если сигареты без акцизной марки что это значит
Антитабачный закон: как продавать сигареты и не потерять деньги
Нет времени читать? Оставьте почту — пришлём ссылку на статью.
Только за первый квартал 2019 года Роспотребнадзор вывез из магазинов 26 тысяч пачек сигарет. Всё из-за нарушений антитабачного закона. За продажу сигарет в баре или рядом со школой можно получить штраф, а если торговать табаком без акцизных марок или маркировки, ещё и лишиться товара. Мы выяснили, как продавать табак, чтобы не остаться в убытке.
Где нельзя продавать сигареты
Список мест, где нельзя продавать сигареты — в п. 7 ст. 19 антитабачного закона
В определённых местах:
Про помещение для продажи табака — в п. 1-3 ст. 19 антитабачного закона
Вне магазинов и павильонов. Чтобы продавать сигареты, нужно отдельное помещение. В нём должен быть торговый зал, склады и подсобки. Это может быть свой магазин, павильон, отдел в торговом центре или большом магазине. Нарушать это правило можно, только если в посёлке или на хуторе нет ни одного магазина или павильона.
В павильоне можно продавать сигареты, в киоске — нет. Киоск отличается от павильона тем, что покупатель не может зайти внутрь. Киоскёр продаёт товары через окошко.
Если вы ведёте бизнес в городе, значит, в киосках, кафе, ресторанах, барах, закусочных и на ярмарках продавать сигареты нельзя.
В Костомукше суд запретил владелице магазина «Алко» Воробьёвой продавать сигареты, потому что между магазином и ближайшей школой меньше 100 метров. В апелляции предприниматель объяснила, что по лицензии «Алко» — это не магазин, а кафе. Она читала закон: в нём написано только про расстояние от школ до магазинов и павильонов. Значит, продавать сигареты в кафе можно, и её наказали несправедливо.
Судебная коллегия Верховного суда Республики Карелия ответила, что Воробьёва неправильно рассуждает. Продавать сигареты можно только в магазинах и павильонах, а значит, в кафе и ресторанах — нельзя. Сколько метров от заведения до школы не имеет значения. Первый судья принял верное решение, хоть и объяснил его иначе. Продажу сигарет в кафе «Алко» запретили.
Как нельзя продавать сигареты
Рекламировать и ускорять продажу. По закону ни в каком виде нельзя рекламировать табак и всё, что связано с курением. Если в магазине за покупку бутылки вина дарят пачку сигарет, это нарушение закона. Табак нельзя распространять бесплатно. Скидки на сигареты тоже под запретом. Запрещено проводить конкурсы и лотереи, если для участия обязательно покупать сигареты. Табачная компания не может быть спонсором. По закону спонсорство — это один из видов рекламы. Запрещено, всё, что стимулирует продажу сигарет.
Про продажу сигарет пошучно — в п. 6 ст. 19 антитабачного закона
Поштучно. В пачке должно быть 20 сигарет, ни больше, ни меньше.
Про продажу сигарет вместе с другими товарами — в п. 6 ст. 19 антитабачного закона
В упаковке с другим товаром. Сигареты не могут быть частью подарочного набора.
Без маркировки. С 1 июля 2019 года производители выпускают только маркированные сигареты. На упаковке есть специальный код: по нему любую пачку можно отследить от завода до покупателя. У розницы есть год, чтобы распродать остатки сигарет без маркировки. После 1 июля 2020 года можно будет продавать только маркированные сигареты.
Без акцизных марок. Производители сигарет сами закупают и приклеивают на пачки акцизные марки. Есть два вида марок: для местного и заграничного табака. На каждой указывают вид товара: сигареты с фильтром, сигары, сигариллы, табак трубочный. В момент приёмки товара предпринимателю нужно убедиться, что на пачках есть акцизные марки.
Про перечень табачной продукции — в п. 4–5 ст. 19 антитабачного закона
На открытой витрине. В торговом зале можно разместить только перечень сигарет с ценами. Продавец может открыть витрину с табаком, только когда покупатель попросит об этом.
Про минимальные и максимальные розничные цены — в ст. 13 антитабачного закона
Дороже цены на пачке. У пачки сигарет есть две цены, минимальная и максимальная:
Проверить розничные цены на табак можно на сайте налоговой.
Про продажу сигарет несовершеннолетним — в ст. 20 антитабачного закона
Несовершеннолетним.За продажу сигарет несовершеннолетним грозит штраф. Кто будет отвечать — продавец или предприниматель — решит суд. Чаще всего, если сотрудник под подпись прошёл инструктаж о запрете продавать табак несовершеннолетним, он и виноват. Если такого документа нет, могут наказать предпринимателя.
Что сделать, чтобы не получить штраф
Каким должен быть перечень табака — в п. 5 ст. 19 антитабачного закона
Оформить перечень табачной продукции. Витрину с табаком нужно закрыть и указать цены в перечне. На белом листе чёрными буквами одинакового размера в алфавитном порядке перечислить названия сигарет, а рядом — цены. В перечень нельзя добавлять фотографии или рисунки сигаретных пачек.
Владельца магазина «Продукты» в Ленинградской области оштрафовали на 5000 ₽ за ошибки в перечне сигарет. Сигареты «Союз Аполлон» и «Оптима» были на витрине, но не попали в перечень. Названия некоторых марок в списке отличались от тех, что на упаковке: «Винстон» вместо «Winston», «Л м» вместо «LМ».
В суде предприниматель вместо того, чтобы спорить, пожаловался на проверяющих: они провели проверку с нарушениями. Суд поддержал предпринимателя. Штраф отменили, административное дело прекратили.
Убедиться, что от магазина до школы или детского сада не меньше 100 метров. Расстояние нужно считать по прямой линии без учёта преград: от забора школы до двери магазина. Если расстояние до забора 98 метров, а до школьных дверей — 103 метра, продавать сигареты нельзя. В суде не сработает аргумент «через забор никто не ходит». Чтобы продавать сигареты, придётся переехать в другое помещение.
Как ловят нарушителей
По данным Роспотребнадзора, чаще всего штрафуют предпринимателей, которые:
Предпринимателей ловят во время проверок: плановых и внеплановых. С внеплановой проверкой могут прийти по жалобе. Если в магазине вблизи школы продаются сигареты, достаточно купить пачку и отправить чек в Роспотребнадзор. Скорее всего, в суде чек посчитают доказательством и накажут предпринимателя.
В магазине «Красное и Белое» рядом с 52-й школой в Орске кто-то купил сигареты, написал заявление и вместе с чеком отправил в Роспотребнадзор. Этого хватило, чтобы предпринимателя вызвали в суд. А тот запретил продавать в магазине сигареты.
В компании не согласились с решением суда и подали на апелляцию. В «Красном и Белом» уверяли, что не продавали сигареты и на первом заседании суда просили отложить рассмотрение дела, чтобы собрать доказательства. Но судьи не нашли такого ходатайства в материалах дела, а доказательство продажи сигарет уже было — чек из магазина. Суд оставил решение без изменений.
Что грозит нарушителям
Нарушение | Должностное лицо | Индивидуальный предприниматель | Юридическое лицо | Статья |
---|---|---|---|---|
Стимулирование продажи табака | 5 000 — 15 000 ₽ | 5 000 — 15 000 ₽ | 80 000 — 150 000 ₽ | п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ |
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах | 5 000 — 10 000 ₽ | 5 000 — 10 000 ₽ | 30 000 — 50 000 ₽ | п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ |
Продажа сигарет несовершеннолетнему | 30 000–50 000 ₽ | 30 000–50 000 ₽ | 100 000–150 000 ₽ | п. 3 статья 14.53 КоАП РФ |
Продажа сигарет дороже цены на пачке | 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации | 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации | лишняя выручка от продажи сигарет за год, умноженная на два | п. 1 статья 14.6 КоАП РФ |
Стимулирование продажи табака |
---|
Должностное лицо: 5 000 — 15 000 ₽ |
Индивидуальный предприниматель: 5 000 — 15 000 ₽ |
Юридическое лицо: 80 000 — 150 000 ₽ |
Cтатья: п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ |
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах |
Должностное лицо: 5 000 — 10 000 ₽ |
Индивидуальный предприниматель: 5 000 — 10 000 ₽ |
Юридическое лицо: 30 000 — 50 000 ₽ |
Cтатья: п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ |
Продажа сигарет несовершеннолетнему |
Должностное лицо: 30 000–50 000 ₽ |
Индивидуальный предприниматель: 30 000–50 000 ₽ |
Юридическое лицо: 100 000–150 000 ₽ |
Cтатья: п. 3 статья 14.53 КоАП РФ |
Продажа сигарет дороже цены на пачке |
Должностное лицо: 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации |
Индивидуальный предприниматель: 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации |
Юридическое лицо: лишняя выручка от продажи сигарет за год, умноженная на два |
Cтатья: п. 1 статья 14.6 КоАП РФ |
Подытожим
Если в магазине продаются сигареты, Роспотребнадзор проверит, как предприниматель соблюдает антитабачный закон. Нарушителю грозит штраф от 5000 ₽ до 150 000 ₽.
Где нельзя продавать сигареты:
Как нельзя продавать сигареты:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.
Если сигареты без акцизной марки что это значит
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Памятка по реализации сигарет в Российской Федерации
Памятка по реализации сигарет в Российской Федерации
Как нельзя продавать сигареты
Без маркировки. С 1 июля 2019 года производители выпускают только маркированные сигареты. На упаковке есть специальный код: по нему любую пачку можно отследить от завода до покупателя. У розницы есть год, чтобы распродать остатки сигарет без маркировки. После 1 июля 2020 года можно продавать только маркированные сигареты.
Пачка сигарет с DataMatrix кодом. Чтобы её продать, нужно просканировать квадратный код 2D сканером
Без акцизных (специальных) марок. Производители сигарет сами закупают и приклеивают на пачки акцизные марки. Есть два вида марок: для местного и заграничного табака. На каждой указывают вид товара: сигареты с фильтром, сигары, сигариллы, табак трубочный. В момент приёмки товара предпринимателю нужно убедиться, что на пачках есть акцизные марки.
Акцизная марка для привозных (импортных) сигарет.
Специальная марка для всей российской табачной продукции.
На открытой витрине. В торговом зале можно разместить только перечень сигарет с ценами. Продавец может открыть витрину с табаком, только когда покупатель попросит об этом.
Дороже цены на пачке. У пачки сигарет есть две цены, минимальная и максимальная:
максимальную розничную цену пишут на пачке. Продавать сигареты дороже нельзя;
минимальная розничная цена на пачке не указана. Чтобы её посчитать, нужно цену на пачке умножить на 75%. Это и будет минимальная розничная цена. Продавать дешевле запрещено.
Как можно продавать сигареты:
Оформить перечень табачной продукции. Витрину с табаком нужно закрыть и указать цены в перечне. На белом листе чёрными буквами одинакового размера в алфавитном порядке перечислить названия сигарет, а рядом — цены. В перечень нельзя добавлять фотографии или рисунки сигаретных пачек.
Организации, ИП, в товарном ассортименте которых есть табачная продукция должны установить онлайн-кассы. Реализация табачной продукции без применения ККТ запрещена.
Что грозит нарушителям за нарушение законодательства:
Стимулирование продажи табака (п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ):
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах (п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ):
Продажа сигарет несовершеннолетнему (п. 3 статья 14.53 КоАП РФ):
Продажа сигарет дороже цены на пачке (п. 1 статья 14.6 КоАП РФ):
Привлечение к уголовной и административной ответственности за реализацию контрафактной табачной продукции:
В соответствии со ст. 171.1 УК РФ запрещен сбыт немаркированной табачной продукции, подлежащей обязательному акцизу. Законодательством предусмотрено наказание за торговлю сигаретами без акциза в особо крупном размере или группой:
При нарушении законодательства в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 млн руб. (или дохода предпринимателя за 5 лет) и лишения свободы до 6 лет.
Административная ответственность
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.12), к административной ответственности привлекаются граждане, совершившие продажу немаркированной продукции в небольшом объеме.
За продажу безакцизной табачной продукции налагаются следующие санкции:
За оборот сигарет без акциза предусмотрены санкции:
Итог:
Где нельзя продавать сигареты:
Как нельзя продавать сигареты:
Изменение законодательства в 2021 году:
С 12.2020 года установлен лимит на взрослого человека запрещающий перемещение табачных изделий в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака. Либо же указанных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека.
Обязательная маркировка сигарет и табачной продукции
Сигаретная отрасль активно внедряет DataMatrix. В пилотном проекте на добровольных началах участвовали крупнейшие фабрики, выпускающие 95% российского табака. В 2020 году обязательная маркировка сигарет и табачной продукции прошла завершающую стадию. Теперь участники отрасли работают по-новому и каждая пачка табачных изделий отслеживается оператором маркировки.
В данном обзоре мы собрали всю информацию по маркировке табака (табачных изделий) и привели механизм работы цифровых меток для каждого типа организаций: производящие фабрики, оптового посредника и розничной торговой точки.
Законы о маркировке табака и сигарет
Чтобы понимать, какие действия будут правильными и не повлекут нарушений и штрафов после запуска прослеживаемости, изучите нормативные акты (законы и постановления), регламентирующие маркировку сигарет и табачной продукции. Приведем список нормативных правовых актов, с которыми рекомендуем ознакомиться предпринимателям.
Постановления Правительства Российской Федерации:
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 620-р.
Федеральные Законы — № 381 и № 54.
Какая табачная продукция подлежит маркировке
Рынок табачных изделий не ограничивается только сигаретами и не все товарные категории одновременно попадают под введение марок. Точное понимание ассортимента, на который нужно проклеивать или наносить специальные метки, даст сравнение номенклатурных кодов (ТН ВЭД и ОКПД), указанных в правительственном постановлении.
Также нужно обратить внимание, что даты и характер запретов отличается в зависимости от роли участника рынка. Для организаций важно знать, какие продукты, содержащие табак, и в какие сроки должны получить штрихкод с DataMatrix, так как нарушение приведет к штрафам.
Код маркировки сигарет и табака
С 1 июля 2020 года правительство внесло изменения в прослеживаемость табака. Правила маркировки остались прежними, а вот перечень изделий, для которых нужны ДатаМатрикс коды расширился.
Обновленный список сигарет и табачной продукции подлежащей маркировке:
Товарная категория | Код ОКПД 2 | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Примечание |
---|---|---|---|
Сигареты | 12.00.11.130 | 2402 20 900 | бумажный цилиндр, внутри которого находится измельчённый табак для курения |
Сигариллы | 12.00.11.120 | 2402 10 000 0 | сигары тонкие |
Черуты | 12.00.11.110 | 2402 10 000 0 | сигары, в том числе с обрезанными концами |
Папиросы | 12.00.11.140 | 2402 20 900 0 | из табака или заменителей табака с бумажным мундштуком |
Биди | 12.00.11.150 | 2402 20 900 0 | тонкие азиатские сигареты |
Кретек | 12.00.11.160 | 2402 20 100 0 | сигареты, из табака, листьев гвоздики и специй |
Табак для кальяна | 12.00.19.130 | 2403 11 000 0 | курительная смесь для кальяна из табака |
Табак курительный | 12.00.19.110 | 2403 19 100 0 | курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции в первичных упаковках нетто-массой не более 500 г |
Трубочный табак | 12.00.19.120 | 2403 19 100 0 | смесь табачного сырья нарезанная на волокна шириной 1,5-3 мм |
Табак жевательный | 12.00.19.140 | 2403 99 100 0 | табачное сырье предназначенное для жевания |
Табак нюхательный | 12.00.19.160 | 2403 99 100 0 | измельчённый до порошкообразного состояния табачный лист |
Чтобы точно знать, какую пачку снабдить DataMatrix, сравнивайте номенклатурные коды в сопроводительной документации и законодательных актах. Если ваши ТН ВЭД и ОКПД 2 отсутствуют в перечне — чипировать не нужно.
Срок и этапы маркировки сигарет и табачной продукции
15 января 2018 — пилотный проект
В эти сроки был проведен добровольный эксперимент. Участники рынка получали коды и регистрировали движение сигарет. Благодаря этому были сделаны выводы о целесообразности цифровых меток и перечне изделий, которые получат цифровую маркировку.
1 марта 2019 года — старт изменений
Все предприниматели получили возможность выполнить регистрацию и начать взаимодействие с системой «Честный Знак». Это дата запуска изменений, с которой бизнесу стали понятны условия введенной государством маркировки табака.
С 1 июля 2019 года — нанесение этикеток на производстве
Фабрики обязали наносить DataMatrix на производстве. Каждая пачка получила свой уникальный DataMatrix. С этого момента выпуск новых сигарет запрещен, если на их упаковке не пропечатан двумерный читаемый штрихкод, зарегистрированный у оператора системы.
Для взаимодействия между контрагентами участники рынка должны подключить ЭДО. Поставка табака сопровождается УПД. В нем, кроме количества и перечня поставляемой продукции, прописаны коды ДатаМатрикс.
Теперь продажи в рознице проходят по-новому: с обязательным сканированием этикетки с двумерным кодом. Каждая реализация передает заявку на выведение кода маркировки из оборота.
1 июля 2020 года — только товар с маркировкой
Без цифровых марок запрещены любые действия с продукцией, содержащей табак. Взаимодействия между контрагентами происходят через ЭДО, каждый передаточный документ содержит, кроме количества и перечня номенклатуры, информацию о средствах идентификации.
Сведения о любом действии контрагентов с DataMatrix поступают в систему «Честный Знак». Таким образом, обеспечена полная прослеживаемость каждой пачки. Для большей части продукции, содержащей табак, с наступлением этой даты введение средств идентификации завершилось.
Сроки маркировки альтернативной табачной продукции
Изделия на основе смесей из табака получили широкое распространение, но не попали под действие ограничений сразу. К чипированию эту товарную категорию законодатели подключили позже, соответственно и сроки определены иные.
Даты запуска обязательной маркировки для альтернативного табака:
Таким образом, альтернативная табачная продукция без цифровых меток пока может храниться на складах. Однако, любые действия с изделием, когда на нем нет маркировки запрещены. Каждая производимая с товаром операция уже попадает от предпринимателей в систему «Честный Знак».
Какие понятия важно знать по маркировке табачных изделий
Основные определения терминам приведены в ППРФ №224 от 28 февраля 2019. Ниже расскажем о самых главных понятниях.
Что такое ИС МОТП
ИС МОТП — это Информационная Система Мониторинга Оборота Табачной Продукции. В настоящее время мониторинг оборота осуществляется через «Честный ЗНАК».
Специальная структура отслеживания данных была разработана ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), он же выступил оператором. С ее помощью отслеживается движение каждой пачки с момента производства до реализации конечному потребителю.
Средство идентификации табачной продукции
Чтобы фиксировать полный путь, каждой пачке присваивается индивидуальный DataMatrix: двумерный штрихкод, напечатанный на этикетке. Этот код имеет повышенную криптозащищенность, то есть его невозможно подделать, и состоит из специальной последовательности символов. Генерирует идентификаторы оператор маркировки.
Цифровая метка должна быть расположена на упаковке табака. В кодировке зашиты сведения о самом изделии, фабрике-производителе и действиях с ним. Наносить этикетку допустимо на любые виды и конструкции упаковки.
В цифровой метке в виде цифровой последовательности зашиты данные:
Двумерный штрихкод DataMatrix используется однократно, и все зашитые в нем сведения собираются и хранятся в ИС МОТП.
Как работает маркировка сигарет и табака
Расскажем, что значит прослеживаемость для рынка сигарет в зависимости от роли предприятия в логистической цепи, и как взаимодействуют участники рынка между собой в условиях введения нового механизма.
Как работает производитель и импортер
Фабрика или организация-импортер являются начальным звеном, выпускающим продукцию, а значит имеют максимум обязательств. Каждая компания проходит регистрацию в системе «Честный Знак», получает идентификаторы и наносит их или проклеивает этикетками табачные пачки.
Каждая такая метка уникальна и позволяет прослеживать движение любой производимой на фабрике единицы продукции. В систему передается информация о нанесении идентификаторов на произведенные товары и агрегации.
Маркированные упаковки отгружаются со склада. В сопроводительных документах указан перечень кодов для учета движения в системе. УПД загружаются в электронный документооборот.
Функция агрегации позволяет производителю объединять упаковки с ДатаМатрикс в транспортную единицу под единым кодом. Это ускоряет процессы приемки и отгрузки и снижает вероятность ошибок. Код агрегации включает в себя коды входящих в него товаров. Информация о шифре конкретного изделия при этом не теряется и доступна в «Честный Знак».
Как работает оптовик и дистрибьютор
При выполнении приемки поставки от производителя коды в электронной накладной сканируется и сверяются с полученными фактически. После закрытия приемки уведомление об изменении «держателя» марки попадет в систему «Честный Знак».
При отгрузке товара розничным точкам оптовик аналогично формирует УПД с ДатаМатрикс. Коды сканируются, и уведомление уходит оператору маркировки. Цифровая метка движется по цепочке поставок и направляется в розничную точку.
Как работает розничная торговая точка — приемка
От оптовика магазин получает товар и электронную накладную в ЭДО. При приемке сверяется не только количество и качество полученной продукции, но и цифровые метки. Должны полностью совпасть сами коды и их количество.
Если расхождений не выявлено, документ подписывается и подтверждение о необходимости изменения владельца марок уходит в систему «Честный Знак». Таким образом, сформировалась цепочка прослеживаемости от производства к оптовой компании, от оптовика к розничной точке. Остался последний этап — реализация товара и завершение оборота (вывод).
Как работает розничная торговая точка — реализация
Проданный код списывается и получает статус «Выведен из оборота».
Маркировка и покупатель
Любой гражданин имеет возможность проверить подлинности кода, отсканировав его в специальном мобильном приложении «Честный Знак». Штрихкод выдаст всю информацию об изделии, которая есть у оператора маркировки.
Если ДатаМатрикс отсутствует в системе, приложение предложит сообщить о нарушении. Такой гражданский контроль позволит выявлять подозрительную продукцию, не проводя проверки.
Правила маркировки табачной продукции
Все правила маркировки табачной продукции приведены в Постановлении Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции”. Если говорить коротко, то необходимо соблюдать следующие правила участникам оборота:
Чтобы запустить в своей организации все необходимые операции с цифровыми метками сигарет потребуется:
Розничным торговым точкам нужна подключенная к оператору фискальных данных касса с новой прошивкой.
Маркировка сигарет и табака — штрафы
Табачную продукцию и сигареты без маркировки запрещено продавать. Несоблюдение правил маркировки табака — верный путь к административным штрафам.
Вид взыскания | Размер суммы штрафа, рублей | ||
---|---|---|---|
юридические лица | должностные лица, в том числе ИП | граждане | |
Производство без марок или с нарушениями | 100 000-150 000 | 10 000-15 000 | — |
Продажа и оборот товаров без ДатаМатрикс | 50 000-300 000 | 5000-10 000 | 2000-4000 |
Нарушения в чеке при продаже | 5000-10 000 | 1500-3000 | — |
Размеры штрафов утверждены статьей 15.12 КоАП РФ. Изделия без марок будут конфискованы. Если ущерб бюджету признают крупным (от 1,5 млн ₽), наказание назначат по статье 171.1 УК РФ. Кроме конфискации и штрафов виновных может ожидать заключение и принудительные работы.
Требования к участникам оборота табака и сигарет
В предыдущем разделе указан список необходимых условий для старта взаимодействия с национальной системой маркировки. Расскажем подробнее, какие требования нужно выполнить каждому предприятию, в зависимости от его роли в обороте табачных изделий.
Требования к производителям табачной продукции
Фабрикам-производителям для запуска цифровых средств идентификации и нанесения идентификаторов потребуется:
ЦРПТ бесплатно предоставляет производителям регистратор эмиссии. С его помощью формируется DataMatrix, который наносят на табачные пачки. Регистратор регистрирует, хранит код и отправляет уведомления оператору маркировки. Коды защищены шифрованием и их невозможно подделать.
ЭДО позволит создавать, подписывать документы и отправлять покупателям УПД с цифровыми кодами. Система ЭДО сама направит необходимую информацию «Честный Знак».
Требования к организациям оптовой торговли табака
Оптовикам для работы потребуется:
Система ЭДО позволит создавать документы и отправлять их поставщикам, у которых компания закупает табак, и покупателям, которым табак поставляется. Оптовая организация, получающая товар прямо с фабрики, оформляет в ЭДО передаточный документ на первую операцию продажи данного товара. В УПД передается перечень кодов. При проведении приемки все штрихкоды считываются двумерным сканером и сверяются с указанными непосредственно на товаре.
При отсутствии расхождений получатель принимает электронный документ и сообщение о смене собственника сигарет попадает к оператору маркировки. Так обеспечивается прослеживаемость табачных изделий в системе «Честный Знак».
Если принимающий сотрудник выявляет расхождения в передаточном документе, операция приемки останавливается, и у поставщика партии запрашивается исправленный УПД или корректировочный документ.
Кроме уведомлений о смене собственника в систему «Честный Знак» попадают данные о любых операциях с маркированными изделиями. Например, списание бракованных пачек, пропажа единиц продукции на складе или в торговом зале, агрегация в транспортную упаковку и другие.
Требования к розничным продавцам сигарет и табака
Рознице для операций с цифровой меткой потребуется:
ЭДО позволит взаимодействовать с поставщиками и получать вместо бумажных документов электронные. В передаточных электронных документах передается список ДатаМатрикс. Работать таким образом с маркировкой удобнее и быстрее: автоматизация процесса уменьшит время на складские операции и снизит вероятность ошибок, кроме того, сократятся издержки на канцелярию.
Чтобы продавать подакцизные товары, организации нужна соответствующая прошивка онлайн-кассы. При реализации сотрудник магазина сканирует ДатаМатрикс и формируется чек с тегом 1162: на чеке печатается информация о маркировке. Полные сведения о транзакции уходят оператору фискальных данных. Он, в свою очередь, транслирует уведомление о произведенной продаже в налоговую инспекцию и «Честный Знак».
На этом основании проданный табак или сигареты выводится из оборота. Розничная продажа становится последним этапом в цепочке прослеживаемости маркированных табачных изделий.
DataMatrix сканируется специальными 2D сканерами, распознающими этот тип кодировки. Если розничное предприятие использует ЕГАИС, имеющийся сканер подходит для работы.
Существуют ситуации, когда сигареты или другие табачные изделия выводятся из оборота не на основании реализации. В такой ситуации уведомлять «Честный Знак» обязана та организация, которая выводит коды маркировки из оборота. Это происходит в следующих случаях:
Отметим случаи, когда организация-участник оборота табачных изделий использует кассу, но не передает данные о реализациях в налоговые органы и не сотрудничает с ОФД. Тогда данные о проданных кодах в «Честный Знак» не поступают. Придется отдельно отправлять сведения или подключать альтернативные решения для автоматической отправки.
Маркировка табака с 2021 года: последние новости
Табачные изделия маркируются с 2019 года. Однако компаниям участникам табачного рынка важно следить за новостной повесткой, так как регулирующие отрасль органы часто вносят изменения. Также полезно знать мнения экспертов, публикуемые в СМИ. Мы собрали последние новости о маркировке сигарет и табачной продукции на 2021 год.
ТАСС, информационное агентство: один из комитетов госдумы рекомендовал принять ужесточающие нормы по перевозке табака. Согласно их предложению запретят перемещать более 10 пачек табачных изделий, если на них отсутствует маркировка. Пока закон не принят, но будет рассматриваться нижней палатой парламента в ближайшее время. Первоначально законопроект запрещал транспортировку 30 пачек, но по настоянию депутатов его ужесточили.
RIA56.RU — сетевое издание: Торгующий табаком магазин оштрафован за нарушение закона о маркировке в Оренбурге. В торговой точке обнаружили более ста пачек без цифровых меток. Несмотря на то что владелец точки купил товар без сопроводительных документов, он не имел права торговать им без марок. Товар без акцизов изъяли, против бизнесмена возбудили административное дело, ему грозит штраф.
Часто задаваемые вопросы по маркировке табачной продукции
Введение обязательных цифровых средств идентификации затронуло на текущий момент всех участников рыночной цепочки. У предпринимателей, организующих маркировку, возникают сложности и не всегда присутствует полное понимание процесса. Мы постарались собрать все вопросы, волнующие работающий в табачной отрасли бизнес, и раскрыть по ним информацию в этом разделе обзорной статьи.
Нужно ли маркировать табак для кальяна?
С 1 июля 2020 года запрещено производство, импорт и реализация табака для кальяна без марок. Остатки кальянного табака можно продавать без маркировки до 1 июля 2021 года. С этой даты оборот немаркированного табака для кальяна будет запрещен.
Маркировка касается заведений общепита?
Да. Любая организация, продающая табачные изделия, должна соблюдать правила продажи маркированных изделий. В том числе и заведения общепита. Для вас действуют правила работы с маркированной табачной продукцией для предприятий розничной торговли.
Нужно ли сканировать каждую пачку или можно сразу блок?
Можно сканировать код маркировки на сигаретном блоке.
Как торговать сигаретами, если нет постоянного интернета?
Чтобы выполнить требования закона, достаточно выгружать архив кассы раз в тридцать дней и передавать сведения в систему «Честный Знак».
Как быть с остатками и списанием товаров?
Немаркированные остатки альтернативной табачной продукции нужно проклеить DataMatrix до 1 июля 2021 года, остальные табачные изделия должны иметь цифровую метку к 1 июля 2020. Если вы упустили этот срок, продукцию остается только списать. Продавать немаркированный товар запрещено.
Что делать, если код маркировки не считывается?
Если не получается считать код маркировки на товаре, нужно отправить информацию в «Честный Знак». Реализовывать табак с нечитаемым кодом маркировки нельзя, верните товар поставщику.
Можно ли вернуть проданную пачку сигарет?
Табачные изделия относятся к товарам, которые можно вернуть, если он некачественный.
Подойдёт ли сканер от системы ЕГАИС?
Да, такой сканер подойдет для работы с кодами DataMatrix.
Есть ли ограничения по системе налогообложения из-за маркировки?
Нельзя продавать маркированные изделия на ЕНВД и патенте. Чтобы работать с маркировкой, смените систему налогообложения: подойдет упрощенная или общая.
Можно ли работать с маркировкой без ЭДО и КЭП?
Нет, без электронной подписи и электронного документооборота работать с маркированными товарами не получится. ЭДО нужен для обмена документами с партнерами, создания поступлений и отгрузок. УКЭП позволит принимать УПД, а также подписывать документы для «Честный Знак».