Гончарная мастерская что это

Гончарная мастерская что это. Смотреть фото Гончарная мастерская что это. Смотреть картинку Гончарная мастерская что это. Картинка про Гончарная мастерская что это. Фото Гончарная мастерская что это

Гончарное дело — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. И хотя производство глиняной посуды давно поставлено на поток крупными фабриками, изделия ручной работы остаются в цене. Если вы овладеете профессией гончар, то сможете продавать готовую продукцию, выполнять индивидуальные заказы и даже открыть прибыльную мастерскую.

Краткая история и перспективы профессии гончар

Гончарство зародилось ещё в эпоху неолита (V–III тысячелетии до н.э.), когда люди обнаружили уникальные свойства глины. Оказалось, что этот природный материал имеет относительно небольшой вес, прост в обработке, не пропускает влагу после высыхания и становится твёрдым в результате обжига. Кроме того, глина была доступнее, чем ореховая скорлупа и раковины.
Первоначально вся посуда изготавливалась только вручную. А в конце IV тысячелетия до н.э. появился и стал дополнительно использоваться гончарный круг. Каждый представитель профессии применял свою технологию производства и ставил на продукцию клеймо — аналог современного товарного знака.

Интересный факт. Название профессии гончар (gonchar) произошло от общеславянского слова «гърньчарь», которое имеет значение «делающий горшки».

Долгое время гончарное дело считалось семейным: отцы передавали свои знания только сыновьям. Однако позже мастера осознали неэффективность такого подхода. Они стали обучать своей профессии учеников, что привело к распространению гончарного дела и образованию гильдий (торговых групп, состоящих из 10–15 человек).

Гончарная мастерская что это. Смотреть фото Гончарная мастерская что это. Смотреть картинку Гончарная мастерская что это. Картинка про Гончарная мастерская что это. Фото Гончарная мастерская что это

Какие знания и навыки нужны человеку, желающему начать гончарное дело

Чтобы освоить профессию гончара, не обязательно получать высшее образование. Начинающий мастер может записаться на курсы в школу гончарного дела. Наиболее эффективными считаются индивидуальные занятия офлайн. Опытный ремесленник наглядно демонстрирует ученику основы производства, даёт практические задания, проверяет их выполнение и указывает на ошибки. Индивидуальное обучение профессии в Москве стоит в среднем 1500–2000 рублей, а занятие в группе — 800–1000 рублей. В средних и малых городах расценки ниже.

Совет. Если у вас нет денег на обучение гончарному делу, смотрите бесплатные ролики на Youtube. Например, начинающему гончару подойдут каналы образовательного центра «Сириус» и школы «Колокол».

Внимание! Если вы хотите извлекать доход с помощью хобби, но считаете гончарное дело слишком трудным занятием, попробуйте освоить другую творческую профессию. Возможно, вам пригодятся статьи «Как стать скульптором» и «Как заработать на рукоделии».

Как начинающий гончар может построить карьеру в своей профессии

Как открыть производство по изготовлению глиняных изделий в домашних условиях

Необходимые для гончарного дела материалы и оборудование занимают много места. Поэтому, если у вас нет денег на аренду помещения, выделите под производство гараж, частный дом или просторную комнату (от 18 м²). В цехе установите хорошую вытяжку и уберите легковоспламеняющиеся предметы.

Шаг 1. Обустройство мастерской

Важно! Некоторые гончары умеют обжигать глину в домашних условиях на обычной плите. Однако такой способ пожароопасен и приводит к выделению в воздух едких веществ. Кроме того, изделия получаются хрупкими.

Гончарная мастерская что это. Смотреть фото Гончарная мастерская что это. Смотреть картинку Гончарная мастерская что это. Картинка про Гончарная мастерская что это. Фото Гончарная мастерская что это

Шаг 2. Продвижение гончарного дела

Начинающий гончар может продвигать домашний бизнес с помощью сарафанного радио, таргетированной рекламы в социальных сетях, блога в Instagram. Более подробно о последнем способе можно узнать в нашей статьи «Как стать блогером в Инсте». На маркетинговые мероприятия необходимо выделять минимум 10 000 рублей в месяц. Из бесплатных способов продвижения гончарного дела стоит отметить общение с потенциальными клиентами на форумах.

Внимание! При настройке рекламы начинающий гончар должен учитывать целевую аудиторию. Например, изделия из фарфора и фаянса чаще всего покупают женщины.

Шаг 3. Легализация бизнеса

Начинающему гончару, который работает в домашних условиях без помощников, подойдёт самозанятость. Этот режим с 2020 года распространяется на большинство регионов России, в том числе Московскую и Ленинградскую области. Зарегистрировать своё гончарное дело можно с помощью приложения «Мой налог», которое есть в App Store и Google Play.

Гончарная мастерская что это. Смотреть фото Гончарная мастерская что это. Смотреть картинку Гончарная мастерская что это. Картинка про Гончарная мастерская что это. Фото Гончарная мастерская что это
Самозанятые гончары, принимающие деньги от физлиц, уплачивают ежемесячный налог в размере 4% от суммы выручки, а сотрудничающие с организациями и ИП — 6%. Никакую отчётность сдавать в налоговую не нужно.
Если вы собираетесь привлекать наёмных сотрудников, регистрируйте ИП. Гончарное дело подпадает под код ОКВЭД 26.21 «Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий». Начинающему гончару подходят две системы налогообложения: упрощённая и патентная. В первом случае ставка составляет 6% от суммы дохода или 15% от суммы «доходы минус расходы». При патентной системе налог исчисляется из потенциальной прибыли и часто завышен, зато предпринимателю не нужно заполнять декларацию.

Какую продукцию гончарства выгодно изготавливать на дому

Гончарная мастерская что это. Смотреть фото Гончарная мастерская что это. Смотреть картинку Гончарная мастерская что это. Картинка про Гончарная мастерская что это. Фото Гончарная мастерская что это

Где начинающему гончару продавать готовые изделия

Глиняные изделия, созданные в домашних условиях, можно продавать офлайн и через интернет. Чем больше каналов задействует начинающий гончар, тем быстрее окупает вложения в профессию.

Розничные сети

Работы начинающего гончара, сделанные в домашних условиях, готовы принять на реализацию магазины подарков, посуды, хозяйственного инвентаря, а также гипермаркеты. Основной плюс такого сотрудничества — возможность сразу сбыть большой объём продукции.
Однако большинство сетей покупают товары гончарства по цене на 30–50% ниже среднерыночной. Поэтому начинающему гончару приходится работать дома в условиях конвейера, что чревато профессиональным выгоранием.

Важно! Как правило, магазины запрещают гончарам ставить на продукции товарный знак мастерской.

Ярмарки и выставки

Гончарная мастерская что это. Смотреть фото Гончарная мастерская что это. Смотреть картинку Гончарная мастерская что это. Картинка про Гончарная мастерская что это. Фото Гончарная мастерская что это

Онлайн-платформы

Сколько зарабатывают гончары в Москве, провинции и за рубежом

Гончарная мастерская что это. Смотреть фото Гончарная мастерская что это. Смотреть картинку Гончарная мастерская что это. Картинка про Гончарная мастерская что это. Фото Гончарная мастерская что это
Таким образом, гончарное дело — это интересная, но сложная профессия. Чтобы стать востребованным мастером, нужно потратить долгие годы на оттачивание навыков и прощупывание рынка. Но если вы относитесь к занятию с душой, то обязательно найдёте покупателей!

Источник

Гончарная мастерская: сколько стоит запуск, где привлекать клиентов и какие деньги можно заработать Статьи редакции

Рассказывают владельцы мастерских из Иркутска, Петербурга и Москвы.

В гончарном бизнесе два основных направления: производство посуды, игрушек или сувениров и мастер-классы. Обычно керамисты совмещают оба, но предпочтение отдают какому-то одному в зависимости от желания и навыков.

Чтобы открыть своё дело, гончару нужна мастерская, печь для обжига, гончарный круг, также инструменты и материалы: глина, фарфор, глазури и пигменты. Вложения в запуск зависят от масштаба проекта: от 600 тысяч до 1 млн рублей.

По словам предпринимателей, гончарный бизнес не приносит больших денег, в сезон можно выручить от 150 до 300 тысяч рублей.

У нас своя мастерская керамики и фарфора в Иркутске. Мы вдохновляемся русской культурой и создаём фарфоровые игрушки, ёлочные украшения, колокольчики, керамическую посуду, вазы, броши и колье. На базе мастерской проводим групповые и индивидуальные мастер-классы и курсы гончарного дела.

До мастерской мы управляли творческим пространством: вели мастер-классы по керамике, рисунку и композиции. Но студию закрыл владелец, и мы решили заняться своим делом.

В начале 2019 года решились на открытие мастерской. У нас не было сбережений, поэтому пришлось взять потребительский кредит на 900 тысяч рублей. Сильно рисковали: если бы не получилось, было бы сложно вернуть долг банку.

Мы справились с запуском проекта благодаря опыту в сфере керамики, знали рабочие процессы изнутри. Начинающим предпринимателям в этой сфере советуем сначала развивать его как хобби: посещать мастер-классы, лепить у себя дома, пробовать максимальное количество техник, искать место для проведения экспериментов с обжигом.

Потом можно наладить регулярные продажи и только тогда уже вкладываться в свою мастерскую и регистрировать бизнес.

В феврале 2019 года мы нашли подходящее помещение: в центре города и с невысокой для Иркутска стоимостью аренды — 30 тысяч рублей вместе с коммунальными услугами и без залога. Около трёх месяцев занимались ремонтом, параллельно подбирали оборудование и материалы.

Например, заказали дорогую и мощную печь иностранного производства, потому что искали качественную и с возможностью обжига на высоких температурах. Подходящего отечественного аналога не нашли.

Пока у нас нет наёмных сотрудников, мы делаем всё вдвоём и в ближайшее время не планируем расширение штата. В работе очень много технических нюансов и рутинного, кропотливого труда. Этому сложно быстро научить нового человека.

Из-за коронавируса спрос на наши товары упал: отменились мастер-классы и заказы на необычные изделия. По нашему плану первоначальные вложения — 900 тысяч рублей — должны были окупиться за два-три года, но теперь из-за пандемии сложно прогнозировать.

В своём производстве мы используем литьевой и гончарной фарфор, шамот (огнеупорная глина цвета охры), красную каменную массу (подходит для посуды) и декорирующие материалы: глазури, пигменты, жидкое золото и платину.

В основном закупаем всё у одного поставщика в Москве. Из-за дорогой доставки стараемся заказывать на полгода вперёд. Стоимость закупки варьируется от 20 до 70 тысяч рублей в зависимости от рабочих планов.

Нашу фарфоровую продукцию в основном покупают женщины от 20 до 65 лет. Заказы на керамические изделия, например посуду или бижутерию, поступают от мужчин в возрасте от 35 лет, часто они приходят уже со своей готовой идей. Наши работы заказывают не только в Иркутске, по России тоже.

Мы также выполняем оптовые заказы: поставляем посуду в рестораны и кофейни или делаем подарки для корпоративных клиентов. В последнее время вырос спрос на посуду. Но самым крупным оптовым заказом пока остаётся партия ёлочных игрушек, которую мы продали за 43 тысячи рублей.

Оптовые цены рассчитываем индивидуально, в среднем они отличаются от розницы на 30%. Стоимость зависит от партии: чем больше покупают, тем ниже оптовая цена.

Свои изделия продаём в основном через Instagram. Помимо онлайн-продаж, сдаём ёлочные и интерьерные игрушки на реализацию в магазины подарков по ценам ниже розничных на 30%, а они уже делают свою наценку.

Ещё участвуем в офлайн-ярмарках. Аренда места на таких мероприятиях в Иркутске обычно стоит от 1000 до 4000 рублей за пару дней. Ещё есть ярмарки в торговых центрах, которые длятся месяц. Там аренда места стоит около 15–20 тысяч рублей.

Мы планируем запустить рекламу в Instagram перед Новым годом, но пока не продвигаемся платно. Когда-то недооценили сарафанное радио, но благодаря нему аудитория растёт естественным путём. Со временем хотим запустить сайт мастерской.

Выручка формируется из продажи своих изделий, выполнения индивидуальных заказов, мастер-классов.

В прошлом году средний ценник на наши товары составлял 600–700 рублей, в этом — 1000 рублей. Год назад мы ориентировались на местный рынок керамических изделий, хотя использовали материалы подороже. В итоге не получили прибыли, и в этом году отталкиваемся от стоимости основного используемого материала — фарфора.

Мастер-классы в среднем стоят 2500 рублей за несколько часов работы. Стоимость курсов рассчитывается в зависимости от задач человека. Это всегда индивидуальные занятия с погружением в гончарное дело.

Наша работа зависит от сезона: с января по август мы делаем посуду, интерьерную керамику, украшения и сувенирную продукцию. С октября у нас начинается марафон, когда мы отказываемся от проведения мастер-классов и индивидуальных заказов, чтобы сделать максимальное количество изделий. Для нас это самый интенсивный период работы.

Предновогодние продажи начинаются в ноябре, за эти два месяца можно заработать 200–300 тысяч рублей, средний чек составляет 1500 рублей. Эта сумма складывается из оптовых заказов и розничных продаж, в том числе на праздничных ярмарках.

После Нового года заработок варьируется из месяца в месяц, а сейчас из-за пандемии он стал совсем нестабильным. В августе мы заработали 50 тысяч рублей, которых хватило только на аренду и ежемесячную выплату по кредиту.

У нас были отложенные деньги, но нам пришлось затянуть пояса. Однако к зиме всегда идёт подъём спроса, и мы надеемся, что этот год не станет исключением.

Источник

Гончарное дело как модный тренд: 5 историй о работе с керамикой

Гончарная мастерская что это. Смотреть фото Гончарная мастерская что это. Смотреть картинку Гончарная мастерская что это. Картинка про Гончарная мастерская что это. Фото Гончарная мастерская что это

Мария Колосовская, 26 лет, Москва

«Я творческий человек, окончила Московский архитектурный институт, создавать что-то красивое мне хотелось всегда. Около четырех лет назад я наткнулась на фотографию Люси Ри — лондонского керамиста. Меня очаровал ее образ и работы, которые она делала. Когда я поняла, что у глины и глазурей есть большой спектр возможностей, это меня буквально захватило. Выставка в Пушкинском музее, посвященная японской керамике раку, поразила меня своей эстетикой, откликнулась во мне.

Вначале цели не было, мне просто нравилось касаться глины, наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой глазури. Сейчас я работаю в технике раку, но конкретное направление я за собой не закрепила, мне нравится много техник, нравится их совмещать между собой — люблю эксперименты.

Курс по керамике в Строгановке у художника Анны Капыриной научил меня свободе в отношениях с глиной и глазурями. Также я обучалась в художественной школе в Италии, брала отдельные курсы в Строгановке и, конечно же, занималась сама.

Керамическое образование — дорогое, материалы тоже. Особенно когда ты еще не определился со своим направлением, хочется все попробовать: разные виды глины, разные глазури. Две недели в итальянской школе стоили тысячу долларов, обучение в Строгановке два месяца — 40 тысяч рублей. Один урок в частных мастерских раньше стоил от 800 до 2700 рублей за три часа; килограмм глины в среднем от 40 до 1000 рублей; цены за глазури могут быть очень разными. Один гончарный круг обошелся мне в 75 тысяч рублей, другой — в 35 тысяч. Печь для обжига построил мастер за 120 тысяч рублей. Сейчас можно арендовать рабочее место и печь в мастерской, это очень удобно для тех, кто знает, что хочет, имеет представление о материале и не боится самостоятельного поиска.

У меня были сложности с организацией своей мастерской. Для меня было очень важным найти приятное пространство, и много времени ушло на поиск помещения и его обустройство, чтобы мне нравилось в нем находиться и было приятно и удобно работать. Всю мебель мой напарник делал самостоятельно: полки нужного размера, профессиональные столы. На это ушло много средств и времени.

Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса. Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться. Работа с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. Она также учит быть не привязанной к результату: бывает, вкладываешь в изделие всю душу и много времени, а после обжига или оно выходит из печи битым, или получается совсем не то, что предполагалось, или просто выпадает из рук еще не завершенным и разбивается вдребезги. Хотя в каких-то случаях трещины на моих изделиях оказываются очень уместными, придают живости объекту, дают определенный шарм, иногда я не против них.

Тем, кто заинтересовался керамикой, я бы посоветовала быть свободными, не бояться сделать что-то технологически неправильно, экспериментировать. Если сначала не получается, придумайте что-то свое, вдохновляйтесь другими мастерами, сейчас их легко можно найти в «Инстаграме». Если есть возможность, поезжайте за границу, там могут дать качественный опыт. Каждая страна заряжает своим колоритом, предлагает различные техники. Создайте себе условия, чтобы быть вдохновленными этим процессом, и тогда все будет получаться и в радость».

Оля Быстрова, 31 год, Петербург

«Я работаю удаленно и много путешествую. В керамике — новичок. Полгода назад в Берлине пошла на короткий курс керамики, где меня научили основным техникам ручной лепки и работе с глазурью. В детстве, как и многие, я лепила, и я помню очень теплые и хорошие ощущения от этого.

Моей целью вначале было попробовать заняться керамикой во взрослом возрасте. Я отлично мастерю вещи, но до студии и занятий все никак не доходила. И вот решила, что пора, надо делать.

Занятия в brsg стоили около 200 евро. Получились первые керамические предметы, сделанные мною от начала и до конца, это было суперприятным переживанием. После этого мне довелось два месяца пожить на Бали. Там я ходила в студию Gaya. Занятие по гончарному кругу в группе стоило 400 тысяч рупий (около 1800 рублей). Я взяла абонемент на 10 посещений за 1 500 000 рупий (6800 рублей), в который входила безлимитная глина и инструменты студии. Обжиг изделий надо было оплачивать отдельно. Пока это самая просторная студия, в которой я когда-либо была, там удивительный свет, и мне было там очень хорошо.

Я сейчас в процессе исследования техник, для меня все это — ментальная практика, в ходе которой я вижу много своих внутренних блоков, учусь управлять эмоциями, отпускать мозг и логику и действовать интуитивно, выходя из привычных границ. Произошло много находок, которые я начала применять в разных аспектах своей жизни, — в общем, для меня это оказалось какое-то важное тактильное занятие, через которое я понимаю некоторые абстрактные концепции типа концентрации, стабильности, отпускания контроля и тому подобного.

Сложностью на текущий момент уже стало не следовать стандартным очевидным техникам и пробовать делать что-то неожиданное и незапланированное. Также для меня сложно делать простые вещи, сразу хочется начать делать что-то «особенное». А на самом деле оказалось кайфом некоторое время остаться в формате очень простой чашки и попробовать сделать разные вариации, обжечь их, глазуровать и потом попить из них кофе. Так я смогла прочувствовать, как работает мелкая, еле заметная тактильность вроде характера фаски на кромке чашки. Это один из примеров.

Дальше мне интересно поэкспериментировать с обжигом. Как сказал мне опытный керамист, работы которого мне нравятся, you have to know how to cook clay to make it delicious («ты должна знать, как приготовить глину, чтобы сделать ее вкусной»).

Желающим попробовать я бы посоветовала выбрать время и попробовать, это важный шаг. Возьмите пару уроков — ручная лепка, гончарный круг, потом купите абонемент и попытайтесь позаниматься без учителя, это интересный самостоятельный опыт. Главное — не бойтесь, это доступно для всех».

Маша Егорова, 26 лет, Москва

«Я занимаюсь керамикой около трех лет, но впервые об этом задумалась еще подростком, когда решила сделать себе сервиз. Вскоре эту мысль я отбросила как что-то невоплотимое. А когда мне было 22 года, я просто решила посмотреть курсы по керамике — и так попала на занятие в Терлецкий лесопарк к своей первой преподавательнице.

Это совпало с учебой в Институте проблем современного искусства. Поэтому исключительно как ремесло меня керамика уже не интересовала. Интуитивно хотелось, чтобы это так или иначе соединялось с современным искусством.

Я пришла заниматься на кругу, но после второго занятия поняла, что хочу работать больше, так я перешла на ручную лепку, раскатывала пласты из глины, склеивала большие куски.

Училась я мало, сразу начала делать дома что-то сама. Позже я ходила обжигать свои предметы в мастерскую в центре Москвы, где познакомилась хорошим мастером, которая дала мне пару уроков по глазурям и их химическим соединениям. Теперь мне уже часто пишут, что хотели бы прийти ко мне полепить/покрасить, поэтому у меня возникают мысли об открытии своей студии, но это отдельный разговор. У меня есть идея, которую нужно проработать, чтобы не стать еще одной классической мастерской, которых сейчас в Москве (спасибо!) очень много.

В прошлом году я купила электрическую печь для обжига небольшого размера. Она стоила около 100 тысяч рублей, это был мой вклад с возврата налога за покупку квартиры. Сколько я трачу на материалы, я пока не пытаюсь сосчитать, просто стараюсь деньги, которые получаю за продажу своих ваз, тратить только в дело. Покупка печи были необходима из-за сложности транспортировки необожженных изделий. Дело в том, что в основное время я работаю дизайнером, поэтому проводить время в отдельной мастерской, к сожалению, не могу. Работаю всегда дома на обустроенной лоджии. Без печи под рукой были бесконечные коробки, газеты, отломанные кусочки, стрессы и разочарования.

Мне было очень приятно, когда я начала получать отклики на свою работу. Я почти сразу сделала сайт, и мне стали писать или в компании говорить: «О, я тебя знаю, ты же делаешь керамические скульптуры!» В общем, когда есть обратная реакция — это вдохновляет на новое.

Керамика и современное искусство у меня всегда так или иначе перекликаются. Сейчас мои скульптуры часто взаимодействуют с fashion-фотографией. В первый раз у меня взяли скульптуры для съемки бижутерии в журнал «Афиша», потом в Blueprint, недавно была история с Sicky. Мне, наверное, нравится такое неочевидное решение для взаимодействия керамики и других визуальных культур. Хотелось бы это развивать.

Я всегда делала не особо утилитарные предметы, поэтому в классических школах-мастерских сложно было найти понимание. Сейчас я хочу развиваться в сторону более концептуального подхода к керамике, идти не только интуитивным путем, но и продумывать историю своей скульптуры до начала работы над ней. Хочу попробовать работать с другими медиумами (музыкой, поэзией, фантастикой, модой) — пока не знаю, в каком виде: как часть самого керамического объекта или просто как вдохновение через другие сферы.

Сейчас керамика — это модное такое ремесло. У меня много знакомых, которые недавно начали заниматься керамикой, но, полепив полгода, бросили. Уже существует столько всего, интернет переполнен красивыми керамическими изделиями. Я не очень осведомлена о керамике как посуде, но мне кажется, главное тут — насмотренность и осмысленность в вопросе, зачем ты это делаешь. Последнее — это то, над чем я сама работаю сейчас. Без насмотренности два пути — отсутствие вкуса и вторичность. Я воспринимаю современный дизайн и искусство как науки, которые изучают контекст, аудиторию, подразумевают определенное исследование. В том числе поэтому определенная художественная чуткость кажется мне самым важным».

Анна Руссова, 43 года, Москва

«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.

До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.

Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: «А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?» Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.

Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.

Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.

Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины «КОМ», где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.

С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь. Я на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей.

Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.

Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно «быть Богом»: перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!

Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.

Тем, кто интересуется керамикой, я бы не советовала брать мастер-классы в духе «как сделать тарелку за два часа». Возьмите основательный курс при серьезном учебном заведении — это станет вашей базой».

Виктория Афанасьева, 31 год, Индонезия, остров Бали, Букит

«В 2013 году, после окончания академии имени Строганова, я переехала на остров Бали. По специальности я проектировщик интерьеров, поэтому могла работать удаленно. В свободное время я искала материал, с которым будет приятно работать руками. Пробовала дерево и камни. Но с ними мне не хватало геометрии, которую я очень люблю: дерево, например, живое, в нем нет прямых линий.

Меня очень затянула тема лепки из глины и гончарное мастерство. Я начала погружаться в изучение данной тематики: что делают из керамики, каков процесс обжига и обработка. Так родился мой собственный проект Сeramic bу Ava по созданию украшений из керамики.

Я экспериментировала со специальной глиной Stoneware. Этот материал поразил меня своей универсальностью, с ним можно было делать все что угодно. Но он был недостаточно прочным. А потом я провела около полугода в Мадриде, где случайно набрела на маленький магазин с фарфором. Я купила три больших брикета по 10 кг, привезла на Бали, попробовала и поняла, что фарфор — это именно то, что я так долго искала.

Я начала на практике применять все знания, которые я приобрела в академии. Самостоятельно занималась дизайном ювелирных изделий, моделированием, производством, полиграфией, созданием сайта, упаковкой. С самого начала хотелось сделать все качественно и красиво.

Вначале я делала украшения с крупными элементами из фарфора. Меня очень впечатляли массивные кольца. Но проблема в том, что такие кольца, во-первых, не на каждый день, а во-вторых, их сложно с чем-либо сочетать. В итоге я полностью пересмотрела концепцию своих украшений. Выбрала простые и лаконичные модели, которые захочется надевать в любой ситуации. Так и получились коллекции из украшений геометрических форм с небольшими инкрустациями из фарфора, которые сочетаются с разными стилями одежды.

Три года после переезда обучение мастерству шло гармонично в свободное от работы время и много денег не требовало. После 2016-го, когда я полностью переключилась на свой проект, это потребовало некоторых вложений. Самая затратная часть — собственное производство украшений: 3D-модели, мастер-модели, резинки для изготовления образцов, работа мастера по серебру, который заканчивает каждое изделие. На производство первой партии понадобилось порядка 600 тысяч рублей.

Я думаю, что керамика даст каждому то, что нужно именно ему».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *