Гонит ветер прихотливый что означает

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета

Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть фото Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть картинку Гонит ветер прихотливый что означает. Картинка про Гонит ветер прихотливый что означает. Фото Гонит ветер прихотливый что означает

Всего получено оценок: 27.

Всего получено оценок: 27.

Стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” выполнено в характерной для Фета манере. Как приверженец “чистого искусства” он не мог не запечатлеть прекрасную картину природы. Краткий анализ “Зреет рожь над жаркой нивой” по плану поможет ученикам 10 класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве подготовительного материала для урока литературы.

Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть фото Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть картинку Гонит ветер прихотливый что означает. Картинка про Гонит ветер прихотливый что означает. Фото Гонит ветер прихотливый что означает

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зреет рожь над жаркой нивой.

История создания – точная дата написания неизвестна, приблизительно это произведение датируется концом 1850-х. Напечатано впервые в журнале “Русский вестник” в 1860 году.

Тема – разгар лета, который поэт описывает как отрадную для глаз пору.

Композиция – одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывая её с разных сторон.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.

Эпитеты“жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.

Олицетворения“гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлён”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

История создания

Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “Русский вестник”.

Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передаёт состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стихотворения одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.

Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.

Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.
Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.

Это классическое лирическое стихотворение, поскольку в нём яркое эмоциональное начало, отражены мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу.

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Источник

Бедный третьеклассник или как учим

«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.»

Меня поставили в тупик и многие другие выражения в этом стихотворении.

«День объятия раскинул.»
Ведь обычно «объятья раскрывают, широко раскинув руки». Нельзя «объятья» раскинуть.

«Меж заката и востока»
По старому анекдоту: « От забора и до обеда (рыть канаву)». Путаница обстоятельств места и времени. Здесь дальше идет слово «миг». То есть, явно про время говорится. Значит должно быть: «от заката до восхода». А еще, если очень хочется использовать слово «между», то «между западом и востоком» (существительные должны стоять не в родительном, как у автора, а в творительном падеже).

«Огнедышащее око».
Глаз, который дышит огнем, круто! Конечно, Поэзия.

Полезла в Интернет. Пришлось долго бедному школьнику потом объяснять полное содержание произведения. Получилось по смыслу, как бы подстрочный перевод:

«Зреет рожь над жарким полем,
И от поля и до поля
Гонит переменчивый ветер
Переливающиеся волны золотистой травы.

Робко месяц смотрит в глаза,
Очень удивлен, что день не кончился,
А наоборот, день ещё и часть ночи
Себе забрал.

Над безбрежным полем хлеба
От заката до восхода
Лишь на миг скрывает небо
Ослепляющее око
Обжигающего Солнца.

Дорогие авторы и проверяющие их академики РАН и РАобразования, а нельзя такую высокую Поэзию оставить для филологов и искушенных взрослых любителей высокого стиля?

Да, выучить стихи за 4 часа не удалось. Грустно. Но близко к смыслу, при случае, расскажем.

Источник

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Творчество Афанасия Фета занимает важное место в сокровищнице мировой поэзии. Пейзажная лирика поэта описывает состояние природы в краткий миг времени. Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» позволяет прочувствовать красоту русской земли сквозь призму восприятия автора. В тексте описана пора перед сбором урожая. Оглядывая золотые поля в момент наступления ночи, лирический герой находится в восхищении и испытывает гордость за свой край.

История написания

Исследователи творчества поэта до сих пор не сошлись во мнении, когда был написан стих. Считается, что Афанасий Афанасьевич работал над ним в конце 1850-х гг. Первая публикация произведения состоялась в журнале «Русский вестник» в 1860 г. Будучи приверженцем «чистого искусства», поэт в своем творчестве не затрагивал вопросы политики, общественной жизни и других проблем общества. Он рисовал картины природы, обращался к внутреннему миру и чувствам читателей.

Благодаря мастерству автора стихотворение о ниве вызывает глубокий эмоциональный отклик. Фет показывает, что природа живая, дает почувствовать ее важность для людей. Щедрый (тороватый) урожай — повод для радости. Чтобы его собрать и сохранить, придется приложить немало сил. Однако есть уверенность, что никто не останется голодным будущей зимой.

Описывая красоту природы, мастер пейзажной лирики вызывает у читателей чувство радости и счастья. На душе становится легче.

Содержание стихотворения

Перед проведением анализа стихотворения Фета «Зреет рожь», важно познакомиться с содержанием и понять значение произведения для автора. Первые строки переносят читателя в томный и жаркий августовский вечер. Бескрайнее поле спелой ржи колышется под ветром. Закат подошел к концу, и уже «месяц смотрит в очи». Он «изумлен, что день не минул», поскольку золото колосьев и закатное солнце еще побеждают тьму. Пограничное время перехода дня в ночь автор описывает в трех последних строках.

В истинно русском пейзаже присутствует кормилица народа — рожь. Бескрайняя равнина, над которой сгущаются сумерки — еще один главный элемент природы средней полосы России. При чтении произведения перед читателем возникает картина бесконечных русских просторов, налитых колосьев и поля, по которому можно идти долго, слушать ветер или любоваться синевой неба.

При помощи смены дня и ночи автор показывает непрерывность бытия.

Скоро придет время жатвы и небольшой передышки для крестьян. Затем начнется новый цикл и будет необходимо готовить землю, семена, снова пахать и сеять. Цикличность будет неизменной долгие века.

Основная тема

Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.

Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.

Композиция и жанр

Произведение состоит из трех четверостиший. Его композиция одночастная. На протяжении всего описания автор создает одну и ту же картину, передает свое впечатление об увиденном:

Произведение принадлежит к жанру классической пейзажной лирики — одному из трех направлений в поэзии, считавшемуся достойным «чистого искусства».

Простая ритмическая организация способствует легкому восприятию стихотворения и помогает ощутить вложенные в него эмоции. Для этого автор выбрал трехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.

Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.

Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.

Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.

Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.

Эмоциональная раскраска решает важную задачу автора, который стремится передать читателю свою ощущения и позволить на миг ощутить красоту летнего вечера.

Краткий анализ

Описывая ниву, лирический герой стремится охватить как можно больше, навсегда запечатлеть в памяти прекрасный момент. В природе он находит вдохновение и восхищается неизмеримой красотой мира. Кратко анализ произведения можно выполнить по плану:

Стихотворение позволяет понять, что каждый миг вечности по-своему прекрасен. Чтобы ощутить прелесть природы, изобразить ее на рисунке или в стихах, ребенок и взрослый может просто оглянуться вокруг. Необязательно ехать в дальние края на поиски живописных пейзажей.

Родные просторы не менее восхитительны, нужно только с любовью относиться к природе.

Источник

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» (А.А. Фет)

Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть фото Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть картинку Гонит ветер прихотливый что означает. Картинка про Гонит ветер прихотливый что означает. Фото Гонит ветер прихотливый что означает

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» (А.А. Фет) стоит провести для того, чтобы окончательно опровергнуть мнение читателей и многих литературоведов о том, что его автор является второстепенным поэтом 19 века. И хотя оно не выбивается из поэтических традиций Фета, все-таки именно это стихотворение способно будоражить эмоции человека, как ни одно другое произведение писателя.

У стихотворения нет даты рождения, а есть только предположения о том, что оно написано в 1850-х годах. Но пожалуй, это как раз тот самый случай, когда точная дата не имеет большого значения для анализа произведения. Ведь оно о природе, а больше всего Фет любил писать о ней, о любви и о человеке. Только в ней поэт находил истинную душевную гармонию, покой и искреннюю радость. Но для автора было важно не столько описание самой природы, сколько необходимость донести до нас свое настроение, эмоции от созерцания пейзажей. Потому стихи Фета невозможно читать вполголоса, они всегда волнуют сердце, затрагивают самые сокровенные чувства читателя. И тем сильнее эти эмоции, чем лучше мы знаем его биографию, ведь удивительно то, как человек, переживший в жизни страшную драму, до самой смерти продолжал писать светлые и чистые стихи. А ведь читаешь стихотворение, и кажется, что человек прожил абсолютно беззаботную и счастливую жизнь.

Говоря о теме природы в творчестве А.А. Фета, стоит помнить о том, что она всегда неразрывно связана с состоянием человека. А именно этой теме посвящено стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой». А умение наслаждаться и видеть прекрасное в простых вещах – вот идея, которую в трех строфах передает читателям Фет.

«Зреет рожь над жаркой нивой» нельзя разделить на смысловые части, оно носит описательный характер, как и вся пейзажно-философская лирика поэта. Сложно определить в стихотворении и лирического героя. Кажется, что он находится как будто за кадром, созерцая происходящее.

Несмотря на то что стихотворение в целом представляет собой пейзажную зарисовку, у нас при чтении его строк возникает ощущение движения. Этому способствует наличие многочисленных глаголов: «зреет», «гонит», «смотрит», «минул», «раскинул», «смежает». Благодаря этому, природа не статична, она живет, дышит и, кажется, даже чувствует.

Фет выбрал определенное время года для создания своей вербальной картины. Это время, когда рожь в полях почти созрела, налилась силой и готова к жатве. Уже по первой строчке можно предположить, что погода стоит жаркая, что даже поле пышет жаром:

Следующие строки строфы наполняют ее смысл движением с помощью образа ветра, благодаря которому оживает и поле, переливаясь золотом поспевающего злака:

С помощью же ветра пространство теряет границы. Наверное, не случайно именно его образ выбрал автор, чтобы показать бесконечность русских просторов.

«И от нивы и до нивы…» — всего в нескольких словах бескрайнее русское поле, в которое под действием ветра сливаются маленькие и большие нивы. Между тем, сам ветер здесь наделен эпитетом «прихотливый», с помощью которого он оживает под пером автора, становясь обладателем черт характера человека. Ветер капризный, взбалмошный, готовый превратить в хаос поля с рожью, но в природе находится место и для него. И поэтому вместо беспорядка, бегут по полям «золотые переливы», как волны по морю.

Золото полей говорит читателю о том, что ярко светит солнце и, возможно, автор рисует картину жаркого полудня, но вот во второй строфе появляется образ месяца, удивленного и робкого:

Изумлен, что день не минул…

Всю вторую строфу можно считать олицетворением, в котором есть три лирических героя: месяц, день и ночь. Так мы узнаем, что речь в стихотворении идет о моменте, когда день вот-вот сменит ночь – любимом времени суток Фета.

Но самой удивительной, с точки зрения художественного и философского наполнения, является последняя строфа. В ней пейзаж и эмоции, вызванные им, перерастают в размышления о сиюминутности бытия. Так, поэт стирает границы нивы эпитетом «безбрежной», характерным больше для океана, и в этом читается сравнение со стихией воды, такой разной и величественной. И в этом безграничном космосе время теряет свою ценность, ведь ночь, которая длится «от заката» до «востока» – это всего лишь миг.

Так и наша жизнь коротка и похожа на мгновение. И как день сменяет ночь, лето – осень, год идет за годом, так и одну жизнь на земле обязательно сменит другая. Во всем в мире есть цикличность. Но наверное, в этом и заключается строгий порядок природы во всем, в этом и состоит гармония и суть жизни. Природа сама дает ответы на все вопросы человека, нужно только научиться понимать и чувствовать ее.

В стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой» Фет создает неповторимые молчаливые образы дня и ночи, месяца и ветра с помощью многочисленных средств художественной выразительности. Так, наравне с разнообразием глаголов, встречаются в тексте и прилагательные, и не просто прилагательные, а эпитеты: «жаркой нивой», «над безбрежной жатвой», «огнедышащее». Эпитеты усиливают образность стихотворения, украшают его, помогая читателю лучше воссоздавать картины природы.

Много в стихотворении олицетворений, с помощью которых природа становится целым театром для своих актеров, оживает: «гонит ветер», «месяц смотрит… изумлен», «день не минул… объятия раскинул», «око неба».

Метафоры «золотые переливы», «огнедышащее око» вносят момент волшебства в стихотворение, и еще сильнее воздействуют на эмоции читателя.

Несмотря на такие сложные и многогранные образы произведения, оно не кажется нам непонятным и громоздким. Четырехстопный хорей делает стихотворение легким для чтения, добавляет воздуха в его строки.

Лирика Фета не для суетливого прочтения. Его стихи стоит читать в тишине, осмысленно, не спеша. Только так возможно понять, о чем они. Но уж никогда после этого не сможет сказать читатель, что Фет второстепенный поэт. И пожалуй, немногие русские писатели умели так радостно, так спокойно говорить о бытие как о мгновении. Но Фет спокойно принимает жизнь такой, какой ее нам преподносит мироздание и нас учит тому же самому.

«Зреет рожь над жаркой нивой», как и многие другие стихи Фета, селит в душе читателя семя умиротворения и истинного счастья. Поэтому так важно научиться понимать его поэзию, особенно в наш суетливый век скоростного движения по жизни.

Источник

Анализ стихотворения А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть фото Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть картинку Гонит ветер прихотливый что означает. Картинка про Гонит ветер прихотливый что означает. Фото Гонит ветер прихотливый что означает Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть фото Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть картинку Гонит ветер прихотливый что означает. Картинка про Гонит ветер прихотливый что означает. Фото Гонит ветер прихотливый что означает Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть фото Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть картинку Гонит ветер прихотливый что означает. Картинка про Гонит ветер прихотливый что означает. Фото Гонит ветер прихотливый что означает Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть фото Гонит ветер прихотливый что означает. Смотреть картинку Гонит ветер прихотливый что означает. Картинка про Гонит ветер прихотливый что означает. Фото Гонит ветер прихотливый что означает

История написания

Исследователи творчества поэта до сих пор не сошлись во мнении, когда был написан стих. Считается, что Афанасий Афанасьевич работал над ним в конце 1850-х гг. Первая публикация произведения состоялась в журнале «Русский вестник» в 1860 г. Будучи приверженцем «чистого искусства», поэт в своем творчестве не затрагивал вопросы политики, общественной жизни и других проблем общества. Он рисовал картины природы, обращался к внутреннему миру и чувствам читателей.

Благодаря мастерству автора стихотворение о ниве вызывает глубокий эмоциональный отклик. Фет показывает, что природа живая, дает почувствовать ее важность для людей. Щедрый (тороватый) урожай — повод для радости. Чтобы его собрать и сохранить, придется приложить немало сил. Однако есть уверенность, что никто не останется голодным будущей зимой.

Описывая красоту природы, мастер пейзажной лирики вызывает у читателей чувство радости и счастья. На душе становится легче.

История создания

Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “русский вестник”.

Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.

Содержание стихотворения

Перед проведением анализа стихотворения Фета «Зреет рожь», важно познакомиться с содержанием и понять значение произведения для автора. Первые строки переносят читателя в томный и жаркий августовский вечер. Бескрайнее поле спелой ржи колышется под ветром. Закат подошел к концу, и уже «месяц смотрит в очи». Он «изумлен, что день не минул», поскольку золото колосьев и закатное солнце еще побеждают тьму. Пограничное время перехода дня в ночь автор описывает в трех последних строках.

В истинно русском пейзаже присутствует кормилица народа — рожь. Бескрайняя равнина, над которой сгущаются сумерки — еще один главный элемент природы средней полосы России. При чтении произведения перед читателем возникает картина бесконечных русских просторов, налитых колосьев и поля, по которому можно идти долго, слушать ветер или любоваться синевой неба.

При помощи смены дня и ночи автор показывает непрерывность бытия.

Скоро придет время жатвы и небольшой передышки для крестьян. Затем начнется новый цикл и будет необходимо готовить землю, семена, снова пахать и сеять. Цикличность будет неизменной долгие века.

Основная тема

Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.

Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция и жанр

Произведение состоит из трех четверостиший. Его композиция одночастная. На протяжении всего описания автор создает одну и ту же картину, передает свое впечатление об увиденном:

Произведение принадлежит к жанру классической пейзажной лирики — одному из трех направлений в поэзии, считавшемуся достойным «чистого искусства».

Простая ритмическая организация способствует легкому восприятию стихотворения и помогает ощутить вложенные в него эмоции. Для этого автор выбрал трехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850‑х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “русский вестник”.

Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.

Тема

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стиха одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину, и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.

Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.

Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.

Жанр

Это классическая пейзажная лирика – одно из трех направлений в поэзии, которое признавалось достойным “чистого искусства”.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:

Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.

Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Вариант 2

Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета

Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества.

Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы – живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины – поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца – все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига – закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.

Средства выразительности

При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.

Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.

Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.

Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.

Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.

Эмоциональная раскраска решает важную задачу автора, который стремится передать читателю свою ощущения и позволить на миг ощутить красоту летнего вечера.

Краткий анализ

Описывая ниву, лирический герой стремится охватить как можно больше, навсегда запечатлеть в памяти прекрасный момент. В природе он находит вдохновение и восхищается неизмеримой красотой мира. Кратко анализ произведения можно выполнить по плану:

Стихотворение позволяет понять, что каждый миг вечности по-своему прекрасен. Чтобы ощутить прелесть природы, изобразить ее на рисунке или в стихах, ребенок и взрослый может просто оглянуться вокруг. Необязательно ехать в дальние края на поиски живописных пейзажей.

Родные просторы не менее восхитительны, нужно только с любовью относиться к природе.

Краткий анализ стиха «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. А. Фет

Вариант 1

А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики, открывается чудная картина. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.

Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголам, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.

Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке.

Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».

В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.

Вариант 2

Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета написано в конце 1850‑х годов. Названо оно по первой строке «Зреет рожь над жаркой нивой…» Великолепие красок жаркого лета, широту русских просторов поэт умело выражает в своих стихах. Через описание природы мы чувствуем душевный восторг, счастье русского человека.

В стихотворении описан один летний день. Но воображение рисует полное лето, от созревания колосьев до жатвы хлеба. Плавный переход сменяемого дня и ночи указывает на непрерывность бытия. В стихотворении тонко переплетается человек и природа. Лирический герой испытывает состояние покоя. Зреющая рожь вызывает благодатные чувства, удовлетворение, что зима будет сытной. Жаркое солнце вознаграждает за труды человека богатым урожаем.

Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший. Перекрестная рифма чередуется мужской и женской формой, создает песенный мотив. В строках чувствуется мягкое колыхание ветра. Ритм стиха задает динамику смены картин.

В первой строфе речь идет об описании нивы. Эпитетами «золотые переливы» и «жаркая нива» Фет выражает красоту полей. «Прихотливый» ветер и жаркое солнце заботливо помогают колосьям созревать. Природа в гармонии с человеческим трудом.

Во второй строфе указывается на время после полудня. Месяц уже показался на небе, а солнце еще не ушло. Для более выразительной передачи смены дня и ночи Фет использует олицетворение – «месяц смотрит», «день объятия раскинул». Минутная смена заката выражается фетовским умением передать миг в ярких красках. Как коротка летняя ночь! Автор одухотворяет природу, наделяя её эмоциями человека – «месяц робкий», «изумлен».

В третьей строфе автор показывает насколько богато поле, ниву он называет «безбрежным хлебом». Яркой метафорой «огнедышащее око» наделяет солнце. Как будто высшее существо наблюдает за всем, ему всё подвластно. Природа существует по своим законам.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика Фета. Это любимое направление автора. Фет охватывает всю землю, и вширь, и ввысь: «безбрежная», от заката до востока. Широка душа русского человека! В данном стихотворении незримо ощущается его присутствие. Глазами лирического героя мы смотрим на богатство полей. Мы видим отрадную картину и испытываем наслаждение. А. Фет умело предает настроение пейзажа, делая его живым, подвижным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *