если ребенок не ест смесь с бутылочки что делать
Ребенок отказывается от бутылочки со смесью
Ребенок не хочет брать бутылочку со смесью: причины и решения
До 6-8 месяцев альтернативы искусственному питанию не существует. Поэтому отказ младенца от бутылочки ставит родителей в очень сложную ситуацию, выход из которой нужно найти в кратчайшие сроки.
Новорожденный может не принимать искусственную еду по нескольким причинам: он неудобно лежит, его не устраивает сам продукт, младенцу не нравится соска для кормления или он просто не хочет есть. Если увеличение интервалов между кормлениями и изменение положения тела ребенка не помогают, значит, причины кроются в следующем:
Распространенной причиной отказа от бутылочки с едой детские врачи называют сложный переход от привычного соска материнской груди к соске. Если она имеет прямую стандартную форму и широкое отверстие, младенец может захлебываться. Это всегда вызывает плач и неприятие нового продукта. Чтобы выйти из этой ситуации, нужно поменять соску, а если проблема существует и дальше, тогда нужно менять смесь. Подбирать детское питание следует после консультации с педиатром.
Способы | Рекомендации | Показания | Продукция |
---|---|---|---|
Замена смеси | Адаптированная, гипоаллергенная, без пальмового масла. | Состав максимально приближен к грудному молоку. Адаптированные продукты нормализуют пищеварение. | Nutrilak Premium, Similac Premium, Humana AR |
Подбор бутылочки | С ортодонтической соской со средним размером отверстия (М). | Ортодонтическая соска по форме напоминает малышу сосок матери. С нее удобно и легко высасывать жидкость. | Nuk Classic, Bibi Little Stars |
Замена бутылочки на поильник | С двумя ручками, закрытой герметичной крышечкой с жестким носиком. | Для детей с полугода. При переходе от бутылочки к детским чашкам. | Canpol тренировочный с рисунком, Born Free |
Покупка подогревателя | Электрический, с электронным дисплеем и автоматикой. | Можно нагреть питание до комфортной для малыша температуры. Прибор запоминает любимые режимы. | Chicco, Dr. Brown’s |
Важно!
С помощью современных подогревателей бутылочек родители доводят питание до оптимальной температуры (36-37°C). После подогрева до таких показателей дети соглашаются пить молочные смеси.
Какую смесь лучше предложить новорожденному
Родители, дети которых отказывались от обычного искусственного питания, переходили на гипоаллергенные составы от Hipp, Similac, Humana и Nutrilon Premium. Эти продукты имеют вкус, максимально приближенный к материнскому молоку, поэтому младенец с удовольствием съедал всю порцию.
Если малыш отказывался от пищи через колики, то пребиотики, входящие в состав этих детских смесей, способствовали устранению кишечных спазмов. Помимо этого, гипоаллергенные продукты нормализуют кишечную микрофлору и улучшают аппетит.
Мнение эксперта
«При проблемах, возникающих при отказе от кормления, поиски решения нужно начинать со смены соски или молочной смеси. Если вызывает сомнение сама еда, посоветуйтесь с педиатром и купите другой продукт. Если после смены двух видов питания ребенок продолжает капризничать, подберите бутылочку с соской ортодонтической формы или поильник с твердым носиком».
Специалист интернет-магазина «Дочки-сыночки»
Антонова Екатерина
Выводы
Ребенок прекращает есть тогда, когда ему совсем не нравится предложенная молочная смесь или не подходит форма и размер соски. Педиатры рекомендуют поменять тип питания или бутылочку. Также следует обратить внимание на температуру приготовленной смеси. Для подогрева можно приобрести высокоточный подогреватель.
Как приучить ребенка к бутылочке
Даже если ваш малыш находится на грудном вскармливании и необходимости кормить или докармливать его смесью нет, знакомить ребенка с бутылочкой все равно придется. Она понадобится, когда младенцу нужно будет дать воды, травяного чая от колик или лекарства. Будьте готовы к тому, что знакомство с новой вещью может пройти не очень гладко.
Есть несколько причин, почему ребенок не берет бутылочку.
Малыш не хочет есть или пить
Многим взволнованным родителям просто не приходит в голову, что в данный момент ребенок просто не голоден и не испытывает жажды. Не забывайте также, что потребности маленького человека меняются — в 2 месяца бутылочка малышу совсем не интересна, а в полгода, после активных игр, он будет пить из неё с большим удовольствием.
Жидкость некомфортной температуры
Ребенок очень чувствителен к горячему или холодному питью. Он привык к маминому молоку. А значит воду, чай или лекарство стоит подогреть до комфортных 36–37 градусов.
Что не устраивает младенца в той или иной соске — форма, скорость поступления жидкости, плотность материала — угадать почти невозможно. Все что остается — экспериментировать. Предлагайте разные виды (благо сейчас их в продаже огромное множество — силиконовые, латексные, стандартные круглые, плоские и ортодонтические), что-нибудь обязательно придется малышу «по вкусу». Часто ребенку отказывается от бутылочки, потому что соска прохладная. Перед кормлением её можно опустить в теплую воду. А вот если у малыша режутся зубки, лучше напротив охладить соску — она успокоит зуб в деснах.
Ребенку не по вкусу смесь или питье
Со смесью можно поэкспериментировать и предложить малышу что-то новое. Попробуйте Valio Baby® — они максимально приближены к составу грудного молока и в отличие от многих других смесей изготавливаются не из сухого, а из свежего коровьего молока. Оно в свою очередь проходит тщательную проверку и превосходит стандарты Европейского Союза и требования к молоку высшего сорта в России.
Как приучить малыша к кормлению из бутылочки
Знакомьте с бутылочкой постепенно
Сперва просто дайте малышу осмотреть, потрогать бутылочку. Пусть она чаще будет где-то поблизости и станет для него привычным предметом. Сначала кормите/поите из неё один раз в день, затем предлагайте чаще.
Имитируйте кормление грудью
Часто ребенок отказывается от бутылочки из-за неудобной позы. Держите ребенка так, как если бы вы давали ему грудь. Соску расположите на уровне вашего соска. Будьте спокойны и расслаблены.
Выбирайте правильное время
Давай бутылочку сытому ребенку — бессмысленное занятие. Однако, если малыша очень голоден, нововведение также не придется ему по душе. Он будет капризничать и требовать мамину грудь, а не резиновую соску.
Иногда малышу легче принять бутылочку из рук бабушки, няни или папы. Когда в поле зрения нет маминой груди, а значит просить её бессмысленно.
Будьте очень терпеливы и ненавязчивы
Поводите по губам малыша соской — вполне вероятно, что он сам возьмет её, следую инстинкту. Если этого не случилось, аккуратно вложите соску в рот ребенка. Убедитесь, что он хорошо её захватил. В дальнейшем, даже когда малыш привык к бутылочке, не оставляйте его без присмотра — младенец может подавиться.
Энциклопедия мам
Новорожденного кроху прикладывают к груди от 6 до 12 раз за 24 часа. В период активного роста ребенок с каждым днем ест больше. Но иногда случается, что грудничок вдруг теряет аппетит. Это сигнализирует, о какой-то проблеме, на которую маме нужно среагировать как можно быстрее. Ребенок плохо ест, что делать и почему это происходит?
Причины плохого аппетита у новорожденного
Причин, почему грудничок плохо ест, может быть несколько:
Задача мамы выявить причину и устранить ее. В сложных случаях нужно проконсультироваться с врачом.
Проблемы с грудью
Слабый сосательный рефлекс у ребенка возникает после сложных естественных родов, стремительных с наложением щипцов, кесарева сечения. Или если малыш родился раньше срока, наблюдается неврологическая симптоматика. Чтобы помочь ребенку, научите его «находить сосок». Для этого возьмите грудь большим и указательным пальцами. Слегка дотроньтесь соском до уголка рта крохи. Если он не реагирует, то аккуратно вложите сосок в ротик сами. Постепенно ребенок научится сам находить грудь и начнет активно сосать.
Неправильное прикладывание к груди
Частая проблема особенно у молодых мамочек. Для начала подберите комфортную для кормления позу. Форма груди и сосков индивидуальна, так что важно подобрать ту, что подходит обоим. Чаще всего это:
Важно! Грудь не должна давить ребенку на носик. Если ему трудно дышать, он не сможет нормально сосать. Позиции для кормления нужно менять периодически. Так опорожняются все доли молочных желез, и не возникает застоев.
Втянутый сосок
Практически плоские, втянутые соски не позволяют ребенку нормально сосать и наедаться. Проблему можно решить с помощью накладок для кормления. Или можно сцеживать молоко и докармливать малыша.
Учтите, что полная готовность материнской груди к вскармливанию формируется в первые месяцы жизни малыша. Самый сложный момент – первые минуты сосания. Постепенно молочные протоки становятся шире, и молоко легко вытекает из груди.
Если в роддоме ребенок привык кушать из бутылочки, то ему сложно начать сосать грудь. Не стоит отчаиваться, проявите терпение и настойчивость, ведь грудное молоко для малыша самое полезное. Чаще прикладывайте ребенка к груди и он быстро адаптируется.
Проблемы с молоком
Если малыш не наедается, потому что молока мало, то необходимо наладить лактацию. Мама должна пить больше теплой жидкости, лактогонных смесей. Рекомендуется спать с малышом, обеспечить телесный контакт «кожа к коже».
Если все-таки молока не хватает, то можно ввести докорм молочной смесью. Для докорма лучше выбирать качественную молочную смесь на основе козьего молока, которая будет максимально приближена к грудному молоку. В этом случае отлично подойдет смесь для новорожденных на козьем молоке Kabrita.
Но перед докормом дайте малышу одну грудь, затем другую. И если видите, что он не наелся, то докормите смесью.
Когда молока много, то сильная струя бьет в рот ребенка, он захлебывается и не хочет есть. Чтобы ослабить интенсивность струи, нужно немного сцедить молоко перед началом кормления. Если мама проела острое, соленое или кислое, употребила алкоголь, то молоко приобретает характерный привкус, неприятный малышу. Если привычный вкус молока изменился, то нужно внимательно следить за своим рационом.
Болит живот
Младенец охотно берет грудь и присасывается. Но через две-три минуты отрывается от груди и кричит, выгибается дугой. Этот симптом сигнализирует о детских коликах. Справиться с приступом поможет настой укропной воды, прикладывание теплой пеленки к животику, газоотводные трубочки (например, трубочки марки Windi с безопасным ограничителем ввода) или лекарственные средства, но только по назначению врача!
Проблемы с зубами
Если режутся зубки, то грудничок плохо ест, испытывая при сосании боль в деснах. Чтобы уменьшить ее, перед началом кормления нужно смазать десны детским гелем для прорезывания (например, Dentinale natura).
Инфекция в ротовой полости
При молочнице или стоматите во рту появляются небольшие белесые пятна. Со временем они увеличиваются в диаметре. Слизистая при этом раздражена, имеет ярко-красный цвет. Ребенок плохо ест, потому что испытывает боль. Чтобы уменьшить проявления стоматита нужно после кормления обрабатывать ротик малыша и мамину грудь раствором соды.
Как приготовить: на 200 мл воды кипяченной комнатной температуры взять 1 ч.л. пищевой соды. Размешать до полного растворения. Далее обмакнуть в раствор марлевый тампон и протереть внутри ротик малыша. Также обработать и соски груди. Если поднялась температура, то нужно обратиться к детскому врачу не откладывая.
Заболел
Малыш явно голоден, но быстро бросает грудь, с криком. Проверьте, как дышит носик крохи. Свободно или с затруднением, сильно сопит. Если носик заложен, то ребенку сложно сосать грудь. Чтобы прочистить нос, используйте специальный аспиратор (отличным вариантом станет аспиратор NoseFrida), он продается в любой аптеке.
Болят ушки
Если у малыша ушная боль, то при сосании и проглатывании она становится интенсивнее. Чтобы проверить, болят ли ушки или это что-то другое нужно во время кормления слегка нажать на козелок.
При проблемах с ушами кроха будет выгибаться и сильно кричать. В этом случае лучше сцедить молоко и кормить ребенка с ложечки, по чуть-чуть. Для лечения ушек обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением!
Ребенок в плохом настроении
Например, мама не подошла к нему после пробуждения, и он расплакался сильно. Поэтому может бросать грудь и громко, надрывно плакать. Не стоит паниковать. Нужно успокоить ребенка пустышкой и легким покачиванием. Как только он перестал плакать, можно дать грудь. Если отказывается, то дать соску и на пять минут уложить в кроватку. Обычно после этого малыш полностью успокаивается и охотно ест.
Малоежка
Иногда младенец плохо ест, потому что от рождения не любит много есть. Ему хватает немного молока и вес он тоже набирает медленно. Если отклонения в развитии отсутствуют, он спокоен и подвижен, то это физиологическая особенность вашего малыша. Беспокоиться в этом случае не нужно.
Что делать, если новорожденный плохо ест смесь
Ребенок – искусственник тоже может плохо есть смесь. Кроме вышеприведенных причин, по которым малыш отказывается от еды, возможны следующие:
Смесь подобрана не верно
Что делать маме, если смесь не подошла читайте в этой статье.
Не подходит бутылочка или соска
Некоторым малышам нравятся силиконовые соски анатомической формы. Другим легче сосать через традиционные резиновые. Обратите внимание и на диаметр дырочки в соске, через которую льется смесь. Если она большая, то смесь сильно льется, малыш захлебывается.
Быстро наедается
Малыш может быстро сосать, а затем отталкивать бутылочку. При этом он не кричит и не плачет. Значит, он уже наелся. Старайтесь кормить по режиму, указанному в инструкции к смеси. Качественные молочные смеси более калорийны и питательны, чем грудное молоко, жирность которого зависит от многих факторов. Поэтому смеси дольше перевариваются, ребенок может, есть реже, чем на ГВ.
Болеет
В период болезни грудничок плохо ест смесь. Не стоит насильно его кормить. Организму малыша нужно время на полное восстановление.
По норме новорожденный должен есть не менее 90 мл молочной смеси каждые 3-4 часа, далее с возрастом количество смеси увеличивается. Если, несмотря на все меры, грудничок плохо ест, отказывается от смеси, не набирает вес, то нужно обратиться к педиатру для решения проблемы.
Когда обращаться к врачу, если ребенок не ест
Отказ малыша от еды может быть спровоцирован не только плохим настроением или горьким молоком, но и патологическими причинами. Когда нужно быть тревогу и обращаться к детскому врачу:
Часто при подобных состояниях, кроме отказа от еды, присутствуют следующие признаки: ребенок плачет, если дотронуться до козелка или животика, стул имеет резкий запах и зеленый цвет, ребенок срыгивает, есть высокая температура.
При этих симптомах нужно вызвать педиатра и лечиться.
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва