духовный бизнес что такое
Духовный бизнес
Что и говорить, сложно совместить в голове два этих понятия – бизнес и духовность. Но на удивление они прекрасно сочетаются в жизни. Проверим?
Чаще всего, когда мы слышим о духовной практике, в уме появляется образ человека, который отрекся от всего мирского, ушел в монастырь или отправился медитировать в Гималаи и не имеет никакого отношения к повседневной жизни.
И, согласно вайшнавским священным писаниям, именно такая жизнь у монахов. Но для семейных людей она совершенно другая. Преданный (человек, практикующий сознание Кришны) очень активно действует в этом мире, понимая, что этот мир – проявление Бога. Действуя согласно воле Бога, он превращает свою повседневную жизнь в духовную, одухотворяя каждый ее аспект.
Духовное знание очень практично, и суть его в том, что человек 24 часа в сутки может помнить о Боге и служить Ему.
Философская основа духовного бизнеса
Все священные писания говорят о том, что этот мир – не наш дом, и что нам не нужно сильно привязываться к нему, наоборот, нужно отречься от него. И мы «отрекаемся», но это «отречение» не всегда идет вглубь и никак не сказывается на нашей жизни. И в «Бхагавад-гите» объясняется, в чем отличие внешнего, или неполного отречения от внутреннего, или полного.
И в этом объяснении есть два аспекта:
1. Образ мыслей. Преданный знает, что все в этом мире связано с Кришной.
«Знание о том, что нет ничего не связанного с Кришной, приносит человеку умиротворение и избавляет его от страха»
2. Образ действий. Всю деятельность он связывает со служением Богу.
«Когда преданный использует все, что у него есть – тело, ум, разум, речь, жизненную силу, имущество – для служения Кришне, он немедленно восстанавливает свою связь с Кришной»
Еще более подробно этот важнейший практический момент объясняется в «Бхакти-расамрита-синдху», еще одном основополагающем вайшнавском священном писании.
«Человек, который действует в сознании Кришны, то есть служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобожденной душой, даже если находится в материальном мире и как будто бы занимается разнообразной материальной деятельностью»
«Нужно принимать что-либо лишь для служения Господу, а не для собственного чувственного удовлетворения. Если человек принимает что-либо без привязанности и принимает это потому, что оно связано с Кришной, его отречение называется йукта-ваирагйа »
Таким образом, мы видим, что духовный путь вайшнавов предполагает использование всего, что есть в этом мире, для служения Богу.
Что дает миру и преданному духовный бизнес?
Чем полезен духовный бизнес для преданного:
Что может дать духовный бизнес обществу преданных:
Что может дать духовный бизнес всему миру:
Как вести духовный бизнес?
Духовный бизнес строится на двух принципах:
Бизнес в благости. Более подробно мы рассмотрим эту тему в одной из следующих статей, а пока приведем два примера того, как бизнес в благости ведется в Индии. Это выдержки из статьи Сергея Голубицкого, опубликованной в «Бизнес-журнале» №2 от 28 января 2008 года.
Джайант Шарма, владелец уютной семейной гостиницы «Orient Guest House», заваривает имбирный чай с лимоном и молоком, готовясь в очередной раз выслушать пылкие назидания своего русского друга. «Джайант-джи, – с проникновенным пафосом приступаю я к обработке, – если ты не прекратишь стряпать бесплатные завтраки для постояльцев, то непременно разоришься! Ума не приложу, как ты вообще умудряешься до сих пор держаться на плаву при своих расценках: восемь долларов в сутки за номер с видом на Гангу и Гималаи!»
Приободренный обманчиво согласной улыбкой Джайанта, продолжаю: «Главная цель бизнеса – делать деньги. Деньги должны постоянно преумножать себя, и всякое нарушение означенной динамики неминуемо ведет к застою и гибели коммерческого предприятия».
Чистые до наивности глаза Джайанта излучают безграничную доброту, разбавленную не менее безграничным непониманием того, что я пытаюсь ему втолковать. Делать только деньги? Но это же глупо! Бизнес существует для того, чтобы помогать друзьям, родным, просто хорошим людям, обеспечивать занятость соотечественников, заботиться о своей общине и своем городе, наконец, получать удовольствие от работы, материализованное в знаках искренней признательности клиентов. Все перечисленное – на порядок важнее лишней пригоршни баксов.
Корпорация «Тата»
Уникальность «Таты» проявляется во всем: и в колоссальных размерах – 98 подотчетных предприятий, 250 тысяч сотрудников; и в доходах – 28,9 миллиарда долларов (2007 год), 3,2% валового продукта Индии; и в многопрофильности – энергетика, химия, автомобилестроение, коммуникации, информационные технологии, гостиничный бизнес, страхование, банковские услуги, строительство, инженерия, НИОКР; и в частном статусе – 65,8% концерна-гиганта контролируется семейными фондами рода Тата.
Главное же своеобразие «Таты» заключается в том, что по канонам западной экономической теории компания с учетом ее деловой философии должна была умереть едва ли не в момент своего рождения! Абсолютно все в деловой активности «Таты» вызывает энергичное неприятие аналитиков-позитивистов: колоссальные траты на социальное обеспечение сотрудников, не менее колоссальные траты на поддержание и совершенствование социальных служб в городах, где расположены предприятия компании, создание новых производственных мощностей не в местах с уже развитой инфраструктурой и коммуникациями, а в отсталых регионах страны – все для того, чтобы оказать этим регионам поддержку и способствовать их развитию.
Два эпизода в биографии «Таты» вызывают особое раздражение. В 1999 году сталелитейное подразделение «Tata Stee», снижая производственные расходы, уволило 35 тысяч сотрудников, выплатив при этом каждому из них заработную плату до шестидесятилетнего возраста!
Приблизительно в это же время, на самом пике бума «дот-комов», «Тата» пропустила, по мнению все тех же западных экономистов, шанс своей жизни, принципиально отказавшись выводить на биржу «TCS» – свое ИТ-подразделение. Учрежденная в 1968 году, «TCS» давно уже являлась крупнейшим софтверным производителем Индии и по самым скромным оценкам могла поднять на пике фондового рынка 20 миллиардов долларов. Тем не менее, «Тата» сознательно пропустила кульминационный момент «дот-ком»-пузыря, дождалась, пока он полностью сдулся, и лишь затем осторожно вывела на биржу 10 процентов акций «TCS», скромно надеясь на получение лишь 1 миллиарда инвесторских денег.
«Верх глупости!» – негодуют знатоки капитализма, воспитанные на деловых ценностях протестантской этики. «Мы не могли поступить иначе, – парирует председатель совета директоров компании Ратан Тата, – ведь это был чистейшей воды пузырь, и рано или поздно нам пришлось бы посмотреть в глаза людям, которые купили обесцененные впоследствии акции только потому, что доверяли “Taтa”!».
Таким вот «невозможным» бизнесом «Тата» занимается уже 140 лет. В рейтинге эффективности управления, подготовленном индийским журналом «Business Today» при содействии (и, надо понимать, методическом консультировании) со стороны американского агентства «Stern Stewart», «Тата» занимает 496-е место из 500. При этом флагман индийской частной экономики упорно не разоряется, демонстрируя из года в год удивительные показатели роста. Забавно в этом плане смотрится диссонанс между перманентной критикой «Таты» со стороны столичной прессы и восторженно- культовым отношением к компании рядовых граждан.
Вопиющую «неэффективность» управления «Тата» усугубляет не менее вопиющим нежеланием концентрироваться на так называемых доходных секторах рынка. Компанию постоянно упрекают в несуразном соединении под общим корпоративным зонтиком несовместимых производств: титановые часы и пакетированный чай, компьютерные программы и бытовая сантехника, многотонные грузовики и сковородки. Как следствие, подавляющее большинство компаний, входящих в концерн «Тата», оказываются убыточными, а два подразделения – «TCS» и «Tata Steel» – генерируют 75% всей прибыли, таща на своем горбу пустопорожних собратьев.
Так ли уж пустопорожних? Аргумент «Тата», оправдывающий поддержку невыгодных в финансовом отношении производств («Мы выпускаем продукцию, необходимую нашему народу, а не ту, что приносит сверхприбыль»), хоть и не вписывается в дидактические планы современных курсов по MBA, однако обеспечивает торговой марке «Тата» поистине безграничное доверие сотен и сотен миллионов покупателей.
Бизнес для Бога
И «на сладкое» последний вопрос – как же вести бизнес для Бога? Очень просто: во-первых, нужно делать то, что хочет Бог, во-вторых, делать так, как хочет Бог.
Духовный бизнес или Откройте вклад в небесном банке
«Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15; 36:27);
«Перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Ис. 1:16,17);
«Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12:9).
«Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:9,10).
§1. Из некоторых стихов Библии следует, что праведные люди должны благоденствовать, а нечестивые — повергаться в несчастие. И как говорит святитель Тихон Задонский: «Бог своего не оставит» (10:740). Приведём примеры, подтверждающие эту мысль:
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Ис. Нав. 1:8);
«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их … Блажен человек, который уповает на Него! … нет скудости у боящихся Его … ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33:8-11);
«Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» (Пс. 33:18-23);
«Блажен муж, который боится Господа, — в доме его будет обилие и богатство» (Пс. 112: 1–3);
«Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром … Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение» (Прит. 13:22,26);
«Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие» (Прит. 21:12);
«. надеющийся на Господа будет благоденствовать» (Прит. 28:25);
«При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их» (Прит. 29:16);
«…но такую заповедь дал им: “слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо”» (Иер. 7:23).
При этом Авраам вопрошал Бога: «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25).
§2. Однако пути Господни неисповедимы, и в земном падшем мире нередко случается, что праведные люди, ищущие Бога — страдают, бедствуют, их преследуют несчастья, а нечестивые, ищущие земные блага, наоборот, — процветают, живут в достатке и счастливо! В Библии об этом говорится, например, так:
«Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (Пс. 11:9);
«Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие…» (Пс. 93:3,4);
«. иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое!» (Еккл. 2: 21);
«Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!» (Еккл. 8:14);
«А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо» (Иез. 22: 29);
«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим. 3:12,13).
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II так разъясняет (комментирует) данную ситуацию: «“Все желающие жить благочестиво … будут гонимы”, — предупреждает апостол Павел (2Тим. 3:12). Слышите? Только желающие — и уже будут гонимы! Почему? Одного верующего спросили: почему у тех, кто хочет жить по Евангелию, так много испытаний, болезней, скорбей, а у грешников обычно жизнь бывает тихая и спокойная? “А вы видели когда-нибудь охотника за птицами?” — “Видели”. — “Тогда скажите: бежит охотник за подстреленной птицей?” — “Нет, он охотится за другими, а подстреленных и убитых пока не берет, знает, что они все равно в его руках”. – “Вот так, дорогие мои, и диавол, охотник за душами, он охотится только за теми, кто летает, кто духовно здоров, а подбитых, мертвых душой не трогает – знает, что они все равно в его руках”».
Поэтому и отмечает святой апостол Павел: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим. 3:12,13).
Ведь разница между земной жизнью нечестивых, хоть и краткой, но очень сытой, обеспеченной, благоденственной и сегодняшней, — и обещанным небесным блаженством праведных, хоть и бесконечным, но в неизвестном будущем, а сегодня гонимых, — может, конечно, вызвать смущение и недоумение.
Однако праведный всё же ищет блага небесные, в то время, как нечестивый — блага земные. Преподобный Макарий Великий наставляет: «К чему привязано сердце человека и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него богом» (цит. по 1:164). При этом сам человек может превратиться в раба своих страстей, истлевая в обольстительных похотях (Еф. 4:22), и незаметно для себя попадая в духовные капканы, или чувственные ловушки с расставленными приманками удовольствий [1]. Это обусловлено страстями, овладевшими человеком после падения, и привязавшими его к себе. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2Петр. 2:19).
§4. Вопрос о смысле праведности, всегда, — в той или иной степени, — интересовал людей, ищущих истину. Однако человеческая греховность со временим становилась всё больше и проявлялась по ходу истории всё заметнее. Следствием этого стало обесценивание некоторых морально-нравственных и духовных норм, которые ранее не подвергались сомнениям и считались само собой разумеющимися. Так иудеи времён пророка Малахии считали, что «тщетно служение Богу», поскольку Бог не награждает за праведность и не наказывает за грехи, и делающие беззакония лучше устраиваются в жизни.
«С этим не поспоришь, — говорится на сайте “Библия-Центр”, — действительно, особой материальной пользы в служении Богу нет, нет в нем и возможности теплого места, спокойного жизненного устройства. С другой стороны, в простых человеческих желаниях покоя и достатка тоже нет ничего плохого, человеку свойственно стремиться устроить себя и своих близких в жизни с максимальным комфортом.
Кризис наступает тогда, когда мы связываем наши желания со временем их обязательного для Бога исполнения. Награда за службу нужна нам сейчас, показательные порки для тех, кто с нашей точки зрения надменен, — тоже. Для Бога же по-прежнему нет времени и пространства: Он слышит и помнит, но день воздаяния еще не наступил, Он его еще не сделал … И еще один важный момент. Когда Малахия приводит … рассуждения иудеев о том, что праведные не получают благоденствия, а делающие беззакония богатеют и остаются в целости, Господь не удостаивает это прямым ответом. Упоминание о блаженстве, которое можно обрести в доверии, делает ответ излишним. Слишком очевидна разница между жизнью сытой и краткой, и блаженством праведных. Господь говорит лишь, что праведный ищет не благ, а Бога … Все остальное, говоря словами Екклесиаста, — суета и погоня за ветром. Такова альтернатива: искать Самого Бога или заменять Его земным благополучием. И различие между праведником и нечестивым, говорит Господь — в том, что они выбирают. Важно, что далее пророк Малахия напоминает нам о том, что в этом состоит и различие между жизнью и смертью» (2).
При этом люди Царства свидетельствуют: «нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (1Кор. 6:8-10).
А Господь так разъясняет различие между положением праведника и нечестивого: «И домы их перейдут к другим, равно поля и жены; потому что Я простру руку Мою на обитателей сей земли, говорит Господь. Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: “мир! мир!”, а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: “не пойдем”. И поставил Я стражей над вами, сказав: “слушайте звука трубы”. Но они сказали: “не будем слушать”. Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли» (Иерем. 6:12-19);
«Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: “что мы говорим против Тебя?” Вы говорите: “тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы”. Но боящиеся Бога говорят друг другу: “внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его”. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал. 3:13-18).
Протоиерей Родион Путятин пишет: «Почему иногда добрые люди умирают злой и мучительной смертью, а злые и порочные умирают славной и, по-видимому, спокойной кончиной? Свт. Афанасий Александрийский разрешает это недоумение так: “Благочестивые, умирающие горькой смертью, имели какой-нибудь малый грех, от которого такой бедственной смертью разрешились, чтобы удостоится больших почестей”. И потому, братия, когда вы видите или слышите о лютой смерти праведного и славной кончине порочного, то не смущайтесь, а научитесь из этого тому, как всегда правдивы неисповедимые суды Божии. У Бога никакое доброе дело не останется без награды, никакое худое дело не оставляется без наказания. В Боге нет лицеприятия: доброе и в порочном Бог награждает, а зло — и в праведнике наказывает» (цит. по 14:357).
Протоиерей А. Мень отмечает: «А что же происходит с людьми, которые несли свой светильник верно, не роняя его? В этом мире они все время терпят бедствия и унижения, они вроде бы не могут быть полностью счастливы. На самом деле — могут, но их счастье совершенно другое; даже если они умирают, то умирают неся свой светоч: «Отныне блаженны мертвые», то есть прооисходит какой-то поворот, и они приходят сразу, непосреддстведнно ко Христу. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе» (13:125).
ГЛАВА 2. В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ
Так почему же праведный не всегда получает воздаяние в этом мире за свои добрые дела?!
Вначале отметим, что «в духовной жизни, да и в жизни вообще, мелочей не бывает. Не потому, что Бог мелочен, а потому, что любой компромисс духовно раздваивает человека. А служить двум господам, как говорит Спаситель, дело бесперспективное. Ведь в Царстве Царь только один — Он Сам, поставленный на это Царство Его небесным Отцом.
И там, в жизни Царства, компромиссов быть не может. Просто потому, что это всегда жизнь в полноте. По максимуму. Настолько, насколько можно вместить — но без скидок и без поблажек. Иначе в Царстве жить не получится. А значит, ищущим Царства к компромиссам лучше не привыкать (1).
Приведём мнение протоиерея Георгия Нейфаха по данному вопросу: «Господь говорит нам: “Радуйтесь, когда вы не получаете награды от людей за то доброе, что вы делаете, потому что тогда должником вашим являюсь Я. Я буду вам воздавать. А если вы уповаете на награду от людей, то вы свое получаете, и тогда от Меня уже ничего не ждите. Вы трудитесь, вы творите людям добро … Это добро и заслуживает награду. Но если ваша работа почетна и вам все кланяются при встрече в пояс, если она хорошо оплачивается, так, что ваш дом — полная чаша, то вот вы эту награду и получаете. Награда вам — это людской почет и хорошее материальное положение. А от Меня что вы еще хотите? Вы свое получили” [2]. Вспомним евангельского богача, который оказался в преисподней. Авраам говорит ему: “Свое благое ты в жизни уже получил. Ты жил хорошо, радовался, праздновал, пировал … За то добро, которое ты совершал, ты уже получил награду свою. Теперь ты здесь” [3]» (3:50,51).
Действительно, ведь Иисус Христос учит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:1,2).
По толкованию святителя Иоанна Златоуста: «Спаситель не запрещает вообще творить добрые дела и милостыню пред людьми, но только в том случае запрещает делать это, когда делающий при этом имеет цель, чтобы другие видели дела его. “Ибо и пред людьми делающий добро может делать не для того, чтобы его видели, равно как и неделающий пред людьми может сделать с тем, чтобы его видели. Почему Бог наказывает или увенчивает не само дело наше, но намерение. Если бы не было сделано такого точного разделения, то сия заповедь многих привела бы в недоумение касательно раздаяния милостыни, потому что не везде всем можно тайно творить милостыню”» (цит. по 8:97. См. толкование на слова: «Не творите милостыни вашей пред людьми» из Мф. 6:1,2);
«Если мы делаем что-либо доброе, но делаем это не для того только, чтобы исполнить заповедь нашего Господа и быть известными Ему одному, то мы напрасно трудимся, лишая сами себя плода от этого доброго дела.
Делающий что-либо доброе для получения славы от людей, получит ли ее, или нет, — а часто бывает, что при всех усилиях не может получить ее, — так получит ли или нет, пользуется уже здесь достаточною наградою, а там не получит никакого воздаяния за это дело. Почему? Потому что сам наперед лишил себя награды от Судии, оказав предпочтение настоящему пред будущим, славе человеческой пред приговором праведного Судии…» (12:38,39).
Архимандрит Михаил пишет: «Дела, добродетели, творимые единственно с тем, чтобы знали люди о благотворителе, не суть дела истиной добродетели. Ибо в намерении их лежит не желание добросердечное — помочь ближнему, но самолюбие, чтобы похвалили люди. Почему такое дело не заслуживает награды от Бога; за них награждаются люди суетной похвалой» (8:97. См. толкование на слова «Иначе не будет вам награды» из Мф. 6:1); «Они уже достигают своей цели, их прославляют люди, и — это все, чего они желают, и это их награда; другой награды от Бога они уже ни ожидать, ни получить не могут и не заслуживают ее» (8:99. См. толкование на слова: «они уже получают награду свою» из Мф. 6:2).
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит:
«…кто благочестив только по наружности, кто даже жертвует большие суммы на построение храмов Божиих для приобретения жалких земных наград: газетных похвал, чинов и орденов, — тот, как не имеющий в душе любви к Богу, неизбежно лишится небесной награды и даже строго осудится за свое лицемерие и обман, будто все это он делал из любви к Богу» (см. «Поучения» святителя Игнатия Брянчанинова);
«…лицемерство истребляет всю сущность добродетели. Лицемерство рождается от тщеславия (Мф. 6:1,2,5,16) … Тщеславие, ищущее не самой добродетели, а только похвалы за добродетель, заботится и трудится единственно о том, чтоб выставить пред взоры человеческие личину добродетели … Вместе с этим он соделывается чуждым Богу: пред Богом нечист всяк высокосердый (Мерзость всякий надменный сердцем (Прит. 16:5).
Пагубны тщеславие и рождаемое им лицемерство в самом начале своем: они лишают человека всякой награды небесной, в единственную награду предоставляя ему избранную им вожделенную ему суетную похвалу человеческую … Ужасны тщеславие и лицемерство в развитии своем и зрелости своей, когда они возобладают человеком, когда они обратятся в правило деятельности, в характер … Такова плачевная картина нравственного опустошения, нравственных бедствий, совершаемых тщеславием и лицемерством в падшей человеческой природе» (9).
Таким образом, добрые — для определённых лиц — дела иногда могут делаться с греховными побуждениями. Иначе говоря, добро, сделанное на показ, может являться для сделавшего его — грехом и злом!
ГЛАВА 3. ЧТО ПОСЕЕТ ЧЕЛОВЕК, ТО ОН И ПОЖНЁТ
Если добрые дела на земле делаются исключительно в ожидании земной благодарности, то это уже получается — продажа добра за земные блага!
Таким образом, открывая свой духовный вклад в Небесном банке, мы, — без всякого риска для себя [4], — получим не просто высокие проценты, а проценты — сторицей! Именно так вознаграждает Бог, ищущих Его, идущих к Нему и выполняющих заповеди Его!
И поскольку Бог даровал человеку свободу выбора, то в воле человека остаётся решение вопроса — в каком банке открыть вклад: земном или Небесном. Выбрать привлекательные греховные удовольствия или праведные дела. Выбор за нами! При этом только следует помнить, что поскольку «ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда» (святитель Василий Великий).
Приведём также слова апостола Павла: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7,8); «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9:6). Поэтому, тот, кто хочет обильно пожинать добро, должен обильно его и сеять.
И вообще, следует отметить, что у праведного человека всегда должна присутствовать духовная аллергия на неправедные дела. Это оберегает от греховных пожеланий, лукавых богов, временных сокровищ и сделок с совестью за их обладание. В противном случае, у человека начинается инфляция совести.
Поэтому и учит Писание заботе о духовном, а не о земном! Заботе о чистоте своего имени (своей совести), а не о частоте и объёме вложений в своё имение. Ведь доброе имя дороже богатого имения! Ибо сказано: «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15); «Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота: дням доброй жизни есть число, но доброе имя пребывает вовек» (Сир. 41:15,16).
Иисус Христос наставляет нас: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19,20).
Святитель Николай Сербский пишет: «Все, что ты потеряешь во имя Божие, ты сохранишь; все, что ты хранишь ради себя, ты потеряешь. Все, что ты даёшь во имя Божие, ты получишь с прибылью; все, что ты даёшь ради собственной славы и гордости, ты все равно что бросаешь в воду. Все, что ты принимаешь от людей как от Бога, принесёт тебе радость; все, что ты принимаешь от людей как от людей, принесёт тебе заботы» (цит. по 11 со ссылкой на: Свт. Николай Сербский. Ты нужен Богу?).
Поэтому мудрый будет спешить творить добро и отвращаться от зла. Ведь добро и зло — это духовный бумеранг, который всегда возвращается к своему источнику! И «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:29).
Как говорит протоиерей А. Мень: «Но в мир внесены законы воздаяния, они действуют сами, что человек сеет, то он и пожинает. Скажем, одно поколение привозит в страну рабов, превращает людей в скот, через три поколения эти рабы превращаются в проблему для потомков тех, кто привез сюда этих рабов, и т.д. … Наказание — это не судебный процесс, кончающийся приговором, а камень, брошенный вверх и падающий на голову того, кто его бросил» (13:98,99); «по закону справедливости зло в конце концов падает на того, кто его совершает» (13:135); «Мы не должны представлять себе Бога в виде карающего деспота, но законы, которые вложены в мир, в историю человеческой жизни, связаны с тайными механизмами справедливости. Всегда совершается то, что индийцы называют кармой, всегда в конце концов, уже в этом мире зло пожинает зло» (13:145).
Ибо, «есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие. Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, — ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому…
Путь же смерти таков. Прежде всего он лукав и исполнен проклятия. (На пути этом) убийства, прелюбодеяния, похоти, блуд, кражи, идолослужение, волшебства, отравления, хищничества, лжесвидетельства, лицемерия, двоедушие, коварство, высокомерие, злоба, самоуправство, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, надменность, тщеславие…» (Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе). Гл.1: Учение о двух путях. Гл. 2: Путь смерти).
И, вообще, «нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время» (2Макк. 4:17), ведь «Всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние» (Евр. 2:2), а «скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда» (2Макк. 12:45).
«Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).
1. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Ин. 2: 16. Опубликовано 27.11.2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bible-center.ru/ru/note/20181127/main, свободный. — Загл. с экрана.
3. Нейфах Георгий, протоиерей. Промысл Божий и человеческая свобода. — М.: Правило веры. 2015.
4. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. — Клин: Христианская жизнь, 2005.
5. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
6. Свт. Иоанн Максимович. Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей. — М.: Благовест, 2003.
7. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.
8. Толковое Евангелие. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями архим. Михаила в 2-х книгах. Книга 1. Евангелие от Матфея. М.: В Синодальной Типографии, на Никольской ул. 1870. Репринт.
9. Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Т. 4. Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
10. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003.
11. Протоиерей Пётр Винник. Искушение — шанс сделать выбор в сторону добра. // МЛК «Омилия». 11.01.2017 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://omiliya.org/article/protoierey-pyotr-vinnik-iskushenie-shans-sdelat-vybor-v-storonu-dobra.
12. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиеп. Константинопольского избранные творения. Беседы на Книгу Бытия. Т. 1. Репринт с издания 1898 г. Издат. отдел Московского патриархата, 1993.
13. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова. Комментарий. Прот. А. Мень. Фонд им. А. Меня, Рига, 1992.
14. Год души: православный календарь с чтением на каждый день 2005 / сост. И. Смолькин. — Московский Патриархат; Молдавская Митрополия; Единецко-Бричанская епархия.
[1] «Преподобный Максим говорит о “лукавых узах естества”, которые накрепко связывают человека приманками удовольствий» (цит. по 5:244).
«Блаженый Иероним, побуждая к упованию на Бога, говорит: весьма много в мире льстивых приманок и бесчисленных сетей…» (цит. по 6:352).
«С тех пор, как враг склонил первых людей ко греху чувственными благами, он как бы захватил в свою власть сребро и злато и все наслаждения чувственности и ими пленяет и держит в своей власти всех неосторожных» (святой праведный Иоанн Кронштадтский) (6: 28).
«Диавол делает свое — раскидывает обольстительные виды чувственности: увеселения, бесстыдные и скверные лица женские; пищу, питье; наряды и прочее, прочее» (святой праведный Иоанн Кронштадтский) (7:76).
В Еф. 4:22 пишется об образе «жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях. ».
[2] «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:1,2).
[3] «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25).
[4] У банка Небесного никто лицензию не отзовёт, и он не ликвидируется, как это происходит с многочисленными земными банками! Это место, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:20). Ибо верны обещания Божьи и они — неизменны!