Горизонтальная стереопара или вертикальная стереопара что лучше
Cтереомир
стерео-варио дизайн и печать в Беларуси
Стереопара как вариант стереоизображения
В этой статье мы подробно рассмотрим такой популярный вид стереоизображения, как стереопара.
Виды стереопар, и как смотреть видео такого формата
Рассмотрим наиболее популярные типы стереопар.
SideBySide, или горизонтальная стереопара
Это стереоформат, в котором трехмерная картинка получается из двух видеоизображений либо фото, которые расположены друг с другом горизонтально.
Горизонтальная стереопара существует в двух разновидностях:
Горизонтальная перекрестная стереопара. Левое изображение предназначается для просмотра правым глазом, а правое – левым глазом. Без 3д-очков увидеть перекрестную стереопару можно скрестив глаза. После несложной и быстрой тренировки это может сделать каждый.
Горизонтальная параллельная стереопара. Правое изображение предназначается для правого глаза, а левое – для левого глаза. Если рассматривать стереопару этого типа непосредственно глазами, без очков, то необходимо правый глаз направить на правую картинку, а левый – на левую. В трехмерных очках данная функция реализована.
После небольшой тренировки это стереоизображение можно смотреть и без использования 3-д очков, однако только в маленьком масштабе видео или фото, иначе глазам не удастся скоординировать оси во время рассматривания вблизи большого изображения.
Для просмотра SideBySide необходимы 3д-очки и стереоплеер.
OverUnder, или вертикальная стереопара
Изображения из основы для левого и правого глаза расположены одно сверху другого. Для просмотра стереопары OverUnder необходимо использовать стереоплеер и 3д-очки.
Анаморфная стереопара (вертикальная или горизонтальная)
В этом типе стереопары производится сжатие картинок в два раза от их первичного размера, благодаря чему их удается разместить на стандартном 1920×1080 мониторе. Все файлы, имеющие это обозначение, имеют разрешение 1920×1080, которое хорошо подходить для современной 3Д-техники.
Горизонтальная анаморфная стереопара на сегодняшний день является наиболее современным и универсальным форматом.
Она отлично подходит для того, чтобы воспроизводить ее на встроенных в стереотелевизоры плеерах без использования персонального компьютера, HD проигрывателя, или каких-либо других девайсов, предназначенных для проигрывания видео высокой четкости. Причем ее можно с удобством и легкостью просматривать также и на стереомониторе компьютера.
Вертикальная анаморфная стереопара аналогично хорошо подходит для отображения на встроенных в 3Д телевизоры плеерах. Более того, в отдельных случаях по качеству картинки она является даже более предпочтительной.
Преимущество данного вида стереопары будет хорошо заметно обладателям телевизоров с пассивной поляризационной технологией, которая имеется, к примеру, в ряде моделей Philips и LG. Однако, в некоторых моделях 3Д телевизоров кадры могут некорректно накладываться друг на друга, и девайсы подобного типа вертикальные анаморфные стереопары воспроизводить не будут. Также данный тип стереопары можно просматривать на любом программном 3Д оборудовании.
Форматы 3d
В статье описаны основные форматы трехмерного видео и способы его просмотра. Нажатием на картинку можно скачать образец видеоролика.
Анаглиф (anaglif) – формат для очков с цветными фильтрами.
В 3d-изображениях, созданных на основе метода «Анаглиф», картинка со стереоэффектом формируется из основы: берется стереопара – два фото- или видеоизображения, предназначенные для левого и правого глаза и производится их цветовое кодирование. Зритель смотрит через очки, в которые вставлены цветные светофильтры (в стандарте для левого глаза – красный, для правого – голубой или синий), что позволяет каждому глазу избирательно видеть только соответствующую сторону стереоизображения.
Самым существенным недостатком метода «анаглиф» является искажение естественных цветов из-за неполной цветопередачи. Объемное изображение, которого мы достигаем благодаря цветовой фильтрации воспринимается при этом заметно однотонным. Второй недостаток метода анаглиф – двоение. Двоение образуется вследствие несовершенства светофильтров (чаще этот недостаток проявляется у красного светофильтра), которыми оснащены очки. Они пропускают часть картинки, предназначенной для другого глаза.
Горизонтальная стереопара (SideBySide) и как смотреть видео этого формата
Стереоформат, в котором 3d-картинка получается из двух фото или видеоизображений, которые располагаются горизонтально рядом друг с другом.
Существует две разновидности горизонтальной стереопары:
Горизонтальная параллельная стереопара – левое изображение предназначено для левого глаза, а правое изображение – для правого.
Если рассматривать такую стереопару непосредственно глазами, то нужно направить левый глаз на левую картинку, а правый – на правую. В 3d-очках эта функция реализуется. Небольшая тренировка позволяет смотреть стереоизображение без 3d-очков, но только в маленьком масштабе фото или видео. Иначе глаза не смогут скоординировать оси при рассматривании большого изображения вблизи.
Горизонтальная перекрестная стереопара: Левое изображение предназначено для правого глаза, а правое изображение – для левого. Без 3д-очков перекрестная стереопара рассматривается путем скрещивания глаз.
Вертикальная стереопара (OverUnder) и как смотретьвидео данного формата.Изображения из основы для правого и левого глаз располагаются одно над другим. Для просмотра такой стереопары необходим стереоплеер и 3д-очки.
Анаморфная стереопара (горизонтальная или вертикальная). Картинки из такой пары сжаты вдвое от своего первичного размера, что позволяет разместить их на стандартном экране 1920х1080. Все файлы с этим обозначением имеют разрешение 1920х1080, подходящее для современной 3D-техники.
Горизонтальная анаморфная стереопара в настоящее время представляется наиболее универсальным и современным форматом.
Прекрасно подходит для воспроизведения на встроенных плеерах стереотелевизоров без использования ПК и HD проигрывателя или других девайсов для проигрывания видео высокой чёткости. Причем для её просмотра на стереомониторе компьютера также никаких препятствий нет.
Вертикальная анаморфная стереопара так же хорошо подходит для отображения на встроенных медиаплейерах 3D ТВ. И более того, в некоторых случаях является предпочтительней по качеству картинки. Преимущество ее могут заметить обладатели ТВ с пассивной поляризационной технологией (например, некоторые модели LG, Philips). Однако, некоторые модели 3D-телевизоров могут некорректно накладывать кадры друг на друга, и такие девайсы не могут воспроизводить вертикальные анаморфные стереопары. Так же можно просматривать на любом программном 3D оборудовании.
Стерео плееры и просмотровщики картинок:
Для просмотра форматов стереопара (горизонтальная (параллельная, перекрестная) и вертикальная) требуется программа стереоплеер, установленная на компьютере или встроенный стереоплеер в 3d-телевизоре.
Рекомендуем Stereoscopic Player для просмотра стереовидео на 3d-мониторе. Это самый универсальный, производительный и популярный из стереоплееров. Итак, вам нужны плеер, 3д-монитор и очки.
Кроме того стереоскопик плеер на лету переводит фильмы любого 3д-формата в анаглиф. Но смотреть его при помощи электронных очков вы никак не сможете. Да и незачем, ведь анаглиф устарел и вряд ли его модификации смогут когда-либо конкурировать с новыми технологиями. Для просмотра видео или фото в формате анаглиф нужны только двухцветные очки и любой ваш монитор или телевизор.
Для переконвертирования стереофильмов в другой стереоформат или создания своего объемного видео, используйте Stereo Movie Maker, для склейки своих стереофотографий – Stereo Photo Maker.
Один комментарий
Отлично написана статья, все как надо, спасибо за информацию. Сколько искал данные по этой теме, везде мутно написано. Тут довольно коротко и все понятно. Чего и вам желаю. Низкий вам поклон, благодарствую.
Горизонтальная стереопара или вертикальная стереопара что лучше
Генерал армии
Фактически, говоря о множестве «форматов 3D», мы говорим о множестве различных форматов в которые можно упаковать именно стереопару. Перечень наиболее часто встречающихся в быту стереопар: Анаглиф, Чересстрочный и Цельные стереопары, последние различают по-компоновке (вертикальная, горизонтальная, раздельная).
Список необходимого оборудования:
1. ЛЮБОЙ цветной монитор или телевизор.
2. Специальные анаглифные очки, причем точно соответствующие формату в котором записан фильм.
Раздобыть очки можно на просмотре стерео кино в кинотеатре, купить ДВД/БлюРей лиц. диск 3Д фильма в комплекте очки, в основном 2-4 шт («Мухнем на луну 3Д», «Дети шпионов 3Д», «Путешествие к центру земли 3Д» (green / mageta), «Ночь живых мертвецов 3Д», «Шрам 3Д», «Битва за Терру» «Мой кровавый Валентин»(green / mageta), «Ледниковый период 3 (фильм в 2Д, очки для 3Д фото бонусов)»), в книжном магазине купить книжку с объемными картинками (
100р) с которой в комплекте идут очки (или несколько), заказать в ин-эт магазине (поиск рулит) от 30-600р (картонные, пластиковые с стеклом).
Стереопары. Горизонтальные/вертикальные с размерами кадра превышающими 1920*1080 по любому параметру
Без потери четкости
Список необходимого оборудования:
1. PC или HTPC достаточно мощный для воспроизведения подобного контента, с установленным на нем стереоплеером, способным передавать видеоряд в режиме framepacking.
2. Специализированные 3D Монитор, 3D проектор или 3D телевизор, напрямую подключенные к PC через DVI или 3DTV Play по HDMI 1.4
С потерей четкости для устройств подключаемых по HDMI 1.3
Кроме вышеописанного варианта «Без потери четкости», также доступен альтернативный и более гибкий вариант.
Список необходимого оборудования:
1a. PC или HTPC достаточно мощный для воспроизведения подобного контента, с установленных на нем любым видеоплеером.
1б. Любой железный медиаплеер способный проигрывать подобный контент.
Требуется наличие только одного обязательного варианта либо 1а, либо 1б.
2. Специализированные 3D проектор или 3D телевизор напрямую подключенные к PC или медиаплееру по HDMI 1.3
В плеере открывается требуемый фильм и настраивается растягивание «по размерам экрана». После чего в телевизоре выбирается 3д режим соответствующий формату фильма.
Стереопары. Горизонтальные/вертикальные с размерами кадра не превышающими 1920*1080 по любому параметру или анаморфные
Для воспроизведения подобного контента подойдут также наборы перечисленные в вариантах для «Горизонтальные/вертикальные с размерами кадра превышающими 1920*1080 по любому параметру»
Помимо всего этого, для владельцев 3Dтелевизоров появляется возможность обойтись средствами встроенного медиаплеера и проигрывать выбранный файл напрямую с «флэшки» или «по сети».
Данный вариант наименее универсальный и успешность его применения напрямую зависит от возможностей встроенного в ваш 3D Телевизор медиаплеера..
Blu-Ray 3D. с blu-ray 3d плеера на 3Dтелевизоре
Blu-Ray 3D. на компьютере / с компьютера по HDMI 1.4
Список необходимого оборудования:
1. PC или HTPC достаточно мощный для воспроизведения подобного контента
2. 3D Монитор, 3D проектор или 3D телевизор сертифицированные для просмотра blu-ray 3d
Требования предъявляемые к PC и список совместимого оборудования можно посмотреть тут или тут. В классе HTPC существует готовое решение
В качестве стереоплеера подойдут только плееры из серии ArcSoft TotalMedia Theatre, CyberLink PowerDVD 10 или Stereoscopic Player (только самые последние версии!).
Присутствует возможность просмотра «без записи на диск»: если фильм присутствует в наличии в виде образа, то его можно смонтировать при помощи соответствующего софта (DAEMON tools, Alcohol 120% и пр.), если диск уже «распакован», то его также можно просмотреть «из папки» при помощи ArcSoft TotalMedia Theatre.
Также есть возможность просмотра в анаглифе, без обязательного наличия 3дмониторов/телевизоров/проекторов.
Просмотр стереопар и Blu-Ray 3D в анаглифе
Очки можно сделать самому, вариантов масса, всё от фантазии зависит.
Примеры: Фотофильтры, пленочки для театральных прожекторов или для упаковки цветов, очки-аквариумы с цветными жидкостями типа вина/ликеров/зеленки/чернил, распечатать на струйнике нужные цвета из ФШ на прозрачной пленке и сразу сложить пленку вдвое краска к краске чтоб склеилась и была прозрачной (специальная пленка для принтеров имеет матовую поверхность с одной стороны чтоб краска держалась), ну и всякие цветные стеклышки, пленки, пластмаски.
Просмотр стереопар ‘косоглазием’ / cross-eye
Список необходимого оборудования:
1. Любой монитор или телевизор.
2. PC достаточно мощный, для воспроизведения подобного контента.
Принцип «косоглазия»: Способ аналогичный используемому для просмотра стереограм, необходимо сфокусировать каждый глаз на соответствующем ракурсе, тем самым каждый глаз будет получать свою информацию, а мозг формировать 3д образы.
Для облегчения фокусировки рекомендуется между глазами и экраном поместить «фильтр» (например лист бумаги с дыркой посередине), так, чтобы каждый глаз мог видеть только свой ракурс, а увидеть другой мешал бы «фильтр».
Плюсы:
1. Дешевизна и универсальность.
2. При просмотре отсутствует потеря яркости
Минусы:
1. Значительная потеря четкости, т.к. каждый ракурс будет занимать весьма незначительную площадь экрана, и точно сфокусироваться будет довольно трудно.
2. Чем крупнее изображение, чем сильнее нужно будет «перекрещивать» глаза, что вызовет их чрезмерное переутомление (возможен вред здоровью).
Просмотр стереопар с помощью самодельных призматических очков
Просмотр стереопар с помощью зеркала / mirror split
Список необходимого оборудования:
1. Любой монитор или телевизор.
2. PC достаточно мощный, для воспроизведения подобного контента.
3. простое зеркало, любых удобных габаритов
Метод зеркального разделения изображений (mirror split) позволяет обойтись без напряжения взгляда, применяя зеркало для разделения полей обзора.
Анаглифные изображения животных
Очки для просмотра анаглифа
Главным недостатком такого метода получения объёмного изображения является неполная цветопередача, из-за чего он и не получил широкого распространения.
Тем не менее, дальний потомок анаглифа прижился в кинотеатрах под названием Dolby3D, где применяется технология интерферентной фильтрации, выражающаяся в сложной схеме спектрального деления составляющих для каждого глаза, что позволяет значительно улучшить цветопередачу по сравнению с «обычным» анаглифом. Требует специальных очков, очки для обычного анаглифа не подойдут.
Вкратце эту технологию можно описать так: поляризованные изображения для левого и правого глаза накладываются через расположенные под углом 90 градусов друг другу фильтры в проекторах, соответственно, зритель смотрит на экран через очки, в которых также находятся ортогонально ориентированные поляризационные фильтры, отсекая изображение, предназначенное для другого глаза.
Бумажные очки с линейной поляризацией Просмотр стереокино в середине прошлого века
3.Темпоральное разделение или затворный метод
Темпоральное разделение достигается путём поочерёдного показа картинки для левого и правого глаза. Для этого требуются затворные LCD-очки, также иногда именуемые активными.
На DLP 3D Ready проекторах, не совместимых с технологиями nVidia все равно можно поиграть в 3D игры или посмотреть стереокино, используя софт от iZ3D и совместимые с DLP 3D затворные очки.
И, кстати, можно играть в 3D на Sony Playstation 3 c последней версии прошивки (естественно, на 3D-телевизорах Sony Viera и Bravia).
К достоинствам затворной технологии можно отнести:
Отсутствие потерь в разрешении изображения и цветопередаче.
Малая чувствительность к вертикальным и горизонтальным наклонам головы даже по сравнению с описанной ниже технологией круговой поляризации.
Беспрецедентно широкий список список поддерживаемых игр и приложений в случае с nVidia 3DVision/3DTV Play
Возможность мультимониторного игрового 3D (nVidia 3D Vision Surround)
А вот о недостатках речь пойдёт ниже при сравнении с технологией круговой поляризации.
Вот так схематично можно представить круговою поляризацию (для случая закрутки вектора напряженности электрического поля влево)
Метод поляризационного разделения изображения, когда изображения для разных глаз имеют разное направление вращения вектора поляризации изображения является наряду с затворным одним из самых популярных в настоящее время. Он предъявляет куда менее строгие требования к положению головы относительно экрана, чем метод линейной поляризации, давая меньше специфичных искажений изображения при наклоне головы как в продольной, так и поперечной плоскости относительно экрана и меньше утомляет зрение.
Наглядное объяснение работы FPR
В частности, технология круговой поляризации в сочетании с FPR используется в современных 3D LCD телевизорах LG и Philips
Достоинством этого метода являются хорошая яркость цветопередача, лёгкие и дешёвые очки, отсутствие требований высокой частоты обновления изображения к устройству отображения.
Однако благодаря особенностям человеческого восприятия в мозгу восстанавливается картинка с субъективным разрешением, близким к исходному, т.е.1080 строк.
В настоящее время эта технология («пассивные» очки + чересстрочная круговая поляризация изображения ) является самой прогрессивной и популярной технологией, наряду с затворной и «активными очками», о которых речь шла выше.
А вот теперь наглядное объяснение некоторых преимуществ поляризационной технологии от компании LG над затворной:
Отсутствие видимого мерцания картинки. Никакого переключения затворов со скоростью 60Гц не происходит, оба глаза постоянно видят выводимое на экран изображение.
Из-за инерции человеческого зрения, матрицы монитора и «нахлёста» фаз открытия у многих реализаций затворных технологий один глаз получает долю картинки, предназначенной для другого. Это приводит к специфическому двоению изображения.
Из-за того, что затворные технологии фактически показывают картинку только половину времени (в идеале!), а ЖК-затворы очков в открытом состоянии не отличаются идеальной прозрачностью, падение яркости изображения является заметной проблемой.(С плазменными панелями этот недостаток практически отсутствует из-за их фантастической яркости). У поляризационных очков столь ярко выраженной проблемы падения яркости нет.
Однако будущее принадлежит автостереоскопическим технологиями, которые вообще не требуют никаких очков. Но пока мы предлагаем выбор между всем тем, что описано выше.
Какое 3d лучше вертикальное или горизонтальное. Стереопара как вариант стереоизображения
нужный Формат 3D (например: Горизонтальная анаморфная стереопара, левый ракурс первый)
Как убедится ТОЧНО: протестируйте свое оборудование, скачав видео файл или скриншоты из тестовых файлов.
Бывает так, что 3D телевизор отказывается воспроизводить 3D видео, на экране появляется сообщение «Неподдерживаемое разрешение» или что-то в этом роде. Не стоит пугаться, такое случается у большинства современных 3D телевизоров. Это происходит не потому, что они не читают видео с большим разрешением, а из-за формата 3D.
Наиболее распространенный формат 3D видео – стереопара, она может быть горизонтальной (side-by-side, бок о бок) или вертикальной (over-under, сверху снизу), в зависимости от расположения ракурсов, но на этом классификация стереопар не заканчивается, еще различают полноразмерные стереопары и анаморфные. Чем они отличаются, разберем поподробнее…
Если рассматривать видео разрешением Full HD 1920×1080, то полноразмерная стереопара горизонтальная имеет разрешение 3840×1080, а вертикальная 1920×2160:
Анаморфная же стереопара имеет разрешение в два раза меньше по горизонтали или вертикали, в зависимости от расположения ракурсов:
Телевизоры воспроизводят видео с разрешением не более Full HD, поэтому полноразмерные стереопары и не читаются. Что же делать, если попалась стереопара именно высокого разрешения, а посмотреть ее ой как хочется? Преобразуем обычную стереопару в анаморфную. Это могут сделать большинство видеоконвертеров и редакторов, например Sony Vegas, DVDFab и другие, главное, чтобы была возможность изменения разрешения видео без сохранения соотношения сторон, как говорится, сплюснуть.
Мы уже рассматривали Sony Vegas как средство для монтажа стереоскопического видео, эта программа имеет встроенные инструменты для обработки 3D видео, в том числе и возможность редактирования готовой стереопары.
Запускаем программу и загружаем стереопару в «Project Media», в «Explorer» правой кнопкой по файлу и «Add to Project Media List». Теперь обозначим для программы, что это видео в 3D формате, для этого заходим в параметры файла (правой кнопкой > Properties), на вкладке «Медиафайлы» выбираем поток «Video 1» и указываем «Режим стереоскопического 3D видео» в зависимости от формата – «Side-by-side (full)» или «Top/bottom (full)».
Теперь помещаем наше видео в око монтажа, при необходимости, редактируем его, обрезаем, производим цветокоррекцию и другое. Остается только сохранить видео. Переходим File > Render As, выбираем нужный формат кодирования, заходим в его настройки и на вкладке «Project» указываем «Стереоскопический 3D режим» «Side-by-side (half)» или «Top/bottom (half), именно half – это и есть обозначение анаморфной стереопары. Если нужно, можно поменять ракурсы местами, установив галочку «Swap Left/Right».
Запускаем процесс кодирования и ждем, пока он завершится. На выходе получим анаморфную стереопару, которая будет воспроизводится на 3D телевизоре:
Подобное преобразование в анаморфную стереопару можно выполнить во многих видео конвертерах, необходимо только учесть, чтобы при уменьшении разрешения видео по одной из сторон, пропорции первоначального видео не сохранялись, в противном случае получится уменьшенное видео с черными полосками вместо требуемого сплюснутого.
Дополнительно: » Порядок ракурсов «:
Подходит для просмотра на плеерах (внешних, встроенных) которые ограничены максимальным поддерживаемым разрешением 1920х1080 или интерфейс/кабель не позволяющий пропускать больше чем 1920х1080. Так же по тем же причинам (2Д стандарт и пропускная способность) анаморф стереопара 1920х1080 является стандартом 3Д ТВ вещания.
Правый ракурс сверху :
Для 2Д разницы нет, либо четче вертикальные детали (при вертикальном анаморфе), либо горизонтальные (при горизонтальном анаморфе), остальное будет зависеть от разрешения и формата сторон экрана, как рациональней впишется изображение. А для 3Д детализации, по мне так вертикальный анаморф предпочтительней, так как параллакс задают вертикальные детали а они четче при большем горизонтальном разрешении. Для проекторов 720р (и при таком же на мониторе) любой анаморф плохо, по одной стороне будет интерполяция на уменьшение разрешения, по другой стороне интерполяция на раздутие, оптимальней полные пары 720р, будет пиксель в пиксель без потерь и интерполяций.
В телевидении для формирования объемного изображения применяется принцип стереопар. Это когда берется пара плоских изображений нужного объекта предназначенные для правого и левого глаза. Этот метод основан на эффекте создания иллюзии объемного изображения, когда каждый глаз видит свою картинку, при этом создается угловое смещение из-за разного расстояния от картинок объекта к зрителю.
Обычно стереопара представляет собой рядом расположенные плоские картинки на расстоянии, которое равно межзрачковому расстоянию у человека. Такие картинки очень трудно рассматривать, ведь нужно взгляд каждого глаза располагать параллельно. Для простоты восприятия изображения налаживают одно на другое, а для их разделения для каждого глаза используют такие методы: анаглиф (разная окрашенность каждой картинки), разная поляризация, временное разделение, цельные стереопары. Для просмотра видео созданных с применением этих методов нужны специальные очки.
Все возможные методы получения 3D изображения на сегодня основаны на работе именно стереопары и различаются только методом обработки этой стереопары.
Анаглиф
При этом методе формирования 3D изображения в стереопаре картинки для левого и правого глаза окрашиваются в свои цвета. Обычно для левого глаза берется красный цвет, а для правого берут синий или голубой цвет. Для просмотра такого видео нужно использовать очки, в которых применяются светофильтры соответствующих цветов. Здесь получается стереопара, в которой в красном канале идет картинка для левого глаза, а в синем канале идет изображение для правого глаза. При методе анаглиф очень сильно искажается цветопередача из-за окрашивания общего изображения в цвета картинки.
Чересстрочный метод
Этот метод получения стереопары подразумевает разделение разных картинок на четные и нечетные строки. То есть изображение для одного глаза передается на четных строках, а для другого глаза на нечетных. При таком методе разрешение изображение по вертикали уменьшается в два раза. Это и есть главный недостаток чересстрочного метода формирования стереопары. Но идет полная цветопередача. Этот метод редко используется, в основном при выпуске DVD 3D дисков.
Поляризация
Используется в 3D телевизорах пассивная поляризация, при этом применяются поляризационные фильтры на экране и очках.
Горизонтальная стереопара (SideBySide)
При этом два изображения расположены рядом друг с другом. Здесь различают два способа:
Вертикальная стереопара (OverUnder)
Здесь изображения расположены одно над другим и просматривают такое видео через специальный плеер, преобразующий изображение для просмотра с очками.
Page flip (временное разделение)
Картинка для одного глаза передается в четных кадрах, а для другого в нечетных кадрах. Для просмотра применяются очки с жк затворами, которые закрывают в нужный момент то один глаз то другой.
Раздельная стереопара
При этом методе видео для каждого глаза разделены на два независимых потока. Могут использовать два метода формирования:
Недостатком может служить сложность синхронизации, но при этом удобно обрабатывать такую информацию.
Blu-Ray 3D
Этот формат используется для записи 3D дисков. Как носители используются диски BD25 и BD50. Этот метод является частным случаем раздельной стереопары в Dualstream. Для сжатия видеопотока используется специальный кодек.
Анаморфная стереопара
Это один из видов горизонтальной или вертикальной стереопары. Но четкость изображения уменьшена, такой формат показывает качество, как и чересстрочный метод. Оба этих метода применяются в телевизионном вещании.
Выводы
Все распространяемые сегодня форматы 3D видео созданы с использованием одного из этих методов. Для каждого из этих методов используется и свой способ просмотра. Поэтому, не всегда приобретя фильм в формате 3D, вы сможете его просмотреть на любом телевизоре 3D. В зависимости от используемого телевизора 3D со своим методом воспроизведения объемного изображения нужно и фильмы выбрать с соответствующим методом формирования 3D картинки.
1. 3D-фильм снимается с двух точек, расположенных на расстоянии 70-60 мм (что соответствует расстоянию между зрачками человека). Затем изображение кодируется и передается на экран.
2. При показе фильма два видеопотока демонстрируются так, чтобы каждый попал в свой глаз. Мозг же человека создает из двух изображений одно, формируя иллюзию объема.
Не прошло еще и года после выхода «Аватара» Джеймса Кэмерона, а мир стремительно ворвался в эпоху 3D. После того как «Аватар» собрал без малого 3 млрд. долларов США, 3D-фильмы, а вместе с ними и все 3D технические устройства для их создания, распространения и просмотра стали чуть не самым горячим полем битвы для бизнеса. 2010 год превратил 3D-видео, 3D-кинотеатры, 3D-телевизоры, 3D-очки и т.д. из редких диковинок в объект вожделения миллионов…
Есть несколько способов создания и просмотра «объемного видео», однако все массово реализуемые технологии основаны на одном общем принципе:
1. Фильм снимается с двух точек, расположенных на расстоянии около 60 мм (что соответствует расстоянию между зрачками человека). Для этого используют либо две синхронизированные камеры с системой зеркал, либо специальную 3D-видеокамеру с двумя объективами.
2. При показе фильма два видеопотока демонстрируются так, чтобы каждый попал в свой глаз. Мозг же человека создает из двух изображений одно, формируя иллюзию объема.
На этом принципе основана технология XpanD (в кинотеатрах, редко дома) и nVidia 3D Vision (дома).
При использовании затворного метода создания домашнего 3D-видео двухпотоковый сигнал записывается на диск Blu-ray 3D или транслируется через спутник. Для его просмотра необходимы «затворые 3D-очки». Они работают по принципу жидкокристаллической матрицы: в нужный момент одно прозрачное око меняет поляризацию и перестает быть прозрачным – этим заправляет встроенная в очки электроника, которая питается от расположенного тут же аккумулятора или сменной батареи. Затем то же самое делает другое око, а первое начинает пропускать свет. Так они моргают поочередно, с частотой до 60 кадров в секунду. Выводимый на экран видеоряд с частотой до 120 кадров в секунду – это, соответственно, чередующиеся кадры для левого и правого глаза, по 60 кадров на каждый. Поскольку очки автоматически синхронизируются с телевизором, они «знают», какой глаз надлежит «прикрыть» в данный момент времени – ведь на экране отображается кадр, предназначенный для другого глаза. В итоге зритель получает с одного экрана дифференцированную видеоинформацию для каждого глаза. А за счет того, что переключение происходит очень быстро, мозг не успевает заметить его, формируя цельный образ – такой же объемный, как если бы человек смотрел на обычный мир.
В конце, небольшой FAQ по домашнему 3 D -видео от журнала hi-fi.ru :
Чем устройства с поддержкой 3D отличаются на техническом уровне от традиционных собратьев?
Одни люди полагают, что поддержку 3D можно заполучить путем обновления управляющей микропрограммы (прошивки) телевизора и плеера. Другие уверены, что делать вообще ничего не нужно – и так заработает. Ошибаются и те, и другие. Оборудование, предназначенное для воспроизведения 3D, отличается от 2D-сородичей конструктивно, следовательно, перепрошивка не поможет. Начнем с того, что все 3D-устройства общаются через интерфейс HDMI v1.4 – более ранние версии HDMI не совместимы с 3D-сигналом. Во-вторых, внутри «трехмерного» плеера и телевизора используется специальная электроника, способная обрабатывать видеопоток с кадровой разверткой до 120 кадров в секунду. Наконец, у телевизора есть система синхронизации с активными 3D-очками – она выполняется по инфракрасному беспроводному каналу.
Насколько сильный эффект получается при просмотре 3D?
Ответить на этот вопрос однозначно просто невозможно – слишком много факторов должно сложиться воедино. Прежде всего, зритель должен обладать бинокулярным зрением. Именно эта особенность нашего организма является ключом в мир 3D: как известно, мозг вычисляет расстояние до предметов на основании информации, пришедшей от каждого глаза. Этот же эффект используется и при просмотре 3D-видео. Разница лишь в том, что параметры объемности в данном случае закладываются заранее, мозгу скармливается уже готовый полуфабрикат, который, однако, ему нужно расшифровать. Если глаза не могут передать этот полуфабрикат правильно, то и эффекта не будет. Но даже если зрение у вас нормальное, то нужно понимать: трехмерность не является тотальной. Эффект возникает обычно только на движущихся объектах, расположенных на первом плане. Это может быть надвигающийся на зрителя поезд или самолет, меч в руках у воина и т.д. Но эффект, безусловно, интересный, и он заметно усиливает эмоциональную составляющую при просмотре фильмов-экшн и трансляций динамичных видов спорта. Для сериалов, выпусков новостей и ток-шоу явной надобности в 3D нет.
Действительно ли можно преобразовать обычное видео в 3D-видео?
Многие производители 3D-оборудования заявили о наличии в их технике алгоритмов электронной обработки сигнала, позволяющих «на лету» превращать обычное видео в 3D. Но это – суррогат. То есть, эффект от такого самодельного 3D если и возникает (что бывает не всегда), то он на порядки слабее, чем от просмотра полноценного 3D-контента, снятого на 3D-камеру с двумя объективами. А вот если обычный фильм превращен в квазитрехмерный профессионалами в студии, где каждая сцена анализируется и обрабатывается мощными компьютерами, то на некоторый эффект зритель вправе рассчитывать – но и в этом случае эффект будет не такой заметный, как при созерцании честного 3D.
Говорят, что просмотр в 3D-очках влияет на здоровье, так ли это?
Влияние на здоровье как таковое пока что не изучено – исследования этого вопроса только начались, и окончательный вердикт мы вряд ли увидим в ближайшее время. Ситуация напоминает историю с мобильниками: телефоны продаются уже больше десятилетия, а ученые спорят до сих пор. Пока можно утверждать лишь то, что фактор индивидуальной непереносимости 3D все же имеет место. Выражаться она может в излишней утомляемости глаз, легкой тошноте или головной боли. Связано ли это с самой технологией или с конкретными моделями телевизоров/очков – неизвестно, но факт остается фактом. Поэтому, даже несмотря на то, что неприятие 3D на физиологическом уровне возникает лишь у малой части зрителей, перед покупкой соответствующего комплекта оборудования лучше опробовать его в магазине. Или дома, в двухнедельный срок – чтобы успеть вернуть покупку в случае выявления неприятия. Но не усердствуйте с тестами: если смотреть больше двух фильмов подряд, то утомляемость может наступить у любого зрителя – и 3D тут будет, скорее всего, ни при чем.
Если мне нравится телевизор одной марки, а очки другой, то можно ли использовать их вместе?
Несмотря на одинаковый принцип синхронизации телевизора очков у всех производителей, единого стандарта пока нет. Поэтому говорить об однозначной совместимости ТВ и очков можно только в рамках продукции одного бренда, или если сторонний производитель выпускает очки специально для телевизоров определенной марки. А раз так, то перед покупкой нужно оценить в деле не только телевизор, но и очки. Функционирование последних вряд ли вызовет нарекание, а вот удобство посадки – это другое дело. К счастью, некоторые производители будут поставлять несколько моделей очков, давая покупателю возможность выбрать себе оптимальные. Но так намереваются действовать не все – по крайней мере, в обозримом будущем.
На какой стадии развития находится рынок 3D-контента в России?
При участии Samsung и «Платформы HD» был запущен первый спутниковый канал с 3D-вещанием. Фильмы на Blu-ray в формате 3D начали появляться все чаще, но, понятно, на первых порах на изобилие лучше не рассчитывать. Гонка 3D набрала обороты к концу 2012 году, однако даже сами производители не питают надежд, что все покупатели выбросят свои телевизоры и побегут в магазин за трехмерными. Причин столь осторожной оценки несколько. Во-первых, телевизоры с поддержкой 3D заметно дороже обычных. Во-вторых, рынок 3D-контента пока только расправляет крылья, и покупатели еще будут долго ощущать «трехмерный голод». В-третьих – инерционность рынка как таковая. Но процесс запущен, и все мы можем быть свидетелями наступления новой эпохи в развитии систем домашнего просмотра эфирного и видеоконтента.