если день такой хороший для калоши настоящая беда стихотворение
Мокроступы
Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день — сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать.
Именно о таких галошах писал А.С. Пушкин своему брату Льву в 1824 году: «Да пришли мне калоши с Михаилом».
«Бедные калоши! Люди, которые им исключительно обязаны тем, что они находятся на приличной ноге в большом свете, прячут их со стыдом и неблагодарностью в уголках передней; а там они, бедные, лежат забрызганные, затоптанные, в обществе лакеев, без всякого уважения». В. А Сологуб.
«Зиму и лето барон ходит в больших калошах, чтобы сапоги были целее и чтобы не простудить своих ревматических ног на сквозном ветру, гуляющему по полу его суфлёрской будки». А.П. Чехов.
«- Вы господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, — перебил его наставительно Филипп Филиппович, — во-первых, вы простудитесь, а, во-вторых, вы нанесли мне на коврах, а все ковры у меня персидские» — сердито пенял профессор Преображенский председателю домкома Швондеру» М.А.Булгаков.
Знаменитый математик, академик Марков написал письмо Ленину, в котором жаловался на то, что: «лишён возможности участвовать в учёных собраниях, поскольку в Петрограде установилась холодная, дождливая погода, а мои единственные галоши украдены, а достать новые совершенно невозможно». Академик просил главу правительства посодействовать в приобретении новых галош.
А ведь на самом деле сложно представить себе, что Пушкин приходит на бал, снимает штиблеты и надевает тапочки.
Отдаю должное этому изобретению. Бывало-то как. Приходили барышни на бал, снимали резиновые боты и кружились в танце в чистых модельных башмачках. Равно как и все остальные.
Традиция сдавать калоши, боты в гардероб в наши дни сменилась тем, что в театр стали брать сменную обувь.
Вот, заходишь в гости, а тебе, шасть, тапочки приносят. По мне, это то же самое, что с себя исподнее сняли и мне предлагают. Отшучиваюсь, мол, у меня чулки без дырок.
Даже если и не предлагают тапочки. То, вообще картина маслом. Приходит, к примеру, герой-любовник в галстучке, снимает ботинки и разгуливает в носках. Прямо, стрептиз какой-то. Еще веселее, когда в застолье, в подпитии гости выходят из-за стола и дружно начинают танцевать. Танго в тапочках.
И тихо тоскую, когда вернется мода на калоши и женские резиновые боты с каблучками…
Если день такой хороший для калоши настоящая беда стихотворение
Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день — сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать.
5 комментариев
Похожие цитаты
Ленинград
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
… показать весь текст …
Возьми на радость из моих ладоней
Обращено к О. Арбениной
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.
Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.
Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина — дремучий лес Тайгета,
… показать весь текст …
Куда мне деться в этом январе.
И переулков лающих чулки,
И улиц перекошенных чуланы —
И прячутся поспешно в уголки
И выбегают из углов угланы…
И в яму, в бородавчатую темь
Скольжу к обледенелой водокачке
И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке —
… показать весь текст …
А можно дальше про калошу?
«Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день – сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!»
Осип Мандельштам, 1926 г.
А можно дальше про калошу?
Забрюзжала вдруг калоша
(Эх, беззубость на беду. ):
– Нап-певать, шшо тень калоший,
Всё анно г-гуять уйду!
Вот что дальше учудили!
Никого в прихожей нет.
Две калоши проглотили
Пару дедовых штиблет.
Дед в собес как раз собрался,
Приоделся, причесался,
Вот в штиблетах уж ступни.
А калоши? Тут они!
Вниз по лестнице ступают!
Ничего не замечает
– Вот тетеря из тетерь. –
Дед открыл в подъезде дверь.
Солнце светит (таки лето!)
Тротуар лежит нагретый,
Две калоши увидал,
Вмиг вальяжность потерял!
– Эй! Куда? Трр-трр! Калоши!
За проход готовьте гроши!
В ясный день на вас налог!
Прочь немедля с этих ног!
Но калоши, фыркнув: – Ша!
Асф. фафтовая туша, –
Путь продолжили с дедулей
Вдоль по улице Бернулли.
Дед, услышав, растерялся,
Оглянулся, испугался:
– Вот те здрасте, что за бес?
Пошагал скорей в собес.
На проспекте Лабрадора
Ждёт дедулю та контора,
А, быть может, и не ждёт,
И напрасно он идёт.
А калошам что? Гуляют!
Веселятся, наблюдают,
Строят рожи для ребят
И на солнышке блестят!
Вот и Лабрадора, восемь.
Дед вошёл. Сказали: – Просим
Вас тотчас калоши снять,
Чтобы здесь не натоптать!
– Где калоши? Кто сказал?
Я – штиблеты обувал!
Тут, склонившись, глянул вниз
И воскликнул: – Вот сюрприз!
– Ну-ка, слазьте! Обнаглели!
Вас на будущей неделе
– Специально день потрачу! –
Отвезу, как есть, на дачу!
Сколько влезет, там гуляйте!
Там же осень ожидайте.
Место знать своё должны!
Летом мне вы не нужны!
У калош один ответ:
Мигом слезли со штиблет.
И ни слова про гулянье,
Опасаясь наказанья.
И в пакете уместясь,
Успокоившись, сказали:
– Так, не так – у деда – власть!
Очень славно погуляли.
«Жили в парке два трамвая…» Осип Мандельштам для детей.
Есть тут и маленькая деталь: калоша одна. Без пары. Так что, возможно, и в дождь она уже никуда не пойдёт. Такая вот грусть в квадрате. Но восклицательный знак в финале меняет всё настроение, и появляется надежда: может, вторая калоша и не потерялась, а только в ремонте! Всего два четверостишия, а сколько в них жизни, возможных вариантов, эмоций. Мне кажется, здесь поэтическая задача — дать образ вещи — выполнена блестяще.
А вот ещё строчки из замечательной истории «Два трамвая»:
Улица-красавица, всем трамваям мать,
Выслала метельщиков рельсы подметать.
Какое чудесное слово – метельщики! Сейчас устаревшее, а раньше часто употреблялось. Оно такое правильное, именно для детского уха, для детского восприятия, с их природной способностью и любовью к словообразованию. А улица — «всем трамваям мать» — заботливая, и, правда, по-матерински. Это же очень лиричный, эмоциональный образ. Впрочем, в этом произведении все (трамваи, улицы, машины и дома) наделены очень живыми, реальными характерами и разным настроением:
А Трам швырк-шварк,
А Трам не хочет в парк,
Рассыпает фейерверк,
Громыхает громче всех.
Или:
Дом ответил очень зло:
— Много здесь таких прошло.
Первое правило Корнея Чуковского — стихи для детей должны быть (!) графичны. А книги Мандельштама для детей всегда были очень хорошо иллюстрированы. Например, сборник «Примус» (1925 г.) с иллюстрациями М. Добужинского:
Принесли дрова на кухню,
Как вязанка на пол бухнет…
Художник М. Добужинский
Какое значимое слово «бухнет». Именно бухнет, и никак иначе. Как всё образно, правдиво в строчках поэта. И на рисунке художника дрова не сложены у печки, а валяются чуть разбросанные.
А вот рисунок Б. Эндера для вышедшей в том же году книги «Два трамвая» (из фонда редких изданий Национальной библиотеки Украины для детей).
Художник Б. Эндер
Эта трогательная, забавная и грустная история рассказывает о том, как искали друг друга два трамвая Клик и Трам. Страх потеряться — один из основных детских страхов. При чтении дети очень переживают, встретятся ли братья. Иллюстрации Эндера, такие жёсткие, плакатные, передают динамизм и натиск городских улиц и усиливают чувство одиночества:
Ты скажи семиэтажный
Каменный глазастый дом
…
Не слыхал ли ты о Клике,
О трамвае молодом?
Дом ответил очень зло:
— Много здесь таких прошло.
Художник Б. Эндер
Долгие годы стихи Мандельштама для детей не переиздавались. 87 лет. И вот в 2012 г., наконец, одна за другой вышли две книжки: «Два трамвая» в издательстве ОГИ с иллюстрациями К. Зейтунян и «Сонные трамваи» (издательство «Вита Нова»), иллюстратор Вера Павлова. Мне очень понравились рисунки Веры Павловой, выполненные в духе советского авангарда, они великолепно дополняют стихи поэта. Мне они показались более удачными, чем у К. Зейтунян. Хотя там тоже есть мотив плакатной живописи, и они хорошо стилизованы.
Вера Павлова. Иллюстрации к книги «Сонные трамваи»
К. Зейтунян. Иллюстрации к книге «Два трамвая».
Но больше всего искренних эмоций вызывают замечательные фото-иллюстрации-декорации Анны Десницкой к книге «Два трамвая», изданной «Самокатом». Это была её дипломная работа.
Она вырезала декорации из картона, бумаги, фольги, текстиля, раскрашивала, склеивала, продумывала каждую деталь, а потом фотографировала.
Художник А. Десницкая. Иллюстрации к книге «Два трамвая».
Что отличает эти иллюстрации от других кроме техники исполнения? Мне бросилась в глаза особенная уютность картинок: голуби, фонарики, скамеечки, милые старые домики, осенние листья. Удивительное совмещение эскизности некоторых элементов (дома и люди нарисованы чёрной ручкой на белой бумаге и специально небрежно вырезаны) с проработкой до мелочей и созданием полноцветной, яркой фото-картинки. Здесь метельщики, красногвардейцы и просто прохожие, птички, собачки, лошади, фонари, дома, велосипеды, повозки, грузовик и легковые автомобили и самая настоящая карта трамвайных маршрутов 30-ых годов, показывающая весь путь бедняги трамвая. Всё здесь живое, динамичное, настоящее. Дети в матросках, барышни в шляпках по моде 20-ых годов, вагоновожатая в косынке. Эти иллюстрации даже взрослые могут разглядывать часами: среди героев можно найти, например, Остапа Бендера. Вот такая находка молодой, но очень талантливой художницы.
На основе иллюстраций Анны Десницкой в 2016 году был создан мультфильм по мотивам стихотворения Мандельштама. В нём очень много звуков: и звон трамваев, и шорох метлы по мостовой, шаги, шум машин, звуки трубы, музыка, но нет самого поэтического текста, как это обычно бывает. Вообще в мультике не сказано ни одного слова. Картинки, созданные воображением после прочтения строк, начали жить самостоятельной жизнью.
«Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно непригодны для этих детей», — писал К. Чуковский. И вот почти сто лет спустя «Два трамвая» так вдохновляют уже современных иллюстраторов. Впрочем, я очень увлеклась, рассказывая о замечательной работе Анны Десницкой. Тема всё-таки про стихи Осипа Эмильевича.
О чём я хочу сказать в заключении. Хорошие детские стихи, как известно, должны быть интересны и детям, и взрослым, но они ещё должны переживать своё время и находить своего читателя уже среди других поколений. Я не читала «Два трамвая» в детстве, но мне понравилась моя «взрослая» встреча с детскими книгами этого поэта для «взрослых».
Калоша
Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день — сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.