Гмо в образовании что это

Гмо в образовании что это

Автор: Быстрова Алла Вячеславовна

Организация: МБОУ Гимназия №1 г. Серпухова Московской области

Населенный пункт: Московская область, г.о.Серпухов

Автор: Юферева Галина Николаевна

Организация: МБОУ СОШ №7 г.Серпухова Московской области

Населенный пункт: Московская область, г.о.Серпухов

Переход на дистанционное образование стал серьезным испытанием для педагогического сообщества. Пришлось быстро, методом «погружения», осваивать новые информационные инструменты, по-новому подходить к отбору учебного материала и организации взаимодействия с педагогами. Дистанционная работа потребовала от преподавателей гораздо больше времени на подготовку и большей концентрации. В рамках образовательной деятельности они получили возможности для совершенствования собственных информационных коммуникационных компетенций, формирования на их базе такой важной в современном мире цифровой культуры.

В дистанционном режиме в этот период также организовывалась работа и городских методических объединений. Можем поделиться тем, как это мы делали, являясь куратором городского методического объединения учителей иностранных языков и руководителем данного ГМО.

Режим самоизоляции внес существенные коррективы и в другие аспекты организации методического сопровождения учителей. Методические консультации по различным аспектам организации образовательной деятельности проводились как по телефону, с использованием аудиосвязи, так и с помощью видеозвонков, общения в Скайпе, WhatsApp, социальных сетях и мессенджерах. Существенно возросла роль сайта организации. В новостной его странице размещалась вся оперативная информация, вопросы организации дистанционного обучения координировались на информационной странице отдела.

Информационная страница ГМО учителей Иностранных языков, созданная и поддерживаемая в актуальном состоянии на сайте МОУДПО «УМЦ», стала новым полезным информационным ресурсом, обеспечивающим деятельность педагогов. На ней размещаются подборки нормативных документов, методические материалы, важная информация для педагогов, обобщался педагогический опыт учителей города.

Как оказалось, Zoom позволяет объединить людей, находящихся в разных местах, экономит время на дорогу и сборы.

Конечно, использование дистанционных технологий делает общение, обучение «перевернутым», то есть предполагает самостоятельное изучение материалов так, чтобы ценное время онлайн общения тратилось на осмысление, уточнение и закрепление изученного. Дистанционный формат позволяет педагогам научиться эффективно планировать свое время, ставить свою индивидуальную образовательную задачу и реализовывать ее.

Учителя были удовлетворены тем, что для них во время самоизоляции сохранялась возможность продолжать общаться с коллегами, осваивать новые форматы образовательной деятельности. Они отмечали, что такое обучение способствовало повышению их цифровой грамотности, культуры потребления цифровой информации, взаимодействию в сети Интернет.

Карантинные мероприятия и изменение режима образовательной деятельности, связанные с распространением короновирусной инфекции и проведением противоэпидемических мероприятий, не позволили реализовать план работы ГМО в полном объеме.

Разрешите представить вам некоторые эпизоды работы ГМО и просим обратить внимание на разнообразие тематики и форм.

Этими критериями и определяется деятельность ГМО учителей г.о. Серпухов, конкретно обозначены направления нашей работы, нацеленные не только на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, но и на создание условий для прохождения успешной государственной аттестации и реализации основных образовательных программ.

Соответственно, достижение поставленной цели предполагает решение определенных задач, содействующих развитию системы образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

Как мы видим, шла плодотворная работа по изучению нормативных документов, распространению опыта учителей и анализу олимпиад.

Повышение компетенции педагогов происходило посредством обсуждения профессионального стандарта учителя, ознакомления с оценочными процедурами и их применением, изучением организации и проведения всероссийских проверочных работах.

Чтобы понять трудности учащегося, надо самому войти в эту реку. Были проведены практикумы по итогам диагностики педагогических затруднений, выявлены проблемы и обозначены пути их решения.

Методическое и информационное сопровождение деятельности педагогов по реализации требований ФГОС освещалось на семинарах-практикумах, где поднимались вопросы, связанные с новыми требованиями к уроку, анализировались отличия современного урока от традиционного.

Изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта педагогов происходило не только на заседаниях ГМО, но и через публикации в различных педагогических интернет сообществах и печатных изданиях.

Отметим, что по сравнению с прошлым годом мы имеем положительную динамику в увеличении количества участников на муниципальном и региональном этапах олимпиады, было представлено на Международную научно-практическую конференцию более 60 работ. И самое отрадное, что наши ученики достаточно успешно проходят государственную итоговую аттестацию.

Жизнь заставила нас изменить свою работу, изменить систему взаимодействия с коллегами, партнерами, изменить свое отношение к тому, что мы привыкли делать, измениться самим. Дистанционные форматы мы не считаем идеальными. Даже видеоконференции не заменят живого общения, обсуждения спонтанно возникающих вопросов, идей. Но цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, нашу деятельность, они создали среду, объединяющую методическое пространство, подарили новые возможности для творческой коммуникации.

Следовательно, из вышесказанного становится очевидным, что ГМО выполняет роль стимула в профессиональном развитии и раскрытии творческого потенциала педагога, способствует самореализации, позволяет достичь большего удовлетворения в педагогическом труде, что в свою очередь отражается на подготовленность обучающихся к успешной сдаче выпускных экзаменов.

И закончить свое выступление хочу до сих пор актуальными словами великого педагога К. Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестал учиться, в нем умирает учитель».(2) Значит, настоящий учитель должен помнить, что компетенция педагога – основа успешного развития компетенций учащихся.

1.А.В.Быстрова. К вопросу о ценности самообразования. – Москва.Педагогика XX1век. №3,2007

Источник

Как устроены ГМО и почему мы их так боимся

Гмо в образовании что это. Смотреть фото Гмо в образовании что это. Смотреть картинку Гмо в образовании что это. Картинка про Гмо в образовании что это. Фото Гмо в образовании что это

Что такое ГМО?

ГМО — генетически модифицированные организмы — это организмы, в ДНК которых были целенаправленно внесены изменения при помощи методов генной инженерии. То есть им были переданы отдельные гены от другого организма, не обязательно родственного. Обычно таким способом улучшают свойства растений и микроорганизмов, реже — животных или придают им совершенно новые характеристики.

Почему вокруг ГМО так много заблуждений?

По данным ВЦИОМ, больше 80% россиян настроены против ГМО. Подобные опросы проводились также в США, Франции и Германии. В этих странах около 90% населения также негативно относятся к искусственной модификации генома. Один из главных аргументов противников ГМО — какое-либо вмешательство в ДНК противоестественно. А значит, употребление в пищу ГМО-растений и продуктов может вызвать у человека опасные мутации и, как следствие, болезни.

При этом, согласно исследованию британских ученых, ярые противники ГМО гораздо хуже, чем их оппоненты, разбираются в базовых биологических понятиях, не говоря о генетике. По этой причине большинство респондентов неверно представляют себе, что вообще такое вмешательство в геном. На самом деле наука занимается этим достаточно давно. Еще в XVI веке первые агрономы-испытатели, не зная законов генетики, создавали растения-гибриды, отбирая для посева те сорта, которые были устойчивы к вредителям и приносили больше урожая. Это называется селекцией. С развитием науки были изобретены более совершенные методы — в частности, генная инженерия. Она позволила ученым в три раза ускорить процесс выведения новых сортов, или новых полезных свойств растений. Впрочем, даже используя такие современные и точные методы генетики, как, например, CRISPR/Cas9, невозможно создать такой генно-модифицированный продукт, который через кишечник человека смог бы встроиться в его ДНК. Более того, механизма, который позволил бы осуществить перенос генов таким образом, попросту не существует.

Гмо в образовании что это. Смотреть фото Гмо в образовании что это. Смотреть картинку Гмо в образовании что это. Картинка про Гмо в образовании что это. Фото Гмо в образовании что это

Ситуацию усугубляют и псевдонаучные публикации, которые содержат некорректные данные о ГМО, или же неверно их трактуют. Например, в феврале 2019-го в журнале Food and Chemical Toxicology вышел обзор о том, как генно-модифицированные продукты усваиваются человеческим организмом. В кратком содержании авторы пишут: «Убедительные свидетельства показывают наличие ДНК из еды (также генно-модифицированной еды) в крови и тканях человека и животных».

Однако если вчитаться в текст обзора, становится понятно, что на самом деле исследователи не нашли никаких тревожных признаков: в крови испытуемых не было повышенной концентрации трансгенной ДНК.

Наконец, мифы о ГМО успешно распространяются и на государственном уровне. К примеру, авторы сайта Центра гигиены и эпидемиологии при Роспотребнадзоре пишут об опасности ГМ-продуктов, ничем не подкрепляя эти заявления.

Одно из очевидных объяснений подобных предрассудков — банальная научная безграмотность противников ГМО или работа с некорректными источниками информации.

Правда ли, что ГМО — это вредно?

Существует множество исследований, которые доказывают, что ГМ-продукты безопасны. Например, доклад Национальных академий наук, техники и медицины США от 2016 года свидетельствует, что такие продукты не только не вредны, но даже полезны для человека. Авторы изучили более 900 научных работ, опросили 80 экспертов из различных областей, еще 26 привлекли к рецензированию доклада. В основном все проанализированные исследования касались двух типов ГМ-растений: устойчивых к насекомым и к химическим удобрениям. Данные за последние 20 лет показали, что эти сельхозкультуры никак не повлияли на людей и животных, которые ими питались.

Прежде, чем вывести ГМ-продукт на рынок, ученые проводят многолетние испытания. Они наблюдают, как ведут себя трансгены и продукты генной экспрессии, не вызывают ли они аллергии или отравления. Международное законодательство требует, чтобы каждый такой товар проходил жесткую проверку на безопасность для людей, животных и окружающей среды. Кроме того, в ЕС такие продукты отслеживают еще и годы спустя, чтобы выявить возможные отложенные риски.

Гмо в образовании что это. Смотреть фото Гмо в образовании что это. Смотреть картинку Гмо в образовании что это. Картинка про Гмо в образовании что это. Фото Гмо в образовании что это

Пока существует только два вероятных риска, связанных с применением ГМО, о которых, в частности, говорит ВОЗ:

Как ГМО двигает науку и медицину

Сегодня ГМО используют в двух главных сферах: сельское хозяйство и медицина.

Практически все продукты растительного происхождения на нашем столе — с измененными генами. Благодаря этому они дают больше урожая, приспосабливаются к суровому климату и недостаткам почвы, противостоят вредителям. Но главное — они становятся лучше на вкус, содержат больше полезных веществ и приобретают новые ценные свойства. Например, золотой рис — генетически модифицированный сорт риса с повышенным содержанием витамина А. Существует также особый сорт моркови, который содержит вакцину от туберкулеза.

Какое будущее у ГМО?

Несмотря на все сложности с разработкой и проверкой на безопасность, ученые уверены: в будущем человечеству не обойтись без трансгенных растений и продуктов. Мы сможем предотвращать голод или массовый неурожай, а также минимизировать вред для экологии: ГМО-растения можно реже поливать и возделывать беспахотным способом. Это позволит не только экономить воду, но и уменьшать парниковый эффект за счет снижения теплового излучения пашни. Кроме того меньшее количество сельхозтехники на полях поможет контролировать выбросы углекислого газа в атмосферу.

Вот несколько примеров того, на что способна генная инженерия:

Источник

Организация деятельности ГМО

Положение

О городском методическом объединении

Общие положения

1.2. ГМО создается приказом председателя Комитета по образованию Городского округа Подольск по представлению директора МУ ДПО ИМЦ.

1.3. Работа ГМО педагогических работников строится в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативными документами, регламентирующими деятельность МУ ДПО ИМЦ, и в соответствии с настоящим Положением.

1.4. ГМО в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руко­водствуется Конституцией и зако­нами Российской Федерации, указами Президента Рос­сийской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Московской области, приказами Комитета по образованию Городского округа Подольск и МУ ДПО ИМЦ.

Цель деятельности ГМО

Задачи ГМО

· Обеспечение роста ключевых компетенций (компетентностей) педагогических работников, развитие их творческой инициативы;

· обеспечение внедрения новых технологий в систему общего образования Городского округа Подольск;

· выявление наиболее актуальных проблем или проблем, вызывающих особые затруднения у педагогических работников Городского округа Подольск, для дальнейшей их проработки;

· поддержка экспериментальной и инновационной деятельности, передового педагогического опыта и обеспечение методического, психологического сопровождения образовательных инициатив;

· формирование современного имиджа педагогического работника через профессиональное конкурсное движение;

· определение, разработка основных направлений и форм активизации познавательной, исследовательской деятельности учащихся;

· изучение и анализ состояние преподавания учебного предмета или группы предметов определен­ной образовательной области.

Содержание и основные формы деятельности ГМО

4.1. В содержание деятельности ГМО вхо­дят:

· изучение нормативной и методи­ческой документации по вопросам образования;

· организация работы педагогических работников по изучению образовательных стандартов по предмету и выработка единых требований к оценке результатов освоения программ;

· консультирование по составлению рабочих программ с учетом вариативности и разно­уровневого их преподавания;

· анализ результатов работы по авторским программам и методикам педагогических работников;

· освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему направлению работы;

· пропаганда современных достижений науки и передового педагогического опыта;

· консультирование и оказание необходимой помощи педагогическим работникам в вопросах использования нормативной и методической документации, программного обеспечения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности;

· организация открытых уроков, занятий, мастер-классов по распространению передового педагогического опыта;

· создание условий для доступа педагогического работника к различным каналам методического и научного обеспечения;

· методическое сопровождение подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации (в т.ч. в форме ЕГЭ, ОГЭ);

· организация взаимопосещений уроков с последующим самоана­лизом педагогического работника и анализом достигнутых результатов;

· обобщение и распространение передового опыта педагогических работников, рабо­тающих в методическом объединении;

· методическое сопровождение учащихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различ­ных предметов;

· организация работы по накопле­нию электронных образовательных ресурсов;

· ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету или группе предметов одной образовательной области;

· проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию педагогических работников, рабо­те на курсах повышения квалифи­кации, заслушивание отчетов о творческих командировках;

· организация и проведение пред­метных недель (декад), городских методических дней и др.;

· работа по активизации творчес­кого потенциала педагогических работников.

4.2. Основными формами работы методического объединения явля­ютсязаседания, посвященные вопро­сам методики обучения и воспита­ния учащихся; круглые столы; семинары по учебно-методическим проблемам; творческие и профессиональные конкурсы; творческие отчеты учителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей пе­дагогики и психологии; предметные недели (декады); методические недели; научно-практические конференции; педагогические чтения; методические выставки; панорамы педагогических идей; эстафеты педагогического мастерства; мастер-классы; методические диалоги; методические ринги; собеседования; самоанализ; консультации; самообразование; курсовая подготовка; творческие портреты; презентации авторской технологии; наставничество и др.

Руководство ГМО

5.1. Руководителем ГМО может быть педагогический работник, имеющий первую или высшую квалификационную категорию, работающий по специальности не менее трёх лет.

5.2. Руководитель ГМО назначается приказом Комитета образования из числа наиболее опытных педагогических работников по согласованию с членами методического объединения.

5.3. Руководитель ГМО:

· планирует работу городского методическо­го объединения;

· анализирует деятельность методического объединения;

· организует работу по выявлению типичных трудностей педагогических работников;

· организует работу по изучению нормативной документации и методической литературы;

· создает условия для разрешения трудностей педагогических работников в профессиональной деятельности;

· принимает участие в организации и проведении городских мероприятий;

· оформляет документацию городского методического объединения педагогических работников;

· несет ответственность за работу методического объединения в соответствии с данным Положением.

· организует проведение совещаний учителей-предметников всех ОУ в дни школьных каникул в соответствии с планом работы;

· оказывает консультативную по­мощь школьным методическим объединениям;

· проводит диагностику информационных и методических потребностей учителей-предметников в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса;

· создаёт базу данных педагогических работников, разрабатывающих инновационные программы, внедряющих новые технологии;

· оказывает методическую помощь молодым специалистам;

· планирует и участвует в проведении экспертизы рабочих программ педагогических работников (по заявкам ОУ, МУ ДПО ИМЦ);

· информирует учителей-предметников об изданиях учебников, учебно-методических пособий, новых электронно-образовательных ресурсах;

· инициирует создание творческих групп педагогических работников по актуальным проблемам образования;

· участвует в семинарах, совещаниях, проводимых МУ ДПО ИМЦ, Министерством образования Московской области, ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»;

· оказывает консультативную помощь педагогическим работникам в разработке планов их индивидуального развития;

· участвует в организации и проведении городских и областных олимпиад;

· готовит информацию на сайт МУ ДПО ИМЦ по содержанию деятельности ГМО;

· участвует в составлении тема­тических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и навыков учащихся.

Организация деятельности ГМО

6.1. Работа ГМО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем ГМО, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с директором МУ ДПО ИМЦ.

6.2. Заседания ГМО проводятся не реже 4 раз в год. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются решения (рекомендации), которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем ГМО.

6.3. Анализ работы ГМО по итогам учебного года (не позднее 1 мая) представляется в МУ ДПО ИМЦ.

6.4. План работы принимается и утверждается руководителем ГМО не позднее 1 июня учебного года.

7. Права членов ГМО:

· вносить предложения по организации методической работы в городе;

· выходить с предложениями в образовательные организации к руководителям о поощрениях педагогических работников;

· рекомендовать педагогическим работникам различные формы повышения квалификации;

· вносить предложения по изучению, обобщению и распространению передового

педагогического опыта в образовательных организациях Городского округа Подольск;

· быть рекомендованным для участия в образовательных проектах регионального и муниципального уровней;

· ставить вопрос о публикации материалов об инновационном педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;

· выдвигать от методического объединения педагогических работников для участия в конкурсах педагогического мастерства;

· размещать информацию о деятельности ГМО на сайте МУ ДПО ИМЦ;

· в качестве поощрения за творческую и результативную работу быть отмеченным соответствующим приказом.

8. Обязанности членов ГМО:

· знать нормативные документы, приоритетные направления в образовании, тенденции развития методики преподавания предмета (цикла предметов), программного обеспечения;

· обеспечивать эффективную деятельность ГМО;

· стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

· знать тенденции развития мето­дики преподавания предмета;

· владеть основами самоанализа педагогической деятельности;

· активно участвовать в организации и проведении мероприятий по своему направлению на городском и областном уровнях.

Документация ГМО

9.1. К документации ГМО относятся:

· приказ о назначении на долж­ность руководителя ГМО;

· анализ работы ГМО за прошедший учеб­ный год, в котором должны быть отражены следующие направления деятельности:

— инструктивно – организационная работа;

— повышение квалификации, профессиональное развитие педагогов, изучение передового педагогического опыта;

— мероприятия, направленные на распространение передового педагогического опыта;

— деятельность по подготовке учащихся и педагогов к итоговой аттестации;

— работа с одаренными детьми: организация олимпиад, конференций, конкурсов и т.д., участие в мероприятиях, результативность;

— внедрение в практику ФГОС нового поколения (в т.ч. для учащихся с ОВЗ);

— проблемный анализ работы ГМО (выявление и оценка проблем, объяснение причин и пути решения).

· план работы ГМО на текущий учебной год;

· банк данных о педагогических работниках, вхо­дящих в ГМО: количественный и качественный состав (образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звания, контактный телефон);

· график повышения квалификации педагогических работников ГМО на текущий год;

· план работы с молодыми педагогическими работниками;

· банк данных инновационного опыта учителей-предметников;

· план распространения передового педагогического опыта;

· протоколы заседаний ГМО.

9.2. Документация, представляемая в МУ ДПО ИМЦ:

Название документаСроки сдачи
1. Протоколы заседаний ГМОВ течение 3-х дней
2. План работы на учебный годДо 1 июня
3. Анализ работы ГМО за учебный годДо 1 мая

10. Критерии оценки работы ГМО:

· рост удовлетворенности педагогических работников собственной деятельностью;

· высокая заинтересованность педагогических работников в творчестве и инновациях;

· положительная динамика качества обучения,

· владение современными методами и технологиями обучения и воспитания;

· своевременное обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Источник

В курсе дела: главное о ГМО

Помогаем разобраться в генной инженерии — её целях, методах и потенциальной опасности. Ничего лишнего, только термины, краткие объяснения и полезные ссылки.

В июне этого года Госдума приняла закон о запрете выращивания генетически и инженерно-модицифированных организмов в целях, отличных от научных. Это стало поводом для нового витка дискуссий на тему предполагаемого вреда ГМО и осмысленности подобных запретов. Подсуетившиеся производители выпускают бутилированную воду, соль, соду и даже туалетную бумагу с пометкой «без ГМО», окончательно запутывая ситуацию. Между тем, корреспонденты Newtonew, опросив прохожих на улицах, выяснили, что далеко не все уверенно отвечают на вопрос о том, есть ли гены в овощах.

Прежде, чем делать выводы об опасности или пользе ГМО, нужно разобраться, что именно, как и зачем модифицируют в живых организмах. Однако найти непредвзятые исследования и осмысленные ресурсы не так-то просто — тема часто становится поводом для спекуляций и теорий заговора. Мы растолковали основные понятия генной инженерии и собрали полезные материалы о том, чем трансгенные организмы отличаются от остальных.

1. Что такое гены?

Первая и главная буква в аббревиатуре «ГМО» даёт понять, что всё крутится вокруг генов. Ген — это единица наследственности всякого живого организма. Поэтому надпись «не содержит ГМО» на соли и туалетной бумаге выглядит нелепо, ведь живых клеток в их составе вообще нет. Вариации генов определяют наследственные признаки при размножении.

Если не вдаваться в тонкости, то последовательность генов — это код, который определяет устройство организма и задаёт команды для его развития и работы. Отдельные гены отвечают за определённые функции. Например, у морских медуз есть гены, которые кодируют зелёные флюоресцирующие белки — благодаря этому медузы могут светиться.

Фрагменты ДНК кораллов и медуз, отвечающие за биолюминесценцию, были встроены учёными в геном аквариумных рыбок данио — так получилась светящаяся рыбка GloFish, одно из самых известных трансгенных живых существ на сегодня.

2. А что такое ДНК и РНК?

Это химическое вещество, которое находится в клетках. Во всех живых организмах на Земле содержатся три основные макромолекулы: ДНК, РНК и белки. Макромолекулы состоят из молекул поменьше, собранных в повторяющиеся звенья. Из звеньев получаются цепочки.

ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) служит для хранения и передачи генетической информации. Молекулярных цепочек в ней две, поэтому ДНК изображают в виде двойной спирали, которая прославилась благодаря научно-фантастическим фильмам. Эта макромолекула обеспечивает наследственность и изменчивость. То есть, делает так, что потомки получают те или иные родительские признаки, но в то же время отличаются от родителей.

РНК (рибонуклеиновая кислота) — ещё одно природное соединение, которое служит основой организма. Она немного отличается от ДНК составом и состоит из одной цепочки. РНК предназначена для создания белков и наследственной информации не хранит.

Белки — органические вещества с широкими функциями. Они строят новые клетки, организуют обменные процессы, отвечают за иммунитет и координируют общение между клетками и внутри клеток, работая сигнальной системой.

С помощью участков ДНК (генов) записываются команды, которые будут выполнять РНК и белки. Последовательность генов определяет, какие белки будут синтезированы и какие задачи в организме они будут решать. Например, в короткометражном анимационном фильме «Внутренняя жизнь клетки» можно увидеть, как двигательный белок кинезин, доставляя важный груз, шагает по микротрубочке — «мостику» внутри клетки. Кинезин после выхода короткометражки сразу стал всеобщим любимцем.

3. Какие ещё термины нужно знать?

Читайте также :

Генотип — совокупность генов конкретного организма. Генотип каждого существа включает набор признаков, полученных от родителей, а также нововведения, случившиеся в результате мутаций. У организмов, практикующих половое размножение, эти комбинации генов уникальны. Единственные существа с идентичным генотипом — однояйцевые близнецы, которые появляются в результате деления уже оплодотворённой яйцеклетки.

Геном — одинарный набор наследственной информации организма. Большая часть этой информации хранится в хромосомах — структурах, которые состоят из нуклеотидов. В случае с человеком геном — это 23 пары хромосом, две из которых (Х и Y) определяют пол.

Нуклеотиды — химические вещества, из которых состоят участки ДНК, несущие наследственную информацию. В зависимости от того, какое азотистое основание лежит в основе, выделяют пять нуклеотидов: A, C, T, G, U.

Генетический код — кодирование последовательности органических соединений в составе белков с помощью нуклеотидов. Прямая последовательность нуклеотидов в геноме человека, если читать её подряд будет начинаться со «слова» GATTACA. А, например, последовательность ААТТААТА — это фрагмент гена, который кодирует выработку инсулина.

Где подтянуть знания? На проекте «Лекториум» запускается бесплатный онлайн-курс «Генетика», предназначенный для старшеклассников и взрослых, которые хотят освежить в памяти базовые понятия или узнать, что нового появилось в области методов анализа ДНК.

4. Так что же такое ГМО?

Генетически модифицированным называется живой организм, генотип которого был изменён с помощью методов генной инженерии. ГМО отличает от других организмов то, что в его геноме есть трансгены. Трансген — это чужой участок ДНК, который был искусственно перенесён в геном «принимающей стороны».

Гмо в образовании что это. Смотреть фото Гмо в образовании что это. Смотреть картинку Гмо в образовании что это. Картинка про Гмо в образовании что это. Фото Гмо в образовании что это

— Сегодня, используя инструменты генной инженерии, мы умеем обращаться с генетическим материалом примерно так же, как со словами, напечатанными в текстовом редакторе. Гены можно удалять, изменять, переносить из генома одного организма в геном другого и даже синтезировать в пробирке.

Впрочем, совсем «чужой» ДНК не бывает, ведь генетические последовательности всех живых существ записываются с помощью одного и того же набора нуклеотидов (см. главу 3). Представьте себе, что человеку известны все буквы алфавита, но не все слова языка. Он всегда может прочитать и усвоить новое слово, составленное из знакомых букв. А вот текст с неизвестными символами понять не получится.

В природе нужная комбинация встречается у одного вида организмов, а учёные заимствуют её, чтобы добиться таких же признаков у другого. Так получаются биолюминисцентные кролики с генами медузы или «капуста-скорпион», которая травит вредителей с помощью собственного токсина (человеку он вреда не приносит, а вот гусениц ждёт гибель — и без всяких пестицидов).

5. Какие науки всем этим занимаются?

Методы хранения, передачи и реализации наследственной информации изучает молекулярная биология, наследственностью и изменчивостью занимается генетика. Биоинформатика использует методы математики и информатики для изучения и анализа биологических систем. Конкретные способы решения технологических задач с помощью живых организмов изучает биотехнология, инструмент которой — генетическая инженерия. Так что созданием ГМО занимаются биотехнологи и генные инженеры.

6. Зачем вообще генетически модифицируют организмы?

В сельском хозяйстве ГМО нужны для того, чтобы получить более урожайные, вкусные и полезные сорта растений, а также снизить расходы, связанные с их выращиванием. Некоторые культуры, изменённые генетически, устойчивы к химикатам, болезням или вредителям. Из ГМО (растений, животных и бактерий) получают генетически модифицированую пищу.

Таблица генно-модифицированных культур на сайте Министерства сельского хозяйства США. Здесь есть кукуруза, стойкая к засухе, и картофель с пониженным содержанием токсинов.

В прошлом веке на Гавайях деревья папайи страдали от вируса кольцевой пятнистости, который почти что уничтожил важное для региона производство. Генетическая модификация папайи позволила создать сорт, устойчивый к вирусу. Это не только помогло гавайским фермерам, но и, возможно, удержало вид от исчезновения. Вернее, прежний, безоружный перед болезнью сорт заместила трансгенная папайя, которая не боится кольцевой пятнистости.

Или вот «золотой рис» — ГМ-продукт с высоким содержанием витамина А. Недостача этого витамина у жителей Азии и Африки приводит к серьёзным заболеваниям и смертям. Рис, один из самых распространённых продуктов в бедных странах, не содержит достаточно полезных веществ. «Скрестив» обычный рис с морковью и бататом, генетики получили «золотой рис» с ярким цветом и способностью восполнять дефицит витамина А.

Читайте также :

Так называемые растения-биофабрики предназначены для создания медицинских белков, вакцин, витаминов и масел — генная инженерия позволяет наладить производство всего этого в растительных клетках. Изучение и создание растительных биофабрик — относительно молодое направление биоинженерии, которое может быть очень перспективным в комфортной для исследований общественной среде. Впрочем, производство лекарств с помощью генной инженерии — не новость. При участии трансгенных организмов получают большую часть препаратов для борьбы с диабетом и гемофилией.

Как больше узнать о биофабриках? Посмотреть видеолекцию генетика Алисы Вячеславовой о растениях, производящих полезные вещества на заказ, и прочитать главные факты о них.

Генетическое модифицирование животных тоже может решать социальные и экологические задачи. Например, с помощью внедрения гена бактерии E.coli были выведены «экосвиньи», которые полностью усваивают фосфор. В случае с обычными свиньями это вещество попадает в озёра, вызывая разрастание водорослей и загрязнение водоёмов. Используя те же принципы, генная инженерия может внести изменения в пищеварительную систему коров, отодвинув тем самым глобальное потепление (сегодня крупный рогатый скот на фермах выделяет огромное количество метана и оксидов азота, увеличивая парниковый эффект).

7. Какими конкретно методами получают ГМО?

Читайте также :

Чтобы генетически модифицировать организм, нужно встроить в него фрагмент ДНК другого организма. Для этого генетический материал переносят в клетку реципиента. Такие процедуры проводятся in vitro и выглядят довольно прозаично (если вы ожидали увидеть в лаборатории превращение Человека-Паука).

Есть и другие способы. Например, в клеточной мембране делаются микроотверстия, через которые может проникнуть генетический материал. Используются «уколы для клеток» — инъекции с помощью крошечных пипеток, способных доставлять гены прямо в ядра. Существует также вирусный метод — при этом фрагмент ДНК переносит вирус-бактериофаг.

8. Значит, перенос генов изобрели люди, а в природе такого нет?

Обмен генетической информацией, не связанный с размножением, придуман не человеком. Например, бактерии способны обмениваться наследственной информацией при помощи горизонтального переноса генов. Кроме того, почвенные бактерии встраивают свои гены в растения, а вирусы — в клетки разных живых существ. Главное, что следует из этого в связи с ГМО — перенос генов происходит в природе и без нашего вмешательства.

Гмо в образовании что это. Смотреть фото Гмо в образовании что это. Смотреть картинку Гмо в образовании что это. Картинка про Гмо в образовании что это. Фото Гмо в образовании что это

Природными являются и мутации — преобразования генотипа из-за изменений в нуклеотидной последовательности. Мутации могут быть как вредными, так и полезными, если новые признаки помогают видам выживать. Мало того, у человека в каждом поколении появляется множество новых небольших мутаций: десятки изменений ДНК возникают при каждом делении клетки.

С горизонтальным переносом генов связан процесс формирования устойчивости к антибиотикам — подробнее об этом читайте в нашем материале о микробах.

9. Не слишком ли смелая идея — менять наследственные признаки?

«Искусственно изменённый генотип» — эта фраза может пугать. Однако люди уже тысячи лет занимаются селекцией — культивированием полезных качеств растений и животных. «Искусственное» существует с тех времён, как человек стал отличать здровые и крупные зёрна от тех, что похуже. А кто не захотел бы получить высокий урожай?

Культурные растения не зря так называются — они приобрели и развили те качества, которые человек считал важными. В той же мере это касается домашних и сельскохозяйственных животных. Разнообразие их качеств и обилие пород — дело рук человека, благодаря чему некоторые исходные животные изменились до неузнаваемости. Например, цыплята-бройлеры, результат длительного межпородного скрещивания, которое проводили, чтобы вывести самых скороспелых и крупных особей. От обычных маленьких цыплят эти куриные гиганты сильно отличаются.

Генная инженерия, как и селекция метод управляемого создания новых сортов, только более продуманный и точный. А ещё гораздо более быстрый — рождения множества поколений не требуется. В случае с ГМО учёные знают, какой используют ген, уверены в свойствах белка. А вот селекция может приподнести неприятные сюрпризы — такие примеры существуют.

Какую лекцию послушать?

10. Как быть с тем, что природные процессы, в отличие от действий учёных, естественны?

Предположение, что всё натуральное полезно для здоровья, а искусственное — вредно, относится к логическим искажениям. Натуралистическая ошибка часто выражается словами «так задумано природой, и не нам что-то менять».

Это может быть интересно :

Природой задумано множество вещей, которые никому не нравятся: инфекционные болезни, высокая младенческая смертность, старческая немощь, гибель слабых особей. Кстати, наши не такие уж давние предки были каннибалами. С тех пор человечество научилось изобретать вакцины, сумело сделать жизнь социальных групп с особыми потребностями достойной и приятной, а также перестало одобрять поедание себе подобных.

Естественны вирусы, болезнетворные бактерии и другие патогенные организмы, которые созданы самой природой и вредят без вмешательства человека. При этом консерванты, антибактериальные средства и антибиотики, мешающие распространению микробов в пище и организмах людей — искусственны.

Само выражение «задумано природой» предполагает, будто природа обладает разумом, имеет чёткий план действий и знает, что будет завтра. На деле эволюционный принцип больше похож на метод проб и ошибок. Современные физики предполагают, что даже наша Вселенная возникла в результате перебора. Природа не стремится быть удобной для человека, однако она дала нам разум, предоставив возможность добиваться желаемого.

Где узнать об этом больше? Прочитайте посвященный натуралистическим ошибкам отрывок из книги Александра Панчина о мифах вокруг ГМО. А ещё лучше всю книгу.

11. Каким источникам можно верить?

Одни авторы считают, что генно-модифицированные растения — это путь к глобальному коллапсу, другие полагают, что ГМО решат проблему голода на Земле. Хороший метод определиться с каким-то явлением — прислушаться к независимым экспертам и голосу научного сообщества. Верить имеет смысл компетентным источникам, результатам исследований и уважаемым учёным.

Ещё по этой теме :

В 2015 году Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований выпустила открытое письмо Общества научных работников в поддержку развития генной инженерии в Российской Федерации. Авторы письма были обеспокоены препятствиями, которые встают на пути инновационных биотехнологий. Как показал опыт этого года, такие опасения были обоснованными.

В нынешнем году более ста нобелевских лауреатов подписали обращение к ООН, правительствам всех стран мира и организации Greenpeace, в котором призывают пересмотреть негативное отношение к трансгенным продуктам. Кампанию запустил биохимик и молекулярный биолог Ричард Робертс, нобелевский лауреат в области физиологии и медицины.

Крупные научные и здравоохранительные организации, среди которых — Европейская комиссия, Национальная академия наук США, Британское королевское общество и Всемирная организация здравоохранения, — не разделяют точку зрения об опасности ГМО.

Чтобы впечатление было по-настоящему объективным, имеет смысл почитать ресурсы противников ГМО — оцените доказательную базу авторов, весомость аргументов и возможную предвзятость. Нарушения логики, агрессивная риторика, грубая лексика, дискриминация, политизированность и эзотерические аргументы несовместимы с научным подходом. Такие материалы служат трансляции вкусов, эмоций и общественной позиции авторов и не освещают реальную ситуацию с ГМО.

Что читать перед дискуссией? Книга Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» говорит не только о ГМО, а рассказывает в целом о популяризации науки и о культуре споров вокруг явлений, которые вызывают широкий общественный резонанс.

12. Как оценивают (без)опасность ГМО? Какие исследования самые актуальные?

Это может быть интересно :

Результаты самого масштабного на сегодняшний день исследования влияния ГМО были опубликованы в 2016 году в виде 420-страничного сборника «Генетически модифицированные зерновые культуры». Книгу можно приобрести, читать онлайн или скачать в формате PDF. Учёные анализировали воздействие трансгенов за период с 1980 года и не нашли доказательств того, что ГМ-культуры менее безопасны для употребления, чем обычные продукты. Дополнительную информацию можно найти на сайте проекта, а новости — в твиттере.

Часто задаваемые вопросы по генетически модифицированным продуктам питания опубликованы на сайте Всемирной организации здравоохранения. Здесь можно посмотреть, какие опасения есть у государств-членов ВОЗ по поводу безопасности ГМО-продуктов, и как исследователи отвечают на вопросы о безопасности ГМО, их оценке, возможных рисках для человека и окружающей среды, о принципах торговли ГМО-продуктами на мировом рынке.

Все новые генно-модифицированные организмы проходят тестирования и подвергаются тщательному освидетельствованию — выведение нового сорта требует создания для него полного молекулярного биологического описания. Испытаниям на биобезопасность и регистрации ГМО посвящена лекция биолога Дмитрия Дорохова. В дополнение к этому видео и другим материалам о ГМО «Постнаука» опубликовала FAQ по оценке безопасности ГМО, трансгенным растениям и восприятии биотехнологий обществом.

13. И всё-таки, опасны ли продукты на основе ГМО?

Ещё по этой теме :

Однозначно ответить «нет» нельзя — это было бы нечестно. Среди продуктов с ГМО, как и среди любых других, есть и вредные, и полезные. В то же время, наклейка «без ГМО» не гарантирует, что продукт безопасен или полезен — это маркетинговый ход, эксплуатирующий любовь покупателей к «натуральному».

По данным ВОЗ, ГМ-продукты, которые представлены на рынке сейчас, не вызывают аллергических эффектов. Напротив, контроль биотехнологов позволяет судить о возможных аллергенах в трансгенном продукте и даже предполагает создание гипоаллергенных сортов и пород, у которых подавлен конкретный белок-аллерген. Это даст возможность людям, которые не могут есть некий продукт или находиться рядом с каким-то животным, получить такой опыт без риска анафилактического шока.

Нет каких-либо серьёзных исследований, которые бы подтвердили, что ГМО вызывают бесплодие или злокачественные опухоли. Опасения, связанные с раком, базируются на опытах биолога Жиля-Эрика Сералини, который уверял, что у крыс, которые питались ГМ-сортом кукурузы, чаще появлялись опухоли. Его исследования были раскритикованы за ошибки в статистическом анализе и методологии проведения — говорить о каких-либо закономерностях в генетике при таких математических огрехах было поспешно.

Некоторые ГМ-растения через пару поколений действительно теряют способность размножаться. Этот репродуктивный ограничитель разработан, чтобы они не попали в дикую природу. Однако они не способны передать бесплодие человеку, который их съест. Если бы передача информации и правда работала так, люди и животные получали бы новые признаки каждый день, ведь мы постоянно едим чужую ДНК. Тем не менее, наука не знает случаев, когда кому-либо передавались свойства любимых продуктов.

Полностью безопасных технологий не существует, и ГМО не исключение. Все такие организмы различаются между собой и имеют разные трансгены, перенесённые разными способами. Поэтому безопасность каждого организма — повод для самостоятельного исследования, и общего суждения тут быть не может. Перенос генов — сложный процесс, при котором нужно учитывать множество факторов как внутри организма, так и в среде вокруг. Однако, в отличие от природных мутаций, генетическое модифицирование можно продумывать.

Теперь вы получили достаточно данных, чтобы принять информированное решение о том, как относиться к трансгенным продуктам и товарам с наклейками «без ГМО». Каким бы ни оказалось ваше мнение, гражданская позиция и покупательский импульс, мы надеемся, что вопрос о том, содержатся ли гены в овощах и туалетной бумаге, для всех нас прояснился.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *