дифференциация звуков что это такое
Дифференциация звуков
Смотреть что такое «Дифференциация звуков» в других словарях:
дифференциация — и; ж. [от лат. differentia различие] Разделение, расчленение чего л. целого на составные части, элементы и т.п. Д. растений на виды. Д. звуков по способу образования. Социальная д. общества. Д. населения по уровню обеспечения. * * *… … Энциклопедический словарь
дифференциация — 1. Расподобление смежных звуков в целях различения омонимов. 2. Семантическое и стилистическое расслоение лексики … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
дифференциация — 1. 1) Расподобление смежных звуков в целях различения омонимов. 2) Семантическое и стилистическое расслоение лексики. 3) Образование различных родственных языков и диалектов на основе праязыка. 2. (лат. differentia различение). Разделение,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
дифференциация — и; ж. (от лат. differentia различие) Разделение, расчленение чего л. целого на составные части, элементы и т.п. Дифференциа/ция растений на виды. Дифференциа/ция звуков по способу образования. Социальная дифференциа/ция общества. Дифференциа/ция… … Словарь многих выражений
Теория слуха Гельмгольца — Дифференциация звуков на высоте объясняется тем, что звучащий тон приводит к соответствующим колебательным движениям по принципу резонанса лишь те волокна базальной мембраны улитки, длина и натяжение которых обусловливают соответствующую частоту… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Чувашский алфавит — (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия
Чувашская письменность — Содержание 1 Рунический алфавит 1.1 История 1.2 Письменнос … Википедия
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
Гармония — У этого термина существуют и другие значения, см. Гармония (значения). Гармония (др. греч. ἁρμονία связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе … Википедия
Консультация учителя-логопеда для педагогов «Рекомендации по дифференциации звуков в речи»
Наталия Поникаева
Консультация учителя-логопеда для педагогов «Рекомендации по дифференциации звуков в речи»
«Дифференциация звуков в речи»
Цель. Повышение компетентности педагогов, систематизация знаний по дифференциации звуков в речи воспитанников.
Задачи
• Расширять знания педагогов о дифференциации звуков.
• Познакомить с приемами, способствующими преодолению различных видов трудностей по дифференциации звуков в речи воспитанников.
• Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Многие дети, умеют правильно произносить звуки, но при несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (лак – рак, шапка – сапка).
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
На основном этапе коррекционной работы с ребенком необходимо проводить работу по дифференциации звуков в речи: фонем, слогов, слов, предложений, чистоговорок, стихотворений, подбор слов на заданный звук.
Задания:
— повтори звуки (С – Ш, З – Ж, Л – Р);
— подбери слова-картинки на заданный звук (Например: [Ш] вишня, ананас, клюшка, каска)
— повтори предложения, чистоговорки (У Саши сосновая шишка.);
— повтори и выучи стихотворения
(Семь пушистых котят
Есть кашу сегодня не хотят,
А наш Саша даёт им кашу,
На первых этапах содержание заданий более простое, далее оно усложняется: увеличивается количество слогов, вводятся чистоговорки, предложения, стихотворения.
Игра «Звук лови»
а) Если услышишь звук [ш] ([с], [ж], [л], [р]) хлопни в ладоши, поймай звук.
Речевой материал: в, о, б, ш, х, н, г, ш, з, к, ш, у, ж, п, э, ш, ы, б, с, л, ш, а, м, ш.
б) Если услышишь слог со звуком [ш], хлопни по столу, поймай слог.
Речевой материал: ап, ам, шу, ок, до, ум, уф, аш, ал, да, ук, шо, му, ды, на, ши.
в) Если услышишь слово со звуком [ш], хлопни в ладоши, поймай слово.
Речевой материал: дом, шапка, мука, голод, суп, шина, санки, савок, каша, лама, молоток, машина, стог, сок, душ.
Игра «Ушки на макушке»
Перед воспитанником раскладывают предметные картинки и кружки зеленого и красного цвета.
Инструкция. Если назову картинку правильно, подними кружок зеленого цвета. Если назову картинку неправильно, подними кружок красного цвета.
1) кофка, тофка, кошка, коска, тотка, кошка;
2) саска, маска, васка, масна, маска, маста;
3) саяц, маяц, заяц, каяц, сяяц, заяц;
4) зук, мук, жук, фук, жук, зюк;
5) вампа, лампа, тампа, фампа, бампа, лампа;
6) ракета, вакета, лакета, йакета, ракета, факета.
Игра «Кто внимательнее»
Инструкция. Внимательно послушай слова и отгадай, какой одинаковый звук слышишь во всех словах.
1) шум, кошка, душ, шапка, мышь, каша:
2) сок, коса, нос, сумка, собака, ананас;
3) заяц, коза, зонтик, медуза, мимоза, зола;
4) чайник, печка, ночь, ключи, мяч, часы;
5) щетка, ящик, щенок, плащ, щука, щит;
6) кожа, жук, пижама, лужа, жаба, жакет;
7) лук, лапы, пила, стол, стул, полка;
8) гора, рак, рука, топор, корова, сыр.
Рекомендую педагогам проводить с воспитанниками игры и упражнения по дифференциации звуков в индивидуальной и подгрупповой организованной образовательной деятельности.
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] «Дифференциация звуков с-ш» Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.
Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.
Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.
Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.
Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.
Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.
Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.
Дифференциация звуков
Дифференциация звуков – это процесс, направленный на на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования.
Логопедическая работа, направленная на постепенную дифференциацию звуков по моторным и акустическим признакам, проводится в следующей последовательности:
1. Дифференциация изолированных звуков.
Работа проводится с использованием картинок-символов.
При дифференциации звуков «з» и «ж» по моторным признакам поочерёдно уточняется, затем сравнивается артикуляция обоих звуков: положение губ, языка, качество воздушной струи.
Виды работ с картинками-символами при дифференциации звуков по моторным признакам:
1. Не называя картинку, ребёнок называет звук «з» или «ж».
2. Не называя звук, ребёнок определяет место положения языка (вверху или внизу).
3. Ребёнку предлагают вперемешку картинки, содержащие звуки «з» и «ж» («жёлуди», «зонт», «коза»); ребёнок выполняет первый или второй вид работы.
При дифференциации звуков по акустическим признакам логопед произносит звуки «з» или «ж», ребёнок показывает соответствующую картинку-символ.
2. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.
Для повторения используют ряды слогов со смешиваемыми звуками. Количество слогов в ряду может быть от двух до пяти. Соотношение дифференцируемых звуков в слоговом ряду может быть разным.
Для дифференциации в произношении звуков «л» и «р» могут быть последовательно использованы следующие слоговые ряды:
1. Ла-ра (ло-ро; лу-ру; лы-ры).
2. Ал-ар (ол-ор; ул-ур; ыл_ыр).
3. Ала-ара (оло-оро и др.).
При устранении фонематических дислалий работе над дифференциацией звуков в слогах следует уделить особое внимание: упражнения по различению в произношении пар и рядов слогов с близкими артикуляционно или акустически звуками эффективный приём профилактики дисграфии.
3. Дифференциация смешиваемых звуков в словах.
При дифференциации звуков в словах по акустическим признакам логопед произносит слово или называет картинку, а ребёнок показывает символ.
При дифференциации звуков в словах по моторным признакам ребёнок раскладывает картинки в две стопки, называя их.
Для дифференциации предлагают пары, ряды слов, содержащие дифференцируемые звуки. В логопедической работе на данном этапе используются слова-паронимы, отличающиеся одним из звуков («мишка»-«миска»); позже – слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука («железо», «зажигалка»); применяют задания по обучению звуковому анализу на материале слов с дифференцируемыми звуками: на поиск слов, содержащих дифференцируемые звуки.
4. Дифференциация звуков в предложениях.
Предложения повторяются ребёнком вслед за логопедом; составляются с опорой на вопрос логопеда, с опорой на сюжетную или предметную картинку. Количество слов в предложении с дифференцируемыми звуками, структура предложения и слов в нём усложняется постепенно.
Значительная роль на этапе дифференциации звуков отводится развитию фонематического анализа и синтеза.
Одновременно дифференцируют не более двух звуков. Если в дифференциации нуждаются все звуки определённой фонетической группы (все свистящие звуки), их объединяют попарно.
Дифференциация звуков в речи детей на логопедических занятиях
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.
Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.
Работать по дифференциации звуковследует в следующих направлениях: развивать слуховую дифференциацию, закреплять произносительную дифференциацию, формировать фонематический анализ и синтез.
Дифференциация смешиваемых звуковвключает в себя два этапа:
1) этап предварительной работы над смешиваемыми звуками
2)слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.
Первый этап. Необходимо уточнить произносительные и слуховые образы каждых смешавшихся звучаний.Проводить работу нужно по следующему плану:
3). Формировать умения выделять наличие звука в слове. Пр. : Логопед называет слова, в которых есть нужный звук и в которых он отсутствует. Дети на слух должны определить есть ли в слове данный звук. Нельзя называть слова в которых есть звуки, сходные по акустическим свойствам.
4). Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
5). Выделять слова с данным звуком из предложения, текста.
По данной инструкции нужно отрабатывать каждый смешиваемый звук.
На 2-ом этапе нужно проводить сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференцировать звуки нужно в той же последовательности, в какой проводится уточнение слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.
Используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками, занимательны и доступны, и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).
Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.
Во время дифференциации звуков важное место занимает развитие фонематического анализа и синтеза, это является важным аспектом на этапе дифференциации.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования,основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину)
I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.
Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.
III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений
Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия– там, где это вызовет наибольший интерес у детей.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
Для профилактики дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определённой буквой.
С этой целью мной разработан, собран и применяется дидактический материал, который подразумевает использование большинства анализаторов. Детям предлагаются картинки- символы. Например, для сравнения звуков [б]- [п]я показываю картинки: на первой изображен барабан с палочками в виде письменных букв б. Дети, произнося звук [б], тыльной стороной ладони проверяют, участвуют ли в образовании звука голосовые складки. При этом, ученики убеждаются, что звук [б] звонкий и сравнивают его со звуком, издаваемым при ударе палочками о барабан.
На второй картинке изображен паук с лапками в форме письменных букв п. Произнося звук [п], дети проверяют работу голосовых складок и убеждаются, что звук – глухой. Звук [п] они ассоциируют с бесшумным передвижением паука.
Аналогично сравниваются другие звуки, где [г] ассоциируется с громким звуком, издаваемым гусем, [к]- с бесшумным передвижением кошки, [в]- с громким карканьем вороны, [ф]- с глухим уханьем филина, [з]- со звонким пищанием комара, [с]- с завыванием ветра, [д]- с ударами дятла по стволу дерева, [т]- с бесшумным передвижением таракана, [ж]- со звуком, издаваемым летящим жуком, [ш]- с глухим шипением змеи.
Кроме этого, каждая буква принимает какой-то конкретный образ, чтобы у ребенка возникали не только слуховые, но и зрительные ассоциации.
Таким образом, на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно проводится работа по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.
Развитие речи детей через приобщение к русскому народному творчеству. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер,потому.
Световая тумба-песочница Световая тумба- песочница используется на логопедических занятиях. Дети прорисовывают на песке дорожки,а затем, путешествуя по ней с.
Автоматизация и дифференциация звуков в игровых технологиях
При автоматизации того или иного звука в соответствии с методикой коррекционной работы ребёнок обязательно должен пройти все этапы (введение звука в обратные и прямые слоги, в слова различной слоговой структуры, в словосочетания, в предложения, в самостоятельную устную речь).
Для того, чтобы этот процесс прошел интереснее и вызвал у ребёнка эмоциональный отклик, я разработала серию игр, направленных не только на достижение основной цели-научить ребёнка использовать полученный навык правильного произношения звука,но и развитие мыслительных способностей: памяти, внимания, воображения. Хотела бы поделиться одной из таких игр с коллегами по коррекционной работе.
Данная игра не требует больших материальных вложений. Для организации ее необходимы только серия предметных картинок на звуки Ш, Ж, Ч, Щ, З, С, Ц, Л, Р (что в арсенале практикующего учителя-логопеда всегда в наличии, подборка таблиц со схематическим изображением картинок на смешиваемые звуки и комплект набора геометрических фигур для счёта.
Предварительно с ребёнком обговариваются правила, например, при автоматизации звука Ш – этот звук обозначает квадратная фигура жёлтого цвета, а на этапе дифференциации смешиваемых звуков добавляется квадратная фигура красного цвета, которая будет обозначать звук С.
В этом варианте можно добавить ритмически-интонационное выделение первого, второго или третьего слога в цепочке (н-р, ША-ша-ша, ша-ША-ша, ша-ша-ША).
На этапе дифференциации смешиваемых звуков, например, Ш и С,практикую следующие варианты игры:
На этапе дифференциации звуков Ш-С на фоне слова можно предложить обозначить квадрат жёлтого цвета словом «МИШКА», а квадрат красного цвета – словом «МИСКА». Проговаривать слова чётко в соответствии с выложенным рисунком из фигур (Варианты: МИШКА, МИШКА, МИСКА, МИШКА, МИСКА; МИСКА, МИШКА, МИСКА, МИШКА, МИСКА). Варианты слов меняются на каждом занятии.
Подобный вариант игры можно использовать с привлечением готовых таблиц с изображением картинок с дифференцируемыми звуками.
Эту игру как универсальный вариант можно использовать при автоматизации всех пар звуков: З-Ж, Ч-С, Щ-Ш, Р-Л и т. д.
«Дифференциация согласных звуков в словах». Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.
Автоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.
Видео об игровых технологиях «Снеговик».2 часть Продолжаю знакомить вас с зимними играми. Вот ещё несколько интересных идей для активных детей. Буду рада, если данный материал пригодится.
Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».
Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.
Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.