Графика для детей что это

Художественно-творческое развитие дошкольников. Авторская дидактическая игра «Графика»

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это АзароваТамара Анатольевна
Художественно-творческое развитие дошкольников. Авторская дидактическая игра «Графика»

Цель:Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика.

Познакомить с видами графики и особенностью средств выразительности.

Учить отличать графику от живописи.

Обратить внимание детей, что в графике – цвет не главное.

Главное характер линии, точки, штрихи, пятна.

Учить передавать характер пейзажа на бумаге характером линии (толстая, тонкая, ломанная, плавная, волнистая, непрерывная, прерывистая)

Учить понимать графический рисунок, рассматривая его с близкого расстояния.

Учить составлять графический рисунок из элементов «пейзажа», сохраняя «перспективную» структуру.

Рисовать предметы расположенные на переднем плане, заштрихованными крупными, толстыми линиями, на «дальнем плане», короткими, толстыми линиями

Материал: Графические пейзажные картинки, (образцы).

Элементы этих картинок, вырезанные из бумаги,

выполненные в разной графической технике.

Основа пейзажной картины (4 – 5 штук) без элементов,

плоскостное черно-белое изображение, выполненное

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Описание игры: Предложить детям составить графический пейзаж

из бумажных элементов, выкладывая на основе пейзажной

Соблюдая технику рисования графики, учитывая

«перспективу» и расположение элементов по отношению к

Обратить внимание на штриховку мелких и крупных

элементов, в зависимости от их расположения на

предложенной пейзажной плоскости.

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что этоКонсультация для педагогов «Знакомство дошкольников с графикой» Знакомство детей с изобразительным искусством рекомендуется начинать с рассматривания произведений графики, и прежде всего иллюстраций детских.

Викторина «В гостях у сказки». Викторина. Тема: «В гостях у сказки». Цели:Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Источник

Презентация по ИЗО на тему: «Графика» (1-2 класс)

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Графика может быть книжной, журнальной, газетной, прикладной.

Дудлинг (англ. Doodling) обозначает технику рисования с помощью простых графических элементов (дудлов). Такими элементами могут быть обычные закорючки, каракули, простые формы и более осмысленные элементы. ДУДЛИНГ

РИСУНКИ ЛИСТЬЕВ В СТИЛЕ ДУДЛИНГ

ЦВЕТЫ В СТИЛЕ ДУДЛИНГ

1. Что такое графика? 2. Какие графические материалы вы знаете? 3. Что такое дудлинг? 4. Из каких элементов состоит дудлинг? ВОПРОСЫ:

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Курс повышения квалификации

Правополушарная живопись

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Номер материала: ДБ-1712548

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут Вам полярники по просьбе замечательных, умных и заботливых пингвинов.

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Живем мы семьями и все родители с теплотой и нежностью заботятся о своих малышах. Мы кормим их, согреваем от холода своим большим и теплым телом.

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Мы пробовали доплыть, но льдина уже слишком далеко от нас. Помогите нашим малышам, они маленькие и могут замерзнуть».
Педагог: А кто знает кто такие пингвины?

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Педагог: А где они живут?

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Педагог: Все правильно. Пингвины живут на полюсе. Но у нашей земли есть два полюса: северный и южный. И пингвины живут на южном полюсе (в Антарктиде).

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Давайте рассмотрим на картинке.Что мы с вами видим?
Дети: Рыба.
Педагог: Обратите внимание на рисунке не просто рыба, а рыба нарядно украшенная точками, разными линиями и пятнами.

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Педагог: Поэтому основными элементами декоративной графики являются точки линии и пятна. Это главные помощники они помогают рисунок сделать нарядным. Все на них еще разочек посмотрели и запомнили. Это точки, линии и пятна.

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Педагог: Линии бывают разные. Какие вы знаете линии?
Дети: Прямые, волнистые и ломаные.

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Педагог: Линии еще могут различаться по своим направлениям.
Дети: Горизонтальные, вертикальные и наклонные (или еще можно сказать под углом).

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что это

Источник

Программа по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Орнаментальная графика для дошкольников»

Актуальность

В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность – основное условий существования системы народного образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе cчитают письмо.

По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

Согласно Л.А. Венгеру, графическая деятельность – это исполнительный компонент художественной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков; И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие графической деятельности в зависимости от уровня пространственных представлений. Согласно М. Фростиг, моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы “глаз-рука” и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел движением руки, кисти и пальцев.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Этим объясняется актуальность данной программы “Орнаментальная графика для дошкольников”.

Пояснительная записка

Основной целью работы факультатива является художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, подготовка детей к письму, т.е. по возможности развитие механизмов, необходимых для его осуществления, создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

В данной программе дается своеобразная азбука орнамента, которая позволяет научить графически, реализовать свой замысел. Перед рисующим стоит задача – использовать разнообразие деталей орнамента для передачи пространственных свойств, изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и графического рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.

Тематическое планирование и содержание занятий определено исключительно интересами детей.

В работе детьми используются материалы: фломастеры, простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, мелки, бумага разной фактуры, размеров, цветов.

Программа факультатива по орнаментальной графике рассчитана на 34 занятий в год, предусматривает студийные занятия с детьми старших, подготовительных групп 1 раз в неделю.

Занятия проводятся по подгруппам от 7–12 детей. Продолжительность образовательного процесса – 2 года (старшая и подготовительная группы).

В основе занятий стоит интеграция: использование поэзии, живописи, музыки, построение философской беседы с использованием вопросов познавательного характера, создание психоэмоционального фона, двигательная активность, использование слайд программ по темам занятий, практически-творческая деятельность. Поэзия, музыка, живопись – все это наглядно и близко ребенку дошкольного возраста. Приобщать детей к миру прекрасного нужно как можно раньше: учить восторгаться причудливой красотой деревьев, многоцветием заката, неповторимыми звуками музыки, очаровывающими слух строками стихотворений, пластикой и грациозностью движения.

Необходимым условием развития графических навыков детей является включение детей в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческую. Возможными путями для его развития на занятиях орнаментальной графики могут быть: применение философской беседы; дидактических игр; живописи; музыки; поэзии.

Уникальность данной программы обучения заключается в том, что на протяжении первого года обучения почти все задания выполняются в одном цвете (например: яблоко красное, лист желтый, кот черный…) с использованием готовых форм – шаблонов. Введение “смешивания” цвета в первый год обучения орнаментальной графики нецелесообразно, так как действия ребенка с цветом еще неумелые, ребенок не ощущает красоту линий и четкость силуэтов. Все задания первого года обучения признаны координировать мозг, глаз, руку. Учитывая важность отработки каждой детали орнамента, предлагается многие композиции составлять только из одного элемента (например: заполнение яблока только с использованием круга, листа с использованием треугольников…). Это с одной стороны ограничивает возможности детей, а с другой – скупость художественных средств развивает фантазию. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций, усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции педагога, работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к дальнейшему обучению в школе. Применение изобразительных материалов при выполнении графических упражнений вариативно. На первых этапах работы в старшей группе уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации.

Второй год обучения направлен на создание сюжетной композиции с использованием разных цветов. Например, на занятиях орнаментальным графическим рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом, ручкой, мелком, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, контролировать чередование деталей орнамента, в результате чего у них вырабатывается плавность, контроль, ритм, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма.

Исходя из результатов проведенной диагностической работы видно, что у детей повысился уровень развития координации системы “рука-глаз”, чувства ритма, меры, уверенности. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, в философские беседы, с вниманием слушают музыку, поэзию, “вживаются” в рассматривание картин.

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Содержание программы

Орнамент – это особый вид художественного творчества, который, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь.

Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон.

Соединение в одно целое орнамента и графики и есть орнаментальная графикой. Орнаментальной графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практические неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Художественно-выразительные достоинства орнаментальной графики заключаются в ее лаконизме, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

На занятиях по орнаментальной графике, дети гораздо шире знакомятся с графическим рисованием с использованием орнамента как средства заполнения и украшения внутренней части предмета, при этом соблюдая, закон орнамента, а именно принцип повторения.

Значение орнаментального графического рисования заключается в том, что дети, изображая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как “нарушение” пропорций, а также цвет, фактуру, форму: котомания, звонкая капель, птица счастья и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к “формированию своеобразных эмоциональных образов”.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания орнамента, близкий игре. Выдумывание деталей своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления.

Содержание учебного материала снабжает ребенка большим объемом доступной информации, обогащает его словарный запас терминами и понятиями, побуждает ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы. Система занятий построена с учетом последовательности и системности.

Эффективность работы по программе обеспечивает специально подобранный методический комплекс взаимодействия с детьми, с помощью которого осуществляется личностно-ориентированный подход к детям, необходимый для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Методы работы

Все методы используются в зависимости от темы занятия и возрастных особенностей детей.

Формы работы с детьми: занятия факультатива, экскурсии, посещение выставочных залов, развлечения, индивидуальные занятия, выставки детских работ, изготовление работ и участие в конкурсах.

Условия реализации программы: перспективный план занятий, предварительная работа, конспекты занятий, подбор демонстрационного материала, подбор методической и художественной литературы, работа с родителями, работа с воспитателями.

Формы работы с родителями: выставки детских работ, открытые занятия, папки передвижки, развлечения, анкетирование, газеты, конкурсы газет с участием родителей, индивидуальные консультации, ярмарки поделок.

Коллектив каждого детского сада стремится к тому, чтобы родители стали его единомышленниками и друзьями. Для реализации программы необходима тесная плодотворная связь с семьей. Целью данной работы с родителями является организация сотрудничества родителей и педагогов для успешного художственно-эстетического развития ребенка.

Формы работы с педагогами: консультации, открытые занятия, комплексные развлечения, мастер-классы, конкурсы поделок.

Задачи первого года обучения (5–6 лет)

Задачи второго года обучения (6–7 лет)

Закреплять умение ориентироваться в пространстве листа, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования, создавая сюжетные работы.

Диагностика

В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма была проведена диагностика, в которой участвовало 12 детей подготовительных группы детского сада. В диагностике использовались тесты Н.И. Озерецкого, графический диктант, а также разработанные диагностические задания.

В ходе диагностического обследования обнаружено, что движения руки дошкольников характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.

Сравнивая результаты диагностики, отмечено, что в начале 2009–2010 учебного года из 12 детей 5–6 лет средний уровень готовности к овладению графикой письма выявлен у 3 детей, низкий уровень у 9 детей, высокий уровень отсутствовал. В конце 2009–2010 учебного года высокий уровень готовности к овладению графикой письма имели 4 ребенка, средний уровень – у 8 детей, детей с низким уровнем не было.

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности графического рисования и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность графического рисования, выявляя одно из основных его свойств, успешного развития навыка письма.

Модель выпускника

Достижения воспитанников

Участие в городских и окружных конкурсах детского творчества; (В 2007 году диплом за подготовку участника победителя, занявшего 2 место в номинации “Лучшая графическая работа”; диплом за подготовку участника победителя, занявшего 2 место в номинации “Лучшая графическая работа” в городском фестивале детского и юношеского творчества “Дети Сургута за здоровый образ жизни” в 2010 году.

Источник

Использование художественной графики для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Графика для детей что это. Смотреть фото Графика для детей что это. Смотреть картинку Графика для детей что это. Картинка про Графика для детей что это. Фото Графика для детей что этоДорогие друзья, мы рады представить вам Тарасову Инну Александровну, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 47 «Акварель» общеразвивающего вида» г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Инна Александровна с радостью делится с нами педагогическим опытом по использованию художественной графики для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Инны Александровны:

«Статья рассказывает об опыте работы воспитателей МАДОУ «Детский сад № 47 «Акварель» общеразвивающего вида» г. Великий Новгород по использованию художественной графики для развития детей, в том числе подготовки детей к школьному обучению».

Увлекательного чтения…

В настоящее время у детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие способностей к анализу, к синтезу, к классификации и, как следствие, затрудняется процесс познания в целом; малая база конкретно-предметных образов, что затрудняет восприятие материала по литературе; несформированность представлений о плоскости, рельефе, объёме, симметрии, асимметрии, что затрудняет понимание многих законов живой и неживой природы.

С другой стороны, преемственность – основное условий существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

Проблема сформированности у дошкольников графическиих навыков письма занимает особое место в системе подготовки руки ребенка к письму. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе многие cчитают письмо.

По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

Графическая деятельность – это исполнительный компонент художественной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков; И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие графической деятельности в зависимости от уровня пространственных представлений. Согласно М. Фростиг, моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы “глаз-рука” и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел движением руки, кисти и пальцев.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

Вместе с тем, в настоящее время вопросы художественно-эстетического развития старших дошкольников изучены преимущественно с позиций: обучения изобразительной деятельности и конструированию (А.Н. Давидчук, Т.С. Комарова, З.Б. Лиштван, Л.А. Парамонова). Актуальной представляется систематизированная и последовательная работа с детьми 5-7 лет по развитию графических умений у детей.

Цель статьи – оказать методическую помощь воспитателям ДОУ по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС, в том числе на этапе подготовки детей к школьному обучению.

Новизна. Изучив ряд методических пособий и рекомендаций по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста выявлено, что графика, как правило, не выделена как направление работы с детьми и работе по изучению линий, штрихов не уделяется должного внимания. Хотя значение этого вида работы велико.

1. Теоретические основы использования художественной графики в процессе образовательной деятельности детей 5-7 лет.

Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, силуэт.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практические неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

Значение графического рисования заключается в том, что дети, изображая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как “нарушение” пропорций, а также цвет, фактуру, форму: котомания, звонкая капель, птица счастья и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к “формированию своеобразных эмоциональных образов”.

Содержание учебного материала снабжает ребенка большим объемом доступной информации, обогащает его словарный запас терминами и понятиями, побуждает ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы. Система работы построена с учетом последовательности и системности.

Графика – более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, т.к. важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесёнными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчётлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.

Если мазок стремится перейти к чувственно осязаемой форме, то линия, штрих, рисунок готовы порой перерасти в геометрическую схему. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчёркнута её «сделанность».

Живопись создаёт убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, т.е. всю «технику» рисунка. Она и рассчитана на то, чтобы быть очевидной.

Если в живописи пространство передаётся с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передаётся обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

С этими особенностями графики, ее основными средствами выразительности в создании художественного образа нужно знакомить дошкольников, тогда их работы будут более глубокими, яркими, эмоциональными, а правильно выбранные техники и материалы помогут осуществить и передать задуманное в работе.

Все методы используются в зависимости от темы занятия и возрастных особенностей детей.

3. Задачи развития детей 5–6 лет в технике графического рисования.

4. Задачи развития детей 6–7 лет в технике графического рисования.

5. Этапы работы по ознакомлению детей с графикой.

1 этап. Знакомство с графикой. Данный этап работы предлагает:

— печатные художественные изображения (гравюра, литография);

2 этап. Линия (вертикальные, горизонтальные, наклонные, ломанные, волнистые, дугообразные).

Предполагает работу, которая направлена на то, чтобы вызвать у детей интерес к линии как средству выразительности и ее образным превращениям и видоизменениям.

На данном этапе необходимо показать детям выразительность линий, их возможности использования в зависимости от характера образа.

Основная задача – показать роль штриха и его особенности в создании образов разными способами.

4 этап. Силуэт. Предполагает:

— способ кляксографии, монотипии «Невиданные звери»

— работа сухой кистью

— работа по сырому в технике «черной акварели»;

6. Диагностика достигнутых результатов

Такое использование графического рисования показывает, что образовательная деятельность в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.При выполнении графических упражнений развивается мелкая моторика рук, самоконтроль и саморегуляция движений руки под контролем зрения, при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.

В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма была применена диагностика, в которой участвовало 12 детей 6-7 лет. В диагностике использовались тесты Н.И. Озерецкого, графический диктант, а также разработанные диагностические задания.

В ходе диагностического обследования обнаружено, что движения руки дошкольников характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.

Сравнивая результаты диагностики, отмечено, что в начале первого года обучения из 12 детей 5–6 лет средний уровень готовности к овладению графикой письма выявлен у 3 детей, низкий уровень у 9 детей, высокий уровень отсутствовал. В конце второго года обучения высокий уровень готовности к овладению графикой письма имели 4 ребенка, средний уровень – у 8 детей, детей с низким уровнем не было.

К концу второго года обучения ребенок может:

Применение в образовательной данного вида работы поможет развитию творческих способностей детей, подготовки руки к письму, т.е. по возможности развитие механизмов, необходимых для его осуществления, создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Решать задачи по формированию графических навыков у детей:художественно-эстетическое развитие; ориентировка на листе бумаги; развитие навыков владения орнаментальной графикой; развитие навыков работы с различными графическими материалами; развитие координация системы “рука-глаз”; развитие чувства ритма, меры, уверенности; развитие творческого воображения.

Таким образом, овладение детьми графическими техниками способствует созданию художественного образа детьми в рисунке.

Список литературы.

2. Грошенков И. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе.-М;1992

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, – М., 2000.

5. Коломенский Я., Панько Е. О психологии детей шестилетнего возраста.-М;1988

6. Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет.-М;2003

7. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.

9. Микляева Н.В. Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисоания.-М;2010

10. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста.-Ярославль,1997

11. Субботина Л. Развитие воображения у детей.-Ярославль, 1998

12. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностики.-М;1992

13. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.-М;1989

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *