если чистая прибыль отрицательная что делать
Отрицательный налог на прибыль. Почему и когда так бывает
Налоговая отчетность – дело тонкое и непростое. Для того, чтобы при расчетах налогов все сошлось как надо, нужно не только банально уметь пользоваться бухгалтерскими программами и иметь высокую квалификацию, но и быстро ориентироваться в случае ошибок. Иногда случаются ситуации, когда при исчислении налога на прибыль возникают отрицательные показатели и тогда бухгалтеры задаются закономерным вопросом, почему так происходит? Попробуем ответить на этот вопрос.
Что такое отрицательный налог на прибыль
Строго говоря, в документально закрепленной базе, такого понятия нет. Если говорить простым языком, то отрицательный налог на прибыль – это ситуации, когда вместо прибыли, по итогом отчетного периода, при расчетах получается убыток. А раз нет прибыли, значит, нет и оснований для удерживания налога.
Почему появляется отрицательный налог на прибыль
Причин возникновения минусовых налоговых значений бывает несколько. Вот некоторые из них:
Вообще привести к отрицательному налогу на прибыль может множество факторов как внешних, так и внутренних. Но независимо от причины его появления, стоит задуматься над тем, как улучшить показатели, поскольку минусовая налоговая база всегда вызывает массу вопросов со стороны представителей налоговых органов.
Чем грозит отрицательный налог на прибыль
Налоговый убыток – вещь крайне неприятная, особенно на этапе подачи декларации в налоговые органы.
Специалисты налоговых служб, как правило, обращают особое внимание на те компании, которые показывают в декларациях по налогу на прибыль минусы, тем более в тех случаях, если это происходит не в первый раз.
Налоговики могут заподозрить такие компании в целом ряде противоправных действий: попытках уклонения от оплаты налогов, мошенничестве, преднамеренном банкротстве, выводе активов и т.д. В качестве меры контроля налоговые инспекторы могут выбрать один из трех вариантов:
Неважно, какой путь для контроля организации выберет налоговая, в любом случае, следует быть готовым к объяснению убытков с предоставлением всей необходимой доказательной базы, причем желательно в письменном виде.
Как объяснить отрицательный налог на прибыль специалистам налоговой службы
Независимо от причин, вызвавших убыточность компании, руководству предприятия следует заранее быть готовым к их пояснению в налоговых органах. Рассмотрим несколько способов для объяснения с контролерами.
При колебаниях курсов валют запросто возможно фактическое повышение стоимости товара по независящим лично от поставщика обстоятельствам.
В тех случаях, если отрицательный налог на прибыль зафиксирован не по итогам годового периода, а в результате, к примеру, квартала, можно заявить налоговым инспекторам, что в ближайшее время планируется крупная сделка, так что год закончится плюсом.
Как правило, этот аргумент бывает достаточным для того, чтобы на какое-то время налоговая перестала следить за предприятием с особо пристальным вниманием.
Таким образом, причин для появления отрицательного налога на прибыль может быть масса. Главное – при отчете перед налоговой службой иметь крепкие доказательства, обосновывающие минусовые показатели.
Какие последствия отрицательных чистых активов?
Понятие чистых активов
Заканчивая очередной год, компания анализирует данные по имеющимся у нее активам и проводит их всестороннюю оценку. Тем самым руководство приходит к пониманию, привлекательно ли выглядит организации для нынешних и будущих кредиторов, партнеров по бизнесу и работников.
Наиболее характерным показателем в этой оценке являются чистые активы, отражающие реальную стоимость всего имущества и финансов без учета кредиторской задолженности и соответствующих обязательств.
Но иногда этот показатель уходит в минус. Отрицательное значение чистые активы принимают в том случае, если их суммарная оценка в некий момент оказывается ниже, чем размер уставного капитала. Как правило, этот факт обнаруживается при составлении годового отчета.
Как правильно рассчитать чистые активы, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно изучите материал.
Подробнее о том, как оценивается привлекательность компании, можно узнать из статьи «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».
Как поступать, если стоимость чистых активов меньше уставного капитала
Образование у компании чистых активов с отрицательным значением влечет следующую проблему: если в течение 2 лет подряд величина таких активов продолжит оставаться в минусе, компания подлежит ликвидации.
Причем от компании при этом уже ничего зависеть не будет, и ликвидацию проведут в принудительном порядке. Основания для таких действий содержатся в п. 11 ст. 7 ФЗ «О налоговых органах РФ» от 21.03.1991 № 943-I. Согласно ему налоговики вправе инициировать через суд ликвидацию юридического лица, если его коммерческая деятельность привела к отрицательным результатам. Организационно-правовая форма компании не может повлиять на решение налоговиков.
Важно! До истечения 2-летнего периода у организации есть возможность предпринять профилактические меры и тем самым избежать негативного сценария. Как только чистые активы сожмутся до величины меньшей, чем капитал, обозначенный в уставе, собственникам надо либо увеличить суммарный объем активов, либо снизить величину уставного капитала, либо ликвидироваться. Принять решение собственники должны в течение 1-го полугодия года, следующего за отчетным. Эти нормы закреплены в п. 4 ст. 90 ГК РФ для ООО и п. 6 ст. 35 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ для АО.
Снижение размера уставного капитала обязательно должно сопровождаться уведомлением об этом событии кредиторов. Кроме того, компании дается 3 дня, чтобы сообщить о событии в налоговый орган.
Судьи при рассмотрении каждого случая тщательно анализируют ситуацию, сложившуюся в организации. Если оказывается, что налогоплательщик способен исполнить обязательства перед кредиторами и бюджетом, в ликвидации арбитры отказывают. Подтверждение этому можно найти в постановлениях ФАС Московского округа от 25.09.2009 № КГ-А41/9762-09 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2012 № А33-20303/2011, а также в информационном письме президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84.
Увеличение стоимости чистых активов
У организации, намеревающейся увеличить объем чистых активов, есть 2 возможных пути исправления ситуации:
К этой процедуре желательно привлечь независимых оценщиков, а саму оценку сделать по итогам закончившегося (или заканчивающегося) года. Если активы вырастают, то возникает положительная разность между новой суммой оценки и той, которая значилась в документах организации ранее. Полученную разницу следует списать на счет 83, где отражается добавочный капитал. Суть этой проводки как раз и заключается в том, что чистые активы выросли в объеме.
Подробней с правилами переоценки ОС можно ознакомиться в статье «Как определить остаточную стоимость основных средств».
Важно! Если организация все-таки решила заново оценить свои активы, то впоследствии это придется делать постоянно и систематически. Такая обязанность закреплена п. 15 ПБУ 6/01. Бессистемность и редкое проведение данной процедуры влечет санкции, устанавливаемые и Налоговым, и Административным кодексом РФ. Основная причина возможных наказаний заключается в том, что нарушение регулярности неизбежно сопровождается искажением стоимости ОС и НМА.
Размеры санкций таковы:
Такие средства бухгалтер должен будет учесть в «Прочих доходах». Данная проводка фактически означает рост чистой прибыли и, соответственно, увеличение суммы чистых активов.
Итоги
Образование отрицательных чистых активов чревато для компании негативными последствиями, вплоть до ликвидации. Так что как только чистые активы сожмутся в объеме до той степени, что станут меньше величины уставного капитала, владельцам и руководству компании следует предпринять экстренные меры по исправлению ситуации.
Даже если налоговая инспекция подала в арбитраж иск о ликвидации, можно избежать негативного сценария. Если налогоплательщик не имеет крупных долгов, зарплата выдается регулярно и в полной мере, все налоги и сборы вносятся без задержек, судьи принимают его сторону. Арбитры с большой долей вероятности посчитают создавшееся положение не настолько серьезным, чтобы ликвидировать организацию.
Когда бизнес долго в минусе. Операционная эффективность и правильная прибыль
В 2019 году Тинькофф Бизнес и издательство «Эксмо» выпустили книгу «Бизнес без МВА». Книга написана командой Тинькофф Бизнеса под руководством главного редактора Тинькофф-журнала Максима Ильяхова. «Бизнес без МВА» можно купить в книжных магазинах по всей России или на сайте издательства.
Когда бизнес только открылся, не всегда понятно, хорошо ли идут дела. У предприятия много расходов, и кажется, будто оно месяцами в минусе — а на самом деле оно работает отлично. Или наоборот: кажется, что денег полно и бизнес растет, но на самом деле он сжигает деньги. Чтобы понимать реальную ситуацию, нужно разобраться в операционной эффективности.
Приведем пример. Коля открывает бургерную. У него есть 500 тысяч рублей стартового капитала, они лежат на счете в банке. Коля тратит все эти деньги на аренду, ремонт, оборудование, закупку продуктов и первые зарплаты. К концу первого месяца он потратил 500 тысяч.
В этот же месяц бургерная Коли получила в кассу 245 тысяч рублей. Кажется, что бургерная работает в минус: было 500, стало 245, как будто мы просели на 255 тысяч. Но расстраиваться рано, по этим данным ни о чем судить нельзя. Может быть, бургерная работает в плюс, а может быть, и в минус — надо посчитать немного по-другому.
Когда Коля открывал бургерную, он понес два вида затрат: операционные и капитальные.
Операционные — это то, что нужно для непосредственного рабочего процесса: аренда помещения, зарплаты, закупка фарша, булок, овощей, пива, кофейных зерен и воды. Всё это быстро кончается и быстро закупается заново.
Капитальные — это всё, что Коля будет использовать долго: в нашем случае это ремонт и оборудование: гриль, холодильники, пивные краны и т. д. Туда же пойдут другие долгоиграющие траты: открытие второй кухни, пошив формы и установка системы видеонаблюдения.
Капитальные затраты обычно большие, но зато и капитальные вещи служат долго. Поэтому в расчете прибыли их принято распределять (то есть мысленно делить) на тот срок, в который покупка будет служить. Это называют амортизацией:
Ремонт за 200 тысяч будет служить два года, или 24 месяца. Каждый месяц мы амортизируем 1/24 стоимости ремонта, или 8400 рублей.
Оборудование стоило 100 тысяч и прослужит 5 лет, или 60 месяцев. В месяц амортизируем 1700 рублей.
Чтобы понять, насколько бизнес здоров, нужно на время забыть об амортизации и посчитать только то, что касается непосредственной ежедневной работы компании. Это показатель EBITDA — earnings before interest, taxation, depreciation and amortization. По-русски — прибыль до вычета процентов по кредиту, налогов, износа и амортизации.
Что нам говорит EBITDA, то есть операционная прибыльность:
Если операционная прибыльность отрицательная, бизнес, по сути, убыточный. При этом не важно, сколько у компании денег на счете — часто бывает, что она незаметно для себя проедает денежные запасы.
Если операционная прибыльность около нуля, значит, бизнес операционно работает «в ноль». Операционно — то есть если смотреть на одну какую-то усредненную сделку, а не на бизнес в целом.
Если операционная прибыльность положительная, значит, бизнес умеет операционно зарабатывать. При этом у него могут быть большие долги, кассовые разрывы или еще какие-то проблемы, но принципиально бизнес прибыльный на уровне одной усредненной сделки.
Операционная прибыльность — не то же самое, что прибыль бизнеса. Коля не может забрать из бизнеса 45 тысяч и потратить их на себя. Чтобы посчитать чистую прибыль, Коле нужно учесть амортизацию, кредиты и налоги. Так как Коля еще не брал кредитов, останется только амортизация и налоги, в итоге чистая прибыль будет 25 тысяч. Не фонтан, но хоть что-то:
Теперь Коля может более здраво проанализировать финансовое состояние своего бизнеса. Какие выводы он делает:
Итого: бизнес болтается на грани рентабельности, нужно улучшать его показатели.
Почему предприниматели неправильно считают прибыль и как это делать корректно
Базовая вещь для любого бизнеса — уметь посчитать чистую прибыль. Но на практике не у всех предпринимателей получается делать это правильно — при подсчёте есть несколько каверзных, но важных моментов.
Разбирает ошибки и рассказывает, как нужно считать прибыль, Ирина Ведергорн, финансовый директор компании «Нескучные финансы».
Финансовый директор в компании «Нескучные финансы»
Ошибка 1. Считать прибыль по деньгам в кассе
Прибыль и деньги — это разные вещи. Прибыль правильно считать по выполненным обязательствам перед клиентом. Деньги лишь следствие.
Например, компания занимается поставкой овощей в магазины. Сначала получает оплату, а потом привозит товар. И вот компания получила деньги, а помидоры сгнили в один момент — поставку совершить не удалось. В итоге обязательства не выполнили, а деньги в кассе. Если предприниматель финансово безграмотен, он потратит деньги, которые не отработал. Будет ли он готов к тому, чтобы их вернуть?
Бывает и наоборот. Представьте, что та же самая компания сначала поставляет овощи, а потом уже получает деньги от клиентов, спустя неделю. В момент отгрузки компания уже выполнила обязательства, хотя деньги ещё не пришли. Есть вероятность, что предприниматель будет временно сидеть без денег и ошибочно думать, что его бизнес убыточный.
В обеих ситуациях получается нестыковка обязательств и денег.
Финансовый результат всегда отражают выполненные обязательства — при подсчёте прибыли выручку нужно считать именно по ним.
Ошибка 2. Неправильно понимать суть расходов
Нельзя считать расходом каждую трату денег. Для бизнеса расход — это когда из компании уходит часть активов.
К примеру, торговая компания вложилась в товар для последующей продажи, и у неё на складе появляется актив — запасы. Когда компания продаёт товар клиенту, она несёт расход — себестоимость товара, чтобы получить выручку — стоимость товара для клиента. Это расход. Итак, мы продали товар и получили доход, а расходом будет являться стоимость этого товара для нас.
Активами бывают не только запасы — ещё оборудование, дебиторская задолженность, незавершённое производство и деньги. На последние стоит обратить особенное внимание.
Многие предприниматели закупку товара для последующей перепродажи посчитают расходом — деньги же потратили, значит, расход. И будут неправы, ведь деньги — это точно такой же актив, как и запасы.
Посмотрим на цифрах: мы покупаем партию товара, для чего тратим
100 000 рублей, и получаем запасы, которые тоже стоят 100 000 рублей. Мы просто поменяли один актив на другой. Из компании ничего не ушло, значит, это не расход.
Расходы появляются только тогда, когда активы реально ушли из компании. Например, себестоимость продукции, выплата зарплат, налогов, аренды.
Ошибка 3. Не сопоставлять расходы с выручкой
Мебельная фабрика купила древесину за 100 000 рублей, чтобы произвести 100 стульев. Из прошлой ошибки мы уже знаем, что пока древесина лежит у нас на складе, это ещё не расход. Расходом — по статье себестоимость — это станет, когда мы продадим сделанные из этой древесины стулья.
За июнь компания продала 65 стульев. На какую сумму признавать расходы в июле? На 65 000 рублей — эта сумма пошла на производство товара и, как следствие, получение выручки.
Или, например, вы залили в автомобиль полный бак бензина (50 литров), чтобы поехать из Москвы в Коломну. Приехали в Коломну, осталось 12 литров бензина. Значит, расходы на поездку равны стоимости 38 литров.
курс
Финансист
на удалёнке
Ошибка 4. Не детализировать расходы
Можно просто взять выручку, вычесть из неё все расходы и получить чистую прибыль. Но такой расчёт не позволит ничего проанализировать.
К примеру, видим, что выручка немного выросла, а прибыль упала. Расходы растут быстрее, чем выручка — но в чём конкретно проблема? Мы стали много тратить на чай-кофе-печеньки? Может, аренда выросла? Или наняли слишком много сотрудников в административный отдел? Возможно, дело вообще в себестоимости и цене материала.
Чтобы выяснить причину, нужно взять эти 30‒50 статей расходов и проанализировать их. Но вряд ли это будет приятно, поэтому лучше разделить расходы на категории.
Компании с одним направлением бизнеса будет удобно разделить расходы на переменные и постоянные
Переменные расходы напрямую зависят от выручки. Выручка растёт — переменный расход растёт вслед за ним. Выручка падает — соответствующим образом падает и переменный расход. Например, к переменным расходам относится себестоимость товара — чем больше мы продаём, тем больше должны изначально закупать.
Постоянные расходы от выручки не зависят. Даже если выручки вообще не будет, мы сколько платили по этим расходам, столько и будем платить. К постоянным расходам относятся аренда, оклады сотрудников и другие.
В итоге получится вот такой отчёт, по которому анализировать ситуацию гораздо проще:
Когда расходы разбивают по такому принципу, то более детально видна картина. В таблице выше, например, в мае компания получила больше выручки, но уже на этапе переменных расходов почти вдвое откинулась по маржинальному доходу. Очевидно, что проблема в расходах.
Выделение прямых и косвенных расходов подойдёт для компании с несколькими направлениями
Например, кофейне с несколькими кофеточками по городу будет интересно знать, сколько зарабатывает каждое из направлений. Для этого лучше составлять отчёт не по переменным и постоянным, а по прямым и косвенным расходам.
Прямые расходы — те, которые относятся напрямую к конкретному направлению. Например, расходы на кофейные зёрна и молоко будут прямыми для каждой кофейни.
Косвенные расходы, наоборот, нельзя отнести к конкретному направлению. Например, в компании есть маркетолог, который развивает не кофеточки по отдельности, а бренд кофейни в целом. Его зарплата будет косвенным расходом.
Делим расходы на прямые и косвенные — и можем посчитать прибыльность компании и валовую прибыль по каждому направлению:
Видим, что точка на Василеостровской самая денежная, но с точки зрения эффективности уступает двум другим. Такой отчёт и позволил это выяснить.
Ошибка 5. Не очищать прибыль от НДС
НДС — это налог, который платят покупатели государству. Бизнес в этой цепочке выступает передаточным звеном: покупатель платит деньги за товар и ещё просит передать свой НДС в бюджет. А государство раз в месяц приходит к бизнесу за своими деньгами, поступившими от граждан.
В итоге НДС-ные деньги проходят через предпринимателя, но ему не принадлежат. Поэтому при подсчёте выручки и расходов нужно вычитать из них сумму налога.
Как правильно считать чистую прибыль
Посчитать выручку. Для этого нужно собрать сумму выплат по сделкам, обязательства по которым компания закрыла в том месяце, за который делается расчёт.
Разделить все расходы бизнеса на переменные и постоянные или прямые и косвенные — в зависимости от того, по какой модели работает бизнес.
Посчитать все расходы периода. Не забываем, что они должны соответствовать выручке. Нужно отнять эти расходы из выручки.
Вычесть оставшиеся расходы — налоги, кредиты и амортизацию — и получить чистую прибыль бизнеса.
Как бизнесу избежать кассовых разрывов при помощи платёжного календаря
Что почитать о финансах и инвестировании: лучшие книги и каналы
Как компании Logaster удалось оптимизировать бизнес во время карантина
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Финансовый директор в компании «Нескучные финансы»
Прибыль есть, а денег нет! Почему так?
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов разбирает главный бухгалтерский мем, которым директора и собственники бизнеса часто терзают главбухов, и рассказывает как в бухгалтерском учёте определяются прибыли и убытки. На десерт — инструкция зачем нужно считать разные виды прибыли.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. В прошлый раз разобрались с видами доходов и расходов, сегодня будем сопоставлять их и определять финансовые результаты.
Прибыль есть, а денег нет
Недавно я писал о том, что такое доходы и расходы и почему их важно определять в момент передачи ценностей, а не в момент их оплаты. Одновременная фиксация дохода и расхода не дает принять желаемое за действительное. Из бухучёта сразу по завершению операции виден её финансовый результат. При этом понятно кто из сторон сделки сколько должен контрагенту. Предприниматель, который учитывает и планирует доходы и расходы отдельно от денежных потоков, понимает экономику своей компании и не тратит незаработанные деньги. Тот же, кто валит все в одну кучу, приближает себя к банкротству и достает главбуха главным бухгалтерским мемом: «Почему прибыль есть, а денег нет?».
Чтобы научиться отвечать на этот вопрос, сначала нужно разобраться с терминологией.
Прибыли и убытки (Profit and Loss) — это финансовые результаты деятельности компании. Чтобы их определить нужно из доходов вычесть расходы. Если разница положительная — компания получила прибыль. Если отрицательная — убыток.
Финансовый результат можно определить когда известны доходы и расходы за период. В бухучете прибыли и убытки определяют за месяц. Но никто не мешает определять финансовый результат по каждой операции. Важно только правильно определить доходы и расходы по ней. Поясню на примере.
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Руководитель тут же купил на оптовке всю партию товара, обещанную покупателю, за 40 руб. Сегодня покупатель забрал её со склада. Когда компания получила прибыль и сколько она составила?
Вчера не было ни дохода, ни расхода. Поступившая предоплата уравновешена обязательством выплатить 50 руб., которое будет гаситься поставкой товара. А истраченные на закуп товара 40 руб. — не расход, потому что в обмен на денежные средства компания получила запасы на ту же сумму. Поэтому вчера прибыли ещё не было.
Сегодня право собственности на товар перешло покупателю. Это значит, что актив выбыл безвозвратно. Экономические выгоды компании уменьшились на 40 руб., в которые обошлось его приобретение. Это — расход.
В то же время обязательство перед покупателем исполнено полностью, а значит он должен продавцу 100 руб. в соответствии с договором. Эта сумма увеличивает активы продавца. 50 руб. уже перечислено вчера, еще 50 руб. пока существует в виде дебиторской задолженности. Поэтому сегодня продавец фиксирует доход 100 руб. Поступившие завтра деньги уменьшат дебиторскую задолженность, но не приведут к увеличению экономических выгод. Это как переложить монетку из одного кармана в другой.
Таким образом, уже сегодня известны доходы (100 руб.) и расходы (40 руб.). Разница между ними (60 руб.) — это прибыль. И она получена сегодня.
Отделение в бухучёте денежных потоков от доходов и расходов важно для понимания реальной экономической ситуации в компании. Если считать все поступившие деньги своим доходом, а все выплаченные деньги — своим расходом, можно твердой рукой вести компанию к закрытию.
Представьте, что в нашем примере предоплата составила 100 руб., а на оптовке удалось купить товар за 120 руб., но с отсрочкой платежа до завтра. Если ориентироваться только на денежный поток, то вчера продавец получил доход 100 руб. Сегодня с деньгами ничего не происходило. Зато завтра расход составит 120 руб. И результатом операции станет убыток 20 руб. Но вчера доход был 100 руб., а расхода не было вовсе. Поэтому продавец предполагал, что все 100 руб. — это его прибыль. И потратил её. А завтра он будет думать чем заплатить поставщику.
Вернемся к главному бухгалтерскому мему. Он возникает когда предприниматель не понимает разницы между:
В его мире прибыль — это разница между поступлениями и выплатами, а в мире бухгалтера — между доходами и расходами.
Предприниматель живет по кассовому методу. Он знает, что должен в этом месяце заплатить зарплату, налоги, аренду, проценты по кредиту. Чтобы это сделать, нужно получить деньги от покупателей. В мире бухгалтера живет розовый единорог, который не какает. Его зовут Метод Начисления (он же Допущение Определенности Фактов Хозяйственной Жизни). Эти два мира плохо понимают друг друга без переводчика, а главбух со спины единорога не всегда может объяснить предпринимателю почему нельзя ориентироваться только на денежный поток.
В результате в совершенно реальной бухгалтерии поселяется ведьма, которая наводит морок. А в кабинете директора — Винни-Пух, в голове которого опилки! Да-да-да! Чтобы не стать персонажем этой сказки достаточно понимать, что финансовый результат и денежный поток нужно рассматривать в комплексе. Если смотреть на них по отдельности, легко принять желаемое за действительное.
Компания оказывает услуги. За месяц от покупателей поступило 100 руб. Из них 70 руб. ушло на зарплату и аренду. На расчетном счете осталось 30 руб. Это прибыль? Вовсе не обязательно!
За платежами могут скрываться разные варианты формирования финансовых результатов.
Вариант 1.
В этом месяце было оказано услуг на 300 руб. Из них 100 руб. поступили на расчётный счет, еще 200 руб. остались в виде дебиторской задолженности. Она станет деньгами только в следующем месяце, а доходом является уже сейчас — подробно я разбирал это в статье про доходы. Значит, прибыль составила 230 руб. А вот денег в конце месяца осталось только 30 руб. Прибыль есть, а денег нет!
Вариант 2.
Все поступившие 100 руб. — это предоплата. Услуги в счет нее еще предстоит оказать. Пока это не доход: если услуга не будет оказана, деньги придется вернуть. 70 руб. зарплаты выплачивалось за работу, выполненную в прошлом месяце. Это уже не расход — подробно я разбирал это в статье про расходы. Но за этот месяц предстоит выплатить сотрудникам и арендодателю еще 70 руб., а это уже расход — они свои обязательства за месяц выполнили. Значит, убыток составил 70 руб. Деньги есть, а прибыли нет!
Для того, чтобы не принять чужие деньги за прибыль, а кассовый разрыв за убыток в бухучете придуманы два отчета.
Только глядя в оба этих отчета можно понять сколько из заработанного вы уже получили и сколько из полученного уже заработали. О них как-нибудь напишу ещё.
Какая бывает прибыль и зачем считать её по-разному
Теперь немного классификационных моментов. В бухгалтерском учёте рассчитываются несколько видов прибыли. Это нужно для понимания эффективности различных бизнес-процессов компании. Следите за руками.
Валовая прибыль (Gross Profit) — разница между доходами от продажи продукции (выручкой) и расходами на её производство (себестоимостью). Она показывает эффект от производственной деятельность компании. Кстати, в слове «валовАя» ударение на последний слог — как «дорогАя». И она реально дорога для компании. Если валовая прибыль равна нулю или отрицательна — пора закрываться или всерьез пересматривать производственный процесс. Неэффективное производство не спасет ни грамотное управление, ни отличные маркетинг с продажами.
Прибыль от продаж (Operating Income) — это валовая прибыль минус расходы на хранение и продажу продукции (коммерческие расходы) минус расходы на управление компанией (управленческие расходы). Она показывает эффект от основной деятельности компании — продажи того, что она произвела. Убыток от продаж — неприятная штука, но от него часто получается уйти при наращивании объемов выпуска. Это называется эффект масштаба.
ООО «Рога и копыта» покупает рога по 8 руб., а продает по 10. В прошлом месяце было продано 50 рогов. Валовая прибыль составила 50 * (10 руб. — 8 руб.) = 100 руб.
Если в текущем месяце компании удастся продать 100 рогов, то валовая прибыль составит 100 * (10 руб. — 8 руб.) = 200 руб., а прибыль от продаж уже 200 руб. — 150 руб. = 50 руб.
Прибыль до налогообложения (Income Before Tax) — это прибыль от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Прочие доходы и расходы не связаны с основной деятельностью компании. Если компания продает рога и копыта, то проценты за размещение свободных денег на депозите — это прочий доход, а стоимость новогоднего корпоратива — прочий расход. Прибыль до налогообложения характеризует эффект от всей деятельности компании, в который вносит свою лепту не только основная, но и прочая деятельность.
Чистая прибыль (Net Income) — прибыль до налогообложения минус налог на прибыль. Это то, что остается компании после Егорова и его команды. Для спецрежимников вместо налога на прибыль вычитается налог по УСН или ЕНВД.
Нераспределенная прибыль (Retained Earnings) — чистая прибыль минус дивиденды учредителям. Часть чистой прибыли надо отдать учредителям за то, что они внесли свои активы в уставный капитал. Эта процедура называется распределением прибыли. С точки зрения учредителей в этом весь смысл существования компании. Но в первые годы учредители могут и не выводить дивиденды себе в карман, оставляя прибыль на развитие компании. Тогда чистая прибыль текущего года увеличивает нераспределённую прибыль, оставшуюся с прошлых лет.
Собственник может увидеть первые четыре вида прибыли с начала года в отчете о финансовых результатах. Нераспределённую прибыль за все время существования компании — в бухгалтерском балансе.
Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» финансовые результаты рассчитываются автоматически. Для бухгалтерского учёта по своим правилам, для налогового — по своим. Вручную сопоставлять доходы и расходы по видам не нужно — система делает это сама. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!