Горький мои университеты о чем произведение

«Мои университеты», анализ повести Максима Горького

Герой последней повести – повзрослевший юноша, навсегда распрощавшийся с сиротским детством и отрочеством. Очень трогательно выглядит прощание Алеши с бабушкой, которая просит его не быть строгим и заносчивым, как его дед Василий Каширин, вышедший, по словам бабушки, в дураки. Оба прекрасно осознают, что больше им не суждено увидеться, отчего расставание имеет привкус горечи.

На новом месте, в Казани, жизнь не сразу устраивается, так как совесть не позволяет Алеше жить на нищенскую пенсию матери своего товарища. Понимая, что с мечтой о поступлении в Казанский университет придется пока распрощаться, юноша начинает самостоятельную трудовую жизнь.

Вскоре судьба сводит его с революционерами. Конечно, эта часть произведения создавалась исключительно по личным впечатлениям самого автора, имевшего к тому времени за плечами опыт работы в нелегальном марксистском кружке рабочих на бумагоделательной фабрике. Алеша же принимает участие в работе «тайной комнаты», находившейся в булочной, где юноша не только месил тесто, но и разносил хлеб, раздавая его вместе с запрещенной литературой. Прежде слово «запрещенная» манило его своей таинственностью, но позже он испытал сильное разочарование, попытавшись даже свести счеты с жизнью.

Название повести «Мои университеты», конечно, во многом символично. Так и не поступив в вожделенный университет, Алеша получает более важные знания – свой собственный жизненный опыт. Работая в булочной, в купеческой лавке, грузчиком на пристани, он видит, как оживают на его глазах герои прочитанных когда-то книг.

Надо отметить, что трилогии о детстве, отрочестве и юности в истории литературы уже были, но в основном воссоздавали историю молодого человека из дворянской, буржуазной или разночинской среды. Автобиографическая же трилогии Горького посвящена истории молодого пролетария – выходца из народа, которому предстояло принять активнейшее участие в борьбе против царской власти и буржуазии.

Вообще, с именем Максима Горького в литературе связывают новую концепцию личности. Человек не просто реагирует на окружающую его жизнь, но также созидает ее, реализует себя не в сфере частной жизни, а на общественном поприще. А еще в реализме нового типа, утверждаемом Горьким, в качестве типичных обстоятельств, оказывающих воздействие на становление личности, проявляется и историческое время, а человеку, герою новой литературы соцреализма, доверено выступать творцом новейшей истории.

Писатель в своем творчестве намечал два возможных типа взаимоотношений с историей: контакт со временем и отчуждение от него. Алеша Пешков на протяжении всего своего личностного становления преодолевает отчуждение и оказывается как будто вровень с ним. Он распахнут навстречу времени, вбирает его в себя. Его судьба поставлена в центр повествования каждой части трилогии, но при этом молодой человек вступает в прямой контакт с эпохой, а это, конечно, возлагает на него огромный груз исторической ответственности.

Еще одной особенностью повести «Мои университеты» является изменение мировосприятия главного героя. Когда он жил в доме Кашириных, то часто сталкивался с проявлением отталкивающего и дрянного. Однако бабушка все же помогла вырасти Алеше настоящим человеком: она воспитала в нем умение не просто уважать – любить людей. Порой в сознании взрослеющего юноши не укладывались противоречия между книжной выдумкой и реальной действительностью. Но он упорно старался переосмыслить сложные жизненные явления и факты, самостоятельно искал выход из самых трудных ситуаций.

Писатель оставляет открытым финал и повести, и всей трилогии: Алексей даже не пробует поступать в университет, а наоборот, вместе с Бариновым отправляется в самую гущу рабочего люда – в рыболовецкую артель у берегов Каспия. В этом и проявляется способность героя принять время, а не отвергнуть его, что для Максима Горького становится важнейшим критерием оценки личности.

Источник

Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть фото Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть картинку Горький мои университеты о чем произведение. Картинка про Горький мои университеты о чем произведение. Фото Горький мои университеты о чем произведение

Сюжет произведения

В центре повествования молодой человек — Алексей Пешков. Он отправляет в Казань с целью поступить в университет. Однако юноша сталкивается с нищетой, которая не дает возможность обучаться дальше. Ему приходится устроиться на работу. Алексея не смущает даже самый тяжелый труд.

Борьба с трудностями самостоятельной жизни, необходимость поиска средств существования приводят парня к различным людям. Они дают ему не только работу, но и полезный опыт:

Ключевым моментом в жизни главного героя является встреча с Деренковым. Алексей загорается революционной идеей и начинает распространять брошюры об этом разным людям под видом доставки.

Действующие персонажи

Главным героем произведения является Алексей Пешков. Писатель, рассказывая о юноше, повествовал о себе самом, то есть фактически книга написана в жанре автобиографии.

Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть фото Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть картинку Горький мои университеты о чем произведение. Картинка про Горький мои университеты о чем произведение. Фото Горький мои университеты о чем произведение

Алексей был сиротой. Его воспитывала бабушка. Ничего, кроме бедности, парень не видел. Поэтому Пешков так старался добиться чего-то в самостоятельной жизни. Анализ действий главного героя на протяжении все истории позволяет понять, что Алексей думающий и неравнодушный человек.

Помимо Пешкова, в повести встречаются и другие действующую персонажи. К ним относятся следующие герои:

Каждый из персонажей повести повлиял на жизнь Пешкова. Благодаря полученным знакомствам парень смог найти свой путь.

Краткое содержание

Повествование краткого содержания «Мои университеты» Горького начинается с того, что Алексей Пешков, повзрослевший и определившийся с планами на жизнь, отправляется в Казань, чтобы поступить в университет. Эту идею в голову герою вложил Николай Евреинов, который видел у парня стремление к знаниям. Он посоветовал Пешкову пройти курс гимназии и пожить пока в их семье. Однако жизнь в доме друга не задалась.

Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть фото Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть картинку Горький мои университеты о чем произведение. Картинка про Горький мои университеты о чем произведение. Фото Горький мои университеты о чем произведение

Евреиновы жили втроем — мать и два сына. Денег не хватало. Алексей, чтобы не объедать вдову обитал в подвале, понимая, что университет — несбыточная мечта. В этот момент Пешков и понял, что человека формирует его сопротивление окружающей среде.

В гимназии юноша познакомился с Гурием Плетневым. Парень подрабатывал по ночам в типографии, а Пешков днями на пристани. Они вместе готовились к обучению, под этим предлогом Гурий и предложил своему новому другу поселиться у него. Дом оказался полуразрушенным, но очень населенным. Там обитало много бедных студентов, проституток.

Спустя некоторое время Алексей знакомится с Андреем Деренковым. Он владел бакалейной лавкой. Андрей привлекал много людей, которые увлекались запрещенной литературой и имели революционные настроения. Деренков все свои деньги, которые получал от магазинчика, отдавал людям в качестве помощи за «народное счастье».

Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть фото Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть картинку Горький мои университеты о чем произведение. Картинка про Горький мои университеты о чем произведение. Фото Горький мои университеты о чем произведение

Алексей устроился на работу в булочную Андрея. Там он месил тесто, пек хлеб, разносил его по квартирам. Заразившись настроением радикалов, Пешков вместе с булочками доставлял людям пропагандистские листовки о революции и свободе. Через некоторое время действия юноши начали вызывать подозрения городового, который хотел узнать, что задумал Деревенков. Алексей стал частым объектом допросов Никифорыча. В итоге городовой арестовал Плетнева, выследив его, и продолжал наблюдать за Алексеем. Парню пришлось быть осторожнее.

Пешков пытался понять, как жить, в чем смысл его существования. Он изучал запрещенные книги, все больше заражаясь революционными идеями. Однако парень понимал, все бессмысленно. Пешков принял решение покончить жизнь самоубийством.

Пешков продолжал наблюдать за людьми, приходившими в булочную. Среди них особенно выделялся Михаил Ромась, которого все называли Хохол. Он вернулся из Якутии, где находился в ссылке. Ромась также был сторонником революции. Чтобы повлиять на умы людей, он открыл рыболовецкую артель, а главного героя пригласил в качестве помощника. Пешков узнал много о жизни Хохла, и сам воспрянул духом, ведь именно Ромась помог ему оправиться после неудачной попытки самоубийства.

Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть фото Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть картинку Горький мои университеты о чем произведение. Картинка про Горький мои университеты о чем произведение. Фото Горький мои университеты о чем произведение

Спустя время Ромась вместе с Пешковым арендовал у местного богача Панкова избу. Пешков смог увидеть, как живут люди в селе, и осознание не принесло удовлетворение. Мужики работали «как лошади», женщины из-за усталости жаловались на здоровье, парни грубо относились к девушкам, но те были рады даже такому общению.

Завершается история Пешкова его отъездом на Каспийское море. Из села парень сбежал, лишившись друга и почувствовав себя потерянным. Крестьяне не принимали его, относились враждебно. Алексей пережил много приключений в дороге, но все-таки добрался до Каспия, где начал работать в рыболовецкой артели.

Несмотря на то что места Алексея Пешкова так и не сбылась, университет окончить не удалось, он смог пережить все трудность взрослой самостоятельной жизни. Юноша узнал много нового и встретил немало интересных людей, которые так или иначе повлияли на его судьбу.

Источник

Краткое содержание произведения «Мои университеты» Горького

В 1923 году Максим Горький закончил работу над повестью, в которой описал становление личности Алексея Пешкова и взросление героя. Многие эпизоды автор взял из своей жизни, поэтому литературоведы считают произведение автобиографичным. Для лучшей подготовки к уроку литературы стоит прочитать «Мои университеты» в кратком содержании онлайн, а потом изучить оригинал.

Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть фото Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть картинку Горький мои университеты о чем произведение. Картинка про Горький мои университеты о чем произведение. Фото Горький мои университеты о чем произведение

Главные и второстепенные герои

Центральный персонаж произведения — Алёша Пешков. Это настоящее имя писателя. Мальчик был сиротой и воспитывался бабушкой. По мере взросления Алёша научился понимать жизнь и сохранил присущее ему неравнодушие ко всему, что происходит вокруг. Другие персонажи книги:

Заполняя читательский дневник, достаточно кратко обозначить характеристики героев.

Алеша отправляется в Красновидово

В 1888 году, в июне, в один из приездов в Казань Ромась предложил Алеше поехать к нему в село для того, чтобы помогать в торговле. Также Михаил Антонович обещал помочь Пешкову учиться. Естественно, Максимыч, как частенько называли теперь Алексея, согласился на это. Он не бросил свои мечты об ученье. К тому же, ему нравился Ромась — его тихое упорство, спокойствие, молчаливость. Алексею было любопытно узнать, о чем же молчит этот богатырь.

Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть фото Горький мои университеты о чем произведение. Смотреть картинку Горький мои университеты о чем произведение. Картинка про Горький мои университеты о чем произведение. Фото Горький мои университеты о чем произведение

Максимыч через несколько дней уже был в Красновидове. Он долго разговаривал с Ромасем в первый вечер по приезде. Беседа Алексею очень понравилась. Затем последовали и другие вечера, когда, закрыв плотно ставни, в комнате зажигали лампу. Михаил Антонович говорил, и крестьяне слушали его внимательно. Алеша устроился на чердаке, прилежно учился, много читал, ходил по селу, беседовал с местными крестьянами.

Проблематика и жанр

«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.

Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было. Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:

В 1939 году режиссёр Марк Семёнович Донской снял по этой повести фильм с одноимённым названием.

Работа в крендельном заведении Семенова

Алеша Пешков вскоре после своего знакомства с Деренковым поступил на работу в крендельное заведение, которым руководил Семенов. Он стал трудиться здесь в должности подручного пекаря. Заведение находилось в подвале. Алеша никогда раньше не работал в столь невыносимых условиях. Приходилось трудиться по 14 часов в день в грязи и одуряющей жаре. Рабочих Семенова соседи по дому именовали «арестантиками». Алексей Пешков не мог смириться с тем, что они переносят столь безропотно издевательства хозяина-самодура. Он читал рабочим тайком от него запрещенные книги. Хотел подарить надежду этим людям на то, что возможна совсем другая жизнь, Алексей Пешков (М. Горький). «Мои университеты», краткое содержание которых в формате одной статьи может быть дано лишь в общих чертах, продолжаются описанием тайной комнаты.

Сжатый пересказ

Когда Алёша Пешков повзрослел, он решил получить образование. К этой мысли его подтолкнул приятель Николай Евреинов. Юноша учился в гимназии, при этом он видел, что Алёша тянется к знаниям и любит читать. Чтобы подготовиться к сдаче экзаменов в университет, нужно было сначала поучиться в гимназии. Курсы проводились осенью и зимой, и Николай предложил мальчику пожить у него.

Единственным родным человеком Алексея была бабушка. Она заменила ему родителей. Когда Алёша решил уехать в город, он очень переживал за женщину. На прощанье бабуля советовала не сердиться на людей, не быть заносчивым и строгим, как покойный дед.

Семья гимназиста состояла из него самого, брата и матери. Весь их доход — «нищенская пенсия». Алёша не хотел объедать семью, приютившую его, поэтому во время обеда отсиживался в подвале и с грустью думал, что учиться у него вряд ли получится. Тогда Пешков понял, что формирование человека происходит, когда он сопротивляется «окружающей среде».

Знакомство с Гурием и вступление в кружок

Днём Алексей шёл на пристань, чтобы что-нибудь заработать. Гурий по ночам трудился корректором в местной типографии. Друзья спали по очереди на одной кровати и вместе готовились к обучению. Плетнёв мечтал стать сельским учителем. Утром Алёша приносил горячую воду, и товарищи пили чай. Плетнёв рассказывал, что нового узнал из газет.

Общаться с Евреиновым юноша не переставал, и однажды Николай свёл его с интересным человеком. Этот мужчина предложил стать членом тайного кружка, посвящённого изучению экономики. Собрания проходили в квартире Миловского. Алексей был моложе всех, однако скоро он усвоил основные положения книги Милля с положениями Чернышевского.

Экономическая теория была проста и понятна, поэтому герой удивлялся: зачем писать научные труды о том, что и так известно каждому, кто трудится на благо «чужого дяди»? Судьба юноши сложилась так, что положения экономики были написаны у него «на коже».

Работа у Деренкова и арест Плетнёва

Походив некоторое время на чтения к Миловскому, Алёша познакомился с «народником» Андреем Деренковым. Этот человек был хозяином лавки, в которой продавалась бакалея, а ещё у него была самая большая в городе библиотека запрещённой литературы. Студенты и люди с революционными взглядами часто бывали в гостях у Андрея. Кроме того, владелец лавки активно помогал деньгами согражданам, ведущим борьбу за «счастье народа».

Вскоре «народник» открыл булочную, которая служила прикрытием для других дел. В заведении была потайная комната, куда приходили студенты и взрослые революционеры. Алёша стал работать у Деренкова. Его обязанности заключались в следующем:

Городовой Никифорыч подозревал, что в булочной происходит что-то противозаконное, но у него не было доказательств. У полиции деятельность булочника тоже вызывала подозрения. Никифорыч иногда вызывал к себе героя и расспрашивал о том, что происходит в заведении, но Алёша ни разу не проговорился.

Чем больше герой наблюдал за людьми, тем сумбурнее становилось у него на душе. Одни говорили, что человеку для счастья нужны только «угол» и «баба». Другие стремились к знаниям и утверждали, что будущее за наукой и прогрессом. Находились и такие, кто считал, что от достижений простому человеку один вред: когда внедряются технологии, многие остаются без работы. В чём состоит правда жизни, герой не мог понять. Городовой всё же выследит и арестовал Плетнёва, а супруга Никифорыча предупредила Алексея, чтобы тот был аккуратнее: за ним тоже вели слежку.

Размышляя о человеческом существовании, герой пришёл к окончательному выводу: оно бессмысленно. Алёша решил, что жить больше незачем, пошёл на рынок и купил револьвер. Юноша рассчитывал, что выстрелит себе в грудь и попадёт в сердце, но вместо этого только повредил лёгкое. На восстановление ушёл месяц. Когда Алёша поправился, то снова стал работать в булочной Деренкова.

Встреча с Хохлом

В потайную комнату к Деренкову часто приходил Михаил Антонович Ромась. Алёша сразу заприметил этого мужчину благодаря внешности: посетитель был высок и широк в плечах. Недавно Ромась по прозвищу Хохол приехал из Якутии, где отбывал ссылку. Вернувшись, этот человек начал вести среди населения революционную пропаганду. С этой целью он организовал рыболовецкую артель, которая служила прикрытием, и открыл небольшую лавку.

Между Хохлом и Алёшей завязалась дружба. Михаил проникся симпатией к юноше: он почувствовал, что их взгляды во многом совпадают. Когда у Алёши не получилось совершить самоубийство, он многое переосмыслил, и с тех пор жил с чувством вины. Михаил Антонович отнёсся к пареньку с пониманием, проявив искреннее участие, и Алексею снова захотелось жить в полную силу. Он поверил в себя и в то, что нужен миру.

Хохол и Алексей снимали дом, который принадлежал местному богачу Панкову. Этот человек пошёл против воли отца и взял в жёны сироту-бесприданницу. Алексей с удивлением смотрел на то, как тяжело и безрадостно живётся народу в сельской местности. Люди работали, не жалея себя. От «каторжного» труда многие болели. Алёша не понимал, почему парни относятся к сельским девкам с таким цинизмом и бесстыдством, а сами молодки, казалось, были рады.

Герой видел, что люди относятся друг к другу по-волчьи, живут, словно слепые, на ощупь. Жители села не доверяли соседям и всего боялись. Местные богачи и староста понимали, какими делами занимается Хохол, и не скрывали враждебного отношения. На Михаила совершили несколько нападений, а однажды ему подбросили бревно, начинённое порохом. Ромась воспринимал всё это спокойно, но когда жители устроили в лавке с товаром пожар, он понял, что жить ему здесь не дадут.

Алексей пытался спасти хотя бы ценные книги, поэтому бросился на чердак, где они хранились. Только когда литература оказалась в безопасности, герой подумал о том, что ему самому нужно спасаться. В это время взорвалась бочка, в которой был керосин. Пешков понял, что придётся прыгать в окно, и стал собирать всё мягкое:

Алёша остался жив, только вывихнул ногу.

Заключительные события

После пожара Хохол уехал из села, продав Панкову то, что осталось от товара. Когда Михаил и Алексей прощались, мужчина сказал, что не нужно осуждать людей. Самые прочные изменения — те, что происходят медленно. В следующий раз они увиделись только через 15 лет, когда Ромась снова вернулся из Якутии после очередной ссылки.

Оставшись один, Алёша остро ощутил, что к нему тоже относятся враждебно. Другом юноши был Баринов — местный крестьянин. Вот как характеризует его автор:

Баринов бредил Каспием, рассказывал о море и о «сладкой» жизни. Местные слушали его истории с интересом, но к рассказчику относились презрительно. Когда Ромась уехал, Алексей почувствовал себя кутёнком, потерявшим хозяина. Он жил у Баринова в бане, они вместе работали у богатых людей. Однажды вечером крестьянин уговорил Алёшу уехать.

Дорога была трудной, но мужчины всё же добрались до Каспийского моря. Баринова и Пешкова из милости взяли на баржу, им приходилось нести вахту: это была своеобразная оплата. В Симбирске матросы попросили «пассажиров» выйти. Мужчины попили в трактире чай, потом на пассажирском пароходе «зайцами» добрались до Самары. Оттуда, нанявшись на баржу, они почти без приключений доплыли до Каспийского моря, где устроились в артель рыбаков. Алёша Пешков так и не поступил в университет, зато его многому научила взрослая жизнь, ставшая для героя настоящим институтом.

Тайная комната в булочной

Алеша из пекарни Семенова вскоре ушел работать к Деренкову, открывшему булочную. Доход с нее предполагалось пустить на революционные цели. Здесь Алексей Пешков сажает в печь хлебы, месит тесто, а утром рано, набив булками корзину, разносит выпечку по квартирам, относит булки в студенческую столовую. Все это описывает Максим Горький («Мои университеты»). Краткое содержание, которое мы составили, должно давать понять читателю, что уже в юности у Горького возник интерес к революционной деятельности. Поэтому отметим, что у него под булками были листовки, брошюры, книги, которые он раздавал незаметно вместе с выпечкой кому следует.

Тайная комната располагалась в булочной. Сюда приходили люди, для которых была лишь предлогом покупка хлеба. Булочная эта вскоре начала вызывать у полиции подозрения. Городовой Никифорыч стал «коршуном кружиться» около Алеши. Он его расспрашивал о посетителях пекарни, а также о книгах, которые читает Алексей, приглашал его к себе.

Самое трудное время

Нищенское существование и поиски работы осенью привели его в пекарню Василия Семёнова. Это был тяжелейший период его жизни. Он не мог продолжать учебу и ходить к Деренкову из-за тяжёлой работы, и это угнетало. Но героя поддерживало чувство, что работа среди людей была направлена на их просвещение, это придавало моральные силы, но коллеги считали его шутом, сочинявшим сказки. Вскоре пришла весть о смерти бабушки. Тяжесть работы и осознание бессмысленности своего существования вгоняли в депрессию.

Новый этап в судьбе свел с такими людьми:

От городового Алексей узнал об аресте Плетнева. Противоречивые события не укладывались в голове юноши. Книги, прочитанные за это время, призывали к свободе и счастливой жизни, но окружавшая суровая реальность была совершенно иной.

Источник

Мои университеты

Поступить в казанский университет меня уговорил сосед по дому, гимназист Н. Евреинов. Он часто видел меня с книгой в руках и был убеждён, что я создан природой для служения науке. В Казань меня провожала бабушка. В последнее время я отдалился от неё, но тогда почувствовал, что вижу её в последний раз.

В «полутатарском городе» Казани я поселился в тесной квартирке Евреиновых. Жили они очень бедно, «и каждый кусок хлеба, падавший на мою долю, ложился камнем на душу мне». Гимназист Евреинов, старший сын в семье, из-за юношеского эгоизма и легкомыслия не замечал, как тяжело его матери на мизерную пенсию прокормить трёх здоровых парней. «Ещё менее чувствовал это его брат, тяжёлый, молчаливый гимназист». Евреинову нравилось учить меня, но серьёзно заняться моим образованием ему было некогда.

Чем тяжелее была моя жизнь, тем яснее я понимал, что «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Прокормиться мне помогли пристани на Волге, где всегда можно было найти копеечную работу. Десятки прочитанных мною бульварных романов и то, что пережил я сам, тянуло меня в окружение грузчиков, босяков и жуликов. Там я познакомился с профессиональным вором Башкиным, очень умным человеком, до дрожи любящим женщин. Ещё один мой знакомец — «тёмный человек» Трусов, торговавший краденным. Иногда они переправлялись через Казанку в луга, пили и беседовали «о сложности жизни, о странной путанице человеческих отношений» и о женщинах. Я прожил с ними несколько таких ночей. Я был обречён идти по одной с ними дороге. Помешали мне прочитанные книги, возбудившие у меня стремление к чему-то более значительному.

Вскоре я познакомился со студентом Гурием Плетнёвым. Этот смуглый, черноволосый юноша был полон всяческих талантов, которые не трудился развивать. Гурий был беден и жил в весёлой трущобе «Марусовке», полуразрушенном бараке на Рыбнорядской улице, полном воров, проституток и нищих студентов. Переехал в «Марусовку» и я. Плетнёв работал ночным корректором в типографии, и спали мы на одной койке — Гурий днём, а я ночью. Мы ютились в дальнем углу коридора, который снимали у толстомордой сводни Галкиной. Плетнёв расплачивался с ней «весёлыми шутками, игрою на гармонике, трогательными песнями». По вечерам я бродил по коридорам трущобы «присматриваясь, как живут новые для меня люди» и задавая себе неразрешимый вопрос: «Зачем всё это?».

Гурий для этих «будущих и бывших людей» играл роль доброго волшебника, который мог и развеселить, и утешить, и дать добрый совет. Плетнёва уважал даже старший городовой квартала Никифорыч, сухой, высокий и очень хитрый старик, увешанный медалями. Он бдительно следил за нашей трущобой. За зиму в «Марусовке» была арестована группа, пытавшаяся организовать подпольную типографию. Именно тогда состоялось «моё первое участие в делах конспиративных» — я исполнил таинственное поручение Гурия. Вводить меня в курс дел он, однако, отказался, сославшись на мою молодость.

Тем временем Евреинов познакомил меня с «таинственным человеком» — учеником учительского института Миловским. Кружок из нескольких человек собирался у него на дому для чтения книги Джона Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского. Моя молодость и необразованность помешали мне понять книгу Милля, и чтение меня не увлекло. Меня тянуло на Волгу, «к музыке трудовой жизни». «Героическую поэзию труда» я понял в день, когда тяжело гружённая баржа наткнулась на камень. Я вошёл в артель грузчиков, разгружавших товары с баржи. «Мы работали с той пьяной радостью, слаще которой только объятие женщины».

Вскоре я познакомился с Андреем Деренковым, владельцем маленькой бакалейной лавки и обладателем лучшей в Казани библиотеки запрещённых книг. Деренков был «народником», и средства от лавки шли на помощь нуждающимся. У него в доме я впервые встретил сестру Деренкова Марию, выздоравливающую после какой-то нервной болезни. Её синие глаза произвели на меня неизгладимое впечатление — «с такой девушкой я не мог, не умел говорить». Кроме Марьи, у сухорукого и кроткого Деренкова было три брата, а хозяйство у них вела «сожительница домохозяина-скопца». Каждый вечер у Андрея собирались студенты, жившие «в настроении забот о русском народе, в непрерывной тревоге о будущем России».

Я понимал задачи, которые пытались решить эти люди и поначалу относился к ним восторженно. Они же относились ко мне покровительственно, считали самородком и смотрели, как на кусок дерева, требующий обработки. Кроме студентов-народовольцев, у Деренкова часто появлялся «большой, широкогрудый человек, с густою окладистой бородищей и по-татарски бритой головою», очень спокойный и молчаливый, по прозвищу Хохол. Он недавно вернулся из десятилетней ссылки.

Осенью мне снова пришлось искать работу. Нашлась она в крендельной пекарне Василия Семёнова. Это был один из самых трудных периодов моей жизни. Из-за тяжёлой и обильной работы я не мог учиться, читать и навещать Деренкова. Меня поддерживало сознание, что я работаю в народе и просвещаю его, однако сослуживцы относились ко мне, как к шуту, рассказывающему интересные сказки. Каждый месяц они всей компанией посещали публичный дом, но я услугами проституток не пользовался, хотя отношения полов меня жутко интересовали. «Девушки» часто жаловались моим товарищам на «чистую публику», и те считали себя лучше «образованных». Мне горько было это слышать.

В эти тяжёлые дни я познакомился с совершенно новой, хотя и враждебной мне идеей. Услышал я её от полузамёрзшего человека, которого подобрал ночью на улице, возвращаясь от Деренкова. Звали его Жорж. Он был гувернёром у сына некой помещицы, влюбился в неё и увёл от мужа. Жорж считал труд и прогресс бесполезными и даже вредными. Всё, что надо человеку для счастья — тёплый угол, кусок хлеба и любимая женщина рядом. Пытаясь осмыслить это, я до утра бродил по городу.

Дохода от лавки Деренкова не хватало на всех страждущих, и он надумал открыть булочную. Я начал работать там помощником пекаря, и заодно следил, чтобы тот не крал. Последнее мне мало удавалось. Пекарь Лутонин любил рассказывать свои сны и щупать коротконогую девицу, навещавшую его каждый день. Ей он и отдавал всё, украденное в булочной. Девица приходилась крестницей старшему городовому Никифорычу. Мария Деренкова жила при булочной. Я прислуживал ей и боялся взглянуть на неё.

Вскоре умерла бабушка. Я узнал об этом через семь недель после её смерти из письма от двоюродного брата. Оказалось, что два моих брата и сестра с детьми сидели на шее у бабушки и питались собранной ею милостыней.

Тем временем и мной, и пекарней заинтересовался Никифорыч. Он приглашал меня на чай и расспрашивал о Плетнёве и других студентах, а его молодая жена строила мне глазки. От Никифорыча я услышал теорию о незримой нити, которая исходит от императора и соединяет всех людей в империи. Император же, как паук, чувствует малейшие колебания этой нити. Теория меня очень впечатлила.

Я очень тяжело работал, и существование моё становилось всё бессмысленней. В то время я был знаком со старым ткачом Никитой Рубцовым, беспокойным и умным человеком с ненасытной жаждой знаний. С людьми он был неласков и ехиден, но ко мне относился отечески. Его друг, чахоточный слесарь Яков Шапошников, знаток Библии, был яростным атеистом. Часто видится с ними я не мог, работа занимала всё моё время, кроме того, мне велели не высовываться: наш пекарь дружил с жандармами, управление которых было через забор от нас. Работа моя тоже теряла смысл: люди не считались с нуждами булочной и забирали все деньги из кассы.

От Никифорыча я узнал, что Гурия Плетнёва арестовали и увезли в Петербург. В моей душе возник разлад. Прочитанные мною книги были напитаны гуманизмом, но в окружающей меня жизни я его не находил. Народа, о котором радели мои знакомые студенты, воплощения «мудрости, духовной красоты и добросердечия» на самом деле не существовало, ведь я знал другой народ — вечно пьяный, вороватый и жадный. Не выдержав этих противоречий, я надумал стреляться из купленного на базаре пистолета, но в сердце не попал, только пробил лёгкое, и через месяц, донельзя сконфуженный, снова работал в булочной.

В конце марта в булочную заглянул Хохол и предложил мне работать у него в лавке. Недолго думая, я собрался и переехал в село Красновидово. Оказалось, что настоящее имя Хохла — Михаил Антоныч Ромась. Помещение для лавки и жильё он снимал у богатого мужика Панкова. Сельские богатеи не любили Ромася: он перебивал им торговлю, отдавая мужикам товар по низкой цене. Особенно мешала «мироедам» созданная Хохлом артель садоводов.

В Красновидове я познакомился с Изотом, умным и очень красивым мужчиной, которого любили все женщины села. Ромусь учил его читать, теперь эта обязанность перешла ко мне. Михаил Антоныч был убеждён, что мужика надо не жалеть, как это делают народовольцы, а учить правильно жить. Эта идея примирила меня с самим собою, а долгие беседы с Ромусем «выпрямили» меня.

В Красновидово я познакомился с двумя интересными личностями — Матвеем Бариновым и Кукушкиным. Баринов был неисправимым выдумщиком. В его фантастических историях добро всегда побеждало, а зло исправлялось. Большим фантазёром был и Кукушкин — искусный и универсальный работник. В селе его считали пустобрёхом, пустым человеком и не любили из-за кошек, которых Кукушкин разводил у себя в бане с целью вывести охотничью и охранную породу — кошки душили чужих цыплят и кур. Наш хозяин Панков, сын местного богатея, отделился от отца и женился «по любви». Ко мне он относился неприязненно, да и мне Панков был неприятен.

Поначалу деревня мне не нравилась, а мужиков я не понимал. Раньше мне казалась, что жизнь на земле чище городской, но оказалось, что крестьянский труд очень тяжёл, да и возможностей для развития у городского рабочего гораздо больше. Не нравилось мне и циничное отношение деревенских парней к девушкам. Несколько раз парни пытались меня побить, но безуспешно, и я упорно продолжал гулять по ночам. Жилось мне, однако, хорошо, и постепенно я начал привыкать к деревенской жизни.

Иногда к нам приезжала Мария Деренкова. Ей нравились ухаживания Ромуся, а я старался пореже с ней встречаться. В июле пропал Изот. О его гибели стало известно, когда Хохол отъезжал по делам в Казань. Выяснилось, что Изота убили, ударив по голове, а его лодку затопили. Тело нашли мальчишки под разбитой баржей.

Вернувшись, Ромусь сообщил мне, что женится на Деренковой. Я решил уйти из Красновидово, но не успел: в тот же вечер нас подожгли. Сгорела изба и склад с товаром. Я, Ромусь и сбежавшиеся мужики пытались потушить пожар, но не смогли. Лето было тёплым, сухим, и огонь пошёл по селу. Сгорело несколько хат в нашем ряду. После на нас накинулись мужики, думая, что Ромусь специально поджёг свой застрахованный товар. Убедившись, что мы пострадали больше всех, а страховки не было, мужики отстали. Изба Панкова всё же была застрахована, поэтому Ромусю пришлось уехать. Перед отъездом в Вятку он продал все спасённые от огня вещи Панкову и предложил мне через некоторое время переехать к нему. Панков, в свою очередь, предложил мне работать в его лавке.

Я был обижен, ожесточён. Мне казалось странным, что мужики, добрые и мудрые по отдельности, звереют, когда собираются «серой тучей». Ромусь просил меня не торопиться осуждать и обещал скорую встречу. Встретились мы только через пятнадцать лет, «после того, как Ромась отбыл по делу „народоправцев“ ещё одну десятигодовую ссылку в Якутской области».

Расставшись с Ромусем, я затосковал. Меня приютил Матей Баринов. Вместе мы искали работу в окрестных сёлах. Баринов тоже заскучал. Ему, великому путешественнику, не сиделось на месте. Он уговорил меня ехать на Каспийское море. Мы устроились работать на баржу, идущую вниз по Волге. Доехали мы только до Симбирска — Баринов сочинил и рассказал матросам историю, «в конце которой Хохол и я, как древние викинги, рубились топорами с толпой мужиков», и нас вежливо высадили на берег. Зайцами мы доехали до Самары, там снова нанялись на баржу и через неделю доплыли до Каспия, где примкнули к артели рыбаков «на калмыцком грязном промысле Кабанкул-бай».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *