если в кафе не понравилась еда что делать

Жуём бесплатно. Как не платить в кафе, если не понравилась еда

Наконец-то открылись летние кафе и веранды. Но что делать, если за время пандемии в заведениях испортилась кухня? А может, в вашей тарелке оказалось то, чего там быть не должно? Разбираемся, за что нужно платить в ресторане, а где закон защищает ваши права на бесплатный ужин.

Я ем, но мне не нравится

Некоторые клиенты общепита любят пробовать в ресторанах новые и экзотические блюда, а другие всегда во всех заведениях заказывают салат «Цезарь» и зелёный чай. Но независимо от того, экспериментатор вы или нет, любое блюдо может быть плохо приготовлено. Даже картофельное пюре или гречка.

Удары цен точно в голову. Магазины заставляют вас покупать, используя эти приёмы в акциях и скидках

Допустим, блюдо вам не понравилось, закон «О защите прав потребителей» в данном случае — на стороне заведения. Заказ еды — это устная договорённость между клиентом и общепитом. А вкусовые предпочтения — это субъективная причина. Может, салат или суп не нравится вам, но понравится другому клиенту. Кафе не станет менять рецепт под каждого гостя.

Нормы права в этой истории не действуют. Поэтому расплатиться за невкусный ужин всё равно придётся. Если вам совсем не нравится еда, можно попросить повара переделать ваш заказ. Но тут нужно проявить деликатность и вежливость, чтобы не обидеть повара и официанта, которые могут плюнуть вам в тарелку, если вы как-то их расстроите.

Я ем, а там всё плохо

если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть фото если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть картинку если в кафе не понравилась еда что делать. Картинка про если в кафе не понравилась еда что делать. Фото если в кафе не понравилась еда что делать

На плохо приготовленную еду можно жаловаться. Но «плохо» не в смысле «невкусно», а в смысле «некачественно». Пережаренное мясо или недожаренное, блюдо подано холодным, хотя должно было быть горячим, вместо баранины вам принесли свинину, а вместо утки — курицу, в тарелке плавает муха — эти ситуации или подобные можно обсуждать с официантом, поваром или администратором заведения.

Правила оказания услуг общественного питания регламентируют все требования к предоставляемой услуге. Если что-то не соблюдено, клиент вправе отказаться от заказа и потребовать заменить блюдо на такое же или аналогичное в той же ценовой категории.

Как правило, заведения идут навстречу и не раздувают скандал, а выполняют просьбу посетителя. Иногда ещё и комплимент дают — десерт или напиток, например.

Я ем, но я просил без лука

Предположим, вы очень любите салат «Греческий». Но у вас вечером свидание, поэтому лук в салате может стать причиной неудачной встречи. Вы можете попросить, чтобы лук вам не клали. Но что делать, если вы попросили, а лук всё равно оказался в вашей тарелке?

Источник

Как не платить за некачественную еду в ресторане

В ресторане я заказал драники со сметаной, а принесли более дорогие драники с лососем. Мы с женой их съели, но только под конец поняли, что нам подали не то. Администрация ресторана не поверила нашему рассказу, и в счет включили драники с лососем. Мотивировали тем, что мы это съели и не попросили заменить. Поэтому платить должны за то, что съели, а не за то, что заказали. Кто прав?

В другой раз в ресторане принесли остывшую пиццу. А она не такая вкусная, как только из печи. Могу ли я попросить заменить пиццу на горячую и свежевыпеченную? Что говорит закон?

В ресторане вас защищает закон о защите прав потребителей и правила оказания услуг общественного питания. За некачественное блюдо и блюдо, которое вы не заказывали, можно не платить. Но ресторан не всегда согласен с клиентом.

Как устроены отношения посетителя и ресторана

Посетитель ресторана — это заказчик услуги, а ресторан — исполнитель. Между ними происходит сделка, которая не подтверждена письменным договором, — то есть устная сделка. Так можно, если закон не требует обязательной письменной формы. Здесь как раз такой случай.

Письменный договор между посетителем и рестораном мог бы выглядеть так: ресторан обязуется принести блюдо по требованию посетителя, а посетитель обязуется его оплатить в полном объеме. Но только при условии, что это то блюдо, которое посетитель заказал. Значит, в ресторане оказывают услугу: предоставляют столик в аренду, принимают заказ, готовят блюдо и приносят его.

Когда посетитель приходит в ресторан, садится за столик, рассматривает интерьер и изучает меню, на самом деле он решает, хочет ли воспользоваться услугой. Иными словами — изучает договор. Когда заказывает блюдо — подписывает договор. Затем он ждет, пока ресторан исполнит обязательства — официант принесет еду. И вот посетитель получает свое блюдо. Если условия договора выполнены, он оплачивает счет.

О чем должен сообщить официант

Чтобы сделать правильный выбор, вы должны узнать все о блюде, которое собираетесь заказать. Для этого официант или другой представитель ресторана обязаны дать вам полную информацию. И необязательно через меню.

Вот что вы имеете право узнать до заказа:

Если принесли не то, что заказали

Если вы заказали устрицы, а принесли свинину, вы имеете право не оплачивать блюдо. Но об этом следует сказать до того, как это блюдо съедите. Иначе можно было бы питаться в ресторанах бесплатно: съедать блюдо и говорить, что заказывали другое.

Вы не должны платить за то, чего не заказывали, потому что товар не соответствует тому, который заявлен в договоре. Это как заказать в интернет-магазине туфли, а получить светильник. Но важно сказать, что получили другое, сразу, а не после использования — то есть светильник или свинина должны сохранить товарный вид.

Бывают ситуации, когда на кухне заканчивается какой-то продукт и повар решает заменить его на другой. В нормальном кафе или ресторане клиенту об этом сообщат заранее и спросят, согласен ли он с этим или предпочтет заказать другое блюдо.

Часто ингредиенты заменяют в салатах: вместо кинзы кладут петрушку, а перепелиные яйца заменяют куриными. Даже если один ингредиент заменен или отсутствует, за блюдо можно не платить или попросить скидку. Потому что блюдо не соответствует тому, что вы заказывали.

Если попросите заменить или убрать ингредиент, а принесут блюдо без изменений, значит, оно также не соответствует заказанному. При этом неважно, по какой причине вы просите не класть вам руколу: аллергия или нелюбовь к зелени. Вы вносите изменения в договор, а ресторан их не учитывает.

Иногда рестораны дарят посетителям «комплименты»: стакан фирменного напитка, капкейк или мороженое. Говорят, что это бесплатно, а потом включают стоимость в счет. Посетитель может не оплачивать подарок, поскольку также не заказывал его. Ресторан обязан предупредить о любых дополнительных платных услугах.

Еще ресторан обязан донести до вас информацию о весе готового блюда. Поэтому, если заказали 350 г салата, а принесли визуально намного меньше, можно попросить принести весы с кухни и взвесить блюдо при вас. Если окажется, что вес отличается от указанного в меню, предложите заменить блюдо или откажитесь от него без оплаты, потому что подобная ситуация — это обман потребителя. За это ресторан могут оштрафовать на сумму до 50 тысяч рублей.

Эта ситуация маловероятная. Обычно рестораны взвешивают блюда перед подачей и строго дозируют ингредиенты. Даже если визуально кажется, что салата мало, вес может быть точным за счет заправки: масла, винного уксуса или сметаны. Но у гостя по закону есть право проверить вес блюда.

По некоторым блюдам сложно понять, что это такое, если его не попробовать. Например, если речь идет о начинке: заказали вареники с картофелем, а принесли с лососем. Если вы попробовали блюдо и поняли, что получили не то, сразу зовите официанта и просите заменить. Это тоже несоответствие полученного товара заявленному. Главное, требовать замены сразу, а не тогда, когда вы уже съели блюдо.

Если принесли некачественное блюдо

Ресторан обязан предоставить товар или оказать услугу, которые будут пригодны для использования. То есть блюдо, которое вам принесут, должно быть съедобным и не должно навредить здоровью. Ресторанам не запрещают предлагать фирменные или экзотические блюда, но потребитель должен заранее понимать, что он получит.

Закон однозначно не устанавливает, что считать качественным или некачественным блюдом. Существуют только требования санпина, которым должна соответствовать продукция. Например, в ресторанах запрещено подавать готовые блюда на следующий день или замораживать их для подачи в другие дни.

Есть несколько признаков, что вам принесли некачественное блюдо.

Подгорело или недоварилось. Блюдо переварили или пережарили, и вы получили почерневшую картошку и горелый пирог. Правда, если вам принесли такое странное на вкус блюдо, не торопитесь с выводами: возможно, это фишка ресторана. Я была в пиццерии, где подавали подгоревшую пиццу и утверждали, что это их фирменное блюдо.

Растаяло или остыло. По моим наблюдениям, остывшая еда — самая частая проблема. Если принесли растаявшее мороженое, попросите другое. А если остыла пицца или плов, просите заменить или подогреть.

Из испорченных продуктов. Если сыр с плесенью, скорее всего, обычный ингредиент, то прокисшее ризотто — некачественное блюдо.

Посторонние предметы. Самое частое — волос в супе. Но я встречала даже кусочки пластика в выпечке. Если предмета в блюде быть не должно, значит, блюдо некачественное.

Если обнаружили, что блюдо приготовлено некачественно, можете потребовать устранить недостатки, приготовить заново или заменить на другое аналогичное. Например, можно попросить подогреть холодную пиццу или заменить ее на ту, что только достали из печи. Либо просить скидку.

Если вы поняли, что блюдо было некачественным, только после того, как его съели, — это повод обратиться в суд. Такое может быть, если вы почувствовали себя плохо из-за постороннего предмета в блюде или испорченных ингредиентов.

Но сначала обратитесь за медицинской помощью, чтобы зафиксировать факт плохого самочувствия. Так, жительница Якутска сходила на банкет, а потом подала в суд на ресторан: она и другие гости отравились едой. По закону ресторан должен оказывать безопасные для здоровья и жизни услуги. Чтобы доказать, что причиной отравления стала еда именно из этого ресторана, женщина обратилась в компанию, которая проводит независимые экспертизы. Выяснили, что блюда не соответствуют требованиям о безопасности пищевой продукции, и нашли золотистый стафилококк у одного из поваров. В итоге суд встал на сторону посетителей и обязал ресторан заплатить штраф, компенсацию морального вреда и возместить убытки.

Суд может встать на сторону заведения, если потребитель не смог доказать, что отравился именно из-за еды в этом ресторане. Так, в Красноярске 15 посетителей ресторана отравились на банкете и тоже подали в суд. Некоторым пострадавшим в больнице поставили диагноз «сальмонеллез». Но суд отклонил иск и указал, что сальмонеллез может передаваться в бытовых условиях, — значит, гости могли заразиться в другом месте, а ресторан тут ни при чем.

Если заставляют платить

Я заметила, что в ресторанах премиум-класса и крупных ресторанных сетях любую ошибку обычно признают и исправляют. Чтобы загладить вину за условный волос в супе, официант принесет не только новый суп, но и предложит бесплатный десерт, напиток или значительную скидку. Но так бывает не всегда. Если владельцы ресторана считают каждую копейку и не дорожат своей репутацией, даже за суп с мухой заставят платить.

Если не хотите слышать вслед оскорбления и переживать, правильно ли поступили, вот инструкция, как решить ситуацию:

Чтобы избежать таких ситуаций, советую тщательнее выбирать ресторан. Если подыскиваете место на один вечер, посмотрите отзывы о заведении. Если в ресторане уже случались неприятные ситуации, скорее всего, клиенты напишут об этом в отзывах на специализированных сайтах или на «Трипэдвайзоре».

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Можно ли отказаться от еды в ресторане, если она невкусная? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане

если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть фото если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть картинку если в кафе не понравилась еда что делать. Картинка про если в кафе не понравилась еда что делать. Фото если в кафе не понравилась еда что делать

Гипотетическая ситуация: в ресторане вам приносят заказанное блюдо, вы пробуете — и понимаете, что съесть его не сможете. Что на вкус оно как несвежие носки, вдобавок пересоленные и пережаренные. Что делать? Учинить скандал и потребовать замену, ведь клиент всегда прав? The Village спросил у юристов, можно ли отказаться от малосъедобной еды, если вы по собственной воле выбрали её в меню.

если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть фото если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть картинку если в кафе не понравилась еда что делать. Картинка про если в кафе не понравилась еда что делать. Фото если в кафе не понравилась еда что делать

Александр Пашинцев
юридическая фирма «Эксперт-Т»

Исходя из общих положений закона «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п. 1, ст. 4). Пункт 3 этой же статьи гласит: «Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, он обязан передать товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями».

То есть если потребитель поставил в известность исполнителя о том, что он желает употребить вкусное для него блюдо, а исполнитель согласился на исполнение данного договора без дополнительных уточнений, то потребитель вправе требовать:

безвозмездного устранения недостатка;

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, при этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь.

Но в данном случае стоит учитывать, что не была соблюдена простая письменная форма договора. А значит, бремя доказывания условий договора и обстоятельств, при которых данный договор был заключён, ляжет на стороны в равной мере. Причём стороны будут лишены права ссылаться на свидетельские показания. При этом стоит отметить, что при заключении договора путём заказа блюда из меню без дополнительных условий факт того, что еда оказалась невкусной для данного конкретного потребителя, не даёт ему права предъявлять вышеуказанные требования.

Что касается ситуации, когда принесли блюдо с ингредиентом, не указанным в меню, — стоит понимать: это обычный ингредиент данного блюда, либо новшество? Если обычный, то потребитель не может отказаться
(либо он до начала приготовления должен был указать на нежелательность ингредиента в блюде). Если новшество — то тут уже исполнитель обязан был заранее предупредить клиента, так что от блюда можно отказаться.

София Мацола

руководитель юридической службы Союза потребителей Петербурга

На самом деле понятие «невкусная еда» довольно субъективно. Отказаться от исполнения договора на оказание услуг, коим является наш случай, можно в том случае, если речь идёт об объективных недостатках: например, если вам принесли блюдо, приготовленное из просроченных продуктов. Или бывают случаи, когда в еде попадаются инородные объекты, что для клиента-потребителя не очень приятно. Но в подобных случаях рестораны и прочие сети общественного питания урегулируют ситуацию полюбовно, не придавая огласке происшествие. В противном случае при некачественном оказании услуг у потребителя есть право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

По поводу возможности отказа от блюда, если вы его попробовали и оно субъективно показалось вам невкусным, не могу предложить никакой нормы права. Но знаю, что хорошие рестораны при наличии жалобы от клиента, например, на недосоленное или пересоленное блюдо в целях сохранения клиентской базы всё-таки меняют заказ и приносят то, что ему нравится. Существуют «Правила оказания услуг общественного питания», но они также регламентируют порядок отказа от договора лишь при наличии недостатков оказанной услуги.

если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть фото если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть картинку если в кафе не понравилась еда что делать. Картинка про если в кафе не понравилась еда что делать. Фото если в кафе не понравилась еда что делать

Эльдар Кабиров
владелец ресторана Red. Steak and Wine

У нас были такие случаи, но очень-очень мало. Мы забираем блюдо и предлагаем альтернативный вариант. То блюдо, которое не понравилось, убираем из счёта.

Тут нет одного решения, нужно смотреть в контексте. Если ты идёшь в, условно, мишленовский ресторан, то тебе будут предлагать альтернативу по блюдам. Но деньги ты заплатил, и тебе их не вернут. Те рестораны, которым важен имидж, поступают максимально лояльно. Но гость должен понимать, куда он идёт. Если он идёт в стейк-хаус, а хочет получить пасту, то тут не о чем разговаривать.

Источник

Если не вкусно — можно не платить?: 10 наивных вопросов про общепит, которые вы стесняетесь задать

Можно ли не платить за блюдо, если оно вам просто не понравилось?

С точки зрения закона (здесь и далее имеется в виду « Закон о защите прав потребителей ») продавец «обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию» (статья 4). А вот дальше начинаются нюансы. Хорошо, если в заведении есть красочное меню с фотографиями и фото реального блюда будет очевидным образом отличаться от фотографии в меню. Если картинок нет, то можно опереться на описание, и если в меню указана баранина, а вам принесли свинину, — это вполне основательная причина для отказа. Претензии можно предъявить и к свежести продуктов (статья 7). Но если вам просто не понравился вкус, то единственное, что вы реально можете сделать, — это не заказывать его впредь. Вкусы у людей разные, и порой одна и та же еда вызывает совершенно противоположные оценки. Кстати, в заведениях, которые действительно дорожат репутацией, за блюдо, которое клиент не стал есть, лишь попробовав, могут просто не взять денег.

Может ли ресторан потребовать деньги за разбитую тарелку, сломанный стул и т. д.?

Нет. И совершенно не важно, есть ли в заведении конфликт-меню (цены за сломанное и разбитое). Разве что возможность что-то разбить или сломать не входит в список услуг заведения, и вы именно за ними и пришли. Любые штрафные санкции на гражданина может наложить только суд. И ресторану придется доказать, что ущерб был нанесен намеренно. Правда, в этом случае, если вы действительно устроили дебош, заплатить придется не только за нанесенный ущерб, но и судебные издержки.

Что делать, если у вас нет наличных, а в ресторане не принимают карты, но вас об этом не предупредили?

Если информация о возможности приема карт есть в заведении (на дверях, на кассе), то это можно считать офертой и требовать её исполнения. Так что вы с чистой совестью можете предложить принять плату именно этим способом. Или предложить расплатиться позже (когда «безнал» заработает). Впрочем, в наше время это довольно редкая ситуация. В большинстве случаев вам просто предложат перевести сумму на личный счёт. Это, кстати, распространенный способ воровства персонала у заведения.

если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть фото если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть картинку если в кафе не понравилась еда что делать. Картинка про если в кафе не понравилась еда что делать. Фото если в кафе не понравилась еда что делать Брать деньги за выступления артистов заведение вправе, только если заранее предупредило посетителя об этом

Могут ли включить в счёт обслуживание или концертную программу?

Только если вы заранее об этом предупреждены. Такая пометка должна стоять в меню (пусть и меньшим размером шрифта) или об этом скажет перед приемом заказа официант. Вообще, включение в счёт «обслуживания» — это форма манипуляции. Вам предлагают приемлемые на вид цены, но пытаются взять больше денег. Если посетитель хочет оставить чаевые, то пусть сделает это по своему усмотрению.

Могу ли я сесть там, где мне вздумается?

Формально никаких ограничений, однако в реальности управление посадкой в зале — задача персонала. Какие-то столы могут быть зарезервированы посетителями, которые ещё не подошли, какие-то официант может держать, зная, что чуть позже в заведении появляются компании. В общем, этикет предписывает сначала подождать официанта или хостес, которые предложат вам свободные столики. И если ни один из вариантов вас не устроит, уже потом спросить, можно ли сесть куда-то ещё. Но, конечно, вы можете повести себя по-хамски и сесть куда вздумается. Закон этого не запрещает.

если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть фото если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть картинку если в кафе не понравилась еда что делать. Картинка про если в кафе не понравилась еда что делать. Фото если в кафе не понравилась еда что делать Принести еду с собой можно, только если в заведении не против

Почему нельзя прийти со своей едой (и напитками), если у меня диета, я придерживаюсь кашрута/халяля/веганства и т. д.

А можно встречный вопрос: зачем вам идти в ресторан, если у вас с собой еда? Съешьте ее там, где вам будет удобно. В некоторых случаях рестораны разрешают прийти со своим вином (правда, и тогда нужно будет заплатить «пробковый сбор» за право выпить бутылку в зале). Куда реже питейные заведения временно не возражают против закусок (если собственная кухня не работает). Но в целом попытка «прийти со своим» в заведение без крайней нужды — это хамство. Другой вопрос, что в нормальном заведении не будут делать из этого скандала.

если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть фото если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть картинку если в кафе не понравилась еда что делать. Картинка про если в кафе не понравилась еда что делать. Фото если в кафе не понравилась еда что делать С другой стороны, если у вас действительно какая-то сложная диета и вы заказали в заведении что-то (например, чай), то в порядке исключения сотрудники кафе могут закрыть на это глаза. Могут, но не должны

Почему чай, пакетик которого стоит 5 рублей, мне продают за 150 рублей?

Наценка заведения не равна его прибыли. Даже у самого скромного кафе масса издержек (аренда, зарплата персонала, налоги и т. д.). Ресторан продает не чай или бокал пива, а услугу — возможность провести время в заведении с чаем, пивом и т. д. Если цена вам кажется чрезмерной, просто не заказывайте напиток. Запредельно высокая наценка на чай — это ещё и способ фильтрации посетителей. Таким образом заведение защищается от тех, кто захочет использовать его как место для посиделок, офис и т. д. Ведь если вы занимаете стол, ничего не заказывая, за него не сможет сесть тот, кто может позволить ресторану заработать.

Можно ли попросить бесплатный стакан воды?

В России это никак не оговаривается. В Европе вода часто входит в обязательный набор (наравне с приборами, салфеткой), но и там в конкретном заведении ее может не быть, поскольку существовавшие ранее законы на этот счёт уже не действуют. В любом случае это дополнительный сервис, которым ресторатор пытается сделать пребывание в заведении приятным. Важный нюанс: когда вы просите воды, уточните, что это простая вода из-под крана. Иначе официант принесет вам дизайнерскую бутылочку по цене 5-литрового бутыля и будет формально прав.

Можно ли попросить у официанта таблетку«от головы»?

Нет. То есть официант может дать вам любое лекарство. Но только как знакомый дает лекарство знакомому. Кафе — не лечебное учреждение и не имеет права оказывать такого рода услуги. В заведении, конечно, должна быть аптечка, но она предназначена для оказания первой помощи.

если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть фото если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть картинку если в кафе не понравилась еда что делать. Картинка про если в кафе не понравилась еда что делать. Фото если в кафе не понравилась еда что делать

Почему в аэропорту всё гораздо дороже, чем в тех же ресторанах в городе?

Для этого есть две причины. Объективная состоит в том, что поток покупателей в аэропорту может быть неоднородным и время от времени заведение стоит пустым. Но, как несложно убедиться, цены высоки и там, где пассажиры есть всегда. В этих случаях рестораторы объясняют высокую наценку высокой ставкой аренды, которую установил аэропорт (ему же тоже нужно как-то зарабатывать). Но в реальности всё проще. Аэропорт — замкнутое пространство с ограниченным предложением. Поэтому можно попробовать взять с потребителя больше. Тем более что в среднем посетитель аэропорта имеет более высокие доходы, чем простой житель города (билеты он же на что-то купил). Так что если не хотите переплачивать, просто не ешьте в аэропорту или приносите еду с собой. Слава богу, «употреблять продукты, принесенные с собой», в здании аэропорта можно совершенно свободно.

Источник

На что вы не имеете права в ресторане

«Потребитель всегда прав»? Вовсе нет, это опровергают и законодательство, и практика. А есть ситуации, в которых «все знают», как нужно поступать, и все верят, что правы, хотя никогда не уточняли, действительно ли это так. Что из них миф, а что правда?

если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть фото если в кафе не понравилась еда что делать. Смотреть картинку если в кафе не понравилась еда что делать. Картинка про если в кафе не понравилась еда что делать. Фото если в кафе не понравилась еда что делать

Кто платит за разбитую посуду?

В интернете можно найти материалы, в которых утверждается, что посетитель никогда и ничего не должен, что бы ни произошло во время его визита в ресторан (то есть, даже в том случае, если он по умыслу или неосторожности, но сам, разбил что-либо).

Действительно, в ст. 210 Гражданского кодекса «Бремя содержания имущества» говорится, что за собственность отвечает тот, кто ею владеет. Но нельзя забывать и о том, что, придя в ресторан и воспользовавшись его услугами, потребитель заключает с заведением публичный договор и обязан соблюдать правила заведения. Естественно, при условии, что он с ними ознакомлен.

Кроме того, битая посуда подпадает под определение нанесения вреда чужому имуществу, а значит, в данном случае законодательство на стороне заведения.

Но при этом, естественно, требование компенсировать ущерб должно быть адекватно нанесенному вреду. Если посетителю предлагают заплатить за стандартный бокал, скажем, 3000 рублей, это незаконно. В случае подозрений клиент имеет право потребовать документы, которые подтверждали бы стоимость вещи.

И еще один важный нюанс: платить посетитель должен в том случае, если доказана его вина и намерение нанести ущерб имуществу (Гражданский кодекс РФ статья 15 и статья 16 ФЗ «О защите прав потребителей»). Ежели таковой нет (например, бокал столкнул кто-то, проходящий мимо столика), то заведение должно доказать вину клиента. В противном случае он может не платить, сославшись на то, что его вина не доказана. Ситуация та же самая, что со случайно разбитым в магазине товаром.

И еще один важный нюанс: когда вам показывают прайс на битую посуду или заранее сообщают об этом (например, на последних страницах меню), этот документ должен быть заверен подписью владельца заведения и главного бухгалтера, в противном случае он не имеет юридической и правовой силы.

Кстати, юристы рекомендуют: если опасаетесь обмана с суммой возмещения ущерба, нужно брать дело в свои руки. Можно купить такую же точно посуду, как та, которая была разбита, и передать под расписку ресторану.

Доля правды в мифе заключается в том, что если посетитель наотрез отказывается признавать свою вину и компенсировать ущерб, доказать обратное ресторан сможет только через суд. Другими способами он не сможет заставить клиента заплатить за разбитую посуду.

Оплачу вино, если понравится на вкус

Когда мы заказываем бутылку вина в ресторане, официант сначала наливает небольшое количество в бокал и предлагает попробовать (чаще всего тому, кто делал заказ). Многие думают, что на этом этапе от вина еще можно отказаться, если оно не понравилось (или, по мнению клиента, не соответствует заявленному названию). В реальности это делается не для того. Вино дают попробовать, чтобы клиент убедился: оно не скисло, а это может случиться с благородным напитком, если оно содержится в емкостях с натуральной пробкой.

То есть, если вино испорчено, отказаться от него можно после первого глотка. Если вино соответствующего качества, отослать бутылку на кухню уже нельзя, даже если вкус по какой-то причине не понравился. Клиент, требующий, чтобы его капризы, основанные исключительно на личных предпочтениях, исполняли, не прав.

Несите мне стакан воды!

Большинство убеждено: рестораны и кафе обязаны предлагать клиентам бесплатный стакан воды, достаточно только попросить. И действительно, чаще всего официанты не отказывают.

Между тем, ни в одном документе нет указания на то, что рестораны и кафе обязаны это делать. Сговорчивость персонала, скорее всего, связана с нежеланием получить негативную реакцию (в конце концов, стакан воды проще дать, чем в дальнейшем разбираться с недовольством клиента, даже если он не прав). Но необходимо понимать, что если в ответ на такую просьбу официант отказывает, ссылаясь на то, что вода есть и в меню, он действует вполне в соответствии с законом, который не обязывает его выполнять такого рода пожелания клиента.

Ваши права в ресторане: 10 советов юриста

Муху уберите, салат оставьте

А тут ситуация обратная: прав гораздо больше, чем мы привыкли думать. Потребители верят: если в блюде обнаружилась муха или иной инородный предмет, то единственное, что можно сделать в этой ситуации, — попросить заменить блюдо. Но на самом деле возможностей гораздо больше.

В законе «О защите прав потребителей» есть перечисление того, что может сделать клиент, если он остался недоволен качеством предложенного ему товара:

Так что при желании можно отказаться от блюда и потребовать, чтобы его стоимость не включали в чек.

Знайте свои права и помните о своих обязанностях! И тогда у вас не будет конфликтов с законом или персоналом ресторанов и кафе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *