Гмо в школе что это такое
Гмо в школе что это такое
Автор: Быстрова Алла Вячеславовна
Организация: МБОУ Гимназия №1 г. Серпухова Московской области
Населенный пункт: Московская область, г.о.Серпухов
Автор: Юферева Галина Николаевна
Организация: МБОУ СОШ №7 г.Серпухова Московской области
Населенный пункт: Московская область, г.о.Серпухов
Переход на дистанционное образование стал серьезным испытанием для педагогического сообщества. Пришлось быстро, методом «погружения», осваивать новые информационные инструменты, по-новому подходить к отбору учебного материала и организации взаимодействия с педагогами. Дистанционная работа потребовала от преподавателей гораздо больше времени на подготовку и большей концентрации. В рамках образовательной деятельности они получили возможности для совершенствования собственных информационных коммуникационных компетенций, формирования на их базе такой важной в современном мире цифровой культуры.
В дистанционном режиме в этот период также организовывалась работа и городских методических объединений. Можем поделиться тем, как это мы делали, являясь куратором городского методического объединения учителей иностранных языков и руководителем данного ГМО.
Режим самоизоляции внес существенные коррективы и в другие аспекты организации методического сопровождения учителей. Методические консультации по различным аспектам организации образовательной деятельности проводились как по телефону, с использованием аудиосвязи, так и с помощью видеозвонков, общения в Скайпе, WhatsApp, социальных сетях и мессенджерах. Существенно возросла роль сайта организации. В новостной его странице размещалась вся оперативная информация, вопросы организации дистанционного обучения координировались на информационной странице отдела.
Информационная страница ГМО учителей Иностранных языков, созданная и поддерживаемая в актуальном состоянии на сайте МОУДПО «УМЦ», стала новым полезным информационным ресурсом, обеспечивающим деятельность педагогов. На ней размещаются подборки нормативных документов, методические материалы, важная информация для педагогов, обобщался педагогический опыт учителей города.
Как оказалось, Zoom позволяет объединить людей, находящихся в разных местах, экономит время на дорогу и сборы.
Конечно, использование дистанционных технологий делает общение, обучение «перевернутым», то есть предполагает самостоятельное изучение материалов так, чтобы ценное время онлайн общения тратилось на осмысление, уточнение и закрепление изученного. Дистанционный формат позволяет педагогам научиться эффективно планировать свое время, ставить свою индивидуальную образовательную задачу и реализовывать ее.
Учителя были удовлетворены тем, что для них во время самоизоляции сохранялась возможность продолжать общаться с коллегами, осваивать новые форматы образовательной деятельности. Они отмечали, что такое обучение способствовало повышению их цифровой грамотности, культуры потребления цифровой информации, взаимодействию в сети Интернет.
Карантинные мероприятия и изменение режима образовательной деятельности, связанные с распространением короновирусной инфекции и проведением противоэпидемических мероприятий, не позволили реализовать план работы ГМО в полном объеме.
Разрешите представить вам некоторые эпизоды работы ГМО и просим обратить внимание на разнообразие тематики и форм.
Этими критериями и определяется деятельность ГМО учителей г.о. Серпухов, конкретно обозначены направления нашей работы, нацеленные не только на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, но и на создание условий для прохождения успешной государственной аттестации и реализации основных образовательных программ.
Соответственно, достижение поставленной цели предполагает решение определенных задач, содействующих развитию системы образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.
Как мы видим, шла плодотворная работа по изучению нормативных документов, распространению опыта учителей и анализу олимпиад.
Повышение компетенции педагогов происходило посредством обсуждения профессионального стандарта учителя, ознакомления с оценочными процедурами и их применением, изучением организации и проведения всероссийских проверочных работах.
Чтобы понять трудности учащегося, надо самому войти в эту реку. Были проведены практикумы по итогам диагностики педагогических затруднений, выявлены проблемы и обозначены пути их решения.
Методическое и информационное сопровождение деятельности педагогов по реализации требований ФГОС освещалось на семинарах-практикумах, где поднимались вопросы, связанные с новыми требованиями к уроку, анализировались отличия современного урока от традиционного.
Изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта педагогов происходило не только на заседаниях ГМО, но и через публикации в различных педагогических интернет сообществах и печатных изданиях.
Отметим, что по сравнению с прошлым годом мы имеем положительную динамику в увеличении количества участников на муниципальном и региональном этапах олимпиады, было представлено на Международную научно-практическую конференцию более 60 работ. И самое отрадное, что наши ученики достаточно успешно проходят государственную итоговую аттестацию.
Жизнь заставила нас изменить свою работу, изменить систему взаимодействия с коллегами, партнерами, изменить свое отношение к тому, что мы привыкли делать, измениться самим. Дистанционные форматы мы не считаем идеальными. Даже видеоконференции не заменят живого общения, обсуждения спонтанно возникающих вопросов, идей. Но цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, нашу деятельность, они создали среду, объединяющую методическое пространство, подарили новые возможности для творческой коммуникации.
Следовательно, из вышесказанного становится очевидным, что ГМО выполняет роль стимула в профессиональном развитии и раскрытии творческого потенциала педагога, способствует самореализации, позволяет достичь большего удовлетворения в педагогическом труде, что в свою очередь отражается на подготовленность обучающихся к успешной сдаче выпускных экзаменов.
И закончить свое выступление хочу до сих пор актуальными словами великого педагога К. Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестал учиться, в нем умирает учитель».(2) Значит, настоящий учитель должен помнить, что компетенция педагога – основа успешного развития компетенций учащихся.
1.А.В.Быстрова. К вопросу о ценности самообразования. – Москва.Педагогика XX1век. №3,2007
Как устроены ГМО и почему мы их так боимся
Что такое ГМО?
ГМО — генетически модифицированные организмы — это организмы, в ДНК которых были целенаправленно внесены изменения при помощи методов генной инженерии. То есть им были переданы отдельные гены от другого организма, не обязательно родственного. Обычно таким способом улучшают свойства растений и микроорганизмов, реже — животных или придают им совершенно новые характеристики.
Почему вокруг ГМО так много заблуждений?
По данным ВЦИОМ, больше 80% россиян настроены против ГМО. Подобные опросы проводились также в США, Франции и Германии. В этих странах около 90% населения также негативно относятся к искусственной модификации генома. Один из главных аргументов противников ГМО — какое-либо вмешательство в ДНК противоестественно. А значит, употребление в пищу ГМО-растений и продуктов может вызвать у человека опасные мутации и, как следствие, болезни.
При этом, согласно исследованию британских ученых, ярые противники ГМО гораздо хуже, чем их оппоненты, разбираются в базовых биологических понятиях, не говоря о генетике. По этой причине большинство респондентов неверно представляют себе, что вообще такое вмешательство в геном. На самом деле наука занимается этим достаточно давно. Еще в XVI веке первые агрономы-испытатели, не зная законов генетики, создавали растения-гибриды, отбирая для посева те сорта, которые были устойчивы к вредителям и приносили больше урожая. Это называется селекцией. С развитием науки были изобретены более совершенные методы — в частности, генная инженерия. Она позволила ученым в три раза ускорить процесс выведения новых сортов, или новых полезных свойств растений. Впрочем, даже используя такие современные и точные методы генетики, как, например, CRISPR/Cas9, невозможно создать такой генно-модифицированный продукт, который через кишечник человека смог бы встроиться в его ДНК. Более того, механизма, который позволил бы осуществить перенос генов таким образом, попросту не существует.
Ситуацию усугубляют и псевдонаучные публикации, которые содержат некорректные данные о ГМО, или же неверно их трактуют. Например, в феврале 2019-го в журнале Food and Chemical Toxicology вышел обзор о том, как генно-модифицированные продукты усваиваются человеческим организмом. В кратком содержании авторы пишут: «Убедительные свидетельства показывают наличие ДНК из еды (также генно-модифицированной еды) в крови и тканях человека и животных».
Однако если вчитаться в текст обзора, становится понятно, что на самом деле исследователи не нашли никаких тревожных признаков: в крови испытуемых не было повышенной концентрации трансгенной ДНК.
Наконец, мифы о ГМО успешно распространяются и на государственном уровне. К примеру, авторы сайта Центра гигиены и эпидемиологии при Роспотребнадзоре пишут об опасности ГМ-продуктов, ничем не подкрепляя эти заявления.
Одно из очевидных объяснений подобных предрассудков — банальная научная безграмотность противников ГМО или работа с некорректными источниками информации.
Правда ли, что ГМО — это вредно?
Существует множество исследований, которые доказывают, что ГМ-продукты безопасны. Например, доклад Национальных академий наук, техники и медицины США от 2016 года свидетельствует, что такие продукты не только не вредны, но даже полезны для человека. Авторы изучили более 900 научных работ, опросили 80 экспертов из различных областей, еще 26 привлекли к рецензированию доклада. В основном все проанализированные исследования касались двух типов ГМ-растений: устойчивых к насекомым и к химическим удобрениям. Данные за последние 20 лет показали, что эти сельхозкультуры никак не повлияли на людей и животных, которые ими питались.
Прежде, чем вывести ГМ-продукт на рынок, ученые проводят многолетние испытания. Они наблюдают, как ведут себя трансгены и продукты генной экспрессии, не вызывают ли они аллергии или отравления. Международное законодательство требует, чтобы каждый такой товар проходил жесткую проверку на безопасность для людей, животных и окружающей среды. Кроме того, в ЕС такие продукты отслеживают еще и годы спустя, чтобы выявить возможные отложенные риски.
Пока существует только два вероятных риска, связанных с применением ГМО, о которых, в частности, говорит ВОЗ:
Как ГМО двигает науку и медицину
Сегодня ГМО используют в двух главных сферах: сельское хозяйство и медицина.
Практически все продукты растительного происхождения на нашем столе — с измененными генами. Благодаря этому они дают больше урожая, приспосабливаются к суровому климату и недостаткам почвы, противостоят вредителям. Но главное — они становятся лучше на вкус, содержат больше полезных веществ и приобретают новые ценные свойства. Например, золотой рис — генетически модифицированный сорт риса с повышенным содержанием витамина А. Существует также особый сорт моркови, который содержит вакцину от туберкулеза.
Какое будущее у ГМО?
Несмотря на все сложности с разработкой и проверкой на безопасность, ученые уверены: в будущем человечеству не обойтись без трансгенных растений и продуктов. Мы сможем предотвращать голод или массовый неурожай, а также минимизировать вред для экологии: ГМО-растения можно реже поливать и возделывать беспахотным способом. Это позволит не только экономить воду, но и уменьшать парниковый эффект за счет снижения теплового излучения пашни. Кроме того меньшее количество сельхозтехники на полях поможет контролировать выбросы углекислого газа в атмосферу.
Вот несколько примеров того, на что способна генная инженерия:
Управление Образования г.Сарапула,
МБОУ «Прогимназия №10»
ПРОДУКТЫ ГМО – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ПИЩИ ИЛИ ВРЕД ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА?
Выполнил: Бадер Станислав 3 «В» класс
Руководитель: Толстикова Ольга Петровна,
учитель начальных классов
1. Теоретическая часть работы.
1.4. Мнение противников ГМО.……………………………………..…………. 9
1.5. Классификация продуктов, содержащих ГМО………………………….…11
1.6. Основные требования к маркировке ГМ-продуктов………………………12
1.7. Контроль за ГМО продукцией на территории
2. Практическая часть работы.
2.1. Анализ информации на упаковочном материале о наличии или
Знать о еде человек должен не меньше,
чем о математике или о своём родном языке.
Развитие общества требует внедрения в нашу жизнь новых технологий. Производство генно-модифицированных продуктов – важнейшее достижение современной науки. Оно может принести пользу, но так же и огромный вред. На протяжении последних лет вопрос о трансгенных продуктах стал самой модной темой для дискуссии в СМИ. Возможно, эти продукты помогут ликвидировать угрозу голода, нависшую над человечеством, содержат ценные питательные вещества, которые в обычных продуктах были в недостатке, имеют более привлекательный вид и, наконец, они – источник здоровья экономики. Но вероятно и то, что новое «чудо науки» может вызвать волну экологических катастроф, опасных заболеваний и мутаций человека. Через десяток лет уже нашему поколению придется столкнуться с последствиями сегодняшней беспечности людей, которые, даже не задумываясь над опасностью, употребляют в пищу генетически модифицированную сою, кукурузу или картофель.
Цель исследования: определить наличие ГМО в продуктах питания и их биологическую роль.
Объект исследования: генетически модифицированные продукты питания.
Изучение информации на потребительской упаковке о наличии или отсутствии ГМО в продуктах питания сети магазинов г. Сарапула
Изучение информации о влиянии отдельных компонентов ГМО на здоровье человека.
Провести социологический опрос населения.
Выяснить, как осуществляется контроль Федеральных служб по надзору и контролю за ввозимой сельскохозяйственной и продовольственной продукции, содержащей ГМО.
Сформулировать выводы и разработать рекомендации для тех, кто хочет избежать употребления генетически изменённых продуктов питания.
Гипотеза: Я предполагаю, что генетически модифицированные продукты питания вредны для здоровья человека.
1. Теоретическая часть работы.
В последние годы аббревиатура ГМО всё чаще встречается в прессе, в СМИ часто говорят о продуктах будущего, а какие же это продукты? Генетически модифицированный организм (ГМО) – живой организм, генотип которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Такие изменения производятся в научных или хозяйственных целях. Генетически модифицированного организм – это результат применения технологий генной инженерии, которые позволяют встраивать гены ДНК одного организма в другой с целью развития устойчивости растений к пестицидам, сопротивляемости вредителям, повышения урожайности и т. д. Донорами могут быть микроорганизмы, вирусы, другие растения, животные и даже человек. Специалисты, производящие ГМ-растения, заявляют об их полной безопасности и даже некоторой полезности, другие говорят о потенциальной опасности генно-модифицированных продуктов, третьи считают, что генетические инженеры делают ту же работу, что и традиционные селекционеры, только другими методами. Но в действительности это не так.
При обычной гибридизации скрещивания проводятся внутри видов: пшеницу скрещивают с пшеницей, рожь – с рожью и т.д. Что такое генетически измененный продукт? При трансгенной нет природных ограничений. Пшеницу можно «скрестить» с попугаем, треской, бактерией холеры и т.д., внедряя в её ДНК чужие гены путём молекулярных манипуляций, а не с помощью оплодотворения. Вот примеры из американской практики: чтобы помидоры и клубника были морозоустойчивее, им «вживляют» гены северных рыб; чтобы кукурузу не пожирали вредители, ей могут «привить» очень активный ген, полученный из яда змеи; чтобы скот быстрее набирал вес, ему вкалывают измененный гормон роста (но при этом молоко наполняется гормонами, вызывающими рак); чтобы соя не боялась гербицидов, в нее внедряют гены петунии, а также некоторых бактерий и вирусов. Соя — один из основных компонентов многих кормов для скота и почти 60% продуктов питания. К счастью, в России, как и во многих странах Европы, генетически измененные сельхозкультуры (в мире их создано больше 30-ти видов) пока не распространяются такими бешеными темпами, как в США, где официально закреплена идентичность «натуральных» и «трансгенных» продуктов питания.
По официальным данным, ГМО содержится практически в каждом десятом продукте, продаваемом в России. По неофициальным данным – в отдельных регионах они входят в состав одной трети, а то и половины продовольственных товаров. Ежегодно в страну в виде сырья ввозится до 500 тыс. т. генетически модифицированных ингредиентов из США, Бразилии, Аргентины, Китая. С помощью генной инженерии выращивают сою, кукурузу, рис. Их добавляют в колбасу, мороженое, йогурты, шоколад, сметану, хлеб и даже в детское питание. 70% импортной продукции и около 30 % отечественной продукции являются генетически модифицированные.
1.2. Историческая справка.
Среди нового поколения генетически модифицированных культур появились овощи с более привлекательными цветом и формой, с большими сроками хранения. В хлопок внедрили бактериальный ген токсина, убивающий хлопкового паразитического червя. Соя является важным источником растительного масла, пищевого и кормового белка, но соевые белки дефицитны по метионину (аминокислоте), что уменьшает её пищевые и кормовые достоинства.
Число генетически модифицированных продуктов растет: только в США их производством на 92 млн. га занимаются 24 компании. Данные об изучении влияния генетически модифицированных продуктов на организм человека в литературе пока не публиковались. Сегодня разработано более 120 видов генетически измененных растений: соя, кукуруза, рис, хлопок, тыква, огурец, перец, дыня.
Многие из этих культур в промышленных масштабах выращивают в США, Аргентине, Канаде, Австралии, Китае, Мексике, Испании, Франции, Южной Африке, Португалии, Румынии, Японии, Индии.
Генно-модифицированные продукты, употребляемые в пищу, являются предметом жарких дискуссий. В настоящее время общепринятым является мнение о том, что ГМО продукты не представляют опасности для человеческого организма, однако у противников этого мнения существуют весьма веские аргументы.
1.3. Мнение сторонников ГМО.
Повышенная урожайность модифицированных растений позволит сократить использование минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов, инсектицидов, отрицательно влияющих на организм человека. Значит, ГМП полезнее традиционных продуктов. Многие ГМП обладают более высоким содержанием витаминов, ценных питательных веществ. Трансгенные продукты – это источник здорового питания. Сейчас получена низкокалорийная соя. Из трансгенных сортов кукурузы, соевых бобов и рапса получается растительное масло, в котором снижено количество растительных жиров, а в картофеле и кукурузе – больше крахмала и меньше воды. Усовершенствованные помидоры, тыква и картофель лучше сохраняют витамины С, А и b-каротин. Для стран, в которых рис – основной источник питания, получен его сорт с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов. В нем теперь есть витамин A и железо, что позволит избавить людей от многих заболеваний, связанных с их недостатком. И, наконец, питание ГМП безопасно, т.к. чужеродная ДНК в организме человека всегда распадается до мононуклеотидов и переваривается, а, следовательно, не может, встраивается в геном человека.
Кроме того, ГМО широко используются в медицине. Так, еще в 1982 году генетически модифицированные бактерии были использованы при производстве человеческого инсулина. Медики надеются, что в скором будущем генетики смогут разработать лекарства от таких опасных болезней, как ВИЧ, птичий и свиной грипп и так далее. Предполагается, что ГМО внесут свою лепту в борьбу со старением. Ведется разработка генетически модифицированных бактерий, которые будут способны вырабатывать экологически чистое топливо, а генетически модифицированные деревья дают в несколько раз больше древесины.
Преимущества использования ГМП очевидны. Сторонники трансгенных продуктов в России (Институт питания РАМН, Министерство образования и науки, Министерство сельского хозяйства, Центр «Биоинженерия» РАН) утверждают, что чужеродные ДНК и гены попадают к нам с едой ежедневно. Но попав в организм с пищей, они не могут встроиться в генотип человека, и нет, ни одного доказанного случая вреда ГМП.
Употребление в пищу ГМП может привести к возникновению побочных эффектов:
появлению аллергических реакций, притом вовсе не безобидных. Вот, например, в США, где ГМ-продукты свободно употребляются в пищу, от аллергии страдают около 70% населения. В Швеции, где такие продукты под запретом, всего лишь 7%. Вряд ли это совпадение [18];
нарушению структуры слизистой желудка, появлению устойчивой к антибиотикам микрофлоры кишечника.
продукты с ГМО могут провоцировать рак. Трансгены имеют свойство встраиваться в генный аппарат микроорганизмов кишечника, а это уже мутация. Как известно, именно мутации клеток приводят к развитию раковых клеток.
Есть и другие факты, подтверждающие негативное влияние ГМ – организмов:
1.5. Классификация продуктов, содержащих ГМО.
В РФ не выпускается продукция, содержащая ГМО, но, согласно федеральному законодательству, возможен импорт такой продукции. В частности, в настоящее время на территорию РФ разрешен импорт 14 наименований продукции, содержащей ГМО: 6 линий кукурузы, по 3 — сои, картофеля, по одной линии сахарной свеклы и риса. Модифицированные сорта сои, кукурузы, картофеля широко используются в производстве продуктов – молочных смесей, зерновых каш, мясорастительных консервов, хлебобулочных и кондитерских изделий.
В целом, продукты, содержащие ГМО, можно разделить на три категории:
Продукты, содержащие ГМ-ингредиенты (в основном трансгенная кукуруза и соя). Эти добавки вносятся в пищевые продукты в качестве структурирующих, подслащивающих, красящих веществ, а также в качестве веществ, повышающих содержание белка.
Продукты переработки трансгенного сырья (например, соевый творог, соевое молоко, чипсы, кукурузные хлопья, томатная паста).
Трансгенные овощи и фрукты, а в скором времени, возможно, и животные, непосредственно употребляемые в пищу.
ГМО входят в состав многих продуктов питания. Например, ГМ кукуруза добавляется в кондитерские и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки. ГМ соя входит в состав рафинированных масел, маргаринов, жиров для выпечки, соусов для салатов, майонезов, макаронных изделий, вареных колбас, кондитерских изделий, белковых биодобавок, кормов для животных и даже детского питания. Из сои получают эмульгаторы, наполнители, загустители и стабилизаторы для пищевой промышленности. (Приложение А.)
1.6. Основные требования к маркировке ГМ-продуктов.
В мире существуют разные подходы к этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО. В США, Канаде, Аргентине данные продукты не этикетируются, в странах ЕЭС принят 0,9 % пороговый уровень, в странах Японии, Австралии – 5 %. При этом, введение порогового уровня содержания ГМО, при котором необходимо этикетировать пищевые продукты, не связано с вопросом их безопасности, а преследует цели информирования населения об использовании технологии получения пищевых продуктов.
Таким образом, при покупке продукции в магазине по этикеткам можно косвенно определить вероятность содержания ГМО в продукте. Если на маркировке стоит отметка, что продукт произведен в США и в его составе есть соя, кукуруза, рапс или картофель, очень большой шанс, что он содержит ГМ-компоненты.
Это, прежде всего, соевый лецитин или лецитин E 322: связывает воду и жиры вместе и используется, как жировой элемент в молочных смесях, печеньях, шоколаде, рибофлавин (B2) иначе известный как E 101 и E 101A, может быть произведен из ГМ-микроорганизмов. Он добавляется в каши, безалкогольные напитки, детское питание и продукты для похудания. Карамель (E 150) и ксантан (E 415) также могут быть произведены из ГМ-зерна.
Другие добавки, в которых могут содержаться ГМ-компоненты: E 153,
Многие считают, что надпись на продукте «модифицированный крахмал» означает, что продукт содержит ГМО. На самом деле модифицированный крахмал получают химическим путем без применения генной инженерии. Но сам по себе крахмал может иметь генно-инженерное происхождение, если он был получен из ГМ-кукурузы, ГМ-картофеля.
1.7. Контроль за ГМО продукцией в Удмуртской Республике.
В прошлом году сотрудниками республиканского управления было проведено более пятисот исследований проб продукции на содержание генномодифицированных продуктов.
Как рассказала заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртии Светлана Шекунова, проверена была масса продуктов.
Как отмечает министр торговли и бытовых услуг республики Петр Пономарев, Удмуртия полностью обеспечивает себя мясом, молочными продуктами и овощами. 80% такой продукции на прилавках магазинов – местного производства. Да и граждане предпочитают продукцию удмуртских предприятий.
2. Практическая часть работы.
2.1. Анализ информации на упаковочном материале о наличии или отсутствии ГМО
В соответствии с Федеральными требованиями на товарах с ГМО должна быть сделана запись «генетически модифицированная продукция» или «Продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов». Для проверки этих данных в рамках своей исследовательской работы я изучил состав некоторых пищевых продуктов на наличие в них ГМ-компонентов, по этикеткам на упаковках продовольственного товара на прилавках супермаркетов «Семейный»» г. Энгельса. В ходе исследования выяснили, что большинство товаров не имеет маркировки о содержании или отсутствии ГМО. Надпись «Не содержит ГМО» выявлена на упаковках 17 товаров. Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:
Во всех торговых точках г.Энгельса пищевых продуктов, содержащих ГМИ не выявлено.
Информация на потребительской упаковке о наличии ГМИ не всегда достоверна.
Важно знать, что ГМИ могут скрываться под индексами Е и оказывать негативное влияние на организм человека, особенно детей.
При отсутствии специальной маркировки важно знать, следующую информацию о продукте:
Если на этикетке стоит отметка, что продукт произведён в США и в составе его есть соя, кукуруза, рапс, картофель – вероятнее всего это ГМ-компонент.
Индексом Е обозначаются добавки в молочные смеси, печенье, шоколад, йогурты и т.д., идентичные натуральным, могут быть произведены из ГМ-зерна (не все содержат ГМ-компоненты).
Надпись «Модифицированный крахмал» не всегда означает, что продукт содержит ГМО. Его могут получать химическим путём без применения генной инженерии. Но если он получен из ГМ-кукурузы и ГМ-картофеля, то это уже представитель ГМ-продуктов.
2.2. Социологический опрос.
В ходе работы над исследованием я многое узнал о генно-модифицированных продуктах и их влиянии на организм человека, но большинство населения не задумывается о содержании их в продуктах питания, которые ежедневно попадают на его стол. Мы решили провести социологический опрос, целью которого было, узнать обращают ли внимание простые покупатели на данные на упаковках продуктов о содержании ГМО. Всем респондентам мы задавали следующие вопросы:
Слышали ли вы что-нибудь о ГМО?
Обращаете ли вы внимание на упаковках продуктов питания на содержание ГМО?
Откажетесь ли вы от покупки товара, если в нем содержится ГМО?
Что вы предпочтете овощи и фрукты, выращенные естественным образом или фрукты и овощи с улучшенными вкусовыми качествами и длительными сроками хранения, но выращенные с использованием ГМО?
Длительное употребление ГМП может вредить здоровью?
О ГМО имеют представление 83 % опрошенных, 75 % не обращают внимание на содержание упаковок продуктов. Отказаться от покупки товара с содержанием ГМО готовы 66 %, 92% опрошенных предпочитают овощи и фрукты, выращенные естественным образом, 93 % считают, что длительное употребление ГМП может вредить здоровью.( Приложение Б.)
Главный вопрос – безопасны ли генетически модифицированные продукты для человека, пока без ответа, так как нет достоверной информации о последствиях их употребления, но замечено их отрицательное влияние на подопытных животных. Таким образом, выдвинутая гипотеза не нашла полного подтверждения. Тем не менее, большинство людей с опасением относятся к трансгенным продуктам, поэтому считаем недопустимым широкое применение ГМП до тех пор, пока их безопасность не будет доказана. А так же каждый потребитель должен быть информирован о наличии в продаже ГМО продуктов и самостоятельно принимать решение об их покупке.
Возможно, в будущем, несмотря на протесты экологов, чистые мясо и овощи станут редкими и дорогостоящими. А чтобы сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений, при выборе продуктов в магазине соблюдайте следующие рекомендации:
По этикеткам можно косвенно определить вероятность содержания ГМО в продукте:
если на маркировке стоит отметка, что продукт произведен в США и в его составе есть соя, кукуруза, рапс или картофель, очень большой шанс, что он содержит ГМ-компоненты;
если на этикетке стоит гордая надпись «растительный белок», это, скорее всего, соя и очень вероятно – трансгенная;
часто ГМО могут скрываться за индексами E. Однако это не значит, что все добавки Е содержат ГМО или являются трансгенными. Просто необходимо знать, в каких именно E могут в принципе содержаться ГМО или их производные.
Покупайте овощи, которые имеют самые различные размеры, избегайте глянцевых, крупных помидор, шикарной клубники, яблок «как с картинки». Природа создает овощи не совсем «красивыми», и не идеальной формы. Все ГМ овощи обычно долго хранятся и выглядят просто идеально.
Стоит отдавать предпочтение российским продуктам потому что, в нашей стране не выращиваются генно-модифицированные сельскохозяйственные культуры. Однако не будем забывать о том, что Россия все же импортирует продукцию, содержащую ГМО.
Доступ к некоторой полезной информации обеспечивают государственные органы: на сайте Роспотребназдора регулярно обновляется Реестр пищевого сырья, прошедшего регистрацию в России и содержащего ГМ-источники. Информации в нем недостаточно для определения, в каких именно продуктах содержится ГМО, но есть названия компаний, закупивших ГМ-сырье. Потребитель, при приобретении продуктов в магазине, может основываться также и на этой информации.
Генно-модифицированные организмы – это настоящее доказательство превосходства человека над природой. Возможность получения организмов, которые не встречаются в природе, с набором генов, выбранных по прихоти человека, позволяют ученым проводить фактически эволюцию растений и животных в лабораторных условиях. Наряду с целым набором преимуществ, которыми обладают ГМО (высокая урожайностью, морозо- и засухоустойчивость, устойчивость к вредителям и гербицидам), существует также ряд нерешенных на настоящий момент проблем: отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей контроль распространения ГМО, систем оценки безопасности ГМО, невозможность определения последствий распространения ГМО для природы и человека, и при этом незаявленное производителями присутствие ГМО в ежедневно потребляемых нами продуктах питания.
Генетически модифицированные продукты стали одним из достижений биологии ХХ в. Людям следует постоянно помнить о простой закономерности: всякая технология имеет очевидные плюсы и неизвестные минусы. Я считаю, что исследовать природу можно, но идти вопреки ее законам и естественному течению жизни нужно с большой осторожностью. И, не смотря на совершенство человеческого разума, в мире далеко не все известно и подвластно человеку. Поэтому я против применения генно-модифицированных продуктов. Немецкий философ Ф.Энгельс в «Диалектике природы» предостерегал «. не слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствия первых».
Список используемых источников:
Генетически модифицированные источники пищи: оценка безопасности и контроль. Под редакцией В.А. Тутельяна, Москва, Издательство РАМН 2013, 444 с.