если день рождения в пост что делать
Праздник в пост — или пост в праздник?
Как «совместить» светские праздники и православные посты – вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то — иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко.
— Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова?
— На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 – 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья — язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).
— А если «соблазнять» некого, потому что никто в семье больше не постится? И при этом на время поста приходится юбилей супруга, кого-то из родителей, родственников?
— С днями рождения, юбилеями и другими торжествами нужно поступать, руководствуясь христианской любовью к тем людям, которые на этом торжестве будут, чувством меры и собственной совестью. Если отказ от участия в дне рождения или юбилее может вызвать обиду, то лучше прийти на праздник. Но при этом мы вполне можем заранее сказать о том, что сейчас время поста, и попросить приготовить наряду со скоромными и постные блюда.
— Руководствоваться совестью… У меня одна знакомая на юбилее руководителя-атеиста выпила за его здоровье фужер шампанского. А после коллеги ей высказали: какая же ты верующая, если пьешь в пост?
— Это случай из разряда тех, о которых можно прочитать в Евангелии слова Господа Иисуса Христа: пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11, 18–19). Думаю, что просто надо иметь в виду, что действительно может быть и так: откажешься от участия в празднике — будут осуждать, пойдешь на праздник — все равно осудят. И относиться к этому спокойно.
— А что делать, если на период поста выпадает день рождения ребенка?
— Отвечу из своего личного опыта. День рождения моего младшего сына всегда будет попадать на Великий пост. Мы его празднуем. День рождения воспринимается маленькими детьми как очень важное личное событие, поэтому, думаю, не следует проявлять здесь чрезмерную строгость.
— Хорошо, когда дети маленькие. Но как быть с подростками — они ведь хотят в свой праздник не просто посидеть за столом, где может быть и относительно постное меню, но и куда-то пойти, развлечься?
— Ответ зависит от того, верующий подросток или нет, посещает ли он храм или нет. У верующих подростков обычно есть такие же верующие друзья, и тогда будет гораздо проще найти какой-то компромисс. Если при храме, например, есть молодежное общество, то можно отпраздновать свой личный праздник там — в кругу единомышленников, весело и в то же время вполне благочестиво.
Если друзья у подростка нецерковные и он хочет в свой день рождения пригласить их домой, то, думаю, опять же не нужно в этом отказывать. И превращать застолье в «поминки» тоже не стоит. Хорошие, добрые конкурсы или игры вполне уместны. Если же говорить о невоцерковленных подростках, я не могу здесь дать какого-то определенного совета. Одно дело, если эти дети прислушиваются к мнению своего верующего родителя, другое — если нет. Полагаю, что важным моментом здесь будет хотя бы то, что решение по поводу программы праздника будет совместным, а не решением единолично родителя или единолично ребенка.
Газета «Петропавловский листок» № 24, март 2017 года
Можно ли отмечать день рождения в дни Великого поста
Пусть мы все по-разному относимся к празднованию дня рождения, получить искренние поздравления от друзей и близких людей всегда приятно. Но что делать, если праздник попадает на пост?
Можно ли отмечать день рождения во время поста
«пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней».
Во время православного поста есть ограничения:
Вот что ответил на этот вопрос один из служителей церкви:
” … Что делать, если какие-то важные семейные праздники приходятся на Страстную седмицу? — Если в семье супруги верующие, между ними согласие и понимание, такого вопроса просто не возникает. Я сам с детства привык к тому, что любые семейные торжества, выпадающие на Пост, переносились на ближайший воскресный день или на Пасху или даже на время после Пасхи. Это было естественно и никому просто в голову не могло прийти, что, скажем, день рождения можно отмечать в один из дней Страстной. И никто не чувствовал себя ущемленным, если его личное торжество переносилось…”
Когда отмечают день рождения, если он выпал на пост
Рождение ребёнка в семье – это радость! Мы любим отмечать этот день всей семьей.
Наблюдая за детьми, родители видят осознанные желания своих чад соблюдать условия поста. Ребенок запоминает состояние и настрой близких ему людей.
Празднование дня рождения для малышей, пока они не понимают календаря событий и не связывают с конкретной датой, взрослые могут устраивать по своему усмотрению, и дети будут всё равно радоваться.
Что посоветовать родителям?
Соблюдение всех правил поста – личное решение каждого. В обязанности родителей входит объяснение ребёнку, почему они так делают. Жизнь в детском возрасте течёт своим чередом, а взрослые примерами показывают желаемое поведение и отношение во время соблюдения поста
К подросткам другой подход, если они проводят свой праздник не только за домашним угощением, но и за пределами родного дома:
” …— Ответ зависит от того, верующий подросток или нет, посещает ли он храм или нет. У верующих подростков есть такие же верующие друзья, и тогда будет гораздо проще найти какой-то компромисс. Если при храме, например, есть молодежное общество, то можно отпраздновать свой личный праздник там — в кругу единомышленников, весело и в то же время благочестиво. …”
Ответственным моментом является решение по проведению праздника, когда оно будет принято совместно, а не единолично, только родителями или самостоятельно самим ребенком. Если дети прислушиваются к мнению родителя – одна ситуация, а если нет – другая.
Друзья могут быть и нецерковные, а подросток всё равно хочет пригласить домой, и не имеет смысла в этом отказывать своему ребёнку. В домашних условиях можно провести познавательные и позитивные игры и конкурсы, которые и уместны.
Для молодых и взрослых людей
Многое зависит от того, как вы организуете это мероприятие – праздничное застолье, которое вы с удовольствием будете вспоминать.
Можно накрыть вкусный постный стол с блюдами из овощей и фруктов, солений и маринадов из вашего погреба. Главное – радостное и умиротворённое внутреннее состояние, которое вы подарите окружающим вас людям в этот день и услышите от них радостные поздравления.
Собраться в кругу родных и близких и приятно провести время за беседой. Во всём желательна гармония и соблюдение чувства меры.
Радости Рождественского поста
Какие формы досуга предпочесть в пост, чтобы не потерять духовный настрой? Как быть, если на Рождественский пост выпадает день Ангела или день рождения? Можно ли звать гостей и чем их угощать? И вообще совместимы ли пост и праздники? На эти вопросы отвечае протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино.
– Отец Павел, что такое досуг? Каким он должен быть?
– Досуг – это свободное время, которое человек может использовать по своему разумению. У каждого из нас есть обязательные для исполнения дела – по службе и работе или связанные с заботой о семье и детях. А досуг – это некий приятный бонус, который человек может провести себе в утешение – и самыми различными способами. Но для христианина важно, чтобы досуг не был связан с грехом, особенно сейчас, в дни Рождественского поста. Об этом нужно помнить.
Досуг – это время, когда мы хотим расслабиться, снять напряжение, стресс. Это понятно, ведь жизнь людей сегодня, особенно тех, кто живет в мегаполисах, весьма преисполнена всевозможными стрессами: прессинг со всех сторон, цейтнот, в котором мы постоянно находимся. В желании сбросить это напряжение нет ничего греховного. Но, к сожалению, мы видим, что досуг многих людей не полезен ни душе, ни телу.
Как у нас традиционно проводят выходные? Есть такая светская поговорка: «Пятница – пьяница». То есть люди после трудовой недели вечером в пятницу начинают потреблять всякие снимающие, как им кажется, стресс крепкие алкогольные напитки, в субботу продолжают, в воскресенье опохмеляются, потому что надо как-то в себя прийти перед новой рабочей неделей, а в понедельник снова на работу. Вот такой цикл – и к сожалению, у очень многих. А ведь цикл этот совершенно неправильный. И не для этого даны нам выходные.
А кто-то не пьет, но все дни отдыха сидит у компьютера или перед телевизором. И это вредно и для души, и для тела, и для гармоничных отношений в семье. Твои домочадцы – дети и жена – хотят, чтобы ты с ними проводил время, а не играя в компьютерные игры или смотря по телевизору всё в подряд. Досуг всё же должен быть деятельный. Тебе в выходные необходимо получить заряд бодрости для следующей рабочей недели.
Мы, христиане, знаем: седьмой день – Господу Богу твоему. Это заповедь, ее нужно стараться исполнять, несмотря ни на что. Конечно, есть профессии – врачи «Скорой помощи», например, или водители общественного транспорта, – которые требуют работы и в воскресенье. Но, как правило, эти люди имеют скользящий график, и хотя бы в одно воскресенье месяца у них выходной. И его, а также по возможности и другие свои свободные от работы дни нужно посвящать Богу. Это главное.
– А как проводить свободное время в пост?
– Постом мы больше молимся, стараемся чаще бывать в храме. В пост необходимо исключить те способы досуга, которые либо находятся на грани греха, либо могут нас к греху легко привести: к лености, к праздности, к пьянству.
Я бы посоветовал воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях
Стараться воздерживаться от компьютера и телевизора, хотя в канонах Церкви такие ограничения и не прописаны – просто потому, что в то время, когда составлялись каноны, не было ни того, не другого. Но каноны предписывают в пост воздерживаться от развлечений, а что такое телепередачи и фильмы, как не развлечение? И я бы посоветовал также воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях.
Пост нам дан как школа духовная, как время «боевых учений», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты – а в нее нас втягивают как раз СМИ.
Я положил себе за правило постом не смотреть никаких художественных фильмов, стараться поменьше обращаться к интернету, прежде всего светскому, – только если нужно ответить на письма или найти какую-то информацию, чтобы подготовиться к проповеди, к занятиям в школе или написать статью.
В несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год
Если значительно ограничить себя в просмотре телепередач и в интернет-зависании, высвободится много времени для досуга духовного – для чтения книг. Опыт – и мой, и других людей, так поступающих, – свидетельствует: в несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год. И это могут быть не только книги духовного содержания, но и классическая литература не возбраняется.
Остается время и для общения с семьей, а наши близкие очень нуждаются в нашем внимании, особенно дети.
– На Рождественский пост выпадает время каникул и новогодних праздников. Как их лучше проводить? Куда можно сходить с детьми?
– Время Рождественского поста – время очень больших соблазнов. Почти две недели выходных! В эти дни очень многие дают слабину, впадают в леность… Но всё, что нам Господь дает, нужно сохранять как дар Божий и этот дар использовать с пользой.
Это время зимнее, и можно с детьми кататься на лыжах, на санках, на коньках. В Москве, например, сейчас много катков открывается. Ходить в музеи, на выставки, на концерты духовной и классической музыки…
Мы забыли старые хорошие настольные игры, в которые мы все играли в детстве, когда не было компьютеров и работали всего два-три телеканала, и то ограниченное время. А ведь эти игры очень развивали и смекалку, и умение думать. Когда у меня есть время, я с удовольствием играю с детьми в эти игры и возвращаюсь немножко в детство.
Больше быть с семьей, с друзьями, с единомышленными тебе людьми
Можно встречаться и с друзьями, но без каких-то шумных застолий и пьяных посиделок, ведь дружеское общение предполагает не только такое времяпрепровождение. С друзьями можно делать добрые дела. Помогать храму, например.
В Москве постом храмы и монастыри организуют лектории, православные встречи, лекции, семинары, так что для москвичей есть и такая форма досуга в пост, очень полезная. И не только приходы в Москве организуют подобные мероприятия, но и в других городах.
– Существуют ли какие-то послабления для людей, в пост празднующих свой день рождения или день Ангела?
– Рождественский пост и так не строгий, если сравнить его с Великим постом. В нем очень много дней, когда по Уставу можно есть рыбу. Но вообще христианин меру своего поста должен определить, посоветовавшись с духовником: у каждого своя мера поста, в зависимости от состояния здоровья и духовного уровня.
Если ты не смог в день своего Ангела причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной
А день Ангела нужно праздновать общением с твоим Ангелом. Чем порадовать своего Ангела? Тем, что ты пришел в храм на Литургию, причастился. Если ты не смог в этот день причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной после своего дня Ангела. Это будет подарок твоему Небесному покровителю, в честь которого ты крещен.
День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так и делают многие, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. И день Ангела совершенно не возбраняется отпраздновать в ближайший выходной.
Ассортимент наших супермаркетов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино дозволяется по Уставу. Если человек хочет справить эти праздники день в день, то вкушение вина и елея позволительны во все дни, кроме среды, пятницы и понедельника.
– Назовите три самые, на ваш взгляд, подходящие вида досуга в пост.
– Во-первых, молитва. Для большинства людей именно выходные – единственное время, когда они могут пойти в храм, когда они могут дома помолиться. Я думаю, что это самое главное. Не нужно думать, что, выстояв службу в церкви, мы сильно устанем, потому что есть общеизвестное правило: если человек не ленится в храм Божий ходить по воскресным дням, Господь больше сил ему дает, больше благословляет его труд. Ведь сила – качество относительное. Можно целыми днями лежать дома, и у тебя не будет никаких сил, а можно очень активно работать и в храм ходить, и у тебя силы будут, потому что ты делаешь хорошее дело и Господь тебя благословляет, ибо ты исполняешь Его заповедь.
Во-вторых, чтение духовной литературы. В-третьих, общение с ближними.
Вот три самых важных вида досуга: молитва, чтение, общение – семейное, с детьми, с супругами, с папами, с мамами, которые в это время особенно нуждаются в нашем внимании.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
(интервью с протоиереем Федором Кречетовым)
— Что делать, если какие-то важные семейные праздники приходятся на Страстную седмицу?
— Если в семье супруги верующие, между ними согласие и понимание, такого вопроса просто не возникает. Я сам с детства привык к тому, что любые семейные торжества, выпадающие на Пост, переносились на ближайший воскресный день или на Пасху или даже на время после Пасхи. Это было естественно и никому просто в голову не могло прийти, что, скажем, день рождения можно отмечать в один из дней Страстной. И никто не чувствовал себя ущемленным, если его личное торжество переносилось…
Вопрос приобретает актуальность в тех семьях, где один из супругов – неверующий или просто «либерально» смотрит на вопросы церковной жизни. Тогда согласия достичь бывает сложно, и порой просто нужно идти на разумный компромисс: хотя бы не трогать вторую половину седмицы: четверг, пятницу, субботу… Потому что это особые дни, и проводить их православному христианину, по возможности, все-таки желательно в храме.
justify;»> — Мне приходилось слышать такие возражения: ради чего лишать маленького ребенка праздника, если он еще не в состоянии понять, что за События мы вспоминаем на Страстной седмице…
— На самом деле, ребенок впитывает, запоминает общий настрой своих близких. А вот что касается празднования дня рождения маленького ребенка, здесь как раз не имеет смысла настаивать на конкретной дате: когда взрослые устроят ему праздник, тогда он и будет рад. А в дальнейшем, когда он станет взрослее, ему и в голову не придет ожидать для себя веселья в напряженные и скорбные для каждого христианина дни. Если, конечно, перед ним будет пример старших.
Патриарх Алексий II, я помню, переносил празднование своего Дня Ангела, потому, что он пришелся на Первую седмицу Великого Поста. Это пример всем нам, что ради общецерковных событий можно сдвинуть свои собственные, даже такие значимые, как День Ангела.
— А как по Вашему, почему вообще сегодня у людей возникает мысль, что семейные торжества и Страстная седмица – вполне совместимы?
— Просто сейчас все чаще наблюдается зацикленность людей на собственном «я», на его значимости. И еще – это результат отсутствия чувства меры, впадение в некоторые крайности. Одна крайность бывает обычно в начале обращения к Богу, так называемый дух неофитства, когда люди еще не умеют рассчитывать свои силы и обычно пытаются поступать по букве, например, поститься очень строго, хотя ни сил, ни условий для этого нет.
Другая крайность обычно бывает позже, когда люди уже набрались опыта и, поняв, что по букве духовная жизнь не строится, решают, что не будут «слепо подчиняться букве», ведь главное – дух. И начинают слишком легко и неосмотрительно отрицать правила, традиции, часто в итоге – саму церковную жизнь, произвольно подстраивая ее под свои личные желания и требования.
Если нам так кажется проще и легче, почему бы так и не сделать? Ведь главное, чтоб «в душе все было по-настоящему». Насколько «настоящее в душе» при расставляемых таким образом приоритетах, говорить не стоит.
Если я считаю себя церковным человеком, то всегда должен свою личную жизнь подчинять жизни церковной. Не должно быть произвола собственной воли людей.
— А нет в этом случае риска уйти как раз в формальное выполнение неких правил и установок?
— Человек всегда должен искать свою меру, исходя из осознания того, чем он готов пожертвовать ради Бога. И это чувство четко дает понять, что допустимо, а что – нет. А мы как раз сегодня часто наблюдаем потерю чувства меры… Она возникает чаще всего в том случае, когда человек внешне – принял православие, его захватывает новизна ощущений, он пробует жить церковной жизнью, но она не становится ему глубинно – близкой, оставаясь чем-то формальным.
А церковная жизнь не должна быть формальной. Зачастую такой она была, скажем, в предреволюционное время, когда многие люди воспринимали все, связанное с верой, как обычай. Потеря благоговения, а в итоге – и самого смысла привела к тому, что потом легко утерялись и все обычаи. Или они трансформировались, иногда настолько бессмысленно, что люди не знают, зачем они совершают те или иные действия.
Раньше, после Пасхи, в Радоницу, люди, помолившись в храме, шли на кладбища, к своим ушедшим близким и клали на могилы куличи, яйца, чтобы потом нищие ходили, подбирали это приношение как милостыню и, поминали усопшего, чье имя указано на кресте. А сейчас это превратилось в какую-то обязательную нагрузку: граждане массово на Пасху едут на кладбище, зачем, почему – сами не знают. Но надо – положено: все так делают. Как раз произошла потеря смысла.
То же самое – и с семейными праздниками на Страстную. Человек говорит себе: «Главное, что я – внутренне – верю. Для чего мне тогда соблюдать обычаи. И воспоминания, о которых говорит Церковь, мне не нужны. Я и так все помню». Человек настаивает на какой-то своей личной вере. Баланс между личной верой и церковным сознанием оказывается не просто нарушенным, но потерянным вовсе.
— Какова цена потери?
— В итоге теряется живое ощущение, живое присутствие Христа в жизни. Страстная Седмица – это время, когда человек зримо и выпукло ощущает схождение времени, всемирной истории в одной точке. И ощущает свою причастность к этому. Через молитвы, через весь настрой служб Страстной седмицы мы переносимся, вне времени и пространства в то, что произошло более 2000 лет назад и одновременно – происходит сейчас, сопереживаем и участвуем в тех Событиях, ведь каждый день Страстной седмицы соответствует дню земной жизни Спасителя. Через это мы соприкасаемся с Вечностью.
А если человеку это не близко, ему не хочется никуда переносится, службы для него превращаются просто в нахождение внутри храма, где долго стоят и чего-то читают. Конечно, это тягостно и человек успокаивает себя: «Богу не нужно этого нудного стояния. Богу нужно, чтобы я любил Его. И ради чего тогда переносить день рождения дорогого для меня человека ради того, чтоб несколько часов провести на ногах в душном храме?» Происходит потеря чувства, но при этом человек продолжает называть себя православным.
Совершается разделение сознания. Нормальному человеку не придет же в голову устраивать праздник, веселиться, когда у него только что умер кто-то из близких. А вот из-за потери чувствительности, живого ощущения присутствия, Евангельские События начинают восприниматься чем-то отвлеченным. Что и приводит к вопросам, наподобие того, который мы сейчас обсуждали.
День рождения на Страстной
Как часто долгожданный день рождения детей выпадает на Страстную неделю. Можно ли соблюсти установление Церкви, не нарушив пост, и при этом не лишить ребёнка радости? Мы попросили ответить священников.
День рождения ребёнка на Страстной седмице:
отмечать или перенести?
Протоиерей Андрей Ромашко, настоятель прихода во имя святых мучеников Флора и Лавра, поселок Элитный, Новосибирск:
– Если это верующая семья, и ребёнок понимает, почему его лишают дня рождения в срок и переносят на неделю или две позже – это одно. Важный вопрос, как к этому отнесутся его друзья, одноклассники, и как сам именинник им объяснит перенос празднования.
Ребёнок готов рассказать всё, как есть, но готов ли свидетельствовать о своей вере и уверенно сказать: сейчас Христос страдает за нас, поэтому мы переносим празднование?
Примерно так рассказать, а не врать или придумывать: заболел или уехали по делам, или в отпуск, или не праздную, потому что родители не разрешили.
Если может сказать правду, то можно переносить. Но если этого нет, или если это желание взрослых или одного из родителей, то важный вопрос: не нанесём ли мы другому травму таким своим решением.
Протоиерей Максим Горожанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Песчанка, Белгородская епархия:
– День рождения ребёнка или кого-то из близких пришёлся на Страстную седмицу. Что делать? Праздновать? Верующие родители смущены, строгий пост, переживания Страстной… Игнорировать? Тоже как-то неправильно. Да и как проигнорируешь, когда дата в календаре есть, и всё тут. Никуда не перенесёшь, не вычеркнешь. И не нужно этого делать.
Важные дни нашей жизни могут проходить по-разному. Как-то отметить для себя тот день, в который ты пришёл в этот мир, обязательно нужно.
Не празднуя широко, гостей можно позвать на следующей неделе, когда будет Пасхальная радость, и дни празднования можно не ограничивать даже одним каким-то днём.
Я стараюсь свой день рождения начинать со служения Божественной литургии, с причастия. Если возможность есть, то можно поступить также. Литургия на Страстной неделе не совершается только в пятницу, в остальные дни принято причащаться, то есть даже в такой период христиане не лишены самой главной радости – Святых Даров, Тела и Крови Христова.
После службы вполне можно сходить с ребёнком куда-то прогуляться, провести время вместе, подарить подарок. Проявить все свои самые нежные чувства, которые только возможны в этот день. Это точно не воспрещается. Из любви к нам Господь взошёл на Крест и воскрес. Ваш ребёнок может почувствовать в эти дни и вашу любовь, и через неё – любовь Божию.
Иерей Александр Щенёв, клирик Свято-Воскресенского женского монастыря в Муроме:
– Я бы не советовал отмечать день рождения на Страстной седмице. Для верующей семьи эта неделя – воспоминание страшных событий, страданий нашего Господа. А день рождения сам по себе подразумевает какое-то празднество, веселье, шутки, что непозволительно в это время.
Но, с другой стороны, мы говорим о ребёнке.
Речь не о том, чтобы сделать послабление, нет, мы говорим о том, что доставить радость чаду можно, но без шумных и увеселительных мероприятий.
Ещё немаловажный фактор – возраст ребёнка. 4–5‑летнему ребёнку и старше объяснить можно, почему мы переносим празднование, а малышу – труднее.
Маленьким детям сложно понять смысл поста, смысл Страстной седмицы. Но всё равно верующая семья найдёт правильный выход.
По-моему, хорошая идея – сесть в кругу семьи, накрыть постный стол, приготовить вкусный, красивый, но, конечно, постный торт или пирог, сейчас такие возможности есть.
А остальное празднование – с детским стремлением к подвижным играм – перенести на потом, на после Пасхи.
Конечно, самый лучший вариант для верующей, особенно для воцерковлённой, семьи день рождения начать так: всем вместе пойти в храм. Мама, папа и дети, не только именинник – в храме Божием помолились на службе и причастились. Такое духовное единение.
Протоиерей Игорь Прекуп, настоятель храма в честь прп. Сергия Радонежского г. Палдиски (Эстония):
– Прежде чем задавать вопрос, праздновать или нет, нужно ответить, что мы можем предложить взамен.
Ребёнок, если он не эгоист, готов прислушиваться к мнению родителей, тем более, если ему объясняли, что такое Великий пост, что такое страсти Господни.
Он поймёт, что нехорошо, неуместно в Страстную седмицу приглашать гостей, аниматоров или отправляться с друзьями в шумные развлекательные центры. Он готов это принять.
Но не надо забывать, что мы имеем дело с маленьким человеком, и он внутренне хочет, чтобы ему предложили нечто оправдывающее этот отказ – конечно, не что-то из «развлекаловки», а такое, что соответствовало бы серьёзности момента и как-то могло его занять.
Готовы ли родители, лишая его радости дня рождения, что-то предложить взамен, во что он мог бы погрузиться и интеллектуально, и эмоционально, чтобы ему не жалко было отодвинуть празднование?
Иначе обидно будет: его лишили праздника, а дальше – пустота. Честно скажу, придумать что–то достойное, интересное и мобилизующее духовно юного именинника, непросто. Это всё индивидуально, зависит от многих факторов: например, воцерковлённости семьи, возможностей взрослых.
Что делать, если таких интересных идей не приходит? Если ребёнок видит, что родители этим живут, он поймёт и примет, даже если ничего особого не будет и просто предложат перенести отмечание.
Подумаешь, на неделю позже собраться. Если же ребёнок не живет этой тематикой, а его родители только знают, что есть Великий пост, Страстная седмица, во время которых не положено то и это, но христианство с его переживаниями не так уж близки, то не надо ничего переносить.
Иначе ребёнок может уловить фальшь, и это будет хуже, чем весёлое празднование на Страстной. Как бы грубо это не звучало, Пасха, посты, Рождество и другое из жизни верующих – не для них.
Объясню на примере. Я не приветствую пасхальным возгласом людей иной веры. Западных христиан поздравляю с Пасхой по их стилю, если же они меня поздравляют в наш день, я, конечно, отвечаю адекватно: «Воистину Воскресе!» А иноверцев, для которых Христос не рождался и не воскресал, не провоцирую пасхальным приветствием на лицемерие.
В противном случае человек будет отвечать «Воистину воскресе» исключительно из вежливости, не подразумевая ничего реального, а это, на мой взгляд, кощунство. Похожее кощунство, когда люди, далёкие от веры, будут соблюдать ограничения, налагаемые на нас во время Великого поста и Страстной седмицы.
Такая же ситуация, когда Пасху сводят к поводу сытно поесть, посидеть-погудеть за куличами. Может быть, постепенно от этого перейдут к чему-то более серьёзному, такое я допускаю, но, правда, время, когда можно было на такое надеяться, уже прошло.
Те, кто продолжает более 30 лет сидеть за куличами, уже состарились. Это их позиция, они так хотят жить и им так удобно. Если взрослые с такими взглядами начинают «грузить» ребёнка (нельзя отмечать/можно отмечать) – как ему не почувствовать, что это фальшь.
Или ещё хуже – дети решат, что христианство в этом и состоит: в какой-то момент ритуально отчего-то отказаться, в какой-то момент что-то ритуально почтить. И всё.
Возвращаясь к вопросу о праздновании во время Страстной седмицы, когда нет или не пришла идея, что дать взамен, скажу: ничего не вижу плохого в том, что взрослые развесят воздушные разноцветные шары, открытку подарят, цветы в вазу поставят. Тихая радость уместна всегда.
Вспомните: во время войны путешествовали бригады артистов, а солдаты, потерявшие только что друзей, может, их тела ещё не остыли, приходили на эти концерты, слушали песни, подпевали. Их за это осуждали? Нет, конечно.
В данном случае в день рождения, выпавший на Страстную, будет нормальным домашним узким кругом дать ребёнку почувствовать, что для родителей он значим, любим. Сказать ему: «Да, отметим потом, но и сейчас рады тебя поздравить».
Страстная не в том состоит, что нам надо сделать постные лица и сурово на всех смотреть, а в том, что Господь нам говорит: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Во всём надо знать определённую меру. Если родители эту меру чувствуют, то и сын или дочка поймут, что во всем надо быть умеренным.
Хорошо бы в такие значимые дни – День Ангела, дни рождения, причаститься. Нет ничего более важного, чем соединение со Христом. В такой день это было бы самым правильным. (Правда, говорю не о сегодняшней ситуации, когда в мире и стране эпидемия вируса).
Отдельно бы отметил, что важно понять, что мы не только приходим причаститься, а идём участвовать в литургии, мы приходим соединиться в таинстве собрания, Церкви, в Евхаристии, а причащение – это заключительный момент.
Если мы говорим о дне рождения подростка, то подростки все разные. Колючий ребёнок порой бывает сообразительным, он поймёт, если с ним по-взрослому поговорить. Он может всё прекрасно понять, даже лучше, чем покладистый сверстник.
Другое дело, если день рождения у ребенка эгоцентричного, самовлюбленного, капризного и привыкшего к тому, что ему во всем потакают.
Родители должны заранее думать, в календарь заглядывать, и понимать, что у них такой проблемный ребёнок. Если они сами по себе постятся, и ребёнок это воспринимает как само собой разумеющееся, то посоветуйтесь с ним: «Как ты думаешь, как будет правильно?»
А дальше смотреть, что он скажет. Если «правильности» совпадут – хорошо. Нет, то тогда возможны варианты. Я не законодатель мод, не раздаю советы, я всегда – за последовательность во всём.
Допустим, для родителей пост – время особого трезвения, покаяния, как говорил святой Иоанн Лествичник, «покаяние есть произвольное лишение себя всякого телесного утешения», и они не собираются менять свой уклад из-за дня рождения, выпавшего на Страстную.
Поскольку ребёнок живёт не сам по себе, а в родительском доме, соответственно, родительские порядки и на него распространяются.
У взрослых есть возможность творчески подойти к объяснению: «Нам не жалко праздновать день рождения на Страстной, а невозможно взять и переключиться».
Скорее всего, такой разговор даже больше нужен с тем ребёнком, который чересчур зациклен на себе. Так он может задуматься: «Да, не всё может быть по-моему».
Если подросток видит, что маме с папой это празднование будет против совести, но ради него, ради того, чтобы не портить с ним отношения, они начинают на себя натягивать маски и что-то изображать, лишь бы ему угодить, он это поймёт по-своему.
Правильно поймёт: ради угождения ему, любимому, взрослые и от Христа отречься могут. Значит, место Бога в их семье занято, им (ребенком) занято. Опасно поступать в угоду подростку, причём в дальнейшем это может повредить и ему самому.
Но и отказывать надо тоже очень аккуратно. Не исключено, что иной раз лучше уступить такому непониманию, при этом ничего не изображая из себя. Здесь всё индивидуально. Главное – не надо лицемерить. Лицемерие любой ребёнок понимает и сделает свои выводы о том, что ему позволено и кто он есть.
Пользы ребёнку в этом уроке не будет точно. Вред будет, и если резко отказать и не дать ничего взамен, и от угодливости – тоже. Нужна золотая середина. Воспитание – это творчество, где нет готовых рецептов.
Те люди, которые вокруг меня, спокойно относятся к этому вопросу: могут и в пост посидеть за семейным столом скромно, даже на Страстной седмице.
Собрала комментарии Александра Грипас
Фото из открытых источников