Господи что ся умножиша стужающии ми псалом

Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений

Господи что ся умножиша стужающии ми псалом. Смотреть фото Господи что ся умножиша стужающии ми псалом. Смотреть картинку Господи что ся умножиша стужающии ми псалом. Картинка про Господи что ся умножиша стужающии ми псалом. Фото Господи что ся умножиша стужающии ми псалом
Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. Мягкий переплет — 32 с.

Преподобный старец Амвросий Оптинский предлагал обращающимся к нему в самых различных скорбях и напастях особые краткие молитвенные правила, посильные для каждого христианина. Старец по своему опыту знал, как действуют эти молитвы, как укрепляют ослабевший дух человека, как разоряются вражьи наветы, если эти молитвы читать с верой и упованием на всемогущую помощь Божию. Мы приводим здесь эти правила, составленные из псалмов Давидовых, вместе с отрывками из писем преподобного Амвросия.

ИЗ ПИСЕМ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: «Господь разоряет со­веты языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век «.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбьпрочитывай 101-й псалом.

Псалом Давиду, иногда отбегаше от лица Авессалома, сына своего, 3.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой есй, слава моя и возносяй главу мою. Гла­сом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих бла­гословение Твое.

В конец, в песнех разума Давиду. Внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? 53.

Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его, 58.

Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град. Се тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их, яко кто слыша? И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси. Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих. Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею, и низведи я, Защитниче мой, Господи. Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти. Аще ли же не насытятся, и поропщут. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.

Псалом Давилу, егда гоняше его Авессалом, сын его, 142.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101.

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящий мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме. Внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви. Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми. Не возведи мене во преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.

Источник

Псалом 3 «Господи, что ся умножиша стужающии ми?»

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Псалом 3 читать:

1 Псало́м Дави́ду, внегда́ отбега́ше от лица́ Авессало́ма, сы́на своего́

2 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, 3 мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́. 4 Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. 5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. 6 Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя. 7 Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. 8 Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. 9 Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Псалом 3 на русском:

1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня;

3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».

4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

Псалом 3 слушать:

Источник

Псалом 3

В начале третьего псалма имеется такое надписание: Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего. По попущению Божию, вера и терпение царя Давида были испытываемы многократными нападениями на него со стороны многочисленных врагов его. В число врагов его вступили Ахитофел, один из ближайших советников его, и даже Авессалом, один из сынов его. Последний задумал воцариться вместо Давида, отца своего, и для этой цели подготовил вооруженное против него восстание. Давид принужден был оставить Иерусалим, свою столицу, и бежать с некоторыми из приближенных людей от преследования Авессалома. Но Господь услышал молитву Давида и спас его от козней врагов его, которые все погибли лютой смертью. Пораженный страшною скорбью, Давид во время восстания на него Авессалома взывал ко Господу:

Пс.3:2 Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя.

По переводу с еврейского: «Господи! как много у меня врагов!» или: «Как умножились враги мои!» Во Второй книге Царств повествуется, что с Авессаломом против Давида восстали очень многие, потому что Авессалом лестью и обманом «приусвои сердца сынов Израилевых», т.е. вкрался в сердца их ( 2Цар. 15:6,12 ). В смятении Давид говорил рабам своим: «Востаните, и бежим, яко несть нам спасения от лица Авессаломля» ( 2Цар.15:14 ). «Мнози восстают на мя». Весь почти израильский народ, отложась от Давида, законного царя своего, пристал к Авессалому, решившемуся низвергнуть Давида и взойти на престол израильского царства. Посему в молитве к Богу Давид жалуется на множество врагов своих. Пророк Давид в этом случае предызобразил собою уничиженное состояние на земле Господа Иисуса Христа, Которого также окружало множество врагов. Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о смерти его. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них. Ахитофел, искренний друг и советник Давида, изменил ему, предался на сторону Авессалома и потом сам удавился. Так Иуда, один из близких учеников Христа, предал Его и после того сам удавился.

Пс.3:3–4 Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Небезосновательно можно предположить, что Давид, молитвенно жалуясь Господу Богу на множество врагов, разумеет не одних внешних, видимых врагов своих, стужающих ему, т.е. постоянно беспокоящих, угнетающих его, но и врагов внутренних, каковы собственная плоть, постоянно воюющая против закона совести и разума, грешный мир, во зле лежащий, или люди нечестивые, вводящие в соблазн и искушения и постоянно преследующие ненавистью, и, наконец, исконный враг нашего спасения дьявол, постоянно искушающий и ищущий нашей погибели. Все эти враги Давида старались возбудить в душе его помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: «Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога». Так и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили: «Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему» ( Мф. 27:43 ).

Пс.3:4 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Никакие помыслы, никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога и отвратить его от упования на милость Божию и Его заступление. Вся жизнь Давида, все обстоятельства этой жизни, скорбные и радостные, служат подтверждением того, что он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою. Возношение главы, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования.

Пс.3:5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

Под горою святою разумеет здесь псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями. Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, «небесный Иерусалим» ( Евр. 12:22 ). Таким образом, стих пятый псалма может быть выражен следующими словами: в тяжких скорбях, при нападениях врагов моих взывал я ко Господу, и Он милостиво принимал молитвенный вопль мой так же, как и во храме Своем святом, и в небесном Своем Сионе.

Пс.3:6–7 Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя.

Тмами в Священном Писании, на славянском языке, выражается многочисленное собрание, или великое множество людей, тмами собственно называются мириады, или десятки тысяч. Таким образом, смысл изречений 6-го и 7-го стихов может быть выражен так: «Господь слышит молитвенный вопль мой, и потому во время вражеских нападений, сплю ли я или бодрствую, я уверен, что Господь защищает и ограждает меня. Поэтому-то и не страшно для меня великое множество врагов, окружающих и ополчающихся на меня, хотя бы их были десятки тысяч, тмы».

Пс.3:8 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.

Слово «воскресни» употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим, или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи. Тот же псалмопевец говорит в другом месте: «Востани, Вскую спиши, Господи» ( Пс.43:24 ). Под зубами грешников разумеется, по изъяснению св. отцов, крепость, или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников – значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы. Таким образом, выразив уверенность в Божественном покровительстве и заступлении от врагов, Давид и еще обращается с молитвою к Господу, чтобы Он опять восстал на защиту его и спас его от всех враждующих против него напрасно, безвинно, чтобы поразил и отнял у них силу и возможность вредить ему. «Восстань, – говорит, – Господи, в помощь мою и спаси меня, как и доселе Ты поражал всех враждовавших против меня и, как презренных, сокруши их десницею Твоею».

Пс.3:9 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

В заключение псалма святой псалмопевец еще раз выражает глубокое признание, или исповедание того, что спасением своим от врагов и сам он, и находящиеся при нем люди обязаны Единому Господу, и что благословение Господне почивает на тех людях, которые надеются на Господа и ищут Его помощи. Он как бы так выражает эти мысли и чувства: не только я Тебе единому, Господи, обязан спасением, но и на всех исповедающих имя Твое Ты простираешь Свое благоволение.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений

Пре­по­доб­ный ста­рец Амвро­сий Оптин­ский пред­ла­гал обра­ща­ю­щим­ся к нему в самых раз­лич­ных скор­бях и напа­стях осо­бые крат­кие молит­вен­ные пра­ви­ла, посиль­ные для каж­до­го хри­сти­а­ни­на. Ста­рец по сво­е­му опы­ту знал, как дей­ству­ют эти молит­вы, как укреп­ля­ют осла­бев­ший дух чело­ве­ка, как разо­ря­ют­ся вра­жьи наве­ты, если эти молит­вы читать с верой и упо­ва­ни­ем на все­мо­гу­щую помощь Божию. Мы при­во­дим здесь эти пра­ви­ла, состав­лен­ные из псал­мов Дави­до­вых, вме­сте с отрыв­ка­ми из писем пре­по­доб­но­го Амвросия.

Из писем преподобного Амвросия Оптинского

Надей­ся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Гос­подь изба­вить тебя от всех коз­ней чело­ве­че­ских и вра­же­ских. Ска­за­но в псал­мах: «Гос­подь разо­ря­ет сове­ты язы­ков и отме­та­ет мыс­ли людей; совет же Гос­по­день пре­бы­ва­ет во век».

Выпи­сы­ваю тебе псал­мы, кото­ры­ми молил­ся свя­той Давид, когда был в гоне­нии от вра­гов: 3‑й, 53‑й, 58‑й, 142‑й. Выбе­ри из этих псал­мов при­лич­ные для тебя сло­ва и поча­сту про­чи­ты­вай их, обра­ща­ясь к Богу с верою и сми­ре­ни­ем. А когда будет бороть тебя уны­ние или томить душу без­от­чет­ная скорбь — про­чи­ты­вай 101‑й псалом.

Псалом Давиду, внегда́ отбега́ше от лица
Авессало́ма, сына своего, 3.

Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ моей: несть спасе́ния ему в Бо́зе его. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла­ва моя и вознося́й гла­ву́ мою. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Сво­ея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Гос­подь засту́пит мя. Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Вос­крес­ни́, Го́споди, спа­си́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зубы гре́шников сокруши́л еси. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Тво­их благослове́ние Твое.

Пере­вод: Пса­лом Дави­да, когда он бежал от Авес­са­ло­ма, сына сво­е­го. Гос­по­ди! как умно­жи­лись вра­ги мои! Мно­гие вос­ста­ют на меня; мно­гие гово­рят душе моей: «нет ему спа­се­ния в Боге». Но Ты, Гос­по­ди, щит пре­до мною, сла­ва моя, и Ты воз­но­сишь голо­ву мою. Гла­сом моим взы­ваю к Гос­по­ду, и Он слы­шит меня со свя­той горы Сво­ей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Гос­подь защи­ща­ет меня. Не убо­юсь тем наро­да, кото­рые со всех сто­рон опол­чи­лись на меня. Вос­стань, Гос­по­ди! спа­си меня, Боже мой! ибо Ты пора­жа­ешь в лани­ту всех вра­гов моих; сокру­ша­ешь зубы нече­сти­вых. От Гос­по­да спа­се­ние. Над наро­дом Тво­им бла­го­сло­ве­ние Твое. *

В конец, в песнех разума Давиду.
Внегда приити́ Зифе́ем и рещи́ Сау́лови:
не се ли Давид скры́ся в нас? 53.

Боже, во имя Твое спа­си́ мя и в силе Тво­ей суди́ ми. Боже, услы́ши молит­ву мою, вну­ши глаго́лы уст моих. Яко чу́ждии воста́ша на мя, и кре́пцыи взыска́ша ду́шу мою, и не предложи́ша Бога пред собо́ю. Се бо Бог помо­га­ет ми, и Гос­подь Засту́пник души моей. Отврати́т злая вра­гом моим, и́стиною Тво­ею потре­би́ их. Во́лею пожру́ Тебе, испове́мся и́мени Тво­е­му, Гос­по­ди, я́ко бла́го, яко от вся́кия печа­ли изба́вил мя еси, и на вра­ги моя воз­зре́ о́ко мое.

Началь­ни­ку хора. На струн­ных ору­ди­ях. Уче­ние Дави­да, когда при­шли Зифеи и ска­за­ли Сау­лу: «не у нас ли скры­ва­ет­ся Давид?» Боже! име­нем Тво­им спа­си меня, и силою Тво­ею суди меня. Боже! услышь молит­ву мою, внем­ли сло­вам уст моих, ибо чужие вос­ста­ли на меня, и силь­ные ищут души моей; они не име­ют Бога пред собою. Вот, Бог помощ­ник мой; Гос­подь под­креп­ля­ет душу мою. Он воз­даст за зло вра­гам моим; исти­ною Тво­ею истре­би их. Я усерд­но при­не­су Тебе жерт­ву, про­слав­лю имя Твое, Гос­по­ди, ибо оно бла­го, ибо Ты изба­вил меня от всех бед, и на вра­гов моих смот­ре­ло око мое.

В конец, да не растли́ши, Давиду
в столпописа́ние, внегда́ посла́ Саул,
и стреже́ дом его, е́же умертви́ти его, 58.

Изми́ мя от враг моих, Боже, и от востаю́щих на мя изба́ви мя. Изба́ви мя от де́лающих беззако́ние и от муж крове́й спа­си́ мя. Яко се улови́ша ду́шу мою, нападо́ша на мя кре́пцыи, ниже́ беззако́ние мое, ниже́ грех мой, Гос­по­ди. Без беззако́ния теко́х и испра́вих, воста́ни в сре́тение мое и виждь. И Ты, Гос­по­ди Боже сил, Боже Изра­и­лев, вон­ми́ посети́ти вся язы́ки, да не уще́дриши вся де́лающыя беззако́ние. Возвратя́тся на вечер и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град. Се ти́и отвеща́ют усты́ сво­и­ми, и мечь во устна́х их, я́ко кто слы́ша? И Ты, Гос­по­ди, посмее́шися им, уничижи́ши вся язы́ки. Держа́ву мою к Тебе сохра­ню́, я́ко Ты, Боже, Засту́пник мой еси. Бог мой, милость Его предвари́т мя, Бог мой, яви́т мне на вразе́х моих. Не уби́й их, да не когда́ забу́дут зако́н Твой, рас­то­чи я́ силою Твое́ю, и низ­ве­ди́ я́, Защи́тниче мой, Гос­по­ди. Грех уст их, сло́во усте́н их, и я́ти да бу́дут в горды́ни сво­ей, и от кля́твы и лжи возвестя́тся в кончи́не. Во гне­ве кончи́ны, и не бу́дут: и уве́дят, я́ко Бог влады́чествует Иа́ковом и кон­цы́ зем­ли́. Возвратя́тся на вечер, и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град. Ти́и разы́дутся я́сти. Аще ли же не насы́тятся, и поро́пщут. Аз же вос­пою́ си́лу Твою и возра́дуюся зау́тра о ми́лости Тво­ей, я́ко был еси Засту́пник мой и Прибе́жище мое в день ско́рби моея́. Помо́щник мой еси, Тебе пою: я́ко Бог Заступ­ник мой еси́, Боже мой, ми́лость моя.

Началь­ни­ку хора. Не погу­би. Писа­ние Дави­да, когда Саул послал сте­речь дом его, что­бы умерт­вить его. Избавь меня от вра­гов моих, Боже мой! защи­ти меня от вос­ста­ю­щих на меня; избавь меня от дела­ю­щих без­за­ко­ние; спа­си от кро­во­жад­ных, ибо вот, они под­сте­ре­га­ют душу мою; соби­ра­ют­ся на меня силь­ные не за пре­ступ­ле­ние мое и не за грех мой, Гос­по­ди; без вины моей сбе­га­ют­ся и воору­жа­ют­ся; подвиг­нись на помощь мне и воз­зри. Ты, Гос­по­ди, Боже сил, Боже Изра­и­лев, вос­стань посе­тить все наро­ды, не поща­ди ни одно­го из нече­сти­вых без­за­кон­ни­ков: вече­ром воз­вра­ща­ют­ся они, воют, как псы, и ходят вокруг горо­да; вот они изры­га­ют хулу язы­ком сво­им; в устах их мечи: «ибо», дума­ют они, «кто слы­шит?» Но Ты, Гос­по­ди, посме­ешь­ся над ними; Ты посра­мишь все наро­ды. Сила – у них, но я к Тебе при­бе­гаю, ибо Бог – заступ­ник мой. Бог мой, милу­ю­щий меня, пред­ва­рит меня; Бог даст мне смот­реть на вра­гов моих. Не умерщ­вляй их, что­бы не забыл народ мой; рас­то­чи их силою Тво­ею и низ­ло­жи их, Гос­по­ди, защит­ник наш. Сло­во язы­ка их есть грех уст их, да уло­вят­ся они в гор­до­сти сво­ей за клят­ву и ложь, кото­рую про­из­но­сят. Рас­то­чи их во гне­ве, рас­то­чи, что­бы их не было; и да позна­ют, что Бог вла­ды­че­ству­ет над Иако­вом до пре­де­лов зем­ли. Пусть воз­вра­ща­ют­ся вече­ром, воют, как псы, и ходят вокруг горо­да; пусть бро­дят, что­бы най­ти пищу, и несы­тые про­во­дят ночи. А я буду вос­пе­вать силу Твою и с ран­не­го утра про­воз­гла­шать милость Твою, ибо Ты был мне защи­тою и убе­жи­щем в день бед­ствия мое­го. Сила моя! Тебя буду вос­пе­вать я, ибо Бог – заступ­ник мой, Бог мой, милу­ю­щий меня.

Псалом Давиду, егда́
гоня́ше его Авессало́м, сын его, 142.

Гос­по­ди, услы́ши моли́тву мою, вну­ши́ моле́ние мое во и́стине Тво­ей, услы́ши мя в пра́вде Тво­ей: и не вни́ди в суд с рабо́м Тво­им, яко не оправди́тся пред Тобою всяк живый. Яко погна́ враг ду́шу мою, смири́л есть в зе́млю живо́т мой, посади́л мя есть в те́мных, яко ме́ртвыя века. И уны́ во мне дух мой, во мне смяте́ся се́рдце мое. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Тво­их, в творе́ниих руку́ Тво­ею поуча́хся. Возде́х к Тебе ру́це мои, душа́ моя, яко зем­ля́ безво́дная Тебе. Ско́ро услы́ши мя, Гос­по­ди, исче­зе́ дух мой, не отвра­ти́ лица Тво­е­го от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотво­ри́ мне зау́тра ми́лость Твою, яко на Тя упова́х. Ска­жи́ мне, Гос­по­ди, путь, во́ньже пой­ду́, яко к Тебе взях ду́шу мою. Изми́ мя от враг мои́х, Гос­по­ди, к Тебе прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву. Имене Тво­е­го ра́ди, Гос­по­ди, живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою. И ми́лостию Тво­ею потреби́ши вра­ги́ моя и погуби́ши вся стужа́ющыя души́ моей, яко аз раб Твой есмь.

Гос­по­ди! услышь молит­ву мою, внем­ли моле­нию мое­му по истине Тво­ей; услышь меня по прав­де Тво­ей и не вхо­ди в суд с рабом Тво­им, пото­му что не оправ­да­ет­ся пред Тобой ни один из живу­щих. Враг пре­сле­ду­ет душу мою, втоп­тал в зем­лю жизнь мою, при­ну­дил меня жить во тьме, как дав­но умер­ших, – и уныл во мне дух мой, оне­ме­ло во мне серд­це мое. Вспо­ми­наю дни древ­ние, раз­мыш­ляю о всех делах Тво­их, рас­суж­даю о делах рук Тво­их. Про­сти­раю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаж­ду­щая зем­ля. Ско­ро услышь меня, Гос­по­ди: дух мой изне­мо­га­ет; не скры­вай лица Тво­е­го от меня, что­бы я не упо­до­бил­ся нис­хо­дя­щим в моги­лу. Даруй мне рано услы­шать милость Твою, ибо я на Тебя упо­ваю. Ука­жи мне, [Гос­по­ди,] путь, по кото­ро­му мне идти, ибо к Тебе воз­но­шу я душу мою. Избавь меня, Гос­по­ди, от вра­гов моих; к Тебе при­бе­гаю. Научи меня испол­нять волю Твою, пото­му что Ты Бог мой; Дух Твой бла­гий да ведет меня в зем­лю прав­ды. Ради име­ни Тво­е­го, Гос­по­ди, ожи­ви меня; ради прав­ды Тво­ей выве­ди из напа­сти душу мою. И по мило­сти Тво­ей истре­би вра­гов моих и погу­би всех, угне­та­ю­щих душу мою, ибо я Твой раб.

Моли́тва ни́щаго, егда́ уны́ет, и пред Господем пролие́т моле́ние свое, 101.

Гос­по­ди, услы́ши моли́тву мою, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет. Не отвра­ти́ лица́ Тво­е­го от мене́: во́ньже а́ще день скорб­лю́, при­к­ло­ни́ ко мне у́хо Твое: во́ньже а́ще день при­зо­ву́ Тя, ско́ро услы́ши мя. Яко исчезо́ша яко дым дни́е мои, и ко́сти моя яко суши́ло сосхо́шася. Уя́звен бых яко тра­ва́, и и́зсше се́рдце мое, яко забы́х снес́ти хлеб мой. От гла́са воздыха́ния мое­го при­льне́ кость моя пло́ти моей. Уподо́бихся нея́сыти пусты́нней, бых яко нощны́й вран на ны́рищи. Бдех и бых яко пти́ца осо́бящаяся на зде. Весь день поноша́ху ми вра­зи́ мои, и хва́лящии мя мною кленя́хуся. Зане́ пе́пел яко хлеб ядя́х, и питие́ мое с пла́чем растворя́х. От лица́ гне́ва Тво­е­го и я́рости Тво­ея́: яко возне́с низве́ргл мя еси. Дни́е мои яко сень уклони́шася, и аз яко сено изсхо́х. Ты же, Гос­по­ди, во век пребыва́еши, и па́мять Твоя в род и род. Ты воскре́с уще́дриши Сио́на, яко вре́мя уще́дрити его, яко прии́де вре­мя. Яко благоволи́ша раби́ Твои ка́мение его, и персть его уще́дрят. И убоя́тся язы́цы и́мене Гос­под­ня, и вси ца́рие зе́мстии сла­вы Тво­ея́. Яко сози́ждет Гос­подь Сио́на, и яви́тся во сла́ве Сво­ей. При­з­ре́ на моли́тву смире́нных, и не уни­чи­жи́ моле́ния их. Да напи́шется сие в род ин, и лю́дие зи́ждемии восхва́лят Гос­по­да. Яко прини́че с высо­ты́ святы́я Сво­ея́, Гос­подь с Небе­се́ на зе́млю при­з­ре́, услы́шати воздыха́ние окова́нных, разреши́ти сы́ны умерщвле́нных, возвести́ти в Сио́не имя Гос­подне, и хва­лу́ Его во Иерусали́ме. Вне­гда́ собра́тися лю́дем вку́пе и царе́м, еже рабо́тати Гос­по­де­ви. Отве­ща́ Ему на пути́ кре́пости Его: умале́ние дней моих воз­ве­сти́ ми. Не воз­ве­ди́ мене́ во преполове́ние дней мои́х: в ро́де родо́в ле́та Твоя. В нача́лех Ты, Гос­по­ди, зе́млю основа́л еси, и дела́ руку́ Тво­ею суть небе­са́. Та поги́бнут, Ты же пребыва́еши, и вся яко ри́за обетша́ют, и я́ко оде́жду свие́ши я́, и изменя́тся. Ты же тойж­де еси́, и ле́та Твоя не оскуде́ют. Сы́нове раб Тво­их вселя́тся, и се́мя их во век испра́вится.

Молит­ва страж­ду­ще­го, когда он уны­ва­ет и изли­ва­ет пред Гос­по­дом печаль свою. Гос­по­ди! услышь молит­ву мою, и вопль мой да при­дет к Тебе. Не скры­вай лица Тво­е­го от меня; в день скор­би моей при­к­ло­ни ко мне ухо Твое; в день, [когда] воз­зо­ву [к Тебе], ско­ро услышь меня; ибо исчез­ли, как дым, дни мои, и кости мои обо­жже­ны, как голов­ня; серд­це мое пора­же­но, и иссох­ло, как тра­ва, так что я забы­ваю есть хлеб мой; от голо­са сте­на­ния мое­го кости мои при­льп­ну­ли к пло­ти моей. Я упо­до­бил­ся пели­ка­ну в пустыне; я стал как филин на раз­ва­ли­нах; не сплю и сижу, как оди­но­кая пти­ца на кров­ле. Вся­кий день поно­сят меня вра­ги мои, и злоб­ству­ю­щие на меня кля­нут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питье мое рас­тво­ряю сле­за­ми, от гне­ва Тво­е­го и него­до­ва­ния Тво­е­го, ибо Ты воз­нес меня и низ­верг меня. Дни мои – как укло­ня­ю­ща­я­ся тень, и я иссох, как тра­ва. Ты же, Гос­по­ди, вовек пре­бы­ва­ешь, и память о Тебе в род и род. Ты вос­ста­нешь, уми­ло­сер­дишь­ся над Сио­ном, ибо вре­мя поми­ло­вать его, – ибо при­шло вре­мя; ибо рабы Твои воз­лю­би­ли и кам­ни его, и о пра­хе его жале­ют. И убо­ят­ся наро­ды име­ни Гос­под­ня, и все цари зем­ные – сла­вы Тво­ей. Ибо сози­ждет Гос­подь Сион и явит­ся во сла­ве Сво­ей; при­з­рит на молит­ву бес­по­мощ­ных и не пре­зрит моле­ния их. Напи­шет­ся о сем для рода после­ду­ю­ще­го, и поко­ле­ние гря­ду­щее вос­хва­лит Гос­по­да, ибо Он при­ник­нул со свя­той высо­ты Сво­ей, с небес при­з­рел Гос­подь на зем­лю, что­бы услы­шать стон узни­ков, раз­ре­шить сынов смер­ти, дабы воз­ве­ща­ли на Сионе имя Гос­подне и хва­лу Его – в Иеру­са­ли­ме, когда собе­рут­ся наро­ды вме­сте и цар­ства для слу­же­ния Гос­по­ду. Изну­рил Он на пути силы мои, сокра­тил дни мои. Я ска­зал: Боже мой! не вос­хи­ти меня в поло­вине дней моих. Твои лета в роды родов. В нача­ле Ты, [Гос­по­ди,] осно­вал зем­лю, и небе­са – дело Тво­их рук; они погиб­нут, а Ты пре­бу­дешь; и все они, как риза, обвет­ша­ют, и, как одеж­ду, Ты пере­ме­нишь их, и изме­нят­ся; но Ты – тот же, и лета Твои не кон­чат­ся. Сыны рабов Тво­их будут жить, и семя их утвер­дит­ся пред лицем Твоим.

Из писем преподобного Амвросия Оптинского

Псалом Давиду, 36.

Не ревну́й лука́внующым, ниже́ зави́ди творя́щым беззако́ние. Зане́ яко тра­ва́ ско́ро и́зсшут, и яко зе́лие зла́ка ско­ро отпаду́т. Упова́й на Гос­по­да, и тво­ри́ благосты́ню, и насе­ли́ зе́млю, и упасе́шися в бога́тстве ея́. Наслади́ся Го́сподеви, и даст ти проше́ния се́рдца тво­е­го. Откры́й ко Гос­по­ду путь твой, и упова́й на Него, и Той сотвори́т: и изведе́т яко свет пра́вду твою и судь­бу́ твою яко полу́дне. Повини́ся Гос­по­де­ви и умо­ли́ Его. Не ревну́й спе́ющему в пути сво­ем чело­ве­ку, творя́щему законопреступле́ние. Преста́ни от гне́ва и оста́ви ярость: не ревну́й, е́же лука́вновати. Зане́ лука́внующии потребя́тся, терпя́щии же Гос­по­да, ти́и насле́дят зем­лю. И еще ма́ло, и не будет греш­ни­ка: и взы́щеши место его, и не обря́щеши. Кро́тцыи же насле́дят зем­лю и насладя́тся о мно́жестве мира. Назира́ет греш­ный пра́веднаго и поскреже́щет нань зубы́ сво­и­ми. Гос­подь же посмее́тся ему, зане́ презира́ет, яко прии́дет день его. Мечь извлеко́ша гре́шницы, напряго́ша лук свой, низложи́ти убо́га и ни́ща, закла́ти пра́выя серд­цем. Мечь их да вни́дет в серд­ца́ их, и лу́цы их да сокруша́тся. Луч­ше малое пра́веднику, паче бога́тства греш­ных мно́га. Зане́ мы́шцы греш­ных сокруша́тся, утвержда́ет же пра́ведныя Гос­подь. Весть Гос­подь пути непоро́чных, и достоя́ние их в век будет. Не постыдя́тся во вре­мя лю́тое, и во днех гла́да насы́тятся, яко гре́шницы поги́бнут. Вра­зи́ же Гос­под­ни, ку́пно просла́витися им и вознести́ся, исчеза́юще яко дым исчезо́ша. Зае́млет гре́шный и не возврати́т, пра́ведный же ще́дрит и дае́т. Яко благословя́щии Его насле́дят зе́млю, клену́щии же Его потребя́тся. От Гос­по­да сто­пы́ чело­ве­ку исправля́ются, и пути его восхо́щет зело́. Егда паде́т, не разбие́тся, яко Гос­подь подкрепля́ет ру́ку его. Юне́йший бых, ибо состаре́хся, и не ви́дех пра­вед­ни­ка оста́влена, ниже́ се́мени его прося́ща хле́бы. Весь день ми́лует и взаи́м дае́т пра́ведный, и се́мя его во благослове́ние будет. Уклони́ся от зла, и сотво­ри бла́го, и всели́ся в век века. Яко Гос­подь любит суд и не оста́вит преподо́бных Сво­их, во век сохраня́тся. Беззако́нницы же изжену́тся, и семя нечести́вых потреби́тся. Пра́ведницы же насле́дят зем­лю и вселя́тся в век ве́ка на ней. Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язык его возглаго́лет суд. Закон Бога его в серд­це его, и не за́пнутся сто­пы́ его. Сматря́ет гре́шный пра́веднаго и и́щет е́же умертви́ти его. Гос­подь же не оста́вит его в руку́ его, ниже́ осу́дит его, егда́ су́дит ему. Потер­пи́ Гос­по­да, и сохра­ни́ путь Его, и вознесе́т тя, еже насле́дити зем­лю, вне­гда́ потребля́тися гре́шником, у́зриши. Ви́дех нечести́ваго превознося́щася и вы́сящася, яко ке́дры Лива́нския. И ми́мо идо́х, и се не бе́, и взыска́х его, и не обре́теся место его. Хра­ни незло́бие и ви́ждь право­ту́, я́ко есть оста́нок чело­ве­ку ми́рну. Беззако́нницы же потребя́тся вку́пе: оста́нцы же нечести́вых потребя́тся. Спасе́ние же пра́ведных от Гос­по­да, и Защи́титель их есть во вре́мя ско́рби. И помо́жет им Гос­подь, и изба́вит их, и и́змет их от гре́шник, и спасе́т их, яко упова́ша на Него.

Не рев­нуй зло­де­ям, не зави­дуй дела­ю­щим без­за­ко­ние, ибо они, как тра­ва, ско­ро будут под­ко­ше­ны и, как зеле­не­ю­щий злак, увя­нут. Упо­вай на Гос­по­да и делай доб­ро; живи на зем­ле и хра­ни исти­ну. Уте­шай­ся Гос­по­дом, и Он испол­нит жела­ния серд­ца тво­е­го. Пре­дай Гос­по­ду путь твой и упо­вай на Него, и Он совер­шит, и выве­дет, как свет, прав­ду твою и спра­вед­ли­вость твою, как пол­день. Поко­рись Гос­по­ду и надей­ся на Него. Не рев­нуй успе­ва­ю­ще­му в пути сво­ем, чело­ве­ку лукав­ству­ю­ще­му. Пере­стань гне­вать­ся и оставь ярость; не рев­нуй до того, что­бы делать зло, ибо дела­ю­щие зло истре­бят­ся, упо­ва­ю­щие же на Гос­по­да насле­ду­ют зем­лю. Еще немно­го, и не ста­нет нече­сти­во­го; посмот­ришь на его место, и нет его. А крот­кие насле­ду­ют зем­лю и насла­дят­ся мно­же­ством мира. Нече­сти­вый зло­умыш­ля­ет про­тив пра­вед­ни­ка и скре­же­щет на него зуба­ми сво­и­ми: Гос­подь же посме­ва­ет­ся над ним, ибо видит, что при­хо­дит день его. Нече­сти­вые обна­жа­ют меч и натя­ги­ва­ют лук свой, что­бы низ­ло­жить бед­но­го и нище­го, что­бы прон­зить иду­щих пря­мым путем: меч их вой­дет в их же серд­це, и луки их сокру­шат­ся. Малое у пра­вед­ни­ка – луч­ше богат­ства мно­гих нече­сти­вых, ибо мыш­цы нече­сти­вых сокру­шат­ся, а пра­вед­ни­ков под­креп­ля­ет Гос­подь. Гос­подь зна­ет дни непо­роч­ных, и досто­я­ние их пре­бу­дет вовек: не будут они посты­же­ны во вре­мя лютое и во дни голо­да будут сыты; а нече­сти­вые погиб­нут, и вра­ги Гос­под­ни, как тук агн­цев, исчез­нут, в дыме исчез­нут. Нече­сти­вый берет взай­мы и не отда­ет, а пра­вед­ник милу­ет и дает, ибо бла­го­сло­вен­ные Им насле­ду­ют зем­лю, а про­кля­тые Им истре­бят­ся. Гос­по­дом утвер­жда­ют­ся сто­пы тако­го чело­ве­ка, и Он бла­го­во­лит к пути его: когда он будет падать, не упа­дет, ибо Гос­подь под­дер­жи­ва­ет его за руку. Я был молод и соста­рил­ся, и не видал пра­вед­ни­ка остав­лен­ным и потом­ков его про­ся­щи­ми хле­ба: он вся­кий день милу­ет и взай­мы дает, и потом­ство его в бла­го­сло­ве­ние будет. Укло­няй­ся от зла, и делай доб­ро, и будешь жить вовек: ибо Гос­подь любит прав­ду и не остав­ля­ет свя­тых Сво­их; вовек сохра­нят­ся они; [а без­за­кон­ные будут извер­же­ны] и потом­ство нече­сти­вых истре­бит­ся. Пра­вед­ни­ки насле­ду­ют зем­лю и будут жить на ней вовек. Уста пра­вед­ни­ка изре­ка­ют пре­муд­рость, и язык его про­из­но­сит прав­ду. Закон Бога его в серд­це у него; не поко­леб­лют­ся сто­пы его. Нече­сти­вый под­смат­ри­ва­ет за пра­вед­ни­ком и ищет умерт­вить его; но Гос­подь не отдаст его в руки его и не допу­стит обви­нить его, когда он будет судим. Упо­вай на Гос­по­да и дер­жись пути Его: и Он воз­не­сет тебя, что­бы ты насле­до­вал зем­лю; и когда будут истреб­ля­е­мы нече­сти­вые, ты уви­дишь. Видел я нече­стив­ца гроз­но­го, рас­ши­ряв­ше­го­ся, подоб­но уко­ре­нив­ше­му­ся мно­го­вет­ви­сто­му дере­ву; но он про­шел, и вот нет его; ищу его и не нахо­жу. Наблю­дай за непо­роч­ным и смот­ри на пра­вед­но­го, ибо будущ­ность тако­го чело­ве­ка есть мир; а без­за­кон­ни­ки все истре­бят­ся; будущ­ность нече­сти­вых погиб­нет. От Гос­по­да спа­се­ние пра­вед­ни­кам, Он – защи­та их во вре­мя скор­би; и помо­жет им Гос­подь и изба­вит их; изба­вит их от нече­сти­вых и спа­сет их, ибо они на Него уповают.

Псалом Давиду, пре́жде пома́зания, 26.

Гос­подь просвеще́ние мое и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Гос­подь Защи́титель живо­та́ мое­го, от кого́ устрашу́ся? Вне­гда приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя, оскорбля́ющии мя, и вра­зи́ мои́, ти́и изнемого́ша и падо́ша. Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю. Еди́но проси́х от Гос­по­да, то взы­щу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живо­та́ мое­го, зре́ти ми кра­со­ту́ Гос­под­ню и посеща́ти храм святы́й Его. Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол моих, пок­ры́ мя в тайне селе́ния Сво­е­го́, на ка́мень воз­не­се́ мя. И ныне, се воз­не­се́ гла­ву́ мою́ на вра­ги́ моя: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и вос­пою́ Гос­по­де­ви. Услы́ши, Гос­по­ди, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. Тебе́ рече́ серд­це мое: Гос­по­да взы­щу́. Взыс­ка́ Тебе́ лице́ мое, лица́ Тво­е­го, Гос­по­ди, взы­щу́. Не отвра­ти́ лица́ Тво­е­го от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Тво­е­го́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Боже Спаси́телю мой. Яко оте́ц мой и ма́ти моя оста́виста мя, Гос­подь же восприя́т мя. Зако­но­по­ло­жи́ ми, Гос­по­ди, в пути́ Тво­ем и наста́ви мя на сте­зю́ пра́вую враг моих ра́ди. Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на зем­ли́ живых. Потер­пи́ Гос­по­да, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое, и потер­пи́ Господа.

Гос­подь – свет мой и спа­се­ние мое: кого мне боять­ся? Гос­подь кре­пость жиз­ни моей: кого мне стра­шить­ся? Если будут насту­пать на меня зло­деи, про­тив­ни­ки и вра­ги мои, что­бы пожрать плоть мою, то они сами пре­ткнут­ся и падут. Если опол­чит­ся про­тив меня полк, не убо­ит­ся серд­це мое; если вос­ста­нет на меня вой­на, и тогда буду наде­ять­ся. Одно­го про­сил я у Гос­по­да, того толь­ко ищу, что­бы пре­бы­вать мне в доме Гос­под­нем во все дни жиз­ни моей, созер­цать кра­со­ту Гос­под­ню и посе­щать [свя­тый] храм Его, ибо Он укрыл бы меня в ски­нии Сво­ей в день бед­ствия, скрыл бы меня в пота­ен­ном месте селе­ния Сво­е­го, воз­нес бы меня на ска­лу. Тогда воз­нес­лась бы голо­ва моя над вра­га­ми, окру­жа­ю­щи­ми меня; и я при­нес бы в Его ски­нии жерт­вы сла­во­сло­вия, стал бы петь и вос­пе­вать пред Гос­по­дом. Услышь, Гос­по­ди, голос мой, кото­рым я взы­ваю, поми­луй меня и внем­ли мне. Серд­це мое гово­рит от Тебя: «ищи­те лица Мое­го»; и я буду искать лица Тво­е­го, Гос­по­ди. Не скрой от меня лица Тво­е­го; не отринь во гне­ве раба Тво­е­го. Ты был помощ­ни­ком моим; не отверг­ни меня и не оставь меня, Боже, Спа­си­тель мой! ибо отец мой и мать моя оста­ви­ли меня, но Гос­подь при­мет меня. Научи меня, Гос­по­ди, пути Тво­е­му и наставь меня на сте­зю прав­ды, ради вра­гов моих; не пре­да­вай меня на про­из­вол вра­гам моим, ибо вос­ста­ли на меня сви­де­те­ли лжи­вые и дышат зло­бою. Но я верую, что уви­жу бла­гость Гос­по­да на зем­ле живых. Надей­ся на Гос­по­да, мужай­ся, и да укреп­ля­ет­ся серд­це твое, и надей­ся на Господа.

Хвала́ песни Дави́довы, не надпи́сан у евреи́, 90.

Живый в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бога Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое, Бог мой, и упова́ю на Него́. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от сло­ве­се́ мяте́жна, плещ­ма́ Свои́ма осени́т тя, и под кри­ле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре­лы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от стра­ны́ тво­ея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Яко Ты, Гос­по­ди, упова́ние мое, Вы́шняго положи́л еси прибе́жище твое. Не прии́дет к тебе зло, и ра́на не прибли́жится теле­си́ тво­е­му́, я́ко Анге­лом Сво­им запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х тво­их. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и змия. Яко на Мя упо­ва́, и изба́влю и́: покры́ю и́, яко позна́ и́мя Мое. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое.

Живу­щий под кро­вом Все­выш­не­го под сенью Все­мо­гу­ще­го поко­ит­ся, гово­рит Гос­по­ду: «при­бе­жи­ще мое и защи­та моя, Бог мой, на Кото­ро­го я упо­ваю!» Он изба­вит тебя от сети лов­ца, от гибель­ной язвы, перья­ми Сво­и­ми осе­нит тебя, и под кры­лья­ми Его будешь без­опа­сен; щит и ограж­де­ние – исти­на Его. Не убо­ишь­ся ужа­сов в ночи, стре­лы, летя­щей днем, язвы, ходя­щей во мра­ке, зара­зы, опу­сто­ша­ю­щей в пол­день. Падут под­ле тебя тыся­ча и десять тысяч одес­ную тебя; но к тебе не при­бли­зит­ся: толь­ко смот­реть будешь оча­ми тво­и­ми и видеть воз­мез­дие нече­сти­вым. Ибо ты ска­зал: «Гос­подь – упо­ва­ние мое»; Все­выш­не­го избрал ты при­бе­жи­щем тво­им; не при­клю­чит­ся тебе зло, и язва не при­бли­зит­ся к жили­щу тво­е­му; ибо Анге­лам Сво­им запо­ве­да­ет о тебе – охра­нять тебя на всех путях тво­их: на руках поне­сут тебя, да не пре­ткнешь­ся о камень ногою тво­ею; на аспи­да и васи­лис­ка насту­пишь; попи­рать будешь льва и дра­ко­на. «За то, что он воз­лю­бил Меня, избав­лю его; защи­щу его, пото­му что он познал имя Мое. Воз­зо­вет ко Мне, и услы­шу его; с ним Я в скор­би; избав­лю его и про­слав­лю его, дол­го­тою дней насы­щу его, и явлю ему спа­се­ние Мое».

В конец, псалом Давиду, 39.

Тер­пя́, потерпе́х Гос­по­да, и вня́т ми, и услы́ша молит­ву мою. И воз­ве­де́ мя от ро́ва страсте́й, и от бре́ния ти́ны, и поста́ви на ка́мени но́зе мои, и испра́ви сто­пы́ моя, и вло­жи́ во уста́ моя песнь но́ву, пе́ние Богу наше­му. Узрят мно́зи и убоя́тся, и упова́ют на Гос­по­да. Блаже́н муж, ему́же есть имя Гос­подне упова́ние его, и не при­з­ре́ в суе­ты́ и неистовле́ния ло́жная. Мно́га сотвори́л еси́ Ты, Гос­по­ди, Боже мой, чуде­са́ Твоя и помышле́нием Тво­им несть кто́ уподо́бится Тебе: возвести́х и глаго́лах, умно́жишася па́че чис­ла́. Же́ртвы и приноше́ния не восхоте́л еси́, те́ло же сверши́л ми еси, всесожже́ний и о гре­се́ не взыска́л еси́. Тогда рех: се при­и­ду́, в глави́зне кни́жне пи́сано есть о мне: е́же сотвори́ти во́лю Твою, Боже мой, восхоте́х, и зако́н Твой посре­де́ чре́ва мое­го́. Благовести́х пра́вду в це́ркви вели́цей, се устна́м мои́м не воз­бра­ню́: Гос­по­ди, Ты разуме́л еси́. Пра́вду Твою не скрых в се́рдце мое́м, и́стину Твою и спасе́ние Твое рех, не скрых ми́лость Твою и и́стину Твою от со́нма мно́га. Ты же, Гос­по­ди, не уда­ли́ щедро́т Твои́х от мене́: ми́лость Твоя и и́стина Твоя вы́ну да засту́пите мя. Яко одержа́ша мя зла́я, и́мже несть чис­ла́, постиго́ша мя беззако́ния моя, и не возмого́х зре́ти, умно́жишася па́че влас гла­вы́ моея́, и се́рдце мое́ оста́ви мя. Бла­го­во­ли́, Гос­по­ди, изба́вити мя: Гос­по­ди, во е́же помо­щи́ ми вон­ми́. Да постыдя́тся и посра́мятся вку́пе и́щущии ду́шу мою изъя́ти ю́, да возвратя́тся вспять и постыдя́тся хотя́щии ми зла́я. Да прии́мут а́бие студ свой глаго́лющии ми: бла́гоже, бла́гоже. Да возра́дуются и возвеселя́тся о Тебе вси и́щущии Тебе, Гос­по­ди, и да реку́т вы́ну: да возвели́чится Гос­подь, лю́бящии спасе́ние Твое. Аз же нищ есмь и убог, Гос­подь попече́тся о мне. Помо́щник мой и Защи́титель мой еси Ты, Боже мой, не закосни́.

Началь­ни­ку хора. Пса­лом Дави­да. Твер­до упо­вал я на Гос­по­да, и Он при­к­ло­нил­ся ко мне и услы­шал вопль мой; извлек меня из страш­но­го рва, из тини­сто­го боло­та, и поста­вил на камне ноги мои и утвер­дил сто­пы мои; и вло­жил в уста мои новую песнь – хва­лу Богу наше­му. Уви­дят мно­гие и убо­ят­ся и будут упо­вать на Гос­по­да. Бла­жен чело­век, кото­рый на Гос­по­да воз­ла­га­ет надеж­ду свою и не обра­ща­ет­ся к гор­дым и к укло­ня­ю­щим­ся ко лжи. Мно­го соде­лал Ты, Гос­по­ди, Боже мой: о чуде­сах и помыш­ле­ни­ях Тво­их о нас – кто упо­до­бит­ся Тебе! – хотел бы я про­по­ве­до­вать и гово­рить, но они пре­вы­ша­ют чис­ло. Жерт­вы и при­но­ше­ния Ты не вос­хо­тел; Ты открыл мне уши* (*По пере­во­ду 70-ти: уго­то­вил мне тело.); все­со­жже­ния и жерт­вы за грех Ты не потре­бо­вал. Тогда я ска­зал: вот, иду; в свит­ке книж­ном напи­са­но о мне: я желаю испол­нить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в серд­це. Я воз­ве­щал прав­ду Твою в собра­нии вели­ком; я не воз­бра­нял устам моим: Ты, Гос­по­ди, зна­ешь. Прав­ды Тво­ей не скры­вал в серд­це моем, воз­ве­щал вер­ность Твою и спа­се­ние Твое, не ута­и­вал мило­сти Тво­ей и исти­ны Тво­ей пред собра­ни­ем вели­ким. Не удер­жи­вай, Гос­по­ди, щед­рот Тво­их от меня; милость Твоя и исти­на Твоя да охра­ня­ют меня непре­стан­но, ибо окру­жи­ли меня беды неис­чис­ли­мые; постиг­ли меня без­за­ко­ния мои, так что видеть не могу: их более, неже­ли волос на голо­ве моей; серд­це мое оста­ви­ло меня. Бла­го­во­ли, Гос­по­ди, изба­вить меня; Гос­по­ди! поспе­ши на помощь мне. Да посты­дят­ся и посра­мят­ся все, ищу­щие поги­бе­ли душе моей! Да будут обра­ще­ны назад и пре­да­ны посме­я­нию жела­ю­щие мне зла! Да смя­тут­ся от посрам­ле­ния сво­е­го гово­ря­щие мне: «хоро­шо! хоро­шо!» Да раду­ют­ся и весе­лят­ся Тобою все ищу­щие Тебя, и любя­щие спа­се­ние Твое да гово­рят непре­стан­но: «велик Гос­подь!» Я же беден и нищ, но Гос­подь печет­ся о мне. Ты – помощь моя и изба­ви­тель мой, Боже мой! не замедли.

Преподобный старец Амвросий Оптинский

Пре­по­доб­ный Оптин­ский ста­рец Амвро­сий родил­ся 23 нояб­ря 1812 года в селе Боль­шая Липо­ви­ца Там­бов­ской губер­нии и был наре­чен Алек­сан­дром в честь бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, память кото­ро­го празд­но­ва­лась в тот день. Его отец Миха­ил Федо­ро­вич Грен­ков был сель­ским дьяч­ком, а мать Мар­фа Нико­ла­ев­на зани­ма­лась вос­пи­та­ни­ем детей. Алек­сандр рос живым и рез­вым маль­чи­ком, любил дет­ские заба­вы и шум­ные игры. Все вос­пи­та­ние детей в семье про­хо­ди­ло в стро­го рели­ги­оз­ном направ­ле­нии. Отец брал Алек­сандра с собой в цер­ковь, где юный отрок читал и пел на кли­ро­се. Люби­ли в семье и чте­ние боже­ствен­ных книг.

В 12 лет Алек­сандр посту­пил в Там­бов­ское духов­ное учи­ли­ще, а по его окон­ча­нии в 1830 году — в Там­бов­скую духов­ную семи­на­рию. Уче­ние бла­го­да­ря при­род­ной ода­рен­но­сти дава­лось Алек­сан­дру лег­ко. Одна­ко окру­жа­ю­щие выде­ля­ли целост­ность его нату­ры, нрав­ствен­ную чисто­ту и собран­ность духа. Как он поз­же вспо­ми­нал: «В мона­стырь я не думал нико­гда идти… впро­чем, дру­гие поче­му-то пред­рек­ли мне, что я буду в мона­сты­ре». И вско­ре юно­му семи­на­ри­сту было пока­за­но его истин­ное при­зва­ние. За год до окон­ча­ния семи­на­рии Алек­сандр настоль­ко серьез­но забо­лел, что окру­жа­ю­щие уже отча­я­лись в его выздо­ров­ле­нии. В это вре­мя Алек­сандр дал обе­ща­ние Гос­по­ду, что если Он воз­двиг­нет его здра­вым с одра болез­ни, то он непре­мен­но пой­дет в мона­стырь. Юно­ша выздо­ро­вел, но испол­нить обет сра­зу не имел воз­мож­но­сти: ни началь­ство, ни роди­те­ли не поз­во­ли­ли бы ему оста­вить семинарию.

В 1836 году Алек­сандр окон­чил семи­нар­ский курс. Он решил избрать для себя такое место, кото­рое не стес­ня­ло бы его в слу­чае пол­ной реши­мо­сти оста­вить мир, и посту­пил домаш­ним учи­те­лем в дом к одно­му из поме­щи­ков. Здесь он позна­ко­мил­ся со свет­ским обще­ством, бли­же и глуб­же узнал раз­лич­ные харак­те­ры, что зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ло его жиз­нен­ный опыт. В то вре­мя, как поз­же вспо­ми­нал ста­рец, все нахо­див­ши­е­ся в ссо­рах иска­ли его сове­та и про­си­ли быть примирителем.

В мар­те 1838 года Алек­сандр Михай­ло­вич был утвер­жден пре­по­да­ва­те­лем Липец­ко­го духов­но­го учи­ли­ща. При обра­ще­нии с уче­ни­ка­ми он соче­тал доб­ро­ту с разум­ной стро­го­стью, к чему и сам при­вык в дет­стве. Внешне все скла­ды­ва­лось бла­го­по­луч­но — его ува­жа­ли кол­ле­ги и началь­ство, одна­ко внут­рен­ний голос не давал ему покоя. Вот как сам ста­рец опи­сы­вал свое состо­я­ние в то вре­мя: «После выздо­ров­ле­ния я целых четы­ре года все жал­ся, не решал­ся сра­зу покон­чить с миром, а про­дол­жал по-преж­не­му посе­щать зна­ко­мых и не остав­лял сво­ей сло­во­охот­ли­во­сти. Быва­ло, дума­ешь про себя: ну вот отныне буду мол­чать, не буду рас­се­и­вать­ся. А тут, гля­дишь, зазо­вет кто-нибудь к себе, ну, разу­ме­ет­ся, не выдер­жу и увле­кусь раз­го­во­ра­ми. Но при­дешь домой — на душе неспо­кой­но; и поду­ма­ешь: ну теперь уже все кон­че­но навсе­гда — совсем пере­ста­ну бол­тать. Смот­ришь — опять позва­ли в гости, опять набол­та­ешь. И так вот я мучил­ся целых четы­ре года».

Для укреп­ле­ния в сво­их пере­жи­ва­ни­ях Алек­сандр Михай­ло­вич при­бе­гал к уеди­нен­ной молит­ве перед обра­зом Божи­ей Мате­ри Там­бов­ской — роди­тель­ским бла­го­сло­ве­ни­ем. Тща­тель­но скры­вая свое душев­ное состо­я­ние, он ожи­дал опре­де­лен­но­го ука­за­ния свы­ше, от Гос­по­да. Его тай­ные сомне­ния укре­пил тро­е­ку­ров­ский затвор­ник Ила­ри­он, кото­рый ска­зал Алек­сан­дру Михай­ло­ви­чу: «Иди в Опти­ну. Ты там нужен». Одна­ко для окон­ча­тель­но­го раз­ры­ва с миром был необ­хо­дим еще какой-то реши­тель­ный толчок.

Как-то Алек­сандр Михай­ло­вич был при­гла­шен в гости к зна­ко­мым. Вечер про­шел в боль­шом ожив­ле­нии, Алек­сандр Михай­ло­вич был весел и сме­шил при­сут­ство­вав­ших. Ночь после это­го вече­ра, про­ве­ден­ная в искрен­нем рас­ка­я­нии, окон­ча­тель­но опре­де­ли­ла судь­бу Алек­сандра Михай­ло­ви­ча. «Будет! Пора поло­жить все­му конец! Нель­зя слу­жить и Богу и мамоне. Надо выби­рать что-нибудь одно! Надо все­це­ло при­ле­пить­ся к Еди­но­му Богу! Надо бро­сить мир!» Через несколь­ко дней, не гово­ря нико­му ни сло­ва, Алек­сандр Михай­ло­вич тай­но поки­нул Липецк и напра­вил­ся в Опти­ну пустынь, куда при­был 8 октяб­ря 1839 года.

Рас­по­ло­жен­ная сре­ди огром­но­го густо­го бора, оби­тель не отли­ча­лась осо­бым богат­ством. В мона­сты­ре и в ски­ту под­ви­за­лись искрен­ние рев­ни­те­ли ино­че­ских подви­гов: игу­мен Мои­сей (Пути­лов), муд­рый и сми­рен­ный насто­я­тель оби­те­ли, его брат — началь­ник ски­та иеро­мо­нах Анто­ний, отли­чав­ший­ся осо­бой кро­то­стью и сми­ре­ни­ем, нако­нец, стар­цы, управ­ляв­шие духов­ной жиз­нью всей оби­те­ли, — иерос­хи­мо­нах Лев (Нагол­кин) и Мака­рий (Ива­нов), а так­же мно­гие дру­гие подвиж­ни­ки. Ста­рец Лев, осно­ва­тель стар­че­ства в Опти­ной пусты­ни, настав­ник высо­кой духов­ной опыт­но­сти, имев­ший дар рас­суж­де­ния и про­зор­ли­во­сти, при­нял Алек­сандра Михай­ло­ви­ча в чис­ло сво­их учеников.

Пер­вое вре­мя Алек­сандр Михай­ло­вич жил в гости­ни­це, а после по бла­го­сло­ве­нию стар­ца Льва пере­шел в мона­стырь. 2 апре­ля 1840 года он был зачис­лен в чис­ло брат­ства и одет в под­ряс­ник. Пер­вое вре­мя он был чте­цом у стар­ца Льва, затем рабо­тал в хлебне, а потом стал келей­ни­ком у стар­ца Мака­рия. Стрем­ле­ние к стро­гой духов­ной жиз­ни было заме­че­но стар­ца­ми. Как вспо­ми­нал ста­рец Амвро­сий, «покой­ный ста­рец (о. Лев) тогда при­звал к себе батюш­ку о. Мака­рия и гово­рит ему: «Вот чело­век боль­но ютит­ся к нам, стар­цам. Я теперь уж очень стал слаб. Так вот я и пере­даю его из полы в полу, вла­дей им как знаешь»».

Летом 1841 года послуш­ник Алек­сандр был постри­жен в рясо­фор, а 29 нояб­ря 1842 года — в ман­тию с име­нем Амвро­сий в честь свя­ти­те­ля Амвро­сия, епи­ско­па Медио­лан­ско­го (память 7 декаб­ря). 4 фев­ра­ля 1843 года о. Амвро­сий был руко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, 9 декаб­ря 1845 года — в иеро­мо­на­ха. Прак­ти­че­ски сра­зу после посвя­ще­ния о. Амвро­сий тяже­ло забо­лел. В октяб­ре 1846 года он был келей­но постри­жен в схи­му с сохра­не­ни­ем преж­не­го име­ни и вско­ре из-за болез­ни был выве­ден за штат мона­сты­ря. Несмот­ря на свои мно­го­чис­лен­ные болез­ни, о. Амвро­сий не толь­ко не скор­бел о них, но даже счи­тал их необ­хо­ди­мы­ми как луч­шее сред­ство для вос­пи­та­ния души.

После кон­чи­ны в 1860 году стар­ца Мака­рия о. Амвро­сий при­нял на себя нелег­кое бре­мя стар­че­ско­го слу­же­ния. К стар­цу в Опти­ну шли как к свя­то­му чело­ве­ку, веря и наде­ясь, что полу­чат исце­ле­ние от неду­гов духов­ных и телес­ных. Хри­сти­ан­ская любовь, твер­дая вера и сер­деч­ная молит­ва стар­ца вра­че­ва­ли всех посе­ти­те­лей. Настав­ле­ния стар­ца часто были крат­ки­ми, но емки­ми и надол­го запо­ми­на­лись его уче­ни­ка­ми. «Как жить, что­бы спа­стись?» — «Нуж­но жить нели­це­мер­но и вести себя при­мер­но, тогда дело наше будет вер­но, а ина­че будет сквер­но»; «Как жить?» — «Жить — не тужить, нико­го не осуж­дать, нико­му не доса­ждать, и всем мое почтение».

К нему обра­ща­лись не толь­ко про­стые люди, но и мно­го­чис­лен­ные мона­ше­ству­ю­щие и пред­ста­ви­те­ли интел­ли­ген­ции. Сре­ди послед­ней мож­но отме­тить Ф.М. Досто­ев­ско­го, К.Н. Леон­тье­ва, Л.Н. Тол­сто­го, Вл. Соло­вье­ва, С.П. Шевы­ре­ва, И.В. и П.В. Кире­ев­ских, М.П. Пого­ди­на и мно­гих дру­гих. Мно­гие обра­ща­лись к стар­цу пись­мен­но, про­ся его сове­тов. Осо­бое попе­че­ние ста­рец имел о Шамор­дин­ской оби­те­ли, устро­ен­ной по его бла­го­сло­ве­нию неда­ле­ко от Опти­ной пусты­ни. В оби­тель при­ни­ма­ли скор­бя­щих и обез­до­лен­ных жен­щин, кото­рые не име­ли воз­мож­но­сти посту­пить в дру­гие мона­сты­ри. Здесь 10 октяб­ря 1891 года ста­рец завер­шил свой зем­ной путь. Скорб­ная тор­же­ствен­ная про­цес­сия про­во­ди­ла гроб с телом покой­но­го в Опти­ну пустынь и пре­да­ла зем­ле у юго-восточ­ной сте­ны Вве­ден­ско­го собо­ра, рядом с моги­лой стар­ца Макария.

На про­тя­же­нии мно­гих лет память об оптин­ском подвиж­ни­ке хра­ни­лась в наро­де. В 1988 году пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский был про­слав­лен Собо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Были обре­те­ны свя­тые мощи пре­по­доб­но­го стар­ца и поме­ще­ны во Вве­ден­ском собо­ре обители.

Изда­ние Сре­тен­ско­го мона­сты­ря, 2006 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *