если ошибся в намазе что делать по ханафитскому мазхабу
Как быть, если ошибся во время намаза?
Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.
Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.
Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).
Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.
Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.
От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ
«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)
То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.
А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.
Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.
Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.
Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.
Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.
Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.
Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.
Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.
Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.
Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка, то в конце намаза перед «Салямом» желательно (сунна) дважды совершить земной поклон – «садждату-ссахви», и только после этого произносят «Салям» и завершают намаз. Даже если вы закончили совершение намаза и только после «Саляма» вспомнили, что допустили ошибку (но не совершили действие, нарушающее намаз, и после «Саляма» не прошло время больше, чем необходимо для совершения двух ракаатов), то и тогда можете совершить «садждату-ссахви» и после этого еще раз произносите «Салям».
«Садждату-ссахви» совершают, если пропущен хотя бы одно из важнейших рекомендуемых действий намаза. Например, если в утреннем намазе забыли прочитать молитву «Кунут» или в 3-х или 4-х ракаатном намазе забыли прочитать в первый раз «Ташаhhуд» после второго ракаата и случайно встали (в данном случае, если вы не являетесь следующим за имамом (маъмумом), то нельзя возвращаться к чтению «Ташаhhуда», а необходимо продолжить третий ракаат, ибо нельзя прерывать рукн ради выполнения сунны).
Если вы завершили намаз и после этого вспомнили, что пропустили один рукн или ракаат, то вы встаете и совершаете дополнительный ракаат (если не прошло много времени) и перед «Салямом» совершаете «садждату-ссахви». А если прошло много времени, то вы заново совершаете весь намаз.
Если при совершении намаза у вас возникли сомнения в количестве совершенных ракаатов, то останавливаетесь на меньшем числе ракаатов (считаете, что совершили меньшее число ракаатов) и, исходя из этого решения, совершаете оставшееся число ракаатов (например, если сомневаетесь 3 или 4 ракаата вы совершили, то считаете, что совершили 3 ракаата, и совершаете еще один ракаат) и в конце намаза, перед «Салямом», совершаете «садждату-ссахви». Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат в намазе, то в этом случае намаз нарушается.
Для «садждату-ссахви» обязательно должны сделать намерение сердцем имам (то есть руководящий коллективной молитвой) и совершающий намаз индивидуально. А тому, кто следует за имамом, необязательно делать это, точнее, он намеревается сердцем непосредственно при вступлении в «садждату-ссахви».
Если в конце намаза намереваетесь совершить «садждату-ссахви», то для чтения «Ташаhhуда» желательно сидеть в позе «ифтираш» (а не «таваррук»).
Совершение «садждату-ссахви» является рекомендуемым (сунна), а не обязательным (фарз) действием, поэтому, если возникнет сомнение – совершать или не совершать «садждату-ссахви», – то его не совершают.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Простая ошибка в джамаат-намазе, которая может нарушить его
Коллективный намаз – это милость Всевышнего Аллаха поклоняющимся, ибо за намаз в джамаате верующий получает намного больше вознаграждения.
В книгах фикха (богословского права) джамаат-намазу отводится отдельный раздел, где детально описаны правила совершения, дополнительные условия, порядок совершения и другие отличия совершения коллективного намаза от индивидуального.
Если человек вовремя приходит в мечеть и вступает в намаз вместе с имамом, особых отличий и дополнительных вопросов там не будет. Вот когда человек опаздывает и вступает в намаз позже имама, появляются разные вопросы и проблемы, непонятные для человека, не имеющего достаточных знаний.
Поэтому лучше всего вовремя приходить в мечеть и начинать намаз вместе с имамом, тем более, если человек произносит вступительный такбир сразу после имама – за это ему запишется отдельная награда.
Как выше было сказано, практически во всех книгах фикха под джамаат-намаз выделяется отдельный раздел, который в больших трудах учёных может составить целый том и даже больше. Поэтому все тонкости совершения джамаат-намаза не помнят даже люди, получившие религиозное образование, не говоря уже о простых прихожанах.
По этой причине у нас нередко случаются ошибки во время совершения коллективного намаза, а иногда эти ошибки делают и весь намаз недействительным. Об одной из таких ошибок я хотел поговорить в этой статье.
Прежде всего надо разобраться с двумя терминами, касающимися коллективного намаза, ибо решение по каждому из них различается. Этими терминами являются МАЪМУМ и МАСБУК. Если масбук совершит какое-то действие в коллективном намазе, его намаз станет недействительным, однако точно такое же действие со стороны маъмума намаз не нарушает.
Итак, МАЪМУМ – это человек, совершающий намаз, следуя за имамом, начиная с такбиратуль ихрама (вступительного такбира), либо опоздавший к началу намаза, но успевший постоять вместе имамом (во время стояния для чтения суры аль-Фатиха в любом ракаате) столько времени, за которое можно прочитать суру Аль-Фатиха.
МАСБУКОМ же считается человек, присоединившийся к коллективному позже и не успевший (во время стояния для чтения суры Аль-Фатиха) в этом ракаате постоять вместе с имамом столько времени, за которое можно прочитать суру Аль-Фатиха.
Одним из таких случаев, когда масбук совершает ошибку, которая делает недействительным первый ракаат его намаза и, следовательно, весь намаз, если он после салама имама не восполнит этот ракаат, является следующий: опоздавший человек присоединяется к джамаат-намазу, когда имам стоит для чтения суры Аль-Фатиха.
Он вступает в намаз и начинает чтение суры Аль-Фатиха, но не успевает его завершить до того, как имам ушёл на рукуʻ (поясной поклон), следовательно, этот опоздавший становится масбуком, ибо не успел постоять вместе с имамом столько времени, за которое можно прочитать суру Аль-Фатиха.
Если этот масбук не идёт вслед за имамом, а продолжает читать суру Аль-Фатиха, пока имам не встал с рукуʻа, этот ракаат не считается для него достаточным, ибо масбук должен пребывать в поясном поклоне вместе с имамом хотя бы такой отрезок времени, в течение которого можно произнести «субханаЛлах». В противном случае ему этот ракаат не засчитывается.
Имам Ан-Навави об этом пишет следующее:
«Что касается масбука, когда имам ушёл в рукуʻ, а он в это время продолжает читать суру Аль-Фатиха, то, согласно более аргументированному решению, если он не отвлекался на чтение дуа аль-ифтитах (ваджжахту) и таʻаввуза (или одного из них), ему следует прекратить чтение суры Аль-Фатиха и идти за имамом на поясной поклон.
Если масбук сделает так, то есть последует далее за имамом (как выше описано), считается, что он полноценно совершил этот ракаат. А в случае, если он отвлекался на чтение дуа Аль-Ифтитах и таʻаввуза (или одного из них), он должен читать столько же из суры Аль-Фатиха.
Стоить отметить, что масбуку в вышеописанной ситуации желательно не отвлекаться на сунны (дуа аль-ифтитах (ваджжахту) и таʻаввуза) после вступления в намаз, а сразу приступить к чтению суры Аль-Фатиха. Исключение составляет случай, когда он знает, что успеет прочитать и то, и другое (сунны и суру Аль-Фатиха)». («Минхадж ат-талибин»)
Далее Хатиб Аш-Ширбини, комментируя слова Имама Ан-Навави «Если масбук сделает так, то есть последует далее за имамом (как выше описано), считается, что он полноценно совершил этот ракаат.», добавляет:
«Его ракат считается совершённым, подобно тому, как если бы он успел присоединиться к джамаат-намазу, пока имам не поднялся из поясного поклона. Что же касается суры Аль-Фатиха (которую масбук не прочитал или не успел завершить), то с него спадает обязанность читать её, следовательно, ему следует идти на рукуʻ вслед за имамом, и этого ему достаточно (ракаат считается полноценным).
А если он (масбук) отстанет для того, чтобы завершить чтение суры Аль-Фатиха, пока имам не поднимется из поясного поклона, и догонит имама только в иʻтидале (стояние после рукуʻа), то этот ракаат ему не засчитается». («Мугни аль-мухтадж»)
Далее Хатиб Аш-Ширбини пишет:
«Если имам ушёл на поясной поклон до того, как масбук начал чтение суры Аль-Фатиха, то относительно этого случая решение будет таким же, как и в случае, если бы он ушёл на поясной поклон, когда масбук уже читает суру Аль-Фатиха». («Мугни аль-мухтадж»)
Как видите, обычная на первый взгляд ошибка может нарушить весь намаз, который мог бы принести нам огромную награду. Поэтому постарайтесь, дорогие братья, побольше изучать нашу религию, дабы не совершать подобные ошибки.
Ещё постарайтесь не опаздывать на джамаат-намаз, ибо в этом случае мы также упускаем большую награду, которая обещана за вступление намаз сразу после произнесения имамом вступительного такбира (такбират аль-ихрам).
Нурмухаммад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Если ошибся в намазе что делать по ханафитскому мазхабу
Саджда-сахв является ваджибом
Вопрос от Васима: Ас-саляму аллейкум. Во время витр намаза (по ханафитскому мазхабу) в конце ду’а Кунут я забыл произнести такбир. Исправляется ли это поклоном исправления или необходимо переделать намаз? И проясните, пожалуйста, вообще после какого рода ошибок в намазе следует делать поклон исправления?
Ответ: Саджда-сахв совершается в конце намаза (после чтения аттахиййата в последнем сидении) для исправления допущенных в намазе ошибок. Такими ошибками являются откладывание выполнения одного из обязательных элементов намаза, невыполнение одного из ваджибов или его откладывание, а также преждевременное совершение какого-либо из элементов намаза.
В соответствии с мнением Ханафитского мазхаба, саджда-сахв является ваджибом и совершается в следующих случаях:
1. Если после суры аль-Фатиха человек совершит рукуг, не прочтя дополнительную суру. Если человек вспомнит об этом во время рукуг, то он должен выпрямиться, прочесть дополнительную суру, а затем заново совершить рукуг. В конце намаза необходимо совершить саджда-сахв.
2. Если человек по забывчивости дважды прочел суру аль-Фатиха.
3. Если во время совершения витр-намаза человек забыл произнести один из такбиров или забыл прочесть дуа-кунут.
4. Невыполнение первого сидения в четырех ракаатном намазе. Если после второго ракаата человек сразу встанет на третий ракаат. В этом случае следует посмотреть: если человек уже полностью встал или близок к тому чтобы встать, то ему уже не следует садиться, а в конце намаза необходимо сделать саджда-сахв. Если же человек еще не встал полностью, то в этом случае следует сесть, тогда саджда-сахв в конце намаза не совершается.
5. Если человек в первом сидении после чтения аттахиййата не встал сразу на третий ракаат, а остался сидеть, продолжая читать салават и дуа. В этом случае также совершается саджда-сахв, так как имеет место задержка выполнения ваджиба.
6. Если в 4-хракаатном намазе после четвертого ракаата человек встанет на пятый ракаат, но вспомнит об этом до совершения саджда, то он должен будет сразу же сесть обратно и после прочтения ташаххуда сделать саджда-сахв. Если же человек в пятом ракаате совершит саджда, то его намаз становится нафиль-намазом, и он должен будет дополнить его шестым ракатом. А фард-намаз необходимо будет совершить заново.
7. Если после прочтения суры аль-Фатиха человек какое-то время будет раздумывать над тем, какую дополнительную суру ему прочесть, то в этом случае в конце намаза он должен будет совершить саджда-сахв. Так как в этой ситуации имеет место запаздывание с выполнением ваджиба. В этом случае за основу берется промежуток времени, необходимый для прочтения одного аята, или совершения рукуг, или саджда.
8. Если в намазе было допущено несколько ошибок, то будет достаточно совершить саджда-сахв один раз.
9. Также необходимо совершить саджда-сахв, если в намазе один и тот же рукн был повторен несколько раз подряд. Например, если в одном ракаате было совершено два рукуг или три саджда.
Действия, нарушающие и не нарушающие намаз, по мазхабу имама Абу Ханифы
1. Несоблюдение хотя бы одного из условий правильности намаза. Например, несовершение омовения или неукрытие аврата.
2. Несовершение одного из составляющих частей намаза. Например, поясного или земного поклона.
3. Произнесение в намазе слов, не имеющих отношения к намазу. Даже если слово будет состоять из одной или двух букв, но будет иметь смысл. И не имеет значения, как оно было сказано: специально, по забывчивости, по ошибке, в ответ, по незнанию или вынужденно.
4. Чтение того, что не знаешь наизусть, когда читаешь, смотря в Коран.
5. Если в намазе произнёс салам с намерением приветствия или ответил на приветствие словами или рукопожатием.
6. Если в намазе попросил у Всевышнего то, что можно попросить у человека (одежду, еду, деньги).
7. Отворачивание груди от Киблы.
8. Совершение лишних движений в намазе так, что при виде человека можно было бы сказать, что он не совершает намаз. Это совершение трёх действий подряд в одном ракаате. Например, три шага, вытирание лица три раза или чесание одного места три раза.
9. Если нарушил омовение специально. Но если ненамеренно нарушил омовение в намазе, то молящийся может возобновить омовение и продолжить намаз.
10. Промедление на время совершения одного из составляющих намаза после ненамеренного нарушения омовения, бодрствуя.
11. Намеренное нарушение омовения в последнем сидении после чтения «Аттахийята».
12. Если нарушил полное омовение – без разницы, это нарушение от взгляда или от мыслей о женщине или это поллюция.
13. Если подумал, что нарушил омовение, но, выйдя из мечети, понял, что ошибся, то намаз недействителен. Если же намаз совершается вне мечети, то намаз нарушается после того, как человек пройдёт ряды джамаата. А если осознал ошибку до выхода из мечети или вне мечети до того, как выйдет из рядов джамаата, то намаз не нарушается.
14. Приём пищи или воды, находившихся за пределами рта, осознанно или по забывчивости, даже если количество пищи или воды будет малым. Но если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины, то намаз не нарушается. А если было больше горошины, то намаз недействителен.
15. Ненамеренное открывание одной четвёртой части органа аврата на время совершения одного из составляющих намаза. Но если аврат открыт намеренно, то намаз нарушается сразу.
16. Откашливание или отхаркивание без причины. Но если это сделано для лучшего чтения или освобождения горла, то намаз не нарушается.
17. Оханье, аханье и плач в голос от боли, страдания, печали и горя. Но если молящийся плачет от упоминания Рая или ада, а также если больной не может сдержаться от сильной боли, то намаз не нарушается.
18. Если совершающий намаз ответит чихающему: «Ярхамукаллах».
19. Если совершающий намаз на хорошее известие ответит: «Альхамдулиллях».
20. Если совершающий намаз на известие, приводящее в изумление, ответит: «Субханаллах» или «Ля иляха илляллах».
21. Если совершающий намаз на известие о горе скажет: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун».
22. Если имам или совершающий намаз один совершат ошибку и примут подсказку человека, не совершающего с ними вместе намаз.
23. Если во время намаза исправить ошибку кого-либо, кроме своего имама.
24. Если совершающий намаз за имамом совершил одно из обязательных действий намаза до имама, например совершил поясной поклон до имама и встал до того, как имам опустил голову для поясного поклона, и затем не повторил его вместе с имамом или после него.
25. Если одно из составляющих намаза провёл во сне, а затем не восполнил его.
26. Читать в намазе аяты, подходящие по смыслу на заданный вопрос не совершающего вместе с ним намаз – с намерением ответить на этот вопрос.
27. Если во время чтения Корана молящийся совершит ошибку, изменяющую смысл Корана.
28. Тихий смех нарушает намаз, но если смех будет громким и его услышат стоящие с ним рядом, то нарушается и омовение.
29. Удлинение первых букв «А» в такбире «Аллаху Акбар».
30. Истечение срока ношения масху (кожаные чулки).
31. Если снял с ноги масху или они упали случайно.
32. Если совершающий намаз с таяммумом (сухое омовение) увидит воду и будет иметь возможность её использовать.
33. Если совершающий намаз голым увидит вещь, которой может укрыть аврат.
34. Если упадёт во время намаза повязка с зажившей раны.
35. Если во время намаза вспомнит о пропущенном намазе, то намаз нарушается в том случае, если общее количество всех его пропущенных намазов не превышает пяти.
36. Если совершающий намаз полупоклонами из-за болезни исцелится в намазе и сможет поклоны совершать полноценно.
37. Потеря сознания или приступ сумасшествия во время намаза.
38. Восход солнца во время утреннего намаза, достижение солнцем зенита во время обоих праздничных намазов и наступление времени послеобеденного намаза во время пятничного намаза.
39. Стояние в одном ряду рядом мужчины и женщины без преграды между ними в коллективном намазе за одним имамом.
40. Если на тело, одежду или на место совершения намаза попадёт наджас и останется там на время совершения одного из составляющих намаза.
41. Если имам по причине нарушения его омовения оставит вместо себя человека, который не может быть имамом по какой-либо причине.
42. Если произнесёт салам находящийся дома после двух ракаатов в трёх- или четырёхракаатном намазе, думая, что он путешественник, или думая, что это пятничный намаз, или перепутав таравих-намаз с ночным намазом.
Действия, не нарушающие намаз
1. Если по забывчивости человек произнёс салам для выхода из намаза.
2. Если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины.
3. Посмотрев на текст, понял его смысл, но не прочитал его вслух.
4. Если кто-нибудь пройдёт перед совершающим намаз. Прошедшему перед ним за это будет грех.
5. Если с вожделением посмотрел на аврат женщины, например на аврат жены, которой дал один развод, даже если с этим взглядом нарушается развод и возобновляется никях.