Госзакупки это что простыми словами
Госзакупка
Тендер госучреждений, где компании соревнуются за право стать их поставщиком
Госучреждения не могут просто купить товары или оплатить услуги. Не важно, какие у них потребности — построить стадион или купить канцелярию, — они не могут просто заключить договор с подрядчиком или оформить заказ в интернет-магазине.
Чтобы найти исполнителей, госорганизации или бюджетные учреждения проводят специальную процедуру — госзакупки. Это вроде соревнования за право стать их поставщиком. Например, чтобы построить больницу, нужно закупить строительные материалы, найти подрядчиков, привезти оборудование и мебель — для всех товаров и услуг нужно провести госзакупку.
С 2019 года госзакупки проводят в интернете: заказ с требованиями к поставщику размещают на электронной торговой площадке — ЭТП. Все, кто хочет участвовать в торгах, оставляют заявки. Побеждает тот, кто предложил самые выгодные условия или низкую цену.
Рассказываем, какие бывают госзакупки, кто может в них участвовать, какие документы для этого нужны и с чего начать.
Чем отличаются госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Отношения с разными типами заказчиков регулируют разные законы. По 44-ФЗ заказчик — федеральные и муниципальные бюджетные организации. Такие госзакупки финансируют из федеральных и муниципальных бюджетов, а требования к поставщикам и заключению соглашений установлены законом.
Заказчик по 223-ФЗ — компании с долей государства более 50%, то есть госпредприятия. Они проводят тендеры за свой счет. Закон здесь мягче: заказчики могут сами указывать требования к поставщикам и сроки.
Виды госзакупок
Госзакупка бывает конкурентной и неконкурентной.
Конкурентная. В рамках такой закупки участники соревнуются за право стать поставщиком. Кого выберут, зависит от типа закупки. Всего их четыре: аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений.
Чтобы госзакупки проходили честно, участников обезличивают: например, во время аукциона заказчик видит только цены и не знает, на чье предложение он соглашается.
Неконкурентная. Это закупка, при которой контракт заключают с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком. По закону такую закупку проводят, если сумма контракта меньшее 300 000 ₽.
Еще неконкурентную закупку проводят, если услугу может оказать только одна компания. Например, если заказчику нужно провести воду или отопление.
Кто может стать поставщиком
Стать поставщиком может любой: физлицо, самозанятый, индивидуальный предприниматель, коммерческие компании и бюджетные организации. Но есть нюансы. Например, физлицо не может поставлять товары, но может предоставлять услуги. Иногда заказчики прописывают условия, которые ограничивают подачу заявок:
Кроме условий заказчика, поставщик должен соответствовать требованиям закона, поэтому для участия в тендере нужно подавать пакет документов.
Какие документы нужны для участия в госзакупках
Набор документов зависит от вида закупки. Мы подготовили для вас примерный список бумаг, которые могут понадобиться для участия в торгах.
Документы для конкурса по 44-ФЗ:
Документы для конкурса по 223-ФЗ:
Заказчик может запросить дополнительные документы: обычно полный перечень указывают в условиях участия в закупке.
Где искать информацию о госзакупках
Информацию о госзакупках можно найти на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок — ЕИС. На портале можно посмотреть открытые конкурсы и аукционы, а еще те, что только планируют провести.
При переходе на страницу товара или услуги можно прочесть детали заказа.
Как участвовать в закупках
Чтобы участвовать в госзакупках, нужно купить электронно-цифровую подпись — ЭЦП. Ее предоставляют аккредитованные удостоверяющие центры.
Чтобы принять участие в тендере, нужно зарегистрироваться на Госуслугах — учетная запись поможет подключиться к ЕИС и подать документы.
Важен формат участия в торгах: если вы подаете заявку как ИП или юрлицо, нужно завести соответствующий аккаунт на портале.
Зайдите в личный кабинет на сайте единой информационной системы, используя логин и пароль Госуслуг. Часть данных загрузится автоматически, а остальное придется заполнять вручную или заверить недостающие документы электронной цифровой подписью и загрузить их.
Если в закупке будут участвовать сразу несколько сотрудников компании, их полномочия тоже нужно подтвердить с помощью электронной цифровой подписи. Платить за регистрацию не нужно. Аккаунтом единой информационной системы можно пользоваться три года.
Чтобы участвовать в закупках, нужно зарегистрироваться и получить аккредитацию на электронной торговой площадке. Их список есть на ЕИС. Часть данных площадка получит из личного кабинета на сайте единой информационной системы, а остальные документы придется загрузить вручную. Площадка проверит их в течение одного рабочего дня и предоставит доступ к закупкам.
Сколько нужно заплатить за участие
Чтобы участвовать в госзакупках, нужно внести плату оператору площадки ― 1% от договорной стоимости. Для крупного и среднего бизнеса максимум ― 5000 ₽, а для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ― 2000 ₽.
Заказчику нужна гарантия, что поставщик предоставляет верные сведения и не откажется от контракта в последний момент. Поэтому участники должны обеспечить заявку: перечислить деньги на специальный банковский счет или получить банковскую гарантию.
Размер обеспечения — суммы, которую надо перечислить на специальный счет до завершения сделки, устанавливает заказчик в установленных законом пределах. При небольшой сумме сделки обеспечение не требуется. Если договорная стоимость превышает 1 млн рублей по нормам 44-ФЗ и 5 млн рублей по нормам 233-ФЗ, заказчик может требовать от 0,5 до 5% стоимости договора.
Что такое госзакупки и для чего они нужны? Подробная информация для новичков + обзор существующих видов торгов по 44-ФЗ
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют. Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.
Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное. Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.
Содержание:
1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?
Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:
Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.
Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.
Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.
Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.
Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Чем регламентируются госзакупки?
Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).
Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.
Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой ссылке.
3. Где размещается информация о проводимых закупках?
В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.
Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.
4. Виды торгов по 44-ФЗ
Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.
Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).
Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС ( www.zakupki.gov.ru ) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.
5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок
Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.
Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.
Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете здесь. По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.
Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров”.
И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:
На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Как предпринимателю получить госконтракт
И попасть на электронную торговую площадку
Я занимаюсь социологическими исследованиями и иногда работаю для государственных заказчиков.
В конце 2018 года мои заказчики сказали: «Если хочешь и в следующем году с нами работать, подавай заявку через электронную торговую площадку». Я понятия не имел, как это делается.
Пришлось разбираться с нуля. Оказалось, что на электронной торговой площадке нельзя просто взять и зарегистрироваться. Я потратил много времени, сделал несколько ошибок и чуть не опоздал с заявкой. В итоге все-таки успел — и победил в конкурсе.
Я получил уже пять госконтрактов через систему электронных закупок. Если вы предприниматель и собираетесь работать с государственными структурами, но не хотите метаться, как я, эта статья для вас. Расскажу, что и в какой последовательности делать ипшнику, чтобы участвовать в электронных торгах.
Что такое госзакупки
Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны — мебель, канцтовары, электричество. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, школы привлекают частные охранные предприятия, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.
Организации или предприниматели, у которых государство заказывает товары и услуги, — это поставщики. Сами госорганы — заказчики, а вся система — госзакупки.
Государственные и муниципальные предприятия не вправе просто выбрать поставщика, который им больше понравится. Поставщиков определяют через систему госзакупок по закону о госзакупках — 44-ФЗ. Например, заказчик объявляет конкурс или аукцион, поставщики подают заявки — и побеждает лучшая.
До 2019 года я тоже участвовал в конкурсах и иногда побеждал. Но это были бумажные заявки. С 2019 года госструктуры обязаны проводить закупки в онлайне при помощи электронных торговых площадок — ЭТП, или операторов. Исключение — закрытые способы определения поставщиков: они не всегда проходят в электронной форме.
ЭТП — это сайт, где заказчики размещают объявления о конкурсах, а поставщики подают заявки на участие. Там же подводят итоги и объявляют победителя торгов. Похоже на биржу, где малый и средний бизнес предлагает свои услуги по заявкам госструктур.
По 44-ФЗ в России работают восемь электронных площадок:
Чтобы работать с государством, нужно попасть на такую площадку. Предприниматель может искать подходящие конкурсы только на одной или на всех площадках сразу. Для этого обязательно там аккредитоваться.
Сначала я думал, что просто зайду на сайт оператора и создам личный кабинет. Оказалось, что так нельзя. Аккредитацию дают автоматически на всех площадках, но только после прохождения нескольких шагов. Расскажу каких.
Первое условие для работы на госзакупках — сертификат электронной подписи, ЭП. Подходит не любая ЭП, а именно электронная подпись для торгов. Если у вас есть электронная подпись, которой вы подписываете декларацию для налоговой, не факт, что она подойдет.
Электронную подпись для торгов не дают бесплатно. Ее надо покупать в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, УЦ. Аккредитацию, или разрешение на работу, центрам дает Министерство связи. У них работает специальный сайт, где перечислены все аккредитованные УЦ. Но не все из них готовы сделать для ИП электронную подпись для торгов — надо уточнять на сайте или по телефону.
Для изготовления ЭП нужно подать заявку. УЦ вышлет форму заявления и счет. Сертификат отдают лично в сервисном центре.
Если за ключом поедет представитель по доверенности, ему необходимо взять с собой оригинал паспорта и заверенную печатью ИП доверенность на получение сертификата ключа подписи.
Если не доплачивать за срочность, электронную подпись делают за 1—3 рабочих дня. Лучше начинать процесс аккредитации на ЭТП именно с получения подписи: она понадобится в дальнейшем.
Сертификат электронной подписи дадут в виде флешки. Чтобы работать с ним, нужно вставить флешку в компьютер и настроить его. У меня часть настройки прошла автоматически, а потом я звонил в УЦ — они удаленно подключались к моему компьютеру и что-то там настраивали.
Мои ошибки при изготовлении ЭП. У меня уже была электронная подпись, которой я подписывал налоговую декларацию. Я думал, что ее будет достаточно, поэтому заранее ничего не делал. В последний момент выяснилось, что моя подпись не подходит.
Я не мог поверить, что за ЭП нужно платить. Слышал, что их делают бесплатно, искал и нашел где. Оказалось, что УЦ «Главное управление информационных технологий и связи» бесплатно делает электронные подписи для госструктур, муниципалов и общественных организаций. Для предпринимателей — нет. В итоге только потратил время.
я заплатил за электронную подпись
Я чуть не переплатил. Первый УЦ выставил мне счет на 5950 Р за годовой сертификат. У меня уже оставалось мало времени, поэтому я хотел его оплатить. Решил все-таки сравнить цены: автоматический подбор на сайте другого УЦ предложил мне 5900 Р за год. Я позвонил им, и в процессе разговора менеджер предложила вариант за 4500 Р без ненужных мне функций.
Как избежать ошибок. Выбирайте УЦ, у которого есть сервисный центр в вашем городе. Проверьте, делает ли этот УЦ подписи для предпринимателей.
Перед покупкой уточните у менеджера, можно ли выпустить электронную подпись дешевле — без ненужных опций. Но сначала сверьтесь со своими планами. Электронная подпись также требуется для участия в закупках коммерческих организаций по 223-ФЗ, в закупках РЖД, закупках малого объема и имущественных торгах. Если сейчас возьмете сертификат только для работы по 44-ФЗ, он может не подойти для других площадок.
Например, я сказал менеджеру, что мне ничего не нужно, кроме участия на площадке закупок по 44-ФЗ, а сейчас уже работаю на площадке «Электронный магазин» — это закупки малого объема, они проходят по другим правилам. Хорошо, что моя подпись подошла для этого и не пришлось выпускать еще одну.
ЕСИА — это Единая система идентификации и аутентификации. По-простому ЕСИА — госуслуги. Если у вас нет там учетной записи, придется ее создать и подтвердить. Сделать это можно при помощи электронной подписи.
Руководство пользователя ЕСИА:
создание и подтверждение учетной записи — с. 17—55,
регистрация как ИП — с. 82—85
На основе подтвержденной учетной записи физлица необходимо зарегистрироваться на госуслугах как ИП. Одновременно автоматически появится личный кабинет на сайте госзакупок, но после все равно придется туда зайти и зарегистрироваться в качестве участника закупки.
ЕСИА и ЕИС не одно и то же, хоть и связаны между собой. ЕИС — это Единая информационная система, попадают в нее через сайт госзакупок.
После регистрации в ЕСИА личный кабинет на госзакупках уже создан автоматически, но туда надо войти и заполнить регистрационные данные. Войти не так просто, и здесь обязательна электронная подпись.
Личный кабинет открывается не в любом браузере: мне удается войти только через Internet Explorer. Это вообще основной браузер для госзакупок.
Сначала нужно настроить рабочее место. Я кое-как сделал это самостоятельно, а потом узнал, что настройку за меня мог сделать специалист УЦ, где я купил электронную подпись. Это входит в ее цену.
Если в обслуживание по ЭП настройка не входит, придется скачивать и устанавливать программы «Криптопро CSP» и «Криптопро ЭЦП Browser plug-in». Это делается в процессе выполнения «Инструкции по настройке рабочего места». Еще у системы госзакупок работает техническая поддержка, но они ни разу не взяли трубку. Поэтому вместе с электронной подписью стоит покупать пакет техподдержки, чтобы все технические вопросы переложить на профессионалов.
Когда настроите рабочее место, сможете попасть в личный кабинет участника закупок. Часть данных заполняется автоматически — они переходят из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ЕГРИП. Остальное нужно заполнить вручную. Потом нужно подписать эту информацию электронной подписью — и вы автоматически попадете в Единый реестр участников закупок, ЕРУЗ.
Мои ошибки при регистрации в ЕИС. Я думал, что ЕИС и ЕСИА — одно и то же. У меня была учетная запись физлица на госуслугах, но я не сделал личный кабинет ИП, а пытался сразу зарегистрироваться на госзакупках. Это у меня не получалось, я менял настройки, скачивал инструкции, нервничал и долго не мог понять, почему от меня требуют зарегистрироваться в ЕСИА, если я этим и занимаюсь.
Если бы догадался сразу обратиться в свой удостоверяющий центр, они удаленно сделали бы всю настройку за меня и я бы не тратил время и силы.
Как избежать ошибок. Проверьте предварительно, стоит ли у вас Internet Explorer. Лучше сразу работать в нем, чем мучиться, настраивая привычный браузер, и потом все равно установить Internet Explorer. Почему-то госорганы отдают предпочтение именно ему.
Всегда обращайтесь за консультациями в свой удостоверяющий центр. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы все работало. Ведь срок действия электронной подписи истечет, и в следующий раз вы можете купить сертификат в другом месте — там, где лучше сервис.
И не путайте ЕСИА и ЕИС, хотя они и похоже звучат.
После регистрации в ЕИС можно войти на выбранную торговую площадку. Логин и пароль создавать не нужно, вместо этого необходимо вставить флешку с электронной подписью. Авторизация пойдет через ЕСИА, поэтому потребуется пароль от госуслуг.
У сайта ЭТП тоже трудности с работой в большинстве браузеров. Я могу зайти в личный кабинет на своей торговой площадке тоже только из Internet Explorer. И даже это получилось не сразу — пришлось опять обращаться в техподдержку моего удостоверяющего центра. Специалист снова удаленно подключился к моему компьютеру, сначала настраивал сам, потом советовался с коллегами, что-то скачивал, и через час проблема вдруг решилась. На радостях специалист признался, что он все испробовал, не знал, что делать дальше, и даже не понял, что в итоге привело к успеху. Спасибо ему за упорство.
После выбора ЭТП можно искать закупки, но при цене контракта от 1 млн рублей потребуется обеспечение заявки: это сумма, которая вносится на специальный банковский счет. Там ее временно заблокируют, и заявку допустят к участию. Счет такого типа так и называется — специальный счет участника закупок.
Спецсчета имеют право вести не все банки, а только те, что есть в перечне, утвержденном правительством. Обратитесь в один из них.
Когда я делал себе спецсчет, Тинькофф-банка еще не было в этом перечне. Поэтому основной счет ИП у меня в Тинькофф, а спецсчет — в Сбере. Чтобы его открыть, пришлось сначала сделать в Сбербанке обычный расчетный счет, а потом дополнительно к нему — специальный. Денег за это не взяли, обслуживание спецсчета тоже бесплатное.
Через некоторое время после открытия спецсчета он появится в личном кабинете на ЭТП: банк сам передаст сведения.
Что и где сделать, чтобы участвовать в госзакупках
Я разбирался во всем сам, делал ошибки, терял время, поэтому весь процесс аккредитации на электронной торговой площадке занял у меня месяц. На самом деле можно быстрее.
Что сделать для участия в госзакупках
Шаг | Где | Цена | Срок |
---|---|---|---|
Электронная подпись | Удостоверяющий центр | 4500—6000 Р на год | 1—3 рабочих дня |
Регистрация в ЕСИА | Госуслуги | Бесплатно | Моментально |
Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП | Сайт госзакупок | Бесплатно | 2 рабочих дня |
Спецсчет | Банк из перечня | По тарифам банка | В день обращения |
Запомнить
Olesya, со стороны поставщика еще хуже
5-й пункт из того что нужно запомнить: через пол года половина этой статьи будет не актуальной)))
Елена, это я утрирую. Точно не скажу что поменяется. На практике там много нюансов которые постоянно меняются. Например 2018 год. Федеральные площадки в начале года перешли на квалифицированную электронную подпись (ЭП), летом обратно, и ближе к зиме снова на простую. А ЭП выпускается на 1 год минимум. Следовательно кто к концу 2017 года сделал себе простую подпись, вынуждены были менять их на квалифиц-ую. А это опять оплата, приезд в УЦ, возня с документами. И еще при этом в разных УЦ подписи выпускают немного по разному. Кому то не пришлось менять, кому пришлось если подпись выпущена на ООО а не ИП. Многие меняли ЭП, а затем летом опять. Затем еще и корневой сертификат менялся у удостоверяющих центров, нужно было клиентам переустанавливать его. В течение года некоторые площадки перестали работать со старыми версиями крипто-про, необходимо было менять. Закупки оборонки перешли на специализированную площадку где сначала нужно подать заявку на регистрацию, ждать неделю, потом оплатить счет, и хорошо если бухгалтер заметит что счет наполовину с НДС а наполовину без и оплатит правильно. Потом площадка спецсвязью отправляет документы и диск с супершифрующей программой, ибо нельзя для военкомата даже бумагу продавать через простую площадку. Этот диск с документами привозят два бугая с спецсвязи. Один караулит другой оформляет бумаги. Потом сложный процесс заполнения этих документов и регистрации какого либо копмьютера под эту программу. Потом нужно подать заявку на аккредитацию и ждать опять 5 дней. Затем ближе к осени участники должны были открывать спецсчета в банках и регистрироваться в еис. Поменялись немножко требования к заявкам по 44 фз, и требования к поставщикам, изменился порядок предоставления деклараций. Отменили бумажные закупки. Появилось несколько новых федеральных площадок. И это только часть из того что изменилось. Написал что вспомнил. Еще много изменений сто стороны заказчиков было вроде как. И это я опустил великое множество мелочей которые всплывают в самый неожиданный момент. Поэтому, эта статья скорее подойдет чтобы поверхностно понять принцип работы в закупках.
Елена, да всё, дармоеды заняты перекладыванием из пустого в порожнее.