дотационный регион что это значит
Дотационные регионы в России и их рейтинг
Несмотря на то, что в Российской Федерации каждый регион является финансово самостоятельным, с точки зрения своего собственного бюджета, все же необходимо понимать, что через центральные государственные органы происходит определенное перераспределение заработанных средств.
Регионы, которые зарабатывают больше, чем им нужно для внутреннего расходования, являются донорами. Их еще называют бюджетообразующими. Другие области, в которых не развита промышленность или не добывается достаточно большое количество полезных ископаемых, находятся на бюджетных дотациях. О том, как обстоит ситуация в России в 2020 году, по отношению к дотационным регионом РФ, разберем подробно в данной статье.
Определение
Дотационными регионами принято называть те области (субъекты), которым перечисляют деньги из федерального бюджета. Причем, делается это на безвозмездной основе, то есть их не нужно возвращать назад в федеральный бюджет.
На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список.
Официальные показатели
На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:
Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.
По годам
Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.
Структурный субъект государства | В 2018 году | В 2017 году |
Дагестан | 59,06 | +6,65 |
Якутия | 43,95 | +7,32 |
Камчатка | 39,36 | +2,2 |
Алтай | 27,1 | +4,5 |
Чечня | 27,08 | +3,07 |
Ставрополь | 19,2 | +1,83 |
Бурятия | 18,3 | +0,39 |
Крым | 17,71 | -0,77 |
Башкортостан | 16,43 | +0,64 |
Тува | 15,73 | +1,18 |
Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:
По регионам
Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.
Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.
Динамика
К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:
В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.
Прогноз
В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:
Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.
Дотационные регионы – рейтинг
Ежегодно правительство РФ перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов. Например, самые нуждающиеся дотационные регионы России в 2020 и 2021 году, числа – в рублях:
2020 | 2021 | |
Республика Дагестан | 58 395 004 000 | 61 518 775 000 |
Республика Саха (Якутия) | 35 928 069 000 | 38 571 040 000 |
Камчатка | 32 402 936 000 | 34 149 057 000 |
Чеченская Республика | 27 354 420 000 | 28 710 667 000 |
Крым | 19 872 802 000 | 20 418 974 000 |
Как можно увидеть, самые дотационные регионы не улучшают свое положение – дефицит бюджета в них увеличивается, что подтверждает и карта, на которую нанесены дотационные регионы:
Ниже – рейтинг дотационных регионов, доноры, инфографика, сопроводительная информация и аналитика.
Дотации регионам – официальные данные
Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:
Субъекты | Сумма, тысяч рублей |
Республика Дагестан | 61 518 775,0 |
Республика Саха (Якутия) | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 34 149 057,0 |
Чеченская Республика | 28 710 667,5 |
Республика Крым | 20 418 974,3 |
Алтайский край | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 17 887 429,1 |
Республика Тыва | 16 066 441,0 |
Республика Бурятия | 15 568 468,1 |
Чукотский автономный округ | 12 782 544,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12 459 465,0 |
Республика Ингушетия | 9 645 857,3 |
Курганская обл. | 9 151 459,6 |
Республика Алтай | 9 106 684,5 |
Ивановская обл. | 8 461 903,9 |
Кировская обл. | 8 391 869,7 |
Брянская обл. | 8 359 072,5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 018 399,7 |
Республика Северная Осетия — Алания | 8 006 369,0 |
Чувашская Республика — Чувашия | 7 268 934,9 |
Республика Башкортостан | 6 722 002,0 |
Забайкальский край | 6 437 927,4 |
Ростовская обл. | 5 678 982,0 |
Тамбовская обл. | 5 041 283,3 |
Республика Карелия | 4 960 574,0 |
Республика Марий Эл | 4 853 090,4 |
Краснодарский край | 4 398 104,7 |
Архангельская обл. | 4 132 655,7 |
Волгоградская обл. | 4 129 097,2 |
Саратовская обл. | 4 114 285,8 |
Приморский край | 3 743 122,6 |
Омская обл. | 3 705 119,3 |
Пензенская обл. | 3 645 628,9 |
Воронежская обл. | 3 364 328,1 |
Челябинская обл. | 3 332 741,8 |
Республика Калмыкия | 3 251 440,8 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 2 947 665,3 |
Кемеровская обл. | 2 892 983,8 |
Орловская обл. | 2 798 918,4 |
Новосибирская обл. | 2 736 963,9 |
Псковская обл. | 2 697 683,7 |
Оренбургская обл. | 2 663 856,0 |
Томская обл. | 2 491 740,7 |
Владимирская обл. | 2 430 504,0 |
Хабаровский край | 2 367 778,7 |
Магаданская обл. | 2 094 003,2 |
Севастополь | 2 000 684,3 |
Удмуртская Республика | 1 985 564,8 |
Курская обл. | 1 960 738,8 |
Тверская обл. | 1 957 873,5 |
Нижегородская обл. | 1 953 335,3 |
Рязанская обл. | 1 950 840,5 |
Иркутская обл. | 1 650 931,8 |
Амурская обл. | 1 477 849,7 |
Астраханская обл. | 1 444 833,0 |
Республика Хакасия | 1 413 410,3 |
Калининградская обл. | 1 401 127,6 |
Смоленская обл. | 1 388 732,2 |
Костромская обл. | 1 364 852,2 |
Республика Мордовия | 1 353 055,9 |
Ульяновская обл. | 1 311 398,6 |
Пермский край | 1 254 191,2 |
Вологодская обл. | 1 023 709,4 |
Белгородская обл. | 960 702,3 |
Красноярский край | 889 411,3 |
Новгородская обл. | 751 258,6 |
Еврейская автономная обл. | 612 025,6 |
Тульская обл. | 543 160,6 |
Липецкая обл. | 398 018,2 |
Ярославская обл. | 370 682,7 |
Республика Коми | 264 449,9 |
Мурманская обл. | 14 732,3 |
Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.
Вообще, таблица показывает, что регионов с дефицитом бюджета – большинство, и их тянут вверх немногочисленные прибыльные регионы – доноры.
О них мы расскажем чуть ниже.
Регионы доноры
Донор – это регион или город, который отдает часть своего бюджета на «залатывание бюджетных дыр» убыточных регионов.
Список доноров: Республика Татарстан (Татарстан), Калужская обл., Ленинградская обл., Московская обл., Самарская обл., Сахалинская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Естественно, основные доноры – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, остальные субъекты с положительным балансом «вносят посильную лепту». Более-менее свежих данных по количеству отдаваемых донорами денег, к сожалению, нет – эту информацию Минфин в свои отчеты не вносит.
Статистика и рейтинг по годам
Самые бедные регионы
Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):
2019 | 2020 | 2021 | |
Респ. Дагестан | 66 265 836,8 | 58 395 004,4 | 61 518 775,0 |
Респ. Саха (Якутия) | 46 907 224,4 | 35 928 069,9 | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 37 389 812,3 | 32 402 936,3 | 34 149 057,0 |
Чеченская Респ. | 30 440 585,9 | 27 354 420,3 | 28 710 667,5 |
Алтайский край | 26 837 816,6 | 18 977 607,2 | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 22 083 116,2 | 17 597 742,4 | 17 887 429,1 |
Респ. Крым | 20 371 129,4 | 19 872 802,6 | 20 418 974,3 |
Респ. Бурятия | 19 874 889,0 | 15 447 994,0 | 15 568 468,1 |
Респ. Тыва | 16 932 597,8 | 15 173 903,9 | 12 782 544,1 |
Респ. Башкортостан | 15 611 803,5 | 7 137 233,2 | 6 722 002,0 |
Может показаться, что в 2020 году ситуация улучшилась – суммы дотаций уменьшились по сравнению с 2019 годом. На самом деле это не так – просто на 2020 и 2021 год власти ввели новшество: 30% от денег, которые должны быть распределены между субъектами РФ, отправлялись в резервный фонд, который будет задействован в случае крайней необходимости. Поэтому регионам пришлось «затянуть пояса».
Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно.
Самые богатые регионы
Если вы думаете, что самый богатый регион – Москва/Московская область, то вы сильно заблуждаетесь. Топ-10 регионов по поступлению денег в бюджет в 2018 и 2019 годах:
Субъект | Налоговые поступления в 2019, рублей | Налоговые поступления в 2018, рублей |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 3072250672 | 1985463484 |
Москва | 1428030549 | 1265525556 |
Ямало-Hенецкий АО | 1220680319 | 943921479 |
Санкт-Петербург | 664897484 | 621529636 |
Республика Татарстан | 490322755 | 328566826 |
Красноярский край | 388512599 | 267655450 |
Московская обл. | 357793433 | 325487387 |
Оренбургская обл. | 300831894 | 194447903 |
Самарская обл. | 291176949 | 224876734 |
Иркутская обл. | 270113319 | 180180790 |
Отметим, что «самый богатый» не означает, что региону не требуются дотации – Красноярский край, Оренбургская область и Иркутская область получили деньги из федерального бюджета, находясь в топ-10 по полученным налогам.
Данные о Москве и области
Москва, Санкт-Петербург и их области ежегодно выходят в ощутимый плюс, поэтому не получают дотаций – наоборот, сами отчисляют деньги менее развитым регионам. О том, сколько они получают, мы рассказали в предыдущем разделе.
Динамика
С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые.
Прогнозы дальнейшего развития событий
Учитывая, что в 2020 начался коронакризис, который в текущем 2021 году только начинает стихать, дать какой-либо уверенный прогноз не представляется возможным. Скорее всего, реальные поступления в бюджет в 2021 году сократятся, и от того, насколько они сократятся, будет зависеть объем дотаций на 2022 год.
Можно ожидать дальнейшего углубления расслоения регионов.
Отвечаем на вопросы
Вывод
В России существует распределение бюджета – «лишние деньги» из богатых регионов перенаправляются на текущие нужды регионов нуждающихся. Самый крупный поставщик денег в России – Ханты-Мансийский АО, за ним идет Москва. Самый нуждающийся регион – Республика Дагестан. В целом регионов с отрицательным годовым балансом – куда больше, чем прибыльных регионов.
Самые дотационные регионы
Российские регионы сильно различаются по уровню экономического развития и бюджетных доходов. На это влияет множество факторов – от географического положения и ресурсной базы до развитости институциональной среды.
Такая неоднородность приводит к необходимости искусственного выравнивания бюджетной обеспеченности, чтобы помочь регионам, у которых не хватает собственных денег для финансирования расходов. Помощь федерального Правительства регионам называется межбюджетными трансфертами. Их можно разделить на 4 основные категории:
Размер значительной части трансфертов зависит от уровня регионального и корпоративного лоббизма.
В 2019 году общая сумма трансфертов – 2,6 трлн рублей. В структуре преобладают дотации, хотя их доля в последние годы сильно колебалась – от 30% до 48%. Также стал увеличиваться вклад иных трансфертов, например, на нацпроект по дорожному строительству и безопасности в 2019 году выделено 122 млрд рублей.
Зависимость региональных бюджетов от федеральной помощи можно рассмотреть через долю трансфертов в доходах консолидированных региональных бюджетов.
Средний уровень федеральной помощи в доходах регионов — 19% (2019 г.), но в России существуют хронически дотационные регионы, где эта доля на протяжении длительного времени превышает 50%. К этим территориям как правило относятся наиболее бедные регионы со слаборазвитой экономикой и/или районы, к которым приковано особое внимание федерального центра.
На другом полюсе регионы, которые на 85% и больше финансируют расходы из доходов собственных бюджетов (или иных источников, кроме федеральной помощи).
Это крупные города: Москва и Санкт-Петербург (с областями), нефтегазовые регионы: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область, Коми, Сахалин. Также это промышленно развитые регионы: Свердловская область, Красноярский край, Самарская область, Татарстан и т.п.
Наименее зависимый от федеральной помощь регион – Москва, город не получает дотации (как минимум последние 5 лет), а доля трансфертов в бюджете – менее 3%. По сумме бюджетных доходов Москва – один из крупнейших городов мира (в топ-5), что в некоторой степени связано с централизованной системой управления страной.
В 2019 году только 13 регионов (15%) относились к регионам-донорам, которые не получали из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Число регионов-доноров за последние 5 лет колебалось от 13 до 14.
Несмотря на важность помощи бедным регионам в рамках системы межбюджетных трансфертов, можно констатировать, что неизменность числа доноров свидетельствует о проблеме иждивенчества. При улучшении экономических условий и росте собственных бюджетных доходов регионы могут лишиться федеральных дотаций (или получить меньше), что снижает стимулы экономического развития.
Что такое «дотационные регионы»?
Разберемся, что вообще означает, что регион дотационный. Раз Якутия попалась под руку, то на ее примере и проведем небольшой анализ. Сам я там никогда не был и живого якута не встречал, поэтому у меня отношение к региону абсолютно нейтральное. Но уж очень он показателен.
Что же видим из данных по ВРП? Оказывается, второй по дотационности регион по объему произведенных товаров и услуг находится вовсе не в хвосте, а занимает двадцатое место.
Но давайте вспомним еще вот о чем. В Якутии мало населения. И если тот же ВРП посчитать на в подушевом выражении ( www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/mon-sub/1.4. ), то регион оказывается на девятом месте в России. Выше, чем Санкт-Петербург. Выше, чем все бездотационные регионы, кроме Москвы, ХМАО и ЯНАО.
Успокоцся. Никто не ведется,умные же люди. На украине так же бвло. Они до сих пор орут что донбасс и крым были дотационными регионами.
А давайте посчитаем, какую долю налогов регион отдает в федеральный центр и сколько остается на нужды региона? А если регион спросит денег у Москвы, на него сразу вешают ярлык «дотационный»
А может поменьше в Москву отдавать просто?
Ай-ай, тогда Москва не сможет угрожать неугодным губернаторам, что они хрен получат деньги, если не будут выполнять указания Москвы.
Федерация блин. а на деле унитарное государство
Да никто и не ведётся. Тем более, все знают, что некоторым аллах помогает, а вовсе не федеральный бюджет:))
Какая-то целая страна нахлебников получается.
это не ярлык, а констатация факта.
И если тот же ВРП посчитать на в подушевом выражении ( www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/mon-sub/1.4. ), то регион оказывается на девятом месте в России.
По-настоящему объяснить трудно, так как участвует слишком много факторов
пост ни о чем. вот два человека живут в якутии на расстоянии в 200км друг от друга. каждый из них производит больше продукта чем средний москвич, допустим. но между ними двумя дорога по тундре, которую надо обслуживать.
так что это вполне нормально, что один и тот же регион может одновременно и по ввп на душу населения рекорды рвать и дотаций получать больше всех.
Странно, я думал, что у нас все регионы дотационные и Москва всех кормит.
Как могут обмануть перекупщики или насколько неточно показывает вес мерная лента для КРС?
Как могут обмануть перекущики или насколько неточно показывает вес мерная лента для КРС?
Откорм бычков на мясо у многих владельцев личных хозяйств считается выгодным и удобным делом, позволяющим получать хорошие доходы.
Но, без возможности оценивать привесы животных можно прогореть и не получить прибыль.
Для уменьшения расходов иногда используют мерную ленту, которая намного дешевле.
Мой знакомый фермер решил провести эксперимент и сравнить результаты обмера животных лентой.
с взвешиванием на весах.
Была получена следующая таблица:
У ленты два размера по весу:
Как видим, наибольший разбег в весе на самом крупном, красном, бычке. И он составляет 53 кг или 16 %.
На более мелком скоте, и черно-пестрой породе разбег уже не сильно большой, 6 %.
Да, лента не очень точная, но как рабочий инструмент для оценки рациона, она вполне подходит.
Последний бычок покупался 25 ноября с весом 167 кг. К 15 февраля он прибавил 114 кг или по 1,3 кг в сутки. Это очень хороший показатель.
При средней цене 1 кг живого веса 130 рублей, бычок дает в день 169 рублей дохода, без учета расходов на корма.
Без прошлого невозможно понять будущее
Вспомним новость от 11 февраля 2011.
Так и сейчас, кто-то ждёт отката или считает, что всё, это уже потолок. Посмотрите в будущее сквозь призму прошлого. Посчитайте. Сделайте выводы.
Иногда полезно читать старые новости.
Последнее время разговоры о том, что Первый канал одной ногой шагнул в банкротство появляются с завидной регулярностью. Многомиллиардный долги, проблемы с контентом, недовольные партнеры.. Неужели настоящий титан отечественного телевидения может просто так разориться и уйти с арены, уступив место набирающему популярность развлекательному ТВ?
Первый канал во власти Березовского и Абрамовича
Долгие годы канал катался как сыр в масле. Начнем с того, что Первый (а до 2002 года ОРТ) образовался в 1994 году и изначально был государственным на 51%. В отличие от «второго» (ВГТРК), принадлежавший стране на все 100%.
В 90-х вторая доля от Первого (49%) была собственностью Бориса Березовского (а затем Абрамовича). Березовский, в свою очередь, был близок с тогдашним президентом Борисом Ельциным. Современники уверяют, что именно Березовский в 1995 году уговорил Ельцина создать компанию «Сибнефть» и приватизировать ее так, чтобы в итоге она оказалась у олигарха Абрамовича. Так вот, «Сибнефть» использовалась как источник финансирования ОРТ. Зачем это было нужно власти? Все просто, канал должен был поддерживать Ельцина на выборах 1996 года. И поддерживал.
Но в 1998 году грянул кризис, который затронул и Первый — денег не было от слова «совсем», автопарк арестовали (корреспонденты перестали выезжать на места событий). Но вскоре канал получил кредит на 100 млн долларов от ВЭБа и ситуация более-менее выровнялась.
Первый канал в 2000-х
Кризис остался позади, цены на нефть стали стремительно расти и на Первый хлынула долгожданная реклама. Доходы были колоссальные — в маленьких городах антенны «ловили» только Первый и ВГТРК, а потому рекламодатели были готовы платить хорошие деньги за эксклюзивный охват.
В итоге Первый перестал себе в чем-либо отказывать: снимал многочисленные сериалы (даже впрок), покупал франшизы популярных западных шоу вроде «Кто хочет стать миллионером» и даже брал в эфир творческие проекты, не соответствующие формату телеканала, например, «Школу» Валерии Гай Германики. А вот о будущем руководство канала не очень-то думало, фактически живя на широкую ногу одним днем.
Дивиденды выплачивались редко, все деньги вкладывались в производство, и особого заработка не было. По сути Первый работал в ноль, но на тот момент ничто не предвещало беды и подобный расклад всех устраивал.
Проблемы Первого канала
На этапе эйфории от огромных доходов руководство канала допустило множество стратегических ошибок. Помимо того, что Первый тратил все под чистую, был недооценен интернет. Канал вышел на интернет платформы только в 2012-2013 гг., в то время как у ТНТ, «Пятницы» и прочих участников «Газпром-медиа» доступ был с 2008 года.
С интернетом была еще одна проблема — Первый долгое время не приобретал у производителей сериалов интернет-права, экономя довольно небольшие суммы в сравнении с теми, что можно было бы заработать в сети. Итог: минус еще один источник дохода.
Наконец, грянул кризис 2014 года. Количество рекламы сократилось более чем в два раза, а из-за санкций на место богатых международных рекламодателей пришли отечественные компании со скромными бюджетами. Как мы уже отметили, Первый не откладывал деньги впрок, а потому сокращение доходов сразу ударило по больному. Если до этого канал умудрялся выпускать новости, премьерные сериалы и многочисленные шоу, то теперь пришлось пересматривать политику и от чего-то отказываться (в данном случае от сериалов — в ход пошли те, что снимались в лучшие времена, но не выходили, потому что контента итак было предостаточно).
В это же время у Первого появились долги, с каждым годом они росли и к 2018 году достигли 20 млрд рублей. Точные данные назвать трудно — в 2017 году канал перестал являться открытым акционерным обществом, а значит, он больше не обязан раскрывать свою отчетность.
Первый и «Красный квадрат»
Студия «Красный квадрат» (производит мультимедиа контент) является крупнейшим подрядчиком Первого — ей канал задолжал более 7 млрд рублей. Хотя начинались их взаимоотношения довольно гладко.
Компания была зарегистрирована в 2007 году Ларисой Синельщиковой, бывшей гражданской женой директора Первого канала Константина Эрнста. По сути «Красный квадрат» и Первый работали в тандеме, являя собой образец семейного бизнеса. Но в 2014 году Эрнст и Синельщикова расстались, и бизнесвумен продала свою студию олигарху Аркадию Ротенбергу. У нового владельца канал стал заказывать уже не так много контента, с каждым годом их отношения становились все напряженнее.
Представители «Красного квадрата» стали жаловаться на то, что им постоянно задерживают платежи. Причем (как говорят инсайдеры) Первый задерживает платежи гораздо чаще и существеннее других каналов, приобретающих шоу и сериалы.
Вообще на Первом стали намного реже выходить премьеры, а о такой роскоши, как две новые серии за вечер вообще пришлось забыть. Максимум одна. В общем, канал погряз в проблемах. Из всех этих долгов и неприятностей, преследующих Первый последние 6 лет, помогли бы выбраться государственные субсидии, но имеет ли канал на них право?
Субсидии для Первого канала
В 2018 году Первый попросил у государства 11,5 млрд рублей для стабилизации финансового положения: 6,5 млрд рублей до 2021 года и 5 млрд рублей за период 2022-2025 гг. Представители канала отметили, что одна из главных причин убытков — социально-политическая миссия. Иными словами, пропаганда, которую россияне больше не хотят смотреть и просто переключают канал. А потому на Первом логично заметили, что раз государство требует конкретной тематики, то следует заплатить, дабы канал окончательно не скатился в аутсайдеры.
Кстати, Первый по-прежнему на 51% государственный, а вот Абрамович в марте 2019 года избавился от своей доли. Теперь оставшиеся 49% разбиты между несколькими акционерами, среди которых ВТБ, Росимущество и Национальная медиа группа. И еще, если раньше Первый считался абсолютным телелидером среди российской аудитории, то в последние несколько лет пальма первенства отошла государственному ВГТРК. Первый больше не первый.
И немного о ВГТРК. По сути и Первый, и ВГТРК занимаются государственной пропагандой, но при этом ВГТРК получает по 25 млрд рублей субсидий в год, а Первый, для сравнения, получил в 2016 году 5,2 млрд рублей, а в 2017 — 7,32 млрд рублей (за распространение телевещания в городах с населением менее 100 тысяч человек). Кажется, что это тоже неплохие деньги, но на самом деле все они уходят на оплату услуг ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Помимо этого на долю Первого за последние 20 лет трижды перепадали разовые субсидии по 2,5-3,5 млрд рублей, но все они расходились на покрытие долгов.
Отметим, что самой прибыльной телекомпанией по итогам 2018 года стала «Сеть телевизионных станций», куда входит канал СТС — доход более 5 млрд рублей. А убыток Первого за тот же год составляет почти 7 млрд рублей. Почему так? Все просто, на СТС нет новостей, а выпускать сюжеты каждый день довольно дорого. К тому же в новостях нет рекламы, а значит, их трудно окупить. При этом рейтинг тех самых новостей с каждым годом падает — получается, что жертва Первого напрасна.
Но денег нет, и если раньше пропагандистские новости были завернуты в этикетку из неплохого контента в лице новых сериалов и развлекательных шоу, то теперь политики становится все больше, а интереса для зрителей все меньше.
Первый канал — банкрот?
Масла в огонь подливает и введение цифрового телевещания. То есть если раньше у Первого была чуть ли не монополия на рекламу в небольших населенных пунктах, то теперь вся Россия может посмотреть 20 федеральных каналов. При наличии такого выбора Первый включают гораздо реже.
Но грозит ли каналу банкротство? Да, если государство не возьмет его на свое обеспечение, как ВГТРК. Правда тут возникает другой вопрос — хватит ли бюджетных средств на полное обеспечение сразу двух каналов? Точный размер долгов Первого неизвестен, но судя по многочисленным жалобам подрядчиков речь идет о десятках миллиардов рублей.
Если государство возьмется за Первый, то решатся проблемы с долгами и он продолжит свое успешное существование. Если же нет, возможен вариант с банкротством. Нельзя упустить из внимания и тот факт, что во всей истории с Первым есть некий парадокс — за 2018 год канал показал самую большую выручку (!), почти 33 млрд рублей. Но при этом он же стал гордым обладателем самого большого чистого убытка. Не будем забывать и о видеообращении гендиректора Останкино Михаила Шубина, который сообщил, что из-за долгов Первого возможны перебои в вещании российских телеканалов, ситуация вышла из-под контроля.
По сути, канал оказался по уши в долгах из-за государства и его наставлений в плане добровольно-принудительного вещания пропаганды. При этом государство не спешит брать ответственность за своего «верного пса» и оставляет Первый наедине с его огромными долгами, без дополнительных субсидий. Но кто, в случае чего, выступит инициатором банкротства? Судя по размерам обязательств кредиторов должно быть достаточно, но все они пока что выжидают и не спешат заваливать канал исками. Но долго ли это будет продолжаться? И станет ли государство выделять огромные бюджеты на канал, в то время как грядут глобальные изменения в социальной политике, требующие огромных денег? Существует ли вероятность того, что в череде столь значимых для страны изменений, найдется пара-тройка лишних миллиардов на дополнительные новости, которые итак с избытком выдает ВГТРК? Звучит не очень-то экономически выгодно.