Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит

Родительское собрание на тему: «ГНИ ДЕРЕВО, ПОКА ГНЕТСЯ, УЧИ ДИТЯТКО, ПОКА СЛУШАЕТСЯ» (собрание-совет) во 2а классе.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Ныробская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А. В. Флоренко».

Родительское собрание на тему:

«Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается»
(собрание-совет) во 2а классе.

Автор: Чагина Елена Павловна,

учитель начальных классов

Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.

Поделиться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

Познакомить родителей с требованиями программы по чтению.

Дать рекомендации родителям по увеличению скорости чтения детей.

План проведения собрания.

Вступительное слово учителя.

Роль книги в жизни человека.

Анализ анкет для детей.

Точка зрения современных психологов.

Из семейного опыта.

Знакомство с нормами техники чтения.

Как добиться оптимальной скорости чтения.

Форма проведения: круглый стол.

Оформление доски. Презентация.

Оборудование: для каждого родителя необходимо приготовить результаты и нормы техники чтения ребёнка; памятки «Рекомендации и советы родителям»; набор текстов, рекомендуемых для совместного чтения и обсуждения с детьми.

1. Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем разговаривать с вами о чтении, о детском чтении. Все дети уже научились читать. Можно вздохнуть с облегчением, сделано большое дело. Но именно сейчас как раз и начинается самое важное в процессе обучения. Мне хочется дать вам совет: «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается» – гласит русская пословица.

Но, ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.

2. Роль книги в жизни человека.

3. Анализ анкет для детей.(см. Приложение)

Накануне собрания провести анкетирование детей по проблемам чтения. Познакомить родителей с результатами.

Таким образом, мы видим, что …. часть детей в нашем классе положительно относится к чтению. И есть …%, которые так или иначе не хотят читать, не любят этого делать.

4.Точка зрения современных психологов.

Попробуем разобраться в причинах неприятия книги с точки зрения современных психологов.

Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная.

Вот пример :- Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить. »

При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть, хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. А раньше в русских семьях взрослые вместе с детьми читали какие-то рассказы, сказки, а потом обсуждали прослушанное. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии.

Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть прочитанного он все равно не может.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.

6. Из семейного опыта.

Слово предоставляется трем родителям из класса. Они делятся своим опытом по данному вопросу. Рассказывают о том, как привили детям любовь к чтению, развивают интерес к книгам.

Уважаемые родители, вы знаете, что в конце четверти была проверка техники чтения. Ознакомьтесь пожалуйста с нормами техники чтения по учебным годам. (см. Приложение)

И вот показатели нашего класса на конец 1 класса и начало 2 класса. У каждого они лежат на парте по вашему ребенку.

8. Рекомендации и советы родителям: Как добиться оптимальной скорости чтения.

9. Заключительное слово.

Свое выступление мне хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». Наверное, всем нам хочется, чтобы наши дети были по-настоящему счастливыми. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию рекомендации, советы, пожелания, которые помогут Вам сделать процесс чтения интересным и увлекательным занятием. Самое главное, захотеть следовать этим советам ежедневно, не отмахиваясь от своих детей, не прикрываясь своей занятостью. Помогите своим детям стать настоящими читателями. Удачи!

(Памятка выдаётся родителям на собрании – см. Приложение).

Литература для подготовки к родительскому собранию:

Источник

Русские пословицы о воспитании детей

Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Смотреть фото Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Смотреть картинку Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Картинка про Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Фото Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значитНародное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:

Русские пословицы про своевременное воспитание

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь — так и поспишь.

Что посеешь — то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

Русские пословицы про методы воспитания

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Хороший пример – наилучшая проповедь.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Водила за ручку — получила белоручку.

Побои мучат, а не учат.

Не корми калачом, да не бей кирпичом.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Неразумная опека хуже беспризорности.

У семи нянек дитя без глаза.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

Что у взрослого на уме, то у малого на языке.

Добрый пример лучше ста слов.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.

Хорошая порка еще никому не помешала.

Как постелешь — так и поспишь.

Что посеешь — то и пожнешь.

Каков привет — таков ответ.

Умному слово пуще дубины.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.

Добрый пример лучше ста слов.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.

Добро добро покрывает.

На хотенье есть терпенье.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Смотреть фото Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Смотреть картинку Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Картинка про Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Фото Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значитСовременные пословицы и поговорки о воспитании

Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.

Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.

Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.

На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.

Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.

Родился сам — помоги другому.

Счастливые родители — выспавшиеся родители.

Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!

Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.

Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.

Пословицы и поговорки о воспитании, семье, детях есть у каждого народа. Во всем мире их огромное количество!

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

Новое в блогах

Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается. Воспитание детей в Древней Руси

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания – неуместными, подчас дикими.

Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Смотреть фото Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Смотреть картинку Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Картинка про Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Фото Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значитНо интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.

Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается.»

В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, «кормильство» – форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью – кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.

Другая форма воспитания – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава – Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.

Так же существовало «кумовство» – выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли «пестунами». Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знатиДревней Руси.

Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.

Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки – из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: «Добрый сын всему свету завидище», «Вся девичья краса – это гордость и коса», «Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут», «Дочь – чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай»

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу – это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу – вскочу, не хочу – не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого «воспитывал», образно, девушку.

Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной», назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала «младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям.»

Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.

Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.

В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в «Поучении князя Владимира Мономаха детям.» Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам – приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

Источник

Русская народная мудрость о воспитании. статья на тему

12 Февраль 2015 admin Главная страница » Педагогика » Пословицы

Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:

Русские народные и современные пословицы о воспитании

Классификация методов обучения в педагогике

Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Смотреть фото Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Смотреть картинку Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Картинка про Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит. Фото Гни дерево пока гнется учи дитя пока слушается что значит

Народная мудрость в воспитании малышей

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Задачи педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребенка

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному фольклору. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

Посредством фольклора у ребенка формируется чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление его самых разнообразных жанров, включение фольклора во все жизненные процессы ребенка в семье, во все виды детской деятельности. Фольклорные произведения имеют огромный воспитательный потенциал в силу своей устойчивости народных идеалов как составляющей общечеловеческих гуманистических ценностей, которые на современном этапе являются важным фактором в межэтнических отношениях. Фольклор как явление культуры предоставляет огромные возможности для передачи опыта диалога культур.

Сопоставляя культуру своего народа с другой, происходит понимание общности и единства ценностей народных идеалов. Передаваемые из поколения в поколение, фольклорные произведения отражают систему традиционных правил и принципов, которые являются стержнем системы формирования мировоззрения.

Формирование мировоззрения является наиболее сложным и длительным процессом, в котором переплетаются многие научные знания и опыт, национальные истоки.

Детский фольклор — обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших — это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Следовательно, это всё имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода заповеди, заветы, которые чтил народ.

Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства.

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.

Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного фольклора у малышей вызывает восторг и удивление.

Мудрость Сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь.

Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства.

Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы была «полна горница детей»

. Счастье родителей и счастье детей — нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так подмечает:
«Добрые дети — делу венец, а плохие дети — дому конец»
.
Точнее, ярче и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Счастье и горе, радость и печаль, изматывающий труд и умиротворенное отдохновение, постоянная забота и редкая благодарность, нескончаемые тревоги и неугасающая надежда, муки усталости и вечное самопожертвование — всё сливается в родительское предназначение.
Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснёшь».

Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание — одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания — тело без души», «Самое лучшее наследство — воспитанность», «Дитятко — это тесто: как замесил, так и выросло».

Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение, воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости.
«Не тот отец — мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил».
Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях; верно, подметил, что «детушек воспитать — не курочек пересчитать».

Извечный и основной вопрос педагогики, каким и кем будет сын или дочь. Прежде всего, каким. А потом — кем. От того, какова цель, намечается план воспитания, система условий, средств и методов. Начнём осмысление с основных идей народной педагогики с вопроса о значении первоначального воспитания в последующем формировании человеческой личности «Что в детстве воспитаешь, на то и в старости обопрёшься».

Воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учётом их возрастных особенностей. Немаловажную роль подметил народ наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующего суждения:
«От яблони яблоко родится, а от ёлки шишки».
Народ пришёл к важному в научном отношении выводу: качества ума и нравственный облик родителей по наследству детям не передаются. Обобщая свои наблюдения, народ весьма образно сказал о неоднозначности наследования:
«От одной матки, да разные ребятки».
Какие же качества знание приобретается выше всего, ценит русский народ в человеке? На первое место ставится здоровье:
«Здоровье сгубишь — новое не купишь».
Народная мудрость щедра на добрые советы, как сохранить и укрепить здоровье:
«Живи умом, так и лекарств не надобно».
А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием».

Это весьма тонкое психологическое различение соответствует современным научным представлениям. Знание приобретается учением, учение способствует развитию ума.
«Ученье — свет, а неученье — тьма».
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом картинок из книг, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Воспитательный идеал в русской народной педагогике — это человек умный, знающий, воспитанный, трудолюбивый. Труд и трудолюбие в народном мировоззрении, во взглядах на духовные ценности понимаются как сердцевина личности. Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выраженный в пословицах и поговорках; от трудолюбия до любви и дружбы, от культуры поведения до любви к Родине, от гостеприимства и культы речи до чувства чести и собственного достоинства, от молодецкой удали до признательности и сострадания.

Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «Правда светлее солнца».

В пословицах и поговорках сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму-разуму учат да «сердцем награждают». Пример родителей лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина. Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Недаром в сознании народном прочно закрепилась истина о том, что «Материнская ласка конца не знает».

В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребёнка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И всё же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят».

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от семьи, воспитывающего малыша. Обычаи и традиции в семье один из факторов успешного воспитания. Одна из прекрасных традиций — обязанность родителей воспитывать своих детей. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложат предпосылки высоких человеческих начал. Народный фольклор, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду — семью.

Помочь ребенку развить природные задатки, поддержать накопленные культурой народа ориентиры, найти собственное «Я» на сегодняшний момент является одной из приоритетных воспитательных задач, начиная с дошкольного детства. И базовым средством для достижения данной цели может служить освоение детьми фольклорных богатств, веками накопленных нашим народом.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны — именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Пословицы и поговорки народов мира (дополнение)

Как поднять ребенку самооценку и уверенность в себе

А какие поговори о воспитании знаете вы?

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание – одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания – тело без души», «Самое лучшее наследство — воспитанность», «Дитятко – это тесто: как замеси, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскор — мил, да добру научил», «Не чванься отцом – хвались сыном молодцом».

Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

Уже тясячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания – мудрость воспитания. Недаром еще К.Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ – с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю…». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию, — писал он, — наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейна, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни.»

Итак, какие же философские и педагогические мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности счастья.

Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – целый сын». Счастье родителей и счастье детей – нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так: «Добрые дети – делу венец, а плохие дети – дому конец». Точнее и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь».

Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание – одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания – тело без души», «Самое лучшее наследство — воспитанность», «Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло».

Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях. Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята».

Какие же качества выше всего ценит народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье — всему голова», «Было бы здоровье – остальное будет», «Берешь платье снова, а здоровье смолоду», «Здоровье сгубишь – новое не купишь».

А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а чеовек знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием».

Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: «Правда светлее солнца», «Где правда, там и счастье», «Правда дороже золота».

Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму – разуму да «сердцем награждают»: «Не тот батько, кто родил, а тот, кто уму – разуму научил».

Пример родителей – лучшая школа для детей. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы». В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребенка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».

Одна из прекрасных традиций – обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой – долг перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *