Господу помолимся рцем вси что значит

X. Ектения сугубая

Рцем вси (скажем все) от всея души, и от всего помышления нашего рцем: Господи, помилуй, †.

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй. Господи, помилуй. Утверди нас в Bepe и благочестии отцев наших, св. отцев Церкви Xpистовой. †.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй. Господи, помилуй. (3). †.

Еще молимся о Благочестивейшем: Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича всея

России, даруя Ему могущество, – победы на враги, пребывание долголетнее на престоле царствия Его, мир душевный, здравие и спасение. Поспеши и пособи Ему во всех многотрудных делах государственных и покори под нозе Его всякаго врага и супостата.

Еще молимся: Спаси, Господи, и помилуй Супругу Его Благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну, Матерь Его Благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну, Наследника Его Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича и весь Царствующий дом, сохраняя их в мире, здравии, спасении и благопоспешении на многая лета.†.

Еще молимся о Святейшем Правительствующем синоде и Господинe нашем Преосвященнейшем Епископе (имя) и всей во Христе братии нашей. Господи помилуй (3).

Соблюди их во имя Твое, якоже Апостолов Твоих, право правящих Слово Твоея истины. †.

Еще молимся о всем их христолюбивом воинстве. Господи, помилуй (3). Сохрани их в мире, здравии, спасении, – в мужестве, силе, послушании, да будут готовы душу свою положити за други своя, за Веру, Царя и Отечество. †.

Еще молимся о блаженных и приснопа- мятных, создателях Святаго храма сего и о всех преждепочивших отцех и братиях, здесь лежащих и повсюду православных. Господи, помилуй (3). Упокой, Господи, души усопших раб Твоих <имена), прощая им вся согрешения. †.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братий святаго храма сего. Господи, помилуй. (3).

Предстоятеля св. храма сего, иepeя (имя), и весь причет церковный и всех прихожан св. храма сего, Господи, спаси и помилуй. †

Еще молимся о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Господи, помилуй.( 3). Спаси, Господи, и помилуй всех, кто жертвует щедрою рукою на храм Божий от трудов своих, – рука дающего да не оскудеет. Воздаждь им, вместо временных вечная, вместо земных небесная. Спаси, Господи, и помилуй всех трудящихся зде, соблюдающих чистоту и благолепие, ктитора, братию св. храма сего, поющих и всех предстоящих, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.†.

Яко милостив, и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, И во веки веков. †.

Аминь, истинно мы под покровом милости и любви Божией.

XI. Сподоби, Господи. Вечерняя молитва.

Сподоби, Господи, в вечер сей без грexa сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.

Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.†.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Тюльганское благочиние

церковь-тюльган.рф

Свежие записи

Ектения

«Ектеньи – молитвы совершенно особого характера. Они рассчитаны на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи».

Название этой молитвы «ектения», εκτενή – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτή (подразумевается ευχή) – составная молитва. Название ектеньи усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικά, «диаконства».

Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее. Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси…», «Помилуй нас, Боже…»)».

Господу помолимся рцем вси что значит. Смотреть фото Господу помолимся рцем вси что значит. Смотреть картинку Господу помолимся рцем вси что значит. Картинка про Господу помолимся рцем вси что значит. Фото Господу помолимся рцем вси что значитДиакон Сергий Полиданов произносит Великую Ектению на праздничном богослужении

Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так называемые ектении, от греческого наречия ектенос – «усердно».

Виды ектеньи

Ектеньи разделяются на несколько видов:

Великая ектения

Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов.

Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф.5:23–24).

«Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.

В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).

Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.

Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.

Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.

В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).

В древности ектеньи были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.

Сугубая ектения

Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй». Сугубые ектеньи состоят из следующих прошений:

Просительная ектения

Просительные ектеньи состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи». Читается просительная ектения так:

Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.

Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

Малая ектения

Малые ектеньи представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:

Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.

Эти ектений с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пении.

Заупокойная ектения

а) Великая:

б) Малая

в) Тройная заупокойная ектения

Малая и тройная ектеньи состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.

Ектения об оглашенных

Ектения о выходе оглашенных

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Источник

Приложение. Ектении и избранные молитвы и песнопения из всенощного бдения и литургии

Великая ектения. Миром Господу помолимся, – т.е. помолимся, примирившись со всеми людьми. Св. Церковь напоминает нам о необходимости примирения потому, что, если мы имеем в душе злобу или гнев на ближнего, то Господь не примет и наших молитв.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. – Мир свыше, т.е. от Бога, это – спокойствие, которое сходит на душу человека после усердной молитвы.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. Здесь мы молимся, чтобы и между всеми людьми господствовал мир, не было бы ссор и вражды. Святые Божии Церкви – это общества православных христиан в разных государствах.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него), Господу помолимся.

Далее следуют прошения о Святейшем Синоде и местном епископе, о Богохранимой Державе Российской и благоверном Правительстве ее о всей палате (советниках, окружающих Правительство) и воинств.

О пособити покорити под нозе их всякого врага и супостата (противника), Господу помолимся.

О граде сем (или веси сей – селении, в котором совершается богослужение), всяком граде, стране и верою живших в них, Господу помолимся.

О плавающих и путешествующих, недугующих (больных), страждущих (кому тяжело живется), плененных и о спасении их, Господу помолимся. – Все такие люди нуждаются в особенной помощи Божией. По христианской любви мы молимся за них, зная, что если и мы окажемся в подобных обстоятельствах, за нас будет молиться вся церковь.

О избавитися нам от всякия скорби (горя), гнева (Божия) и нужды (тяжелых обстоятельств), Господу помолимся.

Заступи (защити), спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию со всеми святыми помянувше (призвавши на помощь), сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим (предадим себя на волю Божию).

Возглас священника: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Сугубая ектения. Рцем (скажем, помолимся) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Далее следуют прошения о Святейшем Синоде и местном епискоае, благоверном Правительстве, христолюбивом воинстве о создателях храма и почивших отцах и братьях.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении (чтобы Господь посетил, не оставил Своими милостями), прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (прихожан храма).

Еще молимся о плодоносящих (приносящих то, что необходимо для богослужения) и добродеющих (жертвующих на храм) во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (трудящихся для храма), поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Просительная ектения. Исполним (дополним) молитву нашу Господеви.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Дне (или: вечера) всего совершенна (весь день до конца), свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Ангела мирна (милостивого), верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим (что может принести пользу нашей душе), и мира мирови, у Господа просим.

Прочее время живота нашего (остальное время жизни нашей) в мире и покаянии скончати (провести мирно, с раскаянием о своих грехах), у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего (умереть по-христиански исповедавшись и приобщившись св.Тайн), безболезнены (без тяжких страданий), непостыдны (не позорной), мирны (со спокойствием душевным, без страха перед смертью), и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную и т.д.

Из всенощного бдения. Благослови, душе моя Господа. Благословен еси, Господи. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси, Господи. Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся.

Зело – весьма; возвеличился еси зело – Ты весьма возвеличился (сотворением мира).

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.Блажени вси надеющиися Нань.Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой.Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Совет нечестивых – собрание грнешников; путь – жизнь, поведение; воскресни – возстань; Господне есть спасение – у Господа спасение.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи.

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя.

Вонми – обрати внимание, внемни; да исправится – да направится; воздояние – поднятие.

Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

Пришедше на запад солнца – достигши заката солнца; гласы преподобными – голосами благоговейными.

Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, аллилуиа.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме, аллилуиа.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Егол, алилуиа.

Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его, аллилуиа.

Сион – гора в Иерусалиме, на которой стоял храм; Исповедайтеся – славьте.

Именуем – называем, прославляем; се – вот.

Эта песнь и Воскресение Христово видевше… поются только на воскресные дни. – Ад пленися – ад пленен, т.е. изведены из ада находившиеся в нем души праведников; Адам воззвася – Адам вызван (из ада); клятва потребися – проклятие (бывшее на людях) уничтожено; благоволивый тако – благоволивший устроить так.

Славословие великое. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мiра, помилуй нас. Вземляй грехи мiра, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.

Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.

Прибежище – защита; аз рех – я сказал; пробави – продли, продолжи.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Взбранной Воеводе – Победеносной Военачальницы; победительная – победные (песни); восписуем – составляем, приносим; держава – власть; Невеста неневестная – Пречистая Дева, не знавшая брака.

Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей: аллилуя.

Эта молитва поется после второго явления св. Даров.

Да исполнятся – да наполнятся; хваления – прославления; яко да поем – чтобы мы воспевали; яко сподобил еси – за то, что Ты удостоил; соблюди – сохрани; правда – праведность.

Из литургии Преждеосвященных даров

Да исправится молитва моя… См. стр. выше

Господи, воззвах к Тебе. См. там же.

Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

Хранение – охрана; дверь ограждения – дверь, ограждающую; словеса лукавствия – лукавые, хитрые слова; непщевати вины – придумывать извинение.

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа.

Се бо – потому что вот; тайная – таинственная; совершена – освященная; дориносится – торжественно переносится.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Православная Жизнь

Сегодня каждый православный христианин должен понимать церковнославянский язык — хотя бы на уровне основ грамматики, словаря богослужения и Священного Писания. Для помощи в этом мы составили словарик самых трудных слов.

Господу помолимся рцем вси что значит. Смотреть фото Господу помолимся рцем вси что значит. Смотреть картинку Господу помолимся рцем вси что значит. Картинка про Господу помолимся рцем вси что значит. Фото Господу помолимся рцем вси что значит

О чём читают и поют за воскресным всенощным бдением? Церковнославянский язык, на котором совершается богослужение Православной Церкви, сложен и непонятен не только для нас: он оставался трудным и для наших предков, живших много столетий тому. Ведь относится он не к восточнославянским языкам, как древнерусский, русский и украинский, а совсем к другой языковой группе — южнославянской. Единственные его ближайшие родственники в современном мире — болгарский и македонский.

Во все эпохи он был сакральным языком молитвы и общения с Богом. Иметь для этой цели особенный язык, не затронутый суетой повседневности, нравилось славянам. Вместо того чтобы переводить богослужение на свои родные наречия, они учили церковнославянский. При храмах и монастырях открывались школы, которые постепенно становились центрами образования и культуры. Так благодаря церковнославянскому языку на Русь приходило просвещение.

Сегодня каждый православный христианин тоже должен выучить церковнославянский язык — хотя бы на уровне основ грамматики, словаря богослужения и Священного Писания. Для помощи в этом мы составили словарик самых трудных слов. Для удобства — не в алфавитном порядке, а в порядке хода богослужения. В этой публикации рассмотрим сложные для понимания слова великой вечерни.

Первая часть воскресного всенощного бдения называется великая вечерня.

Востáните! — возглашает диакон в начале неё. Это слово означает «встаньте». До этого пришедшие в храм помолиться могли сидеть, но началась служба, и нужно встать. Этот возглас также призывает пробудить на молитву свою душу.

За более-менее понятной молитвой «Приидите, поклонимся…», которая, по сути, — продолжение диаконского призыва встать на молитву, следует довольно трудный для понимания 103 псалом. Его также называют «предначинательный» — как и предыдущие слова, он призывает пробудить душу от духовного сна, чтобы она благословила Господа.

Многие слова в этом псалме знакомы нам по созвучным русским, а некоторые совершенно непонятны: мы слышим их только за богослужением и больше нигде. Как, например, «зело». Мы составили словарик из таких слов.

Зелó — очень.

Яко — как.

Превы́спренняя (покрывáяй водáми превы́спренняя Своя) — самая большая высота. Слово состоит из двух корней — «выс» — «высота» и «прен» от праславянского pyrъ «парить», а также приставки пре- в значении «очень», суффикса и окончания. Похожее русское слово высокопарный сегодня имеет несколько другое значение.

Онáгри — дикие ослики.

Ероди́ево жили́ще (предводи́тельствует и́ми) — еродий по-церковнославянски «аист». Его жилище — гнездо, которое аист строит выше всех остальных птиц, как бы предводительствуя над ними.

Ски́мни рыкáющии — скимен значит «лев».

Персть (и в персть свою возвратя́тся) — «земля, прах».

Есть также слова, на первый взгляд знакомые нам, но в действительности означающие в церковно-славянском языке совсем не то, что в русском.

Исповéдание (во исповéдание и в велелéпоту облéкся еси́) — если с велелепотой (великолепием) всё интуитивно понятно, то что значит «облекся во исповедание»? В древнееврейском подлиннике псалма стоит слово, которое означает «слава». Церковнославянский глагол исповедати также имеет диапазон значений «открыто признавать, объявлять, воздавать славу, хвалить». Если углубиться в этимологию слова — поведать о чём-то всем, то есть прославить, сделать известным. Отсюда значение у существительного исповéдание в церковнославянском языке — не только «признание, объявление», но и «слава».

Кожа (простирáяй небо яко кожу) — на первый взгляд непонятно, причём тут кожа? Это перевод древнееврейского слова yeria, которое значит «полотнище, завеса». Славяне выделывали шкуры животных — получалась кожа, из которой делали различные завесы и шатры. Так что перед нами прекрасный поэтический образ: небо с его звёздами — лишь занавес, скрывающий за собой тайны вселенной и тайну Бога.

Твердь (основáяй землю на твéрди éя, не преклони́тся в век века) — значит не только твёрдую поверхность, но и «устои» — законы, на которых основана земля. Поэтому необязательно автор верил, что она стоит на спине слона или черепахи.

Запрещение (от запрещéния Твоегó побéгнут (воды)) — в церковнославянском вовсе не «запрет», а «угроза», а также «приказ».

Сельныя (звéри сéльныя) — «полевые». «Село» в церковнославянском значит «поле». Зато церковнославянское поле значит «равнину, долину». Древá польскáя дальше в этом псалме — деревья долин.

Тых (На ты́х птицы небéсныя привитáют) — «тех». Не на зверях полевых, а на горах, посреди которых пройдут воды.

Ругáтися (змий сей, егóже создáл еси́ ругáтися ему́) — «насмехаться». Так что змей ни с кем не ругается, а создан в шутку или в насмешку над духовным «змеем» — диаволом.

Живот (воспóю Гóсподеви в животé мóем) — «жизнь».

входя́щих вóнь — «входящих в него». В церковнославянском языке предлоги нередко соединяются с местоимением, создавая иллюзию нового слова. Онь (оный) — местоимение, которое означает «он» или «тот».

О благорастворéнии возду́хов — о хорошей погоде.

После великой ектении снова следуют псалмы, на сей раз 1-й, 2-й и 3-й. Первый псалом «Блажен муж» затем поётся с возгласом «Аллилуия».

Муж — речь не о чьём-то муже, а вообще о человеке. У древних евреев было принято обращаться преимущественно к мужчинам. По их линии даже велись родословные — без всякого упоминания о женщинах, за редким исключением.

Нань (надéющиися Нань) — вновь слитное написание предлога на с местоимением нь «него». Речь здесь идёт о Боге, поэтому Нань написано с большой буквы.

Стужающии — притесняющие.

Следом идёт малая ектения. Она так названа по сравнению с великой, которая была до неё.

Несмотря на то, что она практически в одну строчку, в ней тоже есть непонятные слова. Например, паки. Оно значит «снова».

Миром — «всей общиной». Слово мир имеет значение «народ» и «христианская община». А это же слово со значением «вселенная» пишется по-другому.

Затем звучат слова 140 и 141 псалмов — молитва «Господи, воззвах» и другие.

Исправится (да испрáвится моли́тва мóя) — исполнится (прозвучит).

Непщева́ти (не уклони́ се́рдце мое в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х) — оправдывать.

Нака́жет (нака́жет мя пра́ведник ми́лостию) — научит.

Мрежа (паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы) — сеть.

Дондеже — до тех пор, пока.

После псалмов и стихир священник совершает вечерний вход. Диакон возглашает «Прему́дрость, прóсти!»

Прему́дрость — «поучение».

Прóсти — «встаньте прямо». Во время чтения псалмов в древности положено было сидеть. Слова диакона призывают встать и внимательно выслушать следующие затем поучение или молитву. Действительно, следом звучит очень важная молитва «Свете тихий».

Безсмéртнаго — «вечного».

Зáпад — «закат».

После вечернего входа диакон возносит сугубую ектению («усиленное моление»). Она начинается словами «рцем вси».

Рцем — «говорим». Это значит, что в молитве должны участвовать все пришедшие на богослужение.

Зде — здесь.

После ектении звучит «Молитва при наступлении вечера». Благословéн еси́, Господи, научи́ мя оправдáнием Твои́м.

Оправданием — «заповедям».

Затем звучит просительная ектения и, если это положено по уставу, совершается чин литии. Лития означает по-гречески «усердное моление». Во время неё священник выходит в притвор храма и становится вместе с мирянами. Диакон возносит молитву.

Возвыси рог христиан православных — поэтический оборот из псалмов, который означает «прославь». В ветхозаветной Церкви жертвенник был украшен изваяниями в виде рогов жертвенных животных. Когда иудеи лишились своего храма и были уведены в вавилонский плен, они молились «возвысь рог жертвенника» — то есть восстанови жертвенник и храм.

Рогами украшали жертвенники и язычники — это традиция, уходящая корнями глубоко в прошлое, возможно, ещё ко времени принесения первых жертв Каином и Авелем. Поэтому в псалмах неоднократно звучат слова о том, что Господь сломит рог нечестивых, а рог праведников вознесёт. Там же мы находим выражение «рог спасения» — оно относится к жертвеннику. По древней традиции, любой преступник, который успел добежать до Иерусалимского храма и ухватиться за рог жертвенника, должен был быть помилован.

Трус (о éже сохрани́тися грáду сему́… от глáда, губи́тельства, тру́са, потóпа) — «землетрясение».

Благоуветлив — снисходителен.

Прещение — «гнев».

Затем звучит молитва священника и молитва «Ныне отпущаеши» в исполнении клироса.

Свет во откровéние язы́ков — языков значит «народов», откровение — «просвещение».

После освящения хлебов опять звучит псалом. На сей раз 33-й, «Благословлю́ Гóспода на вся́кое врéмя, вы́ну хвалá Егó во устéх мóих».

Выну — «всегда».

Вкупе — «вместе».

На этом вечерня заканчивается, следом за ней начинается утреня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *