Говорю не то что думаю диагноз
Расстройства речи
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.
Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь
Проверял Еремин Алексей Валентинович
В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях. Степень выраженности расстройства бывает разной – от неправильного произношения звуков до неспособности индивидуумом воспринимать чужие слова на слух.
Предпосылки возникновения болезни у детей и взрослых разные. В первой категории пациентов она обуславливается наследственностью, осложнениями при беременности и родах. Во второй – развивается на фоне злокачественных и доброкачественных новообразований в головном мозге, инфекций или инсульта.
В Клинике Доктора Исаева лечение расстройств речи ведется с использованием современных техник терапии и доказавших свою эффективность традиционных методов. Обратиться к нам с обеспокоенностью по поводу речевых патологий вы можете в любой момент. Наши специалисты в совершенстве владеют психотерапевтическими технологиями, при необходимости совмещают лечебный процесс с применением лекарственных препаратов. Итогом грамотно проведенной работы становится значительное улучшение состояния больного, а в ряде случаев ― полное устранение негативных симптомов.
Общая характеристика заболевания
Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.
Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений. Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы. Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.
Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл. Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие. Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.
Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента. Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз. Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.
Основные признаки расстройства речи
Заметить, что у человека начались проблемы с речевой функцией или они есть с раннего детства, можно по следующим признакам:
Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если нет возможности приехать в стационар, можно вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит предварительный диагноз, выдаст направление на дальнейшее обследование.
Расстройство речи мешает полноценному общению больного с окружающими. Это существенно усложняет социальный, профессиональный, личный аспект его жизни.
Причины речевых расстройств
У взрослых расстройства речи делятся на два вида – органические и функциональные. В основе классификации лежит категория причин, вызывающих патологию.
Органические нарушения возникают вследствие поражения артикуляционного аппарата, черепно-мозговой травмы, отдельных звеньев ЦНС, которые неразрывно связаны с разговорной функцией, патологии органов слуха.
Первые признаки болезни иногда проявляются после перенесенных заболеваний:
Функциональные расстройства речи возникают при воздействии на организм человека следующих факторов:
Обращение в психиатрическую клинику позволяет пациентам улучшить свое состояние, повысить уровень адаптации и социуме.
Разновидности речевых патологий
Разные виды дисфункции импрессивной и экспрессивной речи классифицируются в зависимости от клинической картины болезни. Среди наиболее распространенных нарушений выделяют:
В психиатрическое отделение на госпитализацию отправляют не всех пациентов, некоторые патологии можно успешно лечить в домашних условиях. Важно следовать всем рекомендациям врача.
Лечение расстройства речи в Москве
Стратегия терапии подбирается в зависимости от клинической картины болезни. В Клинике доктора Исаева есть специалисты, которые проводят занятия с пациентами с целью улучшения их состояния. К примеру, у логопеда лечат заикание с помощью специальных упражнений, часть которых выполняется дома для закрепления эффекта.
Лечение расстройства речи в Москве при дизартрии дополняется физиотерапией, иглоукалыванием, медикаментозными препаратами.
Лечение речевой дисфункции отзывы
Точность диагностических мероприятий, адекватно подобранные медикаменты, хорошие условия содержания больных в стационаре – наши основные приоритеты. Мы рады каждому отзыву, оставленному на этой странице. Информация будет полезной для наших потенциальных пациентов.
10 первых признаков деменции, стоящие пристального внимания
Если вы часто ловите себя на мысли, что часто что-то забываете и стали слишком подозрительны к окружающим, возможно, вам нужен совет врача. Деменция очень часто воспринимается, как аналог потери памяти. Однако этот недуг, даже в обостренной форме, – обычный симптом возрастного слабоумия, развитие которого вполне можно остановить.
Что такое деменция?
Деменция характеризуется разрушением клеток головного мозга в хаотичной последовательности. Часто этот процесс одновременно происходит в нескольких областях. Возможно, это будет область долгосрочной памяти или область, отвечающая за внешние реакции, то есть за поведение. При самых ярко-выраженных случаях, происходит снижение скорости мышления, страдает чувство ориентации в пространстве и пропадает способность говорить. Как правило, болезнь прогрессирует в мозгу человека до того момента, пока его самосознание не исчезает окончательно.
На данный момент на планете зафиксировано более 50 миллионов людей, имеющих данный диагноз. Эта цифра увеличивается на 20% каждый год.
Существует много видов деменции, например, болезнь Альцгеймера. Печальный факт: такие заболевания невозможно остановить, но можно замедлить и купировать, при условии своевременного обнаружения.
Стартовые признаки синдрома слабоумия
На начальном этапе обычно можно выделить следующие моменты:
Сложности с выражением мыслей
Всем знакома ситуация, когда забывается какое-то слово или фраза. В народе даже есть выражение – «Крутится на языке». Ничего страшного, если это происходит редко и не беспокоит вас. Однако если это повторяется постоянно и вызывает проблемы при взаимодействии с людьми – это уже повод для подозрений.
Плохая память
Если вы 3 раза в неделю ищете пульт от телевизора, потому что не помните, куда положили его вчера – это обычная ситуация. А вот если вы забыли, что вам рассказал ваш ребенок вчера или с трудом припоминаете сегодняшний обед, значит ваши когнитивные способности уже нарушены.
Беспокойство и легкая паранойя
Резкие и бесконтрольные изменения в настроении и характере
Бывает и так, что человек суровый и нелюдимый вдруг становится общительным болтуном. Некоторые скажут, что это даже хорошо, но не стоит обольщаться. Как правило, любые частые и резкие перемены в характере обусловлены неправильной работой какой-то области мозга. То же касается и слишком частых депрессий.
Потеря временной и пространственной ориентации
Какое сегодня число? Какой день недели? Как пройти до остановки общественного транспорта самым коротким путем? Если попытка ответить на эти вопросы вызывает затруднение, значит клетки мозга уже начали медленно разрушаться.
Угасание интереса к увлечениям
Занятия в бассейне, альбом с марками, вязание и другие простые и сложные увлечения начинают стремительно уходить из жизни человека с развитием деменции. Апатия опасна в любой ферме, но в такой – больше других.
Потерянность
Обычно люди мало наблюдают друг за другом, находясь на рабочем месте. Если один из ваших коллег в десятый раз задает вам один и тот же вопрос, а получив на него ответ, медленно уходит с отсутствующим видом, стоит приглядеться к нему. Врачи говорят, что человек, подверженный слабоумию, может утратить способность сосредотачиваться на чем-то и планировать свои действия.
Нелогичность в диалогах
Страдающий слабоумием мозг не дает человеку логично вести беседу. Мысли постоянно путаются, и обсуждение хорошей погоды может окончиться на чем-то совершенно отвлеченном. Люди просто забывают, насчет чего конкретно они хотели выразить свое мнение.
Синдром «Плюшкина»
Все полезные и бесполезные вещи бережно прячутся и сохраняются на «черный день». Иногда люди в возрасте становятся собирателями хлама и мусора, потому что думают, что «в хозяйстве все может пригодиться».
Что предпринять, если признаки недуга проявились?
Лучшее, что можно сделать, если вы заметили у кого-то симптомы слабоумия – зафиксировать их на бумаге и помочь человеку обратиться ко врачу. Только доктор, у которого человек наблюдался постоянно, может составить правильную картину болезни. Возможно, в карточке человека есть какие-то важные подробности или заболевания, которые стали предтечей деменции. Также врач может дать направление на уточняющие исследования: анализ мочи и крови, который отразит гормональный фон и показатель уровня сахара. Имеет смысл сразу проверить сердечную деятельность и сделать МРТ головного мозга.
Именно поэтому перед окончательной постановкой диагноза нужно отсеять:
Так как деменция необратима, не стоит рассчитывать, что какие-то медикаменты помогут ее остановить. Как правило, доктора советуют пересмотреть текущий образ жизни больного, причем измениться он должен не на время, а насовсем.
Что же можно изменить в своей жизни, чтобы противостоять слабоумию:
Нарушение понимания речи
Нарушение понимания речи встречается при ряде различных речевых и психоневрологических синдромов: алалии, афазии, аутизме, олигофрении, деменции и пр. Характеризуется отсутствием адекватной реакции на слышимую речь, неспособностью выполнить инструкцию, повышенной истощаемостью внимания. Иногда понимание нарушается частично. Собственная речевая продукция может быть сохранной или отсутствовать. Для установления причин нарушения проводится неврологическое, аудиологическое, нейропсихологическое, логопедическое обследование. Лечение осуществляется в рамках выявленного синдрома.
Причины нарушения понимания речи
Синдром Маугли
Понимание обращенной речи отсутствует у детей, не имеющих опыта человеческого общения, – так называемых «детей-маугли». Развитие речи ребенка носит подражательный характер на основе звуков, которые он слышит вокруг и артикуляции, которую он наблюдает у окружающих. Если ребенок с раннего детства был изолирован в замкнутом пространстве или рос среди зверей и никогда не слышал человеческую речь, то он не способен воспринимать и давать адекватную ответную реакцию на слова. Наряду с нарушением понимания, у детей с синдром Маугли отсутствует и собственная речь.
Тугоухость
Непонимание речи наблюдается у глухих с рождения или рано оглохших детей. Они не воспринимают даже неречевые звуки. Познание внешнего мира носит ограниченный характер, из-за чего вторично развивается интеллектуальный дефицит, возникают трудности в обучении. Иногда им может быть доступен ритмический рисунок слова, определенные интонации. Глухонемые дети не говорят и не понимают окружающих.
Аутизм
Степень выраженности нарушения рецептивной речи различна при разных формах аутизма. Худший уровень слухового восприятия демонстрируют лица с низкофункциональным аутизмом, лучший – с высокофункциональным аутизмом, синдромом Аспергера.
В целом понимание речи лицам с расстройствами аутистического спектра доступно, но часто носит непроизвольный, избирательный характер. Своеобразие мышления при аутизме таково, что ребенок реагирует только на те темы, которые вызывают у него эмоции и живой интерес. К другой вербальной информации аутичные дети не проявляют внимания, не отзываются на имя, просьбы. При этом хорошо воспринимают интонацию и жесты.
Синдром Ландау-Клеффнера
Для заболевания характерен распад речевых навыков в возрасте 3-7 лет. Сначала утрачивается понимание речи, затем возможность самостоятельного высказывания. Регресс речевой функции происходит внезапно и быстро, примерно в течение полугода. При синдроме Ландау-Клеффнера нарушение рецептивной стороны речи сочетается с эпилептическими приступами. Невербальный интеллект относительно сохранен: пациенты сохраняют способность к самообслуживанию и ручному труду.
Алалия
Сенсорная алалия развивается при перинатальном поражении речеслуховой области (центра Вернике). Ребенок с сенсорной алалией воспринимает речь окружающих как фоновый шум, лишенный какого-либо смысла. Он не дифференцирует на слух неречевые и речевые звуки, у него отсутствует связь между звуковой оболочкой слова и предметом, который оно обозначает. Для облегчения понимания дети «читают с лица».
В легких случаях доступно понимание отдельных слов и бытовых инструкций, в тяжелых – отмечается полное невосприятие вербальной информации. Физический слух не нарушен, активная речь присутствует, интеллект первично сохранен. При сенсомоторной алалии дети не только не понимают словесное обращение, но и не говорят сами.
Афазии
Расстройство речевого восприятия при различных формах афатического синдрома имеет свои особенности. В некоторых случаях имеет место полное непонимание любых словесных высказываний, в других – затруднения носят частичный, выборочный характер. Нарушения понимания речи встречаются при следующих формах афазии:
При моторных афазиях (афферентной, эфферентной) рецептивная речь нарушается только при грубых формах расстройства. При этом ситуативно-бытовые высказывания доступны пониманию больных, трудности возникают лишь с восприятием сложных логико-грамматических конструкций. Афазии чаще всего являются следствием ОНМК, черепно-мозговых травм, нейродегенеративных заболеваний.
Семантическая дислексия
Нарушение понимания письменной речи демонстрируют ученики с семантической дислексией. При удовлетворительной технике чтения и отсутствии произносительных проблем дислексики не улавливают смысл прочитанного. Они затрудняются в пересказе текста, ответах на поставленные вопросы, написании сочинений по литературным произведениям. Чтение носит механический, неинформативный характер.
Умственная отсталость
При врожденной олигофрении отмечается системное недоразвитие речи: скудость словарного запаса, несформированность грамматики, нарушения звукопроизношения. Имеются трудности с анализом речевого потока, поступающего к ребенку. Уровень нарушения понимания речи зависит от степени УО.
При самой тяжелой форме – идиотии – восприятие речевой информации практически недоступно. При умеренной идиотии возможно относительное понимание мимики, жестикуляции, элементарной речи, узнавание лиц и голосов близких.
У лиц с имбецильностью понимание ограничено кругом определенных бытовых тем, носит конкретно-ситуационный характер. Новая информация воспринимается и осмысливается с трудом. Имбецилы не понимают значения многих слов, причинно-следственных связей и пр.
При дебильности понимание речи имеет обиходный характер. Большинство больных может поддерживать диалог на повседневные темы, но абстрактное и логическое мышление затруднено. Не доступно понимание идиом, фразеологизмов, метафор, юмора.
Приобретенное слабоумие
Деменция встречается в клинике многих заболеваний: болезни Альцгеймера, церебрального атеросклероза, болезни Пика, нейроинфекций, у детей ‒ синдрома Геллера и др. Ослабление интеллекта сопровождается нарушением всех ВПФ, в том числе речи. В тяжелых стадиях речевая активность резко снижена или отсутствует, исчезает ответная реакция на обращение. В целом нарушения речи при глубокой деменции соответствуют тотальной афазии.
Диагностика
Пациентам с нарушениями импрессивной речи требуется проведение комплексной неврологической, аудиологической, логопедической, психолого-психиатрической диагностики, консультации соответствующих специалистов:
Коррекция
Медицинская помощь
Терапевтическая тактика зависит от этиологии нарушения восприятия речи. При органических поражениях головного мозга необходима медикаментозная терапия нейропротекторами, нейропептидами, витаминами, корректорами мозгового кровообращения. Используются физические методы реабилитации: физиопроцедуры (дарсонвализация, электрофорез, магнитотерапия), лечебная гимнастика, механотерапия.
Больным с деменцией назначение фармакотерапии осуществляет психиатр. Чаще всего для коррекции психических нарушений используются ноотропы, антидепрессанты, антиоксиданты, ингибиторы холинэстеразы, нейролептики.
Пациентам с врожденной тугоухостью могут быть рекомендованы различные виды восстановления слуха: электроакустическая коррекция (подбор слухового аппарата), кохлеарная имплантация. В дальнейшем для развития понимания речи и активного высказывания пациентам необходимы занятия с сурдопедагогом.
Нейропсихологическое сопровождение
Методы нейропсихологической коррекции применяются в комплексной терапии алалии, афазии, умственной отсталости, аутистических расстройств. В рамках когнитивной реабилитации ведется работа по развитию ВПФ, сенсомоторная коррекция предполагает формирование схемы тела, пространственных представлений, невербального выражения своих потребностей и др. Используются различные методы: нейрогимнастика, упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, песочная терапия, различные виды сенсорной интеграции. При аутизме рекомендована АВА-терапия.
Логопедическая коррекция
Важную роль в коррекции нарушений понимания речи играют логопедические занятия, направленные на активизацию слухового восприятия. Основные направления логотерапии:
Положительный эффект для восстановления понимания речи отмечен от использования пальчиковых игр, мнемотехники, слуховых тренировок по методу Томатис. У детей с РАС выбор может быть сделан в пользу развития вербальной или альтернативной коммуникации (с помощью жестов, карточек PECS).
Что такое синдром Аспергера? — О триаде нарушений
Научное описание | Что это значит в повседневной жизни |
1. Коммуникация: те, у кого синдром Аспергера. | |
. с трудом понимают жесты, мимику и интонацию | Пишет Ли (женщина, 42 года, разработчик веб-сайтов): «Я не всегда понимаю, что значит то или иное выражение лица, не слышу интонации, показывающей, например, что человек шутит, и неправильно интерпретирую (или просто не замечаю) язык тела. Поскольку этими визуальными сигналами сообщают очень много, от меня часто ускользает полный смысл того, что говорят. Эти сигналы можно выучить, но они бесконечно тонки, и даже после 20 лет освоения от меня все еще ускользают подробности, и я вынуждена спрашивать, что имеется в виду». Пишет Джо (женщина, 36 лет, учительница): «Я знаю, что плохо понимаю мимику и язык тела, из низких результатов тестирования, разработанного Центром исследования аутизма при Кембриджском университете. Иначе бы не догадалась. Однако часто догадываюсь, что от меня что-то ускользает». Пишет Пит (мужчина, 49 лет, пенсионер): «Обо мне говорили, что я демонстрирую ограниченную невербальную коммуникацию. Мне трудно добиться понимания, что люди хотят сказать, и я не могу еще и интерпретировать жесты, мимику и интонацию! Я не слишком склонен к многозадачности». |
. с трудом осознают, когда лучше начать или закончить разговор и на какую тему лучше высказаться | Пишет Ли: «Я часто ловлю себя на том, что перебиваю, поскольку, во-первых, ошибаюсь в том, пора ли высказаться, — возможно, из-за того, что упускаю визуальные сигналы (см. выше), а во-вторых, мне тяжело одновременно слушать, осмыслять услышанное и придумывать подходящие ответы. Разговаривать так сложно!» Пишет Джо: «В разговоре я часто перебиваю и высказываюсь как-то не так. В основном затрагиваю не те темы — со слов окружающих, слишком тяжелые, серьезные, глубокие». Пишет Пит: «Да, я не улавливаю признаков того, что устный разговор или переписка сходит на нет, не понимаю, уместно ли начать диалог. Не вижу смысла в светских беседах: в них люди обычно неискренни — например, на вопрос «Как дела?» отвечают «Спасибо, хорошо», пусть это неправда. Однако любой другой ответ рискует перерасти в разговор, который трудно вести, когда на самом деле тебе нужно, чтобы от тебя отстали, а так сказать нельзя: грубо». |
. выражаются очень буквально и с трудом понимают шутки, метафоры и сарказм. Например, человека с синдромом Аспергера может сбить с толку слово «круто» в значении «хорошо» | Пишет Ли: «Я понимаю все очень буквально — часто недоумеваю, когда употребляются фразеологизмы или другие фигуры речи. Возможно, это связано с непониманием мимики и т. д.: например, бывает, не могу определить, что человек иронизирует, поскольку слышу его слова, но не интонацию». Пишет Джо: «Я научилась (это путь нелегкий) распознавать и запоминать шутки, метафоры и фразеологизмы в чужой речи. Изредка сама их употребляю, что всякий раз ощущаю как свое огромное достижение. Бывает, не понимаю в разговоре совершенно ничего, и сильно паникую, если слышу, что шутки и т. д. активно употребляют те, с кем я сейчас общаюсь». Пишет Пит: «Я предпочитаю говорить точно, мне тяжело выражаться завуалированно. Кроме того, я часто понимаю буквально. Когда юрисконсульт прислал мне черновик моего завещания и предложил, чтобы я внес желаемые изменения, я их внес, но только орфографические и грамматические, не содержательные. Сообразил, когда уже отправил. Я мог бы книгу написать о недоразумениях вроде этого». |
. употребляют сложные слова и словосочетания, но не всегда полностью понимают их значения | Пишет Ли: «Меня всегда интересовал язык. В английском, при таком громадном лексиконе, всегда есть точное слово, означающее именно то, что я хочу сказать. Но, представьте, я часто шокирую тех, чей словарный запас не столь обширен». Пишет Джо: «Я ловлю себя на том, что пишу заумно, употребляю сложные языковые конструкции, не зная и не понимая, как так могу». Пишет Пит: «Иногда мне трудно рассказать о событии или ситуации, и я употребляю не самое точное слово в надежде, что слушатель тоже не поймет, что имеется в виду. В результате разговор быстро заканчивается, к чему я и стремлюсь, чтобы избежать тревожности, связанной с необходимостью рассказывать полностью». |
. вынуждены прилагать очень много усилий, чтобы иметь друзей | Пишет Ли: «Я не нахожу общего языка с большинством: меня считают слишком странной. Но у меня есть близкие друзья среди людей, которым я дорога благодаря своей необычности, не вопреки». Пишет Джо: «У меня много знакомых, но мало друзей, а со мной-настоящей общаются только пара человек. Раньше я очень хотела иметь много друзей и страдала от одиночества, а теперь начинаю понимать, что мне так нравится. Я человек с глубоким внутренним миром, меня тянет к интеллектуальным разговорам, анализу, дискуссиям. Поверхностность меня выматывает. Мне не слишком интересна поп-культура, светские беседы и псевдо-социализация». Пишет Пит: «У меня узкий круг добрых друзей. Я не нахожу общего языка с большинством НТ (нейротипиков, то есть не аутистов), предпочитаю общаться наедине или очень маленькими компаниями, но даже при таком раскладе мне нужно часто уединяться на несколько минут. Мне не нравятся многие мероприятия, нравящиеся большинству: в людных пивных и на вечеринках сенсорно перегружаешься». |
2. Социальное взаимодействие: те, у кого синдром Аспергера. | |
. не понимают неписаных правил общения, улавливаемых большинством интуитивно. Например, становятся слишком близко к другим, начинают говорить на неуместные темы или вести себя неуместным образом | Пишет Ли: «У меня нет инстинктивного понимания сигналов нормального социального взаимодействия. Я вынуждена вырабатывать их для каждой конкретной ситуации (что не всегда получается, если я устала или нервничаю). Обо мне часто думают, что я веду себя не так, как принято. Например, снимаю обувь, когда хочу, и мне не приходит в голову, что кто-то может счесть это нежелательным. Я вынуждена напоминать себе, что надо думать о ситуации». Пишет Джо: «Я знаю ожидания социума и так называемые нормы, однако мне бывает трудно применять эти знания инстинктивно. Иерархии в бизнесе и косвенные поведенческие ожидания для меня слишком запутанны. На общественных мероприятиях мне физически некомфортно, и я остро ощущаю свою ограниченность телом: непонятно, как стоять, куда деть руки». Пишет Пит: «Я не становлюсь слишком близко к другим, но, кажется, да, у меня нет чутья на так называемое правильное поведение. Кроме того, мне нужно применять что-то вроде контроля качества к темам, которые я хочу затронуть в разговоре. Многое из этого связано с буквальным пониманием — например, при названии «Закон о дискриминации инвалидов» мне первым в голову приходит нечто делающее дискриминацию людей с инвалидностью законной, даже обязательной!» |
. считают других непредсказуемыми и слишком сложными | Пишет Ли: «Так называемое нормальное поведение для меня во многом бессмысленно. По-моему, незачем спрашивать «Как дела?», если реально тебя не интересует, как у человека дела. Не одобряю дразнилок: мне кажется, это жестоко. А понятие правила, существующего, чтобы его нарушать, абсурдно!» Пишет Джо: «Когда я работаю совместно с кем-то, я обнаруживаю, что в разговоре много недосказанного, вызывающего у меня неуверенность, поняла ли я то, что подразумевалось. Это особенно заметно, когда меня просят что-то сделать для кого-то еще или вместе с ним, а мелкие задачи берет на себя другой человек и они толком не оговорены». Пишет Пит: «Да, меня огорчает, что люди обычно говорят не то, что думают, или меняют свое мнение, или делают не то, что говорят. Мне нужно больше предсказуемости и упорядоченности, а когда планы меняются, я предпочитаю, чтобы меня направляли, а не заставляли плыть по течению. Столик в ресторане и билеты в кино всегда заказываю заранее». |
. замыкаются в себе, выглядят равнодушными к другим, отстранены | Пишет Ли: «Иногда люди думают, что я веду себя скованно, хотя на самом деле я просто устала. Мне стоит множества моральных (а в итоге и физических) сил следить за всякими взглядами, нюансами, интонациями и т. д. вдобавок к сути разговора. Через некоторое время уединения (от нескольких минут до нескольких недель — зависит от того, как сильно я устала) я возвращаюсь к общению». Пишет Джо: «В течение дня мне часто нужны перерывы в социальном взаимодействии. При длительном взаимодействии (на вечеринках, встречах, в кафе или ресторанах) я физически взбудораживаюсь, морально устаю и не могу сосредоточиться на разговоре. Моей первой реакцией на такое изнеможение будет безмолвие, а в результате я покажусь равнодушной». Пишет Джо: «Я всегда интересовалась чужими побуждениями и зачастую в состоянии учесть разные точки зрения. Тем не менее, мне неясно, как люди испытывают одно чувство или совершают одно действие, когда так много других способов взглянуть на ситуацию! Что до собственных чувств, мне бывает трудно их распознать, а если я зациклена на выявлении своих эмоций, мне тяжело понимать чьи-либо еще». Пишет Пит: «Да, я опираюсь на своего рода каталог у себя в голове — каталог мимических и других жестов и привязанных к ним мыслей и чувств. Кроме того, у меня алекситимия (проблема с пониманием, обработкой и описанием эмоций), поэтому я плохо выявляю собственные мыслей и чувства. И, естественно, не понимаю тонкостей, передаваемых невербально». |
. имеют ограниченный, строго фиксированный, повторяющийся набор занятий, требующих воображения. Например, выстраивают игрушки в ряды или коллекционируют предметы, связанные со специальными интересами. | Пишет Ли: «Я и впрямь предпочитаю действовать одними и теми же способами (одинаково загружаю посудомоечную машину, следую одному и тому же маршруту, передвигаясь вверх и вниз по супермаркету. ). Это не значит, что я не могу по-другому, просто мне гораздо, гораздо легче жить, когда не нужно перманентно адаптироваться к новым методам и ситуациям. Это примерно как иметь в голове географическую карту и плутать, если что-то меняется на местности». Пишет Джо: «Мое так называемое воображение работает только с чужой подачи. Мне очень некомфортно играть со своим малышом в игры, где кем-то себя представляют, и я едва не паникую, когда меня просят поиграть во что-то подобное. Мне тяжело вообразить, как решить новую проблему, и я пользуюсь уже существующими выученными методами, а не развиваю новые идеи. Я бы сказала, что человек я творческий, но воображение у меня небогатое». Пишет Пит: «В детстве, играя в «Лего», я делал геометрические фигуры, а не здания или транспортные средства. Люблю, чтобы вещи были в определенном порядке, всегда мою посуду в одной и той же последовательности, а раньше часами напролет заучивал статистические данные о мотоциклах». |
. с трудом представляют альтернативные исходы ситуаций, часто не могут предположить, что будет дальше | Пишет Ли: «Когда я была маленькой (термина «синдром Аспергера» тогда еще не существовало), родители были в ужасе от моего так называемого отсутствия здравого смысла. Под этим подразумевалась неспособность предчувствовать, предсказывать множество возможных исходов той или иной ситуации. Из-за этого у меня была масса неприятностей. Когда я стала взрослой, меня стало раздражать, что я не справляюсь с жизнью из-за неумения предвидеть будущее, и я впала в обратную крайность. Теперь я вынуждена прорабатывать любое изменение, готовиться к любой возможной случайности, прежде чем что-то начать. Подобное утомляет и ограничивает, но все же лучше, чем столкнуться с некой неожиданностью». Пишет Джо: «Должна согласиться. Это проявляется как сильная потребность в структурированности и рутинности повседневной жизни. Тем не менее, поскольку я знаю, что подобная структурированность и рутинность не всегда возможна, не всегда реальна, мне очень трудно организовать ее себе, и меня расстраивает то, что бывает так много возможных исходов! Для меня простор возможностей — нечто неподконтрольное, а потому пугающее».
|