дюльфер что это такое
Содержание
Что такое спуск по веревке, или дюльфер? [ править | править код ]
Спуск по веревке, или дюльфер, — это техника спуска по крутой скале либо после восхождения, либо, в некоторых случаях, на участках, где трудно попасть к старту восхождения. Веревка крепится к надежной верхней станции и страховочному устройству, установленному на веревке и прикрепленному к основной петле беседки с помощью муфтованного карабина. При небольшом сжатии нижней рукой веревки под устройством можно обеспечить надежный и контролируемый спуск. На некоторых вершинах скал установлена система для дюльфера, особенно это характерно для морских утесов. В других ситуациях, скажем, при резком ухудшении погоды или ошибке в оценке сложности маршрута, дюльфер может оказаться единственным способом попасть вниз, к основанию скалы. На заре скалолазания существовало немало примитивных форм дюльфера. На небольших скалах с традиционной страховкой обычно есть возможность преодолеть подъем-спуск, карабкаясь по камням. В странах с высокими горами такое не всегда доступно, и дюльфер становится необходимостью, особенно на длинных маршрутах. Развитие современного оборудования облегчило задачу скалолазов при спуске, но все равно важно помнить, что безопасность спуска по веревке целиком зависит от надежности станции, и вы не сможете проверить ее, не начав спуск.
Лучшая позиция [ править | править код ]
Идеальное положение для дюльфера легко занять на гладкой плите с минимальным количеством выступов и расщелин и возможностью видеть путь вниз. Высокое расположение станции заметно облегчает жизнь при начале спуска. Это оптимальные условия для новичка, но более опытный скалолаз без чрезмерного труда преодолеет и более крутой спуск, и карнизы на пути. Но станция должна быть стопроцентно крепкой и надежной. Если вы в ней не уверены, никакого дюльфера! Как и в случае со страховкой подъема, здесь есть активная или «тормозная» рука, которая размещается на веревке ниже спускового устройства и контролирует продвижение, и «направляющая» рука, которая остается всегда выше корпуса спускающегося, хотя некоторые начинающие спортсмены испытывают желание опустить обе руки для контроля спуска, особенно в первый раз. Надо держать ноги на ширине плеч и слегка разворачиваться вправо, если вы правша, или влево, если вы левша. При развороте корпуса проще смотреть, куда вы идете, а также это дает большую свободу движений для контролирующей руки. Трудная часть состоит в том, чтобы перебраться через край утеса и начать спуск, но, как только это сделано, вам остается лишь выдавать веревку помалу и шагать вниз по утесу. Ступни должны быть плотно прижаты к скале, и чем ближе они к горизонтальной ориентации, тем меньше будут скользить ноги. Слегка сгибайте колени и контролируйте веревку нижней рукой. Новичкам всегда крепят страховочную веревку, а более опытные скалолазы используют для безопасности узел французский прусик (автоблок).
Безопасность [ править | править код ]
Существует несколько способов обеспечить безопасность спуска на веревке. Даже если вы уронили страховочные устройства, вы сможете пройти дюльфер с использованием итальянского узла!
Итальянский узел (UIAA) [ править | править код ]
Хотя итальянский узел нельзя назвать идеальным приспособлением для дюльфера, им можно воспользоваться в ситуации, когда под рукой не оказалось ни одного устройства, но есть запас двойной веревки. Если веревка одинарная (привязана за конец), использовать итальянский узел легче, но спуск будет более рискованным. Важно применять при этом грушевидный муфтованный карабин HMS, чтобы веревка скользила плавно и не перекручивалась, что снизит нагревание. Чтобы сформировать итальянский узел, сделайте две петли, справа налево, и снова справа налево, сложите их вместе и закрепите обе в карабине. Использование французского прусика (автоблока) для страховки позволит контролировать веревку. Несмотря на все проблемы, этот способ подходит для ситуаций, когда спусковые устройства упали или были забыты. Применяя его, убедитесь, что итальянский узел закреплен на задней части карабина, а не возле защелки.
Использование узла автоблок Для этого узла нужно примерно 1,5 м веревки диаметром 6-7 мм. Свяжите концы вместе узлом грейпвайн, чтобы сформировать петлю; она должна занимать расстояние от большого пальца до локтя. Оберните ее вокруг основной веревки 4—5 раз, не меньше, а если у вас двойная веревка, следите, чтобы петля при каждом обороте охватывала их обе.
Автоблок выйдет коротким и удобным, но не надо использовать другие узлы того же типа в ситуациях, когда они не высвобождаются легко при нагрузке.
Обдумайте, как повлияет присутствие автоблока на все прочие устройства, если узел будет длинным. В некоторых случаях длинный автоблок может раскрутиться, а иногда его затягивает в спусковое устройство. И то и другое плохо, так что следите, чтобы узел был коротким и удобным. Конечно, есть устройства, автоматически тормозящие веревку, и тогда французский прусик не нужен (если только устройство не сломалось в критический момент из-за грязи или неопытности пользователя).
Сегодня есть стандартный способ помощи начинающим скалолазам обрести уверенность при обучении дюльферу.
Если первый спускающийся уже внизу (или изначально там оставался страхующий) и может мягко подтянуть конец веревки, это затормозит спусковое устройство и также позволит сэкономить время, если речь идет о спуске целой группы скалолазов. Очень важно качественное общение между напарниками. Поразительно малое напряжение на веревке и совсем небольшой опыт страхующего внизу позволяет спустить скалолаза на несколько сантиметров, а потом остановить спуск.
Тот же прием можно применять в ситуациях, когда осуществляется серия спусков по основной трассе. Первый спускающийся добирается до основания скалы и страхует остальных с помощью автоблока. Это ускоряет процесс. Если речь идет о срочном спуске с использованием итальянского узла, основные приемы не меняются, только будет меньше трения веревки и больше напряжения. Степень напряжения зависит от силы трения, а та, в свою очередь, зависит от ряда факторов: толщины веревки, использования одинарной или двойной веревки, типа страховочного устройства, веса спускающегося и т.д.
Устройства для спуска по веревке [ править | править код ]
Существует ряд устройств, разработанных специально для дюльфера. Они обеспечивают плавный спуск и рассеивают тепло, образуемое трением. Однако важно помнить, что большинство страховочных устройств также подходит для организации спуска по веревке. Разумнее всего экспериментировать с новыми приборами в безопасной обстановке (при коротком спуске или на стене в зале), прежде чем применять их в более рискованных и ответственных ситуациях!
Спуск на «восьмерке» [ править | править код ]
Спуск на «восьмерке», безусловно, отличный способ, гарантирующий контролируемое и безопасное движение вниз. Беседки, у которых есть основная, принимающая нагрузку петля, не создадут проблем; но некоторые виды беседок нуждаются в дополнительном карабине, чтобы стянуть петли для ног или соединить две части беседки в одно целое. В некоторых случаях надо продумать, как удержать карабин на месте и правильно распределить нагрузку на защелку. Проблема с таким типом беседки легко решается с помощью соединения двух частей беседки (пояса и ножных обхватов) с помощью карабинов специальной формы — «дельта», что обеспечивает равномерную готовность к любому направлению натяжения и создает основную петлю, принимающую нагрузку. Важно нагрузить веревку вниз так, чтобы устройство находилось выше спускающегося, когда он перебирается через край скалы. Если веревка нагружена вверх, она может зацепиться за камни и заблокировать спуск.
Другие варианты [ править | править код ]
Как уже говорилось, большинство страховочных устройств представляют разумную альтернативу для организации спуска, различаясь по степени создаваемого трения на двойной или одинарной веревке. Главная их проблема — относительно малая поверхность, рассеивающая нагрев, вызванный неизбежным при спуске трением. При последовательности дюльферов важно быстро менять устройства в конце каждого этапа. Какие бы устройства вы ни использовали, всегда важно использовать страховочную веревку или использовать узел автоблок
для безопасности и соединять эту страховку с системой с помощью муфтованного карабина. Скалолаз будет скользить вниз, в сторону контролирующей руки, и если рука соскочит, узел автоблок удержит его на месте. При цикле дюльферов имеет смысл прикрепить к беседке самостраховку и пристегнуться к станции во время остановки между этапами, а затем отстегнуться перед следующим спуском.
Очень легко ошибиться, готовя снаряжение к спуску. Чтобы избежать этого, проверяйте тщательным образом беседку, спусковое устройство, муфтованный карабин. Типичная ошибка — протянуть веревку вверх через основное отверстие металлической восьмерки. Если веревка окажется ниже спускающегося, она может зацепиться за край скалы. Это надолго задержит спуск, особенно если вы двигаетесь самостоятельно и не можете дотянуться до этого участка скалы.
Курс «Основы скалолазания». Занятие №9
Описание теоретической и практической части занятия
Теория | |
---|---|
Наименование | Дополнительная информация |
Знакомство со снаряжением ( ус самостраховки, схватывающий узел, схватывающая веревка) | Показ процесса завязывания схватывающего узла |
Практика | |
Самостоятельная отработка ввязывания узла | Практика производится на веревках внизу трасс |
Теория | |
Перестегивание на станции, голосовые команды («самостраховка», «перила свободны»). | Показ перестегивания на станции:Вщелкивается 1-й карабин самостраховки, потом 2-й карабин, после веревка для спуска заряжается в восьмерку и пристегивается к карабину на петле беседке, затем вяжется схватывающий узел на схватывающей веревке, после этого, придерживая веревку на восьмерке, идет отстегивание карабинов самостраховки и контролируемый спуск вниз с контролем страховочного узла. |
Показ спуска (дюльфирования) на веревке | |
Практика | |
Отработка самостоятельного спуска (дюльфирования) на веревке | Работа идет на двух трассах одновременно |
Практика | |
Лазание легких трасс матрицей(5b) | Два подхода с верхней страховкой |
Лазание легких трасс | Лазание трассс 5а, 5а+ нижней страховкой или верхней, в зависимости от возможностей и сил курсантов |
Лазание с верхней страховкой | Трассы с карнизом, (сложность трассы простая №2, уровень 5б) |
Теория. Занятие 9
Спуск по веревке, или дюльфер
Дюльфер — скоростной спуск по верёвке на крутых и отвесных стенах. Дюльфером называется один из первых относительно безопасных способов спуска, предложенный и введённый в практику в начале XX века немецким альпинистом Гансом Дюльфером (полное имя Ханс Иоханнес Эмиль Дюльфер).
В современном скалолазании и альпинизме под «дюльфером» понимают спуск по вертикальным перилам на крутых склонах и отвесах, где самостоятельное движение затруднительно или опасно. А также как метод спуска по этим перилам, зачастую с использованием специальных спусковых устройств, таких как «восьмёрка», «корзинка», «лесенка», что терминологически неверно, но повсеместно используется всеми альпинистами, скалолазами и туристами.
Современные устройства для спуска по веревке
Классический метод Дюльфера. Согласно классическому методу дюльфера, верёвку следует пропустить между ног, обвести ею правое бедро, а затем поднять через грудь за левое плечо и опустить через спину в правую руку. Спуск регулируется правой рукой, а левая нога придерживает верёвку. Чтобы остановить спуск, достаточно только зажать верёвку правой рукой. Если же верёвку зажать локтевым сгибом, то правая рука остаётся свободной и ею можно поправить карабин на груди.
Нужно отметить, что веревка сильно режет бедро и плечо. Поэтому в местах перегиба веревки следует что-то подложить. Скажем, древко ледоруба или ручку скального молотка в карман куртки снизу, а сверху на плече положить перчатку или шапку под куртку. В Советском Союзе часто практиковали войлочные накладки специально нашитые на воротник и в области бедра.
В более продвинутом методе классического дюльфера веревка пропускается через карабин на беседке, а не проводится вокруг ноги.
Спуск на восьмерке
Спуск с использованием спускового устройства. Сейчас спуск по верёвке проводится с помощью спусковых устройств, таких как «восьмёрка», «гри-гри», «лепесток», «лесенка», «десантер» и др. Верёвка проводится через тормозящее устройство и скорость регулируется правой рукой в перчатке. При спуске надо следить, чтобы рука близко не подошла к спусковому устройству. После спуска спусковое устройство может быть горячим.
Примеры зарядки веревки при спуске в спусковое устройство «восьмерка».
Примеры зарядки веревки при спуске в спусковое устройство «восьмерка»
Австралийский дюльфер
Австралийский дюльфер хорош в тех случаях, когда у вас есть надежная станция и впечатлительная аудитория. В горах все иначе, и вам необходимо нагружать систему как можно меньше, в особенности крепления.
Крепление для организации спуска. Л юбая точка, на которой можно надежно закрепить веревку, может быть использована для организации станции для спуска. Если поблизости нет стационарной спусковой станции, можно использовать часть своего снаряжения для ее создания. Как правило, это пара петель или отрезков репшнура.
Максимальная нагрузка на крепления приходится на первые метры спуска, поэтому здесь вам нужно двигаться как можно плавней, сползая с уступа и следя за тем, чтобы веревки не перегибались через острые кромки и не спутывались под вами.
Протекторы для веревки
Разведите пошире ноги для большей устойчивости и шагайте вниз по камням как можно аккуратней.
Как мне защитить веревки при спуске с карниза. Лучше всего подложить под веревку что-то вроде пустого рюкзака. Также подойдет и кусок каремата, или прикупите специальные протекторы для веревки. Привяжите их прусиком к веревке, которую будете тянуть при сдергивании. Это не даст им соскользнуть на кромке или в кулуаре и потеряться. Напарник может поправлять их положение во время спуска первого.
Увеличение трения карабинами
Как замедлить спуск. Для того, чтобы увеличить трение, все, что вам нужно – это второй карабин, желательно муфтованный. Просто вщелкните его в петлю веревок, пропущенных сквозь спусковое устройство, и в спусковое кольцо вашей беседки, продублировав таким образом основной карабин. Это заставит веревку, проходящую сквозь систему, соприкасаться с большей площадью, и увеличит таким образом трение. Заметьте, что защелка второго карабина должна быть противоположна защелке основного, даже если оба они муфтованные.
Как не выронить восьмерку при организации дюльфера. Тут все просто. Пусть восьмерка будет вщелкнута в карабин большим отверстием. Когда вам нужно будет задействовать ее, пропустите петлю веревки сквозь большое отверстие, как обычно, а затем оберните ее вокруг маленького отверстия, опять-таки как обычно. Устройство теперь пристраховано весом веревки, и вы можете выщелкнуть его большое отверстие и вщелкнуть обратно маленькое, приведя его в готовность.
Правильное встегивание восьмерки для спуска
Как не соскользнуть с конца веревки. Завяжите по узлу на каждом конце веревки во избежание соскальзывания с нее. Вам необходимо проделать это с обеими концами, ибо если вы завяжете узел лишь на одном конце, то можете выдернуть веревку из спусковой станции. Это также облегчает поиск концов сброшенной веревки, в случае сильного ветра или изрезанного рельефа. Чтобы не забыть, какую из веревок тянуть на следующей станции (или «земле»), вщелкните карабин в узел на ее конце. Если спуск осуществляется по сдвоенной веревке, то концы веревки связываются между собой. Связываются веревеки таким узлом, который не развяжется без нагрузки. лучше всего завязать встречную восьмерку и с контрольными узлами на концах.
Как обезопасить себя. Учитывая, что вы полностью полагаетесь на спусковую станцию и веревки и не можете на это влиять, единственным слабым звеном являетесь вы сами.
Если существует вероятность камнепада, лучше привязать себя французским прусиком или узлом клемхайст к ОБЕИМ веревкам. Располагать ли этот узел выше или ниже спускового устройства – решать вам, есть весомые аргументы в пользу обоих вариантов, но при этом многие предпочитают вязать его над спусковым устройством.
Схватывающий узел
Схватывающий узел, размещаемый ниже или выше спускового устройства, остановит спуск, если отпустить устройство. Это, прежде всего, рекомендуется для спуска первого, так как ему часто надо освободить руки, чтобы распутать веревку, организовать станцию.
Спуск в скалолазании
На практике, подстраховка схватывающим узлом используется не всегда. Причина этого в том, что лишь начинающие и малоопытные трудятся над одновременным обслуживанием спускового устройства и узла. Считающие себя экспертами, на свой страх и риск, часто отказываются от подстраховки схватывающим узлом, надеясь на свой опыт.
При использовании схватывающего узла важно, чтобы его петля была достаточно коротка, и узел не попал в спусковое устройство. Так как узел необходимо перевязывать на каждой станции, лучше присоединять петлю узла к страховочной системе маленьким карабином с муфтой, поскольку присоединение узлом отнимает больше времени.
Пру́сик (узел Пру́сика) — один из схватывающих узлов. Может завязываться репшнуром диаметром 6—7 мм вокруг 9—14 мм основной верёвки, обеспечивая тем самым страховку альпиниста. По мере подъёма или спуска передвигается рукой. В случае срыва узел затягивается на страховочной верёвке и предохраняет альпиниста от падения. Срабатывает при нагрузках в любом направлении. Кроме страховки прусик может быть применён и непосредственно при подъёме по верёвке (используется как жумар). Плохо работает на мокрой и обледенелой опоре. Снижает среднюю прочность верёвки в пределах 46,9—26,55 % (при сухой верёвке — 69,17—73,5 %; при мокрой — 67,3—70,4 %; при мёрзлой — 53,1—54,3 %).
Основные момент, на которые необходимо обратить внимание при работе с узлом Присика:
Основной минус — узел плохо держит на жестких веревках, совсем не держит на обледенелых веревках, витки сбиваются даже под небольшой нагрузкой. Достойную замену узлу прусика представляют другие более комфортабельные и легче завязываемые схватывающие узлы — Французский схватывающий и Схватывающий клеймхейст (Клеймхейст, узел Маршара, Австрийский схватывающий).
Пошаговый процесс завязывания узла Прусика
Французский схватывающий узел. Очень полезный и широко применяемый узел, как в повседневном альпинизме, так и в случае аварийных ситуаций. В отличие от схватывающего клеймхейста — его можно разблокировать под нагрузкой, что очень ценно при спуске по веревке и на спасательных работах.
Схватывающий Клеймхейст (Клеймхейст, Австрийский схватывающий, Узел Маршара). Схватывающий клеймхейст – очень полезный узел, похожий на французский схватывающий, но с одним важным и прекрасным отличием. Французкий схватывающий возможно ослабить под нагрузкой, а клеймхейст нельзя. И это свойство оказывается очень полезно в разных ситуациях. В действительности, два этих узла превосходно дополняют друг друга и используются вместе при вытягивании и спасательных операциях, где они выполняют противоположные функции. Кроме того, в отличии от симметричного французского схватывающего, схватывающий клеймхейст является ненаправленным.
Еще одно важное достоинство – его можно завязать на петле, что является очень удобным, например, для отсоединения от системы при опорных точках находящихся за пределами досягаемости.
ВАЖНО! Схватывающий узел нельзя держать в кулаке. Испугавшись, вы сожмёте кулак, и узел не сработает | |