егда яси что значит

«Юности честное зерцало…»[7]

«Юности честное зерцало…»[7]

В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но, немного уступя позади оных, в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матери; от челядинцев просительным образом требовать.

Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, оное они должны учинить вежливо и учтиво.

У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо.

Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.

Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния, чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси. Первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства; пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ (рта) рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь: хлеба, приложа к грудям, не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свиния, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда ясти яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтоб притом не вытекло, и яждь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока ясти яйцо, не пий, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и протчего. Когда престанешь ясти, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот.

Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как бы себя мог учинить благочестна и добродетельна, ибо не славная его фамилия и не высокой род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки. Понеже благочестие есть похвала юности, и щастие благополучное, и красота в старости, того ради оный имеет по правде тому подражать. То бо есть истинное избавление от убожества и прямая подпора и постоянный столп богатству.

С духовными должны дети постоянно и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять, но о духовных вещах и духовные вопросы предлагать.

Никто себя сам не хвали и не уничижай и не срамоти и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такие, которые не вдавне токмо прославились.

Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, также и о умерших никакого зла не говори.

Младой шляхтич или отрок всегда должен быть охоч к научению всякаго добра, и что ему прилично быть может, и не имеет дожидаться, пока кто его о том попросит, или потребует, или чтоб за ним для того в дом прибегали. А наипаче платить возмездие служащим, ибо в том есть великий грех и порок, когда кто у кого кровию заслуженную и трудом выработанную мзду наемничу держит.

Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай.

Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.

Младой шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции (в обучении) совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить и в книгах научен, оный может прямым придворным человеком быть.

Придворный человек имеет быть смел, отважен и неробок. Возможет о своем деле сам предъявлять, а на других не имеет надеяться. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдлив бывает, оный с порожними руками от двора отходит, ибо когда кто господину верно служит, то надобна ему и надежная награда.

Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять.

Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.

Отрок имеет быть трезв и воздержан, а в чужие дела не вступать. Разве что когда чести его кто коснется, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается.

Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других, незнающих болванов распознать.

Которые в иностранных землях не бывали, а либо из школы или из другого какого места ко двору приняты бывают, имеют пред всяким себя унижать и смирять, желая от всякого научиться.

Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычаи принята и оные хотят ее за домодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, несмотря на свою честь, отрокам надлежит знать, что они сим способом в бесчестие прийти могут.

Также излишняя роскошь и прихотливые не похваляются.

Отрок да служит с охотою и радением, ибо как кто служит, так ему и платят, по тому и счастие себе получает.

В церкви имеет очи свои и сердце к Богу обратить, а не на женский пол.

Никто не имеет, повеся голову и потупя вниз, по улице ходить или на люди косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело.

Когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собой разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели где много людей, то прийми харкотины в платок, а так невежливым образом не мечи на пол или отъиди для того, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.

Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.

И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.

Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях.

Буде что найдешь, хотя б что ни было, отдай оное назад.

Платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай.

Об одном деле дважды себе приказывать не давай.

Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо их.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Великое Зерцало

Великое Зерцало Жанр рэкиси моногатари — историческое повествование (XI или XII в.)Побывал я недавно в храме Облачного Леса, где происходила церемония объяснений сутры Цветка Закона, и встретил там двух удивительных старцев, они были старше годами, чем обычные люди. Одному

Глава 7 Навстречу юности

Глава 7 Навстречу юности От 11 и старше ПитаниеЮноше необходимо от 2700 до 3000 калорий и приблизительно 1200 мг кальция ежедневно. Он много ест. Питание его разнообразно, оно должно быть сбалансированным и содержать достаточное количество минеральных солей, витаминов, железа

Портрет художника в юности

Портрет художника в юности (A portrait of the artist as a young man)Роман (1916)Стивен Дедал вспоминает, как в детстве отец рассказывал ему сказку про мальчика Бу-бу и корову Му-му, как мама играла ему на рояле матросский танец, а он плясал. В школе в приготовительном классе Стивен — один из

Wakaki hi Дни юности

Wakaki hi Дни юности 1929 — Япония (60 мин)· Произв. Shochiku, Kamata? Реж. ЯСУДЗИРО ОДЗУ· Сцен. Ясудзиро Одзу, Акира Фусими· Опер. Хидэо Сигэхара· В ролях Итиро Юки, Тацуо Сайто, Дзунко Мацуи, Синити Химори.Жизнь студента. Он поселяется у друга, не спросив у него разрешения. После

На заре туманной юности

На заре туманной юности Из стихотворения «Разлука» (опубл. 1840) Алексея Васильевича Кольцова (1809-1842): На заре туманной юности Всей душой любил я милую. Строка приобрела особую популярность благодаря романсу, написанному на это стихотворение Кольцова композитором

Улыбка юности

Улыбка юности Это трансовая техника, которая возвращает женщину в то время, когда ее тело и дух были молоды. Цель техники – дать возможность организму вернуться к ранним настройкам. Техника имеет ярко выраженный омолаживающий эффект. Дело в том, что практикующая

Источник

Не делай забора из костей, или старорусский этикет за столом

егда яси что значит. Смотреть фото егда яси что значит. Смотреть картинку егда яси что значит. Картинка про егда яси что значит. Фото егда яси что значит

«Без батьки – еду не трожь!» – и ложкой по лбу.

Так, по нынешним меркам – комично, начинались трапезы за большим столом на крестьянской Руси.

Все домочадцы сидят в определённом порядке: хозяйка – у самовара, чтобы удобнее было подавать кушанья, хозяин – рядом, режет хлеб (и водку разливает), а дети – по старшинству, с ложками в руках, ждут своей очереди.

егда яси что значит. Смотреть фото егда яси что значит. Смотреть картинку егда яси что значит. Картинка про егда яси что значит. Фото егда яси что значит

Если праздник какой: «За столом мужчины поют не всегда приличные песни и затевают ссоры», – делится наблюдениями в рукописи 1850 года священник села Валдиево. Видать, книгу «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», составленную Российской Академией наук по указанию Петра I в 1717 году, эти мужи не читали – чай не до того. Чай не дворяне какие!

егда яси что значит. Смотреть фото егда яси что значит. Смотреть картинку егда яси что значит. Картинка про егда яси что значит. Фото егда яси что значит

А правила то полезные были. И сейчас сгодятся:

егда яси что значит. Смотреть фото егда яси что значит. Смотреть картинку егда яси что значит. Картинка про егда яси что значит. Фото егда яси что значит

Указания по-доброму смешат, но как честно написано, искромётно, от души. И вот ещё один совет из простонародья: «Сколько побудешь за столом, дак столько побудешь и в раю!».

А то все торопятся, едят молча – и скорее бегут по делам. Тоска. Давайте уже возобновлять традиции – без водки и драк, но с песнями и задушевными беседами.

егда яси что значит. Смотреть фото егда яси что значит. Смотреть картинку егда яси что значит. Картинка про егда яси что значит. Фото егда яси что значит

Когда по-настоящему хочется, время найдётся. На Руси с петухами вставали – и находили же?

Источник

Како младый отрок должен поступать, когда оный в беседе с другими сидит (отрывок из «Юности честное зерцало»)

егда яси что значит. Смотреть фото егда яси что значит. Смотреть картинку егда яси что значит. Картинка про егда яси что значит. Фото егда яси что значит

Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в-первых, обрежь свои ногти, да не явятся якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния, и не дуй в ушное (уст. «суп», «похлебка»), чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси, первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства, пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свиния, и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтоб при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай и, пока яси яйцо, не пий; между тем не замарай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Когда престанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лицо и выполощи рот.

Юности честное зерцало (отрывки), 1717 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *