дискретная оптика что такое
Зум или дискретник. Объективно об объективах
Итак, Вы выбрали зеркальную камеру. Ее главное преимущество- сменные объективы. Они дают возможность снимать в разных жанрах, с разных ракурсов, снимать совершенно все: от пейзажей до репортажа, от летнего города до ночного звездного неба.
Осталось лишь разобраться, какой же объектив подойдет именно Вам.
Что такое фокусное расстояние можно почитать в статье «Как выбрать объектив для начинающего фотографа».
В этой статье мы разберемся, в чем главные преимущества дискретных объективов и зумов.
Итак, в комплекте к камере обычно кладут самый простой и дешевый объектив.
Вот такой вот. Он, честно говоря, никакой. Главное преимущество- он дешевый.
Если при покупке есть возможность выбора, то рекомендую сразу же выбрать зумы 18-135, либо 18-105.
Они чуть дороже, но зато в ближайшие 2-3 года съемки Вы не будете задумываться о покупке дополнительной оптики. Настолько они универсальны.
Они дадут Вам отличный диапазон фокусных расстояний: для пейзажа, портрета, архитектуры, натюрморта, репортажа.
Естественно, как первый объектив лучше всего подойдет именно зум.
Он позволит Вам приближать и удалять объекты, то есть компоновать кадр, не покидая места съемки. Для новичков это очень важно.
Если же Вы опытный фотограф и вопрос, как компоновать кадр, уже не стоит, то стоит предпочесть именно дискретник, то есть объектив с постоянным фокусным расстояние.
Вы выиграете в качестве, но проиграете в универсальности.
На фотографии слева- дискретник. Справа- зум.
Итак фикс объектив:
1. Компактнее. Тут- без комментариев. Таскать на себе килограмм оборудования или 500 граммов- разница сеть.
2. Светосильнее. Это позволит снимать ночью без штатива.
3. Зачастую дискретный объектив дешевле.
4. Картинка существенно выше по качеству.
Такое размытие, как на этом фото, доступно только фиксу. Зум лишен этой возможности.
Вывод: если Вы новичок- берите зум 18-135 или 18-105. Он универсальный.
Если Вы опытный, матёрый фотограф- берите фикс. Он даст незабываемые впечатления от съемки и получаемых кадров, но Вы проиграете в универсальности.
Важен баланс универсальность- качество.
Школа фотографии BestNewArt
Школа современной фотографии: курсы фотографии, детская школа фотографии, индивидуальное обучение, фототуры, хобби и досуг, уроки обработки фото.
Контакты
школа в ЦАО: 1-й Гончарный переулок, д.7
Дискретная оптика что такое
До недавнего времени рынки телевизионной и кинооптики существовали обособленно друг от друга. Сейчас, в связи с бурным развитием электронного кинематографа, все основные производители кинооптики стали выпускать объективы для цифровых камер, а также различные приспособления, позволяющие использовать кинообъективы в видеосъемке. Но чем в действительности отличаются друг от друга объективы для видео и для кино?
При создании любого объектива разработчики стараются получить максимально точные оптические параметры, влияющие на систему формирования изображения и размер «картинки». Именно эти характеристики и являются определяющими для объективов, когда речь заходит об области их использования. Кинообъективы применяются для постановочной съемки – рекламы, кино и сериалов. Телевизионная оптика используется для ведения репортажей и съемок новостей. Эти сферы применения предъявляют разные требования к качеству изображения и работе объективов.
В кинокамерах 35 мм формируется большая по размеру «картинка», чем в объективах для видеокамер. Она сразу проецируется на плоскость изображения – фактически на участок кинопленки размером 35 мм по диагонали. В видеокамерах (в том числе работающих в формате ТВЧ) для формирования изображения применяются цветоделительный блок и матрица CCD. Свет после объектива проходит через цветоделительную призму, а затем попадает на матрицу CCD, которая формирует изображение (обычно 2/3 дюйма, что соответствует примерно 16,7 мм по диагонали). Призменный блок разделяет свет на красную, зеленую и синюю составляющие направляя лучи на соответствующие сенсоры CCD.
Телевизионные и кинообъективы
Телевизионные объективы разрабатывались для проведения прямых репортажей, когда материал снимается и передается в эфир только один раз и без каких-либо репетиций. Они очень удобны для работы «слету» и используются для съемок новостей, спортивных мероприятий, реалити-шоу и так далее. Качество «картинки», которое они дают, вполне приемлемо для систем телевещания.
В объективах данного класса фокус настраивается вручную по видоискателю, который имеет невысокое разрешение. Точно выставить «истинный» фокус таким способом практически невозможно. По большому счету это и не нужно, так как эти объективы имеют большую глубину резкости. Также стоит учитывать, что «картинка» на обычном телевизоре все равно будет выглядеть достаточно резкой и четкой в силу низкого разрешения телевизионного сигнала. Поэтому механизм фокусировки (кольцо) не должен быть очень точным.
Определяющими параметрами ТВ объективов являются удобство, стоимость, масса и габариты. Другие характеристики, которые очень важны в оптике более высокого класса, здесь немного хуже. Например, тут применяются линзы не очень высокого качества с худшим коэффициентом отражения. Это влечет за собой появление бликов, засветки изображения, которые возникают в результате внутренних отражений или прямого попадания ярких солнечных лучей. Следовательно, ухудшается контраст и цветопередача.
Телевизионные объективы прекрасно справляются с теми задачами, которые перед ними ставятся. Но они значительно уступают кинооптике по таким параметрам, как качество изображения и точность работы механизма управления.
Объективы для кино подразделяются на два типа: дискретные (с постоянным фокусным расстоянием) и варио (с возможностью масштабирования). Они тщательно продуманы с точки зрения механики и имеют превосходные оптические характеристики. Управление диафрагмой и масштабированием осуществляется вручную или при помощи дополнительных механизмов сервоуправления (более точных, чем в телевизионных объективах). Они предназначены, в первую очередь, для съемок со штативов, операторских тележек, кранов или систем «стедикам». Производят сервооборудование фирмы Heden, Preston, Scorpio и другие.
Механизмы регулировочных колец фокуса и диафрагмы кинообъективов позволяют очень точно настраивать их параметры вручную. Они имеют большой угол поворота (до 300 градусов) и четкую гравировку. В них отсутствует люфт. Шкалы фокуса и диафрагмы тщательно откалиброваны и не «сбиваются» при многократных изменениях их положения в процессе съемки. Производители могут предлагать шкалы в метрах и футах. Наилучшее качество картинки можно получить, применяя дискретную оптику. Количество линзовых элементов в ней меньше, чем в вариообъективах, поэтому блики, засветка и поглощение света сведены к минимуму. Благодаря применению низкодисперсионных стекол коэффициент преломления в таких линзах очень мал. Это позволяет получать более четкое, яркое и «живое» изображение с насыщением в области черного и превосходной цветопередачей даже в углах кадра.
Также в этих объективах заметно снижены хроматические и геометрические аберрации и нет паразитных эффектов «Breathing», «Port holing» и «Ramping». Отсутствие цветной «бахромы» (окантовки) позволяет вести точную съемку на «хромакей», что в дальнейшем значительно облегчает процесс пост-производства.
Требования к параметрам кинообъективов на порядок выше, предъявляемых к оптике для ТВ. Изображение, которое они дают, превосходно выглядит на большом киноэкране, а также значительно расширяет творческие возможности режиссера на этапе пост-производства. Эти объективы созданы, в первую очередь, с ориентацией на сферу крупного кинобизнеса и высокобюджетные постановочные фильмы, которые приносят многомиллионные прибыли.
При покупке телеобъективов люди в первую очередь обращают внимание на такие характеристики, как масса, габариты, наличие сервоуправления и стоимость. Объективы для кино оцениваются по качеству изображения, оптических и механических компонентов, а также по величине дисторсии и аберраций. Также важна совместимость этих объективов с различными сервомодулями, системами follow-focus и другими.
Сейчас многие производители оптики стали выпускать объективы для цифровых камер класса High Definition, которые оснащены цветоделительными призмами и матрицами CCD.
Наиболее популярны цифровые камеры Sony Cine Alta. Также можно встретить камеры Varicam Panasonic, Viper Thomson и другие. Очень важно, что тип крепления для объективов у этих камер одинаков. Это позволяет устанавливать на них обычные телевизионные объективы.
Кроме того, некоторые производители аксессуаров предлагают относительно недорогие устройства, которые позволяют использовать объективы для кино в цифровых камерах.
Преимущество таких адаптеров в том, что они позволяют использовать имеющиеся в арсенале кинообъективы и аксессуары не только для съемок фильмов, но и для видеопроизводства. Это дает возможность широко варьировать диапазон фокусных расстояний и позволяет использовать большое количество дополнительных устройств, которые можно установить на крепление PL. Кроме того, малая глубина резкости кинообъективов позволит эффективно применять их в электронном кинематографе (телевизионные объективы имеют большую глубину резкости, что не нравится кинооператорам).
Недостатки таких приспособлений – увеличение массы и габаритов. В адаптере Pro 35 мотор, который перемещает матовое стекло, привносит дополнительный шум. Адаптер CLA35HD инвертирует изображение, поэтому в некоторых камерах требуется дополнительное устройство обратной инверсии. Кроме того, устройство не позволяет эффективно работать с глубиной поля резкости. Еще одним большим недостатком являются большие габариты адаптера, что затрудняет использование с ним навесных аксессуаров. Так что применение CLA35HD сильно ограничено.
Некоторые производители модифицируют непосредственно сами кинообъективы для использования с видеокамерами. Это достигается путем подгонки крепления объектива и замены оптических стекол в задней линзовой группе для согласования объектива с системой формирования изображения в цифровых камерах. Optex, Cooke и Angenieux пошли именно по такому пути. Преимущество модифицированных кинообъективов в том, что их не нужно изобретать. Их характеристики и возможности близки к кинематографическим объективам, которые хорошо известны кинооператорам.
Недостаток в том, что приходится идти на компромисс между хорошим качеством «картинки» и большими затратами на переделку конструкции кинообъективов. Эти объективы хорошо работают с цифровыми камерами, но не так эффективно, как специально разработанная для этого оптика.
Объективы для электронного кинематографа
Все большее распространение получают объективы для электронного кинематографа, которые могут использоваться и для телесъемок. Они идеально согласованы с системами формирования и обработки изображения новейших цифровых камер с матрицами CCD 2/3 дюйма.
Несколько компаний уже давно выпускают оптику такого класса. Лидером является компания Fujinon, которая предлагает 9 моделей дискретных объективов, 8 моделей вариообъективов, а также имеет в арсенале промежуточный класс Super E, разработанный специально по заказу создателей «Звездных войн». Большим авторитетом обладает фирма Carl Zeiss, серию дискретной оптики которой многие операторы считают эталонной. Компании Angenieux и Canon предлагают интересные объективы, в том числе и экономичного класса. Panavision также производит дискретные и вариообъективы, но только для сдачи в аренду.
Недавно несколько фирм представили прототипы новых кинокамер с цифровыми матрицами CMOS 35 мм вместо пленки. Dalsa, Arri и Panavision продемонстрировали такие камеры с традиционными кинообъективами, а компания Fujinon уже выпустила объективы, специально предназначенные для таких камер.
Основные типы объективов
Объективы – статья от Радоживы
Я постарался максимально компактно написать про все основные виды объективов в короткий перечень. Объективы различаются по разным признакам, таким как: фокусное расстояние, светосила, предназначение и качество изображения. Я не буду делить их по категориям. Каждый тип требует отдельной огромной статьи, но я знаю по себе, что читать ее будет интересно только единицам. Обычным пользователям цифрозеркальных камер нужно просто быстро разобраться в том, что есть что, без лишних сложных деталей.
Объективы имеют в своем названии целую кучу разных циферок, буковок, и непонятных выражений. Самыми главными параметрами объектива являются его фокусное расстояние и значение диафрагмы. Фокусное расстояние, грубо говоря, говорит о том, на сколько объектив приближает или удаляет от Вас изображение, на сколько далеко или близко может ‘видеть’ объектив. Фокусное расстояние бывает собственное и эквивалентное (эффективное).
Часто подразумевают, что фокусное расстояние отвечает за угол поля зрения. Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах (мм или mm). Например, 50mm, 35mm или 85мм (читается как 85 миллиметров). Чем меньше число в обозначении фокусного расстояния – тем ‘шире’ видит объектив. Одно число указывается для фикс объективов. Для зум объективов указывается два числа, например, 70-210мм, 17-50мм, 200-400мм. Значения могут быть какими-угодно, значения зависят от величины кадра, для которого построен объектив. Как перевести фокусное расстояние в градусы угла обзора можете найти здесь.
Значение диафрагмы (относительного отверстия) указывается как число F. Например F4.5, или F/4.5 или f4.5 или f/4.5 и т.д. Еще, вместо числа F часто пишут “1:х”, например 1:4.5 (читается как “один к четыре и пять”). Для фикс объективов пишут одно число F, например F2.8 или F5.6 (читается как “эф пять и шесть”). Для зумов пишут два числа F, например F/2.8-4,5 или F/3,5-5,6.
Можно встретить разные методы написания. Но смысл один и тот же. Для зум-объективов числа показывают значения диафрагмы для крайних положений фокусного расстояния. Например, обозначение 18-55mm F/3.5-5.6 говорит о том, что при 18мм фокусного расстояния (на широком угле, на ‘коротком конце’) максимальная диафрагма будет F/3.5, а для 55мм (на ‘длинном конце’ объектива) максимальное значение диафрагмы уже будет F/5.6.
Есть зум-объективы, у которых указывается только одно значение чиста F. Например, для Tokina 12-24mm f4 при разных значения фокусного расстояния максимальная диафрагма остается постоянной, равной F/4. Про различие в понятиях ‘диафрагмы’ и ‘светосилы’ рекомендую почитать в моей статье ‘Диафрагма’.
И так, вот те типы объективов, которые часто попадаются мне на слух:
Фикс (фикс объектив, дискретный объектив, Prime lens, Fix-focal lens) – объектив с одним значением фокусного расстояния. Не имеет зума, потому, фокусное расстояние у него ФИКСированное. В основном, обладает очень маленькими значениями диафрагменного числа F. Часто говорят, что у фикс объективов имеется большАя светосила. Примером фикс объектива может служить Nikon 50mm F1.8G или Canon EF 85mm 1:1.8 USM. В названии объектива чаще всего указывается только одно число для фокусного расстояния в миллиметрах и одно число с буквой F. Из-за огромной светосилы такие объективы еще редко называют быстрыми (fast lens), такое название связанно с тем, что такие объективы позволяют снимать на коротких ‘быстрых’ выдержках.
Зум (зум объектив, вариообъектив, объектив с переменным фокусным расстоянием, Zoom объектив, Zoom Lens) – объектив с зумом. Зум еще называют ‘трансфокатором’, он изменяет фокусное расстояние объектива, таким образом изменяются углы зрения объектива. Говорят, что такой объектив умеет ‘приближать’ и ‘удалять’ картинку. Примером zoom-объектива может служить Nikon 35-70mm f/2.8 AF-D. Зумы бывают с постоянной светосилой, которая не изменяется при зумировании, и с переменной светосилой: в таких объектива светосила изменяется на разных значениях фокусного расстояния, про это написано уже чуть выше.
Суперзум (ультразум, UltraZoom, MegaZoom, SuperZoom) – это зум объектив с большОй кратностью зума. Такой объектив может работать на очень сильно различающихся значениях фокусного расстояния.
Как узнать кратность зума? Очень просто, нужно поделить большее число в обозначении объектива на меньшее. Для примера, зум 18-105VR дает 5.8 кратное увеличение. Действительно, 105мм/18мм=5.8 раз. Китовый объектив 18-55мм дает зум в 3 раза. Кратность зума принято обозначать через ‘Х’, например, 3Х, 5Х, 12Х.
Светосильный объектив (быстрый объектив, светлый объектив, fast lense) – объектив с большОй светосилой. Часто под светосилой и диафрагмой понимают одно и то же самое. Потому, светосильный объектив просто имеет маленькое число F, начиная от F2.8 и ниже, но часто можно встретить и другое деление. Есть суперсветосильные объективы, например Nikon 50mm F1.2 MF. Примером светосильного объектива может служить Nikon 50mm F1.4G, Tamron 17-50mm F2.8.
Китовый объектив (кит, китовый объектив, kit lens) – объектив из комплекта, который идет вместе с камерой. Обычно под китовым объективом подразумевают объектив начального уровня, но это не всегда соответствует правде. Примером китового объектива может служить Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 III, Nikon 18-55mm F/3.5-5.6, Sony DT 3.5-5.6/18-55 SAM или SMC Pentax-DA 1:3.5-5.6 18-55mm AL WR.
Мануальный (мануальный объектив, manual focus lens, ручной, неавтофокусный) – объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками. Примером может служить Гелиос-81Н, Nikon 200mm F/4.0 или Canon Lens FD 55mm f/1.2 S.S.C.
Мануальный чипованный объектив – объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками, но с добавлением специальной микросхемы, которая имитирует некоторые функции автофокусного объектива. Более детально можно почитать про это в разделе про одуванчиком Лушникова.
Автофокусный объектив – объектив, который поддерживает автоматическую фокусировку. Наводку на резкость осуществляет автоматика камеры или объектива. У компании Nikon есть разные методы реализации автофокуса (детальней в разделе различия объективов Nikon).
Широкоугольный объектив (ширик, широкоугольник, wide lens, wide-angle lens) – объектив у которого фокусное расстояние меньше диагонали кадра объектив. Обычно просто говорят, что такой объектив дает широкий угол обзора. Таким объективом можно ‘захватить’ много пространства в кадре. Я не буду привязывать это понятие под определенные значения фокусного расстояния, так как из-за разных размеров пленки и матриц цифровых камер возникает сильная путаница, например для кропа и фул фрейма (полного кадра). Существуют еще подразделение на супер широкоугольные объективы (ultra wide-angle lens).
Нормальный объектив (стандартный объектив, normal lens) – объектив у которого фокусное расстояние приблизительно равно диагонали кадра. Например, 35мм пленка и полноформатные цифровые камеры имеет диагональ кадра 43,27мм, для такой диагонали кадра нормальным объективом можно считать 50мм объектив. Такие объективы дают естественное нормальное изображение, которое похоже на то, что видит человеческий глаз.
Теле объектив (Телевик, telephoto lens) – объектив с большИм фокусным расстоянием. Обычно фокусное расстояние должно быть заметно больше диагонали кадра. Такой объектив дает узкий угол обзора, таким образом мы получаем сильное приближение того, что снимаем. Такие объективы чаще всего используют для съемки удаленных объектов, например, для съемки природы, спорта, астрофотографии и т.п. Существует еще подразделение на короткие телеобъективы, средние телеобъективы и супер телеобъективы (telephoto lens, medium telephoto, super telephot) – эти разделения сильно субъективны.
Портретный объектив (портретник, portrait lens) – объектив, с помощью которого можно сделать хороший портрет. Обозначения довольно условное. Под портретными объективами обычно понимают светосильные объективы, не обладающие дисторсией. Обычно такой объектив умеет хорошо размывать задний и передний план. Часто можно встретить, что к портретным объективам относят светосильные телеобъективы. Классическими портретными объективами для 35мм пленки или полного кадра являются Canon EF 85mm 1:1.8 USM, Nikon 85mm F/1.8D AF Nikkor и Asahi Opt. Co. Super-Takumar 1:1.9/85, Soligor Tele-Auto 1:2.8 f=135mm На самом деле, любой объектив может быть портретным, но не у всех объективов получится сделать то, что задумал фотограф.
Макро объектив (макрушник, макро объектив, macro lens) – объектив, который может снимать маленькие объекты крупным планом. Настоящий макрушник должен снимать с увеличением 1 к 1. Примером может служить Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor, Волна-9 50mm F2.8 MC MACRO или Tamron SP AF 90mm 1:2.8 Di MACRO 1:1 и т. п.
Профессиональный (проф. объектив, pro lens) – объектив улучшенной конструкции, рассчитанный на большие нагрузки, такие объективы дают хорошее качество исходного изображения и предполагают достаточно глубокий кошелек владельца. Понятие условное, но серьезно влияющее на чувство достоинства фотографа. К таким объективам можно отнести Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S N Nikkor, Nikon 28-70mm f/2.8D ED AF-S Nikkor, Nikon 80-200mm f/2.8D ED AF Nikkor
Специализированный объектив (спец объектив) – объектив, который может давать необычную картинку. Такими могут быть
Обычные люди чаще всего никогда в жизни не пользуются специализированными объективами, потому я не акцентирую на них внимание. Я специально не затрагиваю серьезно тему качества объективов, по этому поводу может быть миллион разных мнений и доводов, так как на вкус и цвет все объективы разные.
[ПРО]ФОТО
от Алексея Гвоздева
Фиксы — объективы с фиксированным фокусным расстоянием
Фикс — это объектив с фиксированным фокусным расстоянием. В отличие от вариообъективов (зумов), масштабирование изображения выполняется ногами фотографа.
В среде кинооператоров киносъёмочная оптика такого типа называется дискретный объектив, а фотографы чаще используют термин фикс-объектив или просто «фикс». Дискретные объективы исторически появились значительно раньше зумов и составляют основу парка оптики для фотоаппаратов и кинокамер, в том числе цифровых. В видеокамерах чаще применяются вариообъективы. Постоянное фокусное расстояние значительно упрощает конструкцию объектива, в том числе количество линз и границ воздух/стекло.
Поэтому дискретная оптика позволяет получать гораздо более высокое качество изображения, чем зумы. Однако, одним из наиболее важных преимуществ дискретной оптики считается значительно более высокая светосила, что в наибольшей степени проявляется с ростом размера кадра. Так, если светосила зум-объектива, рассчитанного на малоформатный кадр, не превышает в большинстве случаев f/2,8, фикс-объективы позволяют получать f/1,4 и даже f/0,95. Главный недостаток дискретной оптики заключается в неизменности углового поля и отображения перспективы. В профессиональных фотографии и кинематографе это вынуждает иметь набор из нескольких сменных объективов с различными фокусными расстояниями.
Курсы для фотографа:
Фиксы (объективы с фиксированным фокусным расстоянием)
Широкоугольные фиксы
Стандартные фиксы
Теле фиксы
Комментарии можно оставить без регистрации и смс.