Господь пастор мой и я ни в чем
Псалтирь 22 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда
Псалом 22: Великий Пастырь
Двадцать второй псалом является, возможно, самым любимым из всей существующей поэзии. Поется ли он на величественную мелодию Краймонда или декламируется на занятиях воскресной школы, он сохраняет непреходящее очарование и выражает бессмертные истины. «Благословен тот день», написал один старинный богослов, «когда рожден был 22-й псалом!»
Вряд ли нам удастся улучшить описание Дж. Р. Литлпрауда:
«Секрет счастливой жизни — каждая потребность восполнена. «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Секрет счастливой смерти — всякий страх изжит. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Секрет счастливой вечности — все желания сбылись. «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни»».
22:1 Несмотря на свою всемирную известность, этот псалом подходит не каждому. Он относится только к тем, кто имеет право сказать: «Господь — Пастырь мой». Верно, что Пастырь добрый умер за всех, но только те, кто действительно и со всей определенностью принял Его верою, являются Его паствой. Его спасительное свершение действительно для всех, но действенно только для тех, кто истинно верует в Него. Поэтому все сводится к притяжательному местоимению мой. Если Он — не мой Пастырь, то этот псалом не имеет ко мне никакого отношения. С другой стороны, если
Он — действительно мой, а я — действительно Его, то Он — все для меня!
22:2 У меня не будет недостатка в пище для души или тела, потому что Он покоит меня на злачных пажитях. Я не буду страдать от жажды или засухи, ведь Он водит меня к водам тихим.
22:3 Я не почувствую упадка сил, потому что Он подкрепляет душу мою.
Я не останусь и без нравственного наставления, так как Он направляет меня на стези правды ради имени Своего.
У нас вызывает улыбку рассказ о юном ученике, который разволновался и сразил публику, когда, декламируя этот псалом, изобрел новую версию слов: «Господь — Пастырь мой; я ни о чем не буду волноваться». Однако он не так уж сильно ошибся. Пусть он неточно запомнил слова, зато передал точный смысл. Если Господь — наш Пастырь, нам действительно не нужно ни о чем беспокоиться!
Верно то, что у христиан могут быть какие-то опасения относительно тех страданий, которые так часто предшествуют смерти. Как, по рассказам, воскликнул один святой прежних дней, «Я не против, чтобы Господь разрушил мою земную хижину, но я надеюсь, что Он разрушит ее мягко и нежно!»
Жезл и посох Пастыря успокаивают верующего, защищают и направляют его. При необходимости Он может употребить жезл и для вразумления. Большинству овец такое наставление время от времени необходимо.
22:5 Тем временем Пастырь приготовил трапезу для нас в присутствии наших врагов. В эту трапезу входят все духовные благословения, которые Он приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Эта трапеза символизирует собой все, что есть нашего во Христе. Несмотря на окружающих нас врагов, мы мирно и покойно вкушаем эти благословения.
Дж. Г. Джоуэтт приводит пример: «Восточное гостеприимство гарантирует безопасность гостя. «Все священные законы гостеприимства ограждают его от причинения вреда. Его вводят в дом, ставят перед ним еду, а его нерасторопные преследователи тем временем хмуро стоят у двери»».
Пастырь также умащает нам голову елеем. Пастухи, заботясь об овцах, смазывают у них на голове елеем колтуны и ссадины. Для священника помазание елеем означает освящение его на служение. Для царя помазание происходит при коронации. Каждый верующий получает помазание Святым Духом в тот момент, когда принимает Спасителя. Этим помазанием обеспечивается для него учительное служение Бога Духа Святого.
Когда мы задумываемся обо всем изобилии благодати, которую мы обретаем в Иисусе Христе, нас пронзает благодарное понимание: «Чаша моя преисполнена!»
Любовь Его безмерна,
Бесконечна благодать,
Пределов Его власти
Никогда нам не узнать
И благодати во Христе
Вовек не исчерпать.
Анни Джонсон Флинт.
22:6 И наконец, нас ждет секрет счастья в вечности. Божии благость и милость сопровождают нас во все дни жизни нашей, и в конце концов мы оказываемся в доме Отца, нашей вечной обители. Думая обо всем этом, мы не можем не согласиться с Гаем Кингом, который сказал: «какие же мы счастливые нищие!»
Псалом 22
Ни надписание (обычное многим другим псалмам: Псалом Давиду), ни содержание сего псалма не дают ясного указания на время и случай его написания. Отцы Церкви (как, например, Афанасий Александрийский [3, с. 981) думают, что псалом этот составлен пророком Давидом как благодарственная песнь от лица язычников, имеющих обратиться ко Христу. Последние сознавая и чувствуя себя во всем удовлетворенными и со всех сторон обеспеченными, выражают свои чувства следующими словами:
Пс.22:1 Господь пасет мя и ничтоже мя лишит.
То есть Сам Господь Пастырь мой: Он пасет меня и ничего не лишит меня, под Его водительством и пастырством я ни в чем нуждаться не буду, не лишит ни вещественных благ, ни духовных. При этом само собою предполагается и является в мыслях другое, противоположное состояние – лишения, скудости, духовной бедности в отчуждении от Бога, без веры в Него, в каковом состоянии пребывают все неверующие, все язычники, забывшие Бога.
Пс.22:2 На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.
В этом и следующих стихах псалма перечисляются различные блага, получаемые верующими и любящими Бога от Доброго Пастыря, каким называет Себя в Евангелии и Сам Господь наш Иисус Христос ( Ин.10:14 ). Блага эти следующие: 1) тучная пажить, 2) чистая покойная вода, 3) обращение от заблуждения и возвращение на путь истины, 4) сохранение в опасных местах, 5) защита от врагов, 6) подкрепление в случае усталости духовной и вещественной трапезой, 7) врачевание недугов телесных и духовных и 8) всегдашняя помощь и безопасное убежище, или место покоя и вечного блаженства. Все эти блага Господь Бог, как всесильный, всещедрый и премудрый Пастырь, человеколюбно подает избранным Своим. А потому, сказав, что ничего, ни одного из Своих благ Господь не лишит меня, пророк начинает с первого из них и говорит: Он поселил меня не на сухом, или каком-либо бесплодном месте, но на пажитях злачных, изобильных всякой растительностью, всякими здоровыми и питательными травами. И как бы для дополнения этой картины изобильной пажити, пророк присовокупляет, что Господь, как добрый и попечительный Пастырь, для наилучшего питания словесных овец, верных рабов Своих, избирает для них такие удобные пажити, которые расположены на воде покойне, у тихой воды, в такой местности, которая, изобилуя источниками здоровой для питья воды, в то же время способна доставить прохладу от жары, успокоение для уставших членов и подкрепление для ослабших сил. Под местом злачным, или, что то же, под тучною пажитью, отцы Церкви разумеют здесь не что иное, как святейшую Евхаристию, также – хлеб Слова Божия, или, что то же, учение от Божественного Писания и самое научение Божественной истине [6, с. 104–105], потому что эта духовная пища есть единственное средство для подкрепления и сохранения духовной жизни человека. Равным образом и под водою покойною св. отцы разумеют: а) воду крещения, как очищающую и снимающую с человека бремя греха [6, с. 104–105:8, с. 99] и таким образом упокаивающую его, и б) вообще под «водою» разумеют здесь духовную благодать Божию, которая одна имеет силу погашать естественные, греховные похоти, гнездящиеся в сердце невозрожденного человека. Эту благодать Святого Духа и Сам Господь наш в Своем Евангелии изъясняет под образом воды и говорит: «Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» ( Ин.4:14 ).
Пс.22:3 Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего.
Обращение грешника от заблуждения пути его, с пути неправды, порока и греха вполне зависит от Бога и совершается единственно по благодати Божией. Сам собою человек, оставленный своим естественным силам, не только не обращается к Богу, а напротив, более и более удаляется от Него. Господь же, как Добрый Пастырь, не хотяй смерти грешника, но желающий его обращения и спасения ( Иез.33:11 ), не попускает избранным Своим заблуждать присно, но обращает их и наставляет на стези правды, то есть устрояет так, что грешник оставляет путь неправды и беззакония, вступает на путь истины, путь заповедей Божиих и при помощи благодати Божией проводит праведную жизнь. И совершает Господь такое обращение человека различными способами, то – удаляя от него случаи ко греху, то – не допуская до него или умаляя силу направленных на него стрел со стороны искусителя, то усиливая в нем любовь к добру и воспламеняя ревность и стремление к добродетели, то – услаждая правдою и просвещая душу его высокими примерами святости и добра, то – устрашая наказаниями, то – ободряя наградами и будущими воздаяниями, и разными другими бесчисленными образами, за которые, если бы мы всегда обращали на них свое внимание, мы никогда не переставали бы благодарить Его как всещедрого нашего Благодетеля. И творит все это Господь не ради иного чего, а только – имене ради Своего, или, как говорит апостол, «да покажет богатство благодати Его, в похвалу славы благодати Своея» ( Еф.1:6–7 ).
Пс.22:4 Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.
Сень собственно значит «тень», но сень смертная означает глубину, глубокие и опасные места. Путешествуя по Палестине, нередко можно встретить такие страшно глубокие места, в ущельях и пропастях, между высокими горами и утесистыми скалами, из которых, если сорвется в них человек, не выйдет живым или целым. А потому пророк Давид, которому больше, чем кому-либо известны были такие места, нередко в своих псалмах ( Пс. 87:7 ; Пс. 70:20 ) и упоминает о них, когда желает выразить смертную опасность. Таким образом, и здесь выражением: аще пойду посреде сени смертныя – он указывает на места мрачные, исполненные всяких опасностей от зверей, разбойников и стремнин. Но человек верующий, состоящий под водительством Божиим, не страшится и таких опасностей. Чувствуя всегда над собою и при себе присутствие силы Божией, он сохраняет уверенность, что эта всемогущая сила сохранит его от всяких опасностей и бед. «Аще Бог по нас, кто на ны» ( Рим.8:31 ); аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Пастырю свойственны жезл и палица как необходимые принадлежности и орудия при исполнении его пастырских обязанностей. А потому всякий, кто чувствует над собою бодрственный и попечительный Промысл доброго пастыря Христа, пребывает спокойным и утешенным, в той уверенности, что жезл и палица сего Пастыря составляют надежнейшее средство для защиты его от всех врагов: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. По изъяснению отцов Церкви, жезл и палица предызображают здесь Крест Христов, который служит для верующих лучшим спасительнейшим средством для защиты от всех врагов их, видимых и невидимых [6, с. 105].
Пс.22:5 Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна.
В этом стихе псалмопевец указывает новые милости и щедроты, изливаемые от Господа на всех верных рабов Его. А образ речи взят от древнего обычая устраивать для друзей или для гостей богатую трапезу, намащать главы их елеем, или миром, и угощать из чаши, наполненной лучшим вином. Так и здесь, в речи псалмопевца, Господь Бог уготовил богатую трапезу для пасомых Своих, сопротив стужающым, т.е. в виду тех, которые притесняют, преследуют овец Христовых, или верных последователей Христа. Святые отцы, в духовном знаменовании, под трапезою разумеют таинственную снедь, преподаваемую в Христовой Церкви, т.е. святейшую Евхаристию Тела Господня, равно и под чашею – Евхаристическую чашу Крови Христовой. Под умащением главы разумеют точно так же таинственное помазание святым миром главы и всего существа человека [6, с. 105:3, с. 99]. К слову чаша прибавлено: яко державна, т.е. чаша преисполненная, наилучшая. Упоявающи мя, т.е. чаша, напояющая меня.
Пс.22:6 И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний.
Поженет мя, т.е. последует, погонится за мною милость Твоя, Господи, во все дни жизни моей. После всех вышеперечисленных благ, уготованных и подаваемых от Господа всем избранным и верным рабам Его, Давид выражает уверенность, что милость Господня к ним никогда не истощится, будет следовать за ними во всю их жизнь, после которой они наследуют новую землю, поселятся в дому Господнем, в Царстве Отца Небесного в долготу дний, или, что то же, во веки веков. Аминь.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 22
Псалом 22. Текст молитвы
1 Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
Толкование на Псалом 22
История написания
Царь Давид, автор Псалма 22 — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема), и это — удивительная личность в мировой истории. Даже, если отбросить библейскую историю, мы не знаем авторов Псалмов, как литературных произведений, равных ему. Царь Давид дал Иерусалиму настолько мощную духовную основу, что он стал религиозным центром, фактически это изменило ход мировой истории. Талант Царя Давида был не только политическим. Его псалмы стали частью христианской жизни, без них невозможно представить богослужения. Речь идет не только об их глубоком христианском содержании, но и о безусловном литературном таланте, с которым они написаны. Мы видим Божественный дар, которым не обладал ни один из современников царя Давида.
Царь Давид стал родоначальником гимнографической традиции Церкви. Пусть не каждый псалом Псалтири — его авторства, но именно царь Давид открыл эту традицию. На его произведениях выросла и построилась вся гимнография Церкви. Эта форма разговора с Богом, выражения благодарности и любви сохранилась до сих пор, остается образцом и классикой.
Избранность царя Давида отмечена и тем, что Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7, 14–16).
Псалмы Царя Давида в большинстве своем — выражение счастья, радости, восторга перед величием Творца. Он ликует и славит Господа. Псалмы написаны словно для того, чтобы мы не забывали, кому обязаны своим бытием, существованием на земле и с благодарностью принимали все, что нам выпадет перенести.
Когда читают Псалом 22
Псалом 22 на русском языке — как и зачем читать
Псалом вместо молитвы
Преподобный Арсений Каппадокийский (1840 — 1924), грек, живший на территории Турции, составил разъяснение о Псалтыри. Он указывал, в каких житейских случаях можно читать те или иные псалмы. Это в основном было связано с отсутствием в Православии специальных молитв для различных нужд и потребностей. Так, например, псалом 22 рекомендовано читать для умиротворения непокорных детей. В православной церковной практике все псалмы принято читать на церковно-славянском языке. Однако для большинства современных людей смысл молитв остается непонятным. Возникают закономерные вопросы. Можно ли читать псалом 22 на русском? Для чего вообще читать псалом 22? Есть ли доступное и доходчивое толкование псалма?
Что такое Псалтырь и псалмы
Широко известной книгой Ветхого Завета является Псалтырь. Она состоит из отдельных песнопений — псалмов. Автором большей части псалмов является царь и пророк Давид (1035-965 года до Рождества Христова). Особенностями этих песнопений, посвященных Богу, являются личные переживания псалмопевца. Он словно ребенок, устремившийся поделиться со своим Отцом радостью, тревогой, опасениями, просящий прощения, помощи и заступничества.
«Книга псалмов… есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, чтó каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление. И болезненное возставляет, и неповрежденное поддерживает. Вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами.
Псалом — тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретая совокупное пение, вместо узла к единению, и сводя людей в один согласный лик» (святитель Василий Великий, 330-379).
Не раз Давид был спасаем от врагов и опасностей по Божьему Промыслу. Поэтому важным мотивом в псалмах выступают восхваления Господа, который подаёт просящему у Него спасение. Псалом 22 на русском как раз и является ярким образцом такого Божьего восхваления.
Псалом 22 на церковно-славянском языке
Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т. На ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя, на воде́ поко́йне воспита́ мя. Ду́шу мою́ обрати́, наста́ви мя на стези́ пра́вды, и́мене ра́ди Своего́. А́ще бо и пойду́ посреде́ се́ни сме́ртныя, не убою́ся зла, я́ко Ты со мно́ю еси́, жезл Твой и па́лица Твоя́, та мя уте́шиста. Угото́вал еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющым мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна. И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.
Псалом 22 на русском языке
Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
Содержание псалма 22
В псалме не указаны ни время, ни причины его написания. По толкованию профессора Александра Павловича Лопухина (1852-1904) этот псалом можно отнести ко времени бегства царя Давида из Иерусалима от своего сына Авессалома. Тогда Давид находился в пустыне Маханаим и испытывал голод и нужду. Три мужа, Сови, Махир и Верзеллий, принесли ему продовольствие в виде муки, меда, сыра, овец и зерен (Вторая Книга Царств, 17:27-29). На это косвенно указывает 5 стих псалма.
Основная мысль псалма — «Господь — пастырь мой». Царь Давид назвал Господа пастырем: Он защитил его от врагов и подал пропитание. Словами псалмопения Давид выразил согласие следовать за Творцом, показав пример полного Ему доверия и упования. Пророк признал, что в случае уклонения его от истинного пути Господь различными жизненными событиями и прямыми откровениями через других людей всегда направит его ко спасению.
Так было, например, когда Давид взял себе замужнюю Вирсавию. Ее мужа царь специально направил на погибель. В то время Господь обличил царя через пророка Нафана.
Находясь в месте, полном опасностей, Давид сохранил веру в спасение от Бога, в защиту от врагов. Как пастух защищает своих овец от волков посохом, так и Господь Своей силой может спасти уповающего на Него человека. Понимание этого принесло большую радость псалмопевцу, которая по восточным традициям выразилась в помазании растительным маслом волос на голове.
Христианское понимание псалма 22
Псалом 22 на русском языке имеет пророческое указание на Иисуса Христа. То есть Доброго Пастыря, готового пожертвовать Своей жизнью для спасения от гибели овец — всех верующих в Него.
«Всякий, кто чувствует над собою бодрственный и попечительный Промысл доброго пастыря Христа, пребывает спокойным и утешенным, в той уверенности, что жезл и палица сего Пастыря составляют надежнейшее средство для защиты его от всех врагов: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. По изъяснению отцов Церкви, жезл и палица предызображают здесь Крест Христов, который служит для верующих лучшим спасительнейшим средством для защиты от всех врагов их, видимых и невидимых» (протоиерей Григорий Разумовский, 1883-1967).
Использование псалма в богослужении
Псалмы царя Давида и других авторов послужили основой церковной гимнографии. Это особая форма разговора с Господом. Слова псалмов, выражающие благодарность и любовь ко Творцу, остаются до сих пор молитвенным эталоном. Нельзя представить себе ни одного православного богослужения, где бы не использовались псалмы. Они являются частью жизни христиан.
«Псалмы Давида — это песни нашей души; его молитвенные гласы и вопли — гласы и вопли духа нашего, подавляемого грехом, удручаемого скорбями и напастями. Кроме сего, где мы найдем для себя лучшие образцы молитв, молений, благодарений, богохвалений и славословий, как не в псалмах Давидовых? В книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения и движения помыслов, — и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке» (святитель Афанасий Александрийский, 295-373).
Псалом 22 входит в Последование ко Святому Причащению. К этому Таинству христиане должны готовиться не только физически (пост, воздержание). Гораздо большее значение имеет духовная подготовка. Слова псалма как раз помогают настроиться верующему на «духовную волну». Это песнопение напоминает о благостном отношении ко всем Спасителя, положившего Свою жизнь за спасение людей.
«Остановись здесь, грешная и отчаявшаяся душа, остановись, собери свой пораженный страхом дух и укрепись. Ты грешен, но Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Ты немощен, Он — врач; ты — тьма. Он — свет, и где же Ему изливать свой свет, как не на сидящих «во тьме и тени смертной» (Пс. 106, 10)? Ты мертв. Он — жизнь; ты — пленник греха, Он — твой Искупитель. Если ты ты подвержен гневу и осуждению Божию, Он — жертва, умилостивляющая правосудие; ты — заблудшая овца, Он — пастырь, оставивший девяносто девять овец и тебя ищущий» (митрополит Московский Платон Левшин, 1737-1812).
Когда псалом 22 используется как молитва
По мнению Святых Отцов, чтение псалмов благотворно влияют на души людей. Душа христианина постоянно стремится к совершенствованию и духовному развитию. Чтение псалмов, словно ступеньки в Гору, помогают в этом. Читая каждый раз строки знакомого текста, человек может найти новый смысл. Благодать, исходящая от чтения псалмов, незримо учит, наставляет, исцеляет душу верующего.
22 псалом можно использовать как отдельную молитву, если собственные дети обижают родителей. Однако не нужно путать текст из Священного Писания с заклинаниями. Православные, нуждающиеся в Божьей помощи, словами псалмопевцу выражают желание, чтобы Господь вразумил их детей и наступило взаимопонимание в семье. Это не приказ и не торг с Творцом. Христианское прошение всегда на первое место ставит исполнение Воли Божией, упование на Промысл Создателя.
«Весьма много в мире льстивых приманок и бесчисленных сетей, но мы воскликнем к Богу: если я буду находиться среди смертельных опасностей, не убоюсь зла; ибо Ты со мной; если станет против меня целый полк неприятелей, не убоится сердце мое; если начнется против меня война нечестивых людей, и тогда я безопасен, уповая на Господа» (блаженный Иероним, 342-420).
Псалом 22
В IX–X веках до Рождества Христова известный пророк Давид написал знаменитый «Псалтырь» — молитвенно-благоговейные песнопения, описывающие историю Царствия Божьего, сокращённый вариант Священного Писания.
Псалтырь состоит из Псалмов – наставлений верующих на путь истинный, способствующий смягчению их душ, призывающий к единению. Недаром сам Иисус Христос на последней своей вечере пел псалмы, подчеркивая их значимость. Основная мысль всех песнопений – восхваление Господа Бога, дарующему любому нуждающемуся исцеление и спасение. Псалом 22 – яркое тому подтверждение.
Псалмы Давида, по мнению священнослужителей, имеют чудодейственную защитную силу, не раз помогая сомневающимся и блуждающим в темноте, указывая им путь истинный. 22 Псалом Давида рассказывает о том, как царь, находящийся в пустыне и страдающий от жажды и голода, был практически спасен тремя мужчинами, которые неожиданно принесли ему и еду, и воду.
Смысл песнопения
Псалом 22 учит нас тому, что в любой сложной ситуации всегда найдётся выход, если уповать на Господа своего, верить в его защиту. Сегодня текст Псалтыря переведён на все языки мира, в том числе и на русский язык. Многие из верующих, желая понять глубокий смысл слов Давида, читают текст молитвы Псалома 22 и на церковнославянском языке.
Текст молитвы Псалом 22
На церковнославянском языке с ударениями
1 Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т
2 На ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя, на воде́ поко́йне воспита́ мя.
3 Ду́шу мою́ обрати́, наста́ви мя на стези́ пра́вды, и́мене ра́ди Своего́.
4 А́ще бо и пойду́ посреде́ се́ни сме́ртныя, не убою́ся зла, я́ко Ты со мно́ю еси́, жезл Твой и па́лица Твоя́, та мя уте́шиста.
5 Угото́вал еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющым мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна.
6 И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.
На русском языке
1 Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться
2 на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня,
3 душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего.
4 Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мною: жезл Твой и посох Твой – они меня ободрили.
5 Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая.
6 И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!
Еще один вариант Псалома 22 на русском языке
Когда читают Псалом 22 Давида?
Читать Псалом 22 Псалтыря можно в различных ситуациях: