дьяк кто это такой
Дьяк – это. Это чиновник или церковнослужитель?
Государственная бюрократия – явление не новое. Чиновники существуют столько же, сколько и государство, только на протяжении веков назывались они по-разному. Например, в Древней Руси тот, кто состоял на службе у князя, ведал его перепиской и следил за доходами, назывался писцом.
С XIV века, судя по сохранившимся документам, на смену ему пришел дьяк. Это слово, заимствованное из греческого языка, как мы убедимся дальше, имело несколько значений.
Что говорят словари
«Диаконос» переводится на русский язык как «служитель» и может относиться к чиновнику или низшему церковному сану. В первом случае словари дают следующее определение: дьяк – это должностное лицо в Московском государстве, письмоводитель и начальник канцелярии разных ведомств.
К таким учреждениям относились, например, приказы – центральные органы управления, возникшие на рубеже XV-XVI веков. Поэтому дьяки представляли собой государственных служащих, получавших за свою работу жалование. Их роль в жизни Московского царства особенно возросла в годы правления Ивана Грозного.
Сословная принадлежность
К началу правления Петра I дьяки находились на довольно высокой социальной ступени не только ввиду занимаемой должности, но и благодаря дворянскому происхождению. Однако так было не всегда.
Во времена феодальной раздробленности роль секретарей выполняли зависимые холопы, пользовавшиеся доверием феодала. Но уже в период образования единого государства дьяк – это выходец из мелкого дворянства или низшего сословия. Московские великие князья использовали этих незнатных письмоводителей в противовес аристократической Боярской думе.
Хотя дьяки не могли похвастаться родовитостью, тем не менее некоторые из них благодаря исключительно своим природным дарованиям достигли больших высот на государственной службе. Биография Ивана Висковатого, думного секретаря в царствование Ивана Грозного, служит примером такого карьерного взлета.
Государев чиновник
Думный дьяк мог участвовать в заседаниях совета, где выполнял функции, сравнимые с работой нынешних секретарей. В его обязанности входило составление указов, присутствие на суде у бояр, приеме иностранных послов, выполнение придворной службы и пр.
Как часть складывающейся административной системы, должность думного дьяка приобретала со временем все больший вес. Занимавшие ее возглавляли самые важные приказы в государстве, а высшей наградой за службу было получение ими чина окольничего или боярина.
На дипломатическом поприще
Управлял этим приказом письмоводитель, в чьем подчинении находились подьячие и переводчики. Они вели все делопроизводство, в то время как посольский дьяк – это был, по сути, министр иностранных дел, руководивший внешней политикой государства.
Подготовка русских дипломатов и принятие иностранных, управление присоединенными территориями, обмен пленными, ведение переговоров, составление соглашений, сбор информации о состоянии дел в других странах – таковы были обязанности, возложенные на главу Посольского приказа.
Подобная ответственная должность требовала незаурядных способностей, поскольку речь шла о влиянии Московского царства на международные дела. Надо сказать, что многие руководители Посольского приказа оправдывали свое назначение: Висковатый И., Щелкаловы Андрей и Василий, Матвеев А., Украинцев Е. и другие.
Византийский дьяк
Как уже отмечалось, диаконос – слово греческое, следовательно, Византия также должна была располагать подобного рода государственными служащими. Действительно, в законодательных документах X века упоминаются динаты, принадлежавшие к верхушке феодального общества.
Динат – это и есть византийский аналог дьяка. В отличие от русских приказных чиновников, динаты принадлежали к классу крупных землевладельцев. Однако поскольку они занимали высокие должности в государстве, это дает право приравнять их к начальникам приказов Московского царства.
Низший церковный сан
Помимо приказных и думных письмоводителей, существовали также патриаршие певчие дьяки – профессиональные церковные певцы. Их не следует путать с прислужниками, которые помогали священнику во время отправления культа.
Стоя на самой низкой ступени церковной иерархии, диаконы занимались организационными и административными вопросами, следили за состоянием здания церкви, руководили прихожанами во время богослужения, выполняли обязанности казначея и т. д.
Подводя итог, заметим, что со времен приказных письмоводителей государственный чиновничий аппарат чрезвычайно усложнился. После упразднения этой должности слово «дьяк» перешло в разряд малоупотребительных, и теперь под ним чаще всего подразумевают служителя религиозного культа.
Толковый словарь Ожегова
Смотреть значение ДЬЯК в других словарях
Дьяк — дьякон и пр. см. диак. оновка, ранняя, небольшая, сладкая порода яблок, идущая только на лакомство.
Толковый словарь Даля
Дьяк — дьяка-дьяка, м. (истор.). Чиновник в древней Руси, исполнявший обязанности секретаря отдельного учреждения (приказа). Да вот верховный дьяк выходит нам сказать решенье Думы. Пушкин.
Толковый словарь Ушакова
Приказный Дьяк — должность в приказах Русского государства 16-17 вв.
Большой энциклопедический словарь
Александр (дьяк) — Александр (дьяк), купец, оставивший краткое описание своего путешествия в Царьград, в XIV столетии, которое посвящено перечислению царьградских святынь и напечатано.
Исторический словарь
Александр, Дьяк — — дьяк великого князя Московского, по торговым делам был в Византии около 1395 года и оставил краткую записку, в которой рассказывает про разные достопримечательности.
Большая биографическая энциклопедия
Алексеев, Василий, Дьяк — в 1511 г. был в Турции с послом Андреем
Большая биографическая энциклопедия
Алексеев, Михаил Иванов (дьяк) — дьяк, посол в Турцию 1513
Большая биографическая энциклопедия
Богданов, Андрей (дьяк) — — дьяк. В 1658 г. он был послан в Вильну дьяком при воеводе князе Юрии Долгоруком, а в следующем году, вместе с Долгоруким же, был зван к царскому столу и получил от царя.
Большая биографическая энциклопедия
Бурцов, Петр (дьяк) — дьяк 1676
Большая биографическая энциклопедия
Вареев, Дьяк — 1617 г. в
Большая биографическая энциклопедия
Васильев, Иван, Дьяк — Стрелецкого приказа 1614
Большая биографическая энциклопедия
Васильев, Михаил, Певчий Дьяк — большой станицы, конца XVII
Большая биографическая энциклопедия
Витовтов, Федор (дьяк) — из старорус. подьячих (1614 г.) дьяк, 1628
Большая биографическая энциклопедия
Герман, Дьяк — Ивана
Большая биографическая энциклопедия
Горин, Дмитрий (дьяк) — 1556 г. дьяк в
Большая биографическая энциклопедия
Даниил, Крестовый Дьяк — царя Василия, при кончине его читал канон 1533
Большая биографическая энциклопедия
Данилов, Михаил, Дьяк — до 1627 г., думный дьяк, управлял Посольским приказом в 1635 г. всего две недели, †
Большая биографическая энциклопедия
Думный дьяк в Русском государстве. Кого ставили на эту должность, что входило в обязанности Думного дьяка
В наше время слово «дьяк» твердо ассоциируется с церковнослужителем, который, условно говоря, помогает священнику в совершении всяких церковных таинств и пр. Даже если дословно перевести это слово с греческого, то получится что-то вроде «служителя», причем, трактовать это стоит, как «помощник». Однако, если вернуться в далекое прошлое, век так в XV-XVI, то слово это хоть и сохраняет некоторые черты именно «служителя», но расцветает немного другими красками, правда, не самыми благородными. Особенно в их числе выделяются «думные дьяки». Неужели в Боярской Думе проводились богослужения? Нет!
Думный дворянин и думный дьяк
Кто такой думный дьяк
Когда на Руси появились дьяки как таковые, не знает никто – каких-то серьезных документов, заслуживающих доверия, на эту тему не сохранилось, кроме того, в абсолютном большинстве случаев дьяками люди становились не по высочайшему распоряжению князя, царя или какого-то особо знатного боярина, а устно, и кто делал это устное указание – одному Богу известно. Тем не менее, дьяки начинают упоминаться приблизительно со времен Ивана III, а если быть конкретнее, то с 1497 года, причем, в связи с тем, что некто Владимир Гусев был казнен за государственную измену.
Собственно, чем они занимались… Фактически дьяками были те ученые мужи, которые выполняли обязанности секретаря при знатном человеке или позже, каком-то органе власти:
Впрочем, здесь есть загвоздка – если говорить именно о дьяках думных, то они были полноценными чиновниками, хотя и низшего разряда, то есть в некоторой степени могли влиять на решения аж самого государя, конечно, ограниченно, как минимум, из-за своей малочисленности.
Знатный чин или собачья работа?
Возникновение как таковой Боярской Думы в середине XVI века было ни чем иным, как проявлением Иваном IV стремления к государственной централизации. С точки зрения административной, орган этот был:
Думные дьяки, которых, судя по некоторым документам, в Думе было не больше 3-4, были самыми низкими чинами в этом примитивном (или не очень) парламенте.
Фактически основную часть работы выполняли именно они. Другие же чины занимались размышлениями и обсуждениями разного рода проектов:
Причем, формально они имели право голоса при решении тех или иных вопросов, но исключительно совещательного. Прислушивались ли к ним? Вероятнее всего, да, но какого-то конкретного влияния до прихода к власти Романовых они не имели точно.
К. В. Лебедев. Дьяк Зотов обучает царевича грамоте
С новой правящей династией дела думных дьяков пошли в гору. Например, некоторые из них умудрялись делать карьеру, становясь начальниками доверенных им приказов (кстати, в большинстве случаев именно со службы в них они начинали свой карьерный путь), кроме того, начали получать внушительное жалование по тем временам. Например, один из Лопухиных на 1658 год получал 300 рублей в год, а это уровень некоторых дворян, в том числе, думных. Но с воцарением Петра и преобразованием им административной государственной системы, думные дьяки, некоторые из которых добились дворянских званий, ушли в небытие вместе со всеми особенностями допетровской России.
ДЬЯКИ
ДЬЯКИ, по роду занятий были прямыми предшественниками современных чиновников. До 14 в. на Руси они назывались писцами, но впоследствии русское слово «писец» было вытеснено греческим «дьяк». О дьяках удельного времени известно немногое: они занимались письмоводством, «ведали прибытки» (доход) князя, по его приказу, отчего назывались также «приказными людьми»; по своему общественному положению они большею частью не были свободными людьми. Дьяки были не только у князей, но и у богатых господ. Значение дьяков сильно возросло в конце 15 в., с увеличением значения администрации в усиливающимся московском государстве. Сохраняя высшие должности за представителями боярства, московское правительство, в борьбе с его аристократическими притязаниями, опиравшимися на живые еще воспоминания вольностей удельного периода, возвышает значение дьяков, несмотря на их худородность. Великий князь Иван III в судебнике 1497 узаконил обязательное присутствие дьяков на суде бояр и окольничих (второй после боярина чин, существовал с 14 в. до начала 18 в.). В это же время с половины 15 в. само название дьяков получает новое значение: оно присваивается только высшему слою княжеских «письменных людей», низший же их слой называется подьячими. По судебникам, подьячие подчинялись дьякам: подьячий пишет грамоты по указанию дьяка, а дьяк только подписывает и хранит их. Дьяки составляли необходимый элемент коллегиальной, приказной системы управления. Как бояре в центральных приказах, так и наместники в областях управляют, опираясь на дьяков. Григорий Котошихин, подьячий Посольского приказа, так характеризовал деятельность дьяков: «на Москве и в городах, в приказах с боярами, и окольничими, и думными и ближними людьми, и в посольствах с послами бывают они в товарищах и сидят вместе и делают всякие дела и суды судят». Весьма рано дьяки становятся членами государевой думы; чин же думного дьяка появляется в конце 16 в. Как люди невысокого происхождения, думные дьяки должны были стоять на заседаниях думы в присутствии государя, в то время как бояре и думные дворяне сидели, но они пользовались правом голоса и принимали деятельное участие в прениях.
Число дьяков в думе в 17 в. колебалось от 3 до 8 человек. Многие дела в областном управлении дьяки вершили самостоятельно; они, например, иногда производили смотры дворянам, стольникам и стряпчим. Они нередко, минуя бояр, управляли как второстепенными, так и важнейшими приказами. Важное значение худородных дьяков как противовеса родовитым людям, обнаруживается в управлении приказа тайных дел; заведовавшие этим приказом один дьяк и десять подьячих наблюдали за деятельностью всех высших чинов государства и о результатах своих наблюдений докладывали непосредственно государю. Многие дьяки в 16 в. (например, думские дьяки братья Щелкаловы) и в 17 в. имели большое влияние в государственных делах как люди, возвысившиеся единственно благодаря своим талантам и знаниям. Родовитые люди, тем не менее, относились презрительно к дьяческой службе, хотя многие дворяне из незначительных или захудалых родов избирали приказную службу. Кроме денежного жалования, дьяки, также как и дворяне, получали за службу поместья и вотчины: по размерам подмосковных поместий думные дьяки были уравнены с окольничими (150 четей пахотных земель), рядовые же дьяки с высшими придворными чинами стольников, стряпчих и дворян московских. Общее число дьяков в сравнении с обширными размерами московского государства, было довольно невелико: по списку 1676 их находилось у дел всего 103 человека, из них 35 в удельных городах; подъячих в то же время числилось до 1000 человек.
Православная Жизнь
Кроме богослужений есть ещё часть жизни, которую прихожане замечают редко.
Немного теории
Диакон — это первая ступень священства в Церкви. Все священники сначала были диаконами. Диакон отличается от священника тем, что не может самостоятельно служить литургию и совершать таинства. При хиротонии он становится на одно колено, это образ того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только часть его: он имеет право служить при Святых Тайнах, но не может их совершать.
Диакон украшает службу своим голосом и помогает священнику. Он провозглашает ектении, читает Священное Писание — Евангелие, а если на службе два диакона, то и Апостол, — участвует в каждении и совершении некоторых богослужебных действий. Большинство диаконов обладает хорошим голосом и слухом. Особенно это касается тех, кто служит при архиерее: во время архиерейских богослужений много песнопений, которые поют в алтаре, поэтому, чтобы служба была красивой, надо хорошо и грамотно петь.
Помимо своих богослужебных обязанностей, диакон отвечает за чистоту в алтаре, благообразие службы, сохранность церковных сосудов и утвари. В алтаре есть места, которых пономари не могут касаться — это Престол, он находится в центре, на нём лежит антиминс, и Жертвенник — он расположен в стороне, на нём совершают проскомидию. К ним могут прикасаться только священники и диаконы, на которых лежит ответственность за чистоту этих священных мест.
Диакон помогает только во время богослужений?
У диакона могут быть послушания и помимо службы. В зависимости от места служения, он — помощник священника или архиерея. Также диакон может заниматься административной работой на приходе, волонтёрской деятельностью, преподаванием в воскресной школе. Всё зависит от его талантов и нужд прихода. Лично я служу при архиерее, поэтому у меня специфические обязанности. Я — сотрудник канцелярии Горловской епархии, а ещё ризничный Богоявленского кафедрального собора, что напрямую связано с моим диаконским служением: я отвечаю за убранство храма.
Вы наверняка обращали внимание, что все праздники в нашей Церкви имеют свой цвет: Пасха — красный, Рождество — белый, Троица — зелёный, Богородичные праздники — голубой, и так далее. Накануне праздничного богослужения в алтаре всё украшают в положенный цвет. Я отвечаю за это, а также за то, чтобы всё в соборе было чисто и аккуратно. Помимо перечисленного я несу послушание фотографа: снимаю праздничные богослужения, архиерея и священников нашей епархии. Когда есть необходимость — выполняю обязанности иподиакона. Иподиаконы помогают во время службы архиерею: держат книги, подают специальные подсвечники — трикирий и дикирий, — и так далее. Я старший над иподиаконами, отвечаю за то, чтобы всё было в порядке, но могу и сам при необходимости заменить их.
Диакон помогает священнику не только на богослужениях, но и на требах. Как и священники, мы несём седмицу — в течение недели дежурим в храме с утра до вечера.
Как и священники, диаконы имеют определённые степени. Как я уже говорил, первая ступень священства — это собственно диакон. Если он хорошо исполняет свои обязанности, преданно служит Церкви, его по решению архиерея могут наградить — возвести в протодиаконы. Протодиакона отличает двойной орарь (орарь — узкая лента, которую диакон носит на левом плече).
Чтобы быть диаконом, нужно учиться?
Чтобы стать диаконом, в первую очередь нужно иметь желание послужить Матери-Церкви, а всё остальное решается на собеседовании с архиереем. Мы знаем случаи, когда не хватало священнослужителей, и человек становился диаконом, а потом уже шёл учиться в семинарию заочно. Но мне кажется, что всё-таки лучше обучаться на дневном отделении. Конечно, знания можно получать разными путями, и в этом вопросе всё зависит от человека. Если он хочет, то будет учиться. Однако священнослужителю желательно иметь классическое духовное образование. Как правило, диакон рано или поздно становится священником, мало кто до конца своей жизни несёт диаконское служение. Так что знания получать нужно — чтобы разбираться в своей вере и адекватно с людьми общаться, знать, что ответить на их вопросы.
Обязательно ли диакону становиться священником?
Диакону становиться священником не обязательно. Если человек этого не хочет, его заставлять никто не будет. Перед тем, как стать священником, диакон пишет прошение на имя архиерея: «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства рукоположить меня в сан иерея для служения Богу и Церкви». Понятно, что, если он не напишет, никто за него этого не сделает.
Архиерей может предложить диакону рукоположение, но это не значит, что нельзя отказаться. Обычно такие вопросы решаются в личной беседе с архиереем, который имеет большой опыт общения с людьми в целом и священнослужителями в частности и потому видит, кто готов к окормлению паствы, а кто ещё нет. Священник много времени проводит с прихожанами, его задача — уметь найти подход к разным людям, подобрать для каждого нужные слова. Диакон же в большей степени помогает священнику, нежели общается с прихожанами.
Какие качества характера должны быть у человека, желающего быть диаконом?
Нужно обладать теми же качествами, что и священники, потому что по сути это одно и то же служение. Если отталкиваться непосредственно от задач, то диакон должен любить порядок и чистоту. Чистота в алтаре — это наша главная забота, потому что он — это святая святых. Если диакону не свойственна чистоплотность и он всё время себя заставляет делать то, что делает, то рано или поздно произойдут какие-то ошибки, случатся упущения.
Ещё в нашем служении важны дисциплинированность, порядочность, образованность. Надо уметь помочь людям мудрым и добрым словом, поддержать их в разных ситуациях. Очень важно хорошо знать Священное Писание, постоянно изучать его. Очень некрасиво, когда ты — служитель алтаря, ходишь в подряснике, но не можешь ответить людям на их вопросы. Словом, диакон — это особое служение, которое требует постоянного развития, а также ответственности по отношению к себе и людям.