диалектическое единство что такое
Диалектическое единство что такое
Что такое диалектика?
Термин «диалектика» впервые применил Сократ: он именовал диалектикой свой метод обнаруживать противоречия с помощью диалога, сталкивая в нем противоположные суждения. У Платона диалектика — не только метод для отыскания истины, это одновременно и учение о мире истинного бытия, который является сферой вечных и неизменных идей. Аристотель полагал, что с помощью диалектики люди посредством умозаключений формируют правдоподобные положения. Для стоиков диалектика была умением правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов. Такой взгляд на диалектику, как умение изощренно рассуждать в спорах, господствовал в философии вплоть до XVII века. Кант считал, что диалектика выступает «логикой видимости» и имеет отрицательный результат для философской мысли. По мнению Гегеля, диалектика — это «постижение противоположностей в их единстве». Материалистическая диалектика — это философское понимание мира в его целостности, единстве и саморазвитии, это основной метод познания окружающей реальности.
В чем основополагающая идея диалектики?
Основополагающая идея в том, что действительность нужно понимать в развитии. Диалектика — учение о развитии в его полном и наиболее всестороннем виде.
Диалектический метод рассматривает окружающий мир как вечно изменяющуюся систему, опираясь на законы, категории, принципы и концепции.
Что понимают в философии под категорией?
Категории — особые философские понятия, которые отражают общие связи и свойства явлений. Основные категории: материя и движение, время и пространство, сознание, противоречие, истина, качество и количество и т.д.
Какие законы диалектики считается универсальными?
Всеобщие законы развития называют универсальными. Это закон единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицание отрицания.
Что такое противоречие?
Вопрос о противоречиях — центральный в диалектике. Это объясняется тем, что все в мире содержит в себе противоположности. Противоречия дают импульс саморазвитию, они — источник развития. Движение есть функционирующее противоречие.
Обычно противоречия соотносят с тождеством (равенством). Противоречия характеризуют отношения и через них — вещи и свойства вещей. Гегель писал: «Противоречие выступает только там, где есть отношение.» Древнекитайские мудрецы говорили: «Не было бы тьмы, кто понял бы, что такое свет?»
Что такое качество и количество?
Качество — это свойство, специфика вещи, например: горечь, мягкость, твердость, однотонность и т.д. Различают объективные качества, такие, которые присущи самим природным вещам, и субъективные качества, которые содержатся в человеческом восприятии. Качество есть нечто устойчивое, это совокупность отличительных свойств, неразрывно связанных с существованием вещи.
Количество — это численная определенность, например, объем, величина, число. Количество подвижно и изменчиво.
В чем выражается единство противоположностей качества и количества?
Единство противоположностей качества и количества выражается при помощи понятия меры. Мера объективно ограничивает относительную независимость изменения отдельных свойств предмета, определяет пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественные преобразования явления. Тем самым развитие предстает как необходимое единство моментов непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменений самой меры). К. Маркс отмечал: «В природе качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)».
Скачок — одна из важнейших характеристик закономерного развития материи. Этот тот момент, когда нарушается мера, и предмет или явление переходит в новое качество. Переход происходит в результате предварительных количественных изменений.
Что такое отрицание?
В философии отрицание означает действие, в результате которого вещь превращается в нечто иное вследствие ее внутренних и внешних противоречий.
Роль отрицания в диалектике состоит в том, что оно завершает изменения старого качества и означает становление нового. Любое развитие обязательно отрицает свои прежние формы существования.
ДИАЛЕКТИКА. Законы, принципы и альтернативы диалектики
Диалектика. В споре рождается истина… Эта фраза хорошо известна. Принадлежит она Сократу, древнегреческому философу. По сути с нее и начинается становление диалектики…
Диалектика – с греческого искусство спорить, вести беседу. В философии по сей день не существует точного определения этого понятия. Однако диалектику рассматривают как метод познания развития всего сущего, источником которого является внутренняя противоречивость.
Зарождение и этапы развития
I этап
Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.
Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие. Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма. «Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.
Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика». Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.
Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.
II этап
В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.
III этап
Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.
IV этап
Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о. диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей
Каждое явление состоит из противоположностей, которые находятся в противоречии, но при этом составляют единое целое, не существуют одно без другого (рождение-смерть, день-ночь, вдох-выдох). Результатом такого взаимодействия является движение и переход на новый уровень.
Выделяют несколько видов борьбы.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
В диалектике развитие рассматривается в единстве количественных и качественных изменений. Нарастание количества приводит к изменению качества. При этом качество не может меняться бесконечно. В какой-то момент происходит коренное изменение сущности предмета – скачок. Изменение меры, приводящее к такой трансформации, называется узел.
Закон «отрицание отрицания»
Старое всегда отрицается новым, которое со временем занимает место старого, затем история повторяется (смена поколений, моды, направлений в музыке, искусстве и т.д.). Но отрицание не тотальное, а только той части, которая отжила. Т.о. развитие происходит путем преемственности.
Принципы диалектики
Альтернативы диалектики
Диалектика прошла долгий путь в десятки веков, но ее законы и принципы активно используются в науке, искусстве, культуре, в экономике, социальной жизни. Невозможно составить целое без отдельных элементов. Она помогает преобразовать сложности, расширить кругозор, понять действительность.
Закон единства и борьбы противоположностей
Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними.
Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна.
Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей.
Относительно внешняя сторона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности, познаёт только эту, внешнюю сторону единства и борьбы противоположностей. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически — как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу.
«Диалектика есть учение о том,… как бывают… тождественными противоположности…»
В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики». ПСС, изд. 5, т. 29, с. 98
С точки зрения разумного диалектического мышления действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.). Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс их развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий».
В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов и лишь внешне сопоставленных сторон предмета.
Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная диалектика» — апория). В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант «устранял» антиномии лишь путём дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма.
Для современной буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с другой — попытка отрицать эту категорию, подменяя её терминологическими различениями (позитивизм).
Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей «как закон познания (и закон объективного мира)» (В. И. Ленин. К вопросу о диалектике. ПСС, изд. 5, т. 29, с. 316).
Подход к этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого.
Раздвоенность единого на полюсы — лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама «истина есть процесс» (В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики». ПСС, изд. 5, т. 29, с. 183).
Классический образец такой структуры — «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведёт исследование вперёд по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Поэтому развёрнутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы».
Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные от внутренних.
Выражение «борьба противоположностей» содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.
Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои революционные выводы. Социализм есть закономерный результат развёртывания и разрешения путём социальной революции противоречий капитализма.
Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путём противоречий, но они носят специфический, неантагонистический характер. Марксистское понимание единства и борьбы противоположностей противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.
Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое всё чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению.
Мировоззренческое и воспитательное значение закона единства и борьбы противоположностей выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентируют на бесконечное творчество.
brpochep
brpochep
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
• смена вкусов в культуре, музыке;
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные ( софистика, эклектика, догматизм, субъективизм ). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:
• сущность и явление;
• форма и содержание;
• причина и следствие;
• единичное, особенное, всеобщее;
• возможность и действительность;
• необходимость и случайность.
Законы диалектики ошибочны.
Марксизм же СЛЕП в отношении необходимости развивать субъект, постулируя лишь развитие объекта (технических систем), и ни слова не говоря о развитии субъектов (психологических систем).
3) «Отрицание отрицания»
Нет такого. Есть ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ ПРЕВОСХОЖДЕНИЯ и ВКЛЮЧЕНИЯ (закон Кена Уилбера).
Мерседес не является отрицанием жигули (он не отказался от колес или руля), а является улучшенной с помощью субъекта версией жигули, где основные элементы жигули были включены в мерседес (руль, колеса) и добавлены новые свойства, созданные субъектом и дающие превосходство мерседесу над жигули.
Возможность развития сознания человека порождает динамику законов: постепенное увеличение способности воспринимать по 1-му закону приводит к 3-му закону: старое восприятие превосходится (преодолевается) и включается в новое, – это в свою очередь порождает 2-й закон: субъект получает способность создавать более сложные структуры благодаря более полному (глубокому) восприятию мира.