дотационные регионы что это значит
Дотационные регионы в России и их рейтинг
Несмотря на то, что в Российской Федерации каждый регион является финансово самостоятельным, с точки зрения своего собственного бюджета, все же необходимо понимать, что через центральные государственные органы происходит определенное перераспределение заработанных средств.
Регионы, которые зарабатывают больше, чем им нужно для внутреннего расходования, являются донорами. Их еще называют бюджетообразующими. Другие области, в которых не развита промышленность или не добывается достаточно большое количество полезных ископаемых, находятся на бюджетных дотациях. О том, как обстоит ситуация в России в 2020 году, по отношению к дотационным регионом РФ, разберем подробно в данной статье.
Определение
Дотационными регионами принято называть те области (субъекты), которым перечисляют деньги из федерального бюджета. Причем, делается это на безвозмездной основе, то есть их не нужно возвращать назад в федеральный бюджет.
На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список.
Официальные показатели
На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:
Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.
По годам
Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.
Структурный субъект государства | В 2018 году | В 2017 году |
Дагестан | 59,06 | +6,65 |
Якутия | 43,95 | +7,32 |
Камчатка | 39,36 | +2,2 |
Алтай | 27,1 | +4,5 |
Чечня | 27,08 | +3,07 |
Ставрополь | 19,2 | +1,83 |
Бурятия | 18,3 | +0,39 |
Крым | 17,71 | -0,77 |
Башкортостан | 16,43 | +0,64 |
Тува | 15,73 | +1,18 |
Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:
По регионам
Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.
Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.
Динамика
К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:
В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.
Прогноз
В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:
Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.
Дотационные регионы России и доноры: список в 2021 году
Россия большая и сложная страна. Сегодня она состоит из 85 субъектов, в каждом – свои особенности, плюсы и минусы. Одни регионы богаты полезными ископаемыми, у других – выгодное территориальное положение и так далее. Другие не могут этим похвастать.
Соответственно, уровень бюджетной обеспеченности регионов разный. В одних областях собираемых налогов хватает, что покрыть все необходимые расходы. В других – собственных средств недостаточно, и таким регионам поступают дотации из государственной казны.
Таким образом государство пытается выровнять уровень бюджетной обеспеченности субъектов. Богатые бюджетообразующие регионы помогают своим бедным дотационным соседям.
Какие регионы России относятся к донорам
Доноров меньше, с них и начнем.
Распределение субсидий из федерального бюджета субъектам России на 2021 год утверждено приказом Минфина РФ №1030.
В перечень регионов-доноров, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, вошли 13 субъектов РФ. По сравнению с прошлым годом список не изменился: Республика Татарстан, Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, города Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий авт. округ, Ханты-Мансийский авт. округ – Югра, Ямало-Ненецкий авт. округ.
Не удивительно, что многие территории из этого списка занимают ведущие позиции в рейтинге регионов по качеству жизни.
Остальные 72 субъекта РФ, соответственно, получат дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2021 году.
Какие регионы России являются дотационными
Представим их в виде рейтинга. В Федеральном бюджете на 2021-2023 году указаны плановые объемы дотаций.
1 Больше всего денег из федеральной казны получает Дагестан. В 2021 году плановая сумма дотаций составит 72,89 млрд рублей.
10 самых дотационных регионов России в 2021 году
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2021 год.
Самые дотационные регионы
Российские регионы сильно различаются по уровню экономического развития и бюджетных доходов. На это влияет множество факторов – от географического положения и ресурсной базы до развитости институциональной среды.
Такая неоднородность приводит к необходимости искусственного выравнивания бюджетной обеспеченности, чтобы помочь регионам, у которых не хватает собственных денег для финансирования расходов. Помощь федерального Правительства регионам называется межбюджетными трансфертами. Их можно разделить на 4 основные категории:
Размер значительной части трансфертов зависит от уровня регионального и корпоративного лоббизма.
В 2019 году общая сумма трансфертов – 2,6 трлн рублей. В структуре преобладают дотации, хотя их доля в последние годы сильно колебалась – от 30% до 48%. Также стал увеличиваться вклад иных трансфертов, например, на нацпроект по дорожному строительству и безопасности в 2019 году выделено 122 млрд рублей.
Зависимость региональных бюджетов от федеральной помощи можно рассмотреть через долю трансфертов в доходах консолидированных региональных бюджетов.
Средний уровень федеральной помощи в доходах регионов — 19% (2019 г.), но в России существуют хронически дотационные регионы, где эта доля на протяжении длительного времени превышает 50%. К этим территориям как правило относятся наиболее бедные регионы со слаборазвитой экономикой и/или районы, к которым приковано особое внимание федерального центра.
На другом полюсе регионы, которые на 85% и больше финансируют расходы из доходов собственных бюджетов (или иных источников, кроме федеральной помощи).
Это крупные города: Москва и Санкт-Петербург (с областями), нефтегазовые регионы: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область, Коми, Сахалин. Также это промышленно развитые регионы: Свердловская область, Красноярский край, Самарская область, Татарстан и т.п.
Наименее зависимый от федеральной помощь регион – Москва, город не получает дотации (как минимум последние 5 лет), а доля трансфертов в бюджете – менее 3%. По сумме бюджетных доходов Москва – один из крупнейших городов мира (в топ-5), что в некоторой степени связано с централизованной системой управления страной.
В 2019 году только 13 регионов (15%) относились к регионам-донорам, которые не получали из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Число регионов-доноров за последние 5 лет колебалось от 13 до 14.
Несмотря на важность помощи бедным регионам в рамках системы межбюджетных трансфертов, можно констатировать, что неизменность числа доноров свидетельствует о проблеме иждивенчества. При улучшении экономических условий и росте собственных бюджетных доходов регионы могут лишиться федеральных дотаций (или получить меньше), что снижает стимулы экономического развития.
Дотационные регионы – рейтинг
Ежегодно правительство РФ перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов. Например, самые нуждающиеся дотационные регионы России в 2020 и 2021 году, числа – в рублях:
2020 | 2021 | |
Республика Дагестан | 58 395 004 000 | 61 518 775 000 |
Республика Саха (Якутия) | 35 928 069 000 | 38 571 040 000 |
Камчатка | 32 402 936 000 | 34 149 057 000 |
Чеченская Республика | 27 354 420 000 | 28 710 667 000 |
Крым | 19 872 802 000 | 20 418 974 000 |
Как можно увидеть, самые дотационные регионы не улучшают свое положение – дефицит бюджета в них увеличивается, что подтверждает и карта, на которую нанесены дотационные регионы:
Ниже – рейтинг дотационных регионов, доноры, инфографика, сопроводительная информация и аналитика.
Дотации регионам – официальные данные
Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:
Субъекты | Сумма, тысяч рублей |
Республика Дагестан | 61 518 775,0 |
Республика Саха (Якутия) | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 34 149 057,0 |
Чеченская Республика | 28 710 667,5 |
Республика Крым | 20 418 974,3 |
Алтайский край | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 17 887 429,1 |
Республика Тыва | 16 066 441,0 |
Республика Бурятия | 15 568 468,1 |
Чукотский автономный округ | 12 782 544,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12 459 465,0 |
Республика Ингушетия | 9 645 857,3 |
Курганская обл. | 9 151 459,6 |
Республика Алтай | 9 106 684,5 |
Ивановская обл. | 8 461 903,9 |
Кировская обл. | 8 391 869,7 |
Брянская обл. | 8 359 072,5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 018 399,7 |
Республика Северная Осетия — Алания | 8 006 369,0 |
Чувашская Республика — Чувашия | 7 268 934,9 |
Республика Башкортостан | 6 722 002,0 |
Забайкальский край | 6 437 927,4 |
Ростовская обл. | 5 678 982,0 |
Тамбовская обл. | 5 041 283,3 |
Республика Карелия | 4 960 574,0 |
Республика Марий Эл | 4 853 090,4 |
Краснодарский край | 4 398 104,7 |
Архангельская обл. | 4 132 655,7 |
Волгоградская обл. | 4 129 097,2 |
Саратовская обл. | 4 114 285,8 |
Приморский край | 3 743 122,6 |
Омская обл. | 3 705 119,3 |
Пензенская обл. | 3 645 628,9 |
Воронежская обл. | 3 364 328,1 |
Челябинская обл. | 3 332 741,8 |
Республика Калмыкия | 3 251 440,8 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 2 947 665,3 |
Кемеровская обл. | 2 892 983,8 |
Орловская обл. | 2 798 918,4 |
Новосибирская обл. | 2 736 963,9 |
Псковская обл. | 2 697 683,7 |
Оренбургская обл. | 2 663 856,0 |
Томская обл. | 2 491 740,7 |
Владимирская обл. | 2 430 504,0 |
Хабаровский край | 2 367 778,7 |
Магаданская обл. | 2 094 003,2 |
Севастополь | 2 000 684,3 |
Удмуртская Республика | 1 985 564,8 |
Курская обл. | 1 960 738,8 |
Тверская обл. | 1 957 873,5 |
Нижегородская обл. | 1 953 335,3 |
Рязанская обл. | 1 950 840,5 |
Иркутская обл. | 1 650 931,8 |
Амурская обл. | 1 477 849,7 |
Астраханская обл. | 1 444 833,0 |
Республика Хакасия | 1 413 410,3 |
Калининградская обл. | 1 401 127,6 |
Смоленская обл. | 1 388 732,2 |
Костромская обл. | 1 364 852,2 |
Республика Мордовия | 1 353 055,9 |
Ульяновская обл. | 1 311 398,6 |
Пермский край | 1 254 191,2 |
Вологодская обл. | 1 023 709,4 |
Белгородская обл. | 960 702,3 |
Красноярский край | 889 411,3 |
Новгородская обл. | 751 258,6 |
Еврейская автономная обл. | 612 025,6 |
Тульская обл. | 543 160,6 |
Липецкая обл. | 398 018,2 |
Ярославская обл. | 370 682,7 |
Республика Коми | 264 449,9 |
Мурманская обл. | 14 732,3 |
Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.
Вообще, таблица показывает, что регионов с дефицитом бюджета – большинство, и их тянут вверх немногочисленные прибыльные регионы – доноры.
О них мы расскажем чуть ниже.
Регионы доноры
Донор – это регион или город, который отдает часть своего бюджета на «залатывание бюджетных дыр» убыточных регионов.
Список доноров: Республика Татарстан (Татарстан), Калужская обл., Ленинградская обл., Московская обл., Самарская обл., Сахалинская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Естественно, основные доноры – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, остальные субъекты с положительным балансом «вносят посильную лепту». Более-менее свежих данных по количеству отдаваемых донорами денег, к сожалению, нет – эту информацию Минфин в свои отчеты не вносит.
Статистика и рейтинг по годам
Самые бедные регионы
Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):
2019 | 2020 | 2021 | |
Респ. Дагестан | 66 265 836,8 | 58 395 004,4 | 61 518 775,0 |
Респ. Саха (Якутия) | 46 907 224,4 | 35 928 069,9 | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 37 389 812,3 | 32 402 936,3 | 34 149 057,0 |
Чеченская Респ. | 30 440 585,9 | 27 354 420,3 | 28 710 667,5 |
Алтайский край | 26 837 816,6 | 18 977 607,2 | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 22 083 116,2 | 17 597 742,4 | 17 887 429,1 |
Респ. Крым | 20 371 129,4 | 19 872 802,6 | 20 418 974,3 |
Респ. Бурятия | 19 874 889,0 | 15 447 994,0 | 15 568 468,1 |
Респ. Тыва | 16 932 597,8 | 15 173 903,9 | 12 782 544,1 |
Респ. Башкортостан | 15 611 803,5 | 7 137 233,2 | 6 722 002,0 |
Может показаться, что в 2020 году ситуация улучшилась – суммы дотаций уменьшились по сравнению с 2019 годом. На самом деле это не так – просто на 2020 и 2021 год власти ввели новшество: 30% от денег, которые должны быть распределены между субъектами РФ, отправлялись в резервный фонд, который будет задействован в случае крайней необходимости. Поэтому регионам пришлось «затянуть пояса».
Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно.
Самые богатые регионы
Если вы думаете, что самый богатый регион – Москва/Московская область, то вы сильно заблуждаетесь. Топ-10 регионов по поступлению денег в бюджет в 2018 и 2019 годах:
Субъект | Налоговые поступления в 2019, рублей | Налоговые поступления в 2018, рублей |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 3072250672 | 1985463484 |
Москва | 1428030549 | 1265525556 |
Ямало-Hенецкий АО | 1220680319 | 943921479 |
Санкт-Петербург | 664897484 | 621529636 |
Республика Татарстан | 490322755 | 328566826 |
Красноярский край | 388512599 | 267655450 |
Московская обл. | 357793433 | 325487387 |
Оренбургская обл. | 300831894 | 194447903 |
Самарская обл. | 291176949 | 224876734 |
Иркутская обл. | 270113319 | 180180790 |
Отметим, что «самый богатый» не означает, что региону не требуются дотации – Красноярский край, Оренбургская область и Иркутская область получили деньги из федерального бюджета, находясь в топ-10 по полученным налогам.
Данные о Москве и области
Москва, Санкт-Петербург и их области ежегодно выходят в ощутимый плюс, поэтому не получают дотаций – наоборот, сами отчисляют деньги менее развитым регионам. О том, сколько они получают, мы рассказали в предыдущем разделе.
Динамика
С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые.
Прогнозы дальнейшего развития событий
Учитывая, что в 2020 начался коронакризис, который в текущем 2021 году только начинает стихать, дать какой-либо уверенный прогноз не представляется возможным. Скорее всего, реальные поступления в бюджет в 2021 году сократятся, и от того, насколько они сократятся, будет зависеть объем дотаций на 2022 год.
Можно ожидать дальнейшего углубления расслоения регионов.
Отвечаем на вопросы
Вывод
В России существует распределение бюджета – «лишние деньги» из богатых регионов перенаправляются на текущие нужды регионов нуждающихся. Самый крупный поставщик денег в России – Ханты-Мансийский АО, за ним идет Москва. Самый нуждающийся регион – Республика Дагестан. В целом регионов с отрицательным годовым балансом – куда больше, чем прибыльных регионов.
Экономические проблемы России: дотационные регионы без желания и возможности выйти на самообеспечение
Дотационными являются те регионы, у которых недостаточно собственных денежных средств для поддержания и функционирования своей инфраструктуры. Именно на эти цели им выделяют средства из федерального бюджета.
Если можно так выразиться, рентабельных регионов в России мало — в основном это регионы, где происходит добыча природных ресурсов, за их счет пополняется федеральный бюджет примерно на третью часть, также они участвуют в дотировании остальных регионов России.
В число регионов с наименьшими дотациями, где на 85% бюджет состоит из собственных доходов, входят Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленобласть, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, Республика Коми, Сахалин.
Сюда же можно добавить такие хорошо развитые регионы как Свердловская область, Татарстан, Красноярский край, с некоторой натяжкой Липецкую и Кемеровскую области.
Уровень поддержи федерального центра по различным регионам выглядит следующим образом:
Для республик Северного Кавказа: Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан: доля дотаций 55-84%.
Как видно из приведенных данных, самыми дотационными регионами являются Дальний Восток, Частично Сибирь, Крым, республики Северного Кавказа. Они требуют самого высокого уровня финансирования, их бюджеты практически полностью состоят из средств, выделяемых центром..
Почему же не развиваются дотационные регионы, какие есть способы повысить доходы их бюджетов и благосостояние граждан, перестать быть зависимыми от дотаций центра? У одних нет желания, у других нет возможностей. Или проблемы всё же иного плана.
Здесь много разных причин, но есть и основная — когда из центра стабильно поступает необходимое количество денежных средств, у чиновников нет мотивации предпринимать какие-то действия чтобы изменить сложившуюся ситуацию, они не стремятся развивать свой регион, поскольку деньги всё равно дадут.
Так проходит время, и десятки лет в России немалое число регионов даже при наличии немалых поступлений из федерального бюджета и огромных собственных ресурсах находятся в упадке и не развиваются.
А ведь можно создавать льготные условия для организации производства, для торговли, строительства, пытаться привлекать инвесторов, организовывать новые рабочие места, что повлечет за собой снижение уровня безработицы, уровень которой достаточно высок в дотационных регионах.
В девяти российских регионов безработица превышает десять процентов, в дотационных регионах меньше всего работающего населения. Там есть все возможности для повышения квалификации работающих, переобучения, но многие к этому не стремятся. В то же время бюджетные средства на поддержание таких регионов расходуются, а частные инвестиции не привлекаются.
В таких депрессивных в экономическом плане регионах как республика Тыва, Алтай, отдельные регионы Северного Кавказа всегда исторически были проблемы с работой, а сами регионы, такие, например, как Северный Кавказ, достаточно густонаселенные. Сложно победить ту же безработицу, если экономическое развитие регионов остается на низком уровне, все взаимосвязано.
Получается, человеческие ресурсы там есть, но профессиональных кадров, желающих работать, — мало. Именно поэтому не приходят инвестиции в эти регионы. Инвесторы попросту не хотят вкладывать свои средства в регион, где мало квалифицированных кадров, вот такой замкнутый круг.
Еще одна причина состоит в том, что инвесторы, в частности иностранные, не верят в Россию в принципе, не говоря про отдельные регионы, у которых даже внутри нашей страны не самая лучшая с экономической точки зрения репутация. Свою роль сыграли и антироссийские санкции.
Подытожив все сказанное, можно сделать вывод, что в ближайшее время больших изменений в сложившейся ситуации с дотационными регионами не предвидится: выбраться из хронической дотационности на фоне преодоления последствий пандемии вряд ли удастся у большинства таких субъектов. Выход в привлечении инвестиционной привлекательности регионов, разработке программ, которые бы позволяли наращивать собственные доходы. Но и здесь без вложений не обойтись.