и повседневностью, и на первый взгляд, скромностью колорита, как в пейзажных произведениях В. А. Серова.
Так же для некоторых мастеров характерны жанровые пейзажные композиции и пейзажи, показывающие всю национальную романтику Родины. А другим ближе литературные, фольклорные и исторические жанры (А. М. Васнецов, Н.К. Рерих). В тоже время становится популярным пейзаж, который можно условно обозначить как пейзаж-воспоминание, которому присущи моменты историчности, героизма и драматизма, последнее особенно показательно для городского пейзажа той эпохи.
В духе социалистического реализма развивался и советский пейзаж. Мастера, которые уже успели заявить о себе до 1917 года теперь открыли для себя новый этап творчества, в котором были нотки красоты природы и мира как жизнеутверждающих и неотделимо переплетающихся с человеческой преобразовательной деятельностью. Появляются художники, чья деятельность была завязана только на Советском Союзе, а именно А. М. Грицай, В. В. Мешков. Здесь же появляются новые направления и течения в пейзажном искусстве – советский индустриальный и мемориальный, вдохновленные большой социалистической стройкой. Чуть позже, в работах советских художников, все чаще можно наблюдать собирательную идею Родины, на полотнах, где они изображают свои родные края., благодаря чему они смотрятся для нас такими своими. Мастера стараются уловить ту связь, которая появилась между человеком, природой и неудержимой индустриализацией, вдохновившись изменением восприятия мира после Октябрьской революции 1917 года, когда жизнь стала все время убыстряться и перестала быть размеренной.
Развитие городского пейзажа
Художники не могли не заметить, что городские ландшафты имеют свое неповторимое очарование эстетику. Итальянские венецианские художники дали начало разновидности городского пейзажного жанра еще в XVIII в., не смотря на то, что первыми архитектурные пейзажи стали изображать мастера живописи и графики Древнего Китая, а так же есть источники, что в Европе первыми городские виды стали рисовать Беллини и Карпаччо еще в XV веке. Но все же считается, что именно художники Венеции открыли городской пейзаж как разновидность пейзажного жанра. Их отличительной чертой была фотографическая точность и мельчайшие детали, с которыми изображались венецианские ведуты. Картины такого типа были написаны с некой театральностью, и выглядели как декорации к спектаклю. Позже такой стиль изображения местных архитектурных ландшафтов стал очень популярен и распространился по все Европе, что оказало большое влияние на развитие городского пейзажа как самостоятельного жанра. Итальянские архитектурные пейзажи того времени можно разделить на два направления. Первое направление берет свое начало в Венеции, и характерно тем, что город изображают панорамно, и с особой тщательностью передают мельчайшие детали видов, как архитектурные, так и ландшафтные. Одним из ярких представителей этого направления является итальянский художник, который родился, жил и работал в Венеции, Джованни Антонио Каналь, более известный как Каналетто. Художник считается главой венецианской школы ведистов и мастером архитектурных пейзажей в академическом стиле.
Второе направление, которое довольно часто именуют романтическим, в итальянской ведуте характерно для творчества другого венецианского художника– Франческо Гварди. Его работы отличались тем, что чаще были вертикальными, небольшого формата, нежели грандиозные, панорамные картины Каналя. В это же время в Италии, когда активно развивалась венецианская ведута, так же становились популярны пейзажи с изображениями развалин и руин. На этих картинах изображали древние разрушенные крепости и башни. Но к концу XVIII века жанр идет на спад и перестает распространяться по европейским странам, за счет исчезновения интереса к нему у аудитории.
В XIX в. начинается эпоха романтизма, и у художников возрастает интерес к древним античным храмам и постройкам. Здесь важность приобретает возвышенное настроение и атмосферность, а не точность передачи ландшафтов, как в итальянской ведуте. Произведения в стиле романтизм как бы идеализируют прошлое, показывают нам более лирическое восприятие мира, чем оно есть на самом деле. Чаще всего в этом стиле преобладает мифологическая тема. В целом можно сказать, что романтический пейзаж является фантазией художника.
Открытие в изображении городского пейзажа совершили французские импрессионисты. Главным персонажем их картин стала повседневная жизнь города и его обитателей. Импрессионисты изобретали новые средства и техники изобразительного искусства, чтобы точнее передать изменения света и ритм атмосферы. Быстрые мазки и размытые контуры передавали динамику и скорость городской жизни того времени. Детализация была уже не так важна, когда стремишься изобразить свое впечатление от натуры. Выявляя особенности окружающей среды, художники отмечали в своих работах только то, что передавало их эмоциональное состояние и настроение. Городской пейзаж занимал в стиле импрессионизма довольно таки важное место. Изобретательность и традиции академической живописи очень гармонично сочетались в работах мастеров того времени, доказательством этого служит творчество Клода Моне.
Для его картин характерны умение передачи неуловимых переходных состояний дневного освещения, нахождение правильного выражения вибрации воздушной атмосферы, и их нерушимой связи. Все это считается достижениями в методах живописи. В возрасте примерно тридцати лет, художник полностью посвящает все свои работы пейзажу, и практически все свои произведения пишет только на пленэре.
Почти все импрессионисты были пейзажистами, и в своих работах немало места отводили городскому пейзажу, именно за счет того, что люди в то время устремились в город на заработки, и городская среда стала неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Многих художников–импрессионистов не замечали и они остались недооцененными, лишь потому что жили и работали в одном месте и в одно время с Клодом Моне, хотя и не уступали ему в живописном мастерстве, искусстве владения цветом и видении окружающего мира. Тем не менее все архитектурные пейзажи импрессионистов объединяет умение запечатлеть какой либо отдельно взятый, вырванный из жизни, случайный момент, но при этом захватить в него городской пейзаж. Смелые и необычные композиции рождались за счет того, что на первом месте были вовсе не предметы или люди, как мы привыкли думать, а воздух и свет и их изменчивость и непостоянство. Нетипичный угол зрения и прочие приемы импрессионистов в будущем применялись в различных новых стилях и техниках изображений.
НОД в области художественно-эстетического развития детей «Виды пейзажей»
Подготовительная к школе группа
Начальный этап обучения – ознакомление
Цель: Познакомить с видами пейзажей: лесной, морской, городской, сельский, горный, космический.
Задачи: Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание ее рассматривать. Учить выбирать цвета уподобленные природным. Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, восхищение мастерством художника.
Материалы: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка», карточки-схемы по видам пейзажа детей (рисунок 4), понятийная модель «Виды пейзажей» (рисунок 1), карточки с изображением 6 пейзажных картин (рисунок 3), мультимедийная презентация Microsoft PowerPoint «Виды пейзажей», отрывок из мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона» – А. Кушнер «О картинах» (Творческое объединение Экран, 1981).
– Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой художник? (человек, который рисует картины, красками и кистью). А что может нарисовать художник? (лес, море, предметы, игрушки и т.д.) Художник рисует все, что привлекло его внимание: весело смеющая девочка – и вот уже готов портрет озорной девчонки, красивая ваза на столе – получился красочный натюрморт, яркие цветы на лесной опушке – появляется удивительный пейзаж! А что же такое пейзаж? (это картины, на которых нарисована природа). Правильно изображение природы – это и есть ПЕЙЗАЖ. Давайте посмотрим мультфильм, о том, что такое пейзаж (показ мультфильма по стихотворению А.Кушнера «Что я узнал!»). Беседа с детьми по содержанию мультфильма:
– Что нового вы узнали после просмотра мультфильма?
– Какие показанные картины вам запомнились?
– Что изображались на этих картинах?
– Что такое пейзаж?
Сегодня я хочу открыть вам один секрет – оказывается пейзажы бывают разные! Да, да – разные по тому, что на них нарисовано! (показ презентации для ознакомления с видами пейзажей).
– Вокруг нас много интересного! Художники-пейзажисты очень внимательные люди, они все видят и замечают – и обо всем этом рассказывают в своих картинах. Как прекрасна природа. Сколько здесь удивительных видов…
– Лесная тропинка, старый корявый пень, цветущая полянка, молоденькие березки и все это – ЛЕСНОЙ пейзаж (Презентация, слайд 3-4).
– Бурное тревожное море или ласковый морской берег, и художник изображает – МОРСКОЙ пейзаж (слайд 5-6).
– Величественные дворцы и современные здания – это часть ГОРОДСКОГО пейзажа (слайд 7-8).
– Маленький старый домишко и бескрайние поля художники изображают в СЕЛЬСКОМ пейзаже (слайд 9-10)
– Горные склоны, окутанные облаками вершины все это – ГОРНЫЙ пейзаж (слайд 11-12)
– Таинственные космические дали изображают художники и называют такой пейзаж – КОСМИЧЕСКИЙ (слайд 13-14)
Чтобы вам быстрее и легче запомнить все эти виды пейзажей я предлагаю вам посмотреть вот на такую схему (рисунок 1). Здесь схематично изображаются виды пейзажей, посмотрев на эту схему, вы легко их вспомните (рассматривание схемы).
– Ребята, скажите, а какое сейчас время года? Правильно осень и самое красивое осеннее явление – это листопад. Мы с вами тоже можем изобразить листопад (пластический этюд под красивую спокойную музыку) (слайд 15).
– Осень одевает в самый яркий наряд деревья и кусты их яркая листва, словно горит и светится в ясном воздухе. Осенью редко выдаются теплые солнечные деньки. Вот о таких днях и рассказывает нам картина художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень. Слободка» Полюбуйтесь на нее (дается время для рассматривания).
И.И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889
– О чем эта картина? (ответы детей). Да, о золотой осени где-то в отдаленном уголке России – в деревеньке, окруженной полями, огородами и лесами. Таких уголков много в нашей стране! Расскажите, что вы видите в центре, на первом плане (показать где) – прямо перед нами, внизу картины? (Ответы детей). Да, почти в центе картины – светло-коричневая дорога. Она ведет к деревеньке и дальше уходит через скошенное поле в лес. Расскажите что нарисовано слева о дороги (показать где, ответы детей). Слева от дороги на небольшом пригорке, золотится желто-оранжевым светом стройная березка. Рядом с ней другое дерево, скорее всего яблоня. А что мы видим слева от березки? (ответы детей). Низкие кусты оливково-коричневого тона и среди них яркое золотое пятно молодой березки.
– Посмотрим, что изображено дальше, на втором плане картины? (показ). Справа о дороги – огороды, обнесенные старой, ветхой, серовато-сизой изгородью. За ней видны уже пустые рядки. Справа и слева от дороги – деревянные избы, сараи, которые словно вросли в землю. Что мы видим за домами слободки? (ответы детей). Вдали раскинулись поля. Их желтовато-соломенный цвет сливается с розовато-фиолетовой далью лесов и неба. Небо чистое, ясное, вверху картины ярко-голубое. Скажите, а какое настроение вызывает у вас картина? (ответы детей). Радость от красоты, наслаждение от мастерства художника, сумевшего показать красоту простого деревенского быта. Скажите, какой вид пейзажа изобразил художник? Правильно сельский. Почему вы так думаете? (ответы детей).
– С какой замечательной картиной мы с вами познакомились. Как много цветов использовал художник! Некоторые из них даже имеют название предмета на цвет, которого они похожи. А вы знаете такие цвета? (ответы). Давайте проверим! (показ и работа с презентацией) (слайды 16-23).
Дети по одному выходят к ноутбуку рассматривают представленную схему на презентации, сравнивают цвет облачка с цветом представленных предметов и нажимают на соответствующую картинку, если выбор верный слышны аплодисменты, если неверный – послышится унывающий звук. При этом дети должны правильно назвать цвет облачка: малиновый, вишневый, кремовый, кирпичный, изумрудный, соломенный, оливковый, коралловый, лимонный.
– Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.
Сегодня мы с вами говорили о видах пейзажа, и мне хочется проверить, как вы их запомнили. Сейчас мы подойдем к столам, поделившись на две команды. На столах лежат листы с изображением пейзажных картин (рисунок 3) и карточки-схемы (рисунок 4), которые изображают тот или иной вид пейзажа. Вам необходимо определить какой это вид пейзажа и закрыть картину карточкой-схемой. Посмотрим, кто быстрее, а главное правильно справится с этим заданием! (дети выполняют задание, проверяем, при этом повторяя названия картин и видов пейзажей).
Молодцы, вы все справились! Скажите, пожалуйста, какая картина вам сегодня более понравилась? Как называется вид пейзажа картины И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка»? Что вам сегодня понравилось на занятии? И мне очень понравилось заниматься с вами. Занятие окончено, спасибо за внимание.
Список литературы
1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991.– 159 с
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973. – 110 с.
3. Искусство вокруг нас / Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.– 142 с.
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120 с.
5. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное пособие. – СПб: Детство – Пресс, 2001. – 40 с. + 32с. цв. вкл.
6. Тюфанова И В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 80 с.
7. Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник дошкольника. – СПб.: Изд. Дом « Литера», 2005. – 96 с.