добротность эквалайзера что такое

Эквалайзер

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Эквала́йзер (англ. equalizer — букв. «выравниватель», сокращённо — «EQ«) — устройство или компьютерная программа для регулировки тембра аудиосигнала посредством изменения амплитуды его частотных составляющих. Также это мощное средство для получения разнообразных тембров звука при художественной эквализации. Основным параметром эквалайзера является амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Она показывает, насколько эквалайзер усиливает или ослабляет те или иные частоты входного сигнала.

Эквалайзеры можно встретить как в бытовой, так и в профессиональной аудио-технике. Они включены во многие компьютерные программы, связанные с воспроизведением и/или обработкой звука — различные аудио и видео-проигрыватели, редакторы и т.д. Многие электромузыкальные инструменты, инструментальные комбоусилители и педали эффектов также оснащаются эквалайзерами, хотя и менее функциональными.

Процесс обработки звукового сигнала эквалайзером называется «эквализацией» (Equalization). Термин обычно подразумевает коррекцию амплитуды или изменение отношения частот.

Содержание

Обзор [ править ]

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

По сути эквалайзер это определённый набор различных типов фильтров. Существует два основных типа многополосных эквалайзеров: графический и параметрический. Графический эквалайзер имеет определённое количество регулируемых по уровню частотных полос, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня (одинаковый для всех полос). Как правило, крайние полосы (самая низкая и высокая) представляют собой фильтры «полочного» типа, а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику. Графические эквалайзеры, применяемые в профессиональных областях, обычно имеют 15 или 31 полосу на канал, и часто оснащаются анализаторами для удобства корректировки.

Параметрический эквалайзер дает гораздо большие возможности корректировки частотной характеристики сигнала. Каждая его полоса имеет три основных регулируемых параметра:

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Таким образом, при использовании параметрического эквалайзера пользователь может гораздо точнее подобрать нужную частоту и более точно её отрегулировать. Аналоговые параметрические эквалайзеры встречаются довольно редко и имеют малое количество регулируемых частотных полос. Однако достижения в цифровой обработке звукового сигнала способствовали появлению цифровых параметрических эквалайзеров с практически неограниченным количеством регулируемых частотных полос. Более того, в цифровых параметрических эквалайзерах нередко имеются дополнительные параметры полос, такие как: тип фильтра, характер кривой и т. д. Очень часто параметрические эквалайзеры могут служить в качестве одного из блоков обработки цифровых акустических процессоров.

Существуют эквалайзеры смешанного типа, которые можно встретить в микшерных консолях, где к примеру низкие и высокие частоты регулируются по типу графического эквалайзера «полочного» типа, а между ними находятся две полупараметрические полосы (без регулировки добротности).

Также встречаются гибриды, называемые параграфическими эквалайзерами — это гибрид параметрических и графических эквалайзеров. Они, как правило, позволяют управлять коэффициентами усиления (gain) с помощью ползунков (или в графическом виде на дисплее), но при этом имеют настройки добротности и настройку центральной частоты для каждой полосы.

Существуют пространственные эквалайзеры, которые позволяет корректировать отдельно моно (mid) и стерео (side) составляющие сигнала, а также стерео эквалайзеры, в которых есть возможность отдельно эквализировать правый и левый каналы сигнала.

Наиболее часто используемые типы фильтров в эквалайзерах:

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Low pass и High pass фильтры.

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Два примера частотной характеристики Peaking фильтра.

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Low shelf и High shelf фильтры.

Возможности цифровых эквалайзеров намного шире чем у аналоговых, так как в них можно моделировать характеристику фильтров при помощи математики, что невозможно сделать в аналоговом приборе. Гибкость цифрового эквалайзера ограничена только программным обеспечением, в цифровых эквалайзерах есть возможность делать очень большую крутизну спада фильтров, и в ряде устройств создавать практически неограниченное количество полос.

Фазово-частотная характеристика [ править ]

Фазо-частотная характеристика (ФЧХ, фазовая характеристика, phase response) показывает, насколько меняется фаза сигнала при прохождении через эквалайзер. Если фаза меняется на величину, пропорциональную частоте, то это соответствует простому сдвигу сигнала во времени, без изменения формы сигнала. Эквалайзеры, реализующие такую ФЧХ, называются эквалайзерами с линейной фазой (linear-phase EQ). Все аналоговые эквалайзеры имеют нелинейную ФЧХ, в то время как цифровые эквалайзеры могут иметь как линейную, так и нелинейную ФЧХ.

Для большинства аналоговых эквалайзеров можно построить ФЧХ по известной АЧХ. При этом наибольшие изменения в ФЧХ происходят в местах быстрого изменения АЧХ. Это означает, что чем сильнее вмешательство в частотный диапазон, тем сильнее будут проявляться фазовые искажения — в обиходе часто говорят, что эквалайзер «крутит» фазу.

Цифровые эквалайзеры могут иметь линейную ФЧХ и константное ГВЗ (групповое время задержки, то есть сдвиг по времени различных частотных компонент сигнала), такие эквалайзеры называются линейными. Недостаток таких эквалайзеров:

Задержка сигнала линейными эквалайзерами проявляется не всегда, многие современные аудио редакторы и секвенсоры компенсируют эту задержку, что позволяет использовать их наряду с нелинейными эквалайзерами.

На рисунках ниже показаны ФЧХ и ГВЗ эквалайзеров, при разной добротности (Q) фильтров. Видно, что большее значение добротности эквалайзера соответствует более резким скачкам в ФЧХ и ГВЗ. Линейные эквалайзеры лишены этих недостатков.

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

ГВЗ (в сэмплах, при частоте дискретизации 44,1 кГц).

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

ГВЗ (в сэмплах, при частоте дискретизации 44,1 кГц).

Импульсная характеристика [ править ]

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Импульсная характеристика (импульсный отклик) фильтра — это выходной сигнал фильтра при подаче на вход единичного импульса (т.е. сигнала «…0, 0, 0, 1, 0, 0, 0, …»). По виду импульсной характеристики можно понять, как эквалайзер изменит резкие всплески в аудиосигнале. Если пик импульсной характеристики окружен колебаниями с двух сторон, то можно ожидать, что и резкие всплески аудиосигнала будут окружены осцилляциями — этот эффект называется «звоном» (ringing) фильтров.

У линейных эквалайзеров звон в равной степени присутствует до и после импульса. Для большинства не линейных эквалайзеров звон сосредоточен после импульса, что часто является преимуществом, так как за резкими атаками музыкального материала обычно следует сравнительно плавный спад, который с большой вероятностью психоакустически замаскирует звон фильтра. Упреждающий же звон линейного эквалайзера будет с большей вероятностью заметен перед резкими ударами.

Количество звона (его относительный уровень и протяженность во времени) напрямую зависит от АЧХ и ФЧХ фильтра. Чем более крутые изменения в частотной области требуются от эквалайзера, тем больше звона будет присутствовать во временной области. При этом звон будет концентрироваться вблизи частот «излома» и наибольшей кривизны АЧХ и ФЧХ.

Технические характеристики [ править ]

Следующий фактор это диапазон регулировки. У аналоговых моделей он составляет обычно 12 или 15 децибел, тогда как у цифровых может быть до 30 дБ и более.

Использование [ править ]

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Эквалайзеры имеют широкий спектр применений. Основное их назначение сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала, частотная характеристика которого может искажаться из-за недостатков акустических систем, межблочных приборов обработки, параметров помещения и т.д.

Любое акустическое пространство делает какие либо звуковые частоты громче или тише, чем другие. Это связано со стоячими волнами производимыми размерами комнаты, используемыми в ней материалами, формой, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. Эквалайзер используется для компенсации этих расхождений в акустике помещения. В идеале, звуковая система должна воспроизводить плоскую АЧХ. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет выяснить, какие частоты «пропадают» в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию. Это стандартная практика для студий звукозаписи, живых выступлений и некоторых высококачественных систем.

Наиболее часто эквалайзер используется при живых выступлениях, где одновременно работают микрофоны и колонки. Основная проблема заключается в возникновении эффекта обратной связи, который создаёт неприятные для слуха гудение и пищание. В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансных частот и подавляет их. Однако для устранения обратной связи не все специалисты используют графический эквалайзер, т.к. для этого существуют специальные приборы — цифровые автоматические подавители обратной связи, которые представляют собой параметрический эквалайзер, с автоматическим подбором резонансной частоты, где фильтры имеют очень высокую добротность.

Многие музыканты при записи или выступлениях используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос, такая эквализация называется художественной. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты и оставив только средний диапазон, можно получить эффект «старого радиоприёмника». Практически все диджеи во время сетов активно пользуются эквалайзерами на микшерных пультах, опять же для создания определённых эффектов.

При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудио-сигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к перегрузкам в звуковом сигнале. В связи с этим, ослабление частот, которые не требуется усиливать, является более правильным выбором, чем усиление необходимых. Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.

Краткая история [ править ]

История эквалайзеров началась в 1930-х годах в Голливуде, когда появились первые фильмы со звуком. В то время многие обращали внимание на неестественное звучание музыки и голоса актёров. Одним из этих людей был Джон Волкман, который и применил первый эквалайзер для улучшения звучания звуковых систем в кинотеатре. До этого подобные эквалайзеру приборы использовались для коррекции звуковых потерь при передаче сигнала. Однако Волкман был первым, кто внедрил эквалайзер в звукоусилительную систему. Первый такой эквалайзер (EQ-251A) представлял собой прибор с двумя ползунками, каждый из которых имел переключатель выбора частот.

В то же время в голливудских студиях звукозаписи проводились эксперименты с эквалайзерами в целях пост-продакшна и создания эффектов. Тогда компания Cinema Engineering разработала первый настоящий графический эквалайзер (модель 7080), который имел 6 полос, регулируемых в пределах 6 дБ с шагом в 1 дБ, а впоследствии — очень популярный в то время 7-полосный эквалайзер 9062A.

В 1967 году Арт Дэвис (из Cinema Engineering), совместно с Джимом Ноблем и Доном Дэвисом, разработали первый набор пассивных 1/3-октавных фильтров, который был назван «Acousta-Voice». Эта система положила начало новой эры современной эквализации.

В течение последующих 20 лет произошёл буквально бум в разработках эквалайзеров: было создано большое разнообразие эквалайзеров, с применением микросхем и других цифровых технологий.

Источник

Эквализация: настраиваем добротность фильтров (Q)

Работая с эквалайзерами, мы чаще всего пользуемся всего двумя параметрами – Freq, который определяет центральную частоту фильтра и Gain, который определяет коэффициент усиления на центральной частоте фильтра. К этому списку можно добавить еще выбор типа фильтров эквалайзера, но практически во всех современных программных эквалайзерах этот выбор происходит автоматически и зависит от первоначального места размещения узла на частотном диапазоне. Если вы щелкнете мышью в области 20-30 Гц, скорее всего будет создан фильтр верхних частот; если создать узел в районе 60-70 Гц, скорее всего будет создана низкочастотная полка; если создать узел выше 100 Гц, будет создан колокол, и т.д. Конечно, для каждого эквалайзера значения частоты для определения типа фильтров будут разными, но тенденция рынка такова – современный эквалайзер должен определять типы кривых фильтров эквалайзера автоматически. Таким образом, у нас с вами остается всего два параметра (Freq, Gain), с которыми мы и осуществляем манипуляции. В этом списке чего-то не хватает, не так ли?

Наравне с параметрами центральной частоты и коэффициента усиления фильтров, существует еще один крайне важный параметр – добротность фильтров (Q), который определяет ширину усиливаемой или ослабляемой полосы частот и определяется как отношение центральной частоты к ширине этой полосы, лежащей в пределах 3 дБ от коэффициента усиления на центральной частоте. Проще говоря, чем выше значение добротности, тем уже полоса частот, и чем ниже значение добротности, тем полоса частот шире. Все это, в первую очередь, касается колоколообразных фильтров. Для полочных и обрезных фильтров значение добротности определяет крутизну спада фильтров на центральной частоте. Таким образом, в ваших руках появляется инструмент, способный формировать частотные ландшафты – от пологих возвышенностей до отвесных скал.

Как же использовать параметр добротности (Q) на практике?

Существует несколько важных вещей, которые стоит учитывать при настройке параметра добротности:

1. Усиливая полосу частот, уменьшаем значение добротности

Основной задачей эквализации является, в первую очередь, получение оптимального баланса частот внутри отдельных инструментов, что в итоге способствует балансировке всего микса. Исходя из этого, любое усиление частот должно быть мягким и аккуратным. Человеческий слух очень цепко реагирует на слишком громкие диапазоны частот, поэтому для сохранения баланса звучания при усилении частот важно использовать именно широкие полосы, соответствующие низким значениям добротности.

2. Ослабляя полосу частот, увеличиваем значение добротности

Любой срез или ослабление частот влечет за собой достаточно существенное изменение внутреннего баланса инструмента и, соответственно, его звучания. С помощью ослабления частотных полос можно решить множество вопросов, включая подавление грязи, шума, бубнения, гула, ватности, свиста и других нежелательных призвуков, но в то же время при неправильной настройке добротности фильтров можно существенно навредить инструменту, сделав его звучание тусклым, тонким и вялым. Чтобы избежать этих неприятных вещей, достаточно увеличить значение добротности фильтров и ослаблять достаточно узкие диапазоны частот. Таким образом вы уберете лишнее, оставив при этом все полезные частоты. При использовании экстремально высоких значений добротности колоколообразного фильтра, можно создать режекторный фильтр, который отлично подходит для подавления какой-то конкретной частоты или узкой полосы частот. Это бывает полезно, когда нужно подавить очень сильные резонансы или же удалить статичный шум, например, гул от электросети на 50 или 60 Гц, в зависимости от региона, в котором была осуществлена запись.

3. Не используйте слишком высокие значения крутизны спада для обрезных фильтров

В свое время я мечтал найти такой эквалайзер, в котором был бы обрезной фильтр, способный срезать частоты под углом 90 градусов, то есть такой себе brickwall-фильтр. Но когда я нашел такой фильтр в IZotope Ozone и включил его, я понял, что он звучит очень немузыкально. Действительно, подавление частот ниже центральной частоты фильтра было впечатляющим – фильтр резал все, но это ли мне было нужно на самом деле? Я хотел получить чистый, аккуратный, точный и приятный для слуха срез, а в итоге получил красивую картинку для глаз и ужасный сдвиг фазы для ушей. Таким образом, я понял, что при настройке добротности (крутизны) обрезных фильтров нужно учитывать скорее не степень подавления частот, а скорее тандем подавление/музыкальность. Наиболее музыкально звучат обрезные фильтры с подавлением в 6 и 12 дБ на октаву. Если нужно использовать фильтры с подавлением в 24 дБ на октаву или выше, лучше применить линейнофазовые фильтры, которые не создают фазовых искажений. При использовании обрезных фильтров с высокой крутизной на отдельных дорожках особых проблем может и не возникнуть, но если вы используете такие фильтры на подгруппах или тем более на мастер-канале – будьте готовы к тому, что инструменты могут потерять локализацию, а стереокартина «поплыть».

4. Изучите документацию к вашим эквалайзерам

Во многих классических аналоговых эквалайзерах (например, API 550), и их эмуляциях соответственно, используется не постоянное значение добротности относительно усиления, а пропорциональное, то есть чем меньше коэффициент усиления, тем меньше значение добротности, и наоборот, чем выше коэффициент усиления, тем выше значение добротности. Учитывайте такие особенности в поведении отдельных приборов, чтобы процесс сведения был осмысленным, а не работой вслепую. Зависимость параметра Q от Gain также можно найти во многих программных эквалайзерах — Type 3 и Type 4 в Sonnox Oxford EQ работают «аналоговым» образом: различие этих режимов заключается в том, что при одинаковом уровне усиления, ширина полосы при низких значениях Gain для Type 3 будет уже, чем для Type 4, но при максимальном значении Gain ширина полосы для Type 3 будет такой же, как и для Type 4.

5. Полоса частот с низкой добротностью затрагивает не только узкую область вокруг центральной частоты фильтра

Вы задумывались когда-нибудь о том, почему при использовании высокочастотной полки на 10 кГц инструменты начинают звучать очень сочно, а не просто воздушно? Все дело в том, что чем сильнее вы будете усиливать высокочастотную полку с центральной частотой на 10 кГц, тем сильнее она будет захватывать нижестоящие частоты, тем самым усиливая не только высокие частоты, но и высокую средину. Усиление именно этих, более низких частот, а не верха от 10 кГц, и дает этот эффект яркости и сочности. Чем более пологие склоны полочных фильтров, тем больше будет захвачено частот в стороне от центральной частоты фильтра. Помните об этом и всегда спрашивайте себя о том, что же вы хотите усилить или ослабить в действительности? Вы хотите манипулировать всем этим огромным частотным диапазоном внутри полки или же на самом деле вас интересует какая-то конкретная частота рядом с ней?

Параметр добротности (Q) не является чем-то малозначительным или рудиментарным. Он настолько же важен, насколько и параметры частоты (Freq) и коэффициента усиления (Gain). Я надеюсь, что мои рекомендации помогут вам использовать ваши эквалайзеры более обдуманно, чтобы в итоге получить действительно чистые и сбалансированные записи.

Источник

Вопросы по эквалайзеру.

Опции темы
Поиск по теме
Отображение

В обсуждении: Вопросы по эквалайзеру.

Добрый вечер форумчане. Возникли такие вопросы:
1. В эквалайзере есть понятие добротности. Это одно и то же что и q-фактор?
2. Ширина полосы чем меньше, тем лучше? Или наоборот? И в каких единицах измеряется?
3. Как определить ширину полосы.

Если вопросы звучат глупо, не кидайтесь злостными высказываниями, я еще изучаю азы.

Никто не может подсказатЬ?

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Если Вы впервые на нашем Форуме:

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Re: Вопросы по эквалайзеру.

Смотри когда Q 0,5 это самое широкое. Когда 12 это самое узкое

Re: Вопросы по эквалайзеру.

Чем больше добротность эквалайзера,тем УЖЕ его полоса.Нгеобходимая ширина полосы определяется из конкретных данных замера (величины дефекта).Поэтому какой лучше применять:третьоктавный или параметрический с регулировкой ширины и центральной частоты без анализа всех дефектов сказать невозможно.

Re: Вопросы по эквалайзеру.

Понял. Если я замеряю допустим тракт, получаю какой то горбик на определенной частоте, то мне надо увеличить Q-фактор и выбрать центральную частоту, которая соответствует этому горбу, чтобы сгладить. А если горб на большое количество частот, уменьшаю q-фактор и центральную частоту беру равную середине этой полосы. Правильно так будет?

Re: Вопросы по эквалайзеру.

Тут нужно думать.
Может выгодней настроить центр на максимум дефекта,а не на центр полосы,может применить третьоктавный с фиксированными частотами.
Главное—в «+» не более 3Дб и лучше убавлять,чем прибавлять.
А так универсальных рецептов нет.

Источник

Добротность эквалайзера что такое

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Эквалайзер – инструмент, с помощью которого можно воздействовать на часть спектра звука, оставляя остальные составляющие спектра нетронутыми.

Об эквалайзерах в интернете довольно много различной информации. В основном эта информация относится к технической стороне вопроса. Я же хочу обратить ваше внимание на эквалайзеры как на прибор, являющийся неотъемлемой частью музыкального производства.

Если рассмотреть весь процесс звукозаписи и продакшна, то применение эквалайзеров бывает уместно практически на всех его стадиях. Это, в первую очередь, непосредственно звукозапись, то есть фиксирование музыкального материала на аналоговый или цифровой носитель; это сведение, то есть приведение набора разрозненно звучащих инструментов к цельной музыкальной картине; и это мастеринг, то есть финальная доводка микса до состояния, в котором его и услышит конечный слушатель.

Отличия этих трех пунктов весьма очевидны. На стадии записи эквалайзер – часть звукозаписывающего тракта. Его воздействие единовременно, и после того как запись завершена, отменить окраску эквалайзера уже невозможно. Обычно для записи используют либо эквалайзеры, встроенные в предусилитель или комбик, либо отдельные блоки. Качественный блок эквализации стоит очень дорого, но и музыкальность таких приборов на высоком уровне.

Если, к примеру, вокалист обладает какими-либо особо красивыми частотами в голосе, то с помощью эквалайзера эти частоты можно подчеркнуть. И наоборот, если каких-либо частот недостает – их можно добавить, привнеся специфический, характерный данному эквалайзеру, окрас. При настройке бас-гитары или гитары музыканты и звукорежиссеры, в зависимости от жанра, в котором будет делаться запись, чаще всего имеют возможность регулировать эквалайзер, встроенный в комбик, преамп или гитарную голову. Для разных жанров звучание гитары может быть нужно разное, и благодаря эквалайзерам одна и та же пара «гитара плюс комбик» может быть актуальной для стилистически далеких композиций.

На стадии мастеринга эквализация производится очень тонко, потому что основная частотная картина обычно уже выстроена на сведении. В принципе, хорошему сведению на мастеринге она может и не потребоваться.

Ну а в большей степени применение эквалайзеров характерно, конечно, стадии сведения. Безусловно, подобных оперативных вмешательств в спектр должно быть как можно меньше. Об этом говорит большинство опытнейших звукорежиссеров как в нашей стране, так и во всем мире. Тем не менее, во многих случаях (из-за ошибок, допущенных на стадии аранжировки, а также из-за недостатков тон-генераторов или не слишком внимательной работы инженера сведения) полностью избежать вмешательства эквалайзеров бывает невозможно.

Поэтому в этой статье я максимально сжато и емко постараюсь рассказать о том, что такое эквалайзер, какие существуют основные виды эквалайзеров, опишу основные параметры эквалайзеров и расскажу, какие настройки эквалайзера уместны в тех или иных случаях. Косвенно будут также затронуты такие вопросы как эквализация вокала и инструментов. Подробнее об этом в недалеком будущем постоянные читатели этого блога смогут узнать в еще одной статье, посвященной сведению музыки.

Виды эквалайзеров

Итак, перейдем к сути вопроса. Как я уже писал, эквалайзер призван воздействовать на часть спектра определенного инструмента или голоса. Результатом этого воздействия является увеличение или уменьшение амплитуды звучания частот на определенном диапазоне спектра.

Поскольку эквалайзер воздействует на амплитуду звука, то есть его громкость, этот прибор относится к динамической обработке (мы знаем, что динамика – изменение громкости). Все приборы, так или иначе воздействующие на часть спектра, обычно принято называть фильтрами.

С одной стороны, эквалайзер – это частный случай фильтра. С другой – фильтры могут иметь несколько другие параметры, а потому их выделяют в отдельную категорию обработки.

Эквалайзеры делятся на два вида: графические и параметрические.

Графические эквалайзеры

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Графические эквалайзеры чаще применяются в концертной работе, когда требуется многополосная отстройка порталов, прострелов, мониторов. Самый простой пример такого прибора – панель с набором слайдеров, каждый из которых повышает или понижает амплитуду звучания на какой-либо фиксированной частоте (частотной зоне).

Распространенный тип графических эквалайзеров – это прибор с 31 полосой эквализации, который также называют 1/3-октавный графический эквалайзер.

Напомню, если кто-то забыл, что зависимость октав и герц – нелинейная. Повышение звука на одну октаву соответствует удвоению частоты его корневого тона. Поэтому диапазон частот, за который отвечает каждая из ручек графического эквалайзера, не является фиксированным значением. Тогда как интервальный диапазон – фиксированный.

1/3-октавный эквалайзер обычно охватывает спектр частот, к которому, как принято считать, ухо обычного человека наиболее восприимчиво, то есть от 20 герц до 20 килогерц. При этом, каждые последующие три полосы прибавляют к предыдущей полосе одну октаву, на которую воздействуют ручки. Первая полоса – 20 герц, четвертая – 40 герц, что соответствует повышению тона на одну октаву. Вторая и третья полоса отвечают за промежуточные значения в 1/3 октавы. Между 20 герцами и 20 килогерцами диапазон составляет 10 октав, и потому, вместе с самой первой полосой, эквалайзер состоит из 31 треть-октавного слайдера.

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Графические эквалайзеры обладают определенными достоинствами. Прежде всего – это простота и быстрота воздействия на спектр, возможность одновременно изменять совершенно различные участки спектра как в плюс, так и в минус, а также удобство и графическая наглядность. Но, при этом, к сожалению, недостатки этих приборов очень существенны.

Второй недостаток – фиксированный уровень добротности на каждой полосе (подробнее о добротности чуть ниже). Некоторые дорогие модели позволяют регулировать добротность, но у большинства обычных графических эквалайзеров такой возможности нет.

И третий, очень важный недостаток, заключается в том, что даже при близком расположении соседних слайдеров невозможно получить абсолютно плавного изменения спектра. Из-за этой особенности графический эквалайзер вносит в звук искажения, которые не так заметны в ходе концерта, но для целей звукозаписи могут оказаться существенными.

Поэтому, при работе в студии чаще всего избегают применения графических эквалайзеров, отдавая предпочтение более маневренным и аккуратным параметрическим.

Параметрические эквалайзеры

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Параметрические эквалайзеры, в отличие от графических, не обладают таким большим количеством полос эквализации. Однако, благодаря возможности точной локализации частоты, на которую необходимо воздействовать, это им и не нужно. Чаще всего параметрические эквалайзеры имеют от одной до четырех полос. Иногда эти полосы закреплены за определенным диапазоном, в пределах которого можно регулировать их частоту, но нередко и все полосы можно задействовать на всем диапазоне.

Свое название параметрические эквалайзеры получили благодаря наличию полностью изменяемых параметров эквализации. В умелых руках эти приборы могут дать звукорежиссеру большое преимущество в выстраивании музыкальной картины. Рассмотрим эти параметры.

Параметры эквализации

Начнем с рабочей частоты. Собственно, это та частота, от которой ведется отсчет работы эквалайзера. Самое большое удобство параметрического эквалайзера заключается в возможности точного выбора рабочей частоты, до герца. Благодаря этому мы можем устранить мешающий резонанс, не цепляя полезного спектра. Рабочая частота обозначается на параметрических эквалайзерах термином Frequency.

Далее. При выборе типа фильтра мы выбираем способ воздействия на спектр. Не все эквалайзеры имеют возможность менять тип фильтра, особенно если речь о железных приборах. Программные эквалайзеры (например, в системе записи ProTools) часто дают нам выбор. Основные типы фильтров следующие.

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Обрезной фильтр. Такой фильтр обрезает низкие или высокие частоты выше определенной частоты, и делает это с определенным уровнем наклона кривой. В стандартных случаях обрезные фильтры бывают либо 2-разрядные (12 дБ/окт.), либо 4-разрядные (24 дБ/окт.). Но иногда есть возможность задействовать и 1- или 3-разрядные фильтры (6 и 18 дБ/окт. соответственно). Использование, к примеру, 2-разрядного фильтра означает, что с изменением частоты на октаву громкость звучания спектра изменяется на 12 децибел. Обрезной фильтр усиливает свое воздействие с увеличением частоты. Если это обрезной фильтр высоких частот, то его воздействие усиливается в положительном направлении графика частот. Если это обрезной фильтр низких частот – то оно усиливается в отрицательном направлении.

Пример. Необходимо задействовать обрезной 2-разрядный фильтр низких частот с рабочей частотой 300 герц. Частоты выше 300 герц останутся нетронутыми. Вниз по графику будет осуществляться подавление частот таким образом, что на 150 герцах (то есть на одну октаву ниже) их громкость будет снижена на 12 дБ, на 75 герцах (на две октавы ниже) – на 24 дБ, и так далее. Как это выглядит графически – можно увидеть на рисунке чуть выше.

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Шельфовый эквалайзер (фильтр). На первый взгляд этот тип эквалайзера похож на обрезной фильтр. Он также воздействует на спектр выше или ниже определенной рабочей частоты. Но принцип его воздействия несколько иной, и этим обусловлена распространенность его применения для многих целей в процессе работы со звуком.

Во-первых, шельфовый эквалайзер воздействует на частотный диапазон, равномерно изменяя его выше или ниже заданной частоты. То есть, понижение амплитуды при помощи шельфового эквалайзера повлечет за собой уменьшение громкости с одинаковой силой как через октаву, так и через три. Дословно слово «шельф» (shelf) означает «полка», и это название довольно точно описывает принцип его работы.

Во-вторых, шельфовый эквалайзер может работать как в плюс, так и в минус (тогда как обрезной – только в минус). Благодаря этому свойству, при помощи шельфового фильтра можно не только понижать частоты, но и придавать звуку нужную окраску. Например, легкое поднятие «шельфом» высоких частот дает равномерную «просветленную» окраску, без выпячивания каких-либо резонансов.

В-третьих, при работе шельфовым фильтром «в минус», звучание инструмента не остается кастрированным, потому что он не убивает частоты так радикально, как это делает обрезной фильтр.

Пример. Если рассмотреть воздействие двух типов эквалайзеров на один и тот же звук, и задать рабочую частоту в 200 герц, то 24-децибельный обрезной фильтр низких частот даст результат, при котором на 50 герцах этот инструмент будет звучать на 48 дБ тише (то есть, фактически перестанет быть слышен). Тогда как шельфовый эквалайзер поможет слегка понизить громкость низких частот, оставляя присущее звуку естественное «мясо», например, сделав его на 4-6 дБ тише, хоть на значении 100 герц, хоть на значении 20 герц.

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Полосный фильтр. Это наиболее часто используемый тип эквалайзера. Он позволяет понизить или повысить частоты в определенном диапазоне на определенное значение в децибелах, и с заданным графиком кривой. Этот эквалайзер наиболее полно соответствует названию «параметрический».

Перед тем как продолжить описание его характеристик, необходимо все-таки вернуться к понятиям добротности и чувствительности.

добротность эквалайзера что такое. Смотреть фото добротность эквалайзера что такое. Смотреть картинку добротность эквалайзера что такое. Картинка про добротность эквалайзера что такое. Фото добротность эквалайзера что такое

Чувствительность эквалайзера (Gain) показывает, на сколько децибел будет изменена амплитуда звучания рабочей частоты. Надо понимать, что эта ручка оказывает воздействие не только на саму эту частоту, но и на ближние к ней частоты, и степень воздействия на окружающие частоты будет регулироваться значением добротности.

Добротность эквалайзера (Q) – это значение, которое показывает, какой ширины будет горб или провал в области рабочей частоты (левее и правее от основной частоты на графике). Внимание! Добротность – величина, обратно пропорциональная ширине подъема или провала. Чем выше уровень Q, тем тоньше будет полоса частот, на которую будет воздействовать ручка чувствительности. Например, при значении Q = 0.3, вы сможете изменить довольно широкий участок спектра. А при значении Q = 7 – наоборот, тоненькую полоску, практически только саму выбранную частоту. На приведенных слева рисунках сначала значение добротности установлено высокое, затем низкое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *