Горизонтальные расчеты в системе омс что это
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики официальный сайт
В соответствии с законодательством Российской Федерации, граждане, имеющие полисы ОМС имеют право на получении бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Базовой программой ОМС на всей территории Российской Федерации. Оплата расходов за медицинскую помощь, оказанную иногородним гражданам, осуществляется в виде взаиморасчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд ОМС Удмуртской Республики, выполняя территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, осуществляет взаимодействие с 85 территориальными фондами ОМС Российской Федерации. Так, за 9 мес.2021 года в медицинских организациях Республики пролечено 64,4 тысяч граждан, застрахованных за пределами Удмуртской Республики на сумму 570,1 млн. рублей. Чаще всего за медицинской помощью обращаются застрахованные в Пермском крае, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Кировской области, г.Москве, г.Санкт-Петербурге. Расчеты с территориальными фондами ОМС этих субъектов составляют 90% всех финансовых средств, поступивших от территориальных фондов ОМС за медицинскую помощь, оказанную иногородним гражданам.
В свою очередь, за 9 мес. 2021 года в медицинских организациях других субъектов РФ пролечено 59,1 тысяч жителей Удмуртской Республики. Территориальным фондом ОМС Удмуртской Республики оплачены счета за лечение на сумму 551,7 млн.рублей. В большинстве случаев наши граждане лечились в медицинских организациях г. Москвы, Кировской области, Пермского края, г.Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Московской области. Расчеты с территориальными фондами ОМС перечисленных субъектов составляют 79% всех финансовых средств направленных на оплату медицинской помощи, оказанной за пределами Удмуртской Республики.
С 2014 года в Программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи включены ряд видов высокотехнологичной медицинской помощи (далее ВМП), финансирование которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. За 9 мес.2021 года ВМП в медицинских организациях других субъектов РФ получили 583 наших застрахованных на сумму 123,1 млн. руб., тем временем в медицинских организациях Удмуртской Республики ВМП получили 228 лиц, застрахованных в других субъектах РФ, на общую сумму 35,2 млн. рублей.
Межучрежденческие расчеты в рамках ОМС: как организовать, какие документы оформить
minervastock / Depositphotos.com |
Согласно положениям Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» оплата медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий, в соответствии с базовой и территориальной программами осуществляется за счет средств ОМС.
Общий порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлен Приказом Минздрава России № 108н.
При стандартной схеме финансирования средства ОМС поступают на лицевой счет медицинского учреждения – исполнителя за объемы медицинской помощи по тарифам, установленным в субъекте РФ Тарифным соглашением.
Вместе с тем существуют альтернативные способы взаимодействия между медицинскими организациями – МО и страховыми медицинскими организациями – СМО в рамках оказания медицинской помощи по ОМС.
С 2021 года Минздрав России и ФФОМС обновили Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, в которых в числе прочего напомнили о системе межучрежденческих расчетов. Подробнее о новых Методических рекомендациях читайте здесь.
В указанной системе одна медицинская организация – МО-заказчик – направляет пациента в другое медицинское учреждение – МО-исполнитель, участвующее в системе ОМС, для оказания отдельных медицинских услуг, предусмотренных терпрограммой. Оплата объемов медицинской помощи в этом случае осуществляется двумя способами:
Во втором случае расчеты производятся между МО-заказчиком и МО-исполнителем напрямую без участия СМО, в порядке, установленном договором, заключенным между медорганизациями. При этом реестры счетов составляет только одна из них.
Конкретный порядок взаимодействия сторон определяется нормативными актами субъекта РФ, на территории которого осуществляется оказание медицинской помощи.
В частности, в самом Тарифном соглашении может быть предусмотрено условие о том, что МО-исполнитель ведет учет фактического количества оказанных внешних услуг: посещений, обращений, диагностических исследований и прочее разрезе МО-заказчиков, выдавших направление на оказание медицинской помощи или по месту прикрепления пациента.
МО-заказчик в свою очередь ведет учет направлений, выданных на получение внешних услуг в разрезе МО-исполнителей.
Помимо обязанностей сторон, установленных Тарифным соглашением, медицинским организациям целесообразно урегулировать детальный порядок документооборота внутренними локальными актами, установить сроки, ответственных лиц, периодичность сверки выданных направлений МО-заказчиком и оказанных медицинских услуг МО-исполнителем.
Обращаем внимание, что и МО-заказчик, и МО-исполнитель должны являться субъектами терпрограммы ОМС, в противном случае оплату за оказанные медицинские услуги сторонней организации медицинскому учреждению- заказчику придется оплачивать за счет собственных средств.
Так, в прошлом году Верховный суд подтвердил, что «безвозмездный» договор с частником вне системы ОМС о лабораторной диагностике с оплатой по тарифам ТФОМС предполагает оплату услуг именно заказчиком. С подробностями дела можно ознакомиться здесь.
Горизонтальные расчеты в системе омс что это
X. Порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь,
оказанную застрахованным лицам за пределами территории
субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис
обязательного медицинского страхования
(в ред. Приказа Минздрава России от 26.03.2021 N 254н)
(см. текст в предыдущей редакции)
164. Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором им выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой, не позднее двадцати пяти рабочих дней с даты представления медицинской организацией счета и реестра на оплату указанной медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
167. При отсутствии технической возможности осуществления информационного обмена, указанного в пункте 11 настоящих Правил, в электронном виде, подтвержденной Федеральным фондом, обмен осуществляется в форме документа на бумажном носителе, с внесением в государственную информационную систему обязательного медицинского страхования сведений, направленных в форме документа на бумажном носителе не позднее трех рабочих дней со дня размещения Федеральным фондом на официальном сайте Федерального фонда информации об обеспечении технической возможности осуществления обмена в электронном виде.
168. Медицинская организация формирует в соответствии с пунктами 146 и 147 настоящих Правил и направляет счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами территории страхования, в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи не позднее пяти рабочих дней месяца, следующего за месяцем завершения оказания медицинской помощи.
В случае обнаружения после проведения медико-экономического контроля причин, требующих дополнительного рассмотрения реестра счета на оплату медицинской помощи посредством проведения медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи, ее (их) проведение осуществляется в соответствии с порядком организации и проведения контроля.
В уведомлении об организации проведения совместной медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи указываются предложения по кандидатуре специалиста-эксперта и/или эксперта качества медицинской помощи.
170. Территориальный фонд по месту страхования не позднее пяти рабочих дней со дня получения от территориального фонда по месту оказания медицинской помощи счета по межтерриториальным расчетам и прилагаемых к нему счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи осуществляет возмещение затрат территориального фонда на оплату медицинской помощи в соответствии с суммой, указанной в счете по межтерриториальным расчетам.
171. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федерального закона применяются меры, предусмотренные статьей 41 Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет направление сведений о результатах проведения медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи медицинской организации и в территориальный фонд по месту страхования.
Возврат средств территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи в территориальный фонд по месту страхования осуществляется путем уменьшения сумм, выставленных в счете по межтерриториальным расчетам, или путем перечисления указанных средств в территориальный фонд по месту страхования. Возврат средств оформляется территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи уведомлением о возврате средств, которое прилагается к счету по межтерриториальным расчетам.
172. В случае, если судебным решением, принятым по итогам обжалования медицинской организацией результатов контроля качества, объемов, сроков и условий предоставления медицинской помощи, предусмотрен возврат медицинской организацией средств, ранее взысканных с нее в связи с принятием мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона, территориальный фонд по месту страхования осуществляет возмещение территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи указанных средств после получения от территориального фонда по месту оказания медицинской помощи уведомления о восстановлении средств, взысканных вследствие принятия мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона. Возмещение средств территориальным фондом по месту страхования в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи может также осуществляться путем увеличения сумм, выставленных территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи в счете по межтерриториальным расчетам.
173. Сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, согласно статье 41 Федерального закона удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи медицинской организацией в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком организации и проведения контроля.
При принятии медицинской организацией решения об обжаловании заключений по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, предусмотренного статьей 42 Федерального закона, средства возвращаются в соответствии с судебным решением в указанные в нем сроки.
174. Счет по межтерриториальным расчетам должен содержать в том числе следующие сведения:
номер и дату счета;
наименование территориального фонда по месту оказания медицинской помощи;
наименование территориального фонда по месту страхования;
сумму, подлежащую оплате;
сумму средств по выставленным счетам на оплату медицинской помощи;
сумму по возврату средств вследствие принятия мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона;
сумму восстановления средств, взысканных вследствие принятия мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона.
К счету по межтерриториальным расчетам прилагается реестр, содержащий реквизиты счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, уведомлений о возврате средств, уведомлений об организации проведения совместной медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи, уведомлений о восстановлении средств, взысканных вследствие принятия мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона.
175. Не подлежит оплате по межтерриториальным расчетам оказание медицинской помощи, не предусмотренной к оказанию в рамках базовой программы.
В случае, если медицинская организация участвует в реализации территориальных программ нескольких субъектов Российской Федерации, выставление счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, оказанной лицам, полис обязательного медицинского страхования которым выдан в данных субъектах Российской Федерации, допускается только в территориальный фонд соответствующего субъекта Российской Федерации в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением Комиссии.
176. В случае выявления по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи фактов излишне уплаченных сумм за прошлые годы за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории страхования, указанные суммы подлежат возврату в бюджет территориального фонда по месту страхования.
Акт сверки по межтерриториальным расчетам должен содержать следующие сведения:
1) сальдо на начало отчетного периода;
2) суммы счетов по оплате медицинской помощи, предъявленных к возмещению, суммы выставленных уведомлений о восстановлении средств, взысканных вследствие принятия мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона, уведомлений о возврате средств;
3) суммы средств, перечисленных территориальным фондом по месту страхования в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи;
4) суммы средств, перечисленных территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи в территориальный фонд по месту страхования;
5) сальдо на конец отчетного периода.
Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи составляет акты сверки по межтерриториальным расчетам и направляет в течение 15 рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом, в территориальные фонды по месту страхования.
Территориальный фонд по месту страхования, получивший акт сверки по межтерриториальным расчетам, производит сверку данных в течение 15 рабочих дней со дня получения акта сверки по межтерриториальным расчетам от территориального фонда по месту оказания медицинской помощи и его подписание.
178. В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет авансирование медицинских организаций на оказание медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории страхования, на основании представленной медицинской организацией заявки на авансирование оказание медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории страхования, с указанием периода авансирования и суммы, размер которой может составлять до 50 процентов от среднемесячного объема средств, направленных на оплату медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, за последние три месяца текущего финансового года.
В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, медицинская организация направляет в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи заявку на авансирование оказания медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории страхования, с указанием периода авансирования и суммы, размер которой может составлять до 50 процентов от среднемесячного объема средств, направленных на оплату медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории страхования, за последние три месяца текущего финансового года.
179. Медицинская организация и территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию ежемесячно проводят сверку расчетов по межтерриториальным расчетам и составляют акт, который должен содержать сведения:
1) сумму задолженности территориального фонда по месту оказания медицинской помощи на начало отчетного месяца по:
оплате выставленных счетов на оплату медицинской помощи;
оплате пени за просрочку перечисления средств за оказанную медицинскую помощь;
2) сумму задолженности медицинской организации на начало отчетного месяца по:
оплате штрафов и возврату средств вследствие принятия к медицинской организации мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона, в том числе по результатам:
экспертизы качества медицинской помощи;
по оплате пеней за просрочку оплаты штрафов и возврата средств вследствие принятия к медицинской организации мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона;
3) общую сумму средств на оплату медицинской помощи по предъявленным счетам за отчетный месяц;
4) сумму средств, сформированных за нарушения, выявленные по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, всего, в том числе по результатам:
экспертизы качества медицинской помощи;
5) сумму штрафов, начисленных за нарушения, выявленные по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, всего, в том числе по результатам:
экспертизы качества медицинской помощи;
6) сумму средств, удержанных территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в том числе по результатам:
экспертизы качества медицинской помощи;
7) сумму средств, перечисленных медицинской организацией в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи за отчетный месяц:
в связи с принятием к медицинской организации мер в соответствии со статей 41 Федерального закона;
на оплату штрафов по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в том числе по результатам:
экспертизы качества медицинской помощи;
8) сумму средств, перечисленных территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи в медицинскую организацию в отчетном месяце по счетам на оплату медицинской помощи;
9) сумму начисленного территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи пени за несвоевременное перечисление средств на оплату медицинской помощи по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
10) сумму начисленного медицинской организации пени за несвоевременный возврат средств по итогам принятия мер, предусмотренных статьей 41 Федерального закона;
11) сумму перечисленного территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи пени за несвоевременное перечисление средств на оплату медицинской помощи по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
12) сумму перечисленного медицинской организацией пени за несвоевременный возврат средств по итогам принятия мер, предусмотренных статьей 41 Федерального закона;
13) сумму задолженности территориального фонда по месту оказания медицинской помощи на конец отчетного период по:
оплате выставленных счетов на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
оплате пени за просрочку перечисления средств за оказанную медицинскую помощь;
14) сумму задолженности медицинской организации на конец отчетного месяца по:
оплате штрафов и возврату средств вследствие принятия к медицинской организации мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона, в том числе по результатам:
экспертизы качества медицинской помощи;
оплате пени за просрочку оплаты штрафов и возврата средств вследствие принятия к медицинской организации мер в соответствии со статьей 41 Федерального закона;
Феодальные волны: что такое межтерриториальные расчеты в системе ОМС
«Деньги следуют за пациентом» – эту мантру, иллюстрирующую базовый принцип устройства системы ОМС, любят все организаторы здравоохранения: и министр Вероника Скворцова, и глава Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко, и региональные министры, и директора терфондов, и представители аккредитованных в системе страховых медицинских организаций. С утверждением можно поспорить – как правило, никаких собственных решений пациенты не принимают, так как маршрутизация предопределена и субъектности практически не предполагает.
Но даже в этой жесткой системе координат обнаруживается пример реальной работы пресловутого принципа, а именно: поток МТР за медпомощь, оказанную жителям одного региона на территории другого. Технический, в сущности, аспект работы любого фонда, на который обращают внимание, пожалуй, только локальные организаторы здравоохранения да аудиторы местных счетных палат.
Механизм описан в пункте 133 Правил ОМС. В теории все относительно просто. Медорганизация, работающая в системе ОМС, может оказывать медпомощь всем входящим пациентам, в том числе иногородним. Счета выставляются местному ТФОМС, тот проверяет корректность сведений и, по идее, оплачивает услуги из нормированного страхового запаса – «не позднее», чем через 25 дней. А потом получает возмещение затрат с ТФОМС, курирующего регион постоянной дислокации пациента. На практике, говорят участники системы, один ТФОМС может ждать результатов проверки и оплаты со стороны другого ТФОМС бесконечно долго, и в том же листе ожидания находится обслужившее «чужого» пациента медучреждение.
Согласно отчетам ТФОМС, основной поток МТР следует за пациентами, которые отправляются в другие регионы за высокотехнологичной (погруженной в ОМС) и специализированной медпомощью. Например, в Кабардино‑Балкарии с 2014 по 2017 год объем «выездных» МТР увеличился более чем в два раза – с 248 млн до 540 млн рублей. Это коррелирует с динамикой погружения ВМП в систему ОМС, стартовавшего в 2015 году.
Чтобы оценить объем всей денежной массы, следующей за пациентами, Аналитический центр Vademecum собрал данные из региональных законов об исполнении бюджета ТФОМС за 2018 год, а затем сверил полученные цифры с самими фондами. В результате удалось получить сведения по 69 регионам, у остальных в отчетах не было искомой графы или возникли сомнения в корректности опубликованных данных, а ответа на наш запрос не последовало.
Таким образом, в 2018 году ТФОМС попавших в выборку регионов обработали МТР более чем на 136,5 млрд рублей. С одной стороны, это всего лишь 6% от совокупного объема программы госгарантий за тот же период. Сумма, прямо скажем, незначительная, но в разрезе регионов дающая некое представление о местной инфраструктуре и доступности медпомощи. А с другой, по данным Vademecum, на МТР может приходиться более половины нормированного страхового запаса территориального фонда, так что для отдельно взятого региона расчеты по МТР могут оказаться значительной статьей расходов. Но об этом чуть позже.
МОСКОВСКОЕ КРЯЖИСТОЕ
Лидером по числу привлекаемых внутренних медицинских туристов была и остается Москва, другое дело, что за последние три года «выручка» региона по этой статье выросла почти троекратно – если в 2015‑м, по данным ФФОМС, в столице оказали медпомощь иногородним на 6,7 млрд рублей, то в 2018 году – уже на 21 млрд. Наиболее востребованные, судя по отдельным региональным отчетам, профили – онкология, кардиология и сердечно‑сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, офтальмология, акушерство и гинекология.
Бенефициаром популярности столичных медучреждений, вполне естественно, оказывается ДЗМ. «Конституция РФ и основополагающий закон «Об охране здоровья» предполагают право любого гражданина России выбрать не только город и медицинскую организацию, но даже врача. Такое право есть, оно незыблемое, и мы это право уважаем», – опирается в объяснении происходящего на авторитетные первоисточники глава Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.
Загрузка клинических мощностей города с недавних пор стимулируется маркетинговой активностью: в 2018 году при прямой поддержке ДЗМ появился специальный сервис, направляющий иногородних пациентов на госпитализацию в 45 московских медучреждений. «Наберите в любом поисковике «Москва – столица здоровья», кликните – и попадете на сайт этого проекта. Он сделан для того, чтобы сопровождать любого гражданина РФ в получении медицинской помощи в Москве», – презентовал сервис Хрипун.
Согласно справке на сайте hh.ru, функционал сервиса – «комплексная информационно-организационная помощь региональным пациентам» в выборе медорганизации в Москве и курация процесса лечения до выписки. Управляет проектом АНО «Агентство стратегического развития», принадлежащее Столичному объединению врачей (СОВ). Соучредителем и председателем правления этой организации выступает президент ГКБ им. братьев Бахрушиных Шамиль Гайнуллин.
Достижениями и финансовыми условиями своего участия в проекте «Москва – столица здоровья» в агентстве с Vademecum поделиться не захотели, а в открытых источниках этих сведений попросту нет. В соцсетях проект некоторой популярностью, судя по всему, пользуется, основные площадки – «ВКонтакте» (4,9 тысячи подписчиков), Instagram (2,5 тысячи) и «Одноклассники» (2,7 тысячи). АНО явно планирует расширять поле деятельности – в декабре 2019 года агентство зарегистрировало домены rodymos.ru и «родивмоскве.рф», но ресурсы пока не активны.
В 2019 году у проекта «Москва – столица здоровья» появился бодрый конкурент – сервис «Здоров Я». Смысл тот же – маршрутизация в клиники Первопрестольной жителей регионов по линии ОМС, на ВМП и платное лечение. Пока в базе сервиса 20 учреждений ДЗМ, 12 федеральных и 8 частных медцентров.
Одноименная управляющая компания «Здоров Я» принадлежит Максиму Правильщикову (76%) и возглавляемому им же ООО «Про Ай‑ти Ресурс», или PRO IT (24%). Эта компания – крупный подрядчик Департамента информационных технологий Москвы и подведомственных мэрии казенных учреждений. Только в 2018 году PRO IT выиграла московские тендеры на сумму 775,7 млн рублей.
Совладельцем PRO IT выступает холдинг Merlion Олега Карчева, Алексея Абрамова и Владислава Мангутова. Группа специализируется на дистрибуции компьютерной и бытовой техники, ПО, сетевого оборудования, канцтоваров, офисной мебели. В ее состав в числе прочих активов входят розничная сеть «Позитроника» и интернет‑магазин «Ситилинк». Совокупную выручку Merlion в 2018 году Forbes оценил в 235,2 млрд рублей.
Объем инвестиций в запуск и содержание «Здоров Я» представители Merlion не раскрывают. По оценкам опрошенных Vademecum экспертов, целевые расходы могут выливаться в сумму 25 млн рублей в год. Представители «Здоров Я» говорят, что ежемесячно к ним поступает до тысячи заявок на госпитализацию, а сайт посещают 90 тысяч уникальных пользователей. Методы продвижения простые – помимо SEO и SMM (более 12 тысяч подписчиков во «ВКонтакте»), «Здоров Я» инициирует публикации в региональных СМИ. Нативные заметки о плановой госпитализации по ОМС появлялись на новостных порталах и в бумажной периодике Тулы, Владимира, Смоленска, Рязани, Тамбова и других городов.
Клиники подключаются к проекту за абонентскую плату, размер которой в «Здоров Я» называть отказались. По‑видимому, стоимость подписки не превышает 100 тысяч рублей, так как госконтрактов компании в открытых источниках Vademecum обнаружить не удалось.
«На рынке сейчас складывается интересная картина. Раньше пациента направлял на стационарное лечение лечащий врач, и пациент следовал этому маршруту. Сейчас пациенты стали более активно использовать свои права самостоятельного выбора врача и медицинской организации для лечения, и не только в своем городе. И больницы заняли другую позицию – они открыты для пациентов из других регионов, – делится наблюдениями руководитель «Здоров Я» Ирина Васильева. – И это касается не только лечения по ОМС, но и ВМП. Предположим, человек стоит в очереди на получение квоты в больницу, в которую привыкли направлять своих пациентов врачи. Он может ждать год, но зачем, если в других федеральных центрах медицинскую помощь по данной квоте можно получить быстрее».
В отличие от портала «Москва – столица здоровья», сервис «Здоров Я» не собирается стеснять себя географическими рамками – недавно в число его партнеров вошли санкт‑петербургские городские и частные клиники и роддома. «Мы начали с Москвы, но наша цель – федеральный охват. Например, если человек из Уральского федерального округа с нейрохирургическим заболеванием понимает, что профильные центры расположены в Тюмени, Питере, Москве, то он сможет выбрать клинику в Тюмени, чтобы не тратить деньги на длительную дорогу. Сейчас через наш сервис приезжают на лечение в московские клиники пациенты со всей России, даже из Владивостока, но большая часть – из ЦФО», – рассказывает Васильева.
Стремление пациентов из разных уголков страны попасть на лечение в одну из столиц или другие крупные города отмечают и представители смежных медицинских онлайн‑сервисов. «Запрос на организацию медпомощи в Москве и Санкт‑Петербурге точно есть, так как специализированное и высокотехнологичное лечение по ОМС доступно не повсеместно. С учетом интереса пациентов и частных клиник мы готовы предоставить партнерам возможность собирать такие заявки через наш сервис, но как часть нашего бизнеса маркетинговое продвижение клиник не рассматриваем», – говорит основатель Ondoc Александр Константинов, добавляя, что маржинальность подобной деятельности неочевидна.
По словам коммерческого директора Askonamed Дмитрия Солдаткина, для привлечения жителей регионов на стационарное лечение по полису ОМС используются различные каналы коммуникации, так как аудитория весьма широка – это и потенциальные пациенты, и их родственники: «Интернет‑аудитория год от года растет, но, согласно данным TNS, проникновение интернета составляет 49%. Особенно это характерно для регионов. При этом в группе до 54 лет телевизионный сектор сохраняет лидерство. В регионах с низкой доступностью интернета мы выбираем традиционные СМИ, в том числе телевидение». Иногородние пациенты по ОМС, говорит Солдаткин, составляют значительную долю в загрузке ПКМЦ Askonamed в Коврове Владимирской области.
И ОКОЛИЦЕ ХОЧЕТСЯ
Заметный поток иногородних пациентов обслуживают и медучреждения Московской области – в 2018 году жители других регионов получили здесь медуслуги на 11 млрд рублей. Правда, и за «выехавших» на лечение за пределы области подмосковный ТФОМС выложил более 9 млрд рублей, из которых 7,5 млрд рублей получила Москва. Ситуация, похоже, настолько беспокоит местных распорядителей бюджетов, что директор ТФОМС МО Ольга Мисюкевич весной 2019 года собрала специальное совещание, на котором анонсировала разработку и внедрение в ЕМИАС программы управления потоками пациентов, призванной маршрутизировать жителей региона в областные, главным образом государственные, медорганизации.
По словам присутствовавшего на совещании руководителя одного из подмосковных медучреждений, проблема в регионе гораздо глубже, чем просто огрехи в маршрутизации на ВМП или специализированную помощь.
«Все начинается с «первички» – фактически эта медпомощь финансируется дважды. В регионе – по «подушевику», а затем – по МТР в Москве, куда уезжают пациенты. «Потоками» надо управлять именно на этом уровне, тогда не будет оттока ни на специализированную, ни на высокотехнологичную медпомощь, не будет снижаться финансирование. Такова логика фонда», – объясняет собеседник Vademecum.
В то же время в ту же Московскую область иногородних пациентов, помимо МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, успешно привлекают частные клиники, например, ГК «Медси». Впрочем, работу по ОМС в группе, как и в других частных медцентрах, предпочитают не комментировать, что тоже симптоматично – отношения с государством в лице фондов ОМС, как правило, хрупки и сопряжены с регулярными кассовыми разрывами.
МТР в этом смысле не исключение. Просто так к этому каналу не подключишься: во‑первых, надо попасть в систему ОМС, во‑вторых, иметь доступ к специальному программному обеспечению. Но самое главное, все эти факторы могут в разной конфигурации суммироваться и в какой‑то момент стать для исполнителя вожделенного госзаказа мучением. В Курской области, например, как рассказал Vademecum представитель одной из клиник, МТР входит в те объемы, которые уже выделены медучреждению, без права на превышение. Незыблемость неписаного правила подтвердили и в самом курском ТФОМС: «Случаи лечения иногородних пациентов входят в плановый объем медицинской помощи».
Зато Московским городским фондом ОМС опрошенные Vademecum частные игроки, которым довелось выполнять его госзадание, в целом довольны. «Работа по межтерриториальным расчетам у нас отлажена. Оплата происходит регулярно в пределах обозначенного в законодательстве срока – около месяца. С превышением объемов тоже все терпимо – в 2018 году мы получили минимальный объем квот на погруженную в ОМС ВМП, но в течение года фонд удовлетворил все наши заявки на дополнительные объемы. В нынешнем году объемы были изначально больше, правда, последний раз в дополнительных квотах нам отказали», – делится генеральный директор сети клиник «Семейная» Дмитрий Званский.
Иначе складываются взаимоотношения частных провайдеров и госзаказчиков в Мособласти, где недавно произошел первый крупный конфликт, связанный как раз с МТР. Входящий в ГК «Объединенные медицинские системы» медцентр «Гармония» с мая 2017 года по ноябрь 2018‑го оказал медпомощь пациентам из других регионов более чем на 1 млрд рублей. Фонд провел медико‑экономические контроль и экспертизу и, сократив общую сумму на 1,1 млн рублей, выставил счета другим ТФОМС. Те, в свою очередь, «срезали» выплаты на 289 млн рублей, сославшись на дефекты ведения оператором документации. После правок терфонды перечислили ТФОМС МО 232 млн рублей, а тот, естественно, с некоторой отсрочкой, переправил эти средства в «Гармонию». С таким результатом в медцентре не согласились, затребовав через арбитраж Московской области 141 млн рублей задолженности.
В конце октября 2019 года суд удовлетворил иск частично, обязав фонд выплатить оператору 50,8 млн рублей. Тем временем, «Гармония» подала к терфонду еще один иск – на 103,4 млн рублей. Сейчас совокупный объем арбитражных претензий ГК «ОМС» к ТФОМС МО превышает 700 млн рублей. Подобные трения возникали у ТФОМС МО и с другими клиниками, работающими по МТР. Например, в октябре Центру гемодиализа «Диалог» удалось взыскать с фонда долг в 214 тысяч рублей. Всего же с октября 2017 года по март 2019‑го «Диалог» пролечил иногородних пациентов на общую сумму более 20 млн рублей.
ВОТЧИНА ВЫДЕЛКИ НЕ СТОИТ
Стали ли сегодня МТР объектом анализа и принятия важных управленческих решений ФФОМС? Ответить на этот вопрос в фонде, к сожалению, не смогли. Однако оптимизацией учета данных по МТР в 2018 году все же озаботились: по заказу ФФОМС структура «Ростеха» «Национальный центр информатизации» (субподряд достался казанскому IT‑интегратору «Ай‑Новус») за 68,3 млн рублей разработал в числе прочего подсистему МТР – для «мониторинга и контроля процессов взаиморасчетов между ТФОМС». Будем надеяться, что этот программный продукт окажется системе ОМС полезен, тем более что задержки в оплате счетов между фондами случаются регулярно. Например, ТФОМС Астраханской области в 2018‑2019 годах направил в арбитраж иски к ТФОМС Калмыкии о долгах по МТР на сумму более 128 млн рублей.
«Регулировать «межтеры» очень сложно. Да, сальдо растет в большинстве субъектов не в нашу сторону. Положительное оно там, где концентрируются федеральные центры и сильные местные медучреждения. Понятно, что каждый территориальный фонд может по‑своему трактовать и отказываться оплачивать «межтеры». Аргумент может быть такой: «Мы этого пациента к вам не направляли, – рассказал Vademecum на условиях анонимности директор ТФОМС одного из регионов. – Все это бред. «Пострадавший» фонд всегда такое дело в суде выиграет. При этом Наталья Стадченко к подобным процессам относится негативно, доводить дело до суда настоятельно не рекомендуется».
Направление (форма №057у) принимающая медорганизация обычно действительно требует, подтверждают опрошенные Vademecum руководители клиник, и получить его пациенту не всегда просто. Однако те же сервисы «Москва – столица здоровья» и «Здоров Я» утверждают для своей аудитории иную схему – достаточно заключения врача с рекомендацией госпитализации. Как пояснил Vademecum представитель одного из госмедучреждений, проблема с направлениями решается еще проще: пациента принимают амбулаторно, причем зачастую даже не выставляя ТФОМС за это счет, формируют заключение и выдают пациенту справку №057у. В тех же медучреждениях ДЗМ на это повсеместно работают специальные отделы по МТР, утверждает собеседник Vademecum.
Причиной отказа производить оплату, как показывает арбитражная практика, может быть попытка указать на разницу в региональных тарифах, но этот аргумент разбивается о нормативную базу и первый же иск. В ряде же случаев ТФОМС как раз могут сыграть на разнице в тарифах в свою пользу. Например, согласно тарифному соглашению на 2019 год, «коронарная реваскуляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишемической болезни сердца» в Москве обойдется в 184 тысячи рублей, тогда как, скажем, в ЯНАО то же вмешательство стоит 204 тысячи рублей.
Простое сопоставление входящего и исходящего потока средств по МТР позволяет понять, что лишь 11 из 69 попавших в выборку Vademecum регионов имеют положительное сальдо, остальные работают «в минус», а у 51 региона «потери» превышают 100 млн рублей.
Как это воспринимают руководители ТФОМС? «Надо анализировать ситуацию с разных сторон – смотреть и на причины, по которым пациент уезжает за медицинской помощью в другие территории. Одно дело, экстренная и неотложная помощь – человек лечится там, где его настигла беда, или какие‑то узкие вещи, вроде реэндопротезирования, когда наши пациенты выезжают в Курган, в Центр Илизарова, – объясняет директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин. – Совсем другая ситуация с плановым лечением. Мы ежеквартально готовим срез по межтерриториальным расчетам и направляем эти данные в региональный Минздрав, анализируем причины выезда пациента по тому или иному профилю и принимаем, в случае необходимости, управленческие решения. И здесь тоже много нюансов. Зачастую речь идет не о том, что лечение недоступно в регионе проживания, а о том, что на соседней территории получить его можно быстрее. У нашей области есть соглашения с приграничными областями, и, например, пациента с острым коронарным синдромом или острым нарушением мозгового кровообращения из Тугулыма (населенный пункт на границе Свердловской и Тюменской областей) наша же «скорая» повезет в Тюмень – это намного быстрее, чем транспортировать его в Екатеринбург. В целом это касается и других профилей: если пациентам ближе добраться в соседний регион, то мы этому будем только способствовать».
Развивая эту мысль, Валерий Шелякин приводит в пример регионы с низкой численностью населения и географической удаленностью городов друг от друга: «Понятно, что содержать собственную серьезную инфраструктуру экономически и клинически в таких регионах будет не вполне рационально. К тому же низкая загрузка ведет к снижению квалификации врачей. Соответственно, такие регионы правильно делают, что направляют своих пациентов в центры компетенций – в такие регионы, как Москва, Свердловская, Новосибирская области и другие».
Впрочем, свежее, декабрьское, поручение президента Путина позволяет предположить, что механизм МТР будет меняться, вероятно, в сторону зарегулирования, говорят участники рынка. «Есть субъекты, которые только и делают, что направляют пациентов в другие регионы, особенно в Москву. На это можно списать и невозможность поддерживать инфраструктуру, и дефицит кадров – денег ведь нет. Логично, что эта ситуация провоцирует стремление сдержать «разбалансировку», к которой якобы приводят МТР. При этом никто не думает о нуждах пациента», – сетует владелец одной из частных клиник.
Механизм межтерриториальных расчетов подсвечивает некую диспропорцию в системе здравоохранения – с одной стороны, существует необходимость обеспечить доступность медпомощи по всей стране, с другой – фрагментарность финансирования и инфраструктуры, отмечает исполнительный директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Владимир Гераскин: «Федеральные и региональные медучреждения борются за обращаемость. Те регионы, в которых лучше оснащение и есть кадры, могут претендовать на преимущество в этой конкурентной борьбе. Представьте, если это будет укреплено системой продаж. С погружением видов ВМП в систему ОМС эта конкуренция будет только усиливаться. В этом случае будут повышаться требования к лечебным учреждениям, которые включены в программу госгарантий и систему «межтеров», а это может привести к ограничению круга клиник, участвующих в данной системе».
UPD. В конце декабря 2019 года Московский городской фонд ОМС уведомил руководителей медицинских организаций, что больше не может оплачивать медпомощь, оказанную пациентам, застрахованным в других регионах. Причина – долги территориальных фондов ОМС. Пока они не будут погашены, расположенные в столице медучреждения фактически не смогут продолжать работу по межтерриториальным расчетам.
В МГФОМС не ответили на запрос Vademecum, направленный 30 декабря 2019 года, однако после предостережения ТО Росздравнадзора по Москве и Московской области 10 января в фонде заявили, что что продолжат «без ограничений» и «в полном объеме» платить по счетам клиник-участниц столичной программы госгарантий.