дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 92:6

Свт. Афанасий Великий

Свидения Твоя уверишася зело. Свидениями именует обетования, которые возвещены были языческим народам чрез святых Пророков и которых верность засвидетельствовал Господь, напоследок дней пришествием Своим исполнив на самом деле. Дому Твоему подобает святыня, Господи. Дом Господень есть Церковь, а ей подобает быть святою: потому что в ней вселится Тот, Кто един есть свят. И когда исполнится это, тогда, причастившись нескончаемой святыни, насладится ею.

Блж. Феодорит Кирский

«Свидения Твоя уверишася зело». Все же сие предвозвестил Ты издревле, и предрек чрез святых Пророков Твоих; а истина сего доказана свидетельством дел. Прекрасно и сие присовокупление: «зело», то есть, в пророчествах не возможно усмотреть и малейшей лжи, но с точностию предречено все ныне видимое.

«Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дний». Но величайшее и наилучшее из всех благ есть то, что наслаждение даруемым есть не скоропреходящее и не временем ограниченное, подобно служению иудейскому, но постоянное, всегда пребывающее и вечное; потому что сие соответствует и приличествует новому дому Твоему. А домом Божиим божественный Павел нарек собрание верующих, которому, как сказал Пророк, «подобает святыня». Поэтому надлежит нам, по апостольскому увещанию, очистить «себе от всякия скверны плоти и духа», творить же «святыню в страсе Божии» (2Кор.7:1), чтобы, уготовив достойный Богу храм, приять нам в него вечнаго Обитателя.

Евфимий Зигабен

Свидения Твоя уверишася зело.

Свидетельства, говорит, о Тебе, Господи, весьма верны, то есть, истинны; иначе: речения пророков, произнесенные ими в различные времена и в разных видах о вочеловечении Христа и о домостроительстве Его во плоти, по словам безъименнго изъяснителя и Дидима, все оказались истинными из самых дел и событий.

Слова Феодорита: Прилично и прибавление: зело (сильно), вместо того, чтоб иначе сказать; ни в чем из проречений нельзя предполагать лжи; но в точности все видимое ныне предсказано наперед и оказалось истинным.

Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Дом Божий есть соборная христианская церковь, как мы замечали многократно. Сему то, говорит, дому Твоему, Господи, прилична святость, иначе: ему прилично быть святым, как дому святого Бога. И церковь будет святою, если в ней будет пребывать чистота и святость и непричастность никакой скверне ни душевной, ни телесной. И таковая святость и непричастность в церкви Божией должна обратиться в долготу дней, иначе—быть навсегда. По словам Павла домом Божиим называется еще и храм Божий и каждый христианин, в котором должна находиться святость и чистота жизни Его.

Почему и Афанасий говорит: Это значит, что ничто столько не нужно для сохранения церкви в долготу дней, как святость. Если же случится, что в доме Бoжием окажется нелепость и вместо святости скверное и нечистое дело, то ей невозможно будет пребыть в долготу дней. Безъименный: Дом Божий есть все христиане, присвояющие Его себе в свой дом. Таковыми и должно быть истинно святыми не в тот только, или другой день, но в долготу дней; как и Павел сказал: Или вы не знаете, что вы храм Бога, и что Дух Божий живет в вас? Если кто храм Божий растлит, то того растлит Бог; ибо храм Божий свят; а таковой составляете вы (2 Кор. 3,16). Ибо тому, кто сделался домом Божиим, поистине прилична святость и освящение, дабы он, как принадлежащий Богу равным образом был и свят, и наоборот, как святый, был в тоже время и Божиим. Если же святость прилична всем вообще принадлежащим к церкви христианам; то не гораздо ли более прилична она находящимся в ней святым патриархам, архиереям и священникам? Почему и Златоуст в 83-й беседе на Матвея священство назвал служением Ангелов, и Климент Собиратель—нескверным и непорочным (кн. 7. Собраний). А святость, по изъяснению божественного Дионисия, есть совершенная чистота и непричастность никакой скверне (гл. 12, О Божиих именах). Почему Феодорит сказал: Должно посему нам по увещанию Апостольскому очищать себя от всякой скверны плоти и духа и совершать святость в страхе Божием, дабы, приготовив достойный дом Божий, мы получили и жилище вечное.

Еп. Ириней (Орда)

Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний

Поражение язычников и победа народа Божия служили вместе с тем указанием того, что 1) угрозы божественные (против нечестивцев) и обетования (верующим), как они высказаны в законе (сведения), заслуживают всякой веры, несомненно будут Им исполнены, и что 2) дом Божий, храм – свят, так как Бог не допустил осквернить его язычникам; в этом заключается новое побуждение для Израиля сохранять этот храм в святости и чести.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Источник

Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть картинку дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Картинка про дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

Эта надпись на южном фасаде Михайловского замка традиционно считается самой мистической надписью в Петербурге. В основополагающей на сегодняшний день работе о Михайловском замке В.В. Пучков и Л.В. Хайкина так передают эту легенду:

«Над колоннадой южного фасада проходит фриз из шокшинского порфира, на котором помещалась надпись, исполненная золочеными бронзовыми буквами: «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней». Надпись эта представляет собой заключительные строки одного из псалмов Давида, и с ней связано любопытное предание. Известная в Петербурге в павловские времена юродивая Ксения (в последствии даже причисленная клику святых — Ксения Петербургская) предсказала: «Ныне царствующий император проживет столько лет, сколько букв в этой надписи». В надписи было 47 букв (в старинной орфографии), и действительно Павел I закончил свой жизненный путь на сорок седьмом году жизни. «

При этом авторы ссылаются на известного специалиста по петербургскому фольклору Н. Синдаловского, который, как уже было замечено в одной из статей, источников своих рассказов на раскрывает 🙂 Следует отметить, что в некоторых пересказах этой легенды место Ксении Блаженной занимает монах Авель. Этот вариант мы здесь разбирать не будем, адресуя читателя к отдельной дискуссии, посвящённой существованию и пророчествам монаха Авеля: «Павел и монах Авель: busted!»

Увидеть саму надпись можно в прикреплённом видеофайле.

дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть картинку дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Картинка про дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

Попробуем выяснить правдивость приведённой легенды. Здесь перед нами встаёт несколько вопросов:

1. Была ли надпись нанесена в эпоху Павла I до его смерти?
2. Существовали ли в Петербурге слухи о предсказании касательно совпадения количества букв надписи и количества лет жизни государя до его гибели?

дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть картинку дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Картинка про дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть картинку дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Картинка про дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

2. Существовали ли в Петербурге слухи о предсказании касательно совпадения количества букв надписи и количества лет жизни государя до его гибели?

По крайней мере мне подобных данных найти не удалось. Здесь мы сталкиваемся с обычной для историка проблемой. Можно доказать, что что-то было. Но доказать, что чего-то не было практически невозможно. Мы не можем доказать, что среди строителей пирамид не было инопланетян, хотя здравый смысл подсказывает, что их там не было.

Впрочем, здравый смысл- подчас обманчивый костыль для исследователя. Поэтому в поддержку того, что слухов о совпадении количества букв и лет, которые проживёт император, не зафиксировано, можно обратиться к специальной работе об этой надписи: Хайкина Л. В. «Дому твоему подобает святыня господня в долготу дней». Надпись на южном фасаде Михайловского замка: Историческая справка. — СПб., 2006 // Архив филиала ГРМ «Михайловский замок». содержание её вкратце сводится к следующему:
а) Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию.
б) Надпись представляет собой видоизменённую цитату из 29 псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Изменить цитату понадобилось, т.к. «дом Господень» обычно трактуется комментаторами как высокодуховный человек или храм, но никак не светское жилище.
в) Павел приказал установить надпись на фасад своей резиденции, т.к. создавал не просто дворец, а резиденцию царя- первосвящённика. Об этом говорят также квадратный план замка и прямоугольный внутренний двор, названия ворот: Воскресенские, Зачатейские и многие другие символические элементы.
Все эти рассуждения весьма интересны, но для нашего расследования имеет значение то, что всесторонне изучив вопрос появления надписи, автор ни слова не говорит о современных Павлу слухах о количестве лет, уготованных государю.

Источник

Псалом 92

1. Господь воцарися, в лепоту облечеся. «Пророч. слово, – гов. бл. Феод., – изображает Христа как некиим царем, который облекается в царское всеоружие». «Поелику род человеческий, – говорит св. Афан., – отступив от царства Божия, подпал мучительству сатаны; то пришел (воцарился) Единородный, чтобы снова подчинить его Своей державе, что и совершено. Лепотою же Божиею именует спасение рода человеческого. Облечеся Господь в силу и препоясася. Сими словами означает нам низложение сопротивных сил, которое Господь и совершил, как бы восприяв на Себя воинский вид. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. По предварительном поражении их, т.е. сопротивных демонов, Господь на камне создал Церковь, которой не одолеют и самые врата адовы» (Св. Афан.). «Незыблемою и твердою сделал вселенную (в нравственном смысле); потому что уже имеет в себе непоколебимость Бож. ведения и освобождена от прелести лжи» (Бл. Феодор.). С Евр.: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом (и) препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется».

2. Готов престол Твой оттоле, т.е. от вечности, ибо от века Ты еси. «Сказано сие, – говорит св. Афан., – потому, что от сложения мира предопределено будущее спасение Им (Господом Иисусом Христом) человеческого рода. Ибо престолом, поставляемым для того, чтобы судить утеснителей наших демонов, певец-пророк означает воскресение Единородного». «Не ныне возведен Ты на царство, но имеешь присносущную державу и царство вечное» (Бл. Феод.). С Евр.: «Престол Твой утвержден искони; Ты – от века».

3. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. «Реками, – говорит св. Афан., – называет здесь св. Апостолов и Евангелистов, которые и Божию Церковь возвеселили духовными потоками ( Ин. 7:38 )». «Св. Апостолы воздвигоша гласы своя, проповедуя Бож. догматы и пролагая себе пути» (Бл. Феод.).

4. Возмут 544 реки сотрения 545 своя, – реки поднимут волны свои. С Евр.: «Возвышают реки волны свои». «Сотрениями, – говорит бл. Феод., – пророк назвал стези. поелику вода обыкновенно смывает землю, по которой течет и пролагает себе путь, то течение сих рек справедливо назвал сотрением; потому что первые уверовавшие проповеди уготовляли путь другим». От гласов вод многих, дивны высоты морския. В буквальном смысле в 3 стихе и здесь, конечно, разумеются под гласами шум ветров и бури, а под высотами – высокие и грозные волны моря, говорящие о величии и славе Творца. В духовном смысле, по св. Афан., слова: дивны высоты морския – значат то, что «высокие тайноводства, Апостольские провещания и струи евангельские дивными соделали высоты морские; под морем же, говорит сей отец, пророк разумеет множество уверовавших народов, которых высоты, т.е. возвышенность мудрования, соделались дивными; потому что не малое и низкое что-либо, но высокое и дивное мудрствуют о Боге». Дивен в высоких Господь. И если дивны высоты морския, то как должен быть дивен Господь на небе! С Евр.: «Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь».

5. Свидения Твоя уверишася зело, т.е. Твои обетования, проречения соделались совершенно верными, несомненными, для всех очевидными. «Свидениями, – говорит св. Афан., – пророк именует обетования, которые возвещены были языческим народам чрез св. пророков и которых верность засвидетельствовал Господь, на последок дней пришествием Своим исполнив на самом деле. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Дом Господень есть Церковь, а ей подобает быть святою, потому что в ней вселится Тот, Кто един есть свят. И когда исполнится это, тогда, причастившись нескончаемой святыни, насладится ею» (Св. Афан.). С Евр.: «Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни».

Бл. Феодорит читал в надписании сего псалма: хвала песни Давиду, не надписан у Евреев. Последних слов, по его уверению, он не нашел ни в Екзанлах, ни у Евсевия. Но этих слов нет и теперь в Греческих и Славянских библиях, а в Еврейской библии нет никакого написания у сего псалма, В Вульгате вместо: населися – fundata est – основана.

Возмут αρουσιν – от αιρω – поднимаю.

Сотрения επιτριψεις – ψις – сотрение, стирание; Калмет перевел: іllisiones – ударения; в Вульгате: fluctus – волны, как и в Еврейском. Слов: возвышают реки сотрения своя – нет в Римск. изд. LХХ, но есть в Компл. изд.; читает бл. Феодорит.

Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ

Авторский сайт Бударина М.Д.

дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть картинку дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Картинка про дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть картинку дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Картинка про дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть картинку дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Картинка про дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть картинку дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Картинка про дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Смотреть картинку дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Картинка про дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит. Фото дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней что значит

«Дому твоему подобает святыня Господня въ долготу дней»

Следует отметить, что строительство Михайловского замка литературные источники связывают с еще одной мистической историей, якобы приключившейся с императором Павлом незадолго до рождения его десятого сына Михаила.

Эта икона сподобилась быть поставлена в кабинете царя, и пред нею затеплена была лампадка.

Опечаленный состоянием супруги, Павел в сумерках вошел в кабинет и сел в кресло, глубоко задумавшись.

Тихий шорох побудил его обернуться. У дверей стоял старик в монашеской рясе с красивым, изборожденным морщинами лицом.

Этим же именем святого ты наречешь дворец, который строишь на месте своего рождения.

(Здесь следует пояснить, что Михайловский дворец был построен на месте, где раньше располагался тогда еще деревянный Летний дворец, в котором и родился будущий российский император Павел Первый.)

Помни мои слова: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней».

Засим, таинственный гость исчез за дверью, как показалось государю.

28 января императрица разрешилась от бремени сыном Михаилом.

Именно в то время, когда грохот пушек с бастиона Петропавловской крепости возвестил подданным о приращении царской семьи, любимец государя, граф Кутайсов, доложил, что дежурный по внутренней страже дворца офицер желает сообщить государю нечто важное по секрету.

Поначалу Павел встревожился: при всяком внезапном к нему обращении он ощущал какое-то неприятное чувство. Но нашел в себе силы и произнес: «Пошли его сюда!»

— Какой казус, сударь?

— Часовой, вероятно в припадке горячки, доложил о каком-то бывшем ему видении…

— Прислать сюда часового! – крикнул государь.

Дрожа от страха, часовой слово в слово повторил то, что дежурный офицер передал императору.

К удивлению солдата и офицера, государь произнес:

— Знаю, знаю… это уже исполнено!

Часовому государь приказал выдать щедрую награду, а офицер пожалован был орденом Святой Анны.

На другой день император затребовал к себе архитектора Бренно, ответственного за постройку нового здания дворца.

Информацию о надписи, выполненной бронзовыми буквами по фризу дворца, сообщает писатель Август Коцебу, в 1801 году посетивший Михайловский дворец.

Но это не все мистические странности, связанные с жизнью императора Павла.

Каменный гость и Медный всадник.

Современники утверждают, что сам Павел безоговорочно верил в свои пророческие сны и был участником еще нескольких мистических историй и оставили об этом несколько литературных свидетельств.

В журнале П.И. Бартенева «Русский архив» за 1869 год, были опубликованы записки баронессы Оберкирх, о мистическом видении еще не вступившим на престол Великим князем Павлом, своего прадеда Петра Первого. Вот как излагается рассказ об этом видении:

«Десятого июня 1782 года за ужином зашел разговор о чудесных явлениях.

Принц де Линь обратился к Павлу:

— А что Ваше высочество? Разве в России нет чудесного?

Великий князь поднял голову.

— Куракин знает, что и мне было бы что рассказать. Но есть воспоминания, которые я гоню из памяти.

Великий князь посмотрел на Куракина.

— Не правда ли Куракин, что и со мной было кое-что странное?

— Столь странное Ваше Высочество, что, право же, при всем моем к Вам доверии, я могу приписать происшедшее порыву Вашего воображения.

— Нет, это правда, сущая правда. И если Оберкирх даст слово не говорить об этом моей жене, то я расскажу вам, в чем было дело.

Мы все дали это обещание, и я его сдержала. Эти мемуары будут опубликованы лишь тогда, когда наше поколение уйдет со сцены. Передаю этот рассказ, как слышала его от Великого князя.

«Как-то поздним вечером, скорее ночью, шел по петербургским улицам, после вечера, проведенного во дворце.

Светила луна, весенняя ночь была довольно теплой.

Разговор имел шутливый характер.

Впереди меня шел слуга, затем Куракин, позади которого шел второй слуга. Куракин шел в нескольких шагах позади меня. Свет луны был ярок.

При повороте в одну из улиц я увидел в глубине подъезда высокую худую фигуру, завернутую в плащ, в военной, надвинутой на глаза шляпе. Человек будто ждал кого-то. Когда я миновал его, он вышел и пошел около меня с левой стороны. Громкие его шаги я запомнил навсегда – он шел как статуя. Я почувствовал леденящий холод в левом боку, идущий от незнакомца.

Обратившись к Куракину, я сказал:

— Судьба послала нам странного спутника.

— Какого спутника? – спросил Куракин.

— Господина, идущего слева, шаги которого слышны на всю улицу!

Куракин в изумлении заметил, что слева от меня никого нет.

— Как? Ты не видишь этого человека между мной и стеной?

— Ваше высочество! Вы идете почти вплотную к стене!

Я протянул руку и … ощутил камень стены…

И все же незнакомец был здесь, шел шаг в шаг со мной, и звук его шагов разносился по всей улице…

Я посмотрел на незнакомца и увидел его гипнотизирующий взгляд.

Я дрожал не от страха, но от холода.

Вдруг из-под плаща, закрывавшего рот таинственного спутника моего, раздался глубокий и грустный голос:

— Что Вам нужно? – механически ответил я.

— Павел! – повторил сочувственно голос.

Незнакомец остановился. Остановился и я…

— Павел! Бедный Павел! Бедный князь!

— Слышишь? – спросил я Куракина.

— Решительно ничего не слышу, ответствовал он.

В моих же ушах этот голос звучит и сегодня.

Я, сделав над собой усилие, спросил незнакомца, кто он и что ему нужно?

— Кто я? Бедный Павел! Я тот, кто принимает участие в твоей судьбе и кто хочет, чтобы ты не особенно привязывался к этому миру, потому что ты долго не останешься в нем. Живи по законам справедливости, и конец твой будет спокоен. Бойся укора совести: для благородной души нет большего наказания.

Он двинулся вперед. Я следовал чуть позади. Где мы шли – я не знал. Смотрите, Куракин смеется, он думает, что это был сон!

Наконец мы пришли к большой площади, между мостом через Неву и зданием Сената.

Незнакомец подошел к одному, словно заранее отмеченному месту на площади и остановился. Остановился и я.

— Прощай, Павел! – сказал он.

— Ты еще увидишь меня здесь!

При этом его шляпа приподнялась, и глазам предстал мой прадед – Петр Великий.

Когда я пришел в себя, его уже не было.

На этом самом месте императрица возводит монумент, который скоро будет удивлением всей Европы.

Эта конная статуя, представляющая царя Петра, помещенная на скале.

Не я советовал матери избрать это место, выбранное или угаданное призраком!

И я не знаю, как описать чувство, охватившее меня, когда я впервые увидал эту статую». (Изложено по книге Н. Непомнящий «Великая книга пророков», М., стр.443-444).

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 17-й седмицы по Пятидесятнице

И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.

Нам показано, чем завершается торжественный Вход Господень в Иерусалим. «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью». Он осмотрел все, но ничего не сказал. Он оставил все как есть на эту ночь, намереваясь со следующего утра приступить к необходимым переменам. Мы должны знать, что Бог видит все зло, которое есть в мире, хотя терпит его до времени.

Когда Господь осматривал все вокруг в Храме, Он был подобен военачальнику, оценивающему силы противника и собственные возможности перед решающим сражением. Он отправился в Вифанию для уединенной молитвы, в присутствие Отчее. И это есть заповедь Его нам — если мы решаемся вступить в битву с человеческим злом и с самим диаволом, мы должны изо дня в день предстоять пред Богом. Мы видим здесь также двенадцать, неотступно следующих за своим Господом. Обыкновенно обращают внимание на то, что в самый трудный час ученики оставили Христа. Но мы должны увидеть и другое. Для них совершенно ясно, какой ужас надвигается на Господа. Они не могут вместить, что это значит, но продолжают стоять рядом с Ним из последних сил.

«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» Господь никогда не употреблял Свою Божественную силу для Себя. Он не обратил камни в хлеб, чтобы удовлетворить Свой голод. Он не пользовался Своим преимуществом, чтобы избавиться от Своих врагов. А здесь Он прибегает к Своей чудесной силе, чтобы поразить дерево, у которого не было плода, когда Он был голоден. Что это значит? Более того, в Евангелии сказано, что время плодов еще не наступило. Можно ли сокрушать дерево за то, что оно не могло дать? Это было бы неразумно и несправедливо.

Но Господь восхотел дать пример не деревьям, а людям рода сего, и потому проклял смоковницу. Он сказал ей: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» Святые отцы говорят, что это была притча в действии. Это было пророческое, символическое действие. Накануне Господь осмотрел испытующим взглядом то, что происходило в храме. Он обнаружил, что святое место не приносит плодов, которые можно было от него ожидать. Далее мы увидим, как Он выведет на свет Божий происходящее в Храме.

«Господь взалкал». О каком голоде идет речь? В Священном Писании смоковница, как и виноградник, — символ Израиля. Бог избрал этот народ для спасения мира. Но в течение многих веков Израиль отвечал неверностью ожиданиям Бога. И вот Господь показывает, что голод Божий становится нестерпимым. Подобно тому, как это делали пророки, Он обнажает бесплодие народа Божия. Его проклятие бесплодной смоковницы возвещает Божественный суд над храмом с его бесполезным служением. Внезапно мы становимся свидетелями гнева Божия. «И слышали то ученики Его». Грозные предупреждения Господа: «горе вам» — должны быть услышаны нами и хранимы в памяти — так же, как Его благословения. Мы являемся свидетелями гнева Божия против «мерзости запустения на месте святе», гнева Божия против вымогательства и обмана под прикрытием религии. Люди потеряли чувство присутствия Бога в доме Божием и занимаются коммерциализацией святыни Господней.

Господь очищает Храм от торговцев, которые заполняли его, и от тех, кто делал его домом торговли. Он пришел в Иерусалим и сразу же направился в Храм, и начал очищать его от того непотребства, которое Он увидел в нем за день до этого. Он пришел не для того, чтобы разрушить храм, как Его обвиняли клеветники, но очистить его. Он «начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Никто не противился Ему, потому что всем было очевидно, что здесь действует высшая правда, и совесть тех, кто видел свои деньги рассыпанными по земле, обличала их. Господь уверяет всех, ревнующих о святости и чистоте, что решительные действия против осквернителей жизни порой могут быть неожиданно успешными. «И не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь». Честь, подобающая храму, требовала не превращать двор язычников в проезжую дорогу, в уличный переход.

Храм должен существовать для всех народов, а не для одного только иудейского народа, ибо всякий, кто призовет Имя Господне, спасется. Когда в начале Своего служения Христос изгонял покупающих и продающих из храма, Он сказал: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2, 16). А теперь Он обвиняет их в том, что они сделали его вертепом разбойников. Зло не стоит на месте. Те, чьи мысли заняты земными попечениями во время богослужения, превращают дом молитвы в дом торговли. А те, кто лицемерно долго молится, чтобы «поедать домы вдов», превращают его в вертеп разбойников.

И мы слышим беседу Господа со Своими учениками у засохшей смоковницы. Господь сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!», но действие слова Господня было таково, что дерево засохло до корня. Если оно не приносит плодов, пусть не будет у него и листьев, обманывающих людей. Ученики потрясены. Петр, вспомнив слова Господа, говорит: «Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла». Они не могут понять, как быстро это произошло. Но где отвержение Христа, там отвержение Христом, и там зеленеющая цветущая жизнь становится мертвой. Засохшая до корня смоковница — образ храма, от которого Мессия не ждет уже ничего.

Единственный прекрасный плод этого засохшего дерева — напоминание о том, как страшна лицемерная вера и безверие. «Имейте веру Божию», — говорит Господь о живой вере, двигающей горами. Речь идет о всемогуществе Божием. Смоковница, храм, гора — никакие преграды не могут противостоять истинной вере. Самые великие трудности будут преодолены теми, кто верою и любовью приобщается силе и власти Бога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *