дифференцированный подход в обучении что такое

Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое Наталья Гусева
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы

Технология дифференцированного обучения

Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации).

По мнению Г. К. Селевко, дифференцированное обучение – это

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.

В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.

Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)

В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:

1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.

2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.

3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.

4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.

5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).

Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации:

— по уровню развития памяти

— по уровню умственного развития

— по уровню самостоятельности в процессе познания

— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.

В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения:

— создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;

— формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;

— при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.

Данная технология позволяет:

1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;

2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;

3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;

4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;

Трудности в использовании технологии:

1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся

2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.

Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Наглядные методы и приемы обучения Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.

Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.

Источник

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании и обучении детей-дошкольников

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое Анна
Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании и обучении детей-дошкольников

Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников

Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе. Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в пристраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. (презентация 2,3)

Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.

В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.

Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. [1]

В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач.

Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

Таким образом, дифференцированный подход является важным принципом обучения, позволяющий воспитателю создать всестороннее представление о своих воспитанниках,предполагает:

• Изучение индивидуально – психологических особенностей ребенка;

• Регулярное диагностирование детского коллектива;

• Проведение индивидуальной, групповой, фронтальной работы с детьми.

Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями.

Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения в детском саду будет способствовать обеспечению равных стартовых возможностей дошкольников на этапе дошкольного образования и подготовке их к школе, а также даст возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить интерес.

Сущность индивидуального подхода в формировании личности

Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т. е не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.

Высшей ценность нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.

А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Этим определением А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям [3]. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающем с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Педагог не должен забывать, что ребёнок – это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

При организации работы воспитательдолжен опираться на такие показатели:

— характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

— уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;

— работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

— уровень самостоятельности и активности;

— отношение к обучению;

— характер познавательных интересов;

— уровень волевого развития.

Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия процесса обучения между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения, делая более реальным личностно-ориентированный подход к воспитанию детей.

Теоретический анализ исследовательской проблемы индивидуального подхода и условий его реализации позволяет выделить ряд положений,которые обеспечивают его реализацию в работе с дошкольниками:

• Положения о взаимосвязи обучения и развития Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., согласно которым обучение идёт впереди развития, ориентированного на развитие ребёнка, определяет его, обучение, в свою очередь строится на основе уровня развития.

• Развития ребёнка как субъекта деятельности. Ребёнок развивается, обучаясь и воспитываясь, овладевая разнообразными средствами и способами деятельности.

• В развитии любых психических функций и свойств личности необходимо опираться на актуальный уровень развития ребёнка и ориентироваться на ближайший.

• Эффективность развития ребёнка достигается, если педагогический процесс организуется на основе уровневой дифференциации. Переход ребёнка из одной группы в другую осуществляется с учётом индивидуальных темпов развития.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т. п. [1]

Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания.

Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.

2.Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М. : Карапуз, 2009, 288 с.

3. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М. :Просвещение, 1981.

Источник

Дифференцированный подход: определение, виды и методы

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое

Единая образовательная программа рассчитана на среднего ученика. Но в реальности дети отличаются друг от друга по интеллектуальным способностям, интересам, темпераменту и множеству других параметров. В результате одни ученики не могут работать в полную силу, скучая на уроках. А другие не справляются с заданиями, отстают от класса, теряя уверенность в себе и интерес к обучению.

Обеспечить дифференцированный подход призваны новые образовательные программы. В них содержится стандартизируемая часть, или общий для всех минимум знаний и практических умений. А также вариативная часть, которая дает школьникам выйти за рамки стандартов, самостоятельно выбирать для изучения определенные предметы.

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое

Что такое дифференциация?

Учитель обязан обеспечить каждому ребенку благоприятные условия для обучения и развития способностей. Материал должен преподноситься на доступном уровне, а также в оптимальном темпе. Но в рамках целого класса невозможно организовать индивидуальное обучение. Педагог не имеет для этого ни времени, ни ресурсов. Выходом становится применение дифференцируемого подхода в обучении.

Согласно ему, учащихся делят на группы с учетом индивидуальных особенностей, которые зачастую являются типичными для нескольких детей. У школьников, объединенных вместе, наблюдаются схожие трудности в освоении материала, порожденные близкими причинами. Учитель строит образовательный процесс на различных уровнях сложности. Для каждой группы подбираются посильные задачи, поддерживающие интерес к изучению нового материала.

Виды дифференцированного подхода

Российскими стандартами предусмотрено два вида дифференциации:

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое

Плюсы подхода

Рассмотрим положительные стороны дифференцированного подхода в обучении детей. Их несколько:

Негативные моменты

При всех плюсах, у дифференцированного подхода в обучении имеются и минусы. Перечислим их:

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое

Этапы внутриклассной дифференциации

С внешней дифференциацией все более или менее понятно. Дети распределяются по классам или по школам в зависимости от своих наклонностей, интересов или способностей. А затем обучаются по специально созданным программам. Куда сложнее применить метод дифференцированного подхода в уже сформированном классе.

Распределение школьников на группы

Существует много признаков, на основании которых можно разграничить детей. Сюда относятся:

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое

Учителю трудно одновременно учитывать все эти параметры. Дифференцированный подход в процессе обучения легче применить, если класс разделен на три группы:

Чтобы отнести ребенка к той или иной группе, проводится диагностика. Учитываются результаты проверочных работ, повседневное наблюдение за детьми. Рекомендовано также использование психологических тестов. Диагностику удобно проводить трижды: в сентябре, перед новогодними каникулами, а также в конце учебного года.

Способы дифференциации

После распределения детей по группам нагрузка на учителя резко возрастает. Ему приходится разрабатывать задания с учетом дифференцированного подхода. Вариантов тут несколько.

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое

Задания могут разграничиваться по следующим параметрам:

Разные этапы урока

Как строить занятие с учетом дифференцированного подхода? На каждом этапе урока используются свои методы:

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое

Возможность выбора

Дифференцированный подход предполагает, что ребенок может перейти из одной группы в другую. Чтобы понять, кто из детей готов к такому шагу, учителю стоит периодически предлагать ученикам самим выбрать себе задание любого уровня сложности. Для этого нужно внимательно изучить все имеющиеся варианты и решить, какая учебная задача соответствует твоим возможностям.

Школьникам трудно сделать это, так как они не привыкли оценивать сами себя, принимать самостоятельные решения. К тому же, за выбор приходится нести ответственность. Но такое задание весьма полезно. К тому же педагог сможет вовремя заметить, что ребенок из средней группы справляется с упражнениями повышенной сложности. А способный ученик берет себе задания полегче, пытаясь снизить нагрузку.

Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании

Ребенок должен выйти из стен школы не просто образованным человеком, но и личностью. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию школьников. Организуя работу с коллективом класса, педагог учитывает индивидуальные особенности детей, а также межличностные отношения между ними.

Дифференциация может осуществляться по огромному количеству признаков. Педагогу стоит начать с изучения ребят. Для этого используется наблюдение, беседы, психологическая диагностика, поддерживание контактов с родителями. На основе полученных результатов прогнозируется воспитательная работа, которая направлена на развитие положительных качеств и устранение недостатков. Воспитательный процесс может проходить как в группах, так и индивидуально.

дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть фото дифференцированный подход в обучении что такое. Смотреть картинку дифференцированный подход в обучении что такое. Картинка про дифференцированный подход в обучении что такое. Фото дифференцированный подход в обучении что такое

Разработка программы

Личностно-дифференцированный подход предполагает создание временных детских коллективов, куда входят ребята со схожими проблемами или чертами характера. Это могут быть застенчивые и малоактивные дети, гиперактивные ребята, ярко выраженные лидеры и т. д. Для каждой группы создаются педагогические ситуации, проводятся игры и тренинги, используется метод убеждения, упражнения, требования.

Индивидуальные воспитательные программы разрабатываются для ребятишек из «группы риска», а также одаренных учащихся, которым не хватает определенных качеств. Важно, чтобы последние видели в педагоге союзника, вместе с ним наметили для себя цели и шли к ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *