если у географички есть дети значит она
Мальчик или девочка? Определяем пол ребенка по признакам
Определяем пол ребенка по признакам во время беременности
Анна Хрусталева редактор
Девочка красоту отбирает
Однако существует и совершенно противоположное мнение. Поскольку у мамы с сыном разные наборы хромосом и различный гормональный фон, мамин организм входит в конфликт с организмом ребенка, и всё это отражается на маминой коже и внешности. А мамин и дочкин организмы ладят гораздо лучше.
Во время беременности под влиянием деятельности гормонов лицо женщины порой довольно сильно меняется. Черты становятся нечеткими, как бы расплывчатыми. На лице и других участках тела появляются прыщи, увеличивается нос, округляется овал лица, даже пробиваются усики. Многих это пугает, но следует помнить, что после родов внешность очень быстро приходит в нормальное состояние.
Однако бывает, что гормоны оказывают совершенно противоположное воздействие. Женщина как бы «расцветает», пропадают мелкие косметические проблемы, которые, возможно, мучили ее раньше, волосы приобретают необычные блеск и густоту.
Оба явления совершенно нормальны, как и отсутствие вообще каких-либо перемен во внешности беременной. Как показывает опыт, эти перемены никак не связаны с полом будущего ребенка. Мамы как девочек, так и мальчиков нередко жалуются на то, что они «обезобразились» в период беременности. В то время как другие женщины, тоже родившие детей обоих полов, замечают, что никогда не выглядели такими красивыми, как в течение этих девяти месяцев.
По всей вероятности, причина тут в благоприятном или неблагоприятном гормональном балансе, который и оказывает влияние на внешний вид будущей мамы.
Сила токсикоза и пол ребенка
Медики обработали сведения о более чем миллионе новорожденных, появившихся на свет с 1987 по 1995 годы. Кроме того, в поле зрения специалистов находились около 5900 женщин, которые в течение первого триместра беременности обращались к врачам с жалобами на тошноту и рвоту. У 56% таких женщин впоследствии родились девочки, а 44%, соответственно, стали матерями мальчиков.
Причина токсикоза до сих пор не выяснена. Возможно, он вызывается повышением нагрузки на печень, ослаблением мышц пищевода, что вызывает меньшую результативность пищеварения, а также растяжением мышц матки. Другие врачи считают главной причиной происходящую в организме гормональную перестройку.
Интересно, что в традиционных обществах о таком явлении не слыхивали, что говорит о доле психологической составляющей в возникновении токсикоза. Это подтверждается также тем, что токсикоз успешно лечится гипнозом. По мнению некоторых врачей, «неосознанные психологические переживания будущей матери (страх, отвержение ребенка) могут проявляться в тех же физиологических симптомах, что и токсикоз. Например, тошнота (наиболее частое проявление токсикоза) может быть напрямую связана с переживаниями страха и отвращения».
Так или иначе, считать сильный токсикоз поводом к ожиданию девочки можно с очень малой долей вероятности.
Оволосение
Часто будущие мамочки жалуются на изменение волосяного покрова. У одних внезапно появляются усики, у других волосы начинают расти на животе или на ногах. У многих темнеют и становятся гуще светло-золотистые волоски на спине или груди. Как правило, это явление считают более-менее верной приметой будущего мальчика.
Причина повышенного оволосения не вызывает споров у ученых. Она связывается с повышением уровня мужских половых гормонов в организме беременной. Однако, как ни логично предположить, что уровень мужских гормонов повышается благодаря плоду мужского пола, это далеко не всегда оказывается верным. Очевидно, причина заключается в изменении гормонального баланса самой женщины, и не связана с полом будущего ребенка.
Живот растет вперед к мальчику!
Любители прогнозов, строя свои догадки, чаще всего ориентируются по форме живота беременной. Это одна из самых распространенных и «достоверных» народных примет.
Состоит она в следующем: если у женщины живот «острый», «огурцом», направленный вперед и ее беременность не видна со спины, значит, у нее будет мальчик. Если же живот «опоясывающий», шарообразный, выступающий и по бокам тоже, то ей следует готовиться к появлению девочки.
Однако нужно заметить, что и эта примета далеко не всегда «работает». Точной статистики на этот счет не ведется, причины этого явления также не занимают ученых. Но по опыту множества родивших женщин, ошибки при таком «диагностировании» случаются сплошь и рядом.
Некоторые пытаются связать пол будущего ребенка с кулинарными пристрастиями беременной. Известно, что у женщин «в интересном положении» резко меняются вкусы в еде, появляются «причуды», ставшие притчей во языцех. Кто не слышал анекдотов о муже, который ночью чуть ли не в пижаме бежит искать для беременной жены шоколад или апельсины…
Страстная поклонница солёных огурчиков в этот период может превратиться в отъявленную сладкоежку, а любительница шоколадок, мороженного и варенья вдруг захочет есть все соленое и острое.
Конечно, врачи дают довольно строгие рекомендации относительно диеты. Но если организм настойчиво требует какого-либо продукта, лучше к нему прислушаться. Как правило, это вызывается нехваткой неких витаминов или микроэлементов. Но и злоупотреблять «запретными» яствами, конечно, не стоит.
Частота ударов сердца
И другие приметы
В своем желании предсказать будущее (а ведь прогноз пола ребенка является его разновидностью) люди порой доходят до абсурда. Вот несколько примет, которые лучше оставить без комментария.
Существуют и еще более экзотические способы определения пола. Часть из них предполагают проведение неких математических операций с возрастом родителей и датой зачатия. По полученному результату определяют пол будущего ребенка.
Подобных методик существует не один десяток. Под некоторые из них подведена «научная» основа, связанная с обновлением крови, происходящим, якобы, раз в несколько лет. Многие подобные методики оформлены в таблицы, и даже специальные программы, вычисляющие пол ребенка по данным, введенным пользователем. Эффективность подобных методик составляет примерно 50% на 50% процентов.
Любители изучения аномальных явлений, связанных с магнитными линиями, энергетическими лифтами и т.п. предлагают беременным свой способ.
Отчасти эта версия подтверждается научными исследованиями: «На примере 3072 младенцев, родившихся в Дании, выяснилось, что сильный стресс, перенесённый родителями накануне или во время зачатия, ведёт к рождению девочек. Проводивший исследование доктор Хансен считает, что психическая травма способствует изменению гормонального баланса, уменьшению кол-ва спермы и даже гибели мужских эмбрионов».
Считается, что в периоды войн и конфликтов, когда погибает много мужчин, рождается больше мальчиков. Также существует теория, что рождение ребенка всегда связано со смертью кого-то из родственников. Конечно, теория печальная, однако вряд ли отказ от рождения детей даст возможность старшему поколению жить вечно.
Верить или нет?
Примет и суеверий по поводу пола ожидаемого ребёнка в человеческой практике накопилось немало. Каким из них стоит верить и стоит ли верить вообще? Вот что говорят по этому поводу мамы, имеющие нескольких детей:
«Мне кажется, нет похожих беременностей, как нет одинаковых детей. У меня есть и мальчик, и девочка. Сейчас беременна в третий раз. Все по-новому, не похоже ни на первую, ни на вторую беременности. Думаю, что нет зависимости между тем, как протекает беременность и полом будущего ребенка».
«Все признаки настолько обманчивы! Если у двоих подтвердилось, то у третьего может не сойтись абсолютно».
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Даже у здоровых родителей может родиться ребенок с нарушениями. Врач-генетик о том, как этого избежать
Каждый из нас — носитель как минимум 10-15 рецессивных мутаций. И они могут передаваться по наследству. Именно поэтому даже у абсолютно здоровых родителей есть риск появления малыша с серьезными нарушениями. Вот почему еще на этапе планирования беременности, а лучше до вступления в брак стоит проверить свой генетический статус. О том, что это такое и кому может помочь специальное тестирование, рассказывает врач-генетик Светлана Голубева.
Что это такое?
— Молекулярно-генетическое исследование — это лабораторный метод, который позволяет определить структуру генов на молекулярном уровне. Тестирование дает возможность выявить особенности (полиморфизмы) либо мутации в строении генов.
Для чего нужно?
— У молекулярно-генетического исследования две основные задачи:
Что представляет собой анализ?
— Материалом для исследования может служить как венозная кровь, так и буккальный эпителий (соскоб со щеки). Из этого материала специалисты выделяют ДНК человека и изучают ее. Ожидать результат анализа в среднем нужно около 2 недель.
Предрасположенность = болезнь?
— Нормальное строение гена обеспечивает определенную функцию или признак у человека. В этом случае речь идет о полном здоровье.
Однако бывают ситуации, когда у человека имеется предрасположенность к тем или иным нарушениям здоровья. Но это еще не значит, что он точно будет болеть. Речь идет о полиморфизме (варианте нормального строения гена). В этой ситуации болезнь проявится под воздействием факторов риска. Например, для гипертонической болезни это будет: ожирение, гиподинамия, курение и так далее.
Если же в структуре гена обнаруживается мутация, это приводит к изменению функции гена и, следовательно, к патологии. В генетике такие типы заболеваний называются «моногенными болезнями», среди них выделяют рецессивные.
Давайте разберемся, как это работает:
Каждая пара находится в зоне риска, но еще на этапе планирования беременности может пройти молекулярно-генетическое исследование и уточнить свой генетический статус.
Современные молекулярно-генетические технологии позволяют определять полиморфизмы и (или) мутации разными способами:
Как паре, планирующей ребенка, понять, что нужно идти к врачу-генетику?
1 вариант. При отсутствии видимых причин дополнительные генетические исследования не требуются. Если терапевт, гинеколог или другой специалист выявляет какие-то особенности в родословной, состоянии здоровья или течении беременности, то женщину (или пару) отправляют на консультацию к врачу-генетику, который составляет индивидуальный план генетического тестирования.
2 вариант. Пары, у которых нет каких-либо нарушений в здоровье, могут самостоятельно пройти генетическое исследование по собственному решению. Например, предсказательное тестирование наследственной предрасположенности к тем или иным заболеваниям. То есть сделать так называемый «генетический паспорт». Благодаря этому скринингу люди могут узнать предрасположенность, например, к артериальной гипертензии, тромбозам, бронхиальной астме или нарушению физиологического течения беременности и заблаговременно провести профилактику этих заболеваний или осложнений.
Еще один вид исследования, который можно планировать самостоятельно, — преконцепционный скрининг носительства рецессивных мутаций. Тестирование позволяет оценить риск рождения ребенка с наследственным заболеванием у конкретной пары. В территориальных сообществах есть свои особенности генофонда. Каждое условно закрытое сообщество накапливает свои рецессивные мутации.
Естественно, вероятность встретиться двум партнерам (супругам) с патогенными мутациями в одних и тех же генах крайне мала. Однако хуже, если родители узнают об особенностях своего генотипа слишком поздно, когда у них рождается ребенок с тяжелым заболеванием. Для этого и нужен преконцепционный скрининг.
Если по результатам исследования оба потенциальных родителя — здоровые носители мутаций в одних и тех же генах, риск рождения больного ребенка будет высоким (25%). В таком случае во время беременности рекомендуют провести дородовую молекулярно-генетическую диагностику для уточнения того, благоприятный или неблагоприятный вариант унаследовал плод.
Тестирование позволяет понять, будет ли будущий ребенок больным, здоровым носителем или здоровым. И в зависимости от результатов врачами и будущими родителями принимается решение о продолжении или прерывании беременности больным плодом. Окончательное решение — за семьей.
Когда возможно проведение молекулярно-генетического тестирования?
— Когда и кому проводить исследование, решает врач-генетик и дает рекомендации, какую лабораторную методику использовать:
1. преимплантационная диагностика (т. е. при ЭКО исследуется эмбрион до переноса в полость матки);
2. пренатальная диагностика (исследуется плод во время беременности);
3. постнатальная диагностика (исследуется ребенок после рождения или взрослый человек). Уточняется причина генетического заболевания, определяются риски для других членов семьи.
Какие рецессивные мутации распространены в Беларуси?
— В нашей стране, как и во всех остальных, есть условно свои, наиболее часто встречающиеся наследственные заболевания:
Самые распространенные из них — первые два. В Беларуси проводится скрининг новорожденных на эти заболевания. Больные дети нуждаются в пожизненном дорогостоящем специфическом лечении. Преконцепционное молекулярно-генетическое тестирование позволяет определить проблему еще на этапе планирования ребенка, а также во время беременности.
Преконцепционный скрининг носительства рецессивных мутаций пациенты могут планировать самостоятельно. Но сориентировать пару в целесообразности проведения тех или иных видов генетического тестирования может только квалифицированный генетический консультант. Он определит, какие исследования необходимы в каждом конкретном случае.
В нашей школе была потрясающая географичка — Галина Ивановна. Уже пожилая женщина, с колоссальным опытом работы, сумевшая каким-то образом сохранить искреннюю любовь к детям. А когда педагог любит детей — дети обычно любят педагога. Любили и Галину Ивановну. Она увлеченно рассказывала про страны и континенты, умела найти подход даже к второгоднику Илье Магазинову, который, как мы считали был умственно отсталым и нюхал клей, и ставила двойки только в крайних случаях.
А еще Галина Ивановна заменила нам «Википедию». Интернета в те годы мы отродясь не видали, а класс у нас был не сказать, чтобы очень любопытным, но и не совсем равнодушным. Однажды Галина Ивановна сказала: вы говорите мне, о чем хотите узнать, даже пусть это и выйдет за рамки предмета, а я буду готовиться и на факультативах вам об этом рассказывать.
Факультативы начинались в 7 утра по вторникам, за неделю до этого определялась тема (в порядке очереди).
Я, помню, хотел узнать про Че Гевару. Как-то вечером смотрел новости, диктор рассказывал про выступление каких-то леваков в Европе. Поставили видеоряд, на кадрах — один из протестующих швырялся камнями по полицейским, будучи в футболке с Че Геварой. Мне он безумно понравился — не парень с камнями, а образ на футболке, — я захотел обязательно все о нем разузнать. Первым делом задал вопрос родителям, но те смогли сказать лишь, что это кубинский революционер Че Гевара. И все. Я думал, будто его так и зовут — одни словом — «Чегевара». Родительской информации не хватило и для более подробной справки я решил обратиться к нашей Галине Ивановне.
Географичка здорово подготовилась и целый урок рассказывал нам о кубинской революции, о Фиделе Кастро, о Че Геваре, о его героической борьбе и смерти в Боливии. Кроме меня на факультатив пришло еще человек десять. Я помню, что после того памятного урока мы дали нашей учительнице такое прозвище — Чегевара. Я и сейчас убежден, что оно не обидное, а наоборот — довольно почетное и невероятно подходящее. Она, как тот кубинский романтик, совершала революцию в нашем сознании, совершенно беззаветно работала, будучи старенькой — приходила в школу ни свет ни заря, готовилась, сидела по библиотекам.
За несколько лет учительница рассказала о множестве самых интересных вещей: от строительства египетских пирамид, до того, как устроена орбитальная станция «Мир» (тогда ее еще не утопили). Ну а потом Галина Ивановна ушла на пенсию — оказалось, что ей было уже чуть ли не 80 лет. Мы провожали географичку-«Чегевару» всем классом, а Илья Магазинов — токсикоман и второгодник — даже заплакал.
Сейчас, наверное, ее уже нет в живых, но я всегда буду помнить нашу замечательную «Чегевару».
Лига Педагогов
1.1K поста 4.7K подписчиков
Правила сообщества
Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.
3. Оскорблять участников сообщества;
4. Писать не по теме;
У нас такая учительница по руслиту была, Екатерина Анатольевна (к счастью, и сейчас живёт и здравствует). Ставила нам записи с квартирников и вела факультативы тоже, с удовольствием вспоминаю, как обсуждали «Доктора Живаго» и «Мастера и Маргариту».
А школа не 593 случайно? У нас тоже была Галина Ивановна по географии)
Она, как тот кубинский романтик
Чемпионат России по географии
Привет, Пикабу! Это мой первый пост, хотя читаю давно и часто. Хочу поделиться с вами позитивным примером того, что происходит в российских школах, а то все одна грязь да чернуха в основном в сети.
Я работаю учителем географии. Много лет назад (4 года, если точнее) пришла в голову идея провести что-то необычное для детей. Решил пригласить в школу серьезных географов и известных путешественников. К моему удивлению, удалось провести «Неделю географии», в которой поучаствовали преподаватели МГУ, блогеры Сергей Доля и Илья Варламов, игроки женской команды ЦСКА, автор архитектурного путеводителя по Москве и еще много кто. Детям такое уж точно запомнилось (я проверял).
Как только «Неделя» завершилась, мы с братом, тоже учителем географии, решили пойти дальше и придумали «Чемпионат России по географии». Мы сделали простенький сайт на бесплатном конструкторе, создали группу в Вк, затем долго и упорно поштучно собирали электронные адреса школ из разных уголков России.
Трезво оценив свои силы, мы ожидали собрать команд 20-30. Однако, за пару недель получили более 700 заявок!
Осталось только придумать сами задания, но это у нас получается неплохо. В общем, с января по март школьники из большинства субъектов Российской Федерации отвечали на труднейшие вопросы, узнавали много нового и развивали всякие полезные в современном мире навыки, вроде работы в команде или поиска информации в Интернете. Да, гуглить мы не запрещаем, а даже всячески поощряем это дело, тем более даже с такой подсказкой далеко не все справляются со всеми задачами.
Урок ужаса
7 вещей которые дети наследуют исключительно от отцов
Генетика — одна из самых загадочных и интересных наук.
Генетика — одна из самых загадочных и интересных наук. Конечно, ребенок наследует гены обоих родителей, но если у отца есть доминирующие черты, то скорее всего, они достанутся и вашим детям. Оказывается, генетика влияет не только на цвет глаз и телосложение, от нее зависит любовь к риску и даже поза во сне!
Генетические особенности, которые дети наследуют от отцов:
Заболевания сердца – согласно исследованиям, которые проводили ученые Университета Лестера, мужчины-носители определенного типа хромосомы, почти на 50% чаще подвержены заболеваниям, поражающим коронарную артерию. При определенных обстоятельствах, эта особенность передается сыновьям.
Психические расстройства – среди психических расстройств, которые передаются от мужчин к детям – шизофрения и СДВГ. С возрастом отца риск повышается, поскольку с годами ДНК мужчины изменяется. Что касается женщин, то они рождаются с определенным набором яйцеклеток, а их ДНК не меняется на протяжение всей жизни.
Кривые зубы – мужские гены, отвечающие за зубы и форму челюсти, сильнее, чем женские. От отца ребенок может получить не только кривые зубы, но и слабую эмаль.
Проблемы с бесплодием – ученые утверждают, что низкое качество спермы может быть генетической проблемой. Если ребенок родился в результате ЭКО, то, скорее всего, так же будет страдать от бесплодия.
Пол ребенка – мужские гены определяют пол будущего ребенка. Прогноз можно сделать, изучив генеалогическое дерево отца. В случае, если сперма несет Х-хромосому, то соединившись с Х-хромосомой матери – будет девочка. А если в сперме заложена Y-хромосома – мальчик.
Цвет глаз ребенка – поскольку мужские гены доминируют над женскими, черты лица и цвет глаз, скорее всего, будут такими же, как у отца.
Рост ребенка во многом зависит от отцовских генов. У высоких отцов рождаются высокие дети.
Немного об интеллекте:
1. Интеллект не передается от отца к сыну. То есть, если отец гений, то его сын 100% не унаследует этих генов.
2. Идиотизм не передается от отца к сыну. Если отец законченный кретин, то его сын не будет таким же идиотом (тут природа мудро поступила).
3. Интеллект от отца может передаваться только дочери. И только наполовину.
4. Унаследовать интеллект мужчина может только от своей матери, который она, в свою очередь, унаследовала от своего отца.
5. Дочери гениев будут ровно наполовину умны, как их отцы, но их сыновья будут гениями. Если их отец тупица, то дочери будут ровно наполовину тупицами, чем их отцы.
6. Поэтому гениальных женщин почти не существует, как и не существует стопроцентных идиоток-женщин. Зато мужчин-гениев и мужчин-тупиц очень много. Отсюда и поколение неудачников-алкашей, матерей-одиночек, а также нобелевские лауреаты (почти все мужчины).
1. Чтобы спрогнозировать умственные способности своего сына, гляди на отца своей жены (если он академик, то твой сын тоже будет умным).
2. Твоя дочь получит половину твоего ума. Но и половину твоей дебильности. По интеллекту она будет ближе к тебе. Ее сын получит все твои умственные способности. Хочешь умное поколение — мечтай о дочери.
3. Твои умственные способности от мамы, а вернее от дедушки.
1. Твой сын по уму — копия твоего отца, и ругать его “ты такой же тупой, как твой отец” — не совсем верно.
2. Твоя дочь по воспитанию будет как ты, но по уму как ее отец. Её же сыновья будут умственными копиями ваших мужей.
География МГУ как отговорить ребенка
Ребёнок знает, чего хочет, не мешайте ему, это- хорошее образование. И вот вам для успокоения)
Выпускники могут занимать должности:
научного сотрудника,
инженера по охране окружающей среды,
инженера-геолога,
инженера-эколога,
экономиста-демографа,
экскурсовода,
менеджера по туризму,
инструктора по туризму,
специалиста по корпоративному отдыху,
директора туристической фирмы (клуба активного отдыха),
учителя географии.
Выпускники работают в средних общеобразовательных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, техникумах, колледжах и т. д.),
Могут выступать в качестве ученых-исследователей, консультантов по различным областям географии (в зависимости от профиля и дальнейшей специализации).
Выпускники работают в природных, экологических, производственных, управленческих, социальных, рекреационных, общественных организациях.
Служат в заповедниках и природных национальных парках, на метеорологических и сейсмологических станциях.
После окончания магистратуры и аспирантуры — преподавать в специальных и высших учебных заведениях, заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Вот тут можно посмотреть, где можно работать https://www.hse.ru/ba/geography/
В МГУ много интересных кафедр есть.
Человек с хорошим образованием по любимому профилю не пропадет. У географов есть ниши, где специалисты вполне финансово успешны.
Я б, скорее, порекомендовал хорошо обдумать то, что это полевой факультет. Долгие полевые практики, м.б. и постоянные командировки потом.. Для девочки сложно может быть.
ФГОСы поменялись, поэтому сейчас консерватизм уже другой, по новым ФГОСам.
Я училась раньше Вас, и тогда, как Вы пишете, квалификацию присваивали, но не было отдельного педфакультета и надо было просто провести занятия по специальности где-то в МГУ. Потом это отделили в отдельный факультет https://www.msu.ru/info/struct/dep/teach.html
Вообще, мне, как выпускнику МГУ, предлагали преподавание в школе без всяких записей в дипломе и без допкорочек.
В свое время были какие-то изменения, что специалисты из вузов могут вести свой предмет без педобразования.
Если сейчас и есть требование в педобразовании, то, думаю, это оформляется посещением платных курсов, на которые ходить необязательно и за которые платит сама школа.
В итоге, это не та проблема, чтоб ей заморачиваться мгушнику. Так или иначе вопрос решается, было бы желание.
симпатишная правда, такая крохотулечка-девочка.
Тогда же были планы постепенно распространить предоставление этой квалификации без допзанятий на все факультеты. Уж не знаю, получилось ли.
Вы автор?
Знаете, если это увлечение у нее не месяц назад началось, и трудности полевого факультета ее не пугают (там все не так страшно, на самом деле), то не надо ее отговаривать.
Трудности будут везде, но лучше решать их на любимой работе, а не.
1. Ребенок решила, она должна сама выбирать. Вы не можете вообще предвидеть последствий ее решения, как впрочем и своего продавливания. Мои родители тоже были не в восторге от моего выбора, а оно оказало огромное влияние на жизнь всей семьи. Буквально спасло.
Ну и сколько я слышала сожалений от уже взрослых людей, родители которых продавили, отправили учится на «перспективное».
2. Вам надо признать, что ваш кругозор очень узок. Вы нифига не ориентируетесь в данном предмете, поэтому не видите перспектив.
3. В МГУ можно параллельно учится на других факультетах (если бюджет конечно), да и вообще движуха хорошая. Если девочка активная и толковая, она откроет для себя много дополнительных дорожек. МГУ дает много знакомств.
4. Не обязательно работать по специальности. Можно уходить в другие сферы.
5. Забудьте старую схему: выучился на географа, 40 лет потом им работаю. Люди даже сейчас вынуждены достаточно часто менять направление работы, а через 10-15 лет это будет норма (для интеллектуальных спецаиальностей).
Найдите своему голосу достойное применение пока дров не наломали и мотивацию ребенка в асфальт не закатали.
Вот стало любопытно: а почему межнариков по географии готовят не на географическом факультете МГУ, а в физтехе? МФТИ наше все?
Это, правда, пока первое впечатление от начала 1 курса, что будет дальше, поглядим.
Когда я училась (не в МГУ) я заканчивала одновременно дневной и вечерний, но второй факультет шел как второе высшее и был платным. И это было не просто, по крайней мере с одновременной подготовкой двух дипломов я задолбалась.
Сейчас есть всякие варианты факультетов «двух дипломов», но там обычно все же смежные специальности и это не на выбор, а программа заранее строго определена. То есть все же не совсем то же, что закончить два факультета.
Теоретически,наверное, второе высшее платно может получать кто угодно, почему нет. На платное много где принимают копию диплома. Так что теоретически, если хватает сил, то поступаешь и учишься где-то ещё.
Но в МГУ не очень представляю, куда можно приткнуть второе образование, у дочки по 4-5 пар 6 дней в неделю. С 9 до 19. И хотя она шустрая, успевает сверх того и работать, и гулять, но ещё куда-то всунуть 3- 5 пар каждый день даже она бы не справилась, пожалуй. А очень хотелось, на самом деле, выбирала между двумя направлениями. Сейчас второе направление стало ее подработкой и хобби)))