Гоголь ревизор о чем это произведение
«Ревизор» (Н. Гоголь)
Цитата: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
История создания
Как-то раз беседовали Гоголь и Пушкин. Гоголь сказал, что видит за комедией как жанром большое будущее. А Пушкин рассказал забавную историю из жизни — о том, как лжеревизор приехал в город и обобрал всех жителей. История Гоголю понравилась — и он написал комедию «Ревизор».
Проблематика:
Смысл названия: действие комедии действительно обращается вокруг мнимого ревизора Хлестакова и подлинного, так на сцене и не появившегося. Однако смысл названия шире: все преступления, мошенничества, обманы рано или поздно будут раскрыты. Ничто не сходит с рук, и образ ревизора — это напоминание о неминуемой ответственности за свои поступки.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: главной жанровой особенностью «Ревизора» является трагикомический характер. Смех в данном случае — сатирический, не всегда весёлый.
Время и место действия: действие происходит в период царствования Николая I в маленьком провинциальном городке.
Действующие лица
Краткое содержание
Действие 1
Городничий собирает чиновников и объявляет: в город тайно едет ревизор. А ведь в городе безобразие и взяточничество — необходима хотя бы видимость порядка. Кстати, для порядка городничий просит почтмейстера вскрывать и читать все письма (тот охотно соглашается и говорит, что давно это делает из любопытства).
Бобчинский и Добчинский говорят, что ревизор, по всей видимости, уже приехал: это Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, который уже больше недели живёт в трактире и ни за что не платит.
Городничий приказывает немедленно обеспечить видимость деятельности и спешит познакомиться с Хлестаковым.
Жена и дочь городничего посылают служанку поглядеть на Хлестакова и узнать, хорош ли он собой.
Действие 2
Слуга Хлестакова Осип лежит на кровати и рассуждает, как хозяин все деньги промотал, а теперь не может даже пообедать. Приходит Хлестаков. Он посылает Осипа взять в долг табаку, но Осип отказывается: в долг уже не дают. Хлестаков всё же требует обед в кредит. Размышляет, что можно продать костюм и отдать часть долгов (но лучше не продавать и в костюме домой вернуться). Осип приносит обед, Хлестаков ругается (обед невкусный), но ест.
К Хлестакову приходит городничий. Хлестаков пугается, угрожает, что будет жаловаться министру. Городничий тоже паникует, пытается дать Хлестакову взятку. Хлестаков взятку не берёт, но в долг 200 рублей — с радостью. Городничий подсовывает 400. Хлестаков честно признаётся, что едет в деревню к отцу, но этому городничий не верит. Он приглашает «ревизора» пожить в своём доме, пишет записку жене, чтобы та подготовилась, и передаёт с Добчинским.
Действие 3
Жена городничего получает записку. Они с дочкой тут же начинают выбирать платья. Тем временем Осип приносит чемоданы Хлестакова, и его хорошо кормят.
Хлестаков объехал с чиновниками весь город, всё посмотрел, вкусно поел. Узнаёт, где бы в городе поиграть в карты — ему отвечают, что в карты ни в коем случае нигде не играют. Прибыв в дом городничего и познакомившись с его женой и дочкой, Хлестаков начинает фантазировать: и с Пушкиным он дружит, и суп ему из Франции возят. Его рассказ совершенно неправдоподобен, но все ему верят. Хлестаков уходит отдохнуть, а все в ужасе: какой большой человек! Городничий на всякий случай даёт взятку Осипу и просит квартальных караулить, чтоб к Хлестакову никто не пришёл с жалобами.
Действие 4
Чиновники по очереди посещают Хлестакова и дают ему взятки. Хлестаков берёт «в долг». Он догадывается, что его приняли за какого-то важного человека, и описывает эту историю в письме своему другу — журналисту Тряпичкину.
К Хлестакову приходят с просьбами и жалобами, а сам он заигрывает то с дочкой городничего, то с его супругой. В результате делает предложение дочке городничего (что служит поводом одолжить ещё денег).
Действие 5
Жена и дочь городничего мечтают о жизни в столице и о богатстве. Все приносят городничему поздравления. Городничий упивается будущей властью.
Приходит почтмейстер и читает письмо Хлестакова. Все кричат, что Хлестаков ни капли не был похож на ревизора, обвиняют во всём Бобчинского и Добчинского. Входит жандарм и объявляет, что в город прибыл ревизор. Немая сцена.
Экранизации
«Ревизор» (СССР, 1933); «Ревизор» (СССР, 1952); «Инкогнито из Петербурга» (СССР, 1977); «Ревизор» (СССР, 1982; телеспектакль); «Ревизор» (Россия, 1996).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто приносит новость о том, что ревизор уже приехал?
Ответ. Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский. Они прибегают к городничему со словами: «Бобчинский. Чрезвычайное происшествие! / Добчинский. Неожиданное известие!» — и рассказывают о неком молодом человеке, который уже вторую неделю в городе и «престранно себя аттестует: другую уж неделю живёт, из трактира не едет, забирает всё на счёт и ни копейки не хочет платить».
Хлестаков вовсе не пытается убедить чиновников, что он является ревизором. Почему его всё-таки принимают за ревизора?
Ответ. Чиновники города N знали, что за ними много прегрешений, и боялись разоблачения. Поэтому когда Бобчинский и Добчинский выдвинули теорию о том, что Хлестаков и есть ревизор, городничий им легко поверил. Хлестаков быстро понял, что его принимают за другого, и решил этим воспользоваться.
Образ Хлестакова во многом перекликается с образом главного героя другого произведения Гоголя. Укажите фамилию этого героя.
Ответ. Чичиков.
Главный герой «Мёртвых душ» гораздо более хитрый и деятельный, нежели Хлестаков. Но по сути они похожи: Хлестаков позволяет считать себя ревизором, Чичиков скупает фиктивную собственность, и оба героя — мошенники.
Анализ комедии Ревизор Гоголя Н.В. — Критические статьи
Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.
История создания
В 1835 году Николай Васильевич решил отойти от создания «Мёртвых душ» и задумал написать сатирическое произведение. Однако на тот момент идей у него не было, поэтому он обратился за помощью к Пушкину. Гоголь хотел написать такое произведение, которое бы высмеивало человеческие пороки и недостатки.
Тогда Александр Сергеевич рассказал писателю занимательную историю о Свиньине. Также Пушкин вспомнил случай, когда ему самому пришлось столкнуться с такой проблемой в Нижнем Новгороде, когда он собирал материал про Пугачёва. Гоголь настолько вдохновился историями своего товарища, что он незамедлительно приступил к написанию комедии. Пьеса была готова уже в конце 1835 года.
Однако в тот период эта проблема присутствовала в произведениях ещё нескольких писателей. Тогда Гоголь настолько сильно расстроился, что даже думал бросить свою пьесу и не дописывать её до конца. О своих переживаниях Николай Васильевич решил поделиться с Пушкиным, который и убедил писателя всё-таки закончить пьесу. Когда «Ревизор» был завершён, то Гоголь решил зачитать его на одном из собраний, где присутствовало большое количество писателей и литературоведов.
Они восприняли с восторгом комедию, однако главная мысль произведения прошла мимо них. Автор был очень опечален этим. На тот момент комедию посчитали классической и увидели в ней только юмор самого автора.
Пьеса была поставлена не сразу после написания произведения. Самому Жуковскому пришлось уговаривать императора и убеждать его в том, что идея автора не содержит какого-то негативного подтекста.
Драматическое представление было неоднозначно воспринято императором, но оно ему понравилось.
Отсутствие памяти
Отсутствие памяти является важной чертой образа Хлестакова. Для него не существует будущего и прошлого. Он сконцентрирован лишь на настоящем. Хлестаков в силу этого неспособен к эгоистическим и корыстолюбивым расчетам. Герой живет лишь одной минутой. Его естественным состоянием является постоянное превращение. Проведя действенный анализ «Ревизора» Гоголя, вы увидите, что Хлестаков, принимая тот или иной стиль поведения, мгновенно в нем достигает высшей точки. Однако легко теряется то, что легко приобретается. Заснув фельдмаршалом или главнокомандующим, он просыпается ничтожным человеком.
Смысл названия и финала
Само название «Ревизор» является олицетворением страхов чиновников. Из-за взяточничества и махинаций, которые проворачивали эти люди, они до жути боялись проверки, осуществляющей контроль управления местной власти. Именно страх задаёт весь сюжет комедии и движет действиями героев.
Название произведения подчёркивает тот человеческий порок, который не любил сам Гоголь — боязнь ответственности за свои поступки и наказания.
Пока герои суетятся и крутятся вокруг того человека, которого они изначально приняли за проверяющего, то в город приезжает настоящий ревизор. Тогда чиновникам никак нельзя было избежать настоящего наказания. Именно такой справедливости и желал автор.
Очень часто в произведениях Николая Васильевича можно было встретить библейские мотивы. Разоблачение героев ревизором является отсылкой на судный день.
Образ Хлестакова
Образ Хлестакова является центральным в произведении. Проведем его анализ. Гоголь «ревизора» изобразил легко ориентирующимся в создавшейся обстановке. Например, желая покрасоваться перед своей невестой, Марьей Антоновной, он себе приписывает сочинение «Юрий Милославский» Загоскина, однако девушка вспоминает его истинного автора. Безнадежное, казалось бы, создалось положение. Однако Хлестаков и здесь быстро находит выход. Он говорит, что есть другое сочинение с таким же названием, принадлежащее ему.
Суть комедии
Сначала следует разобрать то, какова тема и каков сюжет комедии «Ревизор». Градоначальник Антон Антонович Сквозник-Дмухановский случайно узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Тогда он решает собрать всех людей, ответственных за местное управление, и начать подготовку к проверке. Однако два местных помещика — Добчинский и Бобчинский сообщают Антону Антоновичу об одном молодом человеке, который приехал из Петербурга и уже давно обитает в городе. Градоначальника это сильно напугало, и он решил, что именно этот гость из столицы является проверяющим.
Оказалось, что этим молодым человеком был обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, который из-за своей глупости потратил все деньги и не мог оплатить проживание в местном трактире. Именно из-за этого он старался максимально оттянуть свой отъезд. Однако градоначальник и местные чиновники приняли его за проверяющего и окружили его почётом и вниманием. Когда Хлестаков получает большое количество взяток и подарков, то решает сразу же покинуть город. Однако до отъезда он пообещал жениться на дочери городничего.
В то время, пока вовсю идёт подготовка к свадьбе, городничий получает письмо от Хлестакова к другу, в котором и раскрывается весь самообман градоначальства. В то же время градоначальника вызывает к себе настоящий ревизор, который только что закончил проверку города.
Типичные для николаевской России жизненные явления
Упоминаются в комедии различные жизненные явления, которые для николаевской России того времени были типичными. Это создает широкую панораму жизни общества. Так, купец наживается на строительстве моста, а городничий ему в этом помогает. Судья сидит на судейском стуле 15 лет, но до сих пор не может разобраться в очередной докладной записке. Городничий дважды в год справляет именины, ожидая подарков к ним от купцов. Почтмейстер вскрывает чужие письма. Уездный лекарь не говорит по-русски.
Тематика произведения
Стоит уделить внимание темам, которые осветил Гоголь в своей комедии. Тематика разнообразна и является актуальной по сей день.
В произведении раскрываются такие темы, как:
Проблематика пьесы
Также стоит обратить внимание на проблемы, поднятые авторы. Проблематика произведения освещает большое количество человеческих пороков, которые встречают и в современном обществе.
В комедии поднимаются такие проблемы, как:
Широта обобщений характеров, внесценические образы
С письма, уведомляющего о грядущей проверке, начинается пьеса, которую создал Н. В. Гоголь («Ревизор»). Анализируя ее, можно отметить, что им же она и завершается. Финал произведения становится лаконичным — правду открывает письмо Хлестакова. Остается только дожидаться настоящего ревизора. Нет сомнений при этом, что чиновники еще раз повторят льстивый подкуп. Перемена персонажей на исход не повлияет — до того дошла безнравственность. Чиновники сменятся со временем себе подобными, так как развращение человека происходит от личной неуправляемости, а не от власти.
Проводя анализ комедии Гоголя «Ревизор», отметим, что широта обобщения характеров в пьесе выражается в тонкой отделке действующих в комедии персонажей. Кроме того, введением внесценических образов расширяется галерея действующих лиц. Это яркие жизненные характеры, которые способствуют углублению характеристик лиц, выведенных на сцене. Например, это отец Хлестакова, его петербургский приятель Тряпичкин, ключница Авдотья, сын и жена Добчинского, трактирщик Влас, дочь Земляники, пехотный капитан, который обыграл в Пензе Хлестакова, приехавший ревизор, квартальный Прохоров и другие.
Основная идея
Своим произведением Гоголь хотел высмеять все те человеческие пороки, которые мешают развитию Российской империи. Автор пытался показать, что именно они делают жизнь людей рабской и нищей. Главная мысль комедии заключается в том, что всегда нужно уметь отвечать за свои поступки, не соглашаться на компромисс с совестью.
Финальная немая сцена является полным раскрытием идеи автора. Этой сценой писатель пытался показать, что чиновники за своё воровство и обман рано или поздно всё равно будут наказаны.
Настоящий ревизор является олицетворением высшего небесного суда, который не собирается жалеть грешников.
Злоупотребления чиновников
О множестве злоупотреблений чиновников говорится в комедии. Все они были характерны для эпохи жестокого произвола. Женатому слесарю незаконно забрили лоб. Унтер-офицерскую жену высекли. Арестантам не дают провизии. Ассигнованную на постройку при богоугодном заведении церкви сумму тратят по собственному усмотрению, а в рапорте говорится, что церковь сгорела. Городничий запирает купца в комнате и заставляет его есть селедку. У больных грязные колпаки, придающие им сходство с кузнецами.
Композиция, жанр и направление
Композиция обладает классической структурой для пьесы.
Она делится на три смысловые части, каждая из которых связана друг с другом:
Жанр произведения «Ревизор» — социальная комедия сатирической направленности. Это обусловлено авторским высмеиванием человеческих пороков. Направление — реализм, так как Гоголь хотел как можно точнее изобразить жизнь людей того времени.
Краткий анализ произведения «Ревизор» показывает читателям ту идею, которую хотел донести до них автор. Хоть комедия была неоднозначно воспринята критиками в своё время, но именно она совершила литературный прорыв в русской драматургии. Гоголь смог показать, что любой обман и лицемерие в итоге вскроется.
Речь Хлестакова
Речь этого героя его характеризует как претендующего на высокую образованность мелкого петербургского чиновника. Он любит употреблять для красоты слога заковыристые литературные штампы. В его языке в то же время встречаются вульгарные и бранные словечки, в особенности по отношению к простолюдинам. Хлестаков Осипа, своего слугу, называет «дураком» и «скотиной», а хозяину трактира кричит «подлецы!», «канальи!», «бездельники!». Речь этого героя отрывиста, что говорит о его неспособности остановить внимание на чем-либо. Она передает его духовную нищету.
Образец 4
Сатирическая пьеса Гоголя даже сегодня звучит современно. Временами кажется, что это нынешние бюрократы, переодетые в старинные одежды, разыгрывают на сцене знакомые ситуации. Герои комедии во все времена останутся актуальными. Русской земле, наверное, уготовано щедро производить тунеядцев, желающих пышно паразитировать на чужом труде. Российская государственная служба отличается произволом, казнокрадством, взяточничеством. Эти недостатки разоблачены в пьесе «Ревизор».
В комедии изображена широкая картина деградации чиновничьего сообщества. В уездном городе царит беззаконие. Местный глава – покровитель коррупционеров. Средства, выделенные на организацию помощи нуждающимся гражданам, немедленно расхищаются. Больницы похожи на морги. Каждый чиновник – взяточник. Незаконные деяния они совершают не таясь.
События, описанные в комедии, происходят в вымышленном городе, но выглядят они типичными для всей России. Такие города сотнями разбросаны по стране. В них имеются суды, учебные заведения, полицейские участки, больницы, почтовые отделения. Но состояние всех этих структур плачевное. Больным не помогают, полицейские не заботятся о порядке, а сами учиняют бесчинства.
Своим появлением Хлестаков сподвигает чиновников соблюсти внешнюю благопристойность, которая всегда помогала им пускать пыль в глаза. Комично выглядят административные хлопоты: приукрашивание дороги, по которой предстоит проехать ревизору. О полезных изменениях никто не помышляет. Город готовится встретить проверяющего и радостно проводить. Затем общество снова погрузится в оцепенение, изредка вздрагивая от незначительных происшествий.
Действия пьесы характеризуют обитателей города как напыщенных и чванливых лицемеров. Город, населенный вырождающейся человеческой породой, теряет надежду на будущее. Печальная перспектива. Уездные чиновники опасаются расплаты за злодеяния, но надеются выкрутиться, подкупив ревизора.
К их радости петербургский проверяющий выглядит сговорчивым душой-человеком: подношения принимает, от дружеских застолий не отказывается, с дамами флиртует с удовольствием. Безграничная радость: теперь чиновникам нечего опасаться, можно по-прежнему собирать урожай с общественной нивы. Однако справедливого возмездия в этот раз им не избежать. В финале появляется истинный ревизор, посланный изобличить преступную шайку. Хочется верить, что данный социальный анекдот завершится справедливым судом, которого Россия ожидает сотни лет.
Другие сочинения: ← Критика о творчестве Гоголя↑ ГогольИстория создания повести Невский проспект →
Анализ «Ревизор» Гоголь
Всего получено оценок: 5285.
Всего получено оценок: 5285.
Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. Анализ “Ревизора” предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.
История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.
Тема – пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.
Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.
Жанр – комедия социально-сатирической направленности.
Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).
История создания
В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.
В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.
“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и выделяющейся из себе подобных только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александринском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.
Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург, должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.
Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатирический, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.
Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение, находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.
Композиция
Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его встречают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора», а для основных подготовили отдельные страницы:
Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.