для философии постмодернизма характерны такие особенности как

Философия постмодернизма кратко

для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Смотреть фото для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Смотреть картинку для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Картинка про для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Фото для философии постмодернизма характерны такие особенности как

Философию постмодернизма довольно сложно описать вкратце. Постмодерн не представляет собой единой философской системы. Чтобы понять философию постмодернизма, необходимо совершить краткий экскурс в историю и разобраться с значением самого слова «постмодерн».

Что есть «постмодерн»?

Современная реальность в философии характеризуется как постмодерн (или постмодернизм). Постмодерн есть наша современная эпоха, пришедшая на смену «модерну» (модерн – значит «новый»; Новая история сменилась Новейшей). Если в эпоху Нового времени (модерна) для многих философов была характерна вера в разум, прогресс и силу человека, то в эпоху постмодерна наступает разочарования в этих прежних ценностях.

Прогресс также не несет в себе исключительного блага, что видно на примере истории XX века (мировые войны и др. проблемы).

В Средние века центром мировоззрения был Бог, в Новое время – человек, в эпоху Постмодерна – уже и не Бог и не человек. Современные люди сами решают, во что верить и верить ли вообще. Общество и человек как будто сами конструируют для себя свою реальность (так в эпоху постмодерна формируется такое философское направление как конструктивизм).

Поэтому постмодерн не представляет из себя какой-то единой цельной философской системы. Он представляет из себя скорее некую «разочарованность» в предыдущих ценностях. Наиболее яркие представители постмодерна: М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида и др.

Основные идеи постмодернизма

Важной составляющей философии постмодернизма являются конструктивизм и эпистемологический (познавательный) релятивизм. Это означает наличие в философии постмодернизма следующих ключевых «установок»:

Интересно отметить, что подобный нигилизм постмодернизма чем-то напоминает восточную философию, дзен-буддизм, например. На Востоке еще за 1000 лет до постмодернистов провозглашался подобный релятивизм и неоднозначность истины. Однако, если Запад оказался «разочарованным», то Восток наоборот – по истине наслаждается идеей многогранности и непостижимости истины в словах.

Постмодерн проявил себя во многих сферах, а не только в философии: в литературе, искусстве, кино и т.п. Сегодня постмодерн представляет собой особое мировоззрение, характеризующееся в общем виде недоверием к традиционным реалистическим концепциям.

Источник

есть вопрос

помогите пжлста ответить

18. Для русской философии к. XIX – н. XX вв. характерны такие осо-
бенности, как:
а) православный характер;
б) евроцентризм;
в) антропоцентризм;
г) наукоцентризм;
д) тесное переплетение с художественной литературой;
е) критика западного классического рационализма;
ж) интерес к морально-этическим проблемам;
з) материализм.

19. Представители русской религиозной философии к. XX – н. XX вв.
– это:
а) Вл. Соловьев;
б) А. Герцен;
в) Н. Бердяев;
г) Л. Шестов;
д) Н. Огарев;
е) М. Бакунин;
ж) П. Флоренский;
з) С. Франк;
и) П. Чаадаев.

20. Основные идеи философии Вл. Соловьева – это идеи:
а) революционного обновления общества;
б) всеединства мира;
в) непротивления злу насилием;
г) «богочеловечества» ;
д) существования всеобщей божественной мудрости;
е) непосредственного перехода к социализму с опорой на само-
бытность русского народа.

21. Основные проблемы русской философии к. XX – н. XX вв. – это:
а) философия науки;
б) выбор пути развития России;
в) сущность общих понятий;
г) социальная справедливость;
д) религиозно-этическое искательство;
е) философия всеединства;
ж) рациональное постижение мира.

22. Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофи-
лами и западниками, – это:
а) природа общих понятий (универсалий) ;
б) историческая судьба России и русского народа в мире;
в) рациональное постижение мира;
г) необходимость размежевания богословия и философии.

23. Наиболее характерные черты экзистенциализма – это:
а) эмпиризм;
б) проблема свободы как важнейшая;
в) интерес к анализу языка науки;
г) утверждение уникальности человеческого бытия;
д) интерес к проблемам логики;
е) антропоцентризм;
ж) интерес к переживаниям отдельной личности.

24. Особенность герменевтики как философского течения XX в. –
это:
а) совокупность _____приемов истолкования текстов гуманитарного
характера;
б) учение о ноосфере;
в) исследование проблемы понимания как условия осмысления
социального бытия;
г) интерпретация библейских текстов.

25. Философская проблема, существенная для постпозитивизма, –
это:
а) язык науки;
б) эмоционально-духовная жизнь человека;
в) динамика научного знания;
г) истина и вера;
д) эстетическое;
е) обыденный язык.

26. Утверждение «Философия – это логика науки» можно отнести
к такому направлению современной философии, как:
а) герменевтика;
б) экзистенциализм;
в) неопозитивизм;
г) неотомизм;
д) постмодернизм;
е) позитивизм.

28. Основные задачи, которые ставит перед собой философия нео-
томизма, – это:
а) адаптироваться к современным условиям;
б) доказать истинность современной научной картины мира;
в) приблизиться к простому человеку;
г) доказать истинность католицизма;
д) разрушить грань между человеком и Богом;
е) обосновать гармонию веры и разума.

29. Для философии постмодернизма характерны такие особенно-
сти, как:
а) признание гармонии веры и разума;
б) отказ от фундаментальных принципов традиционной фило-
софии;
в) отрицание всех форм монизма;
г) интерес к проблеме истины;
д) плюрализм и фрагментарность реальности;
е) рационализм;
ж) антропоцентризм.

30. Характерные черты современной неклассической философии –
это:
а) рационализм;
б) вера в прогресс;
в) многообразие школ и течений;
г) критическое отношение к классической философии;
д) оптимизм;
е) материализм;
ж) пессимизм;
з) иррационализм;
и) плюрализм.

Для русской философии к. XIX – н. XX вв. характерны такие осо-
бенности, как:
а) православный характер;
б) д) тесное переплетение с художественной литературой;
е) ж) интерес к морально-этическим проблемам;
з)
19. Представители русской религиозной философии к. XX – н. XX вв.
– это:
а) Вл. Соловьев;
б Н. Бердяев;
г) Л. Шестов;
е) М. Бакунин;
ж) П. Флоренский;
з) С. Франк;

20. Основные идеи философии Вл. Соловьева – это идеи:
а) б) всеединства мира;

21. Основные проблемы русской философии к. XX – н. XX вв. – это:

б) выбор пути развития России;
д) религиозно-этическое искательство;
е) философия всеединства;

22. Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофи-
лами и западниками, – это:
аб) историческая судьба России и русского народа в мире;
.

23. Наиболее характерные черты экзистенциализма – это:

б) проблема свободы как важнейшая;
в) г) утверждение уникальности человеческого бытия;
интерес к переживаниям отдельной личности.

24. Особенность герменевтики как философского течения XX в. –
это:
а) совокупность _____приемов истолкования текстов гуманитарного
характера;
б)
25. Философская проблема, существенная для постпозитивизма, –
это:
а) язык науки;
б) эмоционально-духовная жизнь человека;
в) динамика научного знания;
г) истина и вера;
д) эстетическое;
е) обыденный язык.

28. Основные задачи, которые ставит перед собой философия нео-
томизма, – это:
а) адаптироваться к современным условиям;
б) доказать истинность современной научной картины мира;
в) приблизиться к простому человеку;
г) доказать истинность католицизма;
д) разрушить грань между человеком и Богом;
е) обосновать гармонию веры и разума.

29. Для философии постмодернизма характерны такие особенно-
сти, как:
а) б) отказ от фундаментальных принципов традиционной фило-
софии;
в)
30. Характерные черты современной неклассической философии –
это:
а) б) вера в прогресс;
в) многообразие школ и течений;
ги) плюрализм.

Источник

Влияние постмодернизма на философию

Научно-технический прогресс ХХ века затронул экономическое пространство и социальную сферу. Мировое сообщество оказалось не в силах сопротивляться технологическому прорыву, результатом стало зарождение постмодернизма, преобразование гуманитарных дисциплин. Постмодернизм выражает проблему современного мира – противодействие разнообразных способов восприятия действительности и жизненных форм. Впервые применил понятие французский мыслитель Жан-Француа Лиотар в конце семидесятых годов. На первое место в зародившемся стиле становятся сфера услуг, наука, образование, происходит вымещение крупного бизнеса профессиональными учеными. Наибольшую значимость приобретает информация. Для молодежи Новый век ознаменовался появлением субкультур. Среди них хиппи выступает ярким примером трансформирования мышления человека второй половины ХХ века. Получив колоссальное развитие в культуре, постмодернизм в философии проявился изменением предназначения науки, принципиальной реструктуризацией течения.

Постмодернистская модель философии

для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Смотреть фото для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Смотреть картинку для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Картинка про для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Фото для философии постмодернизма характерны такие особенности какВозникновение постмодерна относится к пятидесятым годам ХХ века, когда началось проявление пост индустриализации в различных странах мира – Италии, США, Японии, но впервые течение приобрело осознанную, общепринятую форму после выхода в свет книги «Состояние постмодерна» Лиотара в конце семидесятых. Издание подвергалось критике, у него появились приверженцы, общественное признание.

Уже в восьмидесятых годах сформировалось становление направления, которое распространилось по всему миру, стало модным, триумфально востребованным. Трудно в то время было не стать его представителем.

Постмодернистская философия характеризуется такими принципами – профессиональная востребованность, финансовый успех, которых необходимо достичь как можно раньше. Ради них адепты были готовы идти на жертвы. Правила морали перестали обладать ценностью, духовность потеряла значимость. Важными стали клиенты, потребители. Интеллигенция прильнула к простому народу (аморфной массе), на ее место пришли интеллектуалы одного дня.

Мода, реклама считаются основополагающими аспектами культуры. Мода заменяет собою религию, мифологию, науку, философию, оценивает по внешнему виду, эффектности, устанавливает рамки. Что не соответствует моде – не имеет возможности на существование. Недостатками последней считаются мимолетность, скоротечность. Благодаря им философия постмодернизма неустойчива, зыбка.

для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Смотреть фото для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Смотреть картинку для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Картинка про для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Фото для философии постмодернизма характерны такие особенности как

Отдельное место занимает в прорывном течении политика. Неотъемлемой частью постмодернизма является театрализация. Во всех сферам жизни она играет ключевую роль, выставляет общественные процессы в виде яркого постановочного шоу, спектакля. Политика не исключение – серьезная активная деятельность уступает место театральному зрелищу, которое выступает местом эмоциональной разрядки социума. Оно лишено глубины, поиска истины, поэтому не приводит к революциям. Речь больше не идет о жизненно важных вопросах, бытии. Центровая роль игрового направления не уменьшается, наоборот, возрастает, так как подвергает общество настроенческому азарту. Политика становится религией прогрессивного модернизма.

Философия Нового века

Философия постмодернизма неоднозначна, поверхностна, сводится к отрицанию цели, как таковой. Цель теряет логическое назначение, также как нормы морали. Ни одна теория познания существования не имеет большей значимости, нежели другая. Мир, как считали модернисты, многополярен, фрагментарен, без ядра. Связей между фрагментами нет. Важна лишь эстетика. Прежние ценности устаревают. Новые не появляются, так как понятие истины стирается. Личность приобретает неограниченную свободу, что порождает хаос. Разум вырождается в рассудок, которым руководит техника. Гуманизм сменяется варварством «технической пустыни».

Философы постмодернисты олицетворяют интеллектуалов вдохновителями учения, поскольку они подверглись радикальному изменению. При модерне интеллектуалы главенствовали во всех сферах, при постмодернизме они утратили данную привилегию. Интеллектуалы больше не выступают генераторами идеи, выполняя более приземленную функцию – карьерный рост. Человек больше не аскетичен, не думает о будущем, живет одним днем. У постмодернистского мировоззрения отсутствует ядро, которым в древности была мифология, в средневековье – религия, в новом обществе – наука, философия. Постмодернизм упростил значение последней, не предложил никакой альтернативы. Это затруднило возможность человека ориентироваться и само утверждаться.

Противопоставление плюрализма монизму

Плюрализм обозначает множественность и является противоположностью монизма. Если монизм подразумевает превосходство целого над частным, то плюрализм предполагает доминирование единичного, индивидуального. Это способствует развитию личности, индивидуальности мышления. Термин допускает одновременное существование принципиально противоположных начал, взаимно исключаемых мнений. Он отступает от самого понятия философии, исполняет роль регулятора взаимоотношений социальной жизни.

Принцип плюрализма отвергает истину единую для всех, предлагает модель равенства.

Интерес к многополярности мнений возник не просто так. Плюрализм выступает отображением нашей социально культурной действительности: изучения феноменального до исследования основ мироздания.

для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Смотреть фото для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Смотреть картинку для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Картинка про для философии постмодернизма характерны такие особенности как. Фото для философии постмодернизма характерны такие особенности как

Сопоставление монизма плюрализму характеризуется разностью онтологических и гносеологических подходов. Монизм опирается на единство человеческого разума – люди равны, потому что разумны. Метафизический монизм заявляет, что мир един, но единство не предначертано условиями существования, а создается заново последующими поколениями философов. Им предстоит переосмыслить теорию бытия, не выходя за границы настоящего пространства и времени.

Доминантные идеи Нового времени

Чтобы понять основные идеи Новой эпохи необходимо сравнить постмодернизм с предшествующим ему модерном. Модернисты основывалось на принятии античности, поддержании взаимосвязи прошлого с настоящим. Постмодернизм – революционное, агрессивное направление. Его особенность — пропаганда разрыва с традициями, классикой. Мыслители предложили полный отказ применения научной истины, в качестве последней инстанции. Единственно верным источником толкования выступает отсутствие непреложных истин.

Источник

Современный постмодернизм. Особенности постмодернизма

Постмодернизм и его основные черты

Постмодернизм – направление в искусстве, сформировавшееся в 50-е гг. прошлого века, которое пришло на смену модернизму.

Постмодернизм появляется одновременно в нескольких развитых странах Америки и Европы. Он представляет собой художественное направление, которое продолжает модернизм, вместе с тем выглядит как его преодоление. Постмодернизм выступает как контраст с искусством Нового времени, он крайне похож по своим свойствам на своего предшественника – модернизма.

Искусство постмодернизма с самого начала представляло собой многообразное, раздробленное и противоречивое явление. Его сила была сконцентрирована в нескольких направлениях. Невозможно было его обозначить единым понятием типа «абстрактный экспрессионизм» или «минимализм».

Важнейшей отличительной чертой постмодернизма является его разношёрстность, даже несмотря на понятия коллективного действия и сообщества художников, которые лежат в основе самой идеи художественного направления. Богатейшее многообразие является отражением простого перечня течений сегодняшнего искусства: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура, абстрактная живопись, специфической чертой которой является в современных условиях не строгость и чёткость, а предусмотренная эклектичность.

Прообразом таких разношёрстных направлений служит фигура личной свободы. Появились такие возможности, из которых наделённый свободой воли художник, мог выбирать, в то время как до этого периода такие возможности были недоступны, в силу того, что были преграждены репрессивные понятия художественного стиля.

Сформировавшийся в истоках художественной культуры, прежде всего литературы и архитектуры, постмодернизм спустя короткий период времени приобретает черты обширного культурного направления, которое затрагивало философию, эстетику и другие гуманитарные науки.

Принято считать, что постмодернизм является новым, самостоятельным художественным стилем, который сменил модернизм. Но важно понимать тот факт, что постмодернизм ещё слишком молодое направление, чтобы уже сегодня говорить о нём в качестве самостоятельного художественного стиля, который получил не самое удачное наименование.

Основные особенности постмодернизма

Важнейшие специфические особенности постмодернизма в следующем:

Можно и дальше перечислять особенности и отличия постмодернизма от других течений, но из всего сказанного становится очевидно, что данное направление имеет свои характерные черты и значительно разнится с другими течениями, особенно, что касается его предшественника – модернизма.

Признаки постмодернизма

Нередко можно услышать мнение, что постмодернизм представляет собой плюрализм, который усилен в несколько раз и является для течения самоцелью.

Плюрализм видится в взаимном существовании разных художественных стилей. Он оставляет для себя и черты реализма, хотя по сути реализм характеризуется как сугубо внешняя реалистическая манера в разных жанрах, а не в виде критического реализма XIX в. Данная манера приобрела свойственную для себя популярность в различных жанрах и тем самым поставило под сомнение элитарность настоящего искусства.

Постмодернизм многое поменял, в том числе и представление о соотношении элитарного и массового искусства. Сегодня можно нередко услышать в отношении некоторых жанров и течений слишком громкие заявления. То, что раньше принято было считать некими «задворками» искусства, сегодня становится массовой силой, которая оказывает на аудиторию серьёзное влияние, но при этом довольно редко, в отличии от настоящего искусства, действительно производит сильное впечатление и затрагивает глубинные проблемы.

Реализм, в современной интерпретации – это плоскостное жизнеподобие, применение в искусстве форм самой жизни безо всяких устремлений определить глубинные её тенденции.

Сегодня такой реализм широко распространён в массовой литературе, кино, во всех видах искусства, которые ориентирована в первую очередь на массовое производство, главная цель которого развлечение. Научная фантастика, детективы, шпионские романы, приключенческие саги и авантюристские истории, сентиментальные и мелко бытовые сюжеты – всё это вполне правомерные произведения искусства, с позиции постмодернизма.

Интересной особенностью постмодернизма является то, что именно он сам занимается высмеиванием и пародированием такого вида творчества, при этом аудитория выступает объектом насмешки. Постмодернизм раздражает линейность повествования, психологическая детерминированность поведения персонажей, скрупулёзное слежение за причинно-следственными связями и т.д.

Источник

Постмодернизм: философия и характерные особенности

Что такое постмодернизм

Постмодернизм — мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры современного общества. Постмодернизм как комплексное идейное течение определяет время неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствовавших ранее представлений о мире и человеке.

Отличительной чертой постмодернизма считается уверенность в невозможности объяснения устройства мира, как чего-то полноценного, развивающегося по определенным законам и доступного для теоретического изучения.

Еще одной чертой постмодернистского учения является инновационная направленность. Представители постмодернизма считают, что он — важный этап развития европейской культуры, периода позднего капитализма, постиндустриального общества. Это связано со становлением эпохи постмодерна в развитых странах во второй половине 60-х гг., то есть стремительным переходом от индустриального общества к информационному. Именно тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые и составили базис культуры постмодерна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Пафос инновационности и радикальный антитрадиционализм постмодернизма объясняется тем, что еще в самом начале мирового постмодернистского движения неоднократно высказывалась мысль, что нынешний этап (XX в.) принципиально отличается от всего, что ранее знала история. Современная культура мыслилась не как новая фаза эволюции, а как нечто уникальное, ни с чем не сопоставимое. Постмодернизм еще более усилил, обострил этот радикализм, в результате чего получила распространение характеристика современной реальности как «посткультуры».

История происхождения термина

Понятие постмодернизм произошло от французского postmodernisme, что означает «после модернизма».

Термины «постмодерн» и «постмодернизм» образуются с помощью приставки «пост». Такой способ образования философских и находящихся за пределами философии понятий получил распространение в конце ХХ в. Термины, образованные таким образом (постпозитивизм, постиндустриализм, посткоммунизм), не указывают напрямую на свою сущность и свой предмет, а фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия. Это говорит о том, что постмодернизм подразумевает не отрицание модернизма, а переход на новый качественный уровень с сохранением достижений минувшего, причем последний уже теряет свое право на всеобъемлемость и исключительность.

Постмодернизм как философское течение отражает структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века и интерпретируется как «то, что пришло на смену модернизму».

Философское течение стало распространяться по всему миру после выхода в свет в 1979 году книги Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании», где впервые были обозначены в обобщенном виде многие существенные черты постмодернизма.

Причины появления

Возникновение постмодернизма обычно связывается с усталостью от прогресса, который ассоциировался с целенаправленным развитием науки и техники, повышением благосостояния народа, веры в социальное развитие и рациональное планирование. Постмодернизм зародился из глубокого разочарования в ценностях и идеалах, сложившихся на протяжении предшествующих двух столетий. Философское течение подвергает сомнению неоспариваемый авторитет объективности и способность науки завершить свой «модернистский проект».

Это объясняется временем возникновения постмодернизма как массового умонастроения в конце 60-х гг., когда происходит окончательное разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам». Переломным моментом такого разочарования стали социально-политические события, произошедшие в 1968 г. Например, майские волнения во Франции, когда леворадикальные силы столкнулись с механизмами власти и оказались неспособны претворить свои требования в реальность.

Идейные источники

Влияние Ницше

Ницше считал, что реальность представляет собой не упорядоченную, объективную и законосообразную сущность, а непрерывный поток бытия в процессе становления. Человек не способен познать ее, а те законы, которые помогают описывать причинно-следственные связи в мире — не более чем фикция, всегда имеющая целью сферу практических интересов.

Для постмодернистов важным трудом Ницше, где он вводит систематическое собрание философских понятий, является трактат «Об истине и лжи во вненравственном смысле». В этом тексте философ выдвигает гипотезу, что научные понятия — это цепочки метафор, застывшие в общепринятых истинах.

Философ считал, что люди постоянно видят мир в его динамичном изменении, что не подразумевает наличие каких-то постоянных законов его развития, как раньше считали другие мыслители. Ницше говорил, что мир динамичен сам по себе: «Все материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: все сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного».

Познание такого мира заключается в попытке упорядочить хаос для удовлетворения прагматических интересов человека. Стремление к истине и поиск объективности и определенности свидетельствует, по Ницше, о слабости духа. Если человек недостаточно устойчив, он страдает от бессмысленности жизни, что побуждает искать другой, метафизический мир. Повинуясь предустановленным идеалам как чему-то данному свыше, индивид признает их полную власть над cобой. Философ говорил о необходимости развенчивать высшие ценности и переносить их из сознания общества в свой внутренний мир, личный опыт. Таким образом, власть переходит к отдельному человеку, не обремененного общепризнанными нормами и мнением авторитета.

Эти взгляды стали особенно актуальны после Второй мировой войны, как реакция на очевидные недостатки модернизма, радикальные проекты которого стали ассоциироваться с тоталитаризмом.

Страх «диктатуры разума» заставил отказаться от стремления к истине, веры во власть и авторитет как источник развития науки и повышения уровня жизни людей.

Влияние Хайдеггера

Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на изучение разума, который со временем вырождается в рассудок. Такое мышление философ считал «исчисляющим», высшей формой которого становится техника, развивающаяся против гуманизма. Гуманизм, как полагал Хайдеггер, неизменно становится варварством, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».

Хайдеггер, как и Ницше, исходил из отрицания идеального, потустороннего мира, то есть из понимания реальности как бытия. Он также признавал единство разума и тела, отмечая, что именно биологическое и животное, а не рациональное, является фундаментом этого единства. Хайдеггер считал, что хотя человек и свободен, но «заброшен» в мир, вынужден балансировать между свободной волей и внешними обстоятельствами. Человек в его понимании не является центром мира, он участник бытия, которое ему «открывается».

Важной составляющей влияния Хайдеггера на философию постмодернизма было изучение нигилизма. Осмыслению нигилизма Хайдеггер придает ключевое значение: он становится судьбой сущего, судьбой онтологии. В традиции Хайдеггера, точнее в ницшеанскохайдеггеровской традиции, нигилизм неизбежен. Главным его аспектом в онтологии является утрата построения познания: платонизм и аристотелизм исходят из анагогии, поэтапного познания.

С точки зрения Хайдеггера, истину, о которой говорят платонизм и метафизика, вообще познать невозможно; можно лишь пребывать при ее историческом свершении, каждый этап которого открывает только одно исторически обусловленное явление истины бытия. Философ считал, что вне онто-исторического измерения истина, как таковая, просто не существует. Людям может быть доступна только некая историческая редакция истины в «послании» бытия.

В результате деятельности Хайдеггера и Ницше (относительно модерна и постмодерна) выделились два типа современности, разделяемых своим отношением к истории. В модерне очень сильна связь современности и истории.

Постмодернизм считает, что история двигается динамично, не подчиняясь каким-либо законам развития и линейности. Философское течение смешивает разные исторические пласты, допускает обратимость исторической герменевтики, возможность начинать историю с любого места. Это помогает преодолеть позицию модернизма об абсолютности начала и необходимости возвращения к нему.

Основные идеи учения

Принцип плюрализма и релятивизма

Постмодернистское направление философии опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», не подлежащая иерархической систематизации.

Плюрализм является главной отличительной особенностью философского течения. Он допускает одновременное сосуществование разнообразных точек зрения. Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма и его влияния на идентичность постмодерного человека.

Из идеи всеобщей плюралистичности вытекают такие производные характеристики постмодернистского мировоззрения, как:

Релятивизм в постмодернизме (от лат. relativus — относительный) — это философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.

Постмодернизм придерживается того, что любое знание и любые ценности — относительны, обусловлены ситуацией. Отрицание абсолютной истины или абсолютных ценностей проявляется в философском течении отрицанием «больших нарративов» («великих проектов»), недоверием к любым идеологиям; постмодернизм все ставит под сомнение.

Антионтология

В противовес традиционной онтологии, подлинной основой мира постмодернисты признают множественность, радикальное разнообразие, причем в особенно свободной, ничем не скованной форме «хаоса». Мир для постмодернистов не есть целостность, но множество фрагментов, между которыми не всегда установимы связи. Для характеристики этого положения существует категория «ризома», которая трактует способ бытия целостности, как принципиально внеструктурный.

Множественность и хаотичность для представителей течения — синоним жизненности, верное свидетельство подлинности, неподтасованности. Единство у них ассоциируется с насильственным усреднением, нивелированием различий, рационалистическим сведением к «общему знаменателю».

Скептическое отношение к истине

С точки зрения постмодернизма, поиск реального и истинного не имеет смысла. Специфика течения заключается в отрицании возможности рационального объяснения и преобразования общества. Постмодернизм заявляет, что нет и не может быть трансцендентального (то есть выходящего за пределы чувственного опыта) разума; то, что люди называют разумом или рассудком, является лишь эффектом дискурса.

Постмодернисты считают, что не существует непосредственных или бесспорных характеристик жизни сознания. Ощущения, идеи, понятия и восприятия возникают в среде разнообразных дискурсивных практик и отображают их.

Представители учения считают, что человеческое сознание не обладает определенными универсальными категориями или концепциями, которые формируют восприятие одинаковым образом.

В модернизме постижение истины возможно посредством интерпретации смысла символов в конструируемой субъектом реальности; смысл обнаруживается в опыте. Постмодернистская деконструкция призвана обеспечить возможность «разрыва» границ опыта, стремится выйти за границы возможности и приблизиться к обнаружению способа сделать невозможное возможным. Понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст в своем активном функционировании должно обеспечить трансгрессию — одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы между возможным и невозможным, которая в свою очередь дает надежду на случайное обнаружение смысла и постижение истины бытия.

Отличия от модернизма

Отношение к науке

Модернизм видит исторический процесс, как динамично развивающиеся объективные отношения людей в пределах экономической системы. Развитие в данную эпоху представляет собой восхождение от одной общественной формации к другой.

Общественное устройство модерна основано на марксистской теории, поэтому наиболее эффективной экономической системой эпохи модернизма становится плановое регулирование. Экономика данного периода характеризуется стремительным ростом результативности труда благодаря вовлечению людей в научную сферу, развитию техники и прогрессу в отраслях производства.

Мировоззрение модерна — это вера в то, что с помощью научного познания (т.е. через накопление упорядоченного набора научных знаний, которые определяют способ функционирования мира) можно построить общество, основанное на справедливости и взаимной поддержке, высоком уровне жизни граждан и равенстве в правах и возможностях для личной реализации.

Многие ученые периода модерна встретили наступление постмодернизма негативно, испытав психологический шок переживания смены парадигм. Угроза социальному престижу науки обусловила остроту реакции тех, кто выступал за систематизированный общественный уклад, нацеленный на прогресс, и стремление к разумному преобразованию себя и действительности. То поколение ученых, которое завоевало ведущее положение в научном сообществе на рубеже 1960–70-х гг., тяжело переживало крушение привычного мира.

В эпоху модерна считалось, что накопление все большего знания (получение все большей истины) должно приводить одновременно к росту объективности и к прогрессу. Степень прогрессивности власти, таким образом, связывалась с ее опорой на расширяющееся знание: она прогрессивна по мере обретения ею все большей рациональности и расширения свободы и саморазвития всех тех, кто ей подвластен. Однако разочарование во власти, говорящей о стремлении к истине, стало началом возникновения постмодернизма.

Если рассматривать науку как особый тип знания, то постмодернистские представления об этом предмете в самом общем виде сводятся к следующему:

При определении науки как социальной структуры постмодернизм рассматривает ее как объект современных общественных мифологий — в том смысле, что наука в качестве дискурса, направленного на формирование у людей тех или иных взглядов и представлений (поскольку любой дискурс обладает определенным горизонтом бытования и определенной сферой социального действия), склонна к идеологизации собственного языка и превращению в миф.

Также постмодернизм в современных условиях относится к науке как к процессу производства знания, так как оно все в большей степени выступает товаром, который продается и покупается, производится как вещь. Знание постепенно превращается в одну из основных общественных сил, что сводит на нет этическую размерность науки, превращая ее в экономический феномен.

Ученые выступают, с точки зрения постмодерна, с одной стороны, как торговцы, а с другой стороны, как механизмы в экономической системе. В результате происходит отчуждение познающего субъекта от самого себя через рычаги экономической науки и формирование механизмов воспроизводства нужных социуму способов самореализации. Таким образом, многие постмодернистские представления о науке основываются на идее критики контекстов ее существования.

Отрицание возможности достоверности, объективности

Постмодернисты критикуют веру в объективность, которая становится для них мифом. Однако без осмысленной цели и перспективы невозможно строить аргументацию, интерпретировать события и даже просто собирать данные, поэтому подобием объективности, ее заменой в постмодернизме оказывается интерсубъективность, то есть совокупность интерпретаций, точек зрения, дающих максимально объективную, насколько это возможно, картину.

В эпоху модернизма любое обучение основывалось на принципе объективности и стремления к истине. Субъективность мешала взглянуть на проблему беспристрастно и рассмотреть вопрос во всех его аспектах. Но постмодернисты считают, что быть объективным и достоверным невозможно; попытки приблизиться к истине в любом случае будут пронизаны предрассудками модернистского типа мышления.

Характерная антирациональность

У постмодернистов критика рационализма оборачивается антиисторичностью. Пытаясь выявить и обобщить специфические черты современной эпохи, постмодернизм противопоставляет их логике истории, историзму
культуры.

С точки зрения постмодернизма, рационализм эпохи модерна — это доведение до крайности идеи преобразовательной активности субъекта, который вступил в непримиримый конфликт с природой, искусственно ограничил ее эволюцию, как и историю социума, пространство человеческой свободы.

Рациональность, с точки зрения постмодернистов, противопоставляется идее человечности, то есть приоритетности гуманизма, использования всех ресурсов для того, чтобы сделать жизнь людей максимально комфортной и безопасной. Абсолютизация рационализма способствует дегуманизации личности и является источником глобальных опасностей, рисков, угроз человечеству.

Постмодернизм указывает на многообразие типов рационализма, игнорируя их закономерное существование. Данное многообразие действительно существует, но представляется качественно различными связями ввиду перехода человеческого сознания из одного состояние в другое. Постмодернисты игнорируют историческое развитие культуры, как преемственно сменяющие друг друга типы рациональности.

Принцип рациональности постмодернисты рассматривают как проявление «империализма рассудка». Это ярко проявляется в творчестве писателей-постмодернистов, которые не стремятся найти во всем порядок и смысл, а стараются следовать «свободной игре активной интерпретации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *