еретики кто это такие

Еретик – это враг верующих?

Что такое ересь в христианстве

«Ересь» переводится с греческого языка как «направление», “школа” или «выбор». Так называется утверждение или учение, противоречащее христианским догматам (богооткровенным истинам). Это намеренное искажение подлинного вероучения и отклонение от Истины. Еретик – это сознательный сторонник еретической идеологии.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, когда люди начали массово принимать христианство, дьявол понял, что тщетны попытки вернуть их в идолопоклонство. Поэтому он способствовал возникновению ложных христианских учений:

«Посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, дьявол не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством» («О ереси и расколе»).

Ересь нельзя путать с отступничеством от веры, то есть полным отказом от неё. Ересь – это не отречение от христианства, а его искажение. Также нужно отличать ересь от раскола. Будучи нарушением церковного единства, раскол, как правило, не затрагивает вопросы догматики. Он является следствием обрядовых, канонических и дисциплинарных противоречий внутри Церкви.

История ересей

Ересь – что это изначально? В иудео-греческой культуре понятие «ересь» использовалось для нейтрального обозначения различных религиозных и философских направлений. Однако в посланиях святых апостолов термин обретает иной смысл. Для них ересь – это не просто какое-либо учение, а именно отрицающее Божественное Откровение. Это идеология, противоположная Истине и лишающая человека спасения.

Апостол Пётр предостерегал:

«Будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1).

Апостол Павел по степени духовной пагубности уподобляет ересь колдовству и идолослужению (Гал.5:20).

Первые ереси возникли на заре христианства. Эти течения можно разделить на иудействующие (назареи, евионитство) и язычествующие (гностицизм, манихейство). Первые стремились соединить христианство с иудейской верой, максимально вернуть верующих в рамки ветхозаветной религии. Вторые пытались смешать учение Спасителя с языческим мировоззрением и различными философскими размышлениями.

Еретик — это постоянный спутник христианства

Последующие ереси образовались непосредственно на почве христианства. Например, антитринитаризм (монархианство), отвергавший учение о Троичности Единого Бога. Или возникшее в 4 веке арианство, отрицавшее Божественность Иисуса Христа. Тогда же появилась ересь духоборчества (македонианство), которая отрицала личность и Божество Святого Духа, считая Его лишь освящающей силой. Несторианство, монофизитство и монофелитство образовались уже на основе более древних ересей. Все они заблуждались в вопросах человеческой и Божественной природ Христа.

В Византии 8 века возникла ересь иконоборчества. Кто такие еретики-иконоборцы? Они, опираясь на заповедь о запрете создания кумиров, приравняли почитание икон к идолопоклонству. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что эта ересь косвенно отвергает воплощение Сына Божьего:

«Если Сын Божий был облечен плотью, то имеется полная возможность Его, неизобразимого по Божественному естеству, изображать как человека. Если можно изображать Его, то изображения Его должны быть особенно почитаемы» («Агиографические и апологетические сочинения»).

К наиболее известным ересям, возникшим на Руси, относятся: жидовствующие (15 век, отрицание Троичности Бога и Христа как Спасителя), беспоповство (17 век, учение о воцарившемся антихристе и прекращении церковной иерархии), молоканство (18 век, отрицание почитания икон, креста, святых, крестного знамения и церковной иерархии).

Борьба Церкви и государства с ересями

Святая Церковь сохраняла чистоту учения и боролась с ересями на протяжении всей своей истории. Она решительно обличала лжеучения и противопоставляла себя любым искажениям христианства. В связи с этим уже во 2 веке возник термин «Православие», то есть «правильная, истинная вера». Среди наиболее известных обличителей ересей были св. Ириней Лионский, Ориген, святитель Епифаний Кипрский, блаженный Аврелий Августин и другие. С 3 века Церковь начала осуждать ереси на поместных и вселенских соборах (собраниях христианских иерархов). Также на соборах постепенно утверждались догматы христианства.

В первые века христианства еретиков карали отлучением от Церкви. Наказания (от ссылок до смертной казни) начали применяться в христианском Риме и Византии с 4 века. Как правило, этим занималась не Церковь, а светские власти. Законы также ограничивали возможности еретиков проповедовать своё учение, проводить собрания и владеть церквями.

Физическое уничтожение еретиков достигло своего пика в Западном христианстве, в период инквизиции. Наиболее активно этот карательный орган католической Церкви действовал с 13 по 16 век. Казни еретиков практиковались и на Руси, но по инициативе государства и в значительно меньших масштабах. Для защиты и популяризации подлинной веры организовывались православные братства с больницами, школами, типографиями.

Еретик – это враг верующих?

Еретики – кто это для христиан? Следует помнить, что еретики не являются врагами верующих. Врагом Церкви является только дьявол. Именно он ведёт войну против Православия, используя духовно неокрепших людей. Поэтому осуждать следует только лжеучение, но не заблуждающегося человека. Ещё в первые века христианства святитель Иоанн Златоуст учил:

«Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» («Творения»).

Святитель Иоанн увещевает единоверцев обличать еретика «без ненависти, но оказывая искреннюю любовь к нему». Протоиерей Олег Стеняев отмечает:

«Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия».

Отношение Православия к еретикам

В Западном и Восточном христианстве сложились различные подходы к миссионерству и противодействию еретикам. В католицизме считались допустимыми и даже обязательными принуждение к вере и суровые наказания еретиков (Крестовые походы, инквизиция и т.д.). Благой целью католики оправдывали любые жестокие средства.

Но отстаивая внешнее благочестие, они забыли о подлинных христианских идеалах. По словам апостола Павла, христианство не стремится к «власти над чужой волей» (2Кор.1:24), то есть не принуждает к вере. Поэтому метод меча и огня в Православии был не правилом, а исключением. Церковь всегда стремилась орудовать именно наставлениями, обличениями и отлучениями. Практика западной инквизиции так и не прижилась на Руси.

В наше время Русская Православная Церковь отделена от государства и она самостоятельно решает свои внутренние проблемы. К еретикам применяются лишь меры воспитательного характера. Еретик это заблуждающийся человек. Например, заблуждающегося стараются переубедить беседой с архиереем. Если еретик упорствует, его на некоторое время отлучают от Причастия. Священнослужителям временно запрещают служить или извергают из сана.

Наконец, в крайнем случае еретика могут предать полному отлучению от Церкви – анафеме. Таким образом констатируется тот факт, что человек сам отделил себя от Истинной Церкви. Но даже анафема является воспитательной мерой. Вопреки распространённому заблуждению, это вовсе не проклятие, навсегда лишающее возможности вернуться в лоно Церкви. Анафема может быть отменена, если еретик принёс искреннее покаяние.

Итак, подлинное христианство борется не с личностями-еретиками, а с самими ересями – опасными духовными болезнями. Особенно актуальное в наше время сравнение ереси с вирусом привёл святитель Василий Великий, живший в 4 веке:

«Как во время моровых поветрий и те, которые со всею тщательностью берегут свое здоровье, занемогают наравне с прочими, заражаясь от одного обращения с больными, так и ныне все мы стали подобны друг другу; овладевшая нашими душами страсть к спорам всех увлекает в соревнование худому» («Творения»).

Источник

Кто такой еретик и что такое ересь

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы «препарируем лягушку» особого сорта, в роли которой выступает слово «еретик».

Этот термин зачастую звучит как архаизм (что это?), но отнюдь им не является, поскольку все еще остается в нашем активном словаре и продолжает использоваться как в своем прямом, так и переносном значении.

И если кто-то из вас, едва заслышав слово «ересь», начинает представлять себе кровожадного инквизитора, пытающего отважного вольнодумца, это будет не слишком далеко от исторической правды.

еретики кто это такие. Смотреть фото еретики кто это такие. Смотреть картинку еретики кто это такие. Картинка про еретики кто это такие. Фото еретики кто это такие

А все началось в эпоху так называемого Классического Средневековья – тогда население Европы стало быстро увеличиваться, а это, в свою очередь, спровоцировало заметные изменения в культурной, духовной и социально-политической сферах жизни общества.

К концу XV в. институты католической церкви настолько усилились, что достигли практически повсеместного распространения. Под их влиянием оказалась не только вся Европа, но и многочисленные колонии, раскиданные по шести континентам.

еретики кто это такие. Смотреть фото еретики кто это такие. Смотреть картинку еретики кто это такие. Картинка про еретики кто это такие. Фото еретики кто это такие

Священники наживались на религиозности и невежестве простых людей, отпуская им грехи только за деньги (называли это индульгенцией). Гонения на науку стали общим правилом, а представители церкви выступали «единым флангом» с местными властями, заинтересованными в сохранении своих «дополнительных заработков».

Все это привело к началу Реформации (это как?) и все большему проявлению инакомыслия, которое тут же окрестили ересью.

Но что на самом деле это такое? Кого называли еретиками и какие еще значения этого термина существуют?

Еретик – это…

Так называли человека, который не чтил общепринятых канонов (это как?) превалирующего религиозного учения.

Любой уклон в богопознании, любой подход к догматам (это что?), отличный от безапелляционных учений католической церкви, признавался отклонением от истинной веры, а тот, кто понимал «по-своему» саму идею спасения и/или Спасителя, клеймился вероотступником и подвергался преследованиям и суровым наказаниям.

В итоге все свелось к тому, что если мнение человека хоть в чем-то расходилось со взглядами церкви, то его объявляли еретиком и отправляли на суд инквизиции, который, как правило, начинался с жесточайших пыток в темных и сырых подземельях папских комитетов, а заканчивался – показательной казнью через сожжение на костре.

еретики кто это такие. Смотреть фото еретики кто это такие. Смотреть картинку еретики кто это такие. Картинка про еретики кто это такие. Фото еретики кто это такие

Это была страшная и невероятно мучительная смерть, однако «пастыри» убеждали «истинно верующих», что только таким образом, через очищающий огонь, человек может оправдаться перед Господом.

Какие люди чаще всего подпадали под определение еретика:

Однако, справедливости ради, отметим, что изначально возникновение еретических представлений чаще всего было связано с попытками логического понимания догматического учения, которое верующие стремились постичь посредством рассудочных умозаключений.

Интересные факты о происхождении термина «ересь»

Понятие «hairesis» попало в романскую группу из древнегреческого языка, с которого слово «ересь» переводится как «выбор, учение, направление, школа, мнение».

Позже, в пик расцвета католицизма, появился еще один смысловой оттенок – «секта», – под которым подразумевали сознательное отклонение от фундаментальных истин господствующей религии.

Примечательно, что первоначально этот термин использовался в более мягкой или нейтрально-описательной форме, не предполагающей негативного значения. Так, в частности, у эллинов словом «ересь» называли фарисейские и саддукейские учения, практиковавшиеся в иудейских религиозных и политических партиях.

При этом сами иудеи раннее христианство называли «назорейской ересью». Что касается синодального русского перевода, то здесь «ересь» трактуется как «разномыслие».

еретики кто это такие. Смотреть фото еретики кто это такие. Смотреть картинку еретики кто это такие. Картинка про еретики кто это такие. Фото еретики кто это такие

С появлением новозаветных посланий это определение приобрело негативный оттенок.

Согласно библейской логике, всякий, кто отойдет от учения Христа, обречен на погибель. Таким манером апостол Павел ставит в один ряд несколько разносмысловых понятий – «ересь», «волшебство», «колдовство» и «идолослужение».

Католическая церковь в этом вопросе зашла еще дальше, когда стала называть ересью любое учение, которое хоть как-то отличалось от ее религиозных постулатов.

Наглядный тому пример – клеймение еретиками всех православных, что произошло после Великой Схизмы (раскола христианства на католицизм и православие во второй половине IX века).

Другой пример – два столетия бесконечных крестовых походов, жертвами которых были не только мусульмане и язычники, но и многие-многие христиане, ради защиты которых якобы все и затевалось.

Позже, начиная с XIII и вплоть до XVIII вв., против инакомыслящих папская церковь развяжет настоящую войну: тотальную, безжалостную и в прямом смысле кровопролитную. Будет создана специальная организация по розыску и наказанию еретиков – Святая Инквизиция.

еретики кто это такие. Смотреть фото еретики кто это такие. Смотреть картинку еретики кто это такие. Картинка про еретики кто это такие. Фото еретики кто это такие

Ее целью станет полное искоренение всевозможных ересей, включая малейшие проявления свободомыслия.

Жертвами папских карательных комитетов падут такие именитые личности, как Галилео Галилей, Жанна д’Арк, Николай Коперник, Данте Алигьери, Джордано Бруно.

Наряду с этим история демонстрирует явно излишнее рвение духовенства, ратующего за очистку веры. Многим, наверное, известно имя Теодора I – римского папы, возглавлявшего Святой Престол в 642-649 годах.

Обвиненный в ереси византийскими богословами, Великий патриарх вынужден был защищаться и подробно изложил суть своих взглядов в многотомных Соборных посланиях.

Византийским критикам, которым понадобились бы годы на детальное изучение бессчетных страниц представленного Теодором отчета, ничего не оставалось, как признать свои претензии безосновательными и снять обвинения.

Сейчас, похоже, история повторяется, поскольку нашелся еще один римский папа, обвиняемый в ереси, – это ныне действующий понтифик Франциск, возглавивший католическую церковь в 2013 году.

В сентябре 2017-го группа из шести десятков консервативных католиков – теологов, академиков и священников – выдвинула официальные претензии Франциску, обвинив его в распространении ереси.

еретики кто это такие. Смотреть фото еретики кто это такие. Смотреть картинку еретики кто это такие. Картинка про еретики кто это такие. Фото еретики кто это такие

Камнем преткновения стало так называемое постсинодальное увещание папы «Радость любви», опубликованное годом ранее. В этом документе жалобщики усмотрели целых семь еретических положений, противоречащих официальным доктринам католической церкви по поводу таинств, второбрачия и нравственности.

В отличие от хитроумного Теодора I, папа Франциск до сих пор так и не дал ответа своим обвинителям.

Ересь – что это в современном понимании

В богословии под ересью по-прежнему подразумевают учение, противоречащее или чем-то отличающееся от общепринятого.

Интересно, что и в исламе существует подобное понятие и оно достаточно популярно. Мусульмане очень консервативны и поэтому скептически относятся ко всем нововведениям. Любой обычай, меняющий старый, они называют ересью.

А поскольку в исламе, как и в христианстве, есть несколько векторов вероучения (сунниты, шииты, ибадиты), каждое из них клеймит все прочие и называет их ересью.

Но шло время, и слово «ересь» обогащалось новыми смысловыми оттенками. Его стали употреблять не только в религиозном контексте, но и в обыденном общении.

Так, в диалоге один человек может назвать другого еретиком просто потому, что не согласен с его точкой зрения. Это может касаться абсолютно любого объекта обсуждения, не обязательно вопросов веры.

еретики кто это такие. Смотреть фото еретики кто это такие. Смотреть картинку еретики кто это такие. Картинка про еретики кто это такие. Фото еретики кто это такие

Сегодня чаще всего мы употребляем это слово в качестве более «дипломатичного» эвфемизма (это как?) к таким малоприятным определениям, как:

Как видите, термины «ересь» и «еретик» первоначально понимались не совсем в том значении, которое позже навязала католическая церковь. Так называли людей или их группы, которые отличались от других своим мировоззрением.

Сейчас эти понятия вернули свой исконный смысл и даже обзавелись новым. Кого заинтересовала эта тема, посмотрите этот ролик:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Хорошая статья, спасибо! Творческих успехов.

Все эти гонения на учёных, философов отодвинули развитие нашего общества на столетия, сейчас католическая церковь извиняется за те поступки, но прошлое не изменить.

Слово из средневековья, но и в наши дни его часто употребляют. Особенно, если не нравится мнение оппонента.

Сегодня еретиками можно называть политических диссидентов, с которыми расправляются не хуже чем в прошлые времена с религиозными.

Даниил: точно. В США это трамписты и прочие не признающие идеологию демократической партии. По сути их вычеркивают из жизни. Те, что были в Капитолии в январе уже сидят и на долго. И толи еще будет. Запасаемся попкорном и смотрим «гонение на ведьм» часть вторая (пятьсот лет спустя).

Это всё ужасно конечно, но кто объяснит, почему западная наука, при всех этих гонениях на учёных, опережала восточную науку?

Много было разной ереси, пока наука развивалась. Так что это понятие относительное. Сегодня ересь, а завтра — истина.

Источник

Еретик

«Его называли еретиком,
И даже ходили слухи,
Что бес говорит его языком —
Так значит, в костёр, на муки!
»
— Ден Назгул, «Еретик»

Еретик — последователь ереси, т. е. персонаж, верящий во что-то похожее на то, чему учит ортодоксальная церковь, но все-таки другое. Источник — греческое слово «αἵρεσις; haíresis», т. е. «выбор». Еретик — тот, кто «выбирает», во что верить, а не просто принимает данное/навязанное свыше. Этим он отличается от иноверца или язычника (который существует вообще в другом парадигмальном пространстве), агностика (который не уверен, есть бог или нету) и атеиста (который уверен, что никаких божеств не существует и существовать не может).

Например, еретик может верить в то, что есть Бог и дьявол, но материальный мир создал дьявол и маскировался под Бога во времена Ветхого Завета (такие ереси называют гностическими).

Или в то, что личности Бога являются разными богами.

Или что есть Бог и дьявол, но они оба плохие.

Или что святой Елпидифор Гугнивый ошибался, и ангелов на острие иглы умещается 369, а не 1138 (да-да, бывало, сжигали на костре и за меньшее).

Еретик может выступать как в роли злодея, вызывающего демонов и приносящего человеческие жертвоприношения, так и в роли положительного персонажа, узнавшего, что скрывает Церковь. А ещё разнообразные крестьянские восстания часто принимали форму ереси, как наиболее понятную и близкую неграмотному крестьянину, который каждый день слышит от священника, что нужно слушаться своих господ.

Инквизиция пойманному в первый раз еретику обычно прописывала всего лишь епитимью (если он не натворил чего-нибудь серьёзного вроде человеческих жертвоприношений). Костёр и прочее ожидало, если еретика поймали уже во второй раз, или еретик, пойманный в первый раз, на отрез отказался от епитимьи.

В фанатской среде еретиками канонисты называют тех, чьи работы противоречат авторскому произведению.

Источник

Ересь (еретики)

С самых времен апостольских стали возникать в Церкви Христовой еретические учения, то есть учения об Откровении Божием из лжеименного человеческого разума. В Откровенном Учении Божием нет места умствованиям человеческим: там от альфа до омега – все Божие.

Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (см. 2Пет. 1, 21 ). Как же не безумно истолковывать его произвольно?

Святой Дух, произнесший через пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его через святых отцов. И Слово Божие, и толкование его – Дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!

Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и само Священное Писание.

И бывает Слово Божие, Слово спасения для дерзких толкователей его мечом обоюдоострым, которым они закалают сами себя в вечную погибель (см. 2Пет. 3, 16 ; 2Кор. 2, 15–16 ). Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.

«А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис. 66, 2 ), – говорит Господь. Таков будь относительно Евангелия и присутствующего в нем Господа. «»

Великие угодники Божии, познавшие немощь, общую всем человекам, страшились яда ереси и лжи, и потому со всевозможным тщанием убегали бесед с людьми, зараженными лжеучением, и чтения еретических книг. 90 Имея перед очами падение ученейшего Оригена, искусного в любопрении Ария, красноречивого Нестория и других богатых мудростью мира, погибших от самонадеянности и самомнения, они искали спасения и обрели его в бегстве от лжеучения, в точнейшем послушании Церкви.

Вы говорите: «Еретики те же христиане». Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от богохульных ересей! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душой, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков, а ересью он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха – богохульства. Кто прочитает со вниманием «Деяния Соборов», тот легко убедится, что характер еретиков – вполне сатанинский. Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступления и злодеяния. В особенности замечательна их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви и жажда к крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, со страшным помрачением и повреждением ума, упорно держится в зараженной ею душе – и трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она или хулит догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но хулит непременно Святого Духа. Сущность всякой ереси – богохульство. Святой Флавиан, патриарх Константинопольский, запечатлевший кровью исповедание истинной веры, произнес определение поместного Константинопольского собора на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий, доселе иерей, архимандрит, вполне уличен и прошедшими его действиями, и настоящими его объяснениями в заблуждениях Валентина и Аполлинария, в упорном последовании их богохульству, тем более что он даже не внял нашим советам и наставлениям к принятию здравого учения. А потому, плача и воздыхая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа, что он впал в богохульство, что он лишен всякого священнического сана, нашего общения и управления его монастырем, давая знать всем, кто отныне будет беседовать с ним или посещать его, что они сами подвергнутся отлучению». Это определение – образчик общего мнения Вселенской Церкви о еретиках; это определение признано всею Церковью, подтверждено Вселенским Халкидонским Собором. Ересь Евтихия состояла в том, что он не исповедовал во Христе по воплощении двух естеств, как исповедует Церковь, он допускал одно естество Божеское; вы скажете «и только». Забавен по своему недостатку истинного знания и горько жалостен по своему свойству и последствиям ответ некоторого лица, облаченного властью сего мира, святому Александру, патриарху Александрийскому, о арианской ереси. Это лицо советует патриарху сохранять мир, не заводить ссоры, столько противной духу христианства, из-за некоторых слов; пишет он, что он не находит ничего предосудительного в учении Ария, некоторую разницу в оборотах слов – «и только»! «Эти обороты слов, – замечает историк Флери, – в которых “нет ничего предосудительного”, отвергают Божество Господа нашего Иисуса Христа – “и только”, ниспровергают, значит, всю веру христианскую – только!» Замечательно: все древние ереси под различными изменяющимися личинами стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святого Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную Литургию, все Таинства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа. Они назвали это установлениями человеческими – дерзче: суеверием, заблуждением! Конечно, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть, единственно потому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святой – «и только»! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего – он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении. Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, – глубокое незнание христианства!

Не думайте, что такое незнание – маловажный недостаток! Нет! Его следствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе бесчисленные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истинного христианского учения как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель.

Единственный непогрешительный путь ко спасению – неуклонное следование учению святых отцов при решительном уклонении от всякого учения постороннего, от самых своих разумений, доколе разум не исцелится от недуга своего и не сделается из плотского и душевного – духовным. Признав умом и сердцем эту правду, исповедайте ее устами, дайте обет Богу, что вы будете руководствоваться учением святых отцов, уклоняясь от всякого учения, не засвидетельствованного Святым Духом, не принятого Святою Восточною Церковью.

Исповедав правду Божию устами, исповедуйте и делами: дав обет, исполняйте его.

Не устрашитесь этого обета! Его обязан дать каждый православный сын Церкви, должен его истребовать у каждого сына Православной Церкви его духовный отец при совершении Таинства Исповеди. Между вопросами, которые именно положено делать исповедующемуся, первое место занимают следующие: «1) Рцы, ми, чадо: аще веруеши, яко Церковь кафолическая, апостольская, на востоце насажденная и возращенная, и от востока по всей вселенной разсеянная, и на востоце доселе недвижимо и непременно пребывающая, предаде и научи? – 2) Аще не сумнишися в коем предании? – 3) Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик и отступник? – 4) Не держался ли еси с ними, их капища посещая, поучения послушая, или книги их прочитывая?» Чтение еретических книг и внимание их поучениям – тяжкий грех против веры, грех ума, недугующего гордостью и потому свергающего иго послушания Церкви, ищущего вольности безумной, греховной. А ныне этот грех уже не ставят в грех! Ныне позволяют себе безразборчиво читать всевозможных еретических писателей. Против них Церковь прогремела анафемой! Но ослепленные грешники не внемлют грому церковному или внемлют ему, но только для того, чтобы посмеяться над предостерегающим от погибели голосом Церкви, чтобы ее суд и определение несмысленно назвать суеверием и варварством. Множество еретических книг переведено на русский язык, и одной из них, мимо всех отеческих писаний Вселенской Церкви, дают первое место после книг Священного Писания. Непомерная и невероятная наглость! Она выражена печатно.

Истинные христиане всех времен со всевозможным тщанием хранились от яда смертоносного ереси и прочих учений лжи. Они неотступно держались догматического и нравственного Предания Церкви. Не только веровали православно в Святую Троицу, но и жизнь свою, и подвиги свои, и нравы направляли по Преданию Церкви. Отличительной чертой всех святых отцов было неуклонное руководство нравственным Преданием Церкви, и они заповедали такого только духовного наставника считать истинным, который следует во всем учению отцов Восточной Церкви и их писаниями свидетельствует и запечатлевает свое учение. Кто ж думает руководить ближних из начал премудрости земной и из начал падшего разума, как бы он ни был блестящ, тот сам находится в самообольщении и последователей своих приводит к самообольщению. Святые отцы постановили непременным правилом для желающего спастись – последование нравственному Преданию Церкви. Для этого они заповедуют желающему жить благочестиво и благоугодно руководство наставлениями истинного учителя или руководство писаниями отеческими, соответствующими образу жизни каждого. По прошествии восьми столетий по Рождестве Христовом начинают церковные святые писатели жаловаться на оскуднение духовных наставников, на появление множества лжеучителей. Они заповедуют по причине недостатка в наставниках обращаться к чтению отеческих писаний, удаляться от чтения книг, написанных вне недра Православной Церкви. Чем далее времена отклонялись от явления на земле Божественного света, тем усиливался недостаток в истинных святых наставниках, усиливалось обилие в лжеучителях; они со времен открытия книгопечатания наводнили землю, как потоп, как горькие апокалипсические воды, от которых умерло множество людей душевной смертью. «Многие лжепророки восстанут, – предвозвестил Господь, – и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24, 11–12 ). Сбылось это пророчество: исполнение его перед очами нашими. И есть еще другое предсказание Господа о характере времени, в которое будет Его второе, страшное пришествие на землю. «Сын Человеческий,» – сказал Господь, указуя на будущую судьбу веры, – «придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк. 18, 8 ). Тогда будут господствовать на ней лжеименный разум, премудрость человеческая, враждебная вере и Богу.

Ересь – слово греческое ( αίρεσς ) – значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересью (см. Деян. 28, 22 ). Но впоследствии название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой Святой Соборной Апостольской Церкви.

Ересь – грех ума. Сущность этого греха – богохульство.

Будучи, собственно, грехом ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердца, убивает его вечной смертью.

Этим грехом человек всего ближе уподобляется падшим духам, которых главный грех – противление Богу и хула на Бога.

Отличительное свойство падших духов – гордость; отличительное свойство и еретиков – гордость, которой очевиднейшее проявление состоит в презрении и осуждении всех, не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним. Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том, что они, отвергая богопознание и богослужение, открытые и преподанные Самим Богом, усиливаются заменить их богопознанием и богослужениями самовольными, богохульными и богопротивными. Зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха – ереси – и убит вечной смертью, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтобы этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и к холодности к нему.

Обладающий сокровищем подвергается нападениям разбойников, а у кого нет ничего, того не беспокоят разбойники. Имеющий сокровище правоверия жестоко наветуется врагом! Враг усиленно нападает на правоверного, старается представить его перед обществом человеческим в состоянии побеждения с такой же целью, с какой старается представить еретика добродетельным и достойным уважения. С такой неудобопостижимой хитростью действует лукавый дух в пользу ереси и во вред истинного христианства. К несчастию, эта кознь его весьма удается ему! Ею он уловляет в погибель тысячи человеков.

Многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси или расколе, когда же приняли Православие, подверглись различным слабостям. К какому это должно привести заключению? – К такому, что в первом состоянии враг не ратовал против них, признавая их своими, а во втором – восстал против них лютой войной, как против таких, которые явно объявили и исповедали себя противниками его. Священное Писание называет лукавого духа не только врагом, но и мстителем (см. Пс. 8, 3 ). Он не только враждует против человека, но, будучи заражен лютой завистью к человеку, не может равнодушно видеть, что человек совершает добродетели и благоугождает Богу, и мстит человеку за его богоугодные дела, наводя на него бесчисленные искушения и извне – от злых людей, – и внутри, воздвигая в человеке различные страсти.

Странное влияние имеют раскол и ересь на само тело человека! Ожесточение духа сообщается телу. Не для всех заметно это при жизни человека, но по смерти тело еретика и раскольника мгновенно каменеет, мгновенно начинает издавать неприступное зловоние. И это совершается особенно над теми из них, которые проводили самую строго подвижническую жизнь, и были знаменитыми учителями своей секты, и заслужили всеобщее уважение слепотствующего мира; они-то и издают по смерти своей самое ужасное зловоние, из иссохших тел их открываются потоки смердящего гноя, затрудительно совершение погребения их и присутствие при нем. Бесы соприсутствуют могилам их и являются при них в разных видах или для устрашения, или для обольщения.

Еретику неудобоприступно покаяние и познание истины. Доступнее покаяние и истинное богопознание для прелюбодеев и уголовных преступников, нежели для еретика и раскольника, особенно если он ученый и подвижник. Доказали то и другое явные грешники и ученые сектанты, современные Христу, упоминаемые в Евангелии: грешники приняли и Господа, и Предтечу Его, между тем как книжники, фарисеи и саддукеи отвергли и Иисуса, и Иоанна.

Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов. Признающему себя разумным паче всех несродны алкание и жажда беспредельной Божественной Истины, вполне насыщающей питомца своего и возбуждающей таким насыщением еще большую алчбу и жажду благодатной правды. Несродно отвергнуть свое богохульство тому, кто признает это богохульство святой истиной, несродно ему узреть святую Истину, потому что самый орган зрения, душевное око, ум его ослеплен ложью. Обращение еретика и раскольника к правоверию, особенная милость Божия, устраивается особенным Промыслом Божиим для избранников, известных единому Богу. Человеческие средства к обращению раскольников и еретиков – бессильны.

Побеждается ересь кротким увещанием, еще удобнее – молчаливым приветствием, смирением, любовью, терпением и долготерпением, молитвой прилежной, исполненной соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть один Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека перед Богом и любовью этого человека к ближнему.

Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтобы не выразить их какой насмешкой, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего как бы цельным елеем единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар – спасение ближнего твоего. Гордость, дерзость, упорство, восторженность еретика имеют только вид энергии: в сущности, они – немощь, нуждающаяся в благоразумном соболезновании. Эта немощь только умножается и свирепеет, когда против нее действуют безрассудной ревностью, выражающейся жестким обличением.

При посредстве ересей и, наконец, при посредстве языческой жизни все язычники, принявшие некогда христианство, оставили и оставляют христианство, возвращаются к прежнему совершенному неведению Бога и к служению демонам, хотя уже и не в форме идолопоклонства.

Житие Пахомия. Patrologiae Tomus. LXXIII, cap. XLIV.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *