для того чтобы оказать заботу не так уж много нужно
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
6 задание
Размещено 24.03.20 в рубрике 11 класс
Привет! И ещё давайте сегодня посмотрим 6 задание, так как последний раз столкнулись с трудностями.
С удовольствием поверю на слово и поставлю отлично за переход по ссылке с погружением в задание всем, приходящим ко мне по вторникам:
Комментарии
1 приняли
2 роль
3 принесли
4 значения
5 симпатизирует
6 оказать
7 взгляд
8 победу
9 совершать
10 зрения
11 предшествующих
12 поднимается
13 низкие
14 косяк
15 не придавал
16 увеличить
17 вину
18 заслужить
19 играли
20 проявить
1) приняли
2) имеют
3) принесли
4) играет
5) симпатизирует
6) оказать
7) взгляд
8) победу
9) совершать
10) центре
11) предшествующих
12) поднимается
13) низкие
14) косяк
15) внимания
16) увеличить
17) вину
18) заслужить
19) играли
20) проявить
1. приняли
2. роль
3. принесли
4. значение
5. симпатизирует
6. оказать
7. взгляд
8. победу
9. совершать
10. зрения
11. предшествующих
12. поднимается
13. установить/ низкие
14. косяк
15. внимания/ придавал
16. увеличить
17. вину
18. заслужить
19. играли
20. проявить
1. приняли
2. имеют
3. огромный
4. значения
5. —
6. оказать
7. взгляд
8. победу
9. совершать
10. зрения
11. предшествующих
12. поднимается
13. низкие
14. косяк
15. придавал
16. увеличить
17. вину
18. вызвать
19. играли
20. выказать
1- приняли
2- роль
3- принесли
4- значения
5- симпатизирует
6- оказать
7- взгляд
8- победу
9- совершать
10- зрения
11- предшествующих
12- поднимается
13- низкие
14- косяк
15- не придавал
16- увеличить
17- вину
18- заслужить
19- играли
20- проявить
ЕГЭ. Задание 6. Замена неверно употреблённого слова. Вариант 2
ЕГЭ. Задание 6. Замена неверно употреблённого слова. Вариант 2.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 6. Замена неверно употреблённого слова. Вариант 2»
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Проект суперсовременной гостиницы спроектировал молодой архитектор.
2. Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству повысить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства.
3. Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.
4. Правильная устная и письменная речь поможет приобрести уважение окружающих.
5. В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.
6. Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.
7. Договор между странами о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане творит условия для реализации совместных экономических проектов.
8. В этот день Федор Андреич не выходил из своего кабинета, а на другое утро все в доме были поражены его скоропостижным отъездом.
9. Сопоставляя наблюдения, проведенные в разные века, ученые смогли сделать гипотезу о существовании циклов солнечной активности.
10. Делая отвары лекарственных растений, нельзя превышать концентрацию и дозировку, так как активные вещества в больших количествах могут оказать вред здоровью.
11. Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.
12. Если вы не привыкли принимать сами решения, за вас это могут сделать другие, но они будут учитывать свои интересы, ваши интересы никто не будет брать во внимание.
13. Рядом с Томом сидел его заядлый друг, так же изнывавший от тоски и так же глубоко и благодарно обрадованный развлечением.
14. Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
15. В жизни каждого нормального человека наступают такие моменты, когда необходимо оказать решение не с учетом личных интересов и амбиций, а с учетом дела, которому ты служишь.
1 – разработал (создал) проект
14 – случай произошёл
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью
Императрица Александра Федоровна
«Главным центром жизни любого человека должен быть его дом.
Это место, где растут дети — растут физически, укрепляют своё здоровье и впитывают в себя всё, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами.
В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Всё прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах.
Где бы ни воспитывался ребёнок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос.
Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утончённее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей». (Императрица Александра Федоровна)
В 1895 году у царской четы родилась первая дочь, Ольга. Александра Фёдоровна писала своей сестре, принцессе Виктории: «Тебе пишет сияющая, счастливая мать. Можешь представить себе наше бесконечное счастье теперь, когда у нас есть наша драгоценная малышка, и мы можем заботиться и ухаживать за нею».
Ольга с родителями 1896 г.
Александра Федоровна придерживалась английских методов воспитания. Простота, аккуратность и обязательность во всем. Это прививалось детям буквально с первых дней. Они должны были всегда ясно понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что можно делать, а чего делать не полагается. Они ни на минуту не должны были забывать о своем царскородном происхождении, а потому должны быть сдержанными и великодушными. «Дорогая Мама » им это с малолетства объясняла, четко очерчивая границы дозволенного.
Если Отец готов был порой прощать шалости, непослушание, несоблюдение придворного этикета, то Александра Федоровна никогда не проявляла снисхождения к слабостям. Она Себе их не прощала, не оставляла незамеченными и у Детей. В этом не было никакого «тиранства»; Александра Федоровна никогда в разговоре с Детьми даже не повысила голос. Она действовала убеждением и неотразимой логикой, против которой не находилось никаких контраргументов.
Мать готовила Их к взрослой жизни, прекрасно понимая, что, какой бы она в дальнейшем ни была, организованный человек сможет легче все перенести, все выдержать, чем тот, который потакает своим сиюминутным прихотям. И все Дети выдержали ниспосланные испытания. Даже в самые безысходные моменты поздних месяцев семейной жизни никто из них ни разу не « сорвался», никто не рыдал, не причитал. В последний земной срок Родители и Дети явили потрясающий пример семейной целостности, великой духовной мощи, аналогов которому в истории отыскать просто невозможно.
Мать объясняла Дочерям главные ценности жизни, раскрывая смысл земного существования человека. В январе 1909 года писала четырнадцатилетней Ольге: «Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о Себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди Себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подбодрить солнечной улыбкой….».
От себя: Читая воспоминания близких или письма Императрицы восторгаешься тем, насколько Александра Федоровна была для дочерей близким другом, мудрым советчиком, разговаривая с ними как с равными себе, уважая их чувства, печаль и радость. Приведу здесь выдержки одного из писем Государыни к старшей дочери Ольге (в тот период жизни, когда Великая Княжна вступила в период первой влюбленности, первых волнений юношеской любви), в котором она трепетно успокаивает свою дочь:
«Я уже давно заметила, что ты какая-то грустная, но не задавала вопросов, потому что людям не нравится, когда их расспрашивают. Конечно, возвращаться домой, к урокам (а это неизбежно) после долгих каникул и веселой жизни с родственниками и приятными молодыми людьми нелегко. Я хорошо знаю о твоих чувствах к. бедняжке. Старайся не думать о нем слишком много, вот что сказал наш Друг. Видишь ли, другие могут заметить, как ты на него смотришь, и начнутся разговоры. Сейчас, когда ты уже большая девочка, ты всегда должна быть осмотрительной и не показывать своих чувств. Нельзя показывать другим свои чувства, когда эти другие могут счесть их неприличными. Я знаю, что он относится к тебе как к младшей сестре, и он знает, что ты, маленькая великая княжна, не должна относиться к нему иначе. Дорогая, я не могу написать все, на это потребуется слишком много времени, а я не одна.
Будь мужественна, приободрись и не позволяй себе так много думать о нем. Это не доведет до добра, а только принесет тебе больше печали. Если бы я была здорова я попыталась бы тебя позабавить, рассмешить — все было бы тогда легче, но это не так, и ничего не поделаешь. Помоги тебе Бог. Не унывай и не думай, что ты делаешь что-то ужасное. Да благословит тебя Бог. Крепко целую. Твоя старая мама».
А вот другое ее письмо к дочери:
«Дорогое дитя! Спасибо за записку. Да, дорогая, когда кого-нибудь любишь, то переживаешь с ним его горе и радуешься, когда он счастлив. Ты спрашиваешь, что делать. Нужно от всего сердца молиться, чтобы Бог дал твоему другу силу и спокойствие, чтобы перенести горе, не ропща против Божией воли. И нужно стараться помогать друг другу нести крест, посланный Богом. Нужно стараться облегчить ношу, оказать помощь, быть бодрой. Ну, спи спокойно и не слишком забивай свою голову посторонними мыслями. От этого не будет толку. Спи спокойно и старайся всегда быть хорошей девочкой. Да благословит тебя Бог. Нежные поцелуи от твоей старой мамы».
От себя: Какое единение и родство душ дочери и матери. Читая успокаивающие слова Александры Федоровны к Великой княжне Ольге «Если бы я была здорова я попыталась бы тебя позабавить, рассмешить — все было бы тогда легче», понимаешь, что она всегда была рядом с ними в любых ситуациях, на любом расстоянии и свой богатый жизненный опыт Императрица передавала своим детям. Это еще один пример того насколько Александра Федоровна была мудрой, умной и дальновидной во всех отношениях. И только время показало насколько ее взгляды на жизнь и воспитание детей имело под собой образцовый пример для будущих поколений.
«Императрица была идеальной женой и идеальной матерью. Она разделяла с детьми все их радости и печали и с подлинным энтузиазмом участвовала в их играх и развлечениях. Она сама выкармливала своих детей, и пока те были совсем маленькими, в ее будуаре все время стояла их колыбель. Когда она перестала кормить свою 4 дочь (Анастасию), она написала в письме к сестре, принцессе Баттенбергской: «Это так тяжело – теперь ее придется передать на воспитание няням; этот момент навевает на меня меланхолию, поскольку она сейчас все время со мной или в соседней комнате». (С.К. Буксгевден)
Александра Федоровна с Ольгой и Марией
Образованием детей тоже заведовала Александра Федоровна. Пьер Жильяр, вспоминая первые свои уроки с Ольгой и Татьяной, которым было тогда соответственно десять и восемь лет, так описывал отношение Императрицы к учебным занятиям дочерей: «Императрица не упускает ни одного моего слова; у меня совершенно ясное чувство, что это не урок, который я даю, а экзамен, которому я подвергаюсь.
В течение следующих недель Императрица регулярно присутствовала на уроках детей. Ей часто приходилось, когда ее дочери оставляли нас, обсуждать со мной приемы и методы преподавания живых языков, и я всегда поражался здравым смыслом и проницательностью ее суждений». Жильяр явно был удивлен таким отношением Государыни и «сохранил совершенно отчетливое воспоминание о крайнем интересе, с каким Императрица относилась к воспитанию и обучению своих детей, всецело преданная своему долгу». Он рассказывает о том, что Александра Феодоровна хотела внушить дочерям внимательность к наставникам, «требуя от них порядка, который составляет первое условие вежливости. Пока она присутствовала на моих уроках, я всегда при входе находил книги и тетради старательно расположенными на столе перед местом каждой из моих учениц. Меня никогда не заставляли ждать ни одной минуты».
Не один Жильяр свидетельствует о таком внимании Государыни к учебным занятиям детей. Софи Буксгевден также пишет: «Ей нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий». Да и сама Александра Федоровна рассказывала Императору в письме: «Дети начали свои зимние уроки. Мария и Анастасия недовольны, но Беби все равно. Он готов еще больше учиться, так что я сказала, чтобы уроки продолжались вместо сорока пятьдесят минут, так как теперь, слава Богу, он гораздо крепче».
То, что царские дети никогда не сидели без дела, вовсе не значит, что они вообще не отдыхали. Детские игры Государыня тоже считала делом, причем делом весьма важным: «Просто преступление — подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными. Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу».
Императрица с дочерьми на балконе Александровского дворца 1908 г.
Вот как охарактеризовала педагогическую деятельность Императрицы современный автор М.Кравцова в книге «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников». Родителей, которые захотят послушаться мудрого совета Императрицы Александры Феодоровны, эти слова могут предостеречь сразу от двух ошибок. Первая: у взрослых есть склонность резко ограничивать ребячьи забавы, при этом часто забывают, что дети есть дети и нельзя постоянно приносить их игру в жертву занятиям, пусть даже самым важным. Вторая ошибка: пустить ребенка на самотек, не интересуясь его занятиями в часы досуга, как, например, делают многие мамы, разрешая детям часами напролет играть в компьютерные игры. Организовать детскую игру ненавязчиво и мудро — большой талант. К счастью для себя, царские дети не знали компьютеров и у них были мудрые, любящие родители, всегда готовые разделить их забавы, а потому и отдых великих княжон и наследника всегда был веселым и здоровым.
Если бы сейчас родители сами играли с детьми или хотя бы просто вдумывались, во что играют и как развлекаются их чада, можно было бы избежать многих бед. Это не преувеличение. Что такое для ребенка игра? Акт творчества, познания, первые уроки жизни. Нормальная детская игра развивает ребенка, учит его принимать решения, быть самостоятельным. Правда, это не значит, что детские игры надо строго регламентировать. Иначе родители, испугавшись впасть в первые две ошибки, совершат третью — станут постоянно вмешиваться в игру ребенка «со своей взрослой колокольни», желая сделать ее правильной и «развивающей». (М.Кравцова)
Приведу еще одно письмо (тоже к старшей дочери), в котором мы читаем какое живое соучастие принимала Императрица в жизни своих детей (пускай даже на расстоянии): «…И то, что любящая вас старушка мама всегда болеет, также омрачает вам жизнь, бедные дети. Мне очень жаль, что я не могу больше времени проводить с вами и читать, и шуметь, и играть вместе, но мы должны все вытерпеть». Вот, что об этом говорить сама Александра Федоровна: «…Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование. Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним».
«Дети должны учиться самоотречению, — рассуждала императрица. — Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль – ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно — слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».
Много внимания Императрица уделяла отношениям между детьми. Царская семья была очень дружной, все проявляли друг к другу внимание и искреннюю заботу. Именно крепкая дружба и сплочённость помогала выстоять семье в тяжёлые времена.
Императрица с дочерьми и Алексеем 1907 г.
Из дневника Александры Фёдоровны: «Между братьями и сёстрами должна быть крепкая и нежная дружба. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить всё красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы. Молодой человек должен быть более вежливым со своей сестрой, чем с любой другой молодой женщиной в мире, а молодая женщина, пока у неё нет мужа, должна считать брата самым близким в мире для неё человеком. Они должны в этом мире охранять друг друга от опасностей и обманных и гибельных путей».
«Каждая преданная сестра может оказать такое сильное влияние на своего брата, которое будет вести его, как перст Господа, по верной жизненной дороге. В своём собственном доме, на собственном примере покажите им всю возвышенную красоту истинной благородной женственности. Стремясь ко всему нежному, чистому, святому в божественном идеале женщины, будьте воплощением добродетели и сделайте добродетель для всех настолько привлекательной, чтобы порок у них всегда вызывал только отвращение. Пусть они видят в вас такую чистоту души, такое благородство духа, такую божественную святость, чтобы ваше сияние всегда охраняло их, куда бы они ни пошли, как защитная оболочка или как ангел, парящий над их головами в вечном благословении. Пусть каждая женщина с помощью Божией стремится к совершенству… А братьям, в свою очередь, следует охранять сестер».
Один из главных секретов успеха в воспитании был прост: отец и мать принимали своих детей, столь непохожих друг на друга такими, какими их сотворил Бог, не пытаясь «уровнять» детей или в чем-то переломить их нрав. Александра Федоровна понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала девочек, если они шалили и смеялись (М.Кравцова)
Христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: «Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу, учила их чему-то, изменяла к лучшему характер, делала их мужественнее, сильнее, искреннее, счастливее. В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны иметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни. Любовь — это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других. Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что было нам неприятно. Мы должны оказывать помощь не только, когда нас об этом попросят, но сами искать случая помочь… Наш Господь хочет от нас, чтобы мы не предавали доверия. Верность — великое слово. Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки, скажите эти слова сегодня. Беда слишком многих людей в том, что их день заполнен праздными словами и ненужными молчаниями, что они откладывают на потом свою заботу о ком-то. Мы не можем достаточно ясно представить себе, что многие вещи, если не сделать их сейчас, не следует делать вообще. Не уклоняйтесь от своих обязанностей, какими бы они ни были неприятными. Невыполненный долг в этот день оставит чувство пустоты, а позднее придет чувство сожаления. Делайте что-то нужное в каждый момент своей жизни. Каждый день, когда мы делаем что-нибудь хорошее в верности своей Христу, возвышает нас и устанавливает более высокую планку для нашей судьбы.
Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
Всегда любить — это долг» (царица-мученица Александра Феодоровна).
3. Покаяние спасёт Россию. О Царской семье. /Сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина.– Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013. – 264 с., цв. и ч.-б. илл.
Важнее всех подарков: 15 способов проявить заботу о близких
«Ваш звонок очень важен для нас»
Небольшое усилие во благо: не игнорируйте звонки и сообщения, которые присылают вам родственники или друзья, даже если это происходит не вовремя. Вы не обязаны отвечать в разгар рабочего дня подробным рассказом о том, как обстоят ваши дела. Просто дайте понять, что для вас важно, что кто-то неравнодушен к вашей судьбе или тому, как проходит ваш день. Ответить не так сложно: «Мне очень приятно, что ты обо мне вспомнила, все хорошо, но много дел», «Спасибо, что пишешь, давай созвонимся вечером», «Как здорово, что ты на связи! Напиши, как у тебя дела, — я отвечу чуть позже». Или просто отправьте сердечко.
Поздравляйте с праздниками
Даже если вы не считаете 8 Марта или День объятий значимыми праздниками и покрываетесь мурашками при виде аляпистых открыток со стихами — это не повод оставить без поздравлений близких, которые эти праздники отмечают. Сохраните в отдельную папку десяток-другой красивых лаконичных картинок с шариками или мотивирующими лозунгами с Tumblr или Pinterest и отправляйте их с парой теплых слов любимым в важные даты.
Будьте рядом, когда в вас нуждаются
Если близкий проходит через тяжелый период в жизни — развод, увольнение, проблемы со здоровьем, — поддерживайте связь и регулярно интересуйтесь, как обстоят дела. Если родной человек болеет, помогите найти или вызвать доктора, сходите за лекарствами или закажите ему еды. Если подруге плохо после расставания с любимым — присылайте ей ласковые сообщения и отвлекайте от тягостных мыслей. Вы не должны стать сестрой милосердия для всех друзей навсегда. В то же время умение быть рядом в сложные моменты работает для отношений как проявитель для фотопленки: показывает, кто действительно любит и готов поделиться временем и душевными силами во благо дорогого человека.
Спрашивайте о мечтах и радуйтесь достижениям
Верьте в ваших близких и мотивируйте их верить в себя. Поздравляйте их с теми достижениями, которыми они гордятся, будь то новая работа или наконец-то освоенная сложная асана. Интересуйтесь, о чем они мечтают, и помогите составить план движения к этой цели. Возможно, вы лелеете схожую идею, и воплотить ее в реальность вместе с кем-то близким окажется намного проще. Иногда бывает достаточно всего лишь пары слов ободрения, чтобы зарядиться энтузиазмом и энергией или начать претворять в жизнь проект мечты.
Вспоминайте светлые моменты
Безумные танцы до рассвета, рыбалка на даче и первый пойманный окунь, спонтанное путешествие в другую страну, большой кулинарный эксперимент — с каждым из близких у вас есть какая-то большая или маленькая совместная история, при воспоминаниях о которой на душе становится хорошо. Не храните эти воспоминания в себе — напоминайте о них родным и друзьям, особенно тем, с кем редко видитесь. Старые добрые времена потому так и называются — их отголоски приносят радость и чувство единения с любимыми людьми и напоминают, что ваши отношения проверены годами.
Слушайте и поддерживайте
Поддержку можно выразить не только одобрением или безоговорочным согласием — иногда простое внимание и способность побыть слушателем оказываются намного ценнее. Какой бы абсурдной ни казалась вам идея друга или родственника, подавите первоначальный импульс закидать его прагматичными доводами «против». Выслушайте до конца, вникните в дело и задайте вопросы. Так вы сможете понять мотивацию ваших близких, а они получат взгляд со стороны — иногда совсем неожиданный, который раньше не приходил им в голову.
Не осуждайте и не обесценивайте
Люди меняются и в течение жизни обзаводятся новыми и иногда необычными привычками и интересами — вы и ваши близкие не исключение. Даже если вам не по нраву то, что делает дорогой вам человек, удержитесь от презрительного фырканья или негативного высказывания. Вместо того чтобы переубеждать или стыдить, задумайтесь, почему вам трудно принять перемены в близких и почему это вызывает у вас такое раздражение. Помните, что ваш друг или родственник — взрослая личность, способная самостоятельно принимать решения о том, как жить. Вы не обязаны разделять чужой выбор, но принимать и уважать его — это залог хороших отношений.
Если близкие жалуются на что-то, что их тревожит, их может расстроить ваше «Это ерунда, тут даже переживать не о чем» или «Ой, ну это глупости, что ты придумываешь» — так вы занижаете значимость их чувств, которые, вообще-то, вполне реальны, если их осмелились озвучить. Терпение и приятие — лучшее проявление заботы, поэтому вместо того, чтобы критиковать, проявите безусловную любовь и помогите советом — но только если его попросят.
На самом деле не так уж важно, чему именно вы делаете комплимент: ценен сам факт внимания, которое вы проявили. Когда вы хвалите чей-то свитер, машину, научную статью или способность садиться на шпагат, адресат комплимента на самом деле слышит «Я уважаю тебя и восхищаюсь твоим выбором и достижениями». Даже если это ворчливая пожилая тетя, вкус которой ровно противоположен вашему, похвалите цвет или рисунок ее рубашки, блестящий чайник или густую рассаду на окне. Не значимое усилие для вас — а для нее оно может стать редким и драгоценным проявлением родственной любви.
Рассказывайте об интересном
Каждый из нас живет в собственном информационном потоке, который формируется из нашего окружения в соцсетях — и кажется естественным для всего мира вокруг. Но это не так: ваши друзья или родители наверняка подписаны на совсем другие медиаресурсы и людей, и многие любопытные новости могут проходить мимо них. Живые отзывы знакомых людей вызывают намного больше доверия, поэтому не жалейте времени и делитесь с близкими тем, что вас заинтересовало. Расскажите, чем запомнилось драматичное кино, которое идет в прокате, какую увлекательную статью по психологии или книгу вы прочли и что за выставка проходит в ближайшем музее, — и вам будет что обсудить с близкими при следующей встрече.
Лучше один раз показать, чем по 10 минут печатать сообщения каждому родителю о том, как дела, или описывать платье приятельнице по телефону. Чтобы сэкономить время, сделайте общие чаты в Telegram или WhatsApp: один для родных, один для лучших подружек, один для вашей компании. Первым отправляйте фото детей, еды и достопримечательностей в путешествиях, вторым — из примерочной, книжного магазина или спортзала, а с третьими выбирайте место для отпуска, новогодних каникул или просто смейтесь над мемами, напоминающими общих знакомых.
Выбирайте слова, но будьте искренни
Существуют моменты, когда нужно сообщить близким людям что-то неприятное или дать отпор, если они переходят границы такта. Если чувствуете, что идете по очень тонкому льду или начинаете закипать, не грубите и, объясняя свою позицию, подбирайте слова аккуратно. В случаях, когда приходится сообщать горькую правду, не прячьтесь за оценочными суждениями или наставлениями вроде «Тебе хорошо бы…», «Лучше будет…» или «Так нельзя!». Честно озвучивайте свои чувства: «Меня это обижает», «Я переживаю за твое здоровье», «Я сержусь, когда ты пытаешься решать за меня».
Делитесь личным — хотя бы мелочами
Переписываясь с родными и друзьями, попробуйте заменить безликое «Все нормально» и «Дела ок» на небольшие подробности, которые смогут создать у ваших близких ощущение участия в вашей жизни. «Ем «Цезарь», а что у тебя на обед?», «Иду в кино на «Фантастических тварей», а как твои выходные?», «Вот записалась к стоматологу, переживаю!». Так вы подарите им шанс проявить сочувствие, выразить поддержку и просто повод рассказать о себе.
Уважайте границы, время и приоритеты близких
Соблюдайте базовые правила этикета — это способ дать любимым людям понять, что вы заботитесь об их комфорте и цените время, которое они вам уделяют. Отступите с расспросами, если с вами не спешат делиться подробностями личных дел. Не требуйте незамедлительного ответа на ваши звонки, письма или сообщения, особенно в рабочее время. Не заявляйтесь в гости без предупреждения и старайтесь не опаздывать на встречи.
Давайте личное пространство — и не забывайте о своем
Дружба с клятвами на крови и радость от круглосуточного пребывания вместе — это, как правило, прерогатива подростков и молодоженов. Все остальные (и вы тоже) нуждаются в личном пространстве и возможности управлять собственной жизнью. Поэтому для теплой дружбы важно отпустить желание контролировать все и вся и работать над ревностью. Наши близкие имеют полное право дружить с людьми помимо нас и иметь интересы, которые не совпадают с нашими.
Когда вы чувствуете потребность побыть наедине с собой — лучше говорить об этом прямо и не растить обиду, дожидаясь, пока партнер или мама сами догадаются отвести детей на прогулку или отпустить вас вечером в бар с подружками. Если ваши близкие жаждут встречи или общения, а у вас настроение «Не влезай — убьет», не придумывайте неловких отговорок и скажите прямо, что устали после сложной недели, хотите собраться с мыслями и проветриться в одиночестве.
Благодарите и хвалите
Благодарите ваших близких и напоминайте им, как важно для вас их присутствие в вашей жизни. За ворохом повседневных дел импульс сказать спасибо часто теряется — а между тем это гениальный в своей простоте способ проявить любовь к близкому человеку и подарить ему бесценное чувство, что он своим существованием приносит кому-то пользу. Благодарность совсем необязательно должна быть за что-то материальное. Скажите спасибо за то, что вас выслушали, составили компанию за чашкой кофе, парой добрых слов сделали ваш день лучше, за хороший совет или просто за то, что дорогой вам человек всегда где-то рядом, даже если живет в другой стране.