ешиботник кто это такой
Ешибот
Наряду с термином «иешива» (впервые встречающимся в книге Сир.51:23, 29) для обозначения этого института употреблялись, соответственно его функциям, названия бейт-мидраш (`дом учения`), метивта или мотва (на арамейском — `заседание`), иногда с определением рабба (на арамейском — `великое`), бейт-дин (`дом суда`), бет-дин гадол (`дом великого суда`); возглавляемая наси в Эрец-Исраэль иешива называлась также бет-ва‘ад (`дом собрания`). Для обозначения иешивы талмудического периода и периода гаонов употребляется в европейских языках термин «академия».
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ешибот» в других словарях:
ешибот — сущ., кол во синонимов: 1 • семинария (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ешибот — еврейская религ. школа, подготовлявшая раввинов и ученых талмудистов. Первонач. Е. появ. в Вавилоне и Палестине … Древний мир. Энциклопедический словарь
ЕШИБОТ — (eschibah собрание учащихся под председательством «старейшего») иуд. высш. школа по подготовке гл. обр. раввинов. Е. возн. в Вавилонии, Палестине, Египте в период формирования Талмуда. В России Е. появились в 19 в. и делились на 2 вида: мести.,… … Атеистический словарь
Смоленскин Перец Моисеевич — Смоленскин (Перец Моисеевич) еврейский писатель (1842 1885). Получив талмудическое образование, С. 15 лет от роду покинул шкловский ешибот и долго странствовал, преимущественно пешком, то поступая певчим в синагогальный хор, то исполняя… … Биографический словарь
Смоленскин, Перец Моисеевич — еврейский писатель (1842 1885). Получив талмудическое образование, С. 15 лет от роду покинул шкловский ешибот и долго странствовал, преимущественно пешком, то поступая певчим в синагогальный хор, то исполняя обязанности помощника кантора, учителя … Большая биографическая энциклопедия
Витебская губерния — I граничит на севере с губернией Псковской, на востоке со Смоленскою, на западе с Курляндской и Лифляндской, на юге с Могилевской и Виленской; лежит между 26° и 31° 50 вост. долготы (от Гринвича) и между 54° 47 и 57° сев. шир. Площадь губ.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Воложин — местечко Виленской губернии, Ошмянского уезда; в XVI в. принадлежало князьям воложинским. Православная церковь, католический костел, здание бернардинского монастыря, синагога и 2 еврейских молитвенных дома, 2 богадельни, 2 школы, 23 лавки и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гродно — губернский город на правом, высоком берегу р. Немана, под 53°41 сев. шир. и 23°50 вост. долг. (Гринвича), в 118 м над ур. моря, на С. Петербургско Варшавской железной дороге, в 804 в. от С. Петербурга. В 1885 г., 29 мая, вспыхнул в городе пожар,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Могилев на Днепре — или Могилев губернский, как его принято называть в отличие от Могилева уездного на Днестре расположен по обоим берегам р. Днепра и рч. Дубровенки, при впадении последней в Днепр, на холмистом пространстве; имеет в окружности, с предместьями,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Могилевская губерния* — Карта Могилевской губернии занимает, по вычислениям Стрельбицкого, пространство в 42218,7 кв. в., или 4397800 дес.; по собранным же в 1880 и 1881 г. данным о землевладении и тщательно проверенным на местах по документам на право владения всей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ешибот
Смотреть что такое «ешибот» в других словарях:
Ешибот — Иешива (ивр. יְשִׁיבָה, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции ешибот), в еврейской истории название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для… … Википедия
Ешибот — еврейская религ. школа, подготовлявшая раввинов и ученых талмудистов. Первонач. Е. появ. в Вавилоне и Палестине … Древний мир. Энциклопедический словарь
ЕШИБОТ — (eschibah собрание учащихся под председательством «старейшего») иуд. высш. школа по подготовке гл. обр. раввинов. Е. возн. в Вавилонии, Палестине, Египте в период формирования Талмуда. В России Е. появились в 19 в. и делились на 2 вида: мести.,… … Атеистический словарь
Смоленскин Перец Моисеевич — Смоленскин (Перец Моисеевич) еврейский писатель (1842 1885). Получив талмудическое образование, С. 15 лет от роду покинул шкловский ешибот и долго странствовал, преимущественно пешком, то поступая певчим в синагогальный хор, то исполняя… … Биографический словарь
Смоленскин, Перец Моисеевич — еврейский писатель (1842 1885). Получив талмудическое образование, С. 15 лет от роду покинул шкловский ешибот и долго странствовал, преимущественно пешком, то поступая певчим в синагогальный хор, то исполняя обязанности помощника кантора, учителя … Большая биографическая энциклопедия
Витебская губерния — I граничит на севере с губернией Псковской, на востоке со Смоленскою, на западе с Курляндской и Лифляндской, на юге с Могилевской и Виленской; лежит между 26° и 31° 50 вост. долготы (от Гринвича) и между 54° 47 и 57° сев. шир. Площадь губ.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Воложин — местечко Виленской губернии, Ошмянского уезда; в XVI в. принадлежало князьям воложинским. Православная церковь, католический костел, здание бернардинского монастыря, синагога и 2 еврейских молитвенных дома, 2 богадельни, 2 школы, 23 лавки и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гродно — губернский город на правом, высоком берегу р. Немана, под 53°41 сев. шир. и 23°50 вост. долг. (Гринвича), в 118 м над ур. моря, на С. Петербургско Варшавской железной дороге, в 804 в. от С. Петербурга. В 1885 г., 29 мая, вспыхнул в городе пожар,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Могилев на Днепре — или Могилев губернский, как его принято называть в отличие от Могилева уездного на Днестре расположен по обоим берегам р. Днепра и рч. Дубровенки, при впадении последней в Днепр, на холмистом пространстве; имеет в окружности, с предместьями,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Могилевская губерния* — Карта Могилевской губернии занимает, по вычислениям Стрельбицкого, пространство в 42218,7 кв. в., или 4397800 дес.; по собранным же в 1880 и 1881 г. данным о землевладении и тщательно проверенным на местах по документам на право владения всей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что такое ешива?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Ешива — самое короткое определение: высшая талмудическая школа. В ней учат, а вернее сказать, глубоко исследуют Тору и Вавилонский Талмуд.
По напряженности занятий ешива не уступает ни одному учреждению любой из известных ныне национальных систем образования.
Поскольку главной обязанностью каждого еврея считается занятие Торой, то во все времена во всех еврейских общинах самое пристальное внимание уделялось созданию и поддержанию ешив. Прообразом современных ешив были академии Вавилонии, образованные еще в эпоху составления Талмуда. Со временем центр талмудической учености переместился в Северную Африку, Испанию и Италию. Потом особенно прославились ешивы Северной Франции и Германии, где разрабатывались новые методы изучения Устной Торы. В позднее время слава лучших ешив закрепилась за ешивами Польши и особенно Литвы.
Ешивы похожи на академии Вавилонии, существовавшие в эпоху составления Талмуда
Ешивы всегда существовали на пожертвования. Учеников ешив (бахурим) кормили по частным домам. Престиж ешив всегда был настолько велик, что считалось почетней взять в женихи для дочери бохура из ешивы, нежели выдать ее за богатого неуча. Завершение изучения очередного трактата Талмуда было праздником для всей общины.
Самые известные ешивы современности расположены в Иерусалиме и Бней-Браке. Это ешивы так называемого «литовского направления» — «Поневеж», «Мир», «Слободка-Хеврон», «Бриск», сефардские ешивы, в числе которых «Порат Йосеф», ряд хасидских ешив.
ЕШИБОТ
Смотреть что такое «ЕШИБОТ» в других словарях:
ешибот — сущ., кол во синонимов: 1 • семинария (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ешибот — Иешива (ивр. יְשִׁיבָה, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции ешибот), в еврейской истории название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для… … Википедия
Ешибот — еврейская религ. школа, подготовлявшая раввинов и ученых талмудистов. Первонач. Е. появ. в Вавилоне и Палестине … Древний мир. Энциклопедический словарь
Смоленскин Перец Моисеевич — Смоленскин (Перец Моисеевич) еврейский писатель (1842 1885). Получив талмудическое образование, С. 15 лет от роду покинул шкловский ешибот и долго странствовал, преимущественно пешком, то поступая певчим в синагогальный хор, то исполняя… … Биографический словарь
Смоленскин, Перец Моисеевич — еврейский писатель (1842 1885). Получив талмудическое образование, С. 15 лет от роду покинул шкловский ешибот и долго странствовал, преимущественно пешком, то поступая певчим в синагогальный хор, то исполняя обязанности помощника кантора, учителя … Большая биографическая энциклопедия
Витебская губерния — I граничит на севере с губернией Псковской, на востоке со Смоленскою, на западе с Курляндской и Лифляндской, на юге с Могилевской и Виленской; лежит между 26° и 31° 50 вост. долготы (от Гринвича) и между 54° 47 и 57° сев. шир. Площадь губ.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Воложин — местечко Виленской губернии, Ошмянского уезда; в XVI в. принадлежало князьям воложинским. Православная церковь, католический костел, здание бернардинского монастыря, синагога и 2 еврейских молитвенных дома, 2 богадельни, 2 школы, 23 лавки и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гродно — губернский город на правом, высоком берегу р. Немана, под 53°41 сев. шир. и 23°50 вост. долг. (Гринвича), в 118 м над ур. моря, на С. Петербургско Варшавской железной дороге, в 804 в. от С. Петербурга. В 1885 г., 29 мая, вспыхнул в городе пожар,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Могилев на Днепре — или Могилев губернский, как его принято называть в отличие от Могилева уездного на Днестре расположен по обоим берегам р. Днепра и рч. Дубровенки, при впадении последней в Днепр, на холмистом пространстве; имеет в окружности, с предместьями,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Могилевская губерния* — Карта Могилевской губернии занимает, по вычислениям Стрельбицкого, пространство в 42218,7 кв. в., или 4397800 дес.; по собранным же в 1880 и 1881 г. данным о землевладении и тщательно проверенным на местах по документам на право владения всей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Еврейские сказки. Умный ешиботник
Жил-был молодой ешиботник. Был он очень способен в учении и умом светел как Божий день. Сидит он однажды ночью над Гемарой и учится с большим прилежанием. Вдруг открывается дверь, и заходят два еврея. Один подсел к нему и завел беседу, а второй стоит невдалеке. Первый все выспрашивает: как зовут, кто отец, мать, откуда родом, кто родные и прочее? Тут вдруг подходит второй еврей и начинает обнимать ешиботника, дескать, здравствуй, Береле, здравствуй, племянничек. Ешиботник удивляется и спрашивает:
— Неужели ты, Береле, не узнаешь своего дядю Шлойме — брата твоего отца?
Береле, хоть и не узнал дядю, очень обрадовался ему. И говорит дядя племяннику:
— Слушай меня внимательно. Есть здесь в местечке богатый костел, а в нем много денег, золота и серебра. Надо нам достать это золото. Я хочу, чтоб ты пошел с нами и пробрался в костел через маленькое оконце. Ты будешь нам подавать золото, а мы будем все это класть на подводу.
На это Береле отвечает дяде:
— Хорошо, я иду с вами.
И они отправились к костелу. Залез Береле через оконце в костел и стал подавать им иконы. Как только находил деньги или золото — откладывал это для себя, а им все подавал иконы. В темноте они принимали их за золото, а на самом деле они были деревянные. Как только парень увидел, что у него собралось ценностей на несколько тысяч рублей, а подвода уже полна, решил избавиться от своих компаньонов. Что ж сделал? А вот что, как закричит:
— Ой, дядя, меня кто-то схватил за ногу. Спасите!
Услыхали это воры, быстро сели на подводу и помчались во весь опор из города. Они и сами были рады, что избавились от лишнего компаньона.
А Береле тем временем выбрался из костела. Он понимал, что его компаньоны хватятся, когда увидят, что он их обманул, и вернутся в ешиву, чтобы с ним расправиться. Поэтому он в ешиву не пошел, а отправился в другой, далекий город. Там была хорошая ешива и толковые ешиве-бохеры. Он туда поступил и снова стал прилежно изучать Талмуд.
Оба компаньона, между тем, мчались стремглав лесом, радуясь своей удаче. Но как только стало светать, они увидели, что паренек их обманул. Разозлились и повернули обратно, чтобы рассчитаться с обманщиком.
Приехали в местечко и узнали, что Береле исчез, а они остались в дураках. Тут они дали себе слово во что бы то ни стало найти его и стали ездить из местечка в местечко, пока, наконец, не добрались до одного города. Видят: что-то все одеты по-субботнему и, веселые, идут в одном направлении. Расспросили людей и узнали, что местный раввин выдает замуж дочку и на свадьбу приглашены все, кто только пожелает прийти. Пошли и они. Приходят в комнату, где сидит жених, и видят: это он, тот самый, которого они так долго искали. Сели они напротив жениха, смотрят ему прямо в глаза. Жених же побледнел как полотно. Он их тоже узнал.
Оставим их пока смотреть друг на друга и узнаем, как ешиботник Береле стал зятем раввина.
Как только Береле приехал в тот город и поступил в ешиву, он почувствовал себя очень хорошо. В отличие от прочих ешиботников он не захотел “есть дни”. Ведь у Береле были собственные деньги: платит он за свой стол и живет себе припеваючи. Ешиботники стали ему завидовать. Нашлись такие, которые рассказали об этом раввину. Раввин велел позвать Береле-ешиботника и спрашивает, почему он не “ест дни”. Береле отвечает, что у него есть деньги и он не хочет есть чужой хлеб. Тогда раввин спрашивает, откуда у него деньги, и Береле рассказал всю историю с теми двумя недобрыми людьми. Увидел раввин, что перед ним умный и способный молодой человек, и сказал ему:
— Я знаю, что ты хорошо изучил Талмуд, а теперь узнал, что ты умный и сметливый парень.
Одно только плохо: деньги, которыми ты пользуешься, — чужие, они лежат на твоей совести. Поезжай, отдай деньги ксендзу того костела. После возвращайся сюда, и я тебе дам столько же денег и выдам за тебя мою единственную дочь.
Береле так и сделал. Поехал. Вернул деньги. Возвратился. Получил деньги от раввина и отпраздновал помолвку, а спустя год стали играть свадьбу. На эту-то свадьбу как раз угодили те двое, которые теперь сидели и в упор глядели на жениха. Жених же, бледный как полотно, глядел на них и думал о том, как ему уберечь от этих воров деньги, которые он получил от тестя в приданое и которые находились у него в кармане. Начался свадебный обряд — те двое не отходят от жениха. После свадьбы отвели молодых в предназначенный им дом — те за ними. Один из компаньонов вошел в спальню и лег под кровать, а другой остался в подводе, готовый, как только первый появится с деньгами, умчаться на быстрых конях. Заметив, что один из компаньонов лежит под кроватью, ешиботник задул свечу и сказал молодой жене:
— Дорогая жена, мне надо выйти на минуту — вот тебе деньги, три тысячи рублей, держи их, я их возьму, когда вернусь.
Он вышел и встал за дверью. Как только компаньон, лежащий под кроватью, услыхал это, он тут же обратился к молодой со словами:
— Дорогая, я уже вернулся, отдай мне деньги.
Молодая и отдала ему деньги в темноте. Схватив деньги, вор бросился вон из спальни, но за дверями его ждал Береле и сказал ему шепотом:
— Ну что, взял деньги? Давай их сюда и бежим к подводе.
Вор в темноте подумал, что это его компаньон, и отдал деньги, а сам бросился к подводе. Ожидавший его компаньон стегнул лошадей, и они помчались.
А придя в себя, убедились, что ешиботник опять обманул их.
Тут они сказали друг другу:
— Бежим, а то этот хитрый ешиботник опять что-нибудь выдумает на нашу голову.
Со сломанными ребрами и без копейки денег бежали они из этого города, а искать хитрого ешиботника закаялись.