дрифтерная горбуша что значит
Дрифтерный лов – что это такое
Многие прочитали впервые это название в лентах новостей: 1 июля 2015 года Президент России подписал закон о запрете дрифтерного вылова рыбы с 1 января 2016 года, как для отечественных, так и для зарубежных судов.
Почему был принят такой закон, чем опасен этот вид промысла и почему при наборе в поисковиках слова «дрифтерный» чаще всего в выдаче мелькают слова «дрифтерная катастрофа», «стена смерти»?
Дрифтерный лов
(от английского drift – дрейф) – лов рыбы с помощью плавных или дрифтерных сетей. Некоторые виды рыб, в том числе лососевые, которые держатся разреженно в поверхностных слоях воды вдали от берега, ловят с помощью специальных сетей (дрифтеров).
Такие сети пропускают рыбу до плавников, пытаясь отойти назад, рыба застревает в ячейках сети, цепляясь жабрами (отсюда еще одно название этих сетей – жаберные). Рыбья молодь гибнет, поранившись об ячейки.
В среднем длина сети примерно 30 метров, высота 6-12 метров, до 150 сетей связывают друг с другом, получившийся гигантский «невод» длиной до 50 и больше километров (!) называется «дрифтерный порядок».
Увы, после прохода такой сети в море наступает «полный порядок» и пустота: в сетях гибнут морские млекопитающие, птицы и другие гидробионты, вот откуда пугающее название «стена смерти».
Главной целью промысла в настоящее время являются лососевые, чаще всего – нерка. Поэтому менее ценная рыба, а ее от 70 до 80% улова (!), как правило, просто выбрасывается за борт.
История дрифтерного промысла
Она началась еще в 19 веке при ловле сельди. В СССР в 1938 году мурманские рыбаки также для лова сельди впервые использовали дрифтерные сети. Рыбный промысел на Камчатке начал активно развиваться в начале 20 века. В 1912 году была заключена конвенция между Россией и Японией, по которой японских рыбаков впустили в российские территориальные воды. Советский Союз (с небольшими вариациями) также разрешал Японии рыбный промысел на Камчатке.
В 30-е годы улов японцев в наших водах составлял до 100 тыс. тонн в год, превышая советский. У Японии было к тому времени на Камчатке 32 рыбоконсервных завода, они строили также и поселки для рабочих этих заводов.
У Советского Союза в это же время было на Камчатке 16 рыбоконсервных заводов.
Лососевые идут на нерест из моря в реки (анадромные рыбы), и японцы, чтобы повысить улов, в море напротив устья реки Камчатки стали использовать те самые дрифтерные сети.
После 1945 года японцам запретили лов рыбы в наших территориальных 12-мильных водах.
Расклад получился такой: Япония добывала рыбу в ближайших морях, а СССР – в прибрежных водах и реках, поскольку у нас тогда еще не было своих океанических рыболовных судов. Уже тогда некоторые ученые отмечали падение поголовья лососевых, но к ним не прислушались.
Постоянно растущие аппетиты Японии пришлось умерить в 1952 году – спохватились США и Канада, существенно урезав права японцев на лов рыбы у своих берегов, после чего те переместились к азиатскому побережью.
Катастрофа
В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века на Дальнем Востоке СССР разразилась дрифтерная катастрофа. Резко упал вылов рыбы на Камчатке, это губительно сказалось на экономике края, закрылись десятки перерабатывающих рыбу предприятий, а следом исчезли и жилые поселки при них, людям стало просто негде работать.
К такому печальному результату привела целая цепь событий.
Специалисты Камчатского отделения Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии описали, как это было.
К 1955 году японцы не только ловили лососей в Тихом океане, но снарядили 2 флотилии в Охотское море к западному побережью Камчатки. Общее число их дрифтерных сетей достигало 100-120 тысяч. Вся выловленная рыба в основном шла на нерест, и хищническая добыча японцев нанесла в результате огромный ущерб.
Советский улов тоже был очень большим, в 1953 году он достиг 101 тысячи тонн.
В результате резкого увеличения японского дрифтерного лова сильно уменьшилась популяция лососевых. В 1958 году советские рыболовные суда ловили в сто раз (!) меньше рыбы, чем в начале 50-х годов. Рухнула вся рыбная промышленность, с 1957-го по 70-е годы прошлого века исчезло 48 населенных пунктов, в том числе и крупные поселки, жители которых занимались рыболовством и переработкой рыбы.
Только в 1978 году СССР запретил Японии лов рыбы в своей исключительной 200-мильной экономической зоне. Это помогло увеличить популяцию лососевых рыб, но рыбная промышленность региона так и не смогла полностью восстановиться.
Новый закон
И вот в 2015 году внесены поправки в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», новая статья 50 2 под названием «Требования о сохранении анадромных видов рыб на миграционных путях к местам нереста» гласит:
«В целях обеспечения сохранения анадромных видов рыб на миграционных путях к местам нереста запрещается применение плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах РФ, в территориальных водах РФ и в исключительной экономической зоне РФ».
Казалось бы, можно порадоваться – наконец запретили хищнический способ добычи рыбы, «стены смерти» исчезнут, пресечен бесконтрольный дрифтерный лов японцев в российских водах и т.д. и т.п. Но не все так однозначно.
Что касается японцев и других иностранных рыбаков, все справедливо: например, в 2014 году у камчатского побережья добывали лосося 16 российских и 35 японских судов. Не стоит удивляться, что новый закон так взволновал японцев: ущерб только главного японского центра дрифтерного лова, острова Хоккайдо, составит 200 млн долларов. Теперь японским рыбакам придется перейти на другие способы ловли в нашей ИЭЗ. Но это их проблемы!
В данном случае Россия успешно защищает свои национальные интересы.
Однако влияние закона на развитие рыбной промышленности России и российской науки некоторые специалисты расценили негативно. Правы ли они, какие сложности могут возникнуть после вступления нового закона в силу, и насколько они серьезны, покажет будущее.
Отзывы о продукте из молок лососевых рыб вы можете прочитать в разделе доктор море отзывы нашего сайта.
Рыбаки, чиновники и экологи не могут прийти к одному мнению
В России могут запретить дрифтерный промысел тихоокеанских лососей. Законопроект сейчас активно обсуждается в Госдуме. Депутаты ссылаются на ученых, которые считают, что такой способ добычи рыбы наносит невосполнимый урон экосистеме. В километровые сети, которые называют стенами смерти, попадают не только ценные нерка и кижуч, но и остальные обитатели моря. Сахалинское правительство и рыбопромышленники не согласны. И намерены доказать, что дрифтерный лов нужен области. Но сахалинские защитники природы продолжают отстаивать законопроект. Заочно между собой дискутируют зампред правительства Сергей Карепкин, вице-президент ассоциации рыбопромышленников Сергей Сиянов и руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын.
Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина»
Сергей Сиянов, вице-президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина»
Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина»
В эти сети попадает гигантское количество птиц, сотни тысяч морских птиц, которых сети-путанки убивают без всяких шансов выжить
Сергей Сиянов, вице-президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина»
Птицы гибнут и от столкновения с небоскребами и автомобилями и от ЛЭП. Но ведь никто не ставит вопрос, что давайте тогда архитекторов повыгоняем всех, а машины тогда оборудуем сетками-птицеотбойниками, закопаем высоковольтные линии электропередач в землю. Хотя птиц там гибнет в разы больше чем в сетях
Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина»
Решение экологических проблем должно быть экономически обоснованно. Например, ТЭЦ тоже приносит немало вреда экологии, но, если мы закроем их, то все замерзнут. А в дрифтерных сетях гибнут не только птицы, но и крупные киты, например, горбачи по несколько особей каждый год, в большом количестве гибнут дельфины, тюлени, морские котики, касатки, запутываются акулы, морские черепахи в более южных районах. Не зря дрифтерные сети называют «стенами смерти». К тому же, зачастую рыбакам проще оставить запутавшуюся сеть в море, чем вытащить ее на судно.
Сергей Карепкин, заместитель председателя Правительства Сахалинской области
Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина»
ООН еще в 1991 году приняла резолюцию, которой рекомендовала ввести запрет на использование дрифтерных сетей в открытом океане. Фактически эта резолюция – решение мирового сообщества. Благодаря ей все страны отказались от использования сетей в своих экономических зонах, кроме России
Сергей Карепкин, заместитель председателя Правительства Сахалинской области
Сегодня весь цивилизованный мир по большому счету позволяет себе это. Почему мы тогда должны от этого отказаться?
Сергей Сиянов, вице-президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина»
Для кого мы освобождаем этот рынок?
Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина»
В Америке, Канаде и даже той же Японии разрешается промысел, но это не дрифтерный лов, а промысел жаберными сетями. Они не плавают свободно в море, и их длина не более 300 метров, в отличие от 32 км в нашем случае, это во-первых. А во-вторых, это промысел прибрежный, там облавливают целенаправленно те виды лосося, на которые он ориентирован
Сергей Карепкин, заместитель председателя Правительства Сахалинской области
Дрифтерный лов в открытом океане обеспечивает нас качественной рыбой
Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина»
Сергей Сиянов, вице-президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина»
Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина»
Если мы закроем дрифтерный промысел, то мы ни в коем случае не сократим количество рабочих мест, а значительно их увеличим, потому что гораздо больше рыбы подойдет к берегам Камчатки, Сахалина и Курил. Если вспомнить историю, то прибрежные рыболовства Сахалина как раз в свое время и разорились из-за того, что японцы активно использовали дрифтерные сети
Сергей Сиянов, вице-президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина»
Эта проблема высосана из пальца. Не секрет, что все эти природоохранные организации финансируются за счет спонсоров, как правило это крупные торговые сети. Поэтому они и хотят запугать обывателей эти страшилками – «стены смерти», птички гибнут и т.д. и т.п. Потому что если не будет проблем, то кто их тогда будет финансировать?
Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина»
(смеется) Ну знаете, нам совершенно ни к чему создавать искусственно проблемы, потому что уж чего-чего, а проблем у нас и в стране и в области достаточно. Мы общественная организация, которая была создана для решения экологических проблем, и мы этим занимаемся. И многие проблемы мы за свою историю уже решили
О дрифтерном промысле лососей без гнева и пристрастия
В последние годы дрифтерный промысел вызывает много нареканий. Он преподносится как своеобразный жупел, как пример особо варварского отношения к природе. Средствами массовой информации, определенными рыбохозяйственными кругами, международными организациями формируется общественное мнение о целесообразности полного запрещения этого способа лова.
Вместе с тем дрифтерный лов продолжает существовать даже в такой стране как США, где антидрифтерная пропаганда особенно сильна. Попытаемся проанализировать без гнева и пристрастия достоинства и недостатки морского дрифтерного лова, а также причины негативного отношения к нему.
В качестве курьеза следует отметить, что первой страной, активно выступившей против дрифтерного промысла лососей, была, как это ни странно, Япония. Дело в том, что в прошлом веке до начала Второй мировой войны Япония на концессионной основе вела широкомасштабный промысел лососей на советском Дальнем Востоке, используя в качестве основного орудия лова ставные невода. Неожиданно над фирмами, занятыми этим ловом, нависла угроза. Конкурирующие японские фирмы организовали морской промысел лососей жаберными сетями, перекрыв подходы к побережью. В ходе полемики, возникшей между конкурентами, каждой стороной выдвигались аргументы как против морского сетного лова, так и в его защиту.
Впоследствии, когда после войны в 50-е годы прошлого века Япония создала широкомасштабный морской дрифтерный промысел лососей, Советский Союз использовал против него аргументацию, разработанную японцами же в довоенные годы.
Америка довольно быстро ликвидировала для себя эту проблему силовыми способами, заставив японцев отказаться от промысла лососей в восточной части Северной Пацифики. Советский Союз в этой ситуации, отстаивая свои интересы, стал решать вопрос дипломатически, в рамках международного права. При этом широко использовалась научная аргументация. Так доказывалось, что при дрифтерном промысле огромное количество рыбы гибнет, выпадая из сетей, что сетями изымается много неполовозрелой рыбы, что происходят потери биомассы лососей, так как их вылавливают до того как они завершат рост. Однако, главной причиной недовольства Советского Союза было то обстоятельство, что японцы ловили нашего лосося, уменьшая тем самым наш улов.
Необходимость введения запрета диктовалось нерегулируемым промыслом в открытых водах океана странами, в которых нет воспроизводства лососей (Тайвань, Новая Зеландия, Филиппины и др.). В восьмидесятые годы прошлого века этот промысел был ощутимым. Опять же запрет был обусловлен тем, что странам происхождения дрифтерный промысел наносил экономический ущерб.
Как видим, и в случае с Японией отношение к дрифтерному промыслу лососей диктовалось соображениями экономической выгоды.
Кроме дрифтерного лова других способов добычи лососей в открытом океане не существует. Если бы такие способы существовали, то реакция на них, по нашему мнению, была бы такой же негативной, как и на дрифтерный лов.
В последние пять-семь лет мы являемся свидетелями очередного нажима на дрифтерный лов лососей со стороны США. В данном случае предметом недовольства является небольшой по объему вылова японский дрифтерный промысел в ИЭЗ России. Кроме того, под пристальным вниманием американцев находятся исследования лососей, проводимые Россией с использованием дрифтероловов. В качестве аргумента США на различного рода встречах выдвигают соображение весьма курьезное: возможность нанесения ущерба запасам американской нерки и чавычи путем вылова их неполовозрелых особей в ИЭЗ России. Действительно, неполовозрелые нерка и чавыча в небольшом количестве в годы высокой численности могут заходить в экономическую зону России. Непонятно только, как им повредит работа одного-двух исследовательских судов, находящихся в зоне возможного появления американской рыбы ограниченный период времени и имеющих небольшую квоту вылова. Если же смотреть в корень, то нетрудно убедиться, что причина озабоченности американцев заключается в другом. Они, как мне кажется, в первую очередь обеспокоены сохранением внешнего рынка сбыта своего лосося. Продолжение японского дрифтерного промысла лососей в российской ИЭЗ, а также возможность создания российского морского промысла лососей, который будет ориентирован на японский и южно-корейский рынки, будет связано с сокращением американского экспорта лососей. В 1995 г. на Аляске вышла книга, посвященная анализу российского лососевого хозяйства в связи с возможностью конкуренции на внешнем рынке между США и Россией (* Knapp G., Johnson T. The Russian Salmon Industry. An initial review. State of Alaska. Department of commerce and Economic Development. Division of Economic Development, 1995/ 62 p.). В итоге авторы признают, что конкуренция не может быть велика, однако, практичным американцам она не нужна в принципе. Ни большая, ни маленькая.
Позиция Японии в отношении потенциальной возможности создания российского дрифтерного промысла лососей также не может не быть негативной. С оной стороны, японцам не нужны конкуренты на рынке, с другой стороны, всегда останется опасение, что российский промысел будет изымать японскую кету.
Естественно, что экономические факторы формирования негативного отношения к дрифтерному промыслу не афишируются. Они прикрываются природоохранными интересами.
На первое место выдвигается ущерб, наносимый морским птицам, тюленям и дельфинам, которые гибнут, попадая в сети. При этом замалчивается тот факт, что любая человеческая деятельность наносит ущерб живой природе: рубка лесов, распашка земель, прокладка дорог, строительство городов и т.д. Так траловый промысел уничтожает донную фауну. Ловя камбал, например, мы губим актиний, асцидий, раков-отшельников, морских звезд. В принципе, с точки зрения природоохраны, эти виды ничуть не хуже морских птиц или тюленей. Кстати сказать, тюлени нередко гибнут, попадаясь в тралы.
Если быть последовательным, то нужно отказаться от прогулок на природе, так как своими шагами мы давим насекомых, живущих в траве.
Остановимся теперь на непроизводительных потерях улова при дрифтерном промысле. В отношении потерь он, опять-таки, не является чем-то уникальным. При промысле минтая пелагическими тралами в Охотском море в конце прошлого-начале нынешнего столетия выбросы маломерной рыбы были равны величине поколения средней урожайности. Происходят потери улова лососей и при промысле ставными неводами, признанными экологически наиболее чистыми орудиями лова. Так, в 2004 г. на Западной Камчатке в неводах, сорванных штормами, погибло около 15 тыс. т горбуши. Может быть в этой связи стоит поднять вопрос о вредности тралового и неводного промыслов? Что же тогда останется? Вместе с тем, дрифтерный промысел лососей продолжает существовать в Японии и США. За последние десятилетия он значительно оптимизировался. Перевод его в 200-мильную зону, ограничения районов, сроков ведения и величины изъятия, а также регламентация размеров ячеи сетей и длины порядков существенно уменьшили его негативное воздействие.
Резюмируем сказанное выше. Морской дрифтерный промысел лососей является традиционным эффективным способом добычи, дающим ценную товарную продукцию, пользующуюся большим рыночным спросом. Если его вести по правилам, то по своему негативному воздействию на окружающую среду он не отличается в худшую сторону от других способов лова и других видов хозяйственной деятельности человека вообще. Формирование общественного мнения против дрифтерного промысла обусловлено противоречивыми экономическими интересами различных стран и используется для ограничения деятельности конкурентов. Ни одна страна не отказывается добровольно от дрифтерного промысла в ущерб своим интересам. Из этих соображений следует исходить, определяя свое отношение к возможности создания отечественного дрифтерного промысла лососей.
В настоящее время официальной позицией России является отказ от организации своего крупномасштабного дрифтерного промысла. Позиции этой на сегодня мы придерживаемся последовательно. Однако, промысел не обязательно должен быть крупномасштабным. И отказ от дрифтерного промысла, как такового, представляется не всегда оправданным. Об этом речь пойдет ниже.
До сравнительно недавнего времени у России не было необходимости в морском судовом промысле лососей. Вся рыба, идущая на нерест в наши реки, добывалась ставными неводами. В низовьях рек лососи добывались также закидными неводами и плавными сетями. В последние годы ситуация несколько изменилась. Морской судовой промысел лососей в ряде случаев оказался необходимым. Естественно, что в первую очередь это может быть дрифтерный промысел, как наиболее простой.
Рассмотрим в этой связи ряд ситуаций. Начнем с вопросов научного обеспечения промысла лососей.
С целью повышения достоверности прогнозов подходов лососей проводится мониторинг преднерестовых миграций лососей в ИЭЗ России с использованием специализированных судов-дрифтероловов. Методической основой краткосрочного прогнозирования подходов лососей послужило, подтвердившееся впоследствии, предположение о том, что величина улова на промысловое усилие на путях преднерестовых миграций тесно связана с нерестовым запасом, и, следовательно, с численностью производителей. Установлено, что между уловами лососей на дрифтерную сеть в море и величиной вылова в промысловом районе существует тесная корреляционная зависимость (R=0,9-0,95). Эта зависимость легла в основу методики краткосрочного прогнозирования величины и сроков подходов лососей. Разработанный метод оперативного прогнозирования регулярно используется российскими учеными, начиная с 1994 года.
Благодаря новому подходу к организации научно-исследовательских работ, проблемы оперативного прогнозирования подходов и корректировки объемов ОДУ их вылова обрели твердую научную основу. Промышленность стала заблаговременно получать необходимую информацию, что способствовало лучшей подготовке к путине и, в частности, использованию приемных мощностей предприятий с наибольшей эффективностью. Промысел, организованный на основе научных рекомендаций, позволил избежать переполнения нерестилищ производителями и тем самым способствовал относительной стабилизации воспроизводства на оптимальном уровне.
Достоинством данного подхода является то, что эффективность использования судов-дрифтероловов для оперативного прогнозирования уловов лососей поддается точной количественной оценке. Приведем несколько наиболее ярких примеров увеличения уловов по результатам мониторинга. В 1999 году на Восточном Сахалине улов горбуши был увеличен на 39,6 тыс. т (с 40,6 до 80,2 тыс. т). В том же году на Восточной Камчатке улов горбуши оперативно увеличили на 61,4 тыс. т (с 22,5 до 83,9 тыс. т). В 2002 г. вылов нерки на Западной Камчатке был увеличен на 13,5 тыс. т (с 4,5 до 19 тыс. т). В 2003 г. вылов лососей был увеличен на 37 тыс. т. Всего за последние 11 лет морской мониторинг преднерестовых миграций лососей позволил дополнительно выловить около 340 тыс. т, что равно полутора годовым уловам. В денежном выражении стоимость этого улова составляет не менее 350 млн. долларов США. На сегодня оперативное прогнозирование величины и сроков подходов тихоокеанских лососей посредством мониторинга судами-дрифтероловами стало ключевым моментом в организации их промысла.
Более того, на этих судах были собраны данные, послужившие основой крупных научных разработок, получивших высокую оценку у нас в стране и за рубежом.
Ежегодно для проведения мониторинга используется 17 судов-дрифтероловов, для которых выделяется 6,5 тыс. т лососей.
Сказанное выше является убедительным примером эффективности использования дрифтерного лова в научной организации лососевого промысла. Однако, этим далеко не исчерпывается возможность такого лова при проведении научных исследований.
Несомненным достоинством исследований с применением дрифтерных сетей является возможность одновременного охвата наблюдениями практически всей акватории российской ИЭЗ, возможность одновременного выполнения разрезов и суточных станций по всему фронту мигрирующих лососей. Благодаря этим наблюдениям можно формировать моментальные срезы распределения и численности лососей в российской ИЭЗ. Величина сетных уловов позволяет получать одновременно большие выборки лососей, особенно относительно редких видов, для проведения разного рода исследований. Проведение суточных станций для изучения питания с использованием короткой экспозиции сетей и массовость собранного материала дают возможность судить о сезонных и межгодовых изменениях трофических отношений лососей. Нахождение достаточно большого количества судов в течение трех месяцев на всем протяжении ИЭЗ России от Чукотки до Южных Курил позволяет получить динамическую временную картину распределения и миграций лососей.
В 2004 г. в России создана Ассоциация дрифтерных исследований Дальневосточного региона, участники которой, совместно с наукой, много лет занимаются мониторингом лососей. Они имеют опыт работы с наукой, их суда оснащены современным оборудованием, необходимым для проведения научных работ. Многолетний опыт партнерства делает работу этих судов эффективной, поскольку взаимодействие является отработанным.
Организация ограниченного по размерам дрифтерного промысла лососей позволит освоить ресурсы лососей Северных Курильских островов и тем самым способствовать развитию экономики этого района. А если смотреть глубже, то способствовать созданию благоприятной для России геополитической ситуации на Дальнем Востоке.
Аналогичная ситуация существует на о. Уруп, где имеется много нерестовых лососевых рек, где воспроизводятся запасы, позволяющие изымать не менее 2 тыс. т лососей. Однако, добывать их ставными неводами, как показал трехлетний опыт работы, невозможно из-за сложной гидрологической обстановки в прибрежье. В этом случае желательно провести опытный лов короткими дрифтерными порядками в 12-мильной прибрежной зоне двумя-тремя судами.
На сегодня на Дальнем Востоке имеются участки побережья, где промысел лососей развит слабо или не развит совсем из-за отсутствия береговой инфраструктуры. В их число входит северное побережье Западной Камчатки, где в последние годы отмечается высокая численность кеты и горбуши, Северо-восточное побережье Сахалина, где раз в несколько лет численность горбуши достигает экстремально высокой величины. Так, в 1997 г. в этом районе численность горбуши позволяла дополнительно выловить 10-15 тыс. тонн.
О.Ф. Гриценко, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора ВНИРО