дуа что это в исламе такое
ДУА. Что такое «дуа»? Важность дуа.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путём». (сура Аль-Барака, аят 186)
«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (сура Ан-Намль, аят 62)
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (сура Гофир, аят 62)
«Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно обо всякой вещи». (сура Ан-Ниса, аят 32)
Определение слова «ду’а»
Смысл слова «ду’а» в арабском языке
Ибн Манзур (умер в 711 г. х.) (да смилуется на ним Аллах) сказал:
«Воззвал человек призывом – то есть позвал. Я позвал такого-то – то есть я окликнул его и привлёк его внимание». (Ибн Манзур, «Лисан уль-Араб», 14/267)
Смысл слова «ду’а» в шариатской терминологии
Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии (умер в 388 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) говорит:
«Значение слова “ду’а” – это просьба к Господу о заботе, помощи. Сущностью же дуа является выражение нужды во Всевышнем Аллахе, признание отсутствия у себя силы и мощи (то есть признание в том, что человек бессилен совершить что-либо благое или оставить что-либо дурное), это признак рабской сущности и извещение о своей слабости, а также хвала Всевышнему и понимание Его щедрости и тороватости, и поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что ду’а – это поклонение». (Имам аль-Хаттаби, «Ша’н ад-Ду’а», стр. 4)
Ду’а – это поклонение
Сообщается, что Ну’ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
“Поистине, ду’а – поклонение”. Затем прочитал аят: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”». (Абу Дауд 1264; ибн Маджа 3828; ибн Хиббан 2396).
Имам Фахруддин ар-Рази (умер в 606 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Большинство учёных сказали, что мольба (ду’а) – величайшее по степени поклонение». (Имам Фахруддин ар-Рази, «Мафатих уль-Гъайб», 3/112)
Имам ан-Навави (умер в 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делает ду’а: “О Аллах, прости мне ошибки мои и незнание моё…” В любом случае ему прощены все грехи, а взывал он в смиренности этими и другими словами, потому что мольба (ду’а) – это поклонение». (Имам ан-Навави, «Шарх аля Сахих Муслим», 17/40)
Со слов ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если [захочешь] попросить [о чем-либо], проси Аллаха, если [захочешь] обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху». (ат-Тирмизи, 2516; Ахмад, 2669)
Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (умер в 795 г. х.) (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот хадис, говорит:
«И это взято из слов Всевышнего, которые были ниспосланы в начале Корана (в суре Аль-Фатиха), и читает их раб Аллаха – мусульманин: “Тебе мы поклоняемся и Тебя мы молим о помощи”. И, поистине, просьба – это мольба и желание по отношению к Нему, а мольба (ду’а) – это поклонение». (Хафиз ибн Раджаб, «Джами` уль-`Улюм ва ль-Хикм», 1/478)
Со слов ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Лучшее поклонение — мольба (ду’а)». (аль-Хаким, 1/491)
Мольба – руководство от Аллаха
Ибн Раджаб аль-Ханбали (умер в 795 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Что касается мольбы верующего, то это руководство (хидаят) от Аллаха. И руководство бывает двух видов:
1. обобщённое руководство – то есть руководство Ислама и имана и руководство для верующего;
2. подробное руководство, которое ведёт к детальному познанию частей веры и Ислама, и помощь Аллаха в этом деле.
И в этом нуждается каждый верующий ночью и днём. Поэтому Всевышний Аллах велел своим рабам читать в каждом ракаате слова Всевышнего: «Веди нас прямым путём». (сура Аль-Фатиха, аят 6)
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ночью говорил в своих мольбах: «Направь меня с соизволения Своего к истине, относительно которой возникли расхождения, поистине, Ты ведёшь к прямому пути того, кого пожелаешь!».
И поэтому делается ду’а за чихнувшего и ему говорят «ярхамукаЛлах» (да смилуется над тобой Аллах), чихнувший отвечает «яхдикумуЛлах» (да наставит тебя Аллах), как указано в сунне. И некоторые факихи Ирака отвергли этот ритуал, полагая, что мусульманин не нуждается в мольбе о наставлении на истинный путь. И в этом они противоречат большинству учёных, которые следуют в этом сунне. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел Али (да будет доволен им Аллах) просить Аллаха о защите и наставлении, также он обучил Хасана говорить в дуа кунуте: «О Аллах, наставь нас вместе с теми, кого ты наставил…». (Хафиз ибн Раджаб, «Джами’ уль-Улюм ва ль-Хикм», 2/40)
Потребность в Аллахе
Доктора Мухиддин аль-Мисту и Мустафа аль-Бугъа сказали в своей книге «Аль-Вафи», написанной ими в соавторстве:
«Все люди нуждаются в Аллахе, чтобы получать пользу и защищаться в обоих мирах от того, что им вредит. Они испытывают крайнюю потребность в руководстве Аллаха и даруемом Им уделе в этом мире и в Его милости и прощении – в мире вечном. Мусульманин приближается к Всемогущему и Великому Аллаху, обнаруживая свою потребность и необходимость в Нём, а его истинное положение в качестве раба Аллаха, Господа миров, проявляется в одном из трёх нижеследующих действий:
1. в просьбах, ибо Аллах Всевышний, слава Ему, любит, когда люди обнаруживают свою потребность в Аллахе и просят Его обо всём, что представляет для них интерес в обоих мирах, в том числе о еде, питье и одежде, а также о руководстве и прощении;
2. в просьбах о руководстве;
3. в полном подчинении Аллаху, что должно выражаться в отдалении от всего запрещаемого Всевышним Аллахом и в совершении всего того, что Он велел соблюдать». (Мухуддин аль-Мисту и Мустафа аль-Бугъа, «Аль-Вафи», стр. 187)
Необходимо проявлять терпение, ожидая результатов ду’а
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Каждому из вас будет дан ответ, если только вы не станете торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!”». (аль-Бухари, 6340; Муслим, 2735)
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (умер в 852 г. х.) (да смилуется ним Аллах) сказал:
«В этом хадисе приводится манера мольбы. Человеку следует просить у Аллаха постоянно и не отчаиваться в принятии мольбы, ведь в этом присутствует упование и признание своего бессилия». (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатх уль-Бари», 11/141)
20 моментов, когда принимаются дуа
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Дуа– это мозг поклонения». В другом хадисе сказано: «Дуа – это суть поклонения».
В каждом нашем поклонении, будь то намаз, пост, хадж или что-то другое, присутствует дуа. Однако мы делаем дуа и отдельно от каких-либо видов поклонения. Мы обращаемся к Аллаху для исполнения нужд, связанных с земной жизнью и Ахиратом. При этом нам следует знать время, когда велик шанс принятия нашей мольбы, по сравнению с обычным временем. Таких моментов учёные перечислили двадцать.
1. Ночь предопределения (Ляйлятуль-Кадр). В хадисе сказано: «Кто будет выстаивать ночь Ляйлятуль-Кадр с верой и надеждой на награду, тому простят все прошлые грехи» (Бухари, Муслим).
2. День Арафа. В хадисе сказано: «Лучшее дуа – это дуа, сделанное в день Арафа» (Тирмизи).
3. Месяц Рамадан. В хадисе сказано: «Дуа троих не отвергается: постящегося, пока он не разговеется, справедливого имама и дуа притесненного» (Имам Ахмад, Тирмизи)
4. В ночь на пятницу, в пятницу и во время пятничного намаза. От Абдуллаха Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах): «В ночь на пятницу есть время, когда дуа принимается» (Тирмизи, Аль-Хаким). В версии Аль-Хакима добавлены слова Пророка: «…и в пятничном дне есть время, когда Аллах дарует рабу все, что он попросит, если только не попросит запретное».
5. Глубоко ночью. В хадисе от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: «О Посланник Аллаха, какое дуа самое принимаемое?» Пророк (ﷺ) ответил: «Глубокой ночью и после намаза» (Тирмизи).
6. Предрассветное время. В хадисе сказано: «Милость Аллаха снисходит на нижайшее небо каждую ночь, когда остается ее треть, и Аллах говорит: «Кто молит Меня, чтобы Я ответил ему, кто просит у Меня, чтобы Я дал ему, кто просит прощения, чтобы Я простил ему?!» (Бухари и Муслим).
7-8. Во время чтения азана и икамата. В хадисе сказано: «Два дуа не отвергаются: во время призыва (азана и икамата) и сражения, когда проливают кровь друг друга» (Ибн Хиббан и Аль-Хаким).
9. Между азаном и икаматом. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не отклоняется дуа между азаном и икаматом». Сподвижники спросили: «А что нам говорить, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Просите Аллаха благополучия в земной и загробной жизни» (Абу Дауд и Тирмизи).
10. После обязательных намазов. От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: «О Посланник Аллаха, какое дуа самое принимаемое?» Пророк (ﷺ) ответил: «Глубокой ночью и после намаза» (Тирмизи).
11. Во время земного поклона. Пророк (ﷺ) сказал: «Наиблизким раб бывает к Всевышнему Аллаху во время земного поклона, поэтому делайте много дуа [в земном поклоне]» (Муслим).
12. Во время чтения Корана. В хадисе сказано: «Кто читает Коран, пусть просит у Аллаха, поистине, придут люди, которые будут читать Коран и просить у людей» (Тирмизи).
13. Когда имам скажет в конце суры «Аль-Фатиха» «ولا الضالين». В хадисе сказано: «Когда имам скажет «амин», скажите и вы, поистине, чье слово «амин» совпадет с словом ангелов, тому простятся все предыдущие грехи» (Бухари, Муслим).
14. Во время питья воды Зам-Зам. Пророк (ﷺ) сказал: «Вода Зам-Зам будет для того, для чего ее выпьют. Если ты выпьешь ее для исцеления, то Аллах исцелит тебя ею, если выпьешь для насыщения, то Аллах даст тебе насыщение. Если выпьешь для утоления жажды, Аллах утолит тебе ее. Она является впадиной Джибриля и напитком Исмаила». (Абу Дауд).
15. Во время кукареканья петуха. В хадисе сказано: «Когда вы услышите кукареканье петуха, просите у Аллаха о милости, поистине, петух увидел ангела». (Бухари, Муслим).
16. Когда собираются мусульмане на зикр. Имам Муслим передал хадис: «Когда собираются люди для поминания Всевышнего Аллаха, ангелы окружают их, льется на них Его милость, ниспосылается успокоение (ас-сакина), и Аллах будет поминать их для тех, кто с Ним».
17. Когда умирает человек. От Умму Салямы (да будет доволен ею Аллах) передается, что Пророк (ﷺ) вошел к Абу Саляме (да будет доволен им Аллах), когда тот закрывал глаза, и сказал: «Поистине, когда душа покидает тело, вместе с ней уходит и зрение, а его родные начинают кричать. Вы не просите для себя ничего, кроме блага, поистине, ангелы [в это время] говорят «амин» на ваши слова» (Муслим).
18. Когда находишься возле покойного. Посланник Аллаха, (ﷺ) сказал: «Когда умирает верующий, приходят ангелы милости» (Ан-Насаи). Дуа, сделанное в присутствии ангелов милости, принимается.
19. Во время дождя. «В двух ситуациях Всевышний Аллах непременно принимает дуа: во время азана и во время дождя» (Аль-Хаким).
20. Во время сражения на газавате. В хадисе сказано: «Два дуа не отвергаются: во время призыва и сражения, когда проливают кровь друг друга» (Ибн Хиббан и Аль-Хаким).
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Дуа что это в исламе такое
Одной неотъемлемой частью жизни мусульманина является дуа или взывание к Аллаху. Ислам призывает верующего молиться и совершать дуа даже о самых банальных вещах.
Дуа показывает веру человека и то, что даже в самых простых вещах верующий обращается и нуждается в Аллахе Всевышнем.
Как правильно совершать дуа?
Существует ряд ежедневных дуа касательно разных аспектов и ситуаций, которые должен знать каждый мусульманин и повторять ежедневно.
«Я знаю слова, если их произнесет человек, находящийся в ярости, то все пройдет:
اَعُوْذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيْمِ
Агузу билляхи минаш шайтанир ражим
Перевод: «Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана» (Тирмизи).
До и после приема пищи:
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيْمِ
Бисмилляхир рахманир рахим.
Перевод: «именем Аллаха, Милостивого и Милосердного».
اَ لْحَمْدُ للهِ الَّذِىْ اَطْعَمَنَا وَسَقَاناَ وَجَعَلَناَ مِنَ الْمُسْلِمِيْنَ
«Аль-хамду лилляхи-ллязи атамана ва сакана ва джааляна миналь-муслимина».
Перевод: «Вся хвала Аллаху, Который дал нам пищу и питье и сделал нас мусульманами» (Абу Дауд).
При входе и выходе из мечети:
اللّهُـمَّ افْتَـحْ لي أَبْوابَ رَحْمَتـِك
«Аллахумма фтахли абваба рахматик».
Перевод: «Аллах, раскрой Свои двери милости для меня» (Сахих Муслим).
При выходе из мечети:
اللّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك
«Аллахумма инни ас алюка мин фадликя».
Перевод: «Аллах, я стремлюсь к Твоему благословению» (Муслим).
Тот, кто чихнул должен сказать:
Перевод: «Хвала аллаху».
Тот, кто услышал чихание:
«Да помилует тебя Аллах» (Бухари).
بِسْـمِ اللهِ وَلَجْنـا، وَبِسْـمِ اللهِ خَـرَجْنـا، وَعَلـى رَبِّنـا تَوَكّلْـنا
Би-сми Лляхи валяджна, ва би-сми Лляхи хараджна ва ‘аля Рабби-на таваккяльна!
Перевод: «С именем Аллаха мы вошли, с именем Аллаха вышли и на Господа нашего стали уповать».
При выходе из дома:
بِسْمِ اللهِ تَوَكَّلْتُ عَلىَ اللهِ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ اِلاَّ بِاللهِ ط
Бисмиллях таваккальту аляллах ва ля хавля ва ля куввата илля биллях.
Перевод: С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха.
В моменты тревоги и беспокойства:
Пророк Мухаммад (мир ему) совершал следующее дуа:
لآَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ الْحَلِيْمُ الْحَكِيْمُ لآَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيْم
لآَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ رَبُّ السَّمَاوَاتَ وَاْلاَرْضِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيْمِ ط
Ля илляха иллялаххуль халимуль хакиму – ля иляха иллялаху раббуль аршиль азыйм- ля иляха иллялаху иляль раббус самавати валь арди ва раббуль аршиль карим.
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха, Всемудрого. Нет бога, кроме Аллаха, Господь Трона. Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа Небес и Земли, и Арша» (Тирмизи).
سُبْحَنَ الَّذِىْ سَخَّرَلَنَا هَذَا وَ مَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِيْنْ وَ اِنَّا اِلَى رَبِّنَا لَمُنْقَلِبُوْنْ
Субхана-ллязи саххара лана хаза ва-ма кунна ляху мукринин, ва-инна иля раббина ля-мункалибун.
Перевод: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу; поистине, мы вернёмся к Господу нашему!» (Тирмизи).
Мольба (дуа) как поклонение
Мольба (дуа) — это вид поклонения, которому нужно уделить особое внимание. Недаром сказал посланник Аллаха ﷺ:
الدُّعاءُ هُوَ العبادَة
« Дуа — это поклонение » (Абу Дауд 1479, Насаи 11464, Ибн Маджах 3828, Ибн Хиббан 890, Тирмизи 2969, 3247 и 3372 и другие).
وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72:18)
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»» (40:60)
لَهُ دَعْوَةُ الْحَقِّ وَالَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ لَا يَسْتَجِيبُونَ لَهُم بِشَيْءٍ
«К Нему обращен призыв истины. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им» (13:14)
وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّن يَدْعُو مِن دُونِ اللَّهِ مَن لَّا يَسْتَجِيبُ لَهُ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَهُمْ عَن دُعَائِهِمْ غَافِلُونَ
«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?!» (46:5)
Следует отметить, что арабское слово دُعَاءٌ — дуа, переводится как «мольба» или «просьба», а поэтому может употребляться и в случае, когда один человек просит о что-то другого. В пример можно привести аяты:
قَالَ مَا مَكَّنِّي فِيهِ رَبِّي خَيْرٌ فَأَعِينُونِي بِقُوَّةٍ أَجْعَلْ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ رَدْمًا
«Он (Зу-ль-Карнайн) сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду» (18:95)
فَلَمَّا أَحَسَّ عِيسَى مِنْهُمُ الْكُفْرَ قَالَ مَنْ أَنصَارِي إِلَى اللَّهِ قَالَ الْحَوَارِيُّونَ نَحْنُ أَنصَارُ اللَّهِ
«Когда Иса почувствовал их неверие, он сказал: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?». Апостолы сказали: «Мы — помощники Аллаха»» (3:52)
Мы видим как в этих аятах зу-ль-Карнайн и Иса обращаются с просьбой к находящимся поблизости людям и Аллах не порицает этого, что согласуется и со здравым смыслом, а также традицией всех людей. Очевидно, что подобная просьба НЕ является поклонением.
Проанализировав аяты и хадисы на тему дуа, можно сделать следующие выводы:
Если же человек будет просить о чем-то, на что способен только Аллах (например простить грехи, отвести беду, даровать детей или долголетие) или же будет просить отсутствующего так, что не будет соблюдаться причинно-следственная связь (например просить мертвых аулия, пророков, ангелов, джиннов и так далее), то такая просьба будет является поклонением и, соответственно, ширком, поскольку подобные просьбы разрешено направлять только к Аллаху.
Так, Аллах говорит в Кур’ане:
وَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ لَهُ الْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
«Не взывай наряду с Аллахом к другим богам. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика. Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (28:88)
وَإِذَا مَسَّ الْإِنسَانَ ضُرٌّ دَعَا رَبَّهُ مُنِيبًا إِلَيْهِ ثُمَّ إِذَا خَوَّلَهُ نِعْمَةً مِّنْهُ نَسِيَ مَا كَانَ يَدْعُو إِلَيْهِ مِن قَبْلُ وَجَعَلَ لِلَّهِ أَندَادًا لِّيُضِلَّ عَن سَبِيلِهِ قُلْ تَمَتَّعْ بِكُفْرِكَ قَلِيلًا إِنَّكَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ
«Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде, и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: «Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину, ты будешь одним из обитателей Огня»» (39:8)
В этих аятах Аллах запрещает направлять наши мольбы к кому-то помимо Него, называя это ширком и неблагодарностью по отношению к Нему.
И действительно, как можно просить кого-то другого, когда Тот, в чьих Руках вся власть над мирозданием, слышит нас и способен решить любую нашу проблему, и при этом приказывает просить только Его?!
Поистине, пренебрежение этим приказом и направление мольб к кому-то другому является великой глупостью, неблагодарностью и несправедливостью!
Зачем просить тех, кто не обладают возможностями решить даже свои проблемы, не говоря уже о чужих?!
И тут мы плавно подходим к ошибке в понимании вопроса о дуа, которую совершали мушрики со времен народа Нуха, мир ему. Именно это недоразумение и были призваны исправить в людях пророки, обучив их таухиду. Аллах говорит в Кур’ане, описывая порочную логику мушриков:
أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ
«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует» (39:3)
То есть мушрики полагали, что поскольку они — простые грешные люди, то Аллах якобы может не услышать их мольбы, оставив их без ответа. По этой причине, они начинают искать себе посредников из числа мертвых праведников (устазы, пиры, аулия), которые якобы находятся поблизости от Господа и могут передать Ему их молитвы, как бы походатайствовав тем самым за просящего и увеличив тем самым вероятность того, что Господь примет их молитву.
Как итог, мушрики начинают направлять свои дуа этим посредникам, привязываются к ним свои сердцами, начинают их любить и надеяться на них так, как это можно делать только по отношению к Аллаху. А ведь это и есть настоящий ширк! Господь так описывает их положение:
ذَلِكُم بِأَنَّهُ إِذَا دُعِيَ اللَّهُ وَحْدَهُ كَفَرْتُمْ وَإِن يُشْرَكْ بِهِ تُؤْمِنُوا فَالْحُكْمُ لِلَّهِ الْعَلِيِّ الْكَبِيرِ
«Это потому, что когда призывали одного Аллаха, вы не веровали. Если же к Нему приобщали сотоварищей, вы верили. Решение принимает только Аллах, Возвышенный, Большой» (40:12)
Далее Всевышний объясняет, что надеяться на заступничество перед ним таких посредников является ошибкой и глупостью, поскольку:
وَلَا يَمْلِكُ الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ الشَّفَاعَةَ إِلَّا مَن شَهِدَ بِالْحَقِّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ
«Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют заступничеством. Заступаться будут только за тех, которые осознанно засвидетельствовали истину» (43:86)
قُل لِّلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعًا لَّهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
«Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены»» (39:44)
وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّن يَدْعُو مِن دُونِ اللَّهِ مَن لَّا يَسْتَجِيبُ لَهُ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَهُمْ عَن دُعَائِهِمْ غَافِلُونَ
«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?!» (46:5)
أُولَئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحْذُورًا
«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (17:57)
Действительно, как могут помочь мертвые праведники, в то время как они мертвы и не слышат обращенные к ним мольбы?! Да и заступничество начнется только после Судного Дня, о чём отчетливо говорится в Кур’ане и Сунне. При этом Аллах позволит заступаться только за мусульман, которые не совершали ширк при жизни.
Получается что мушрики, в стремлении приблизиться к Аллаху посредством аулия, обращают к ним свои молитвы и просят их заступиться за них перед Аллахом — совершают тем самым ширк, аннулируют свой иман и лишают себя всякой возможности на истинное заступничество, которое начнется по милости Аллаха только в Судный День.
Именно эту их ошибку и разъясняли все пророки своим народам!
Если вы когда-либо молили о чем-то пророка, ангелов, мертвых устазов, аулия или кого бы то ни было кроме Аллаха, то поспешите принести Аллаху покаяние за этот великий грех, очистившись тем самым от ширка и впредь просите только у Него!
وَأَنِيبُوا إِلَى رَبِّكُمْ وَأَسْلِمُوا لَهُ مِن قَبْلِ أَن يَأْتِيَكُمُ الْعَذَابُ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ
«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь» (39:54)
قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный»» (39:53)