если тебя обидели незаслуженно что делать молитва
Молитва от обиды — как справиться с собой
Что такое обида
Среди верующих часто говорят, что обида – это грех. И что обиды по заповеди Христа нужно как можно скорее прощать. Казалось бы, для христиан это очевидная вещь (Сир.28:2, Мф.5:44, Лк.6:28). Но так ли легко на практике избавиться от такого разрушительного чувства, как обида? Существует ли молитва от обиды?
В Православии обидой называется духовная слабость человека, который не может или не хочет простить ближнего за нанесенное зло. Обида является одним из главным признаков гордыни.
“Обиды и унижения, соединенные с обидами, происходят не от злобы обижающих, но от слабости обижаемых” (святитель Иоанн Златоуст).
Как избавиться от обиды
Чувство обиды обжигает душу изнутри и не оставляет человека в покое. И вместо борьбы со своими грехами, вместо радости полноценной жизни и счастья общения, человек концентрируется только на своей обиде. Бывают по-настоящему тяжелые жизненные испытания. Многие сталкиваются с предательством близких. Некоторым приходится на себе испытать, что такое клевета. Кто-то постоянно сталкивается с виновником гибели любимого человека.
“И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лк.23:33-34). “Как скоро обида разжигает твое сердце, вспомни о Христе и об Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки, и тогда, как водою, угасишь свою скорбь” (святитель Григорий Богослов).
“Молитва приносит радость, ибо это есть общение с Богом. Не будем копить в себе горечь обиды на ближнего, не станем вмешиваться в чужие дела. Ничто не должно нас отвлекать в нашей жизни. И не будем бояться. Не будем беспокоиться. Не будем страдать. Даже когда с вами поступают несправедливо, по страсти, не беспокойтесь, не хлопочите. Ваше счастье, удача не пропадает от этого, потому что мы ждём её не от людей, но от Бога”.
Афонский старец архимандрит Кирик:
“Надо молиться за наших обидчиков словами: «Господи, я виноват(а), если не в этом случае, то в другом, о котором никто не знает, только Ты; Господи Боже, прости и помилуй раба(у) твоего( твою) (имя) и его (её) святыми молитвами меня помилуй.» И так помолись несколько раз”.
Наиболее частые обиды
Главной составляющей прощения обидевших нас людей является искренность своих намерений. Ведь как часто бывает, что мы формально говорим “прощаю”, но внутри продолжает жить обида. Таким образом мы только усугубляем проблему. Поэтому не нужно копить обиды, а если есть возможность, то стоит поговорить о случившемся с обидчиком.
Например, в семье супруг постоянно укоряет жену, чем сильно ее задевает и обижает. Вторая половинка вместо того, чтобы поговорить с мужем, закрывается в себе и копит злость и обиду. Заканчивается всё неминуемым «ядерным взрывом» в виде крупной ссоры или даже разводом. Таких последствий можно было бы избежать просто проговорив обиду.
Еще один распространенный вид обид – это детские обиды на родителей. Ребенок таит обиду на маму, которая уделяла мало времени, часто кричала, не заслуженно критиковала. Или когда из семьи ушел отец и ребенок чувствует себя брошенным и никому не нужным. Такие детские травмы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Если своевременно их не распознать, они могут негативно отразиться уже на детях обиженного человека.
Но какой бы тяжелой раной обида не являлась, нужно прилагать максимальные усилия для борьбы с нею. Молитва от обиды это только элемент процесса. В этом делании неизменными помощниками являются церковные Таинства: исповедь и причастие. Также можно попросить священника о беседе и, рассказав батюшке о терзающей обиде, попросить совета и молитвы.
Молитва от обиды — средство борьбы
Борьба с обидой это тяжелый душевный труд, который требует усердия, а главное — Божьей помощи. Поэтому необходимо обращаться к Богу с просьбой о помощи. На этой земле нет более могущественной силы, которая могла бы излечить душу, чем молитва к Богу. Обращаясь искренне ко Господу, признавая свои немощи, мы обязательно получим помощь и приобретем духовные силы для борьбы со страстями, в том числе и обидами.
Тяжелые испытания часто даются нам, для приобретения мудрости и житейского опыта. Поэтому следует со смирением принимать их.
“Всякая тяжкая для нас ситуация попущена нам Господом Богом. Она дается, чтобы мы извлекли урок. Многие уроки тяжело даются. Но нас по жизни ведет за руку Господь, Он находится рядом, и Он проводит через эти неприятные ситуации, спасая душу и очищая ее посредством скорбей” (иерей Валерий Духанин).
Как преодолеваются тяжелые обиды
Священник Валерий Духанин рассказывал о трагическом случае в его семье. Его маме пришлось пережить тяжелые испытания. В возрасте 1 года из-за халатности врача умерла его старшая сестра. Врач не обратила внимания на сильную аллергическую реакции на укол и сделала еще одну инъекцию девочке. Ребенок перестал дышать и умер. После случившегося врач уехала из их деревни, но на сердце матери остался тяжелый камень обиды. Спустя много лет женщина пришла к вере, начала посещать храм, исповедоваться и причащаться.
Отец Валерий рассказывал:
“И вот однажды мама специально собралась и поехала в храм. Зайдя под своды церкви, она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения той, которую долго не могла простить. От сердца что-то отлегло, и мама вышла из храма новым человеком”.
Обиды в монастырях и в семьях
Старец Ефрем Катунакский рассказывал об одном случае, который надолго ему запомнился. В его монастыре существовала традиция: после литургии братия собиралась на дружеские собрания, где они беседовали и пили чай. Старец же хотел, чтобы после богослужения монахи соблюдали безмолвие, тем самым сохраняя благодать Святого Духа. Он запретил насельникам собираться на чаепития, но получил сопротивление со стороны монахов. Это очень сильно его обидело, старец несколько дней не мог найти душевный покой.
“Я разгорячился, два-три дня меня трясло от обиды. Наконец я с большим душевным порывом помолился: „Святой Василий, святой Феодор Студит, святая Ирина Хрисоваланди, я подвизаюсь, как вы учите, а в результате впадаю вот в такое состояние“. Сразу же душа моя наполнилась миром ко всем отцам, и я почувствовал, что одержал великую победу”.
О важности преодоления обиды с помощью молитвы говорит в интервью порталу Православие.Ру Елена Демина, мать четверых детей:
“Каждой семье приходится претерпевать трудности. На протяжении жизни у нас были и разногласия, и ссоры, и моменты охлаждения… Я благодарна своему мужу, что мы с ним вместе. Даже в ссоре, даже в размолвке – мы понимаем, что мы вместе. Мы семья, единое целое. Обязательно должно быть единство взглядов у супругов.
Когда сваливается груз ответственности, какие-то скорби, бывает, что человек уходит в себя, отдаляется. Я в таких ситуациях молюсь – чувствую, что так не должно быть, и прошу Бога помочь. Кажется, это так просто, а на самом деле совсем не просто. В тяжелые моменты я и не понимала, и сердилась – но сходишь на исповедь, послушаешь батюшку и успокаиваешься”.
Молитва от обиды
Молитва при непрощении обид и памятовании злого
Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на Кресте простил врагов Твоих!
Молитва при зависти к ближнему и сетовании о своих неудачах
О, Ты, преблаги́й, преще́дрый, Го́споди Иису́се Христе́! Вся́кое бла́го прихо́дит от Тебя́ и чрез Тебя́, из сокро́вища Твоего́ ве́чнаго непреходя́щаго бога́тства; Ты уделя́ешь ка́ждому свое́ по во́ле Твое́й. Не допусти́ мне чрез вредоно́сную за́висть сравня́ться с диа́волом. Изле́й в се́рдце мое́ Твою́ бла́гость, Твою́ любо́вь, Твою́ ве́рность, что́бы я серде́чно ра́довался дара́м Твои́м, кото́рые Ты из ще́дрой бла́гости разделя́ешь ме́жду на́ми, и Твоему́ милосе́рдию над на́ми; что́бы мы не отягоща́ли бы друг дру́га за́вистью, ло́жью, хуло́ю и клевето́ю, но что́бы мы все, Тобо́ю нам да́нное, употребля́ли к хвале́, че́сти и сла́ве Твое́й, познава́ли Тебя́ в Твои́х благодея́ниях и хвали́ли, чти́ли и прославля́ли во всю ве́чность.
Молитва о ненавидящих и обидящих нас
Тропарь, глас 4
О pаспе́нших Тя моли́выйся, любоду́шне Го́споди,/ и pабо́м Твои́м о вpазе́х моли́тися повеле́вый,/ ненави́дящих и оби́дящих нас пpости́,/ и от вся́каго зла и лука́вства к братолю́бному и добpоде́тельному наста́ви жи́тельству,/ смиpе́нно мольбу́ Тебе́ пpино́сим,/ да в согла́сном единомы́слии сла́вим Тя,// Еди́наго Человеколю́бца.
Кондак, глас 5
Я́коже первому́ченик Твой Стефа́н,/ о убива́ющих его́ моля́ше Тя, Го́споди,/ и мы припа́дающе мо́лим:/ ненави́дящих всех и оби́дящих нас прости́,/ во е́же ни еди́ному от них нас ра́ди поги́бнути,/ но все́м спасти́ся благода́тию Твое́ю,// Бо́же Всеще́дрый.
Молитва пред иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец»
О, многострада́льная Ма́ти Бо́жия, Превы́сшая всех дще́рей земли́, по чистоте́ Свое́й и по мно́жеству страда́ний, Тобо́ю на земли́ перенесе́нных, приими́ многоболе́зненныя воздыха́ния на́ша и сохрани́ нас под кро́вом Твоея́ ми́лости. Ино́го бо прибе́жища и те́плаго предста́тельства ра́зве Тебе́ не ве́мы, но, я́ко дерзнове́ние иму́щая ко И́же из Тебе́ рожде́нному, помози́ и спаси́ ны моли́твами Свои́ми, да непреткнове́нно дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же со все́ми святы́ми бу́дем воспева́ть в Тро́ице Еди́ному Бо́гу ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О ненавидящих и обидящих нас
Тропарь, глас 4 1
О pаспе́нших Тя моли́выйся, любоду́шне Го́споди,/ и pабо́м Твои́м о вpазе́х моли́тися повеле́вый,/ ненави́дящих и оби́дящих нас пpости́,/ и от вся́каго зла и лука́вства к братолю́бному и добpоде́тельному наста́ви жи́тельству,/ смиpе́нно мольбу́ Тебе́ пpино́сим,/ да в согла́сном единомы́слии сла́вим Тя,// Еди́наго Человеколю́бца.
Перевод: О распявших Тебя молившийся, любящий души человеческие Господь, и pабам Твоим о вpагах молиться повелевший, ненавидящих и обижающих нас пpости, и от всякого зла и хитрости к братолюбивой и добpодетельной направь жизни, смиpенно мольбу Тебе пpиносим, да в согласном единомыслии прославляем Тебя, Одного Человеколюбца.
Кондак, глас 5 1
Я́коже первому́ченик Твой Стефа́н,/ о убива́ющих его́ моля́ше Тя, Го́споди,/ и мы припа́дающе мо́лим:/ ненави́дящих всех и оби́дящих нас прости́,/ во е́же ни еди́ному от них нас ра́ди поги́бнути,/ но все́м спасти́ся благода́тию Твое́ю,// Бо́же Всеще́дрый.
Перевод: Так же, как первомученик Твой Стефан об убивающих его молил Тебя, Господи, и мы, припадая, молим: ненавидящих всех и обижающих нас прости, чтобы ни одному из них из-за нас не погибнуть, но всем спастись по благодати Твоей, Боже Щедрый ко всем.
Молитва пред иконой Божией Матери “Умягчение злых сердец”
О, многострада́льная Ма́ти Бо́жия, Превы́сшая всех дще́рей земли́, по чистоте́ Свое́й и по мно́жеству страда́ний, Тобо́ю на земли́ перенесе́нных, приими́ многоболе́зненныя воздыха́ния на́ша и сохрани́ нас под кро́вом Твоея́ ми́лости. Ино́го бо прибе́жища и те́плаго предста́тельства ра́зве Тебе́ не ве́мы, но, я́ко дерзнове́ние иму́щая ко И́же из Тебе́ рожде́нному, помози́ и спаси́ ны моли́твами Свои́ми, да непреткнове́нно дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же со все́ми святы́ми бу́дем воспева́ть в Тро́ице Еди́ному Бо́гу ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: О многострадальная Матерь Божия, Превысшая всех дочерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земле перенесённых, прими многострадальные стенания наши и сохрани нас под кровом Твоей милости. Потому что другого прибежища и горячего заступничества кроме Тебя не знаем, но, как имеющая право свободно обращаться к Тому, Который от Тебя рожден, помоги и спаси нас молитвами Своими, да беспрепятственно достигнем Царства Небесного, где со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу сейчас и всегда, и вовеки веков. Аминь.
Молитва пред иконой Божией Матери “Умиление”
Приими́, всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ней прикла́дныя, от нас, недосто́йных рабо́в Твои́х: от всех родо́в избра́нная, всех тва́рей небе́сных и земны́х вы́сшая я́вльшаяся, поне́же бо Тебе́ ра́ди бысть Госпо́дь Сил с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом и сподо́бихомся свята́го Те́ла Его́ и пречи́стыя Кро́ве Его́; те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися нам от вся́каго сове́та лука́ваго и вся́каго обстоя́ния и сохрани́тися нам неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго; но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных нас соблюди́, я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и всех Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Прими, всеблагая и могущественная пречистая Госпожа, Владычица Божия Родительница, эти драгоценные дары, Тебе единой подобающие, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, явившаяся высочайшей всех творений небесных и земных! Ведь благодаря Тебе ныне Господь Сил с нами, и чрез Тебя мы Сына Божия познали и удостоились святого Тела Его и пречистой Крови Его. Потому блаженна Ты в родах родов, в Боге блаженство стяжавшая, Херувимов светлейшая, и честью Серафимов высшая. И ныне, всехвальная пресвятая Богородица, не преставай молиться о нас, недостойных рабах Твоих, чтобы избавиться нам от всякого совета злого и от всякого несчастья, и сохраниться невредимыми от всякого ядовитого нападения диавола. Но даже до конца молитвами Твоими без осуждения нас сохрани, чтобы Твоим заступничеством и помощью спасаемые, мы за все славу, хвалу, благодарение и поклонение воссылали в Троице единому Богу и всех Создателю, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Преподобному Серафиму Саровскому 2
О, преподо́бне о́тче Серафи́ме! Вознеси́ о нас, рабе́х Бо́жиих (имена), благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да нау́чит нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в.
О, преподобный отче Серафим! Вознеси о нас, рабах Божиих (имена), мощную во благости твою молитву ко Господу Сил, да дарует Он нам все, потребное в жизни сей и все к душевному спасению полезное, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, чтобы без преткновения войти нам в вечное Небесное Царство, где ты ныне сияешь в немеркнущей славе, и там воспевать со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.
Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
О, вели́кий апо́столе, евангели́сте громогла́сный, Богосло́ве изя́щнейший, тайнове́дче непостижи́мых открове́ний, де́вственниче и возлю́бленнейший напе́рсниче Христо́в Иоа́нне, приими́ со сво́йственным тебе́ милосе́рдием на́с, гре́шных (имена́), прибега́ющих под твое́ си́льное заступле́ние и покрови́тельство! Испроси́ Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ и Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми излия́л еси́ кро́вь Свою́ дража́йшую за на́с, непотре́бных рабо́в Свои́х, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует на́с, и да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й; да да́рует на́м здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, науча́я на́с обраща́ти вся́ о́ная в сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего. По кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея да избе́гнем мы́, святы́й апо́столе, немилосе́рдых истяза́ний, на возду́шных мыта́рствах на́с ожида́ющих, но да дости́гнем под твои́м руково́дством и покрови́тельством Го́рняго о́наго Иерусали́ма, его́же сла́ву во открове́нии ты́ зре́л еси́, а ны́не наслажда́ешися о́ныя ра́дости, обеща́нныя избра́нным Бо́жиим. О, вели́кий Иоа́нне, сохрани́ вся́ гра́ды и страны́ христиа́нская, ве́сь сию́, хра́м се́й, посвяще́нный свято́му твоему́ и́мени, служа́щих и моля́щихся в не́м, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, изба́ви от вся́кия беды́ и напа́сти, и моли́твами твои́ми отврати́ от на́с пра́ведный гне́в Бо́жий, и испроси́ на́м Его́ милосе́рдие. О, вели́кий и непостижи́мый Бо́же, А́льфо и Оме́го, исто́чниче и предме́те на́шея ве́ры! Се́ на умоле́ние Тебе́ предлага́ем свята́го Иоа́нна, его́же Ты́ сподо́бил еси́ позна́ти Тебе́, неисповеди́маго Бо́га, в неизрече́нном открове́нии. Приими́ его́ о на́с хода́тайство да́руй на́м исполне́ние проше́ний на́ших, во сла́ву Твою́: а па́че всего́ соверши́ на́с духо́вным соверше́нством, к наслажде́нию жи́зни несконча́емыя в Небе́сных Твои́х оби́телех. О, Небе́сный О́тче, созда́вый вся́ Влады́ко, Ду́ше духо́в, Всеси́льный Царю́! Косни́ся пе́рстом Твои́м серде́ц на́ших, да и они́, раста́явше, я́ко во́ск, пролию́тся пред Тобо́ю, и бре́нная тва́рь духо́вна сотвори́тся, в че́сть и сла́ву Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Перевод: О великий апостол, евангелист громогласный, Богослов превосходнейший, объясняющий тайны непостижимых откровений, чистый и любимейший друг Христов Иоанн, прими со свойственным тебе милосердием нас, грешных (имена), прибегающих под твое могущественное заступничество и покровительство! Упроси Щедрого ко всем Человеколюбца Христа и Бога нашего, Который пред очами твоими пролил кровь Свою драгоценную за нас, негодных рабов Своих, да не помянет грехов наших, но да помилует нас, и да поступит с нами по милости Своей; да подаст нам здоровье душевное и телесное, всякое благополучие и изобилие, научая нас обращать всё это во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего. По окончанию же временной жизни нашей да избежим мы, святой апостол, немилосердных испытаний, на воздушных мытарствах нас ожидающих, но да достигнем под твоим руководством и покровительством того самого Небесного Иерусалима, чью славу в откровении ты видел, а ныне наслаждаешься той радостью, обещанной избранным Божьим. О великий Иоанн, сохрани все города и земли христианские, место это, храм этот, посвящённый святому твоему имени, служащих и молящихся в нём, от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, от нашествия иноплеменников и междоусобной войны, избавь от всяких бед и искушений, и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и испроси нам Его милосердия. О великий и непостижимый Боже, Альфа и Омега, источник и предмет нашей веры! Вот, умилостивление Тебя вверяем святому Иоанну, которого Ты удостоил узнать Тебя, неисповедимого Бога, в неизреченном откровении. Прими его ходатайство за нас, подай нам исполнение прошений наших, во славу Твою: а более всего наполни нас духовным совершенством, к наслаждению жизни нескончаемой в Небесных Твоих обителях. О Небесный Отче, создавший всё Владыка, Дух духов, Всесильный Царь! Коснись перстом Твоим сердец наших, чтобы и они, растаяв, как воск, пролились перед Тобою, и смертное творение духовным стало, в честь и славу Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Как экстренно погасить обиду?
Советы пастырей
Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.
«Отказ от Причастия — это капитуляция перед грехом»
— Если мирянин из-за обиды на кого-то отказывается от Причащения, то тем самым он демонстрирует свою полную капитуляцию перед грехом. Вместо того, чтобы сделать внутреннее усилие, покаяться, исповедаться, обратиться за помощью к Господу, он отказывается от Причащения Святых Таин Христовых. То есть он соглашается с состоянием греха на данный момент и отказывается от единения с Господом в таинстве Евхаристии. Это очень неправильно. И всякая наша обида указывает на нашу слабость, на то, в чем нам стоит над собой поработать до ближайшей Литургии. Ибо жить обидой долгое время — это ад и мучение.
В этом смысле у священника назад дороги нет. Ему предстоит служить Литургию, а Литургия — Царство Божие, явленное на земле. Свет и радость этого Царства превыше каких-то земных обид. Ибо никакие ущемления и несправедливости на земле не сравнимы с изобилием Любви Божией, открывающейся в Божием Царстве. Допустим, кто-то сказал тебе обидное слово, кто-то обманул или предал, а тут Сам Бог открывает тебе двери Рая как Царства Любви. Что для тебя чье-то слово, чье-то предательство, если рядом с тобой Сам Господь, отверзающий райские двери?
Иногда наши немощи сильнее нас. Бывает трудно совладать со своими чувствами. И нужно посмотреть на себя как бы со стороны — увидеть всё безобразие этого состояния противной обиды. А после этого, воздохнув от самого сердца, сказать Господу: «Боже, прости меня грешного, немощного, помоги освободиться от этой обиды, спаси тех, на кого я обижен, даруй мне свободу любви». От такого чистого, сердечного воздыхания на душе станет легче. А на Литургии молись об обидчиках.
Еще важно взглянуть на проблему с совершенно иной стороны. Тот, кто отнесся к нам несправедливо и злобно, сам страдает от своих немощей, мучается от своих недостатков. И значит, он нуждается в нашей духовной помощи. Не мы ущемлены нашим обидчиком, а он сам ущемил себя тем, что вот так поступает с ближними. О нем надо молиться, чтобы духовно помочь ему. И, конечно же, воздавать за зло добром. Только так его душа может опомниться, протрезветь, раскаяться. Через прощение и молитву мы привлекаем в свою жизнь Божию благодать. А благодать приносит духовную свободу, она утешает того, кто понес несправедливость, она преображает тех, кто когда-то другим причинял обиды.
!Обиды бывают не без попущения Божия»
— Священник, как и любой христианин, должен понимать, что любая обида на кого-то является в первую очередь следствием нашей гордости. Понятно, что бывают очень серьезные обиды — как раны. Но чтобы преодолеть чувство обиды, особенно во время Литургии, во-первых, необходимо молиться за обидчика. Это обязательное условие.
Во-вторых, необходимо не воздавать обидой за обиду, злом за зло, которое было причинено нам. Каяться, смиряться, искренне молиться, чтобы Господь помог справиться с этой обидой. В том числе вполне уместно использовать самоукорение, чтобы приобрести смирение, чтобы от обиды действительно не осталось никого следа. В противном случае служение на литургии будет в осуждение священнику, если он будет жить этой обидой и мыслить худое по отношению к обидчику. Потому что одним из древнейших предписаний к совершению Евхаристии были слова Господа: несешь жертву к алтарю — прежде примирись с братом твоим.
Поэтому необходима молитва, не воздаяние злом за зло, самоукорение, смирение, сознание того, что даже если обида была по «человеческой правде» действительно сильная, то она имела место не без попущения Божьего, чтобы, может быть, покрыть какие-то собственные грехи.
«Слово “прости” надо говорить всегда, даже через силу»
— С обидой на кого-то, как мне кажется, ещё не так всё сложно (если случай не слишком «запущенный»). Тем более, если нас обидели напрасно. Потому что мы можем, по крайней мере, этому чувству обиды в себе противиться сознательно и исповедовать это своё противление и несогласие с обидой перед Господом и — служить литургию. Более того, дерзну предположить, что сознательная борьба с греховным чувством обиды и с корнем его — самолюбием — вменяется человеку (и священнику) в духовный труд, даже в исповедничество. И хоть эта борьба непроста, но греха в присутствии и даже тяготении такого чувства нет, если (опять же) сам человек ему противится.
Другое дело — если ты сам кого-то обидел вольно или невольно. Вот здесь дело обстоит сложнее, тем более, если не успел примириться, попросить прощения или это невозможно по тем или иным причинам. Тогда надо сугубо и горько укорять себя перед Господом и осуждать, не оправдываясь, а также молиться за того человека, которого обидел. Просить у Господа прощения, но всё равно служить литургию в полном осознании своего ничтожества, в крайней надежде на милосердие Божие в виду искреннего желания примирения.
Вообще всецелое примирение — это дар Божий, и одного формального произнесения слова «прости» бывает недостаточно. Но все отцы святые говорят, что, если есть возможность это самое «прости» произнести, пусть даже через силу, — обязательно надо это сделать. Просто ради Христа, ради исполнения заповеди о примирении. И даже если человек не откликнется с радушием на такое изъявление покаяния, это всё-таки будет с нашей стороны действительным шагом к примирению. И дальше уже можно продолжать молиться и о самом человеке, и о примирении с ним, надеясь, что появится удобный повод для полного и обоюдного исполнения просимого.
Главное здесь — не соглашаться в сердце с отчуждением и обидой, как с чем-то привычным и допустимым. Просить у Господа о прощении обидчика так, как мы сами хотим, чтобы прощал нас Господь.
«Если не обрывать помыслы,
молитва Богу превращается в её прямой антипод»
— Услышал ваш вопрос и вспомнил, что в течение последних нескольких лет дважды испытывал очень сильную обиду. Помню, не откладывая дела в долгий ящик, ездил к батюшке в соседний с нами храм и каялся в том, что имею это горькое чувство, и молился о тех, кто меня обижал. Это для того, чтобы иметь право приступить к служению литургии.
Потом обе непростые для меня ситуации в разное время обсуждал с епархиальным духовником, спрашивая у него совета, как правильно поступать в каждом из случаев.
Тема, затронутая вами, очень важна, и не только для священника. Постараюсь объяснить почему. Я по натуре человек не обидчивый: кроме тех двух упомянутых мной ситуаций, за двадцать лет служения у престола других и не припомню. Не вспоминаются. Но стоит только прийти в храм на литургию, начать подготовку к проскомидии, как тут же, словно черная стая, слетаются воспоминания о множестве мелких сиюминутных обид, неприятностей, досад. Например, вспоминается, как долго мне задерживали ту или иную иерархическую награду или как обошли каким-нибудь юбилейным крестом и прочая подобная чепуха. На память лезет то, что в реальной жизни меня никогда не беспокоило и никак не волнует. И вдруг чепуха вырастает до размеров проблемы! Как же — обидели!
Имея опыт, зная заранее, что сейчас начнёт проявляться недовольство, готовлюсь отражать помыслы Иисусовой молитвой. И далее в течение всей литургии приходится «стоять на страже». Внимательно слушать самого себя, контролируя все приходящие помыслы. Особенно во время анафоры.
Спросите любого священника: литургия — самая, не подберу другого эпитета, сладкая часть нашей жизни. В то же время это ещё и время высокой духовной борьбы.
Анализируя собственное состояние, мысли, переживания во время других служб, научился вычленять греховные помыслы, приходящие во время молитвы. Чаще всего они одни и те же. Вовремя их обрывать и не отвлекаться на них умом. Это очень непросто, но без этого не обойтись, иначе молитва Богу превращается в её прямой антипод.