Гомилетика что это такое

ГОМИЛЕТИКА

Смотреть что такое «ГОМИЛЕТИКА» в других словарях:

ГОМИЛЕТИКА — (греч., от homilia речь). Руководство к духовному красноречию. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОМИЛЕТИКА [ Словарь иностранных слов русского языка

ГОМИЛЕТИКА — ГОМИЛЕТИКА, вспомогательная наука богословия, объясняющая теорию церковного собеседования и историю проповеднической литературы (Наумов). Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Гомилетика — учение о христианском церковном проповедничестве.Главный вопрос, которым прежде всего занимается Г., это вопрос осуществе, или природе проповеди. Одно ли и то же, по своей природе,проповедь церковная и ораторское искусство вообще, составляет… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ГОМИЛЕТИКА — (от греческого homileo разговариваю, беседую), раздел христианского богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности … Современная энциклопедия

ГОМИЛЕТИКА — ГОМИЛЕТИКА, гомилетики, жен. (от греч. homilia проповедь) (спец.). Практическая дисциплина о составлении церковных проповедей. « Что, всё еще скучно? Как в семинарии на уроке гомилетики.» Максим Горький. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

гомилетика — сущ., кол во синонимов: 1 • богословие (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Гомилетика — (от греческого homileo разговариваю, беседую), раздел христианского богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГОМИЛЕТИКА — [от греч. ὁμιλία беседа, общение, собрание и лат. ethica учение о нравственности], наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… … Православная энциклопедия

Гомилетика — (омилетика; др. греч. ὁμιλητική, омилэтикэ искусство беседы) церковно богословская наука, излагающая правила церковного красноречия или проповедничества. Содержание 1 Происхождение слова … Википедия

Гомилетика — учение о христианском церковном проповедничестве. Главный вопрос, которым прежде всего занимается Г., это вопрос о существе, или природе, проповеди. Одно ли и то же по своей природе проповедь церковная и ораторское искусство вообще, составляет ли … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

ГОМИЛЕТИКА

До III века по Р.Х. в Церкви не существовало специальной гомилетической теории. Общераспространенным являлся взгляд на проповедь как на плод непосредственного вдохновения от Святого Духа. В I-II веке в Церкви не было обычая выступать перед слушателями с заранее подготовленной проповедью.

К пересмотру такого взгляда на проповедь первым призвал Ориген. Он высказал мысль, что проповедь является не только плодом наития свыше, но и плодом личного творчества проповедника. Ориген призывал дидаскалов (церковных учителей) к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний, всего образования в деле подготовки гомилий (церковных бесед). Такой взгляд на проповедь вскоре стал в Церкви общераспространенным, что создало основу для построения теории церковной проповеди, в значительной степени заимствовавшей принципы светского ораторского искусства. При этом в Церкви никогда не переставала существовать и всецело импровизированная проповедь. Поэтому, можно сказать, что к IV веку оформилось два основных подхода к построению проповеди. Профессор Н.И. Барсов определил их как профетический и риторический.

Первые специальные трактаты по гомилетике появились на Западе. Это, прежде всего, сочинение блаженного Августина «О христианской науке» (De doctrina christiana) и «Пастырское правило» (Regulae pastoralis liber) святителя Григория Двоеслова. У восточных отцов Церкви цельной гомилетической теории никогда не было. Их учение о проповеди выражено в отрывочных замечаниях и высказывается ими эпизодически.

В эпоху Возрождения в связи с активным изучением античного наследия (в том числе и античной риторики) появляется ряд принципиально новых руководств по гомилетике. Это, например, сочинения Рейхлина «Liber congestorum de arte praedicandi» (Сборник об искусстве проповеди, 1504) и Эразма Роттердамского «Ecclesiastes, sive concionator evangelicus» (Екклесиаст, или Евангельский проповедник, 1535). Оба автора были последовательными сторонниками риторического направления. Гомилетику они рассматривали исключительно как церковную риторику. Проповедь, по их мнению, должна подчиняться общим законам ораторского искусства.

После начала Реформации наблюдается стремление вернуться к первоначальной безыскусственности церковной проповеди. Эту точку зрения, в частности, отстаивал Мартин Лютер. По его мнению, задача церковной проповеди — это простое и ясное объяснение Священного Писания. Однако после смерти Лютера в лютеранстве (равно как и в других протестантских конфессиях) начался процесс постепенного заимствования приемов светского ораторства, приведший к возникновению так называемой протестантской схоластики. В результате гомилетическая наука в Германии в XVII веке развивалась почти исключительно в риторическом направлении. Отход от схоластических принципов наметился здесь лишь в XVIII веке в связи с широким распространением пиетизма.

На Руси гомилетической теории не существовало вплоть до XVII века. Первым отечественным курсом гомилетики принято считать сочинение архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Наука, альбо способ зложеня казаня» (Наука, или способ составления проповеди). Это сочинение представляло собой приложение к двухтомному сборнику проповедей архимандрита Иоанникия («Ключ разумения»), увидевшему свет в Киеве в 1659-1660 годах. «Наука» была написана под влиянием католических гомилетик и потому активно заимствовала не только их теоретические подходы, но и саму латинскую терминологию. Таким образом, эта книга представляет собой классическое руководство по схоластической гомилетике.

Попытку преодолеть всецело схоластический характер отечественной гомилетической теории и церковной проповеди предпринял в начале XVIII века архиепископ Феофан (Прокопович). В противовес польско-латинскому влиянию он стремился использовать в своей проповеднической деятельности протестантский опыт. Тем не менее господство схоластических подходов сохранялось в отечественной гомилетической науке вплоть до середины XIX века.

Важную роль в преодолении схоластического метода сыграла книга профессора Киевской Духовной Академии Я.К. Амфитеатрова «Чтения по церковной словесности, или гомилетика» (Киев, 1846), которая послужила основой для формирования самобытного отечественного стиля церковной проповеди. Вплоть до начала XX века она являлась основным учебным пособием по гомилетике на русском языке. Курсы гомилетики, изданные во второй половине XIX столетия, в значительной мере следовали Амфитеатрову и принесли мало нового в гомилетическую науку. Одним из главных представителей этой линии был профессор КДА протоиерей Н.А. Фаворов. Его книга «Руководство к церковному собеседованию, или гомилетика» выдержала множество переизданий и стала нормативным семинарским учебником по гомилетике.

Новый шаг вперед в отечественной гомилетической науке относится уже к началу XX века. В 1906 году профессор КДА В.Ф. Певницкий выпустил в свет книгу «Церковное красноречие и его основные законы». Написанию этой книги предшествовало многолетнее изучение профессором Певницким истории христианской церковной проповеди. Его книга представляет собой попытку возврата к святоотеческому подходу в церковном проповедничестве.

Особое место в истории отечественной гомилетики занимает архиепископ Амвросий (Ключарев). Этот выдающийся проповедник отстаивал необходимость возрождения импровизированной проповеди. Владыка Амвросий попытался обобщить свой богатый проповеднический опыт в книге «Живое слово». Это небольшое сочинение и по сей день остается единственным в нашей церковной литературе практическим руководством по проповеднической импровизации.

Со второй половины XIX века в отечественной церковной науке наряду с гомилетической теорией активно развивается изучение истории церковной проповеди. Кроме профессора Певницкого ряд ценных трудов по истории проповедничества принадлежит профессору СПбДА Н.И. Барсову. Наиболее известные учебные пособия и хрестоматии по истории церковной проповеди были составлены преподавателем Киевской духовной семинарии протоиереем М.А. Поторжинским.

Несколько особняком в отечественной гомилетике стоит фигура профессора МДА М.М. Тареева. В своей книге «По вопросам гомилетики» он призывал к полному отказу от использования в проповеди приемов ораторского искусства. Профессор Тареев полагал, что проповедь должна вернуться к Евангельской простоте и безыскусственности.

Таким образом, к 1917 году в отечественной науке сосуществовали различные подходы к определению самых ключевых понятий гомилетики. Окончательный синтез разных точек зрения так и не был осуществлен.

В послереволюционный период творческое развитие отечественной гомилетики было насильственно прервано. Отечественные авторы второй половины XX столетия в основном опирались на труды дореволюционных ученых, не ставя перед собой задачу творческого развития этого наследия. Из сочинений по гомилетике этого периода можно выделить труды профессоров МДА протоиерея А.А. Ветелева и игумена Марка (Лозинского). В 1970-е годы в МДА велась работа по составлению тематического указателя основных святоотеческих творений для использования его в написании проповедей. Эта работа послужила основой для составления пятого, шестого и седьмого томов «Настольной книги священнослужителя», которые посвящены практическим вопросам церковной проповеди.

В 1999 году в свет вышел учебник по гомилетике архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко), подводящий итог развитию отечественной гомилетической науки за последние десятилетия.

Источник

Теория гомилетики. Сущность и значение предмета гомилетики

Гомилетика – это наука, имеющая ближайшее отношение к пастырскому служению. В прежние времена, когда еще не был достаточно ясно установлен объем науки пастырского богословия и когда считали, что пастырство – это не более как совокупность известного рода прав и обязанностей, многие высказывали мысль, что пастырское богословие не может считаться наукой и изучение пастырского богословия как науки должно быть заменено просто выдачей особой должностной инструкции пастырям, которую каждый пастырь получает при вступлении в свою должность. В числе же пастырских обязанностей находится обязанность учить своих прихожан, наставлять и утверждать их в истинах св. Христовой веры. Вот эта-то учительская обязанность пастыря и является предметом науки гомилетики. Таким образом, гомилетика – это есть наука о церковном красноречии, или проповедничестве.

При существовавшем прежде взгляде, что пастырское служение есть не более как совокупность ряда обязанностей, именно обязанности учительства, священнодействия и управления, значение пастырского богословия как науки отвергалось и на первом месте в ряду специально пастырских наук ставилась гомилетика; к ней же обычно, как некое дополнение, присоединялось так наз. «Пастырское учение» или «Пастырские сведения» в духе нашей «Книги о должностях пресвитеров приходских», составленной во второй половине XVIII века. Сама же гомилетика излагалась весьма схоластично: главное внимание обращалось на строгое соблюдение чисто внешних форм и правил при составлении проповеди. Образцовой, идеальной проповедью и считалась именно такая проповедь, которая была составлена с соблюдением всех этих внешних формальных правил.

Несмотря, однако, даже на эту новую точку зрения в отношении гомилетики, многие и до сих пор, придерживаясь прежнего взгляда на эту науку как порождение схоластики, стараются возражать против ее значения в деле церковного учительства. Говорят обыкновенно, что проповедь – это есть плод свободного вдохновения пастыря и нельзя это вдохновение стеснять и ограничивать какими-либо внешними формальными правилами. Надо дать свободу проповеднику высказываться так, как он хочет, как подсказывает ему его пастырская совесть. Но нынешняя гомилетика вовсе и не думает как-либо стеснять или подавлять разумное истинное вдохновение пастыря. Совсем напротив, как мы увидим далее, современная гомилетика учит, что именно это вдохновение имеет главную цену в проповеди и более всего обеспечивает успех дела проповедника. Гомилетика и учит как раз тому, чтобы проповедь была «живым словом», приносящим плод в душах слушателей, а не одним лишь бесплодным сотрясением воздуха. Не все люди и не в одинаковой мере от природы имеют дар красноречия и внутреннее чутье, подсказывающее им, как надо говорить, чтобы не быть только «медью звенящей, кимвалом звучащим» ( 1Кор. 13:1 ). Этому надо учиться. И вот гомилетика приходит на помощь тем, кто желает проповедовать с толком, предлагая им необходимые советы и правила. Не внешние формальные правила, как это было раньше, а именно советы, руководственные указания, которых надо придерживаться, чтобы проповедь была разумным, живым словом, приносящим свой плод в душах слушателей. Иными словами, эта наша гомилетика заботится не о внешней формальной стороне составления проповедей, не о самой проповеди как таковой, а о том действии, какое проповедь произведет на слушателей.

Досадно и больно бывает видеть, как при появлении проповедника на амвоне некоторые, иногда даже многие, прихожане тотчас же поворачиваются и уходят из церкви. Конечно, объясняется это часто нецерковностью прихожан, равнодушных к пастырскому слову, но нередко вина лежит на самом проповеднике, кроется в его собственной теплохладности. Уходят из церкви тогда, когда чувствуют, что уста пастыря не от полноты сердца глаголят, а что проповедь для него – это только механическое отбывание повинности, не больше. Как бы хорошо с внешней стороны проповедь ни была составлена, какими бы художественными достоинствами ни отличалась, сколь бы умно и продумано ни было ее содержание, но если она не находит отзвука в сердцах прихожан, то прихожане в лучшем случае из вежливости прослушают ее до конца, подивятся, может быть, искусству проповедника, если проповедь была составлена хорошо и если он не лишен дара красноречия, но должного действия на них такая проповедь не окажет и они останутся такими же равнодушными, теплохладными, как равнодушен и теплохладен сам проповедник. «Говорит потому, что должен это говорить» – так подумают они о проповеднике в глубине своего сердца, слушая такую проповедь.

Для того чтобы проповедь была сильной и действенной, нужно, во-первых, чтобы она не была для пастыря механически исполняемой служебной обязанностью, а проистекала бы из глубины сердца, исполненного духом пастырской любви к своим пасомым, а во-вторых, чтобы подготовляя свою проповедь для произнесения, пастырь не уходил бы от действительности в отвлеченные сферы бытия, но всегда бы сообразовался с целым рядом условий, которые бы сделали его проповедь не мертвым отвлеченным рассуждением, далеким от действительной жизни, но живым и действенным словом.

Изложить все эти условия, делающие проповедь живыми действенным словом, и научить проповедника, как и когда, при каких обстоятельствах применять эти условия, разумно пользоваться ими, дабы проповедь достигала своего назначения, – это и составляет главную задачу нашей науки, называемой гомилетикой.

Источник

Искусство проповеди: гомилетика и советы проповедникам

Гомилетика что это такое. Смотреть фото Гомилетика что это такое. Смотреть картинку Гомилетика что это такое. Картинка про Гомилетика что это такое. Фото Гомилетика что это такое

В чем заключается искусство проповеди (гомилетика)? Эта статья, урок и очень интересное исследование поможет каждому, кто готовит и проводит библейские проповеди и уроки, делать это так, чтобы Слово Бога оставалось главным центром всего выступления. Каждый из проповедников имеет свой опыт в публичных выступлениях, но этот урок Дагласа Джакоби несомненно поможет любому вырасти в своём служении!

Искусство проповеди и проповедники. Введение

В 1982 году я переехал в Европу и прожил там в общей сложности 12 лет. Британцев намного меньше впечатляют веселенькие проповеди, и учения из трех пунктов для них не всегда звучат так же, как для американского уха. Возможно, это потому, что у них недолгое христианское прошлое, а в Америке оно в цене. Остаточные знания с занятий в воскресной школе и неясное чувство вины от невыполнения христианских обязанностей делает американца более открытым для восприятия эмоциональной проповеди, даже если оно не основано на Писании. Британцы нуждаются и больше ценят более глубокое учение, особенно студенты, с которыми я проводил много времени. Они, как и большинство европейцев меньше подвержены влиянию не имеющей отношения к делу болтовни.

За годы, проведенные за границей, я понял, что христиане больше всего ценят знания, полученные из Библии. Понимание слова Бога ведет к более глубокому пониманию самого Бога. Именно это делает нас верными навсегда. Будучи лидером студенческого служения (несмотря на то, что я очень ценю полученную мной в Бостоне тренировку и время от времени по-прежнему опираюсь на мудреную экзегезу) я учился другому мышлению по отношению к Библии. В следующем 1983 году я провел целый месяц в Азии. Я думаю, что внешнее (международное) воздействие повлияло на то, что я начал искать альтернативные пути понимания и эффективного применения писаний.

В течение этих лет я все больше убеждался в следующих вещах:

К 1995 году мне все чаще говорили о необходимости «кормить стадо». К 1999 году я понял, что наша практика изучения Библии, сводящаяся к нерегулярным урокам среди недели и особенным учениям, приведет нас к тому, что мы не сможем обратить весь мир, как мы этого хотим. В 2000 году моя работа «Статистика и духовный рост «8 подвигла лидеров по всему миру перестать основываться на цифрах, целях и нормах, чтобы двинуть церковь вперед, а основываться больше на доверии, что Господь благословит нас, если мы отбросим наш гуманистический подход и уделим внимание тому, на чем акцентирует свое внимание Библия.

Я не хотел бы называться самодельным проповедником. Меня учили. Без обучения от других людей, которые были лучшими ораторами, чем я, у меня бы не было прогресса. Более того, я учился медленно, и это подтвердят те, кто был свидетелем моих ранних попыток проповедовать. Я не хочу сказать, что я всегда умел хорошо толковать слово Бога, это не так. Я, как и большинство из нас, — продукт окружающих меня условий. И я все еще делаю ошибки. Я тоже испытываю давление от чувства удовлетворения, и даже спустя восемь лет после получения теологического образования чувствую борьбу. Я хотел хорошо готовиться и быть верным слову Бога, но ожидания часто делали процесс подготовки вызывающим. Но, несмотря на это я не могу не видеть нужды. По всему миру работает поколение проповедников, которых никто не учил вопросам теологии, и которые постоянно неправильно используют писания, подкрепляя ими решение назревших вопросов. Это неправильный подход. Он лишает слушателей инструментов правильного доступа к тому, что они слышат.

Эта статья направлена на принципы духовного наставления. Как каждый человек на земле имеет свою философию или мировоззрение, так и каждый проповедник слова имеет свой подход к проповедованию – осознает он это или нет. Предметом обсуждения данной статьи является то, как нездоровый подход к проповедованию мешает церковным общинам по всему миру. Давайте проанализируем основные компоненты философии последних лет во многих церквях и библейские предложения о том, как найти более здоровое направление для наших церквей в будущем.

Искусство проповеди: нездоровые принципы проповедования

Необходимо понимать, что все сказанное в дальнейшем является составным портретом проповедника, нуждающегося в обучении теологическим вопросам и вопросам служения. Еще раз повторю, это не относится ко всем проповедникам в нашей группе церквей. Это относится лишь к тем, кому еще нужно научиться тем ценным духовным урокам, которым Бог учил нас в последнее время о более здоровом взгляде на духовное служение. Давайте рассмотрим взгляд проповедника на Слово Бога, себя и тех, для кого он проповедует.

Взгляд проповедника на Библию

1. «В толковании нет необходимости» («Библия говорит за себя»). Толкование можно определить как «понимание текста через грамматику, исторический и литературный контекст». Невозможно изучать Библию без толкования. Более того, есть два вида толкования – тщательное и бездумное. Распространенное мнение о том, что «Библия говорит сама за себя» неверное. Да, некоторые отрывки из писаний легко понять, и не нужно прилагать много усилий, чтобы в них разобраться, но чтобы понять другие отрывки, требуются значительные усилия. Предположение, что каждый может легко разобраться в оригинальном значении текста, не приложив усилий, выглядит самоуверенно. Это просто неправда.

Я не говорю, что обычный человек не может сразу же понять основные принципы Библии. Наше внимание приковывают основные принципы учения. Но существует немало доктринальных вопросов разного уровня важности, чтобы понять которые, необходимо потрудиться. Очень важно иметь фундаментальные знания! Как, например, без изучения соответствующих основ Ветхого Завета проповедник сможет точно толковать новый?

2. Использование только одного издания Библии. Ни одна версия Библии не является безошибочной кроме оригинальных манускриптов. Конечно, нам нужно вдохновлять членов церкви использовать разные переводы. Это лучший путь избежать ограниченных или своеобразных интерпретаций. Слушатели должны получать много информации из разных источников. Часто они не понимают, что в этом случае они склонны получать неверное учение, основанное на определенном выборе перевода.

Мы часто смеялись над теми, кто использовал перевод Короля Иакова, говоря, что этот перевод не является Богодухновенным и содержит множество ошибок. Но многие читатели версии NIV стали жертвами той же самой ошибки. Есть «один Господь, одна вера и одно крещение», но, конечно же, не один перевод.

Моя жена вспоминает мою проповедь в 1994 году. Неважно, на какую тему я говорил, я почти всегда использовал в проповедях отрывок из Деяний 2:38, независимо оттого, что он мог даже не относиться к рассматриваемому вопросу. Возможно, я делал это из-за давления крестить, «делать учеников», под которым находились евангелисты в то время. Это понятно, когда молодой проповедник вставляет в проповедь назревшие на его взгляд вопросы, но это не может быть стилем проповедования. Прилепитесь к тексту!

В противовес обычному течению воскресной проповеди, разъяснительное учение обладает сильной властью. Проповедь может состоять из одного отрывка, но быть глубокой, режущей сердце и дающей убеждения. И даже в этом случае её можно сделать более глубокой и библейской, если использовать толковательную манеру с соответствующим применением принципов правильной библейской толкования. Чисто тематические (не разъяснительные) проповеди не так глубоки и в конце оставляют слушателей голодными. Так как они узнают совсем немного нового (если вообще узнают), их внимание начинает рассеиваться и фильтровать услышанное, и проповеди становятся для них скучными.

Подведу итог: это не вопрос разъяснительного или тематического стиля проповедования. Эти методы можно применять одновременно. Проповеди с целью удовлетворения нужд – это хорошая вещь. Создание программ, которые помогают общине плодотворно действовать (Послание Ефесянам 4:11-16), — это компетенция лидера церкви. Огорчает не его желание вести и получать результаты, а недостаток уважения к Библии.

4. Выстрелы дробью (в отличие от «пулевых» проповедей, как выразился Хаддон Робинсон 15 ). Проповедь не является одним целым, это, скорее, серия мини-проповедей. Такой подход, видимо, основан на постоянном желании удовлетворить множество нужд. Чаще всего в проповеди затрагиваются три-четыре темы. Вместо того чтобы тщательно изучить одну проблему, поверхностно затрагиваются несколько тем. Вряд ли слушатели вспомнят что-либо кроме некоторых примеров, и их знание Библии не станет глубже. Изучение проповедей в книге Деяний, однако, показывает, что чаще всего проповеди затрагивали только одну тему. Одна мысль должна проходить через все учение и один вызов человек должен взять домой. Послания являются более поучительными и затрагивают множество нужд, а проповеди были более упорядоченными.

Взгляд проповедника на себя

2. Проповедника назначают проповедовать только из-за его влияния в церкви (не принимая во внимание его знание Библии). С библейской точки зрения важно и то, и другое. Конечно, человек не сможет служить проповедником, если он сам не считает Иисуса Господом, и не ожидает этого от других. Он должен быть человеком убеждений, держащимся истины и веры с чистой совестью. Он не изображает убеждения и ревность, он глубоко убежден в словах писания, и принял его значимость, как для себя, так и для всего окружающего его мира. Но человеку нечего делать на кафедре, если он плохо подкован в слове Бога и не стремится расти в теологических знаниях. Кроме того, глубина в познании Бога напрямую связана с личной глубиной. Неглубокий человек вряд ли будет делать глубокие проповеди.

Многие из проповедников были воспитаны на отрывках из Марка 3:14 и Луки 6:39-40. Мы учимся у других евангелистов практическим знаниям о том, как быть служителями слова. Фактически противопоставление между практическим и теоретическим преувеличено. Глубокий разъяснительный стиль проповедования является очень практическим учением. Он помогает людям становиться и остаться христианами, посещать церковь, жертвовать финансами, делиться словом Бога с другими, служить другим в теле и т.д. Когда мы хорошо натренированы, мы становимся такими же, как наш тренер. Но часто тот, кто нас тренирует, сам не очень опытен. Кроме того, в Послании Иакова 3:1 Библия предупреждает нас, что тот, кто учит, с того спросится строже. Ученичество (в смысле – стажерство) – хорошая вещь, но если ученик не имеет глубоких знаний кроме основных 50-60 отрывков, — это не подражание Христу. Иисус часто учил своих учеников. Он открывал им писания. Он укреплял их в слове Бога.

К сожалению, часто проповедников не только тренировали и назначали, но и оценивали с точки зрения успеха и результатов. Нередко я слышал такие важные вопросы:

Но в Новом Завете результатом считалось не количество крещений или суммы денег. Эти моменты едва ли вообще упоминаются. Но Дух подчеркивает в Новом Завете такие вещи, как превосходство Христа, важность отношений друг с другом, милость, долготерпение и радость. В моей жизни меня лишь изредка спрашивали «Члены твоей церкви молятся Богу? Растут ли они в познании Бога? Близкие ли между ними отношения? Счастливы ли люди на самом деле?».

Упрощенческий подход возвышает продуктивность и принижает значимость духовного здоровья, и это может дать людям чувство бесполезности. Это происходит из-за подчеркивания разницы между лидерством и простыми учениками, убеждения, что духовность заключается не столько познании господа (что, в конце концов, является довольно субъективным понятием), сколько в более узком понимании «плодоносности».

Взгляд проповедника на общину

1. Теология исполнительности (да, милость важна, но все и вся оценивается на основании дел). Излишний фокус на результатах, а не на корнях, из которых произрастает праведное поведение, ведет к законничеству и безрадостной религии. Это нездоровая ситуация, потому что слушающие часто идут одним из двух путей. Либо у них развивается чувство ложной вины, либо религиозная гордость.

2. Практика недоверия (членов церкви нужно контролировать, или они не будут поступать правильно). Как же это отличается от отношения Павла в послании Римлянам 15:14! Людям говорят, что у них «плохое сердце», или если ничто другое не помогает – что они «гордые». Я не отрицаю, что люди, бывает, сбиваются с пути, и что гордость – это грех. Но по моему опыту (я снова обобщаю) у большинства христиан хорошие сердца. Они хотят делать то, что правильно. Они долготерпеливы и хотят жертвовать. Большинство хочет расти и не против, когда их наставляют, при условии, что лидер сам следует за Христом. Поэтому так сильно ранит, когда постоянно чувствуешь на себе пристальный испытующий взгляд. Но это также и не духовно. Между пастухом и овцами не может быть вражды. Пастухи – это, в конце концов, не волки. С другой стороны, не хорошо не доверять всем лидерам, независимо от того, как к человеку относились в прошлом. Негативный опыт в отношениях с кем-то, имеющим власть (родителем, учителем, полицейским) не должен разрушать доверие ко всем лидерам. Цинизм – это не хорошее качество.

Доверие к тому, что церковь, в общем, состоит из хороших людей, конечно, не означает, что больше не нужно «учить, обличать, исправлять, наставлять в праведности» (2-е Тимофею 3:16). Нужен дух любви. Павел выражал доверие на фоне корректировки (посмотрите 1-2 Коринфянам), как и автор послания к Евреям (Послание Евреям 6:9-12) и другие библейские личности. Быть уверенным в истине, и также в том, что дух Христа постоянно пребывает в церкви – вот как преодолевается практика недоверия.

3. «Надо все двигать» (проповедник, а не слово Бога двигает все в церкви). Движущая сила появляется и приводится в действие благодаря «ученической пирамиде» 22 в направлении сверху вниз. Проповедник, несомненно, должен иметь больше влияние на церковь и говорить с властью (Титу 2:15). Но толчок к изменениям происходит из слова Бога, а не от влияния человека. Больше об этом вы можете узнать из книги Гордона Фергюсона «Мотивация: милость или чувство вины?».

4. Просьба о поддержке до достижения понимания (проповедник хочет, чтобы церковь говорила «аминь» на его доводы, независимо от того, были ли они подкреплены библейски или нет). Но людям нужно время подумать, а большое количество интерактивной поддержки затрудняет восприятие. Но как человек может дать оценку словам, если он их не понял? И почему он должен давать эту оценку? (1-е Коринфянам 14:16). Слушатели приобретают вредную спортивную привычку: энергия и положительный настрой группы ценится больше понимания слова Бога. Бездумное повторение слова «аминь» и других громких восторженных выражений льстит незащищенному самолюбию лидера, но мешает настоящему духовному росту (Аминь?) 23

5. Потакание толпе (компромисс с целью угодить). Во 2-м Тимофею 4:2-4 ясно говорится, что проповедник не должен отступать от проповедования слова Бога, несмотря на давление приспособиться и угодить аудитории! В наши дни быть проповедником сложнее, чем всегда. Эта деятельность очень незащищенная, уровень критики высок, и может возникнуть искушение подыгрывать людям. Настоящий проповедник никогда не поддастся этому искушению.

6. Гуманистическое влияние (человек оценивает человека). Библия учит, что мы должны проповедовать Христа, а не себя (2-е Коринфянам 4:2). Кроме того, Павел писал: «Они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2-е Коринфянам 10:12). Человек не может оценить человека (определение гуманизма). Только Бог и его слово являются стандартом. Живая иллюстрация может иметь место, но избыточное описание духовных достижение других людей ведет к гуманистическому мышлению. Когда слушающие смотрят на человека, а не на Бога, чтобы получить одобрение – это нездоровая ситуация.

Искусство проповеди: здоровые принципы проповедования

Каковы компоненты здоровой проповеднической практики? Хотя об этом уже говорилось выше, эти пункты стоит просмотреть еще раз.

Взгляд проповедника на Библию

Он держится за слово Бога, и не подстраивает мысли Бога под свои собственные утверждения. Вместо этого он меняет свои взгляды в соответствии с тем, что находит в писании. В греческом тексте 2-го Тимофею 2:15 говорится, что внимательный толкователь, «верно разделяет слово истины». Слово orthotomounta может переводиться как «обращаться», но также и как «делать существенные различия» (когда мы различаем, мы разделяем). Если мы проповедуем по пунктам, или если на нас «сошло озарение», то имеет ли значение различие? Является ли это важным для текста или это проекция нашего собственного мышления? Эти вопросы всегда должен задавать себе внимательный толкователь.

В качестве иллюстрации я вспоминаю одного проповедника, признававшегося перед аудиторией в том, что он неправильно использовал Библию. Он рассказал о том, что искал в Писании отрывки на тему, что нужно без колебаний доверять лидерам (особенно ему!) и понял, что не прав. Он не нашел ничего, что напрямую подтверждало верность доктрины, о которой он думал, что она верна. Более того, он нашел огромное количество отрывков о доверии Богу. В его случае его первоначально неверный подход стал плодотворным уроком для всех. Из-за того, что он убеждал слушателей не заставлять Библию говорить что-то, чего она на самом деле не говорит, уровень доверия к нему со стороны общины вырос.

Его проповеди стимулируют изучать Библию тех, кто чувствует огромное благословение в том, как он ставит Библию превыше всего. И также, как в дни Ездры (5 век до нашей эры), естественным результатом будет поклонение!

«И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам. И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли. Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное. Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона. И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас. И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь. И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неемия 8:2-12).

Кроме того, в Новом Завете видно, что те, кто был более подкован в слове Бога, были более эффективными. Петр имел сильное влияние, это несомненно. Но большинство из нас согласится, что Павел, который учился у Гамалеила, который был непревзойденным специалистом по писаниям в первом столетии, имел гораздо большее влияние. Но слишком часто отрывки из Деяний 4:13 и Иоанна 7:15 используются для оправдания недостатка теологических и библейских знаний.

О чем на самом деле говорится в отрывке Иоанна 7:15? Иудеи были изумлены и спросили «как Он знает Писания, не учившись?». Обратите внимание на то, что в этом отрывке не говорится, что Иисус плохо знал писания. В нем не говорится, что он бездумно относился к использованию Ветхого Завета. Вдохновляет то, что его познания в слове Бога были великолепными, несмотря на то, что он не проходил «аккредитованную» программу обучения, как фарисеи. Есть много путей обрести библейскую компетенцию. Цель – не просто стать библейски грамотным, но достичь великолепного знания писаний.

И наконец, есть у нас библейское образование или нет – нам всем нужно молиться за мудрость (Послание Иакова 1:5). У Бога есть способы изменить человека для выполнения Его задач, если он хочет на Него полагаться. Человек Бога произносит вместе с Павлом: «Я хочу познать Его (Послание Филиппийцам 3:10). Во все дни его жизни его главной страстью должно оставаться желание – угодить Христу.

Взгляд проповедника на себя

Духовный проповедник проповедует и учит с властью, потому что слово Бога говорит ему делать это. «…Увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Титу 2:15). Конечно, единственным проповедником, кому в совершенстве удавалось объединить великую власть и скромное служение – это Иисус Христос. Все остальные в той или иной степени будут ошибаться на этом пути.

Взгляд проповедника на общину

Так как он не возвышается над учениками, он смотрит на них и относится к ним с пониманием и уважением (Послание Галатам 5:23, Филиппийцам 4:5, Колоссянам 3:12, 1-е Тимофею 6:11, 1-е Петра 3:15). Он не подавляет людей, но помнит жизненные уроки Филимона (ст. 8-9, 14). Он может быть активной личностью, но так как он не такой жесткий (волевой, давящий) человек, как описано в Евангелии от Матфея 11:12, то он дает людям время для изменений, и дает Богу время работать. Он не относится к стаду недоверчиво, но он их любящий пастух, ожидающий от них самого наилучшего.

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, оБогатились надеждою. И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати» (Послание Римлянам 15:13-15).

Его уважение к братьям и сестрам не переходит в сентиментальность и нежелание вызывать, но человек Бога обладает пророческим взглядом и не отступает от проповедования слова Бога27. Это относится не только к тем, кто проповедует со сцены. Каждый учитель, старейшина и лидер – все, кто имеет эти пасторские ответственности – должны обращаться со словом очень осторожно, корректно и смело. «Блаженны миротворцы» — говорит Господь в Евангелии от Матфея 5:9. Не те, кто достигает мира всеми возможными средствами. Не те, кто ведут переговоры с врагом на равнине Оно, упуская из внимания великие дела. Те, кому предопределено говорить пророческие речи, не всегда встретят одобрение людей, да они и не должны его ожидать (Послание Галатам 1:10)! Давайте стремиться иметь такой характер, как имел Неемия, Исаия, Иеремия и Иезекииль.

Возможно, надо добавить, что духовное состояние общины для него важнее этой серии уроков. И поэтому этот проповедник гибкий. Он готов отложить свои измышления, чтобы разобраться с проблемной ситуацией. Он понимает, что он, вероятно, неправильно судил об общине, и поэтому начинает доверять другим. Он не ведет церковь авторитарно, а разделяет лидерство с другими28. Когда люди чувствуют себя любимыми и уважаемыми, в идеале они расцветут (увы, плоть всегда слаба – посмотрите на коринфян, некоторые из которых, несмотря на любовь и уважение Павла, отступили от веры). Но если люди будут чувствовать, что их используют и не уважают, обида укоренится и усугубится. Пастух должен любить стадо как отец (и как мать), как это делал Павел (1-е Фессалоникийцам 2). Для него его овцы были на самом деле очень дороги (1-е Фессалоникийцам 2:8).

Короче говоря, проповедник должен по-настоящему любить церковь, и его учение должно всячески акцентировать внимание слушающих о том, что Бог любит нас и мы должны любить Его. Он понимает, что церкви нужно лидерство. Даже самым лучшим автомобилям нужен водитель, который будет постоянно следить за их состоянием, чтобы они хорошо вели себя на дороге. Стаду необходим пастух.

Заключение

Однако я призываю вас набраться терпения. Если говорить напрямую, многих проповедников научили проповедовать без глубокого вникания в смысл текста. Их учили фокусироваться на результатах, ценить больше умение вести за собой, а не сердце. В большинстве случаев они с абсолютно чистыми намерениями выполняли свои обязанности в церкви так, как понимали их сами. Большинство лидеров по всему миру сложили с себя обязанности или были уволены. Недуховными были лишь некоторые из них, но основная масса это люди Бога, и они стремились делать то, что правильно. Это грустно, но даже те проповедники, кто показывал величайшую преданность Слову, стали заниматься другими делами. Однако многие служители слова остались.

Среди тех, кто в настоящее время служит полное время для церкви, большинство очень настойчивы и получают то учение, которое им необходимо. Как мне и вам, им нужно время, чтобы измениться, и им нужно пространство, чтобы расти, учиться, познавать и экспериментировать (можно, я использую это слово?). В любом случае нужно время. Тот, кто требует немедленных изменений, должен понимать, что это не просто нереально и недальновидно, но и несправедливо, и в этом нет любви. Как же действовать нашим общинам? Я предлагаю вот что:

Обращение к церквям:

Вызов для проповедников

«Делай все, что в твоих силах, чтобы заслужить одобрение Бога, как работник, которому нечего стыдиться, и который преподносит слово истины со всей прямотой».

Ссылки

Афины, штат Джорджия

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *